Правовой статус депутата

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 N 3-ФЗ (последняя редакция)

8 мая 1994 года N 3-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 05.07.1999 N 133-ФЗ, от 12.02.2001 N 9-ФЗ, от 04.08.2001 N 109-ФЗ, от 09.07.2002 N 81-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.04.2004 N 21-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 16.12.2004 N 160-ФЗ, от 09.05.2005 N 42-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. 12.07.2006), от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 30.12.2006 N 277-ФЗ, от 30.01.2007 N 8-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 27.10.2008 N 190-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ, от 14.02.2009 N 21-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 27.07.2010 N 212-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 12.11.2012 N 178-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 03.12.2012 N 238-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 02.07.2013 N 147-ФЗ, от 23.07.2013 N 209-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 28.06.2014 N 191-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 29.06.2015 N 196-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 03.05.2016 N 140-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 311-ФЗ, от 19.12.2016 N 451-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 07.06.2017 N 107-ФЗ, от 29.07.2017 N 227-ФЗ, от 12.11.2018 N 408-ФЗ, от 27.12.2018 N 561-ФЗ, от 03.07.2019 N 167-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ, от 24.04.2020 N 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 05.08.2000 N 113-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 02.12.2013 N 350-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы соответственно), их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы
    • Статья 2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей Российской Федерации
    • Статья 3. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 4. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 5. Удостоверения и нагрудные знаки члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 6. Условия осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий
    • Статья 7. Формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 7.1. Фракции в Государственной Думе
    • Статья 8. Взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями
    • Статья 9. Соблюдение этических норм членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы
    • Статья 10. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей
    • Статья 10.1. Ответственность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей
  • Глава II. Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 11. Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 12. Участие члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, согласительной и специальной комиссии
    • Статья 13. Парламентский запрос
    • Статья 14. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос)
    • Статья 15. Приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации
    • Статья 16. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами
    • Статья 17. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на получение и распространение информации
    • Статья 18. Недопустимость вмешательства члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов
    • Статья 19. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 20. Порядок получения согласия на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности
    • Статья 21. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний
    • Статья 22. Обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 23. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 24. Утратила силу
    • Статья 25. Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 26. Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы
    • Статья 27. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий
    • Статья 28. Ежегодный оплачиваемый отпуск члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 29. Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 30. Предоставление члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы служебного помещения
    • Статья 31. Использование членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы средств связи
    • Статья 32. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на транспортное обслуживание
    • Статья 33. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на внеочередное поселение в гостинице
    • Статья 34. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на обеспечение жилым помещением в городе Москве
    • Статья 35. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 36. Дипломатический паспорт члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 37. Помощники члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 38. Прием на работу и увольнение с работы помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 39. Права и обязанности помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 40. Условия и порядок оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающего по трудовому договору (контракту)
  • Глава III. Ответственность за невыполнение положений настоящего Федерального закона
    • Статья 41. Ответственность за создание препятствий в осуществлении деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 42. Ответственность за неправомерное воздействие на члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, членов их семей и других родственников
    • Статья 43. Проявление неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы
  • Глава IV. Заключительные положения
    • Статья 44. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 44.1. Утратила силу
    • Статья 45. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Правовой статус депутата Государственной думы РФ

Правовой статус депутата Государственной Думы Российской Федерации представляет собой специальный вид статуса, которым наделяют определенную категорию граждан ввиду их особого положения и рода деятельности. Данный вид статуса подразумевает особую специфику в отношении индивида: дополнительные права и обязанности, а также привилегии, которые предусмотрены действующим законодательством страны – это и отделяет депутатов ГД РФ от граждан России и иных государственных служащих.

Какие законодательные акты регулируют правовое положение депутата ГД РФ

Согласно закону, правовое положение депутата ГД РФ урегулировано Конституцией РФ и законами, которые являются отправными документами для анализа статуса депутата ГП РФ, к ним относятся:

  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»;
  • Федеральный закон № 20-ФЗ от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
  • Регламент Государственной Думы ФС РФ;
  • иные законодательные акты.

Основные элементы правового статуса депутата ГД РФ

В соответствии с мнениями экспертов-правоведов, важным составляющим элементом, входящим в состав правового статуса должностного лица, является его компетенция, то есть его права и обязанности, которые могут быть определены его служебным положением. Кроме того, в число элементов правового статуса входят: цели и задачи, поставленные перед депутатом ГД РФ, функции и ответственность.

Права депутата Государственной Думы РФ:

  • внесение законопроектов в ГД РФ, а также парламентского и депутатского запроса;
  • участие депутата в заседаниях, в парламентских, специальных и иных комиссиях, а также парламентских слушаниях;
  • обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты ФС РФ;
  • обращение к должностным лицам с требованием принять меры по пресечению нарушений прав гражданина, при их обнаружении.
  • обращение в средства массовой информации.

Обязанности депутата Государственной Думы:

  • соблюдение правил депутатской этики, правил, установленных Госдумой РФ;
  • отчитываться перед избирателями;
  • выполнять поручения Государственной думы и комиссий, членами которых они являются, а также посещать заседания фракции, с целью совместной деятельности, выражения единой позиции и создания единой программы по вопросам, рассматриваемым ГД РФ;
  • представлять декларацию о доходах на имущество.

Еще одним немаловажным элементом правового статуса являются гарантии деятельности депутата ГД РФ, используя которые должностное лицо может беспрепятственно и эффективно осуществлять деятельность. Среди основных гарантий деятельности можно выделить:

  1. Депутатский иммунитет – особый вид привилегий, как совокупность особых правовых преимуществ.
  2. Депутатский индемнитет – совокупность социальных гарантий, которые обеспечивают независимость депутата, способствуют утверждению депутата, как личности, и одновременно являются вознаграждением за его труд.

Правовой статус депутата ГД РФ в широком смысле – это положение депутата, обусловленное социально-политической сущностью общества и регламентируемое правовыми и иными нормами, а также дополненное соответствующими гарантиями.

Мандат депутата Государственной думы РФ

Депутатский мандат — это официальный документ, который удостоверяет законные полномочия депутата. Однако также, этот термин имеет еще два традиционных значения, признанных в отечественной науке:

  • это совокупность прав и обязанностей, а также привилегий и иных элементов правового статуса депутата;
  • это форма взаимоотношений между депутатом и избирателем, в основе которой определение политико-правовой природы деятельности депутата.

Виды мандатов:

  1. Для депутатов Государственной Думы Российской Федерации в большей степени характерно наличие свободного мандата, который подразумевает, что его обладатель является представителем всего народа, не может быть связан наказами свих избирателей и не может быть отозван ими, если не оправдал их доверия.
  2. Для депутатов-представителей органов муниципальных образований также характерен императивный мандат, который подразумевает представительство избирателей своего избирательного округа и ответственность перед избирателями.

Приобретение и прекращение статуса депутата Государственной Думы РФ

В соответствии со ст. 1 ФЗ №20 от 22.02.2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты ГД РФ избираются на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права при использовании норм тайного голосования. Право на участие в избрании имеет каждый гражданин РФ, достигший 18 лет и имеющий право принимать участие в выборах согласно действующему законодательству. Прекращение полномочий депутата может быть связано с началом работы Госдумы РФ нового созыва либо досрочно по следующим основаниям:

  • добровольное сложение своих полномочий – оформляется письменным заявлением;
  • утрата гражданства РФ/приобретение гражданства иного государства;
  • ограничение дееспособности;
  • избрание должностным лицом иного законодательного органа;
  • наличие обвинительного приговора суда в отношении депутата, вступившего в законную силу;
  • признание депутата безвестно отсутствующим либо умершим по решению суда, вступившего в законную силу.

Правовой статус советского депутата. Императивный мандат

Депутат Совета — центральная фигура во всей системе народного представительства, главное связующее звено между органами власти и избирателями. Именно деятельность депутатов обес­печивает правильное выражение Советами воли народа, осуществление ими своих задач.

Без­условно, правовой статус депутата складывается из многих элементов, в том числе и из обязанностей, неотделимых от прав и составляющих с ними органическое единство. Однако от объема прав члена представи­тельного органа власти во многом зависит успех его деятельности по участию в управлении делами государства.

Полномочия — советского депутата закреплены в Конституции СССР, конституциях союзных и автономных республик, указах Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1968 г. и 19 марта 1971 г. об основных правах и обязанностях сельских, поселковых, рай­онных, городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся и принятых затем соответствующих законах союзных и автономных республик, а также в Законе СССР от 20 сентября 1972 г. «О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР».

Правовой статус советского депутата, организационно-правовые формы его деятельности достаточно полно освещены в специальной литературе, однако систематизация полномочий советского депутата раз­работана еще недостаточно.

Для осуществления указанных функций депутат должен обладать определенным комплексом прав, закрепленных в законодательстве. Права, закрепленные в Законе «О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР», с точки зрения их функционального назначения подразделяются на три группы.

1. Права по выработке и принятию решений включают: права де­путата на сессии (ст. 12), право законодательной инициативы депута­тов Верховных Советов (ст. 13), право на внесение вопросов на рас­смотрение органов Совета, подготовку их к рассмотрению, обсуждение и принятие по ним решений (ст. 16).

2. Права по осуществлению решений: право на участие в работе органов Совета (ст. 16); право депутата принимать личное участие в рассмотрении направленных им в государственные органы предложе­ний, заявлений и жалоб, а также право вносить предложения в эти органы по результатам изучения причин, порождающих жалобы (ст. 19) и т.д.

3. Права по контролю исполнения решений: право депутатского запроса (ст. 14); право возбуждать вопрос о проведении проверок ра­боты государственных органов и принимать личное участие в проверке работы этих органов по поручению Совета (ст. 17); право осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб (ст. 19); право требовать устранения нарушений законности. (ст. 25).

К последним относятся: право депутата на создание ему необходи­мых условий для проведения отчетов и встреч с избирателями (ст. 21) право на безотлагательный прием должностными лицами (ст. 24), пра­во на освобождение от работы для выполнения депутатских полномо­чий (ст. 27), право на помощь по правовым вопросам (ст. 28), право на получение справочных материалов и другой информации (ст. ст. 21, 29), право на возмещение расходов, связанных с выполнением депутат­ских полномочий (ст. 30), право на бесплатный проезд (ст. 31), право на охрану трудовых прав (ст. 32), право депутатской неприкосновенно­сти (ст. ст. 33, 34).

Императивный Мандат- правило, согласно которому депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и во всей своей деятельности ответствен перед ними; при этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверие избирателей. И. м. существует в социалистических и ряде других государств. В государствах либеральной демократии И. м., как правило, не применяется ввиду его противоречия принципу национального представительства.

Императивный мандат применялся в СССР. Он до сих пор существует в некоторых странах, таких как Куба, Замбия, Гана, а также Китай и Индия.

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 1696 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов