Президентские республики

Характеристика полномочий президента в парламентарной республике

Если статус монарха как главы государства зависит от разновидности монархической формы правления, то статус и полномочия президента определяются разновидностью республиканской формы правления.

Современные республики делятся на парламентарные и президентские. Основной критерий разграничения – объем полномочий главы государства (президента), порядок формирования правительства и его конституционно-правовой статус.

Статус президента в парламентарных республиках (ФРГ, Греция, Индия, Чехия, Турция, Австрия и др.) в значительной мере напоминает статус монарха в парламентарной монархии. Полномочия главы государства в большинстве своем осуществляются с согласия и по инициативе правительства. Но президент здесь – совсем не исключительно номинальный глава государства.

В парламентарных республиках роль главы государства, который хотя и обладает формально значительными полномочиями, на практике является по существу номинальной. Рассмотрим это на конкретных примерах. В соответствии со ст. 87 Конституции Италии «Президент Республики является главой государства и представляет национальное единство.

Он может направлять палатам послания.

Назначает выборы новых палат и определяет день первого заседания.

Санкционирует представление палатам правительственных законопроектов.

Промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и постановления.

Назначает народный референдум в случаях, предусмотренных Конституцией.

Назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства.

Аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры, в соответствующих случаях — с предварительного разрешения палат.

Является командующим вооруженными силами, председательствует в созданном согласно закону Верховном совете обороны, объявляет, по решению палат, состояние войны.

Председательствует в Высшем совете магистратуры.

Может даровать помилование и смягчать наказания.

Жалует знаки различия Республики».

Президент Италии может, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них. Правда, он не может использовать это право в последние шесть месяцев своих полномочий.

Однако, как отмечается в Конституции Италии, «никакой акт Президента республики не действителен, если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны.

Акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты контрассигнуются также председателем Совета министров»

Аналогичная норма имеется и в Основном законе ФРГ: «Для действительных приказаний и распоряжений федерального президента необходима их контрасигнатура федеральным канцлером или компетентным федеральным министром» (ст. 58).

68. Характеристика полномочий президента в смешанной республике — ?!

Хрестоматийно изучать полупрезидентскую республику на примере Франции. Формирование в Пятой республике именно смешанной республики обосновано тем, что была необходимость соединить силу и эффективность государственной власти с демократическими институтами, что и было реализовано через ряд факторов: сильный и независимый глава государства, назначающий с согласия парламента правительство; двуглавость исполнительной власти, разделенной между президентом и премьер-министром; рационализация парламентского строя. Как отмечают исследователи, данная модель возникла в обстановке острого внутреннего кризиса и была во многом приспособлена к определенной политической личности – генералу де Голлю, поэтому долгое время она являлась исключительно французским достоянием. Однако в последние годы французский опыт получил достаточно широкое распространение в бывших социалистических странах, многие из которых решают те же задачи, что и Франция в 1958 году.

Полномочия главы государства в странах со смешанной формой правления — в полупрезидентских республиках — так же разнообразны, как разнообразны сами эти формы.

Рассмотрим статус и полномочия президента Французской республики. В соответствии с конституцией этой страны, «Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Суперпрезидентская республика

Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

Особенности

Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

Виды суперпрезидентской республики

В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» (1997) выделяет три вида суперпрезидентских республик:

  1. президентско-монократическая республика — форма правления, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Ахмеде Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);
  2. президентско-милитарная республика — форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;
  3. президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Республика Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, — дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой.

Страны с суперпрезидентским режимом

О суперпрезидентской республике принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства: Белоруссия, Туркмения и др. Так, суперпрезидентской страной называл Казахстан сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев. (Убит 13 февраля 2006 года.) Представление о современной России как о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства». О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 году, пишет также политолог Лилия Шевцова.

См. также

  • Пожизненный президент

Виды президентской республики

Из всех видов республиканской формы правления президентская республика больше всего соответствует идеям, которых придерживался Монтескье.

В президентской республике президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть. Достаточно часто в конституциях президентских республик закрепляется, что исполнительная власть принадлежит исключительно президенту, а министры лишь помогают ему. Но в ряде случаев конституции президентских республик закрепляют, что исполнительная власть осуществляется президентом совместно с министрами (например, ст. 88 Конституции Боливии 1996 г.). Министры назначаются президентом, хотя в ряде стран это требует утверждения одной из палат парламента.

В ряде президентских республик президент лишен права законодательной инициативы (кроме представления проекта ежегодного бюджета), но обладает правом относительного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов в парламенте. Президент издает подзаконные акты по всем вопросам. У него нет строго определенной сферы нормотворчества.

Если имеется коллегиальный орган исполнительной власти — что редко бывает в президентских республиках, — то формируется он, как правило, внепарламентским путем. Такой орган в президентских республиках принимает коллегиальные решения, но только по тем вопросам, рассмотрение которых поручает президент (Египет, Сирия и др.).

Президентская республика характеризуется наиболее четким воплощением принципа разделения властей. Все три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — сильно обособлены. В то же время в президентской республике существует эффективная система сдержек и противовесов, особенностью которой в президентской республике является то, что парламент, как правило, не может отправить правительство (министров) в отставку. Президент же, в свою очередь, не может распустить парламент (одну из его палат). Невозможность для парламента отправить в отставку отдельных должностных лиц исполнительной власти обеспечивает ее стабильность (и власти вообще) и делает ее более независимой от парламента, что полностью соответствует идее Монтескье о важности относительной независимости исполнительной власти от власти законодательной. В то же время президенту для эффективного исполнения своих обязанностей необходимо иметь поддержку со стороны парламента. Особенно это заметно в США, где многие полномочия Президент осуществляет «с совета и согласия Сената».

Президентская республика наиболее распространена в странах американского континента.

Парламентско-президентская (полупрезидентская, смешанная) республика характеризуется тем, что президент, являясь главой государства, как правило, не является главой исполнительной власти, хотя и играет существенную роль в исполнительной сфере. Но иногда конституции смешанных республик устанавливают бицефальную (двухголовую) исполнительную власть, которая принадлежит главе государства (президенту) и правительству с определенной долей самостоятельности последнего (Финляндия, Франция)1. Л.М. Энтин тоже отмечает двойственный характер исполнительной власти в странах со смешанной формой правления: «Система противовесов в странах со смешанной формой правления тоже своеобразна.

Например, исполнительная власть там носит двойственный (бицефальный) характер. Она поделена между президентом республики и правительством».

О «двухголовости» исполнительной власти пишет Д.А. Авдеев: «…властные полномочия, осуществляемые Президентом, с одной стороны, и полномочия, исполняемые Правительством — с другой, в совокупности образуют дуалистическую природу исполнительной власти».

В парламентско-президентской республике обязательно существует коллегиальный орган исполнительной власти.

«Роль главы государства в качестве главы исполнительной власти может непосредственно и не фиксироваться в основном законе. В последнее время в ряде стран (преимущественно со смешанными формами правления) стала прослеживаться тенденция к формальному отделению главы государства от исполнительной власти, усилению акцента на его арбитражных функциях», — пишет А.И. Черкасов. Говоря об арбитражных функциях президента и о причинах его вывода за пределы традиционных ветвей власти, В. Суворов пишет: «Вообще, если президентская и парламентская формы правления в плане взаимодействия законодательной и исполнительной властей в основном выступают как “саморегулирующиеся системы”, то смешанные формы предполагают наличие внешнего арбитра, который стоит над этими властями, обеспечивает их нормальное взаимодействие и способствует разрешению конфликтов между ними».

Парламентско-президентская республика имеет черты, как парламентарной республики, так и президентской. Причем одна из таких черт преобладает, что делает одни смешанные республики похожими на президентские, другие — на парламентарные республики. (В.Е. Чиркин использует термины «парламентарно-президентская республика» и «президентско-парламентарная».) Существует несколько видов парламентско-президентской формы правления, главное различие между ними заключается в способе формирования правительства и в объеме полномочий главы государства. Правительство в парламентско-президентской республике всегда формируется при участии парламента, однако участие это может быть более либо менее значительным.

При преимущественно внепарламентском способе формирования правительства парламент лишь дает президенту согласие на назначение главы правительства.

При преимущественно парламентском способе формирования правительства оно формируется из членов партии, набравшей на парламентских выборах абсолютное большинство голосов, либо коалицией партий, которые имеют в парламенте абсолютное большинство мандатов. Такой способ формирования правительства делает парламентско-президентскую республику схожей с парламентарной республикой. Основное отличие заключается лишь в том, что президент, как правило, избирается на всенародном голосовании и обладает чуть более весомыми полномочиями, чем президент в парламентарной республике.

«Число полупрезидентских республик имеет тенденцию к росту, — пишет В.Е. Чиркин. — В специфических условиях государства переходного периода в них складывается своеобразная президентская власть… Президентская власть принимает своеобразный характер, она все более “отпочковывается” как особая разновидность государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям».

Парламентарная республика характеризуется тем, что правительство, формируемое на парламентской основе, несет политическую ответственность перед парламентом, который полностью контролирует его деятельность. Формально всех членов правительства назначает президент, однако делает он это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании правительства из числа представителей партии (коалиции партий), располагающей большинством мест в парламенте (одной из его палат). Все акты президент издает по указанию правительства. Предложенный президентом состав правительства (или кандидатура его главы) должен получить вотум доверия в парламенте, и только после этого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо его отставку с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение внеочередных парламентских выборов.

Главой государства в парламентарной республике всегда является президент, хотя его полномочия, как и в парламентарной монархии, носят в основном представительский, церемониальный характер и осуществляются по инициативе либо с согласия правительства. Президент издает правовые акты, но они нуждаются в устной (Индия) или письменной (Италия) контрасигнатуре, без чего они недействительны. Законы, принимаемые парламентом, подписываются президентом, однако они должны быть контрассигнованы главой правительства либо ответственным министром.

Исполнительная власть в парламентарной республике возглавляется правительством, которое несет политическую ответственность перед парламентом, что несколько противоречит идеям Ш. Монтескье о важности относительной самостоятельности исполнительной власти. Правда, В.Е. Чиркин по этому поводу отмечает следующее: «Ответственность правительства и контроль в отношении его политической линии со стороны парламента или главы государства не исключает независимости (самостоятельности) в деятельности правительства (как и органов исполнительной ветви власти в целом) в определенной для него сфере и в пределах его компетенции. В этих пределах правительство, другие органы исполнительной власти, должностные лица действуют самостоятельно, выбирая соответствующие формы и методы деятельности (в пределах закона). В этом смысле исполнительная власть независима от законодательной».

«В странах с парламентарными формами правления имеет место большая взаимосвязь и взаимозависимость различных ветвей власти, — пишет А.И. Черкасов, — что делает барьеры между ними менее четкими»2. Применительно к странам с парламентарной формой правления иногда используется термин «симфония властей», согласно которому разделение властей не должно быть очень жестким.

Конституции многих государств, в основном с парламентарной формой правления, включают главу государства как в исполнительную, так и в законодательную ветвь власти. Подобные положения можно встретить в конституциях Австралии, Канады, Индии, Ямайки, Ирландии, Дании, Исландии.

«Независимо от особенностей места и роли главы государства в системе разделения властей, анализ его реальных конституционных полномочий свидетельствует об участии главы государства, прежде всего в осуществлении исполнительной власти, да и сама логика концепции разделения властей диктует включение главы государства (если не де-юре, то по крайней мере де-факто) в систему исполнительной власти», — заключает А.И. Черкасов.

Однако глава государства, стоящий вне системы разделения властей, несколько искажает принцип разделения властей с теоретической точки зрения. Впрочем, многие исследователи не считают это нарушением принципа разделения властей. Так, В.Е. Чиркин по этому поводу пишет Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 2004. № 4. С. 32; Чиркин В.Е: «В наше время практика многих стран свидетельствует, что концепция разделения властей, являющаяся непреложным постулатом демократии, имеет, прежде всего, ориентирующий характер и нигде, по крайней мере в современных условиях, не осуществляется и, видимо, не может быть осуществлена в “чистых” формах». То есть, по мнению ученого, нет ничего страшного в том, что глава государства входит одновременно и в законодательную, и в исполнительную ветви власти или же стоит вне системы разделения властей. Главное, чтобы исключалась возможность узурпации государственной власти и массовое нарушение прав человека, то есть то, чего призван не допускать принцип разделения властей.

Президентская республика

Формы правления, политические режимы и системы

Портал:Политика · править

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики

  • внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, Турция, либо коллегией выборщиков — США),
  • внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США или Турции с 2018 года), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д’Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
  • в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Примеры

Президентские республики

К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики неоднократно характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011 года.

Россия как президентско-парламентская республика

В России утвердилась французская модель формы государственного правления. По принятой в настоящем учебнике научной классификации Россия представляет собой типичную президентско-парламентскую республику, в организации государственной власти которой весьма своеобразно сочетаются признаки как президентской, так и парламентской республики.

Согласно ст. 81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами страны на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1). Отсюда следует, что Президент РФ получает свой мандат на осуществление должностных полномочий независимо от Федерального Собрания РФ, на основе акта учредительной власти, что является весьма характерным признаком президентской республики.

В России, как в классической президентской республике, правительство формируется внепарламентским путем. Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. По собственному праву он может председательствовать на заседаниях Правительства РФ (ст. 83 Конституции РФ). Кроме того, Президент РФ в соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет руководство деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий. По представлению Правительства РФ он утверждает положения о правовом статусе обозначенных органов государственной власти, самостоятельно назначает их руководителей и заместителей.

Президент РФ вправе принять без всякой мотивации решение об отставке Правительства РФ (ст. 83, 117 Конституции РФ). Своим конституционным правом, как показывает практика, чрезмерно злоупотреблял первый Президент России Б. Н. Ельцин. За два неполных президентских срока он снял и назначил 7 Председателей Правительства РФ, около 50 вице-премьеров, 200 глав федеральных ведомств и 1300 чиновников в ранге заместителей министра. Вполне естественно, что об эффективности работы Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти не могло быть и речи, поскольку высшие должностные лица страны не успевали пройти даже стадию

ученичества.

Таким образом, в России Правительство служит лишь инструментом осуществления президентской власти и всецело зависит от нее, а не от расклада политических сил в Федеральном Собрании РФ. Судьба Правительства РФ, начиная с момента его формирования и вплоть до отставки, решается Президентом РФ. Тем самым в отношениях Президента и Правительства РФ отчетливо проявляются конституционные признаки формы государственного правления, типичные для президентской республики.

Лишним подтверждением тому могут служить нормы ст. 115 Конституции РФ, согласно которым постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам или указам Президента могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3).

К полномочиям главы государства в президентских республиках относится определение политического курса страны. В России Президент определяет в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Их содержание раскрывается в Указах Президента РФ, в его ежегодных посланиях к Федеральному Собранию РФ (ст. 80, 84,90 Конституции РФ).

Во всех современных государствах с президентской формой правления президент наделен реальными полномочиями по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны. В России он принимает в установленном Конституцией РФ порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, утверждает военную доктрину страны, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. По должности Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае агрессин против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 80, 83, 87 Конституции РФ).

Президент РФ может по собственной инициативе воспользоваться при подписании и обнародовании федерального закона, принятого в установленном Конституцией РФ порядке, правом отлагательного вето. Без контрасигнации Председателя Правительства РФ он издает указы и распоряжения, которые носят вполне самостоятельный характер и обязательны для исполнения на всей территории России (ст. 90, 107 Конституции РФ).

Президент РФ несет конституционно-правовую ответственность в порядке импичмента на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст. 93 Конституции РФ). Это является одним из важнейших признаков классической президентской республики.

Вместе с тем, в форме государственного правления современной России проявляются и признаки парламентской республики. Конституция РФ закрепляет за Президентом РФ статус главы государства (ст. 80). Юридически он не является главой исполнительной власти и не входит каким-либо образом в ее систему. Полномочиями по осуществлению исполнительной власти России наделено на конституционном уровне Правительство РФ (ст. 110).

Президент РФ осуществляет полномочия главы государства в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием РФ, сходные с полномочиями президента парламентской республики. В соответствии с Конституцией РФ он созывает Государственную Думу на внеочередные заседания, представляет ей кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ. Соответственно Совету Федерации Президент России представляет кандидатуру для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального Прокурора РФ и его заместителей (ст. 83).

На основании Федерального закона от 1 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» Президент РФ получил дополнительные полномочия в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием. В настоящее время он самостоятельно определяет кандидатуру не только на руководящие должности в Счетной палате РФ, но и на должности всех ее аудиторов. За Государственной Думой сохранилось лишь полномочие по назначению на должность и освобождение от должности по представлению Президента РФ Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а за Советом Федерации — заместителя Председателя Счетной палаты и второй половины состава ее аудиторов (ст. 102-103 Конституции РФ).

Президент РФ наделен правом законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ). Свое конституционное право он реализует путем внесения законопроектов в Государственную Думу по любым вопросам, которые относятся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ осуществляет контрольные полномочия в отношении Правительства РФ, сходные с полномочиями законодательного органа государственной власти парламентской республики. Она заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, может признать работу высшего органа исполнительной власти неудовлетворительной и выразить ему недоверие (ст. 103, 117 Конституции РФ).

Однако системный анализ различных норм Конституции РФ и практики функционирования политических институтов страны свидетельствует о том, что реализация формального права Государственной Думы выразить недоверие Правительству РФ в действительности затрудняется тем, что принципиальная и последовательная позиция нижней палаты Федерального Собрания по данному вопросу может стать причиной ее досрочного роспуска.

Контроль Федерального Собрания за деятельностью Правительства РФ реализуется также в форме парламентской процедуры, называемой парламентским часом. Статья 38 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает, что члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат.

Ключевое значение для понимания особенностей президентско-парламентской формы государственного правления России имеют положения ст. 80 Конституции РФ о том, что Президент РФ «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2). Фактически это означает, что в России государственная власть персонифицирована в лице Президента РФ. Но в отличие от главы государства в президентской республике он не несет никакой ответственности за состояние дел в стране, поскольку текущее государственное управление возложено на Правительство РФ. В таких условиях практически всегда презюмируется, что Президент РФ правильно определил основные направления внутренней и внешней политики государства, однако в случае провала официального курса вся ответственность ложится на Правительство РФ, которое, якобы, допустило промахи в его проведении, не достигло поставленных целей.

Опыт конституционного строительства в современных государствах мира свидетельствует, что президентско-парламентская республика утверждается в условиях тяжелого социально- экономического и политического кризиса, жесткой поляризации общества, когда делается ставка на харизматического лидера, способного стать в известном смысле над системой разделения властей. В индивидуальном и общественном сознании он воспринимается не как ответственный политик и способный руководитель государственного масштаба, а как некий спаситель Отечества, хозяин страны, который не допустит обнищания народа, уберет из властных структур, погрязших в коррупции чиновников, наведет твердой рукой элементарный порядок, обеспечит защиту прав и свобод человека и гражданина. Формирование в России гражданского общества, традиций парламентаризма, политической и правовой культуры граждан неизбежно повлечет за собой нарастание в рамках ныне действующей Конституции РФ элементов автономности в отношениях между Президентом,

Федеральным Собранием и Правительством РФ.

По этому пути прошла Франция Пятой Республики, где десятилетиями выстраивалась оптимальная система взаимодействия высших органов государственной власти страны. В России эволюция формы государственного правления, скорее всего, будет протекать путем преобразования президентско- парламентской республики в президентскую, так как она характеризуется стабильностью и отличается гибкостью, своей способностью приспосабливаться к различным социальным ситуациям и вариантам реальной расстановки политических сил в стране, оставаясь в рамках правового поля.