Принцип финансового права

Принципы финансового права

Сущность любой отрасли права выражается в ее принципах. В донаучный период принципы в праве формировались в виде идей, которые по мере развития права приобретали нормативное выражение. В связи с тем, что теория права вообще, и теория финансового права в частности, на настоящее время сформировались достаточно полно, представляется возможным отказаться от теоретических положений, связанных с принципами-идеями.

Принципы финансового права — это основополагающие нормативные положения, объективно обусловленные и закрепленные в его нормах, которые выражают сущность, содержание и особенности регулирующего воздействия на общественные отношения, составляющие предмет финансового права.

В принципах выражается отношение людей к праву как к социальной ценности. Финансовому праву, представляющему собой самостоятельную отрасль российского права, присущи как общие черты, свойственные праву вообще, так и определенная специфика, отличающая лишь данную отрасль права. Соответственно, для финансового права применимы как общеправовые принципы, характерные для всей правовой системы, так и общеотраслевые, носящие специальный характер, в том числе принципы отдельных структурных подразделений финансового права (бюджетного, налогового права, государственного кредита и др.).

Значение принципов российского финансового права заключается в том, что они:

  • • содействуют объединению норм и институтов финансового права в единую систему, позволяя в дополнение к предмету и методу правового регулирования индивидуализировать его как самостоятельную отрасль российского права;
  • • выражая наиболее важные начала финансового права, служат исходной точкой для толкования его норм, уясняя их смысл и значение;
  • • характеризуя основные черты российского финансового права, служат отправным положением при их сопоставлении с аналогичными правовыми образованиями иностранных государств;
  • • определяют направление и характер толкования, применение норм финансового права, оптимизируя правоприменительную практику;
  • • облегчают имплементацию норм международного права в национальное законодательство.

Совокупность принципов финансового права в их тесной взаимосвязи и взаимодействии образует единую систему.

Система принципов финансового права — интегрированный в структурно упорядоченное единство комплекс нормативных предписаний, обладающих относительной самостоятельностью, стабильностью, автономностью функционирования, возможностью взаимодействия между отдельными элементами внутри единой системы и с иными правовыми системами в целях наиболее полного урегулирования вопросов, возникающих в сфере финансовых правоотношений.

Взаимосвязь и взаимодействие принципов финансового права проявляется по-разному. Одни принципы развивают и дополняют положения других принципов, другие — являются гарантиями первых, способствуя их реализации. Полнота осуществления каждого принципа зависит от последовательности соблюдения других одинаково значащих положений. Их взаимосвязь определяется единством заложенных в них идей, устремленностью на достижение единой цели.

Уточненные критерии принципов финансового права: полнота; непротиворечивость Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, целям и задачам финансового права, общей структуре и иным принципам финансового права; взаимная независимость; подчиненность цели финансового права как отрасли права и вытекающим из нее задачам; установление принципов на государственном или муниципальном уровне и обеспечение их средствами государственной защиты; качественная определенность, т. е. наличие специфического содержания, отличающегося от содержания других принципов; нормативная закрепленность в действующем законодательстве.

Иерархия принципов финансового права включает в себя следующие уровни:

  • • конституционные принципы;
  • • межотраслевые общеправовые принципы, которые находят проявление не только в финансовом, но и в иных отраслях права;
  • • отраслевые — общие принципы финансового права;
  • • принципы подотраслей отрасли финансового права (бюджетного, банковского, налогового права и др.).

Российское финансовое право базируется на общеправовых принципах, присущих всем отраслям российского права, таких, как: принцип законности, принцип равенства всех граждан перед законом и судом, принцип разграничения законодательной, исполнительной и судебной властей и др..

Среди общеотраслевых принципов финансового права следует выделить принципы федерализма, финансовой самостоятельности муниципальных образований, единства финансовой политики и финансового регулирования, единства денежной системы Российской Федерации, сбалансированности интересов субъектов финансового права, плановости, прозрачности (открытости) и др. Принципы финансового права не являются статичной категорией, поскольку изменяются вместе с развитием политических и экономических отношений в государстве.

Принцип федерализма — это принцип государственного устройства, который базируется на положениях ст. 1, 5, 71—73 Конституции РФ.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации; во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Исходя из этих норм, каждый субъект Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти (ст. 73), за исключением пределов ведения самой Федерации (ст. 71) и сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Применительно к финансовому праву принцип федерализма может быть определен как такое взаимоотношение Российской Федерации и ее субъектов, при котором реализация компетенции (полномочий) этих субъектов, а также уполномоченных ими органов власти в сфере финансовой деятельности обеспечивает сочетание интересов Российской Федерации и отдельных субъектов Федерации. К ведению Российской Федерации в области финансов относится финансовое, валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные экономические службы, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансов относится установление общих принципов налогообложения и сборов в России. Все иные вопросы в области финансов относятся к ведению субъектов Федерации.

Приведенные положения Конституции РФ конкретизируются в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в ст. 7—8 БК РФ определена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования бюджетных правоотношений, а в ст. 12—15 НК РФ — в области установления налогов и сборов. Таким образом, финансово-правовое регулирование осуществляется как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов, чем достигается сочетание интересов внутри Федерации.

Принцип финансовой самостоятельности муниципальных образований означает, что муниципальные образования в ходе финансово-правового регулирования наделяются правами и обязанностями для самостоятельного осуществления публичной финансовой деятельности.

Принцип базируется на ст. 132 Конституции РФ, получает развитие в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которому каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет, право устанавливать местные налоги и сборы, привлекать заемные средства и т. п.

Принцип единства финансовой политики и финансового регулирования означает, что на территории Российской Федерации финансово-правовое регулирование осуществляется в рамках единой финансовой политики.

Принцип базируется на положениях ст. 71 и 114 Конституции РФ, согласно которым к ведению Российской Федерации относится установление основ федеральной политики, в том числе финансовой. Реализуется принцип в деятельности Правительства РФ путем применения норм финансового права. Конституцитонные полномочия Российской Федерации по финансовому регулированию коррелируют с установлением и проведением в жизнь единой финансовой политики.

Принцип единства денежной системы означает, что финансовоправовое регулирование и правоприменение в сфере финансов осуществляется в Российской Федерации только с использованием рубля, как единой для всего государства денежной единицы.

Правовой основой этого принципа является положение ст. 75 Конституции РФ, где закреплено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Это положение находит свое развитие в Федеральном законе о Банке России, согласно которому эмиссия наличных денежных средств, организация их обращения, изъятие денежных средств из оборота осуществляются исключительно Банком России, введение и эмиссия других денег не допускается. Согласно ст. 3 НК РФ, исполнение обязанности по уплате налога осуществляется в валюте Российской Федерации.

Принцип единства финансовой системы Российской Федерации.

Единство финансовой системы является необходимым условием единства государства. Определяется же оно единством бюджетной, налоговой и денежной систем государства, а также недопущением установления таможенных границ внутри государства и недопустимостью создания иных преград свободному передвижению товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов между отдельными регионами.

Принцип добровольности исполнения финансовых обязанностей.

Руководствуясь указанным принципом и предполагая добросовестность субъектов финансового права, государство предоставляет им возможность исполнить возложенные на них обязанности самостоятельно, но при этом в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения государство оставляет за собой право в установленном законом порядке применить к правонарушителям меры государственного принуждения.

Принцип соблюдения финансовой дисциплины.

Рассматриваемый принцип является одной из форм реализации общеправового принципа законности. Под финансовой дисциплиной же следует понимать обязательное для всех участников финансовых отношений подчинение установленному порядку и правилам в процессе осуществления деятельности по мобилизации и использованию финансовых ресурсов.

Принцип сбалансированности интересов субъектов финансового права.

Этот принцип означает, что финансово-правовое регулирование построено на сочетании интересов различных субъектов финансового права. Наиболее наглядно принцип проявляется в налоговом праве, в котором предусматривается целый ряд правовых механизмов, направленных на реализацию правовой политики налоговой справедливости с целью максимального сочетания защиты прав и интересов налогоплательщиков и интересов государства, например, возможность зачета или возврата излишне уплаченных налогов, налоговой отсрочки или рассрочки, применения мер ответственности и т. д. Между тем, принцип сбалансированности интересов субъектов финансового права направлен на обеспечение публичных финансовых интересов государства и муниципальных образований. Например, в бюджетном праве в ходе бюджетного процесса этот принцип проявляется через установление согласительных процедур (ст. 202, 203, 210 БК РФ), направленных на разрешение разногласий между органами исполнительной и законодательной власти, между органами законодательной власти и Президентом РФ. В межбюджетных отношениях этот принцип обеспечивает сочетание интересов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований через межбюджетные трансферты.

Принцип использования финансовых прав и исполнения обязанностей под контролем финансовых органов государства и муниципальных образований, а также кредитных организаций.

Особенность финансовых отношений состоит в том, что неотъемлемым их участником является компетентный орган государственной власти или местного самоуправления, либо специально уполномоченная кредитная организация, которые если непосредственно и не принимают в данном правоотношении участия, то, по крайней мере, осуществляет контроль за ним. Рассматриваемый принцип является выражением контрольной функции финансов.

Принцип плановости в создании, распределении и использовании фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

В соответствии с этим принципом мобилизация и расходование финансовых ресурсов осуществляется в соответствии с принятым в установленном порядке финансово-плановым актом, финансовое правотворчество и финансовое правоприменение базируются на экономических и финансовых планах. БК РФ устанавливает порядок составления и утверждения проектов бюджета и закона о бюджете, базирующихся на целом ряде плановых документов (ст. 72 БК РФ). Финансовые планы являются базой для составления и принятия закона о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Исполнение бюджета также базируется на плановых документах, таких, как сводная бюджетная роспись, бюджетная смета казенного учреждения, финансовый план бюджетного учреждения, финансовый план государственного или муниципального унитарного предприятия.

Принцип целенаправленного распределения и использования финансовых ресурсов.

Этот принцип неразрывно связан с предыдущим и состоит в том, что предоставленные субъектам финансового права денежные средства на определенные финансово-плановым актом цели не могут быть использованы в иных направлениях.

Принцип прозрачности (открытости), или гласности.

Принцип означает, что финансовое правотворчество должно осуществляться открыто, с широкой информированностью населения и других заинтересованных субъектов о результатах этой деятельности (ст. 36 БК РФ). Названный принцип реализуется через открытость движения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, что достигается путем установления процедуры доведения до сведения граждан, в том числе с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их исполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности государственных и муниципальных организаций, а также др. Процесс рассмотрения и утверждения бюджетов должен проходить открыто, с широкой информированностью населения через средства массовой информации. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении обязательно публикуются в печати. Кроме того, достаточно длительный срок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, устанавливающих новые налоги, предоставляет дополнительные гарантии принципа прозрачности (ст. 5 НК РФ).

Принцип неотвратимости ответственности за финансовое правонарушение.

За нарушение финансовых прав и неисполнение соответствующих финансовых обязанностей компетентные органы применяют предусмотренные финансовым законодательством санкции. Это стимулирует участников финансовых правоотношений к соблюдению требований финансовой дисциплины, способствует укреплению законности в сфере финансов и рациональному использованию финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Итак, осуществляя публичную финансовую деятельность, государство и муниципальные образования руководствуются задачами удовлетворения потребностей всего общества. Выбор целей или задач данного общества считается прерогативой, принадлежащей самому обществу, равно как и выбор институтов и систем, используемых для достижения этих целей. Государство и муниципальные образования осуществляют публичную финансовую деятельность на основании правовых норм, в полном соответствии с требованиями финансовой политики. Необходимо отметить, что существует тесная взаимосвязь между такими понятиями, как финансовая деятельность и финансовая политика. Финансовая политика определяет направление и методы финансовой деятельности, а финансовая деятельность, в свою очередь, реализует финансовую политику.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется по двум неразрывно связанным и взаимодействующим направлениям: финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Государство и муниципальные образования создают фонды собственных денежных средств путем взимания налогов и сборов, получения иных доходов, а также привлечения заемных средств, т. е. путем мобилизации финансовых ресурсов, которые в дальнейшем используются для финансового обеспечения и решения основных задач, стоящих перед ними. Органы государственной власти и местного самоуправления, а также специально уполномоченные общественные организации, непосредственно не совершая властных распоряжений, могут воздействовать на экономические отношения таким образом, чтобы направить деятельность граждан и организаций на реализацию функций государства и местного самоуправления. Содержание данного направления финансовой деятельности состоит в создании условий, способствующих формированию децентрализованных фондов негосударственных денежных средств, которые использовались бы в соответствии со стоящими перед государством и муниципальными образованиями задачами.

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА: ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

Е.В. Кудряшова

Кудряшова Екатерина Валерьевна — доктор юридических наук, доцент, адвокат АПМО

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Принципы финансового права: особенности юридической техники

Принципы финансового права опираются на широкий подход к определению юридической техники, охватывающий не только законодательство, но и иные правовые составляющие. Финансовое право дает нам примеры, когда принципы существуют в правовой доктрине, не переходя в законодательство — принцип плановости финансовой деятельности, что следует считать особой юридической техникой. Для установления принципов финансового права, воплощаемых в последовательно принимаемых нормативных актах, задействуются программные документы. В период финансовых реформ принципы финансового права дополняются общими правовыми принципами, выработанными в практике Конституционного суда РФ, причем в наиболее социально и политически значимых ситуациях принципы права включаются в преамбулу закона (закон о «монетизации» льгот).

Определяя сферу действия правовых принципов, необходимо учитывать взаимодействие понятий экономической и финансовой деятельности. Особенностью финансово-правовых принципов является зависимость юридической техники их закрепления от финансовой техники.

Правовое регулирование становится более гибким и все чаще опирается на принципы, как закрепленные в законодательстве, так и существующие вне нормативных актов. Вполне оправданная тенденция в условиях ускорения изменений в общественных отношениях, в условиях расширения спектра национального и наднационального регулирования и глобализации общественных отношений1.

Правовые принципы обеспечивают стабильность законодательства в изменяющемся мире за счет своей гибкости и смысловой ёмкости,2 а также стабилизируют применение законодательства в период смены правового регулирования в социально-чувствительных областях.

Право становится ближе к политике,3 законодательство все чаще восполняет пробелы, опираясь на на политико-правовую доктрину.4 Подчеркнем, что в современных условиях следует вести речь именно о о политико-правовой доктрине: «Политическая и правовая доктрины неразрывно связаны между собой постольку, поскольку генетически и органически связаны определяющие их государство и право, являющиеся парными социальными явлениями, не существующими друг без друга»5.Политико-правовая доктрина создает контекст для развития законотворчества и толкования действующих законов, формулируя ключевые положения и принципы.

Правовые принципы представляют собой особую категорию регулирующих установлений, что отражается на юридической технике. В научных публикациях,6 посвященных исследованию современных подходов к определению понятия юридической техники показывают разнообразие подходов. Обобщение подходов позволяют говорить о возможности узкого и широкого подходов к определению юридической техники. «Узкий» подход ограничивает юридическую технику только сферой законодательства. «Широкий» подход отождествляет юридическую технику с правом в целом: юридическая техника либо лежит в его основе, либо отражает более одного аспекта правовой действительности. В современное понятие юридической техники включают правотворческую, интерпретационную, правореализационную (правоприменительную).

Очевидно, что правовые принципы требуют применения всего спектра средств, предлагаемого широким подходом к юридической технике. Юридическая техника реализации правовых принципов в сфере

1 См.: Марченко М. Н. Об основных тенденциях развития права в условиях глобализации // Гос-во и право. 2009. № 6. 6. С. 6.

2 Кудряшова Е.В. Юридическая техника бюджетного кодекса РФ как фактор повышения его стабильности //Финансовое право. 2019. № 1. С. 16-18;

3 Кудряшова Е.В. Соотношение права и политики в социальном регулировании государственного финансового планирования //Налоги и финансовое право. 2014. № 7. С. 221-229; Шашкова А.В. Региональные и местные органы самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 1999. № 1.С. 17-21;

4 Добробаба М.Б Доктринальная характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих в зарубежных странах//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4. С. 596-605; 0

5 Мадаев Е. О. Доктрина в правовой системе Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2012. С. 13.

финансовой деятельности государства и муниципальных образований, которая может быть охарактеризована как социально и политически значимая сфера, даже значительно сложнее и в этом мы сможем убедиться на примерах.

Начнем с того, что в науке финансового права есть принцип, который существует в доктрине финансового права уже давно, но не переходит в законодательство и, возможно, никогда не станет нормативно установленным принципом — это принцип плановости финансовой деятельности.1

Принцип плановости финансовой деятельности заключается в требовании точного исполнения запланированного в финансово-плановых актах с учетом обоснованных отклонений и, одновременно, подчинение финансовых планов другим планам в государстве — в Российской Федерации планам системы стратегического планирования. Можно найти много примеров влияния принципа плановости на толкование финансового законодательства, правотворчество и правоприменение.2

Принцип плановости имеет буквально определяющее значение в сфере финансов и финансового права, но остается в научной сфере. В 2014 году в пункте 10 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».3 появился принцип ресурсной обеспеченности стратегического планирования в Российской Федерации, который интегрирует финансовое планирование в систему стратегического планирования. Принцип ресурсной обеспеченности — зеркальное отражение принципа плановости финансовой деятельности. 4 Значение принципа плановости финансовой деятельности повысилось на порядок, но необходимости в соответствующей законодательной норме так и не возникло.

Перед нами фактически сложившийся эквилибриум взаимодействия законодательно установленного и научно-сформулированного принципов, что представляет собой знаменательное явление с точки зрения юридической техники. Вряд ли такое положение вещей заслуживает критики, поскольку принцип плановости финансовой деятельности даже сегодня не имеет такого уровня определенности, чтобы быть точно отраженным в законодательстве. Принцип плановости — это объективная реальность финансов, отраженная в науке, и фактически реализуемая на практике. Сложно определить уровень нормативного акта, где принцип плановости финансовой деятельности может найти свое закрепление. Принцип плановости не является конституционным принципом, в то же время он охватывает всю финансовую деятельность государства и не может быть отнесен только к бюджетному, налоговому, банковскому или другим подотраслям и институтам финансового права. Финансовый контроль, являясь институтом общей части финансового права сквозным и вездесущим, тем не менее представляет собой обособленную группу общественных отношений5 и также не может включить принцип плановости финансовой деятельности. Значение, длительная история и признание принципа в науке не означает необходимый уровень определенности, равно как не означает, что есть подходящий законодательный акт для закрепления правового принципа.

Вместе с тем, некоторые принципы, которые формулируются и существуют вне законодательства и успешно реализуются в особых ситуациях требуют другого подхода с точки зрения юридической техники, когда речь заходит о ситуациях, сопряженных с острыми социальными противоречиями и потенциальной напряженностью в обществе.

Например, для финансового права принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства приобретает особое значение в период смены правового регулирования, приводящего к изменениям в имущественном положении граждан.6 Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства7 был в сформулирован в практике Конституционного суда РФ на рубеже XX и XXI веков.

Принцип реализуется в том числе через возможность Конституционного Суда РФ применить принцип поддержания доверия и, при наличии оснований, лишить правовые акты государства юридической

2 Кудряшова Е.В. Принцип плановости финансовой деятельности государства. М. Финансовый университет. 2011; Кудряшова Е.В. К вопросу о значении принципа плановости финансовой деятельности государства для науки финансового права и развития финансового законодательства //Финансовое право. 2011. № 8. С. 6-8; Кудряшова Е.В. Принцип плановости финансовой деятельности государства и местного самоуправления в современной науке финансового права //Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 6. С. 27-34;

3 Российская газета. № 146. 03.07.2014

4 Кудряшова Е.В. Принцип финансовой обеспеченности публичного планирования в Российской Федерации //Финансовое право. 2010. № 7. С. 11-14; Кудряшова Е.В. Правовое регулирование стратегического планирования в сфере государственных финансов. М.2019;

5 Шохин С.О. Правовые проблемы финансирования федеральных целевых программ //Юридический мир. 2014. №1 С. 51-55;

6 Поветкина Н.А., Кудряшова Е.В. Финансовая грамотность и устойчивое развитие в цифровую эпоху (правовое измерение). Монография. М. 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Постановления от 24.05.2001 № 8-П, Постановление от 26.12.2002 № 17-П, Постановление от 23.04.2004 № 9-П

силы, как противоречащие этому принципу, а также возложить, по необходимости, на органы или должностных лиц государства позитивные либо негативные обязанности для их соответствия правомерным ожиданиям граждан.1 Обычно этот принцип успешно существует как конституционная основа финансового права и других отраслей2.

Однако, в наиболее важных и социально-острых ситуациях принцип поддержания доверия может быть прямо указан в преамбуле закона, как руководящий для разрешения споров. Так было в период преобразования социальных льгот в 2004 году, которое получило название в прессе «монетизация льгот»: льготы в натуральном выражении заменялись выплатами. Монетизация льгот была оформлена Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. В законе пересекаются социальные вопросы и вопросы использования бюджетных средств. Федеральный закон № 122-ФЗ сложен по своей структуре, поскольку вносит многочисленные разноплановые изменения в несколько законодательных актов одновременно. Данный закон был сложен и в политическом отношении, поскольку оформлял болезненный и непопулярный шаг государства. Толкование этого закона было бы затруднено без подробной преамбулы, в которой четко определена цели законодателя и общие принципы применения закона.

В преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что при переходе к новой системе социальной защиты граждан субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений.

Собственно, правовые принципы, выработанные Конституционным судом РФ были перенесены в преамбулу закона и это принесло свои плоды. На основе этих принципов был разрешен сложный спор и издано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 5-П. Перед нами положительный опыт применения юридической техники. Закон был необходим и применялся в рамках ограниченного периода времени.

Собственно мы видим еще один феномен, когда финансовое право в двадцатилетний период реформ финансового законодательства неоднократно призывало на помощь правовые принципы, сформулированные в практике Конституционного суда РФ, которые в каком-то смысле могут быть названы принципами финансовых реформ, необходимым для толкования изменяющегося законодательства.4

Упомянем здесь еще один сформулированный Конституционным судом РФ в условиях сложного переходного периода принцип для финансовых преобразований. Он заключается в том, что реализация прав и законных интересов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех.

Данный принцип не позволяет довести до абсурда принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и дает ответ на вопрос, как быть, если все же не удается безболезненно провести финансовые преобразования.

Данный подход, не допускающий обеспечения прав отдельных граждан или их групп в ущерб интересам всех граждан, был применен при оценке порядка восстановления сбережений граждан, обесценившихся в период распада СССР, и управления внутренним долгом, например, в Определении КС РФ от 21 апреля 2005 года № 157-О и Определении КС РФ от 21 декабря 2000 г. N 261-О.

Финансовое право наиболее чутко реагирует на смену политического курса и многие ученые отмечали эту особенность. Тесную связь финансового законодательства с макроэкономической политикой государства отмечал еще классик финансового права Е. А. Ровинский.5 Современные ученые считают финансовое право «политически напряженной» отраслью права. Под политической напряженностью финансового права понимают высокую степень зависимости финансово-правовых норм в процессе их формирования от политики6. Государственные финансы не могут быть оторваны от политических меха-

1 Арапов Н.А. Принцип поддержание доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии. Автореф. Дисс… к ю н С.-Петербург. 2015 С. 10.

2 Леднева Ю.В. Конституционные основы финансового законодательства //Налоги и финансовое право. 2018. № 12, С. 140-147;

3 Российская газета, N 188, 31.08.2004.

4Кудряшова Е.В. Правовые принципы реформ в сфере финансового законодательства//Финансовое право. 2008. № 7. С. 12-15;

5 См.: Там же. С. 97.

низмов. Существенным признаком финансово-правового метода является его зависимость от финансовой политики государства1.

Следует относить к особым приемам юридической техники финансового права закрепление общих и частных принципов в программных документах иногда близким к нормативному регулированию, а иногда исключительно политического характера. Долгосрочные цели политики государства могут быть облечены в форму программного документа. Программные документы издаются Правительством Российской Федерации в силу его полномочий в сфере финансовой политики. Обеспечение реализации внутренней политики, в частности, обеспечение единой финансовой и социальной политики возложено в России на Правительство Российской Федерации (ст. 15 и 16 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»2).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П3 отмечено, что содержание полномочий Российской Федерации по финансовому регулированию не сводится лишь к нормативно-правовому регулированию финансовых отношений и закреплению на этой основе финансово-правового статуса субъектов соответствующих отношений. Финансовое регулирование коррелирует с отнесенным также к ведению Российской Федерации установлением основ федеральной политики в области экономического развития Российской Федерации и проведением единой финансовой политики. Федеральный законодатель, осуществляя финансовое регулирование на основе Конституции Российской Федерации, имеет дискреционные полномочия в выборе правовых средств, что позволяет ему учитывать всю совокупность социально-экономических, иных факторов развития Российской Федерации. Отсюда следует, что нормы права, в том числе финансового, проявляют свое регулятивное воздействие на бюджетные отношения не сами по себе, а в связи с целями государственной экономической политики, включая финансовую политику и финансовое регулирование в их конституционно-правовом смысле. На этой основе в Российской Федерации как правовом социальном государстве гарантируются надлежащие финансовые условия осуществления программ социального развития, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года № 5844 практически описывала бюджетный федерализм, который возводится в разряд принципа бюджетного права или комплекса принципов, на которые распадается бюджетный федерализм. Далее, бюджетный федерализм был вополощен в разного рода законодательных актах. Аналогичным образом, на основе документов финансовой и бюджетной политики, произошел переход к «бюджетированию ориентированному на результат» (БОР) — в бюджетном праве.5 Практика принятия программных документов приносит свои результаты и является оправданной, если предполагается принятие нескольких последовательных законодательных актов, изменяющих и дополняющих нормы различных законов на протяжении длительного периода времени.

Обозначенная связь с экономической политикой подводит нас к еще одной скорее частной по сравнению с изложенными ранее проблеме — к проблеме границ применения правовых принципов.

Существует определенная тонкость в делимитации границ применения правовых принципов в финансово-экономической сфере. Финансы представляют собой составляющую экономической деятельности, которую следует отличать от меньшего по объему понятия предпринимательской деятельности6. Финансы настолько взаимосвязаны с экономической деятельностью, что вернее говорить, например, об управлении финансово-экономической сферой, а не просто об управлении публичными и частными фи-нансами7. Аналогичным образом, финансовая безопасность как предмет регулирования не имеет самостоятельного смысла в отрыве от экономической безопасности8.

Экономическая деятельность — это процесс: сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных то-

2 Российская газета, № 245, 23.12.1997.

3 Российская газета № 134, 25.06.2004

4 Российская газета, N 161, 21.08.2001.

5 Леднева Ю.В. Планирование публичных финансов как условие обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации //Финансовое право. 2018. № 11. С. 7-11; Кудряшова Е.В. Лекции по бюджетному праву. М. Финакадемия. 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Shashkova A.V. Financial & Legal Aspects of Doing Business in Russia. M. 2011;

7 Шохин С.О., Кудряшова Е.В. Управление финансово-экономической сферой на основе стратегического планирования. Монография. М. 2018; Талапина Э. Публичное право и экономика. Курс лекций. М. 2011;

8 Кудряшова Е.В. Финансовая безопасность в иерархии целей стратегического планирования в Российской Федерации// Право. Журнал Высшей Школы Экономики. 2019. № 2 С. 124-138

варов и услуг1. Из части 1 статьи 34 Конституции РФ следует, что экономическая деятельность включает в том числе профессиональную деятельность, которая не направлена на извлечение прибыли, но обслуживает хозяйственную деятельность и создает прибавочную стоимость (адвокатура и нотариат). Понятие экономической деятельности включает также деятельность государственных учреждений и деятельность публичных образований, которая не относится к предпринимательской деятельности, финансовый контроль и аудит. К экономической деятельности относится также образовательная деятельность, включая образовательные государственные и муниципальные услуги.

Вопрос о распространении принципов только на финансовую деятельность, на финансово-экономическую деятельность или на экономическую деятельность ожидает глубокого исследования. В статье можно только отметить особенность, которая заключается в том, что юридическая техника правового принципа должна отражать сферу его реализации. Хотя границы эти всегда останутся подвижными и выше мы приводили примеры, когда в условиях нестабильности и реформ правовые принципы перетекают из одной сферы в другую или расширяют свою сферу применения.

В заключении, мы приведем еще одну особенность, характерную для сложных сфер регулирования, где право опирается на искусственно созданный массив технических норм. В финансовой науке и, в частности, в финансовом праве придают важное значение финансовой технике2. Право переводит объективные экономические законы или рычаги экономического (финансового) воздействия в категории принципов, прав и обязанностей. Связь налогового законодательства с законами экономики, а также с приемами их технического воплощения (финансово-экономической техникой) иллюстрирует положение пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ: «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными». Тут приведена абстрактная формулировка принципа налогового права. Более сложные экономические закономерности требуют предварительно поиска адекватных приемов финансовой техники (амортизация, принцип нейтральности НДС и механизм переложения налога на конечного потребителя). Удачно или не удачно найденный прием финансовой техники влияет на качество законодательных актов — юридическую технику — и даже на саму возможность принятия необходимой нормы.3 Пример общего, но сложно для законодательного воплощения принципа — это принцип нейтральности налогообложения, применимый в налоговом праве, бюджетном праве и институте государственных доходов. Принцип нейтральности налога требует поиска приемов его воплощения в финансовой технике и только потом в законодательстве. Однако, чаще всего проблема соотношения финансовой техники и юридической техники касается частных и узко-применимых принципов, ограниченных подотраслями и институтами финансов.

***

Приведенные примеры свидетельствуют в пользу широкого подхода к понятию юридической техники для закрепления и реализации принципов финансового права. Принципы финансового права, как мы имели возможность убедиться, могут успешно реализовываться будучи частью политико-правовой доктрины или будучи сформулированными в программных документах. Правовые принципы для финансовой сферы кристаллизуются и развиваются в практике Конституционного суда РФ, обычно не требуя законодательной формы. Между тем для законов, потенциально несущих в себе острые социально-политические противоречия, принципы следует включать в преамбулу. Как показывает практика это наилучший вариант с точки зрения юридической техники, способствующий разрешению последующих конфликтов и споров, а также снятию политической напряженности.

Юридическая техника закрепления и реализации правовых принципов предполагает делимитацию границ их применения. Учитывая сложное соотношение и переплетение понятий экономическая деятельность и финансы определение сферы действия правовых принципов здесь представляет собой проблему.

Для финансового права характерна особенность — взаимосвязь финансовой и юридической техники, которая особенно отражается на формулировании узких и специальных принципов финансового права.

2 Якушев А.О. О соотношении понятий «финансовая техника» и «юридическая техника» налогового права //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2011. № 2. С. 381-393Кудряшова Е.В. Соотношение понятий «способ взимания» и «техника обложения» на примере косвенных налогов //Налоги-журнал. 2006. № 2. С. 7-14;

3 Кудряшова Е.В. Проблемы техники налогового стимулирования обеспечения кибербезопасности для малого и среднего бизнеса //Финансы и кредит. 2019. № 3. С. 609-617;

Принципы финансового права

Под принципами права понимаются основополагающие начала, выражающие наиболее существенные черты права. Принципы носят общеобязательный характер, в соответствии с ними принимаются нормы права. Принципы права делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Основными отраслевыми принципами финансового права являются следующие:

— приоритет публичных интересов в правовом регулирова­нии финансовых отношений,понимаемый верховенство интересов государства и общества перед интересами остальных субъектов финансового права. Финансовое обеспечение государства и муниципальных образований позволяет им реализовать своих публичные задачи – обеспечить общезначимые, публичные интересы территорий;

— приоритет в области финансовой деятельности органов представительной власти перед исполнительными органами власти.Ключевую, определяющую роль в решении вопросов финансового регулирования, аккумулирования, распределени и использования денежных фондов играют представительные органы власти, утверждающие подготовленные исполнительными органами проекты бюджетов, контролируют их последующие исполнение, утверждают отчеты исполнительных органов власти об исполнении бюджетов;

— федерализм, понимаемый как распределение предметов ведения по финансовым вопросам между федеральным центром и субъектами Российской Федерации и самостоятельность в пределах собственных компетенций муниципальных образований. В ведении федерального центра находятся: установление правовых основ единого рынка, валютное, финансовое регулирование, денежная эмиссия, федеральные экономические службы и федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные бюджеты и внебюджетные фонды и др. К вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов находятся установление общих принципов налогообложения и сборов, общих принципов организации органов государственной власти и местного самоуправления. В результате реализации данного принципа принимаются федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты. При этом в подавляющее большинство бюджетов субъектов федерации, а из них в местные бюджеты выделяются финансовые средства из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций.

единство финансовой политики и денежной системы. Конституция РФ и федеральное законодательство устанавливают единство экономического пространства, гарантируют свободу передвижения товаров, услуг и финансовых средств по территории Российской Федерации. Финансовое регулирование и денежная эмиссия отнесены к исключительному ведению РФ, не допускается ведение и эмиссия других денег, кроме официальной денежной единицы – рубля. Вопросы денежной эмиссии отнесены исключительно к полномочиям Центрального банка России;

— распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и ис­полнительной властей является следствие реализации другого, более фундаментального принципа организации государственной власти на основе принципа разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную. В повседневной деятельности данные ветви власти независимы друг от друга, в то же врем представляют во взаимодействии из себя механизм сдержек и противовесов друг другу. Исходя из указанного принципа к функциям представительной власти отнесены принятие законов, контроль за их исполнением, к функция исполнительной власти – исполнение законов. Наиболее четко принцип проявляется на различных стадиях бюджетного процесса, каждая из которых прерогатива или только представительной власти, или только исполнительной;

— плановость выражается в законодательно установленных требованиях для всех субъектов финансового права придерживаться при аккумулировании, распределении и использовании денежных средств финансовых планов. Планирование финансовой деятельности осуществляется путем подготовки и принятия бюджетов, собирания доходов и осуществления расходов исключительно в соответствии с принятыми законами о бюджетах. Подобные финансовые планы составляются и в отношении внебюджетных фондов, смет и бюджетов различных организаций, учреждений, предприятий;

— гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Основные финансовые планы государства и муниципальных учреждений (их бюджеты) обсуждаются на стадии их подготовки, сами утвержденные планы подлежат обязательному опубликованию. До сведения граждан доводятся данные о ходе исполнения бюджета, вносимых в них корректив, о результах исполнения планов.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении с другими отраслями праваю

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, охватывающи­ми своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Первое из них закрепляет основы организации деятельности органов государственной власти (и законодательной, и исполнительной), а второе регулирует отншения в области государственного управления. Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансов обеих указанных ветвей власти. Конституционное право закрепляет федеративное устройство государства – финансовое право исходя из подобного устройстваа регулирует бюджетный процесс в целом в Российской Федерации и в субъектах РФ, межбюджетные отношения. Конституционное право непосредственно закрепляет финансово-правовые нормы, компетенцию органов власти в сфере финансов (например в части подготовки, принятия и исполнения бюджета) – финансовое право конкретизирует эти нормы (через бюджетное право и бюджетный процесс).

Вопросы сбора доходов, исполнения расходной части фондов денежных средств осуществляется в процессе государственного управления органов исполнительной власти, являющейся сферой регулирования и финансового, и административного права. При это обе отрасли права используют схожие методы правового регулирования, в основном императивные. Но различает их предмет регулирования: отношения по выполнению органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов регулируются финансовым правом, отношения, связанные в целом управленческой деятельностью исполнительной власти – административным правом. При этом ряд нарушений финансово-правовых норм в ряде случаев наряду с применением норм финансово-правовой ответственностью влечет и привлечение виновных к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Финансовое право регулирует денежные отношения, деньги являются и предметом регулирования гражданского права. Ряд органов государства и муниципальных органов одновременно выступает в качестве юридических лиц. Наряду с выполнением функций по мобилизации и распределению государственных и муниципальных денежных средств они вступают и в договорные отношения, используя инструментарий гражданского права.

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отноше­ний входят и денежные отношения. Кроме того, государственные органы, в том числе финансовые, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно вы­ступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с выполне­нием ими функций по мобилизации и распределению государст­венных и муниципальных денежных средств вступают и в отношения на основе договора, используя инструментарий гражданского права.

Принципы российского финансового права

Российское право в целом, как и отдельные его отрасли, в том числе финансовое право, формируется и развивается в соответствии с определенными принципами, т. е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими наиболее существенные его особенности. Принципы носят общеобязательный характер, поскольку непосредственно закреплены в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности имеет важное значение, поскольку позволяет правильно понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законодательстве.

В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, дсмо- кратии, сочетания убеждения и принуждения и др.), на основе которых действуют принципы его подотраслей и институтов с соответствующей конкретизацией.

Принципы отечественного финансового права были впервые сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства. Такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства (дополним — и муниципальных образований). Естественно, с тех пор эти принципы изменились, сохранив, однако, определенную преемственность.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

  • приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
  • социальная направленность финансово-правового регулирования;
  • федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
  • единство финансовой политики и денежной системы;
  • самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
  • распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;
  • гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • плановость и законность финансовой деятельности.

Содержание названных принципов основано на положениях Конституции РФ, как общих, так и относящихся именно к финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования этих отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования., вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, которая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к этим проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8).

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на основе согласования с субъектами может передать им некоторые свои полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать этот процесс. В связи с этим предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, которым в настоящее время приходится финансировать осуществление как своих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства РФ относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114). Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в том числе государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на основе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15). В сфере финансов это относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36). Налоговый кодекс РФ в соответствии с этим принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов являются, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и необходимо для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет свои особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. И здесь необходимо прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации используются программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе которых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

В целях совершенствования последнего, помимо составления годового федерального бюджета, согласно Бюджетному посланию Президента РФ был разработан перспективный (среднесрочный) финансовый план на 2006-2008 гг., намечен переход к утверждению трехлетнего федерального бюджета, изменению содержания финансовых плановых показателей с ориентированием их на конечный результат, что впоследствии нашло закрепление в БК РФ.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права предусмотрены соответствующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Кроме того, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.