Принцип законности

Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, обеспечения интересов граждан, их равенства перед законом. Она предполагает четкое разделение властей, их гармоничное взаимодействие.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Признаки законности:

1. Всеобщность (никто не может уклониться от выполнения законов — это относится и к государству).

2. Неразрывная связь с правом, юридическими нормами. Нормативной основой законности являются законы. Для режима законности необходимо четко отработанное законодательство и безусловная реализация предписаний законов и подзаконных актов.

Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

1. Верховенство закона — главенство его в системе нормативных актов; равенство граждан перед законом; равенство их прав и обязанностей, точное соблюдение законов всеми лицами, так как право выражает общую волю всех граждан.

2. Единство, т.е. всеобщность. На всей территории России действуют федеральные законы и законы субъектов федерации, отражая местную специфику, которые не должны противоречить федеральным законам.

3. Целесообразность, т.е. оптимальность законов, их соответствие потребностям развития общества. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

4. Реальность, т.е. достижение фактического исполнения правовых предписаний, неотвратимость ответственности.

5. Защита прав и свобод человека как приоритетной цели законности

6. Связь законности и культуры (неуважение законов, их нарушение, правовой нигилизм — проявление некультурности, отсталости государства)

43. Механизм государства: понятие и структура.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

сложная структура;

взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

органы представительной власти;

органы исполнительной власти;

судебные органы;

контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

44. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

Порядок отношений между членами общества определяется множеством различных норм, которые в науке получили название системы нормативного регулирования.

Данная система представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.

Система нормативного регулирования состоит как минимум из двух подсистем:

1. Система технических норм;

2. Система социальных норм;

Система технических норм – это совокупность норм, определяющих приемы обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира и силами природы.

К техническим нормам в широком смысле относят нормы, регулирующие отношения типа «человек – машина», «человек и орудие труда», «человек и производство», «человек – природа» (субъект — объект).

Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром (природой и техникой), их «субъектный состав» связан не только с людьми.

Несмотря на различия, технические и социальные нормы тесно взаимодействуют друг с другом.

Так, существует некоторая группа технических норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве т.е. в системе социальных норм, получая при этом название норм технико-юридического характера — это технические условия, различные ГОСТы, правила техники безопасности, эксплуатации водного, железнодорожного, воздушного транспорта, индексы загрязнения окружающей среды.

За нарушение этих правил установлена имущественная, административно-правовая и уголовно-правовая юридическая ответственность .

Технические нормы, действующие, в частности, в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, никакой юридической ответственности за их нарушение не наступает, например, требования по эксплуатации различных бытовых приборов — телевизоров, холодильников, магнитофонов в случае выхода их из строя по причине неправильного с ними обращения, устранение ущерба возлагается на владельца.

Система социальных норм представляет собой совокупность определенных норм, регулирующих поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций в общественной жизнедеятельности.

Социальная норма – это правило социально-значимого поведения членов общества.

Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека.

Данная система отражает определенную ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти.

Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, то есть таких законов, которые действуют с естественно исторической необходимостью.

Объективный характер этих законов органически связан с их научным познанием и использованием в целенаправленной социальной деятельности.

Социальные нормы действуют в определенных взаимосвязях друг с другом.

В подходах к классификации социальных норм могут быть применены как основные, так и дополнительные критерии.

При выделении разновидностей норм учитывается сфера действия норм, само качество правила поведения, стимулы и гарантии реализации нормы, а также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм.

Количество социальных норм огромно, по содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения, здесь нет четкой классификации.

Традиционно выделяют:

1. Политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);

2. Экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);

3. Культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую,

4. Спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

5. Эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);

6. Религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды);

7. Иные социальные нормы;

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

Социально-автономные нормы — это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности, например, моральные нормы.

Социально-гетерономные нормы — это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне, например,юридические нормы

.

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы, такие как, правовые нормы и иные социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством.

Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными — негосударственными — мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:

1. Обычаи — исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений;

2. Нормы морали (нравственности) — общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения;

3. Корпоративные нормы — правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений;

Социальные нормы характеризуют следующие особенности:

1. Предметом регулирования являются общественные отношения;

2. Субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы;

Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

Понятие и принципы законности

Законность – это политико-правовой принцип или реальное действие права в государстве, при котором граждане, должностные лица и государственные органы, строго соблюдают законы и правовые нормы.

Законность представляет собой полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативно-правовых актов и основанных в соответствии с ними иных юридических документов.

Признаки законности:

  1. Всеобщность. Данный признак означает, что никто не может уклоняться от исполнения законов, в том числе и государство.
  2. Неразрывная связь с юридическими нормами и правом. Законы являются нормативной основой законности. Чтобы обеспечить режим законности, необходимо абсолютная реализация законов, подзаконных актов и четко отработанное законодательство.

Принципы законности – это основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности: гарантированность, реальность, верховенство, единство.

  1. Гарантированность. Наличие эффективных и действенных средств обеспечения законности.
  2. Реальность. Стремление достичь в действиях и поведении осуществления требований, которые закреплены в правовых нормах.
  3. Верховенство. Все граждане равны перед законом, а также равенство их прав и обязанностей; закон является главенствующим в системе нормативно-правовых актах; точное соблюдение законов всеми субъектами.
  4. Единство. На всей территории Российской Федерации действуют как федеральные законы, так и законы субъектов федерации и отражают местную специфику, которые отражают местную специфику и не должны противоречить федеральным законам.

В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями.

Требования – это правовые предписания, сформированные в общем виде, исполнение и соблюдение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это направленность законности. Требования законности и ее принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в совокупность требований. К примеру, принцип верховенства закона означает, что все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и международным актам; подзаконные акты – законам; издание их лишь уполномоченными государственными органами; своевременное обновление законов. Следовательно, через соответствующие требования законности от принципа верховенства закона можно перейти к определенным правовым предписаниям.

Гарантии законности

В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности.

Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.

Выделяют общие и специальные гарантии.

К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.

Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством.

Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания.

К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ.

Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН.

Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности.

Сюда следует также отнести обеспечение права человека на защиту и специальные процедуры правоприменительной деятельности. При этом следует учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны между собой.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Принципы законности

Смотреть что такое «Принципы законности» в других словарях:

  • Принципы правосудия — Содержание 1 Принципы правосудия в РФ 2 Принцип законности 3 Принцип справедливост … Википедия

  • ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА — это основные, исходные начала, в соответствии с которыми строится и применяется уголовный закон. Принципы выражают идеи, фиксируют представление о том, каким должно быть уголовное право. Такие идеи разрабатываются в теории уголовного права и на… … Словарь-справочник уголовного права

  • Принципы уголовного права — это 1. основополагающие идеи, исходные положения, при помощи которых решаются задачи уголовно правового регулирования (А.А. Нечепуренко); 2. основные руководящие начала (идеи), закрепленные в нормах уголовного права, которые определяют его… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

  • Принципы международного права — Принципы международного права это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных… … Википедия

  • Принципы правотворчества — основополагающие государственно правовые идеи, требования, выступающие ориентирами, методологической основой правотворческой деятельности. Правотворчество достигает своих целей, соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае,… … Элементарные начала общей теории права

  • Принципы юридической ответственности — требования, которым должны отвечать основания ответственности и деятельность по ее применению. К основным из них можно отнести: ответственность лишь за деяние, являющееся противоправным. Данный принцип обращен главным образом к законодателю и… … Элементарные начала общей теории права

  • Принципы уголовного права — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия

  • Принципы жилищного права — (см.: Принципы права) основные начала, важнейшие положения правового регулирования жилищных правоотношений (см.: Жилищные правоотношения). Принципы права пронизывают все отрасли права, однако в каждой отрасли, подотрасли или правовом институте их … Жилищная энциклопедия

  • Принципы права — (см.: Принципы жилищного права) это основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости и свободы. Подобное определение представляет правовые принципы в виде идеализированной интеллектуальной… … Жилищная энциклопедия

  • Принципы права — Принципы права основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой представляют собой наиболее общие нормы, которые… … Википедия

Законность как принцип права

Суть законности — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений.

Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанная с изданием, применением права и контролем за осуществлением права.

Основные принципы законности:

Принцип верховенства законности означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности.

Конституционный Суд, Прокуратура и другие правоприменительные органы осуществляют контроль за исполнением законности. Принцип законности должен распространяться на все правовые формы деятельности; правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, правореализационную. Принцип верховенства закона означает, что, прежде всего, должны исполняться законы и исполняться в соответствии с нормами закона во всех случаях, когда закон подлежит применению.

Принцип единства законности предполагает одинаковое понимание и применение закона на всей территории его действия. Единообразное понимание и применение закона составляет режим законности. Единство законности означает единство всех форм правовой деятельности, их согласованность между собой (правотворчество, правоприменение, правоохрана). Единство законности означает не только одинаковое (единообразное) действие закона по территории, но и по субъектам. Обеспечение всеобщности (единства) правовых предписаний — задача государства, его правореализационной функции. Единство законности основывается на точном осуществлении законодательных установлений всеми субъектами права при наличии соответствующего контроля законности со стороны государства (режим законности). Единство законности исключает какой-либо произвол со стороны субъектов права.

Целесообразность законности означает связь законности с целесообразностью. Целесообразность не должна исключать законности, но должна всегда находиться в рамках законности. Целесообразность законности означает необходимость выбора варианта действия в соответствии с вариантами, не запрещенными нормами права. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность, она предполагает достижение общественной пользы и является вариантами содержательной характеристики законов. Закон действует до тех пор, пока не отменен. Законы считаются целесообразными и подлежащими применению, включая их отмену, изменение и дополнение. Необходимо своевременно устранять расхождения закона с реальной жизнью, учитывать в содержании законов реальные позитивные потребности общества;

Принцип реальности законности означает реализацию фактического исполнения правовых предписаний в деятельности субъектов права, неотвратимость ответственности за правонарушения. Содержание законов должно соответствовать объективным потребностям общественного развития. Нормативной основой законности являются правовые законы. Недостаточно формально-юридического установления законности, необходимо фактическое осуществление провозглашаемых форм права, единство формы и содержания (например, соответствие фактической и юридической конституции). Реальность законности обеспечивают гарантии законности — юридические, экономические, политические и др.

Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией, а также наличие развитой системы прав и свобод личности является показателем состояния законности в обществе. Данный принцип означает наличие в обществе средств и условий, обеспечивающих соблюдение законов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека, интересов государства и общества в целом.

Принцип неразрывной связи законности с культурой означает зависимость законности от состояния культуры в целом и от правовой культуры в частности. Соблюдение и активная реализация права является в тоже время существенным условием и показателем уровня культурности общества. Чем выше уровень культуры, тем выше уровень законности. Функции права во многом реализовываются в условиях законности. Законность выступает важнейшей предпосылкой реализации права;

Принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения, а, следовательно, и за нарушение режима и состояния законности. Законность в состоянии постоянной реализации является реальностью права, важнейшей социальной ценностью, основным методом регулирования социальных отношений. Борьба с правонарушениями, правовая идеология и культура призваны поддерживать действенность реализации данного принципа.

Законность — это принцип, метод и режим точного и неуклонного соблюдения требований права всеми участниками общественной жизни.

Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому её содержание рассматривают в трёх аспектах: а) в плане «правового» характера общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц.

Принципы законности:

1. Единство законности (законы и их соблюдение едины для всех и на всей территории)

2. Неотвратимость реализации законности ( т.е. юр. ответственности за нарушение требований закона)

3. Всеобщность законности

4. Верховенство закона

5. Защита прав и свобод человека как приоритетной цели законности

6. Целесообразность. (существует презумпция целесообразности закона, брать под сомнение закон по личным соображениям недопустимо)

7. Связь законности и культуры (неуважение законов, их нарушение, правовой нигилизм — проявление некультурности, отсталости государства)

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная конкретизация. Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности: Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. предписаний во многом зависят от положения Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции Специальные средства обеспечения законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства). Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры). Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений (органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д.) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью. Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности. Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).