Принципы контрактной системы

44-ФЗ Способы закупок

ВАЖНО. Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Все нормативно-правовые акты по 44-ФЗ

Принципы контрактной системы перечислены в ст. 6 и раскрыты в статьях 7–12 Закона «О контрактной системе». Такими принципами названы:

  1. Открытость и прозрачность информации о контрактной системе.
  2. Обеспечение конкуренции.
  3. Профессионализм заказчиков.
  4. Стимулирование инноваций.
  5. Единство контрактной системы в сфере закупок.
  6. Ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность осуществления закупок.

Открытость и прозрачность информации о контрактной системе обеспечивается, в частности, путем её размещения в ЕИС. На практике реализация этого принципа означает своевременную публикацию в удобной для поиска форме планов и планов-графиков закупок, извещения о каждой закупке и соответствующей закупочной документации, протоколов о проведении закупки, государственного (муниципального) контракта и отчёта о его исполнении. Необходима такая открытость как для обеспечения максимально возможной конкуренции за право получить госконтракт, так и для государственного и общественного контроля за эффективностью проведения закупок. И эффективность закупок, и обеспечение конкуренции также отнесены к принципам контрактной системы.

Статьей 8 Закона «О защите конкуренции» провозглашено, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Для этого любому лицу необходимо соответствовать требованиям, перечисленным выше, и иметь возможность исполнить контракт на условиях, зафиксированных в закупочной документации заказчика. Требования эти должны применяться в равной мере ко всем потенциальным поставщикам, что является важнейшим слагаемым в деле создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

«<При проведении закупок государственными и муниципальными заказчиками> запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений. <При проведении закупок государственными и муниципальными заказчиками> запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений» (части 2 и 3 ст. 17 Закона «О защите конкуренции»)

Вопросы Гражданский кодекс Закон № 223-ФЗ Закон № 44-ФЗ
Базовые права и обязанности заказчика и поставщика при проведении закупки Урегулировано Урегулировано Урегулировано
Последствия признания поставщика победителем закупки Урегулировано Урегулировано Урегулировано
Обеспечение заявки и обеспечение контракта Регулируется заказчиком на основании норм Гражданского кодекса Регулируется заказчиком на основании норм Гражданского кодекса Урегулировано
Заключение и исполнение договора Регулируется заказчиком на основании норм Гражданского кодекса Регулируется заказчиком на основании норм Гражданского кодекса Урегулировано
Планирование закупок Регулируется заказчиком Урегулировано Урегулировано
Информационное обеспечение закупки Регулируется заказчиком Урегулировано Урегулировано
Возможные способы закупки, случаи и порядок их применения Регулируется заказчиком Регулируется заказчиком Урегулировано
Возможные требования к поставщику Регулируется заказчиком Регулируется заказчиком Урегулировано
Работа комиссии по закупкам Регулируется заказчиком Регулируется заказчиком Регулируется заказчиком на основании норм Закона № 44-ФЗ
Работа отдела закупок Регулируется заказчиком Регулируется заказчиком Регулируется заказчиком на основании норм Закона № 44-ФЗ
Взаимодействие структурных подразделений заказчика при планировании закупки, разработке закупочной документации и договорной работе Регулируется заказчиком Регулируется заказчиком Регулируется заказчиком
Содержание закупочной документации Регулируется заказчиком Регулируется заказчиком Регулируется заказчиком

На практике в деле обеспечения конкуренции в госзакупках многое зависит от условий, которые сформулировал конкретный государственный и муниципальный заказчик в конкретной документации. Разумеется, если такой заказчик заинтересован в развитии конкуренции, то его профессионализм поможет составить документацию так, чтобы её условия не ограничивали сверх необходимого круг участников закупки, но при этом минимизировали риск поставки некачественной продукции.

Принцип формального равенства участников закупки, лежащей в основе обеспечения их конкуренции, сочетается в рамках контрактной системы с предоставлением преимуществ ряду поставщиков, нуждающихся в государственной поддержке (ч. 4 ст. 27 Закона «О контрактной системе»). Такими поставщиками являются предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Статьей 10 провозглашены преимущества для всех производителей инновационной и высокотехнологичной продукции.

Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ или 223-ФЗ, поставщику нужно подготовить пакет документов: справки, письма и декларации. Набор документов зависит от вида процедуры и требований заказчика.

Декларация соответствия

Декларация — это документ, который подтверждает, что:

  • компания не ликвидируется,
  • компания не приостанавливала деятельность,
  • нет недоимок по налогам, сборам, задолженности в бюджет РФ.

Заказчик может сам установить форму такой декларации в документации: тогда ее нужно заполнить и отправить в составе заявки. Если у заказчика нет шаблона, используйте наш. В 223-ФЗ нет перечня обязательных документов, их наличие и формат определяет заказчик. Ориентируйтесь на документацию и положение о закупке.

При подготовке декларации участник может не прикладывать подтверждающие документы. Если их приложить, это будет дополнительным плюсом, но заказчик не имеет права отклонить заявку, в которой нет подтверждающих документов. Если такое произошло, жалуйтесь в ФАС.

Участник должен соответствовать тому, что декларирует. Если обнаружатся несоответствия, а контракт уже заключили, то заказчик должен будет расторгнуть его.

Принадлежность к СМП или СОНО

Часть закупок по 44-ФЗ проводится только среди представителей малого предпринимательства, а по 223-ФЗ — среди малого и среднего бизнеса. Участник такой закупки должен подать декларацию о том, что он относится к этой категории бизнеса. Критерии субъектов малого предпринимательства (для организаций и ИП):

Средняя численность работников за предшествующий год

  • Средние предприятия: 101-250 человек.
  • Малые предприятия: до 100 человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС

  • Не выше 800 млн. руб. для малого предприятия.
  • 120 млн. руб. для микропредприятия.

Доля сторонних организаций в уставном капитале

Это требование действует только для юридических лиц, максимальная доля сторонних организаций — 49%. Подтверждать сведения, указанные в декларации необязательно, но по желанию участник может приложить:

  • форму № 2 бухгалтерского баланса,
  • сведения о среднесписочной численности работников.

Чтобы задекларировать принадлежность к социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНО), нужно в свободной форме написать об этом на фирменном бланке организации. В нашем пакете документов есть шаблон такого бланка.

Заказчик по 223-ФЗ использует утвержденную форму декларации о принадлежности к СМП и включает ее в свое положение о закупке. Кроме такой декларации он не вправе ничего требовать от поставщиков.

Справка об отсутствии задолженности по налогам

Участвовать в закупке можно даже с задолженностью, но сумма не должна быть больше 25% от балансовой стоимости активов за последний отчетный период.

44-ФЗ не требует подтверждения, участник прикладывает только декларацию соответствия. По 223-ФЗ заказчик может потребовать подтвердить, что задолженности нет. Для этого можно сделать свежую справку об отсутствии задолженности по налогам (справка ИФНС, срок ее действия обычно устанавливает контрагент), которую поставщик предоставляет в составе своей заявки. Налоговая выдает справку по запросу в бумажном или электронном виде.

Иногда такое требование выдвигается, чтобы не дать ненужным поставщикам поучаствовать в закупке. Налоговая готовит справку 10 дней, а срок подачи заявки — обычно 5-7 дней. Поставщик просто не успеет ее получить.

Сведения об ИНН

Предоставить ИНН участника нужно для участия:

  • в открытом конкурсе (в том числе в двухэтапном и в конкурсе с ограниченным участием),
  • в электронном аукционе,
  • в запросе котировок.

Если ИНН действительно нет, то просто напишите: «ИНН отсутствует». Нужно продублировать ИНН, даже если он указан в выписке ЕГРЮЛ, но заказчик предусмотрел отдельную форму с соответствующей графой. Можно сделать собственную произвольную форму или воспользоваться нашей.

Документы, которыми участники подтверждают квалификацию

44-ФЗ не содержит перечня документов, которые участник прилагает к заявке на конкурс, чтобы подтвердить опыт работы. Этот перечень заказчик вправе установить самостоятельно. Даже если в критериях оценки есть квалификация, участник не обязан предоставлять подтверждающие документы, а заказчик не имеет права отклонять заявку, если их нет.

Понятие

Система государственных закупок представляет собой регулируемый законодательством процесс, который призван четко регламентировать обязанности сторон и привести к неким стандартам нужды муниципальных и государственных учреждений, которые требуется удовлетворить путем проведения закупочных процедур.

В настоящий момент роль данной системы выполняет контрактная система в сфере закупок, положения которой были изложены в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ, который был принят правительством 5 апреля 2013 года, и вступил в законную силу с 1 января 2014 года.

К положительным сторонам контрактной системы обычно относят следующие характерные особенности:

  • четкая стандартизация большей части номенклатуры товаров, услуг и работ, планируемых к закупке. Это обеспечивает достаточный уровень единства и общности закупочных позиций и значительно упрощает процессы контроля и приемки;
  • открытая конкуренция среди участников тендеров, основанная на принципах профессиональной квалификации и предоставления рыночных условий поставки запланированных позиций;
  • прозрачность контрактной системы, обеспеченная современными средствами электронного взаимодействия. Каждый участник процесса может отрыто получать информацию о ходе процедуры;
  • законодательное регулирование и налаженные схемы решения наиболее часто возникающих трудностей и проблем. Закупки по 44-ФЗ имеют четкую регламентацию допустимых и недопустимых форм взаимодействия участников.

Однако в данной системе есть и свои недостатки:

  • невысокая скорость проведения закупочных процедур и довольно большой уровень бюрократии, которым приходится платить за прозрачность и регулируемость системы;
  • множество рабочих нюансов, которые приводят к сложности процесса для начинающих поставщиков и подрядчиков. Различные правила и условия взаимодействия устанавливают порядок, но требуют значительных усилий для начала работы;
  • открытая конкуренция, особенно в некоторых сферах закупок, вроде строительной отрасли, зачастую является формальной, поскольку заказчики отдают предпочтения одним и тем же поставщикам, не нарушая при этом положений федерального закона.

Принципы

Основные принципы контрактной системы в сфере закупок являются ее же преимуществами и основаны на постулатах рыночной экономики, ведущей к наиболее эффективному процессу распределения товаров и услуг.

Вот эти принципы:

  • прозрачность и открытость. Каждый участник вправе получать честную и достоверную информацию на любом этапе проведения закупочной процедуры;
  • конкурентность. Поставки должны проводиться наиболее эффективными организациями, предоставляющими наилучшие рыночные условия;
  • квалифицированность. Рост требований к товарам, услугам и работам неизбежно влечет и рост профессионализма участников, стимулируя развитие организаций;
  • единство и общность. Единые правила взаимодействия могут наилучшим образом способствовать формированию понятного рынка государственных закупок, действующего по четко формализованным нормативам.

Информационное обеспечение

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере госзакупок является центральным и неотъемлемым элементом всего процесса, поэтому государство позаботилось о достаточном техническом и законодательном обеспечении данного пункта.

В качестве основной электронной системы обеспечивающей информационное взаимодействие участников является единая информационная система, или ЕИС.

В нее вносятся данные на всех этапах проведения закупочной процедуры, а доступ к этим данным является открытым и прозрачным.

Участники

К участникам контрактной системы действующей в сфере закупок относятся следующие субъекты:

  • поставщики и подрядчики, предлагающие товары, услуги и работы в условиях конкурентного отбора победителей;
  • государственные и муниципальные заказчики, являющиеся организаторами торговых процедур;
  • операторы электронных торговых площадок (ЭТП), берущие на себя функциональную роль посредников между заказчиками и поставщиками;
  • органы исполнительной и контролирующей власти, в том числе органы самоуправления и государственные регулирующие организации, выполняющие роль контроля и должного исполнения положений вышеупомянутого федерального закона.

Следующие субъекты формально не относятся к участникам контрактной системы в сфере закупок, но могут принимать непосредственное участие в некоторых процедурах:

  • экспертные лица или организации, предоставляющие данные о соответствии номенклатуры контракта принятым стандартам и нормативам;
  • банковские и финансовые организации предоставляющие функционал для внесения и хранения сумм гарантийного обеспечения и взаиморасчетов действующих участников;
  • сформированные приемные и оценочные комиссии для оценки заявлений от поставщиков и проверки номенклатуры товарных позиций.

Принципы контрактной системы.

Реформирование контрактной системы.

1.Федеральный закон № 44-ФЗ. Составляющие цикла закупки.

В 2010 г. правительство РФ заявило о необходимости формирования контрактной системы, которая должна регулировать не только вопросы закупок товаров, но и вопросы планирования закупок и исполнения контрактов. С 1 января 2014 г. вступил в силу закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04. 2013 № 44-ФЗ за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. В полном объеме закон вступит в силу с 1 января 2017 г.

Цели Федерального закона № 44-ФЗ:

  • внедрение системного подхода в сферу планирования и осуществления закупок;
  • обеспечение гласности и прозрачности сферы закупок;
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Закон о контрактной системе внес принципиальные изменения в систему закупок. Если ранее приоритетом было максимальное снижение цены контракта, то теперь заказчику необходимо обосновать саму закупку. Оценке подлежит результативность закупки, направленной на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Смещается акцент от суммы бюджетных средств, направленных на размещение закупки, к результату, полученному от ее размещения. Принципиальными новациями новой контрактной системы стали аудит эффективности закупок и публичность результатов исполнения контрактов. Таким образом, расширился регулируемый цикл закупки, который теперь включает следующие процессы:

1. Планирование. Цель: определение объема и структуры государственных и муниципальных нужд исходя из документов, определяющих цели и задачи деятельности органов власти.

2. Осуществление закупок. Цель: выбор контрагентов, способных обеспечить заданное количество заказа при наименьшей цене.

3. Управление контрактом. Цель: надлежащее исполнение контракта, подконтрольность действий заказчика и исполнителя.

4. Результат по контракту. Цель: полное удовлетворение государственных и муниципальных нужд в запланированном объеме и качестве, эффективное использование бюджетных средств.

5. Мониторинг, контроль и аудит. Цель: единый сквозной контроль закупочного цикла в целом, определение адекватности затраченных средств достигнутому результату – удовлетворению государственных и муниципальных нужд, предупреждение нарушений на всех стадиях закупочного цикла.

Принципы контрактной системы.

В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, система базируется на принципах:

· открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ);

· обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ);

· профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ);

· стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ);

· единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);

· ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).

1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок

Под прозрачностью понимается наличие и доступность информации о правилах осуществления государственных закупок, как о проведении конкретной процедуры (информация о ключевых датах, о начальной цене и т.д.), так и о закупках в целом (информация о контролирующих органах, возможностях использования судебной системы и т.д.), о характеристиках товаров, работ или услуг, на которые размещен заказ (количество, дополнительные требования и т.д.), и о результатах закупок (ставки, цена контракта, параметры контракта и т.д.). Влияние прозрачности на результаты закупки состоит в том, что: во-первых, доступность информации о результатах снижает издержки контроля за действиями заказчиков и поставщиков. Соответственно заинтересованные фирмы, граждане и представители государственных органов могут в большей степени контролировать процедуры закупок и их результаты, тем самым снижая вероятность оппортунистического поведения участников, как в форме коррупции, так и в форме сговора; во-вторых, уровень прозрачности связан с конкуренцией на торгах; в третьих, наличие информации упрощает стратегическое поведение поставщиков, в том числе и сговор между ними. Оценивая прозрачность информации, выделяют: 1) информацию о текущих закупках; 2) информацию о завершенных закупках; 3) возможности поиска по сайту; 4) дополнительную информацию и дополнительные функции сайтов.

Данный принцип заключается в том, что в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации обеспечивается за счет её размещения в единой информационной системе (ЕИС). Размещаемая информация должна быть полной и достоверной.

Как следует из Типового закона Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о публичных закупках, открытость в сфере закупок сопряжена с пятью основными элементами: 1) раскрытием информации и объяснением правил закупок, которые применяются в соответствии с национальным законодательством; 2) своевременным и заблаговременным опубликованием информации о планах закупок; 3) точностью указания объектов закупок и объективностью предъявляемых требований; 4) прозрачным и полностью соответствующим нормам закона проведением процедур закупок (принуждением должностных лиц к их соблюдению); 5) наличием системы контроля и (с учетом сугубо российских условий) возможностью опротестования хода и результатов процедур.

Среди экономических агентов, которые могли бы осуществлять такой контроль, можно выделить несколько групп: граждане страны, т.е. конечные потребители закупаемых благ, организации гражданского общества, которые могут контролировать закупщиков, используя административные каналы (например, подавая жалобы в регулирующие органы); фирмы, которые могут заявлять о коррупционном поведении или наличии сговора; государственные органы, ответственные за контроль и регулирование закупочной деятельности.

2. Принцип обеспечения конкуренции

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (НПА) о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, комиссиями по осуществлению закупок любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности необоснованному ограничению числа участников закупок.

3. Принцип профессионализма заказчиков

Данный принцип заключается в том, что контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.

4. Принцип стимулирования инноваций

Данный принцип заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Критерии же отнесения товаров к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.

6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок

Под эффективностью закупок понимают ситуацию, когдазаказчики получают товары, работы или услуги требуемого качества по минимально возможной цене, по которой поставщики готовы их предоставить. Достижению эффективного результата могут препятствовать две основные проблемы: коррупция заказчика (например, заказчик в обмен на взятку дает возможность выиграть поставщику, который заведомо не может предоставить наилучшую цену или необходимое качество) или сговор между поставщиками (например, договоренность не конкурировать друг с другом по цене, что приводит к поставке товаров по завышенным ценам). Коррупция и сговор часто взаимосвязаны и могут усиливать действие друг друга. Кроме того, сле-

Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе

| следующая лекция ==>
Прозрачность информации о госзакупках в России | Преференции и применение национального режима в системе закупок.

Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 785;