Принципы стандартизация

Цели и принципы стандартизации

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • технической и информационной совместимости;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях — принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Важнейшие принципы стандартизации.

1.Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).

2.Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

3.Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

4.Системность стандартизации. Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

5.Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

6.Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.

7.Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

8.Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

9.Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

10.Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.

11.Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.

12.Обеспечение условий для единообразного применения стандартов. Например, указанный принцип следует учитывать при разработке стандартов организаций. Хотя порядок разработки, утверждения, учета изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно, он должен учитывать: во-первых, принципы стандартизации; во-вторых, универсальные правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления стандартов.

Принцип системности в стандартизации

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Теоретические основы стандартизации: принцип системности

Стандартизация является одним из эффективных средств организации общественных, производственных и экономических отношений в обществе. По определению, данному Международной организацией по стандартизации и Международной электротехнической комиссией, стандартизация — это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач (ИСО/МЭК 2:2004).

Важнейшими результатами такой деятельности являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству.

Развитие международного экономического сотрудничества требует дальнейшего сближения взглядов между зарубежной и отечественной практикой в вопросах стандартизации, разработки национальных стандартов, гармонизированных с международными.

Зарубежный и отечественный опыт позволяет судить, что многие проблемы и задачи, стоящие перед различными сферами деятельности, могут быть решены только при активном привлечении методов и средств стандартизации. Стандарты устанавливают критерии практически ко всем сферам человеческой деятельности.

Принцип системности

Принцип системности в стандартизации предусматривает применение системного подхода, как к объекту стандартизации, так и к организации НД по стандартизации. Системный подход подразумевает рассмотрение элементов, образующих систему, с учетом связей между ними, что позволяет разрабатывать систему взаимно увязанных требований к собственно объекту стандартизации и к основным элементам, составляющим этот объект или используемым при эксплуатации (потреблении) объекта стандартизации.

Система (от греческого systema — целое, составленное из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Такое наиболее общее определение системы позволяет строить системы искусственным путем при наличии слабо выраженных связей между элементами и минимальной упорядоченности.

Например, такая система, как естественный язык, характеризуется наличием множества исключений, неоднозначностью трактовки правил и высказываний, изменениями во времени. К» «мягким» системам можно отнести этикет, который в большинстве состоит из «неписаных» предписаний. Противоположностью «мягким» системам являются строгие логические системы, построенные на использовании ограниченного числа аксиом (евклидова геометрия, натуральный ряд чисел и др.).

Деление систем на «мягкие» и «жесткие» в значительной степени условно, абсолютно строгие системы существуют тишь r теории. Обычно технические системы по упорядоченности занимают некое среднее место между расплывчатыми биологическими либо социальными и строгими абстрактными (идеальными) системами.

В качестве примеров жестких систем можно привести «машинные языки», гражданский или уголовный кодекс, правила дорожного движения, системы конструкторской или технологической документации.

В стандартизации очевидно стремление к разработке жестких систем, так как любая неоднозначность здесь может привести к возникновению конфликтной ситуации, а в худшем случае — к поломке изделия, аварии или катастрофе. Разработка жестких систем предполагает использование таких принципов, как достаточность, определенность и оптимальность норм.

Любой объект стандартизации (изделие, техпроцесс, набор условных обозначений) следует рассматривать как систему определенного уровня сложности. Если объект стандартизации сравнительно прост, можно ограничиться разработкой одного стандарта. Сложные объекты стандартизации могут представлять собой системы, включающие в себя не только элементы, но и другие системы более низкого порядка (подсистемы).

стандартизация кодирование информация

2. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСККТЭСИ)

Целью ЕСКК ТЭСИ является информационное обеспечение процессов управления экономикой с применением компьютерных технологий. Законодательную основу этих работ составляют Закон «О стандартизации», постановление Кабинета Министров от 4.04.96 г. N 240 «О введении в действие Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь», утвержденная постановлением Совмина от 27.08.92 г. N 523 Республиканская программа перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики, ряд нормативных документов.

Классификации и кодированию подлежат технико-экономические и социальные объекты и их свойства, используемые в статистике, финансовой и правоохранительной деятельности, банковском деле и других сферах. Подробно остановимся на тех классификаторах, с которыми чаще всего сталкиваются субъекты хозяйствования республики.

«Классификатор видов экономической деятельности» (ОКЭД). Разработан с целью создания системы классификации, аналогичной европейской (на основе Классификатора видов экономической деятельности Европейского Сообщества). Представляет собой набор группировок, распределенных по пяти уровням классификации (секции, разделы, группы, классы, подклассы), где первые четыре соответствуют классификации видов экономической деятельности ЕС, а пятый уровень (подклассы) является национальным.

ОКЭД охватывает деятельность, осуществляемую во всех отраслях экономики. Его основное назначение — формирование отраслей экономики. Иначе говоря, в ОКЭД на каждом уровне выделяются наиболее значимые для экономики республики виды деятельности, а остальные сводятся в группировку с наименованием «Прочее».

В классификаторе виды деятельности не делятся на производственные и непроизводственные. Не учитываются также различия в форме собственности, организационно-правовой форме.

Поскольку большинство субъектов хозяйствования осуществляют несколько видов деятельности, то их видовое группирование производится по тому, который занимает наибольший удельный вес в общем объеме производства продукции (товаров или услуг). Остальные считаются второстепенными.

В 2001 г. ОКЭД был пересмотрен. В новой редакции уточнены наименования отдельных группировок, значительно расширены их описания. Исключен ряд группировок, представляющих виды деятельности, не характерные для республики, а некоторые группировки, наоборот, разукрупнены.

В соответствии с Декретом Президента от 16.03.99 г. N 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» в учредительных документах юридического лица (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя) предусмотрено указание видов деятельности с наименованиями и кодами ОКЭД. В соответствии с классификатором готовится статистическая и финансовая информация.

Классификатор «Промышленная и сельскохозяйственная продукция» (ОКП). Предназначен для создания единого информационного языка с целью обеспечения сопоставимости данных о продукции, производимой в Республике Беларусь, в системах автоматизированной обработки информации при кодировании промышленной и сельскохозяйственной продукции, представляющей собой объект операций как на внутреннем, так и на международном рынках.

Структура ОКП ориентирована на виды экономической деятельности по производству товаров и оказанию услуг и позволяет однозначно отнести ту или иную продукцию только к одной классификационной группировке. В этом его основное отличие от ранее действовавшего общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции, строившегося по отраслевому принципу.

Вторая часть классификатора включает разделы, не связанные с производством продукции, например, финансовые, транспортные, информационные и другие услуги.

Следует отметить, что Беларусь первой из стран СНГ перешла на классификатор продукции, гармонизированной с РRОDСОМ, не нарушающий коды и наименования позиций европейского классификатора и отражающий специфику национальной экономики.

Классификатор «Занятия» (ОКЗ). Разработан в соответствии с Республиканской программой перехода РБ на принятую в международной практике систему учета и статистики исходя из требований рыночной экономики. Представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований, обеспечить возможность проведения статистических сравнений и обследований, сопоставления статистических данных на международном уровне. ОКЗ предназначен для решения широкого круга задач, касающихся регулирования социально-трудовых отношений, а также связанных с оценкой и анализом структуры рабочей силы, занятости, доходов и оплаты труда, образования, подготовки кадров.

В отличие от профессии, подразумевающей обязательную специальную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в т.ч. не требующей подготовки, приносящей заработок или доход.

ОКЗ непосредственно связан с Общегосударственным классификатором РБ «Профессия рабочих и должности служащих» и устанавливает порядок классификации и кодирования содержащейся в нем информации. Представляет собой открытую систему, которая в процессе ведения может дополняться новыми структурными элементами и группировками с соответствующими описаниями.

Классификатор «Формы собственности» (ОКФС). Применяется для описания субъектов гражданского права и используется для формирования информационных ресурсов регистров, реестров, кадастров, для учета и анализа деятельности юридических лиц различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

Классификатор «Организационно-правовые формы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ОКОПФ). Предназначен для автоматизированной обработки информации, связанной с учетом и анализом деятельности юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей. Как и ОКФС, он используется для формирования информационных ресурсов, регистров, реестров, кадастров.

Для характеристики юридических лиц по степени самостоятельности принятия решений в ОКОПФ введены следующие понятия: 1. Основное. 2. Дочернее. 3. Зависимое. Эти коды при необходимости используются в сочетании с кодом организационно-правовой формы юридического лица.

Классификатор «Юридические лица и индивидуальные предприниматели» (ОКЮЛП). Устанавливает принципы присвоения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям кодов Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).

Коды ОКЮЛП, более известные как коды ЕГР, применяются для автоматизированной обработки информации при решении задач учета и анализа хозяйственной, финансовой и внешнеэкономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на различных уровнях управления экономикой. Идентификационные коды субъектов ЕГР присваиваются регистрирующими органами и указываются в свидетельстве о государственной регистрации субъекта хозяйствования. Для ранее зарегистрированных лиц идентификационный код ЕГР соответствует ранее присвоенному учетному номеру налогоплательщика (УНН).

Указом Президента от 2001-06-24 г. N 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь» ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложено на Министерство юстиции РБ. Оно же будет осуществлять и ведение ОКЮЛП.

3. Решить пример:

Федеральный закон Российской Фе­дерации «О техническом регулировании» устанавливает следующие принципы стандартизации:

1. Принцип «добровольного применения стандартов» означает, что со стороны государства должны отсутствовать претензии к составу и уровню по показателям качества продукции и услуг. Исключение составляют требования по безопасности, но они устанавливаются техническими регламентами.

2. Принцип «максимального учета при разработке стандартов за­конных интересов заинтересованных лиц» (сбалансированность интересов сторон) предусматривает необходимость нахождения компромисса между желаниями приобретателя и возможностями разработчика и изготовителя, т. е. необходимость оптимизации уровня качества продукции и услуг при условии их высокой конкурентоспо­собности. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус. Под консенсусом понимается общее согласие, т. е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

3. Принцип «применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением слу­чаев, если такое применение признано невозможным из-за несоответ­ствия требований международных стандартов климатическим и гео­графическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения» способствует укреплению тенденции к достижению мирового уровня отечественных продукции и услуг. Однако достиже­ние этого уровня в силу указанных причин не всегда возможно.

Правила применения международных стандартов в Российской Федерации допускают применение следующих международных и ре­гиональных стандартов:

• принятие аутентичного текста международного стандарта в каче­стве национального российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений («метод обложки»); при этом обозначение национального стандарта Российской Федерации: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных жух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93;

• принятие аутентичного текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного. Пример: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89).

Важное значение придается в законе и международному сотрудничеству в области стандартизации. Сложившееся современное международное разделение труда и связанная с этим торговля и научно-техническое сотрудничество потребовали достижения международных соглашений и разработки международных нормативных доку­ментов, требования которых имели бы однозначное толкование как для изготовителя, так и для продавца и потребителя. Подобные документы должны содержать технические требования, методы и условия. Испытаний, точные определения величин, которые следует измерять, введения о приборах, с помощью которых производятся измерения, питые о точности этих приборов и методах их поверки.

Международное сотрудничество в сфере стандартизации проводится по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также многосторонних и двусторонних связей между государствами на основании соответствующих указов Президента и постановлений правительства Российской Федерации.

В области международной стандартизации (и частично, в облас­ти сертификации и подтверждении соответствия) участвует несколь­ко международных организаций, среди которых наиболее известны отмечавшиеся ранее: ИСО (130); МЭК; МОЗМ; МБМВ; Европейская организация по качеству (БОК), Европейская комитет по стандартизации (ЕКС); Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники (ЕКСЭЭ); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Европейский ин­ститут по стандартизации в области телекоммуникаций (ЕИСТ) и ряд других Международные стандарты и рекомендации этих организаций, формально не являясь обязательными нормативными документами, фактически соблюдаются всеми заинтересованными сторонами в той мс ре, в какой это им необходимо.

Одной из самых авторитетных международных организаций и области стандартизации является ИСО (членами ИСО являются национальные организации по стандартизации более 140 стран мира). Сфера деятельности этой организации касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции МЭК (в некоторых областях ИСО и МЭК часто действуют совместно). Стратегическая цель ИСО — содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товаре обмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню. Кроме того, ИСО содействует развитию метрологии и сертификации с целью обеспечения международ­ного обмена товарами и услугами.

Чрезвычайно широко в мире используются международные стандарты ИСО, общее число которых в настоящее время превышает 12 000, причем ежегодно принимаются и пересматриваются около 1000 стандартов. Они не являются обязательными для применения государ­ствами — членами ИСО. Решение об их применении связано со степе­нью участия конкретной страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В Российской Федерации сейчас идет активный процесс внедрения стандартов ИСО в национальную систему стандартизации. Международные стандарты ИСО обычно раз­рабатываются и вводятся в действие следующим образом.

Специалистами ИСО выбирается за основу наиболее прогрес­сивный, современный и действующий национальный стандарт одной из стран. В качестве первой редакции стандарт ИСО переводится на английский, французский, немецкий и русский языки и рассылается для ознакомления и сбора отзывов всем членам технического комите­та по данному направлению. Затем на основании отзывов разра­батывается вторая редакция и процесс повторяется. Далее на заседании технического комитета обсуждаются разногласия и вырабатыва­ется единая редакция документа, которая утверждается на основе консенсуса. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, хотя применяются в международных и межгосударственных кон-IX в качестве обязательных. Руководство 2 ИСО/МЭК (180/1ЕС), обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: основополагающий стандарт; основополагающий стандарт; стандарт на методы испытания; стандарт на продукцию; стандарт на процесс, стандарт на услугу; стандарт на совместимость; стандарт с открытыми значениями; положения; методические положения; описательное положение. Кроме ИСО, наибольшую известность и влияние в области стандартизации имеет МЭК. Организационная структура и принципы деятельности ее аналогичны ИСО, часто они работают совместно и выпускают единые документы. Обозначения стандартов МЭК аналогичны обозначениям национальных стандартов Российской Федерации-(ГОСТ Р), в случае выпуска совместного стандарта с ИСО он обозначение 180ЛЕС. Заметим, что руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает прямое и косвенное применение международного стандарта. Прямое применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе. Косвенное применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе, в котором этот стандарт был принят.

В рамках СНГ стандартизация (в том числе метрология и сертификация) осуществляется в соответствии с межправительственным документом «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации». На основе данного соглашения создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МТС СНГ), где представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих стран.

В настоящее время МГС СНГ признан ИСО в качестве региональной организации по стандартизации стран СНГ; подписаны соглашения МЭК и СЕН о сотрудничестве. Проект соглашения о со­трудничестве направлен в ИСО. МГС СНГ ведет большую работу по стандартизации и сертификации различных продукций и услуг. Стандарты и иная нормативная документация, разработанная Советом, распространяется в странах СНГ. Этот процесс проводится в соответ­ствии с правилами ПМГ 04-94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации» и правилами ПМГ 05-94 «Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов».

4. В соответствии с принципом о «недопустимости создания пре­пятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходи­мо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федераль­ного закона» не должны создаваться такие стандарты, которые ус­ложняют решение вопросов взаимоотношения служб и подразделе­ний на производстве, взаимоотношений разработчиков и изготовите­лей, изготовителей и поставщиков. Не должны завышаться требова­ния, обеспечивающие защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций, не должна разрабатываться излишне усложненная техническая документация.

5. Условие принципа «недопустимости установления таких стандар­тов, которые противоречат техническим регламентам» непосредствен­но следует из цели стандартизации повышать уровень безопасности.

6. Принцип «обеспечение условий для единообразного примене­ния стандартов» — принцип, непосредственно вытекающий из опре­деления понятий «стандартизация» и «стандарт».

Можно выделить ряд других важных принципов стандартизации, не упомянутых в ст.12.

Динамичность и опережающее развитие стандартизации. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономер­ности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вно­сит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой нормативных документов. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанав­ливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в началь­ной стадии. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые юно прогнозам будут оптимальными в последующее время. ‘Эффективность стандартизации. Применение нормативных документов в области стандартизации должно давать экономический социальный эффект. Непосредственный экономический эффект стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект. В целом вложение в стандартизацию выгодно государству; 1 руб., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 руб. прибыли.

Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствующих требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности доку­ментов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандар­ты, которые не создают препятствий в международной торговле.

Стандартизация: понятие, цель, задачи и принципы.

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих:

· безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

· совместимость и взаимозаменяемость изделий;

· качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

· единство измерений;

· экономию всех видов ресурсов;

· безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;

· обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Задачи стандартизации

Основными задачами стандартизации являются:

· установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

· развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

· обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

· разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

· принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства;

· формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

· создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

добровольного применения стандартов;

максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей;

недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.

Стандарты определяют порядок и методы планированияповышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качествомпродукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции,

процессов и услуг.

Стандартизация как деятельность обеспечивает решение следующих задач.

1. Повышение уровня безопасности:

— жизни и здоровья граждан;

— имущества физических и юридических лиц;

— государственного и муниципального имущества;

— в области экологии;

— жизни и здоровья животных и растений;

— объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Обеспечение:

— конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

— научно-технического прогресса;

— рационального использования ресурсов;

— совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);

— информационной совместимости;

— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;

— сравнительного анализа характеристик продукции;

— государственных заказов, внедрения инноваций;

— подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

— решений арбитражных споров;

— судебных решений;

— выполнения поставок.

3. Создание:

— систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

— систем каталогизации продукции;

— систем обеспечения качества продукции;

— систем поиска и передачи данных;

— доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.

4. Содействия проведению работ по унификации.

Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.

Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.

Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью во времени или в пространстве.

Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.

Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.

Цели, принципы и задачи стандартизации (стр. 1 из 3)

Цели, принципы и задачи стандартизации

Стандартизация— это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации— достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкреизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:

• безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

• совместимость и взаимозаменяемость изделий;

• качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

• единство измерений;

• экономию всех видов ресурсов;

• безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;

• обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Согласно закону РК «О стандартизации» стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих целей:

— безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

— обороноспособность и мобилизационная готовность страны;

— техническая и информационная совместимость, а так же взаимозаменяемость продукции;

— единство измерений;

— качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

— экономия всех видов ресурсов

Принципы стандартизации.

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Можно выделить 10 важнейших принципов стандартизации.

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию(услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги с одной стороны и требования потребителя — с другой, должны найти консенсус, который принимается как общее согласие — стремление учесть мнение всех сторон.

2. Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение данного объекта как части более важной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает СОВМЕСТИМОСТЬ всех элементов сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально действующие закономерности в хозяйстве страны. Однако, научно-технический процесс вносит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 5 тг., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 50 тг. прибыли.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствия требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Важное требование к стандарту — это пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.

6. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

8. Соответствие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов. При разработке стандартов и других нормативных документов необходимо обеспечивать их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля.

Например, в основополагающий стандарт по Государственной системе стандартизации — ГОСТ Р 1.0—92, введенный 01.01.93, были внесены изменения в целях реализации норм Закона РК «О стандартизации», принятого 10.07.93 и подвергшегося изменениям, внесенным Республиканским законом от 27.12.95.

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1998 гг. в Закон РК «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 взамен Правил по проведению сертификации в Республике Казахстан от 16.02.94, были утверждены новые Правила от 10.05.00.

9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.

Рассмотренный принцип реализуется в программах комплексной стандартизации.

10. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.

Задачи стандартизации.

Основными задачами стандартизации являются:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

— установление метрологических норм, правил, положений и требований;

— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

— установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;

— создание и ведение систем классификации и кодирования технико экономической информации;