Принятие законов

По сведениям “Ъ”, руководство комитета Госдумы по жилищной политике считает «нецелесообразным» создание согласительной комиссии по вопросам закона о запрете хостелов в многоквартирных домах, который на прошлой неделе отклонил Совет федерации (СФ). Официально позиция будет обозначена сегодня. В последний раз до этого Госдума преодолевала вето в 2010 году, когда принимались поправки к закону «О связи». Самый громкий случай — в 2007 году — был связан с дискуссией о том, как должен выглядеть символ знамени Победы. В обоих случаях президент вставал на сторону СФ.

Думский комитет по жилищной политике сегодня вновь займется законом о запрете хостелов (мини-гостиниц) в многоквартирных домах, который Госдума приняла 6 марта. Нижняя палата вынуждена готовить к повторному рассмотрению уже принятый закон, потому что СФ его не одобрил, предложив доработать в согласительной комиссии (см. “Ъ” от 14 марта). Сенаторы сочли, что владельцам хостелов нужно время для подготовки своего бизнеса к новым правилам, поэтому закон должен вступить в силу с 1 января 2020 года, а не через десять дней после принятия, как предполагалось. За преодоление вето СФ высказались на Совете Думы вчера руководители фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», сообщил первый вице-спикер Госдумы единоросс Александр Жуков. «Мнение «Единой России» — все-таки создать согласительную комиссию и внести предложение о том, чтобы, не меняя по сути содержания, ввести закон в действие примерно с 1 июля текущего года»,— уточнил он. Окончательную рекомендацию для всей палаты выработает думский комитет по жилищной политике 18 марта. «Единая Россия» в Госдуме имеет фракцию из 340 депутатов. Напомним, депутаты Госдумы смогут преодолеть вето СФ, если уже принятую версию закона при ее повторном рассмотрении одобрят не менее 300 депутатов. В таком случае закон сразу поступает на подпись президенту, без рассмотрения СФ.

В профильном комитете полагают, что создание профильной комиссии нецелесообразно, поскольку перспектив для компромисса нет, говорит источник “Ъ”, близкий к руководству Госдумы. Среди аргументов — то, что «развитие туризма не должно осуществляться в ущерб интересам местного населения». Скорее всего, Дума пойдет на создание согласительной комиссии, но поправки вступят в силу с 1 июля 2019 года, говорит другой собеседник “Ъ”.

Практика преодоления Госдумой вето СФ крайне скудная. В апреле 2007 года, когда шла дискуссия вокруг закона «О Знамени Победы», с символа знамени предполагалось убрать серп и молот, разместив на обеих сторонах флага изображение пятиконечной звезды белого цвета. Госдума голосами «Единой России» тогда приняла закон, но СФ во главе с председателем «Справедливой России» Сергеем Мироновым отклонил его: последний убедил коллег, что накануне 9 Мая исчезновение со знамени Победы серпа и молота «повергнет в шок» ветеранов. 6 апреля Госдума усилиями единороссов преодолела вето СФ. Однако 18 апреля в ходе встречи с представителями ветеранских организаций Владимир Путин заявил, что не подпишет закон и вернет его в Думу на доработку. После этого Госдума и СФ создали согласительную комиссию (см. “Ъ” от 26 апреля 2007 года). В 2010 году Госдума также преодолевала вето СФ: по вопросу поправок к закону «О связи», которые, как говорил тогда Сергей Миронов, «позволили бы абонентам при нахождении в «неродном» регионе оплачивать услуги своего оператора, независимо от того, какое юридическое лицо эти услуги предоставляет». Хотя сенаторы поправки не поддержали, поскольку принятие закона могло повлечь за собой нарушение прав и законных интересов плательщиков и поставщиков услуг связи, палаты создали согласительную комиссию. В итоге Госдума преодолела вето СФ, но закон так и не был принят: президент также подписывать его не стал.

«У нас большинство и в палате, и в комитете, но мы не готовы на год откладывать вступление закона в силу, как предложили члены СФ, нужно согласовать более разумные сроки»,— заявил “Ъ” первый зампред комитета по жилищной политике единоросс Сергей Пахомов. «Четвертый год занимаемся этим законом, у владельцев хостелов было достаточно времени, чтобы подготовиться к новым условиям»,— сказал “Ъ” первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. «У нас бесконечный поток жалоб от людей, которые не могут жить в одном доме, на одной лестничной клетке с этими ночлежками, где вечный шум-гам»,— объяснил “Ъ” причину жесткой позиции своей фракции депутат-коммунист Валерий Рашкин. «Закон готовился не один год, и никто не мешал сенаторам выйти на профильный комитет, согласовать свою позицию, а не «чесаться», поэтому надо преодолевать вето, не заигрывая с СФ»,— заявил “Ъ” вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев.

«Лучше бы тогда ввели закон в силу хотя бы с 1 сентября, чтобы хостельеры успели отработать уже этот сезон»,— сказал “Ъ” адвокат, член правления «Лиги хостелов» Наталья Петровская. По ее прогнозу, в курортных регионах владельцы хостелов в любом случае не закроют их в расчете на поддержку «местных властей, которые позволят доработать и не станут организовывать проверки».

Виктор Хамраев, Иван Синергиев

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Акты ФС и законодательный процесс (стр. 2 из 4)

Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

Согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы. Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

При этом, необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации различает две группы субъектов права законодательной инициативы.

Также, согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 16) право законодательной инициативы имеет группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

Законопроекты первоначально вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. И это, на мой взгляд, правильно, так как можно принять какой угодно замечательный закон, но если он не будет обеспечен бюджетным финансированием, то это будет бесцельная бумага, не имеющая никакой реальной силы.

Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 104) требует обязательного заключения Правительства Российской Федерации, направляются Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в течение 14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

Изложенный выше перечень субъектов законодательной инициативы является исчерпывающим, однако, это не означает, что простые граждане не могут принять участие в законодательном процессе. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы может осуществляться в следующих формах:

Процедура внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы включает: представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятия данного законопроекта: предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона: финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат.

Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ввиду их особого статуса, направляются субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний (ст. 102 Регламента Государственной Думы).

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.

Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее, чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Государственной Думы. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представителей Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект; принять закон.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума может установить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.

Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации. Это необходимо, чтобы члены Совета Федерации заранее ознакомились с текстом законопроекта.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума также может принять закон после его обсуждения в первом чтении.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить по вопросам их ведения субъекты законодательной инициативы — Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

После принятия законопроекта в первом чтении ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок. Одновременно с этим правовое управление Аппарата Государственной Думы проверяет и вносит уточнения в перечень актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта. Это необходимо для согласования различных нормативных актов между собой, чтобы не допустить коллизии законов, когда один закон противоречит другому.

Законопроект вместе с указанным перечнем направляется инициатору законопроекта, как правило, не позднее, чем за 30 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.

После совершения всех необходимых процедур Совет Государственной Думы принимает решение о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения Государственной Думой вопросов во втором чтении,

Законопроект вместе со всеми документами, содержащими поправки и дополнения, представляется депутатам, как правило, не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают заинтересованные стороны с предложениями и замечаниями по законопроекту. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае, принятия законопроекта за, основу председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок. При утверждении Государственной Думой данной рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении.

В случае если законопроект за основу не принят, на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении. Если принято решение о дальнейшем обсуждении законопроекта, Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом. После принятие решения по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. В результате голосования Государственная Дума принимает законопроект во втором чтении или отклоняет его.