Профессиональные сферы деятельности

Понятие успеха в профессиональной деятельности

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по курсу психологии труда

на тему «Понятие успеха в профессиональной деятельности»

ПЛАН

1 Понятие успеха в профессиональной деятельности

2 Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности

3 Взаимосвязь самооценки и успешной профессиональной деятельности

4 Уровень мотивации работника и профессиональный успех

Заключение

Список используемой литературы

1 ПОНЯТИЕ УСПЕХА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению данной цели.

В достижении профессионального успеха и значимой цели наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса, который можно сформулировать так: «Выбери из объективных возможностей то, что подходит тебе и действуй. Но вовремя остановись, если идет сопротивление».

Расшифровка этого принципа состоит в следующем:

— необходимо точно сформулировать собственную цель, достижимую в условиях профессиональной деятельности;

— важно проанализировать профессиональную ситуацию и выделить две группы условий — способствующих и препятствующих достижению цели;

— из условий, способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые существенно сокращают время и дают возможность сберечь силы;

— из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя. Подумать, какие из них преобладают;

— если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать;

— условия, которые препятствуют достижению цели и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны. Гибко и осторожно вести свой жизненный «корабль», стараясь маневрировать так, чтобы рифы и опасные препятствия не пропороли его корпус;

— если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, надо на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель, которая также может быть достижима в условиях профессиональной деятельности. Вполне возможно, что ситуация изменится так, что упростится достижение поставленной цели или сама цель перестанет быть значимой.

Многие встречались с тем, что обычно называется успехом или везением. Но немногие смогли вовремя почувствовать, что это — важный и, может быть, единственный шанс изменить себя и свой статус в профессии. Может показаться, что все еще впереди и таких моментов удачи или везения будет еще много. Однако это не совсем так: проходят годы, и работник начинает сожалеть, что не использовал определенные шансы, потерял время и не смог вовремя сконцентрироваться на достижении значимой цели.

Как различить, пришедшее везение — это случайная удача или устойчивый успех? Это действительно трудно понять, потому что успех приходит по-разному. Вспомните, когда в профессиональной деятельности что-то долго не получалось, Вы прикладывали неимоверные усилия, работали на пределе возможностей, старались и вдруг получилось! В этом случае успех воспринимается как необходимый результат долгого и упорного труда.

Но успех может придти и тогда, когда Вы его совсем не ждали. Вы что-то делали «спустя рукава», не придавая этому большого значения или просто ради удовольствия. Но неожиданно для Вас окружающие приходят в восторг и восхищение, говорят Вам лестные слова о Вашем таланте. Постепенно и Вы сами начинаете верить в то, что Ваше случайное занятие «для души» может стать смыслом Вашей жизни.

Может быть и так, что долгие годы Вы работаете «в поте лица», но Вам упорно не везет. Ваши ровесники давно обогнали Вас. Но когда многие из них уже «выдохлись», Вы, наоборот, только начинаете «набирать обороты». И за какие-нибудь два-три года вырываетесь вперед. Словом, у каждого — свой темп и свое время. Главное — быть внимательным к началу профессионального успеха и не упускать момент, когда возникает профессиональное везение.

Правило эффективного действия и достижения профессионального успеха состоит в том, что в момент удачи и везения следует выложиться до конца. В любом случае, то, что наработано, не пропадает зря. У человека формируются профессиональные навыки, выносливость, трудолюбие, упорство. Как правило, в будущем эти качества, несомненно, окажутся полезными в профессиональной деятельности.

Говоря об успешности (эффективности) деятельности индивида, мы имеем в виду одну из наиболее общих и очевидных трактовок этого понятия как соотношения между позитивными и негативными результатами деятельности (между «приобретениями» и «потерями», «доходами» и «расходами»), за исключением результатов эмоциональных. При этом успешность рассматривается как важнейший показатель уровня освоения данной деятельности индивидом. Индивида, находящегося на низком уровне освоения деятельности, характеризует: высокая степень противоречия между целевой и наличной ситуацией функционирования; высокий уровень несоответствия между необходимой и имеющейся, между ожидаемой и поступающей информацией (когнитивный диссонанс и др.); высокий уровень новизны и неожиданности данной ситуации для него; низкий уровень контроля над ней и, как следствие всего этого — высокий уровень трудности деятельности для него и малая вероятность достижения им цели (удовлетворения потребностей). Индивида, находящегося на высоком уровне освоения деятельности, характеризуют противоположные параметры. Иначе говоря, рост эффективности деятельности рассматривается как обеспечиваемый, главным образом, способностями и накоплением опыта, обусловливающими снижение ее трудности и новизны для субъекта, а также уменьшение затрат усилий, времени и т.п., необходимых для ее выполнения. Такой подход в значительной степени соответствует традиции, идущей от Ж.Пиаже, согласно которой переменные типа новизны, сложности и т.п. определяются через обращение к системе когнитивных характеристик субъекта. Чем выше уровень развития этих характеристик и степень их соответствия данной деятельности, тем менее трудной и новой является она для субъекта и тем более высокой может быть ее эффективность.

успех профессиональный деятельность

2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЁ УСПЕШНОСТИ

Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению становления человеческой сущности.

Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как деятельность и область проявления личности. Профессионал может преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства, приёмы работы. Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности.

Э.Ф. Зеер под профессиональным становлением субъекта понимает движение личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность.

Е.А. Климов предлагает возможную группировку фаз жизненного пути профессионала, выделяя следующие фазы: оптации, адепта, адаптации, интернала, мастерства, авторитета, наставничества.

Фазы развития профессионала:

1) фаза оптанта или оптации. В данном периоде человек стоит перед проблемой выбора профессии или вынужденной переменой профессии и осуществляет свой выбор. Данная проблема может вставать и перед подростками, и будущими выпускниками средней школы, и профессионалами. Эта фаза завершается формированием реалистического представления о мире труда и своего места в нём, появлением профессионального плана.

2) фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней профессиональной подготовки у субъекта учебно-профессиональной деятельности происходят существенные изменения в самосознании, направленности, информированности, умелости.

3) фаза адаптации молодого специалиста к работе. Имеются различия в социальных, деятельностных нормах учебного заведения и производственного коллектива. В связи с этим специалист должен понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение, образ жизни, манеры, внешний облик, освоить «технологические» тонкости профессии и должен научиться соответствовать этим нормам. Профессионал должен адаптироваться к работе.

4) фаза интернала. На данном этапе развития профессионал приобретает значительный профессиональный опыт, имеет профессиональную направленность, способен самостоятельно выполнять основные профессиональные функции на данном трудовом посту. Профессионал на данном этапе своего развития характеризуется состоявшимся «вхождением в профессию».

5) фаза мастерства. Данная фаза включает характеристики последующих за нею фаз: авторитета, наставничества. Субъект деятельности способен решать самые сложные профессиональные задачи. Мастер отличается от других специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает хорошие результаты деятельности.

6) фаза авторитета. Профессионал является мастером своего дела. Профессиональная деятельность характеризуется высокой успешностью. Несмотря на свой биологический возраст, он успешно решает профессионально — производственные задачи, опираясь на высокий уровень профессионализма, умелость, организаторские способности.

7) фаза наставничества. Авторитетный мастер своего дела в каждой профессии имеет единомышленников, учеников, которые перенимают его опыт, следуют ему. Жизнь профессионала, несмотря на его биологический возраст, имеет определённую перспективу, смысл в связи с передачей опыта молодым профессионалам, отслеживанием их успехов, посильным включением в их дела.

Выделенная учёным фазовость в профессиональном развитии субъекта позволяет более дифференцированно представить жизненный путь профессионала как определённого рода целостность.

Рассмотрим точки зрения некоторых авторов на предпосылки успешности профессиональной деятельности.

Б.М. Теплов говорил, что успешность профессиональной деятельности зависит от индивидуальных способностей человека, описывая их таким образом: «Способностями можно называть лишь такие индивидуально — психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Однако, не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность «, но он делал оговорку: «одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека… От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности».

У каждого человека существует также свой, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, влияющий на её успешность или неуспешность. Е.А. Климов считает, что под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности: «…индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности. Среди особенностей такого рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке («А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»). При этом следует подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т. е. одна и та же особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в другом — в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований. Предпочтение однообразных неторопливых движений у инертных окажется в категории «А», например, при ручной полировке изделия, и в категории «Б», если стоит задача срочно и часто менять характер движений, например при удержании равновесия на неустойчивой опоре. Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям».

Представляя нам сам термин успеха в профессиональной деятельности, Н.В. Самоукина высказывается о нём следующим, вполне соответствующим нашему пониманию, образом: «Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели».

Н.А. Лаврова, анализируя влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек — человек» показала в своём исследовании, что требования, выдвигаемые авторами, как определяющие для успешной профессиональной деятельности, более чем разнообразны. Ею выявлено, что субъект трудовой деятельности как личность характеризуется определённой специфической совокупностью устойчивости личностных образований, в которую входят: мотивы, установки, иерархическая система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы поведения и реагирования, характерологические особенности и другие структуры, определяющие своеобразие его индивидуально- психологических проявлений в профессиональной деятельности. Таким образом, становится видно, что успех в профессиональной деятельности может быть вызван различными причинами. Но подробнее всего мы остановимся на самооценке человека, так как именно она является наиболее значимой для нашего исследования.

3 ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человека с низкой самооценкой не ценит никто, кроме самых близких друзей: «Неуверенность — своеобразный сигнал для окружающих, так как никто не знает человека лучше, чем он сам, а он заранее расписывается в своей несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность», что говорит о негативном влиянии низкой самооценки на жизнь человека. «Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна — высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности» — человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями».

Успех — это всегда следствие внутренних, а не внешних причин. То есть все, что может помочь человеку в достижении успеха, находится в нем самом. К этим внутренним признакам, отличающим успешного человека от не успешного, относятся, в первую очередь, три фактора: самооценка, общительность, энергичность.

1. Самооценка, так как помогает найти свое место среди окружающих людей. Чем ниже самооценка, тем хуже считает себя человек по сравнению с окружающими людьми. Он ждет (и, как правило, дожидается, неосознанно провоцируя окружающих) насмешки, обмана, унижения со стороны тех, кто с ним общается. Защищая себя, он выстраивает вокруг стену недоверия. Такие люди не могут объективно воспринимать мир и, следовательно, принимать правильные решения.

2. Общительность человека. «Можно быть умным и образованным, но если человек не умеет общаться с людьми, то все знания и умения останутся нереализованными по той причине, что у вас не будет единомышленников. Выстроить свое дело и достичь в нем успеха для такого человека — вещь непосильная» (там же).

3. Энергичность человека. Под энергичностью нужно понимать способность человека упорно тратить свои силы для достижения выбранной цели.

Л.Н. Корнеева указывает, что на профессиональную деятельность специалиста оказывает влияние параметр высоты самооценки. Высота самооценки влияет на уровень целей и широту профессиональных планов субъекта. Адекватная самооценка профессионала определяет степень расхождения между уровнем его притязаний и реальным уровнем осуществления деятельности, точность постановки целей, адекватную эмоциональную реакцию на различный результат деятельности. Завышенная самооценка способствует постановке целей, не соответствующих возможностям профессионала: он ориентирован на успех, пренебрегает необходимой информацией, не развивает больших усилий для достижения своих целей. Заниженная самооценка приводит к пассивности, боязни ответственности, к склонности профессионала ставить лёгкие цели и задачи; к ожиданию неуспеха. Неадекватная самооценка не позволяет профессионалу полностью реализовать свои возможности в профессиональной деятельности. В данной работе Л.Н. Корнеева показала роль и функции самооценки в регуляции профессиональной деятельности, что является очень ценным для нашего исследования.

О.Н. Родина обращает внимание на то, что внешние и внутренние оценки успешности деятельности существенно зависят от личностных особенностей человека, от его мотивов, направленности, потребностей, интересов, свойств нервной системы, особенностей характера и самооценки.

Н.В. Самоукина считает, что для достижения профессионального успеха большое значение имеет внутреннее состояние, сопутствующее эффективной деятельности. Она пишет, что человек, когда у него получилось что-то важное и значимое, чувствует спокойствие и уверенность в себе, «будто наперёд знали, что у вас всё получится» Н.В. Самоукина замечает, что успешные люди, в своём стремлении вверх, не проявляют сверхзависимости от своего положения: они очень уверены в себе и своих возможностях. «Именно напористость и уверенность, даже при отсутствии яркого таланта, — продолжает Н.В. Самоукина, — являются основными причинами успеха в случае, если конкурентом выступает талантливый, но стеснительный и неуверенный».

Согласно работам, проведённым перечисленными авторами, можно заключить: самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения человека. Она выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на развитие личности, её деятельность, поведение и взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, достижения целей определённого уровня, то есть уровня притязаний личности.

Подводя итог, можно заключить, что исследования, проведённые российскими и зарубежными авторами, показали зависимость успешности профессиональной деятельности от уровня самооценки человека. Все авторы единогласны во мнении негативного влияния неадекватной, либо заниженной и завышенной самооценки на социальное поведение человека и его деятельность.

4 УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ

Давайте вспомним русскую сказку об Иванушке, который лежал на печи, а затем выловил волшебную щуку из речки, выполнившую его желания. Мы часто иронизируем над этой сказкой: «Везет Иванушкам дурачкам!» Но забываем о том, что в сказках заложена народная мудрость: «Везет тому, кто не слишком усердствует в желании добиться успеха. Более того, фактор везения возникает у тех, кто выступает свободным от желаний и целей».

Действительно, многие из нас замечали, что если мы излишне сильно чего-то хотим, неожиданно возникают какие-то препятствия, будто сама жизнь начинает нам сопротивляться. Чем больше мы прилагаем энергии и усилий для достижения значимой цели, тем больше возникает объективных и субъективных факторов, препятствующих нашим желаниям и ломающих наши планы.

Здесь важно найти свой оптимальный уровень активности, при котором «все получается». Чуть меньше активности — ничего не происходит, жизнь и дела «стоят на месте». Чуть больше усилий — начинается сопротивление. Важно также помнить, что слишком сильное желание достичь поставленной цели и успеха всегда сопряжено со страхом неудачи. Страх блокирует внутренние возможности работника и снижает его творческий потенциал. В результате он может пройти мимо условий, которые могли бы привести к профессиональному успеху. Чтобы их увидеть, следует лишь немного посмотреть на ситуацию извне, со стороны, а это невозможно сделать, если он боится ошибиться.

Успех в профессии возникает именно тогда, когда работник внутренне свободен, раскрепощен и, как это ни странно, не испытывает слишком сильного желания чего-то достичь. Ему начинает сопутствовать везение, если он руководствуется следующим правилом: «Хорошо, если у меня получится, но не будет большой трагедии, если не получится», «Для меня это не столь значимо, есть дела поважнее».

Если человек умеет говорить себе эти слова, он защищен от ошибки придавать слишком большую ценность и значимость событиям, которые в реальной жизни не столь важны, т.е. от ошибки излишне высокой мотивации на достижение профессионального успеха.

Снижение излишне высокой мотивации связано с анализом всех последствий, возникающих в результате достижения успеха. Обычно эти последствия имеют не только позитивное, но и отрицательное значение. Например, человек хотел купить машину, ему казалось, что только тогда он станет счастливым и обретет радость в жизни. Наконец, машина куплена. Состояние удовлетворения продлилось какое-то время, но скоро вернулась обычная жизнь с ее заботами и трудностями — почти сразу же, чуть ли не в день покупки машины. Да и сама машина внесла дополнительные трудности: обслуживание, бензин и т.д.

Успех в любой деятельности зависит от способностей, знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов, то есть мотивов, побуждают человека к деятельности и тем больше усилий он склонен прикладывать. Высокомотивированные индивиды больше работают и достигают лучших результатов в деятельности.

Высокомотивированный студент изучает много дополнительной литературы и лучше учится; мотивированный спортсмен настойчиво тренируется и больше выкладывается на соревнованиях; работник с высоким уровнем мотивации настойчиво и с интересом работает и часто достигает значительных успехов в деятельности.

Мотивация — это один из важнейших факторов, который обеспечивает успех в деятельности, динамику развития. Часто менее замотивированный (спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его товарищ, коллега. Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает.

Таким образом, мотивация — важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деркачев Б.С. Структура и особенности мотива. М. — 1999.

2. Климов С.А. Психология профессионального самоопределения. М. — 2005.

3. Климов С.А. Психология профессионала. М. — Воронеж. — 1996.

4. Горбатков А.А. Успешность деятельности и эмоции: эскиз модели. // Мир психологии. — 2002. — №4.

5. Психология и педагогика. — М.: РИУ — РГТК «Тантал», 2000. — 104 с.

7. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд. — СПб.: Питер, 2004. — 224 с.

8. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб, 1991. — 152 с.

9. Лебедева Н. Успех после 40. // Рос. Газета. — 2006. — 17 марта. — С.7.

Размещено на Allbest.ru

Сферы труда. Сферы труда определились в прошлом на основе признания решающей роли в жизни общества производства материальных благ. Эта сфера деятельности получила название

Сферы труда определились в прошлом на основе признания решающей роли в жизни общества производства материальных благ. Эта сфера деятельности получила название материального производства, где непосредственно производятся различные материальные блага, где труд направлен на изменение вещества природы. Вплоть до настоящего времени материальное производство считается главной сферой приложения труда.

Сфера услуг получила название непроизводственной сферы, где трудовая деятельность направлена на человека — на его сохранение, преобразование, развитие. Основой развития этой сферы является совершенствование материального производства, повышение на его предприятиях производительности труда.

Объективные различия, существующие в конкретных сферах приложения труда, в свое время получили отражение в наименованиях отраслей экономики страны. Но это отражение было неточное. Отраслевые особенности предприятия определялись только по основному виду его деятельности. В зависимости от вида основной деятельности предприятие относилось к конкретной отрасли народного хозяйства, хотя отдельные трудовые процессы на этом предприятии могли относиться к различным сферам деятельности (транспортные, культурно-оздоровительные и другие социальные объекты на промышленном предприятии).

Классификация отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) в отечественной статистике труда использовалась вплоть до 2004 г. В соответствии с ОКОНХ к материальному производству относились такие отрасли как промышленность, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, сельское и лесное хозяйство и ряд других видов производственной деятельности.

Своеобразие отраслей сферы материальных услуг (транспорт, связь торговля) состояло в том, что работники предприятий этих отраслей выполняли как производственные, так и непроизводственные функции (грузоперевозки и пассажироперевозки, оптовая и розничная торговля и т. д.).

К непроизводственной сфере относились жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, социальное обеспечение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, финансы, управление и некоторые другие виды непроизводственной деятельности.

Рис. Классификация отраслей общественного производства (ОКОНХ)

В настоящее время классификация сфер приложения труда проводится не по отраслевому признаку, а по видам экономической деятельности. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности(ОКВЭД) выделяет следующие основные виды экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиницы и рестораны; транспорт и связь; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства; деятельность экстерриториальных организаций.

Рис. Отрасли общественного производства
в системе национальных счетов

Выделение сфер деятельности позволяет уточнить взаимосвязь понятий «труд» и «трудовая деятельность». Эта взаимосвязь может быть выражена следующим образом:

— понятие «труд» в приведенных выше трактовках позволяет решать широкий круг производственных и социальных задач;

— понятие «трудовая деятельность» позволяет рассматривать производственную и непроизводственную сферу приложения труда, т.е. сферу услуг, а также проблемы занятости теми или иными видами труда. Поэтому нередко трудовую деятельность определяют как занятость тем или иным видом труда. Например, научная, педагогическая деятельность, производственная и управленческая деятельность, предпринимательская и коммерческая деятельность и т.д.

Особой сферой трудовой деятельности является предпринимательство. Наиболее распространено следующее его определение: предпринимательство есть инициативная хозяйственная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий для производства продукции, сбыта товаров, осуществления коммерческих операций, оказания услуг в целях получения прибыли.

Сущность предпринимательствазаключается в получении прибыли путём осуществления действий, направленных на удовлетворение определенных потребностей.

Предпринимательский труд является:

ü социально-активным;

ü основывается на инициативе и самозанятости одного или группы лиц;

ü творческим в связи с поиском и реализацией организационных решений производственных задач.

Практически нет ни одной сферы деятельности, которая бы в той или иной мере не содержала творчества. Творчество, с одной стороны, выступает одной из качественных характеристик любой трудовой деятельности,а с другой стороны, является особым видом трудовой деятельности.

Как вид трудовой деятельности,творчество относится к интеллектуальной трудовой деятельности поискового характера, целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Результатом творческой деятельности является интеллектуальный товар, к которому относятся научные открытия, изобретения, оригинальные произведения различной литературы, художественные произведения, художественные изделия и т. д. Критерий творчества – это новизна.

Выделяют три основные категории творческой деятельности:

● отдельные виды экономической деятельности (наука, образование, культура, искусство);

● сферы деятельности, в которых творчество сочетается с практической работой (экспериментальные и опытные производства, действующие производства, где осуществляется внедрение новых результатов, достижений);

● рационализаторство и изобретательство (рационализаторы, изобретатели, непосредственно занятые в производственном процессе).

Рассматривая различные характеристики труда, нужно иметь ввиду. что одной из фундаментальных его характеристик является система внешнего и внутреннего контроля. К элементам системы внешнего контроля за трудом относится система вознаграждения. Однако не следует проводить прямое соотнесение контроля за трудом с вознаграждением за труд, так как существует принудительный труд, где есть контроль, но нет вознаграждения, поэтому применяют иные методы контроля.

Условия профессиональной деятельности

BRR>Под условиями профессиональной деятельности понимают объективные обстоятельства, определяющие или существенно влияющие на характер, содержание и качество деятельности. В психологии и социологии принято выделять нормальные и экстремальные условия деятельности.

Два основных вида условий профессиональной деятельности

Однако некоторые акмеологи (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.А. Толочек) полагают, что целесообразно выделить промежуточный класс условий, имеющих специфическое психологическое содержание, которые они называют «особыми». По их мнению, в особых условиях осуществляют свою деятельность представители многих профессий. Однако главное заключается в тенденциях устойчивого сближения особых условий деятельности с экстремальными и расширения класса экстремальных условий в труде субъектов.

Классификация условий профессиональной деятельности

Значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности специалистов являются экстремальные факторы, к которым относятся: механические воздействия типа вибраций, перегрузок; реальная или прогнозируемая опасность для здоровья и жизни; частое возникновение непредвиденных и аварийных ситуаций; высокая степень ответственности, боязнь ошибок и неудач; частые эмоциональные конфликты в коллективе, стиль руководства и т.п.

Общим для особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности является:

наличие действующих экстремальных факторов;

возникновение функциональных состояний типа динамического рассогласования;

высокие нервно-психические и энергетические затраты;

включение в деятельность резервных возможностей.

Отличие между ними состоит не в виде экстремальных факторов, а в периодичности, частоте или длительности их воздействия, в количественных характеристиках их интенсивности (мощности, силе воздействия). От экстремальных и сверхэкстремальных особые условия деятельности отличаются:

непостоянством действия экстремальных факторов;

меньшей их интенсивностью и мощностью;

умеренной выраженностью негативных функциональных состояний;

включением в деятельность резервных возможностей компенсаторного типа.

Отсюда – классификация условий труда по основанию их отличий.

Особыми являются такие условия, когда деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления.

При этом экстремальные факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные функциональные состояния выражены умеренно. В особых условиях деятельности мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы в таких условиях необходим отдых.

Экстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием экстремальные факторов, которые могут представлять потенциальную опасность. При этом негативные функциональные состояния выражены сильно, деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей. Работа в них требует восстановления.

Сверхэкстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности, включаются аварийные резервные возможности такой деятельности. После такой деятельности требуется обязательная реабилитация .

Функциональные состояния, возникающие у субъектов труда в затрудненных условиях деятельности, относятся к виду функциональных состояний динамического рассогласования. Такие состояния характеризуются нарушением адекватных физиологических и поведенческих реакций, неоправданно высокой «ценой» деятельности и приводят к нарушению ее структуры, снижению эффективности и надежности.

Источник: Е. Г. ЕФРЕМОВ, Ю. Т. НОВИКОВ. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА. 2008 Январь 24, 2019 Психология труда, инженерная психология, эргономика

Сфера деятельности – это выбор труда, работ и услуг включающий в себя разнообразные направления трудовой деятельности в которой выполняются определенные задачи и процессы, направленные на достижение определенных результатов.

В организациях сферой деятельности является определенный вид работ и услуг, предусмотренных уставом включающий в себя разнообразные направления деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество сфер деятельности, начиная от медицины и заканчивая искусством. И от того, занимается ли человек или целая компания «своим делом», зависит процветание, карьера и качество жизни. Сам смысл фразы «сфера деятельности» предполагает какую-либо область труда. По сути, это работы ли услуги, которые предоставляются компаниями, предприятиями, определенными организациями или отдельно взятыми людьми. Но перечень услуг, предоставляемый определенной организацией, обязательно зависит от сферы ее деятельности. Выбрав сферу деятельности, компания или отдельное лицо стремится «занять свою нишу на рынке», и от правильности данного выбора зависит дальнейшее процветание компании или отдельного человека.

Основные виды сфер деятельности

Первая сфера деятельности — политическая, она подразумевает работу в государственных структурах. Люди политики от рождения склонны к манипуляциям, они раскрывают свой потенциал через управления людьми. Они стремятся к власти, реализуя себя через это.

Следующая сфера — это бизнес, которая, в свою очередь, подразделяется на несколько отдельных сфер: коммерческий бизнес, финансовый бизнес, производственный бизнес, посреднический и страховой бизнес. Производственный характеризуется непосредственно производством товаров. Предоставлением услуг и осуществлением разнообразных работ, как правило, занимаются коммерческие организации. Финансовая сфера включает деятельность банков, фондовых бирж и финансовых компаний, осуществляющих операции с ценными бумагами, валютные операции и инвестирование. Люди, занимающиеся в сфере бизнеса — это люди конкретных дел или поступков, для которых результат должен быть выражен в материальной форме и быть конкретным и ощутимым. Они стремятся к захвату все большей доли рынка и открытию постоянно разных бизнесов.

К третьей сфере можно отнести обучение, то есть воспитательскую и преподавательскую деятельность. Учитель — это тот человек, который способен воспитывать и поддерживать личность другого человека, то есть сам должен быть очень здоровой и крепкой личностью, любить учить, наставлять, выявить и поддерживать лучшие стороны ученика, исходя из его индивидуальности.

Еще одна сфера деятельности — искусство и творчество. Тут самовыражаются артисты, художники, режиссеры, писатели, композиторы и другие. Сюда же можно отнести и сферу науки, которая включает работу исследовательских институтов и высших учебных заведений. Люди искусства, как правило, живут эмоциями, которые они выражают через искусство. Другими словами, это осознанная передача своих тонких состояний людям через различные формы творчества. Человек искусства постоянно пробует новые формы самовыражения в разных видах искусства. А наука в наше время привязана к экспериментам в материи. Такие люди занимаются изучением и выведением закономерностей по аналогии через интуицию, то есть это работа с прямым знанием о процессах творения мира.

И, наконец, последняя сфера — медицина, которая предполагает деятельность различных медицинских организаций. Люди, занимающиеся медициной — это люди-живчики, с большим количеством энергии. Сюда можно отнести и воинов, ведь оздоровительная гимнастика пошла из боевых искусств.

Как выбрать сферу деятельности

Человеку очень важно «найти себя» в этой жизни и дело, в котором он сможет реализоваться на все 100%. Если же по каким-либо причинам человек не применяет себя правильно, то в лучшем случае он погрузится в бесконечный поиск своего предназначения, а в худшем — станет неудачником, выполняя неестественную для себя работу, и до конца жизни влачить жалкое и унылое существование. Поэтому обязательно нужно учитывать свои индивидуальные особенности и вовремя направить их в нужное русло. Стать известным и заслуженным хирургом, построить успешный бизнес или привести страну к процветанию можно только оказавшись на своем месте. В противном случае человек растеряет как свои личные качества, так и профессиональные.

Итак, в первую очередь нужно решить, что Вам больше всего нравится. Многие люди не принимают решение самостоятельно, за них это делают учителя, родители, соседи и сверстники. Сопоставьте свои желания и возможности, после чего проанализируйте результат. Далее задумайтесь о необходимых навыках, которые нужны для того, чтобы заниматься тем, что нравится. Может, Вы уже что-то умеете. Это может стать направлением для Вашей дальнейшей деятельности. Например, Вы очень любите животных. Теперь следует рассмотреть подобные вакансии на рынке труда: защита животных, ветеринарная работа, уход за животными, дрессировка, пошив одежды для животных и пищевое обеспечение, также это может быть открытие собственного зоомагазина. Как только Вы определитесь с профессией, начинайте вырабатывать в себе нужные навыки.

Необходимо хорошо задуматься о выборе сфере деятельности. Понятие сфера деятельности гораздо шире, чем просто профессия. Вы должны иметь представление о своей сфере в целом — это даст возможность Вам овладеть как минимум пятью профессиями в своей области. Например, если по профессии Вы инженер, то сможете также работать администратором, офис-менеджером, преподавателем и консультантом. Если Вы изучаете право, то вполне можете стать юристом в большой компании или некоммерческой организации, начальником отдела (не обязательно юридического), менеджером или автором учебных пособий. Помните, что поле деятельности может расширяться в зависимости от Ваших стараний и желаний развиваться.

Не стоит зацикливаться на чем-то одном. Во время работы над собой иногда нужно оторваться и посмотреть по сторонам. К примеру, у многих учителей неплохой словарный запас, соответственно, они могут стать отличными редакторами. Не стоит останавливаться на достигнутом. Больше о навыках, необходимых для интересующей Вас работы, Вы можете узнать с помощью книг и интернета. Также с выбором профессии помогут школа, центры муниципальной службы или университеты. Они помогут Вам решить, в какой сфере Вы хотите продолжить образование.

Постарайтесь найти людей, которые уже работают по данной специальности. Это очень полезно, поскольку Вы из первых уст сможете узнать о плюсах и минусах данной работы. Если повезет, то Вам даже позволят попробовать сделать что-то самим для практики. Не забудьте оценить и взвесить все, что Вы услышали, все доводы за и против. Лучше лишний раз хорошо подумать и принять верное решение, учитывая все факторы, чем потом жалеть о сделанном.

Можете записаться на образовательную или обучающую программу по той специальности, которую выбрали. Так Вы сможете получить ценный опыт и познакомиться с людьми в своей сфере. Кроме того, это даст возможность сделать первые шаги по карьерной лестнице и познакомиться с новыми людьми. Новые предметы повысят Ваши профессиональные навыки и откроют перед Вами новые горизонты.

И, наконец, всегда будьте готовы к большим переменам, старайтесь идти в ногу со временем, невзирая на трудности. Не забывайте, что Вы уникальны, а работодатели ищут именно таких сотрудников.

Скачать список сфер деятельности

Скачать список сфер деятельности в формате Exel

Скачать коды ОКВЭД 2019 с расшифровкой по видам деятельности в формате Word