Программа доступная среда

Содержание

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Рассмотрим ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2020 год.

Законодательная база

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  • Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации. Скачать для просмотра и печати

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г.

Распоряжение Правительства РФ №1365-Р

Постановление Правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от 01.12.15 г.

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.

Ожидаемые результаты:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • транспортных объектов;
    • социальной направленности.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
  3. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
  4. Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
  5. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.

Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.

В 2019 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 50 683 114,5 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
  • обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
  • формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
  1. Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
    • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
    • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
    • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
    • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
    • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
  2. Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
    • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
    • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.

К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.

Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Программа «Доступная среда»: цели, задачи, промежуточные результаты

Российская Федерация присоединилась к конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2008 году и ратифицировала данную конвенцию в мае 2012 года. По итогам колоссальной работы, проведенной в системе нормативно-правовых актов, более 700 документов на международном, федеральном и региональном уровнях претерпели изменения, либо были созданы новые. На сегодняшний день нормативно-правовая база по организации доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения достаточно обширна. Ниже приведён список основных документов, на которые необходимо опираться при создании безбарьерной среды для людей с инвалидностью.

181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
  • Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне:
    • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
    • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
    • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
    • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты

195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г.

Федеральный закон №195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» гласит о том, что владельцы социально-значимых объектов, нарушающие нормы и требования по созданию доступной среды для МГН или уклоняющиеся от исполнения этих требований, могут понести предусмотренную законом административную ответственность в виде штрафных санкций.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Федеральные законы в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности

Федеральные законы РФ в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности необходимы для обеспечения доступности предпочтительных объектов и услуг, а именно: участие в референдумах и выборах, получение образования, проезд в общественном транспорте, занятия физкультурой и спортом, предоставление государственных и муниципальных услуг и т.д.

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г.

Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает необходимость адаптации для инвалидов объектов по предоставлению указанных услуг, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства РФ регламентируют для каждого органа исполнительной власти порядок и сроки разработки плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в различных сферах деятельности.

  • Постановление Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы».
  • Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

Указы Президента и Постановления Правительства РФ

Указы президента и постановления Правительства РФ касаются вопросов утверждения перечня документов, которые являются обязательными для соблюдения ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Здесь собраны документы, которые касаются проектирования строящихся объектов, капитального ремонта и реконструкции объектов с обеспечением доступа для людей с инвалидностью.

  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
  • Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

Нормативно-правовые акты Министерств и ведомств

НПА министерств и ведомств утверждают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг. Для этого каждое министерство разрабатывает свои «дорожные карты» по повышению значений показателей доступности объектов и услуг.

  • Приказ Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
  • Приказ Минтруда России от 14.01.2016 № 4 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Фонда социального страхования Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и предоставляемых на них услуг»
  • Приказ Министерства труда РФ от 01.10.2015 № 680 «Об утверждении Плана мероприятий Пенсионного фонда Российской Федерации («дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг».
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования»
  • Приказ Министерства спорта РФ от 24 августа 2015 г. № 825 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи»

ГОСТы

ГОСТы – государственные стандарты Российской Федерации, которые учитывают все требования и условия доступности и безопасности среды, адаптированной для людей с ограниченными возможностями здоровья.

  • ГОСТ Р 51090-97. Cредства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
  • ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
  • ГОСТ Р 51083-2015 «Кресла-коляски. Общие технические условия»
  • ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры»
  • ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»
  • ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»
  • ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения»
  • ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»
  • И многие другие.

Своды правил и СНиПы

Своды правил и СНиПы напрямую касаются определенных обязательных положений по проектированию зданий и сооружений с учетом их доступности для людей с ограничениями по здоровью.

  • СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
  • СП 59.13330.2016 «Свод правил доступность зданий и сооружений для МГН»
  • СП 136.13330.2012 (с Изменением №1) «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»
  • СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
  • СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»
  • СП 139.13330.2012 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования»
  • СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения»
  • И многие другие.

Продление программы «Доступная среда» до 2020 года

Первоначально государственная программа «Доступная среда» разрабатывалась на 2011-2015 годы, ставились задачи определить объекты, которые в приоритетном порядке необходимо превратить в доступные для инвалидов. Программа включала создание большой методической базы, проведение глобальных научно-исследовательских работ, вследствие чего было принято решение о продлении программы с 2015 по 2020 годы.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы достаточно объёмна и ответственным за исполнение программы является Министерство труда и социальной защиты РФ, а также 14 министерств и ведомств, являющихся соисполнителями:

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Фонд социального страхования РФ
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
  • Министерство промышленности и торговли РФ
  • Министерство транспорта РФ
  • Министерство финансов РФ
  • Министерство спорта РФ
  • Министерство культуры РФ
  • Пенсионный фонд РФ
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Федеральная служба государственной статистики

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы ставит перед собой цели: создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, а также повысить уровень их жизни.

Задачи программы:

  • создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству
  • обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Подпрограмма «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг» является основополагающей и максимально обширной. Ответственным исполнителем подпрограммы выступает Министерство труда и социальной защиты РФ, 9 министерств и ведомств помогают реализовывать комплексный подход и взаимодействие в создании доступной среды. Её главными направлениями работы являются:

  • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми
  • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта

Мероприятия по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому населению.

В медицинских организациях государственной системы здравоохранения первичная медико-санитарная помощь взрослому и детскому населению, в том числе инвалидам, детям-инвалидам, маломобильным гражданам оказывается в полном объеме, предусмотренном Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве, проводятся диспансерные мероприятия, в том числе комплексные медицинские осмотры на дому с участием врачей специалистов и использованием имеющихся диагностических возможностей. В медицинских организациях созданы отделения медицинской помощи на дому, одним из направлений которых является оказание медицинской помощи, в том числе нетранспортабельным больным или имеющим нарушения двигательных функций. Все нуждающиеся (маломобильные и одинокие) обеспечены адресной помощью. По показаниям, с учетом имеющихся заболеваний, наличия индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), им проводятся необходимые реабилитационные мероприятия.

Повышается доля зданий медицинских организаций, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (73,7 % на 01.01.2020 г.), в 2019 году прирост составил 4,8 %.

В каждом административном округе Москвы выделены медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению (далее — медицинские организации), оснащенные диагностическим рентгенологическим оборудованием с наличием поворотных трубок, столов-трансформеров с механизмом подъем аи опускания поверхности, позволяющим проводить обследования маломобильным категориям граждан. Для обеспечения доступности стоматологической помощи инвалидам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности в соответствии с постановлением правительства Москвы от 17.02.2009 № 115-ПП «О годе равных возможностей в городе Москве на период до 2020 года» организована работа стоматологических кабинетов в доступных местах (в основном на 1-х этажах зданий), стоматологи-терапевты и ортопеды проводят лечение и протезирование на дому инвалидам, имеющим трудности с самостоятельным передвижением.

В медицинских организациях совместно с общественными организациями инвалидов города Москвы в соответствии с «Положением о проведении обследования объектов медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, в части создания безбарьерной среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности и других маломобильных групп населения» обеспечиваются меры по созданию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями:

  • доступ инвалидов к месту предоставления услуги в дистанционном режиме, а также по месту жительства;
  • выделение стоянок для автотранспортных средств инвалидов;
  • мощение тротуарной тактильной плиткой с конусообразными рифами для незрячих пациентов;
  • наличие в медицинской организации сменных кресел-колясок и достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей, площадок для их передвижения;
  • окраска первых и последних ступеней лестничных маршей в желтый цвет;
  • наличие тростедержателей;
  • работа лифтов, адаптированных для инвалидов (табло световые, звуковые и/или с рельефно-точечным шрифтом Брайля);
  • надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация – шрифтом Брайля и/или на контрастном фоне;
  • оборудование зданий поручнями и пандусами, доступными входными группами и санитарно-гигиеническими помещениями;
  • оборудование объектов вертикальной подъемной платформой (аппарель).

В рамках проведения капитального ремонта зданий медицинских организаций предусмотрено формирование доступной безбарьерной среды на этапе разработки проектно-сметной документации.

На официальных сайтах и информационных стендах медицинских организаций размещена информация, направленная на информирование инвалидного сообщества и толерантного отношения к инвалидам.

На основании приказа Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» осуществляется медицинская реабилитация, включающая 3 этапа. Третий этап осуществляется в отделениях медицинской реабилитации поликлиник, выездными бригадами на дому, санаторных организациях.

По состоянию на 01.01.2020 в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в городе Москве услуги по медицинской реабилитации на 3 этапе предоставляются в 59 медицинских организациях. В 26 медицинских организациях функционируют отделения медицинской реабилитации (далее – ОМР), в 20 — физиотерапевтические отделения (далее – ФТО), в 14 — отдельные кабинеты, не входящие в состав ОМР и ФТО, все услуги предоставляются за счет средств ОМС.

В перечисленных отделениях работают:

  • 188 кабинетов физиотерапии;
  • 102 зала лечебной физкультуры (с учетом механотерапии);
  • 7 кабинетов мануальной терапии;
  • 145 кабинетов массажа;
  • 15 кабинетов рефлексотерапии.

В 46 медицинских организациях имеется возможность получения услуг по медицинской реабилитации в сочетании: физиотрапия, лечебная физкультура, массаж.

По состоянию на 01.01.2020 в медицинских организациях наблюдаются 926992 инвалида, из них реабилитационные услуги в 2019 году получили 832560 человек (89,9%). Профилактические курсы лечения в условиях дневного стационара в 59 медицинских организациях за 2019 год получили 34022 человека с инвалидностью.

С целью реализации мероприятий ИПРА в 2019 году в медицинские организации обратилось 599284 человека, проведены реабилитационные и/или абилитационные мероприятия по реализации ИПРА 586549 инвалидам (97, 9%).

Мероприятия по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» государственных бюджетных профессиональных образовательных организациях Департамента.

В настоящее время в государственных бюджетных профессиональных образовательных организациях Департамента (далее – образовательные организации Департамента) обучается 143 студента из числа инвалидов (I, II, III групп, инвалиды детства, ребенок инвалид) по специальностям «Медицинский массаж для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению», «Стоматология ортопедическая» с ограниченными возможностями здоровья по слуху, «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика», «Лечебное дело».

Студентам, обучающимся в образовательных организациях Департамента, бесплатно предоставляются учебники и учебные пособия, учебно-методические материалы, а так же доступ к электронным библиотекам (информация об электронно-библиотечной системе размещена на официальных сайтах образовательных организациях Департамента в разделе «Электронная библиотека»).

В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Департамента здравоохранении города Москвы «Медицинский колледж № 5» проводится обучение по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая для лиц с ограниченными возможностями по слуху. Обучение студентов с нарушением слуха осуществляется в малых группах в присутствии сурдопереводчика, с использованием адаптивных учебных пособий и электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6» (далее – ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»), расположенное по адресу: Москва, ул. Таймырская, д.4, адаптировано для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению). Отделение Медицинский массаж располагает оборудованным кабинетом медицинского массажа, предоставляет обучающимся услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, а также тьютора, сопровождающего процесс индивидуализации обучающихся.

В ГБПОУ ДЗМ МК № 6 для беспрепятственного передвижения и доступа слабовидящих студентов:

  • 1) произведена укладка рельефной (тактильной) плитки на тротуаре;
  • 2) крайние лестничные ступени окрашены желтой контрастной краской;
  • 3) установлены перила (поручни) из нержавеющей стали на крыльце;
  • 4) оборудованы пандусы.
  • 5) установлены визуальные средства информации для ориентации передвижения слабовидящих:
    • на дверях наклеены знаки безопасности для слабовидящих «Желтый круг»;
    • тактильные средства информации с цифрами и буквами по Брайлю;
  • 6) оборудованы аудитории специальными муляжами и мебелью, приобретены универсальные плееры-диктофоны.

Информирование абитуриентов из числа лиц с инвалидностью по вопросам получения среднего профессионального (медицинского) образования осуществляется на Днях открытых дверей и на официальных сайтах образовательных организаций Департамента в разделе «Абитуриент».

В образовательных организациях Департамента для студентов из числа инвалидов созданы благоприятные условия для психологического комфорта, развития личности студента и его обучения. Для успешной адаптации студентов из числа инвалидов к освоению медицинской профессии проводится социально – психологическая работа в комплексе педагогов: социального педагога, педагога-психолога, заведующего отделением и куратора учебной группы.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы

Основная цель госпрограммы «Доступная среда» на 2011–2015 годы — обеспечить доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни. Ответственный исполнитель госпрограммы — Минздравсоцразвития России, в число соисполнителей входит Минкомсвязь России.

В соответствии с приложением к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 года Минкомсвязь России должна реализовать права инвалидов по слуху на доступ к информации в формате телевизионных программ путем организации скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.

В 2011 году в рамках мероприятий госпрограммы «Доступная среда» по обеспечению скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов был увеличен объем субтитрируемых программ на «Первом канале», «Телеканале «Россия» (Россия-1) и «Телеканале «Россия – Культура» (Россия-К), а также начато скрытое субтитрирование на «НТВ» и детском канале «Карусель». Таким образом, было увеличено количество и расширен ассортимент телепрограмм, доступных для просмотра гражданам с ограниченными возможностями слуха.

В 2011 году в рамках госпрограммы «Доступная среда» была обеспечена 1 тысяча часов скрытых субтитров на 5 каналах. В 2013 году было произведено субтитров на 13 тысяч часов. В 2014 году этот показатель планируется увеличить до 14 тысяч часов.