Производство консервов

Тушенка и мясоконсервы – лучший вариант длительного сохранения мясных продуктов на сегодняшний день. Мясо надежно упаковано, сразу готово к употреблению, сохраняет свой вкус, свежесть и сочность, удобно в транспортировке и хранении. Более того, технология консервации позволяет сохранять не только чистое тушеное мясо со специями, но и переработанные мясопродукты (фарш, тефтели, котлеты), мясные смеси с овощами, бобами и крупами.

Насколько выгоден бизнес по выпуску консервированного мяса, что собой представляет технология консервации, и какое оборудование для мясных консервовнеобходимо для организации рентабельного производства?

Виды мясных консервов

Тушенка и мясоконсервы разнообразны по рецептурам и видам. Современное пищевое производство выпускает консервы из:

  • натурального рубленого мяса копытных животных со специями (без добавок);
  • натурального мяса птицы (с добавками и без);
  • мясных субпродуктов;
  • переработанных мясопродуктов (ветчина, колбаски, фарш и т.п.);
  • мяса с добавками круп и бобов.

По технологии приготовления мясоконсервы бывают тушеные (тушенка), закусочные (вареные и тушеные с овощами, крупами, соусами и специями), диетические (вареные, с желейной заливкой), детские (паштетообразные пастеризованные пюре).

Сырье

Несмотря на бытующее иногда мнение, что в мясные консервы закатывают низкокачественное мясо или мясопродукты, качественная тушенка – это только сортовое охлажденное мясо высшей и первой категории. При приготовлении тушенки, даже лучшее мясо теряет до 60% массы, а низкосортное сырье становится просто невыгодным при таком производстве.

Мясо для тушенки должно быть отсортировано и проверено ветеринарным контролем. Согласно ГОСТу, его жирность должна составлять не более 10%, белка – до 30%, минеральных веществ – до 3.5%, воды – не более 70%.

Все, что не соответствует требованиям ГОСТ, не должно идти в производство тушенки и мясоконсервов. Конечный продукт будет невкусным, а затраты на него выше (большой расход сырья, что невыгодно). Если вы заинтересованы в успешности производства и привлечении покупателя, то следует использовать лучшее мясо от проверенных поставщиков и строго соблюдать технологию его консервирования.

Технология производства тушенки

Технология производства тушенки – многоэтапный процесс:

  • Проверка, отбор и отбраковка мясного сырья в соответствии с ГОСТами и СанПиН.
  • Потрошение (отделение жира, удаление сухожилий);
  • Разделка мяса на куски.

  • Дозировка согласно рецептуре (к переработанным мясопродуктам добавляется рассол, к мясорастительным – овощи и крупы, субпродукты измельчают и обжаривают, к натуральному мясу добавляются специи и соль).
  • Фасовка. В заложенную в банки тушенку добавляется жир, специи и мясной бульон. После этого каждая банка взвешивается (по ГОСТ она должна иметь определенный объем и вес).
  • Закатка. Мясо в банках уплотняется, после его закатывается крышками в вакуумной закаточной машине.
  • Проверка герметичности. Закатанные банки погружаются в воду с температурой до 85°С.

  • Антибактериальная стерилизация водой или паром в автоклавах при температуре до 98°С (диетические и детские консервы проходят пастеризацию).
  • Охлаждение и упаковка. Банки с тушенкой охлаждают в воде до 40°С, маркируют, наклеивают этикетку и упаковывают в транспортировочную тару.

Соблюдение технологии приготовления мясоконсервов – обязательное требование ГОСТ. Если вы собираетесьделать качественную тушенкуи вести конкурентный бизнес, вам понадобится правильно выбрать оборудованиедля своего производства.

Оборудование для производства тушенки

Для организации небольшого завода, вам понадобится следующее оборудование для изготовления тушенки:

  • камера разморозки (дефростации) для замороженного сырья;
  • обвалочная машина со столами и пилами;
  • мясорез-измельчитель или куттер для нарезки мяса на равные куски;
  • вакуумная мешалка для смешивания мяса со специями, солью, жиром и рецептурными компонентами;

  • фасовочная машина;
  • ошпарочная машина для подготовки и мойки консервных банок (разные варианты для стеклянной и жестяной тары);
  • наполнительная машина (весовые и наполнительные дозаторы-мультиголовы);
  • вакуумно-закаточная машина для конвейерной закатки банок в герметичной среде под давлением;
  • горизонтальные автоклавы для стерилизации закатанных банок в разных температурных режимах;
  • моечный автомат для очистки банок от остатков жира;
  • автомат наклейки этикеток;
  • укладочный конвейер для упаковки банок в транспортировочную тару.

Комплект оборудования для производства консервов из мяса подбирается в зависимости от вида используемого сырья и предполагаемого ассортимента и объемов готовой продукции. Вы можете купить готовую технологическую линию одного поставщика или самостоятельно подобрать нужные для конкретного производства машины.

Почему это выгодно?

Большой ассортимент и относительно невысокая себестоимость мясоконсервов, развитые технологии консервации, доступное производственное оборудование, всесезонность поставок сырья и высокий спрос на продукт – все это те «плюсы», которые делают бизнес по выпуску тушенки и мясных консервов привлекательным, выгодным и быстроокупаемым.

Кроме того, производство мясных консервов позволяет выбирать оборудование в соответствии с выбранным ассортиментом, требуемым объемом выпуска продукции, и ее рентабельностью. Производство можно постоянно расширять под потребности рынка, а выбор универсальных технологических линий позволит выпускать множество наименований мясоконсервов, без приобретения дополнительного оборудования.

При открытии цеха или мини-завода, следует учитывать сезонность реализации мясных консервов: она несколько снижается в холодное время года, когда потребитель имеет доступ к большому ассортименту свежего мяса. Спрос на тушенку повышается весной и летом, когда покупатель отдает предпочтение мясу, которое не портится.

В то же время, сезон может влиять и на популярность определенных видов консервированного мяса: мясоовощные консервы идут хуже в весенне-летний период, когда достаточно свежей зелени.

Цех по изготовлению мясных, рыбных и овощных консервов

Какие магазины ежедневно посещает человек? Конечно продуктовые! Среди обилия различных продуктов в наши дни, мы всегда покупаем консервы. Без тушенки не обходится ни один поход, овощные или рыбные консервы хозяйки добавляют во вкусные салаты. У такой консервированной продукции есть, бесспорно, два главных плюса: стоимость и долгое хранение. Правильно построенный бизнес в этой сфере принесет своему обладателю хороший доход.

В основном магазины заставлены импортной продукцией. Производство консервов из рыбы более развито, чем из мяса. Это можно исправить, если отечественные производители будут перерабатывать национальный продукт. Таким производителем можете стать и вы. Цех по производству консервов не принесет быстрой прибыли. Тут важно найти и заинтересовать покупателя своим качественным и эксклюзивным продуктом.

С чего начать производство

Производство нужно начинать с организации цеха. Следует произвести анализ работы конкурентов и технологии производства. Открывать консервный завод лучше вблизи больших городов. Спрос на производимую продукцию будет хороший. Нужно найти поставщиков для вашего цеха и заключить договора, составить бизнес-план по объёмам выпускаемой продукции.
Консервные товары во все времена пользовались большим спросом. Хозяйки делают заготовки на зиму, однако не у всех на это есть время и силы. Проще пойти в ближайший магазин и приобрести нужный продукт. А что же выпускать, чтобы товар пользовался спросом? Определиться с видом выпускаемых консервированных продуктов.

Виды овощных консервов:

  • овощи в маринаде;
    закусочные консервы (салаты, рагу);
    консервы из помидор (кетчупы, пюре, пасты);
    соки.

Консервы из мясного сырья:

  • субпродуктов;
  • мясных продуктов;
  • мясо птицы;
  • мясорастительные.

Консервы из рыбного мяса:

  • в собственном соку;
  • в томатном соусе;
  • в масле;
  • рыбоовощные;
  • нестерилизованные рыбные консервы.

Подбор персонала

Основателю завода предписывается роль руководителя. На предприятии, которое связано с производством пищевых продуктов важным работником считается – технолог. Он следит за производством продукции, соблюдением нужных технологий.

Не обойтись и без других нужных специалистов. В цеху должен быть начальник, обязателен менеджер по сбыту продукции, кладовщик, несколько грузчиков и операторов станков. Количество персонала зависит от объёма выпускаемой продукции.

Требования к помещению

Цеха для консервирования продукции должны иметь площадь не менее 300 кв. м. Этой площади будет вполне достаточно для склада и оборудования.
Кроме производственных цехов и складов должны обязательно присутствовать и такие помещения как:

  • холодильное;
  • административное;
  • бытовое.

Закупка сырья

Перед закупкой всего оборудования еще раз убедитесь в поставляемом сырье. Оно должно быть качественное. Лучше закупать продукцию у крупных фермерских хозяйств. От такой сделки фермеры будут тоже в плюсе. У них будет, куда сбывать свою продукцию, а у вас отборные продукты.
Если вы делаете овощные консервы, то закупка сырья будет происходить в сезон. Но помните, что такие овощи, как горошек и кукуруза хорошо замораживаются. Следовательно, холодильные установки должны непременно стоять на вашем мини-заводе.
Тот товар, который имеет сложности с заморозкой, должен быть помещен в овощехранилище. Правильное соблюдение хранения продукции — дополнительный плюс в ваш капитал.

Требования санэпидемстанции

Требования санэпидемстанции на предприятии, которое связано с производством пищевых продуктов, очень серьезные. Их нарушения ведет к плачевным последствиям. Персонал обязан иметь санитарную книжку и вовремя проходить ежегодную медицинскую комиссию. Одежда должна быть специализированная. Перчатки обязательны тоже. Само здание, где производят консервы, должно располагаться не менее, чем 500 метров от жилого фонда, иметь подключение к канализации, воде и подъезд к цеху. Уборка всех помещений и оборудования должна быть ежедневной и качественной. Все партии выпускаемого продукта должны иметь свои сертификаты соответствия.

Основной ассортимент выпускаемой продукции

Даже небольшой консервный завод имеет большую производительность. При организации всего процесса нужно ориентироваться на рынок и потребителей.

Специализированный цех может изготавливать следующие консервы:

  • мясные;
  • рыбные;
  • овощные.

Чтобы у такого предприятия была хорошая прибыль, нужно производить продукцию очень хорошего качества, которая была бы похожа на домашние заготовки. Тогда потребитель будет покупать ваш товар снова и снова. При поставках в магазины следует ориентироваться на среднего покупателя.

Процесс производства

Консервы — одни из самых популярных и покупаемых продуктов. Процесс производства их довольно сложен. Он делится на несколько этапов.

Производство консервированной продукции из мясного сырья:

  • разделывание мяса на порции;
  • вакуум продуктов;
  • закатка в банки;
  • проверка банок на попадание воздуха;
  • температурная выдержка;
  • маркировка уже готовой продукции.

Технология приготовления может меняться в зависимости от видов консервов (тушенка, паштеты). Получаемый продукт отправляют на закатку после обязательного контрольного взвешивания. Герметичность проверяют путем погружения банок в кипяченую воду. Стерилизация нужна для длительного хранения. Маркировка обязательно должна содержать такие данные: время, дата изготовления, номер партии, сорт, место выпуска.

Рыбные консервы бывают не только в масле и нестерилизованные. Также можно выпускать продукцию в томате, из обжаренной рыбы, и производить смешанные консервы (рыба и овощи).

Сначала рыбу передерживают в специальных камерах со льдом, после ее разделывают и удаляют все ненужные части. Рыбные консервы в собственном соку изготавливают из свежей, охлажденной или мороженой рыбы. Затем продукция также поступает в вакуумзакаточную машинку и проходит этап проверки на герметичность и термостатной выдержки. Полностью готовая продукция находится на складе месяц, после поступает в магазины.

В цехах, где консервируют овощи их сначала сортируют, а потом моют и отправляют на дальнейшую переработку. Некоторые прогоняют через специальные машины, которые очищают овощи от кожуры и семян. Потом режут или протирают через сито.

Тепловая обработка овощей включает: герметизацию, бланшировку, обжаривание, пассировку. Бланшировка – это тепловая обработка, при которой сохраняется цвет, вкус и аромат продукта. Температура бланшировки не ниже 75 градусов. При обжарке сырья уменьшается объем овощей, это нужно учитывать. При пассировании образуется корочка, потому что температура меньше, чем у обжарки.

Оборудование

Без оборудования на консервном заводе ничего не выйдет, поэтому стоит закупить все необходимое. Вам потребуется:

  • оборудование для производства крышек для консервирования;
  • автоклавы;
  • моечное оборудование;
  • парогенераторы;
  • транспортерные линии;
  • упаковочные машины.

Производители техники предлагают автоматизированные линии, стоимость которых зависит от функциональности и мощности. Например, комплект для закатывания овощных консервов будет стоить 2 миллиона рублей. Полностью подготовленное оборудование по производству мясных консервов будет стоить уже 10 миллионов. Сделать конкретный вывод по затратам на оборудование очень сложно, т.к все будет зависеть от вашей деятельности.

Упаковка, маркировка и хранение

Упаковка должна включать художественное оформление, текст на этикетке. Она должна производиться полиграфическим способом или наклеиванием на тару.
Этикетка должна быть аккуратно наклеенной, чистой и целой. В тексте должны указывать срок годности, объем продукции, где находится производство, обозначение нормативного документа на продукцию и штрих код.

Для упаковывания применяют банки, бутылки, тубы и другую тару. Упаковки с выпускаемой продукцией должны быть целыми и чистыми.

Сбыт готовой продукции

Вопрос, который волнует всех руководителей консервных мини-заводов, куда поставлять свою продукцию. Наиболее актуальным будет создание собственной сети по сбыту. Продукцию можно реализовывать на рынки, кафе, рестораны, санатории. Чтобы повысить конкурентоспособность можно придумать собственные рецепты интересных блюд восточной, кубанской, грузинской кухонь.

Вся предпринимательская деятельность, связанная с пищевой промышленностью, несет определённые риски. Но если соблюдать все нормы и выпускать качественную продукцию, то прибыль в таком бизнесе будет хорошей. Самое трудное — это организовать производство и правильно подсчитать затраты на него. Рекомендуем посмотреть существующих производителей мясных консервов и произвести конкурентную разведку.