Противопоказания для работы

Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливает правительство РФ. При приеме на работу мы им не пользуемся. Он должен пройти медосмотр в соответствии с требованиями, принести санитарную книжку, где должны быть прививки и флюорография. То есть справку из психдиспансера мы не запрашиваем. Ее у нас в перечне необходимых документов нет».
Эксперты отмечают, что определить перечень недопустимых для педагогов болезней достаточно сложно. Включение в список легко передающихся инфекционных болезней, споров не вызывает. Гораздо больше вопросов — в отношении психического состояния человека. По мнению ректора медицинской академии Сергея Кутепова, в каждом случае нужен индивидуальный подход: «Определить четко перечень заболеваний — это очень сложно, продолжительно и нужно подойти к каждому человеку индивидуально. Конечно, ограничения должны быть, но они выявляются не при однократном посещении врача той или иной специальности, в первую очередь тех, кто страдает психическими расстройствами. Это самое тяжелое для школьника, когда педагог неадекватно реагирует или вообще по сути своей не может быть педагогом. Я думаю, что этот процесс сейчас не решить. В принципе этот вопрос не готов к разрешению».
Детские психологи поддерживают необходимость включения психических заболеваний (например, шизофрении ) в перечень недопустимых для педагогов болезней. Больной человек может воспринимать окружающих, в том числе и детей, как угрозу. Впрочем. и обычная неврастения может травмировать детскую психику, — считает медицинский психолог Любовь Митяшева: «Детей надо защищать от произвола взрослых и эти вопросы должны определяться специалистами, врачами. Тяжелые психические заболевания, при которых бывают припадки — могут испугать детей. Не обязательно быть психически больным, чтобы принести вред. Психопатия не считается психической болезнью, это патология характера, но при этом вред детям может быть нанесен значительный. В первую очередь, мне кажется, нужно проводить тестирование, которое выявляет людей, доброжелательно настроенных к детям. Люди, которые не любят детей, не должны идти в школу, а это вообще может быть не связано с психическим заболеванием».
Дума одобрила законопроект о составлении перечня недопустимых для педагогов болезней при одном условии: ко второму чтению в него необходимо внести изменения, которые не позволят школам оказывать давление на педагогов.

От латинского юрист – «jus» или «juris» — «право». Это человек с юридическим образованием; правовед, учёный, изучающий право; практический деятель в области права.
Одна из самых древних и уважаемых профессий. Предшественниками юристов в древности были жрецы (понтифики), которые толковали закон. Основоположниками права считаются древнегреческие философы: Сократ, Платон, Аристотель. Из религиозных источников мы знаем о том, как мудро судил своих подданных царь Соломон и о знаменитых библейских заповедях, которые и в наше время сохраняют актуальность для граждан цивилизованного общества.
За многотысячелетнюю историю право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и является самостоятельной отраслью знаний. В современном сложно организованном мире деятельность юристов приобретает все большее значение в жизни каждого человека.
Юрист – квалифицированный специалист с высшим юридическим образованием по правовым вопросам, юридическим наукам. Юрист компетентен в области толкования и применения законов, обеспечения законности в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения меры ответственности и наказания виновных и оказания населению юридической помощи.
Юристами называют всех служителей закона. В профессии юриста выделено много специальностей, на основании деятельности в различных отраслях права. Адвокат организует защиту обвиняемого в нарушении закона; прокурор готовит материалы по обвинению нарушителя закона; нотариус заверяет документы; юрисконсульт осуществляет правовое обслуживание предприятия и его сотрудников; трудовой и налоговый инспектор осуществляют контроль над соблюдением физическими и юридическими лицами трудового и налогового кодексов.
Личные качества:

  • развитое логическое мышление
  • высокое чувство ответственности
  • настойчивость
  • инициативность
  • концентрация
  • переключаемость внимания
  • эмоциональная устойчивость
  • хорошая память

Родственные профессии:

  • адвокат
  • налоговый инспектор
  • нотариус
  • прокурор
  • трудовой инспектор

Медицинские противопоказания:

  • хронические заболевания, вызывающие расстройства памяти и внимания
  • некорректируемые нарушения зрения и слуха
  • нервно-психические заболевания

Какую специальность нужно получить:

  • Право и организация социального обеспечения (колледж)
  • Правовое обеспечение национальной безопасности (вуз)
  • Правоохранительная деятельность (вуз)
  • Правоохранительная деятельность (колледж)
  • Судебная экспертиза (вуз)
  • Юриспруденция (вуз)

Медицинские противопоказания

Главная / Абитуриенту / Медицинские противопоказания

Медицинские противопоказания к допуску к работам

по специальностям: 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, 43.02.02 Парикмахерское искусство, 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 19.02.10 Технология продукции общественного питания,

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

1. Лица, поступающие на учебу по специальностям: 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, 43.02.02 Парикмахерское искусство, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, не допускаются к выполнению работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:

1.1. врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;

1.2. последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;

1.3. заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;

1.4. нарколепсия и катаплексия;

1.5. заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;

1.6. психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах;

В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога.

1.7. алкоголизм, токсикомания, наркомания;

1.8. болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени;

1.9. злокачественные новообразования любой локализации;

После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом.

1.10. заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);

1.11. гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;

1.12. хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;

1.13. ишемическая болезнь сердца;

1.14. стенокардия ФК III — IV;

1.15. с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);

1.16. пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;

1.17. постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца.

1.18. аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;

1.19. облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;

1.20. облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);

1.21. варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;

1.22. лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени;

1.23. ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени;

1.24. болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени.

1.25. активные формы туберкулеза любой локализации;

1.26. осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;

1.27. хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии;

1.28. хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;

1.29. неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;

1.30. диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 — 4 степени, системные васкулиты;

1.31. хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;

1.32. хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени;

1.33. хронические заболевания кожи:

1.34. хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;

1.35. псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;

1.36. вульгарная пузырчатка;

1.37. хронический необратимый распространенный ихтиоз;

1.38. хронический прогрессирующий атопический дерматит;

1.39. хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;

1.40. привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста;

1.41. глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.

1.2. Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ.

Дополнительные медицинские противопоказания к работам: в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках (см. п. 15 Перечня работ); выполняемым учащимися перед началом и в период прохождения практики по профессиям (Парикмахер, Продавец, контролер-кассир, Повар, кондитер, Официант, бармен, Пекарь) и по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям (Организация обслуживания в общественном питании, Парикмахерское искусство, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, Технология продукции общественного питания, Технология парикмахерского искусства, Поварское и кондитерское дело) (см. п. 16 Перечня работ); в образовательных организациях (см. п. 18 Перечня работ); в организациях бытового обслуживания (парикмахерских) (см. п. 21 Перечня работ) являются дополнением к общим медицинским противопоказаниям (см. Приложение №2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. №302н).

Наименование работ

и профессий

Дополнительные медицинские противопоказания*(1)

1. Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте

Заболевания и бактерионосительство: 1) брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; 2) гельминтозы; 3) сифилис в заразном периоде; 4) лепра; 5) заразные кожные заболевания: чесотка, трихофития, микроспория, парша, актиномикоз с изъязвлениями или свищами на открытых частях тела; 6) заразные и деструктивные формы туберкулеза легких, внелегочный туберкулез с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезной волчанки лица и рук; 7) гонорея (все формы) на срок проведения лечения антибиотиками и получения отрицательных результатов первого контроля; 8) инфекции кожи и подкожной клетчатки — только для работников, занятых изготовлением и реализацией пищевых продуктов.

2. Работы

в организациях бытового обслуживания (работники парикмахерских)

Заболевания и бактерионосительство: 1) брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; 2) гельминтозы; 3) сифилис в заразном периоде; 4) лепра; 5) заразные кожные заболевания: чесотка, трихофития, микроспория, парша, актиномикоз с изъязвлениями или свищами на открытых частях тела; 6) заразные и деструктивные формы туберкулеза легких, внелегочный туберкулез с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезной волчанки лица и рук

*(1) Дополнительные медицинские противопоказания являются дополнением к общим медицинским противопоказаниям.

Здоровье и выбор профессии
Ваша профессиональная пригодность напрямую зависит от состояния вашего здоровья.
Общее понятие здоровья (по определению Всемирной организации здравоохранения) включает в себя, кроме физического здоровья, душевное и социальное благополучие. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к его резкому ухудшению, снижению трудоспособности, а порой и к ее полной потере.
Коротко об охране здоровья работающих подростков (выдержки из статей Трудового кодекса РФ). Для подростков до 18 лет существуют следующие льготы в процессе их трудовой деятельности:
а) сокращенная продолжительность рабочего времени: – в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю; – в возрасте от 14 до 15 лет – не более 24 часов в неделю;
б) увеличение времени отдыха: – работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью один календарный месяц;
в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается;
г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг;
д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время.
Кроме того, в трудовом кодексе отмечено, что при трудоустройстве лиц моложе 18 лет обязательно предусмотрено прохождение медицинского осмотра, без этого документа администрация не вправе принять на работу подростка. А также рабочим и служащим моложе 18 лет заработная плата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующей категории при нормальной продолжительности ежедневной работы.
Забота государства о здоровье работающих подростков и молодежи не должна расцениваться как возможность избегать напряженного труда. Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний.
Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы и мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее. Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и др.
По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп:
Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов. Это многочисленная группа профессий такие как: продавец промышленных товаров, оператор ЭВМ, менеджер, художник-модельер. Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.
Профессии второй группы отличает не постоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Профессии этой группы (повар, продавец овощного магазина и др.) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развита терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания и склонности к простудным заболеваниям.
Третья группа включает такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому, даже если воздействие каждого из факторов незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность, интенсивный постоянный шум). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно – сосудистой и дыхательной систем, органов слуха. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например: сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе по ним допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста. Эти профессии предъявляют высокие требования к физическому состоянию организма.
Пятая группа — это профессии и специальности, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях. Но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.
Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, то такая производственная деятельность ему противопоказана. Например, при нарушении органов зрения – чертежник, сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем; органов слуха – стенографистка, автослесарь; органов обоняния – повар и др.

Человеческая жизнь не стоит на месте, она очень сложная и иногда может преподнести человеку “подарок” в виде отклонений в состоянии его здоровья, что в свою очередь ограничит его в выборе профессии.
Однако следует иметь в виду, что не может быть абсолютной профессиональной непригодности. С полной уверенностью можно сказать, что каждый человек является профессионально пригодным к какой-либо профессии, необходимо только определить ее. Далее учащимся предлагается выполнить следующее задание: зная заболевание и противопоказанные профессионально-производственные факторы к этому заболеванию, вывести виды деятельности (профессии и специальности), которыми можно будет заниматься, имея такое заболевание (карточки). При выполнении задания можете ссылаться на таблицу “Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях” (Приложение к занятию 5). (Учащиеся озвучивают таблицы).
Внимание к своему здоровью при выборе профессии будет залогом того, что вы станете в будущем хорошим специалистом!

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Врачи (различной специализации)

Тип и класс профессии

Профессия врача относится к типу «Человек-Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.

Дополнительный тип «Человек-Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.

Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Презентация профессии

Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.
Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов-иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей, ветеринарных врачей, врачей скорой медицинской помощи и многих других.
В Краснодарском крае врач – это одна из самых востребованных на рынке труда профессий. Спрос на врачей устойчивый.
Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений; высокая социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Содержание деятельности

Врач выявляет причины различных заболеваний, оказывает плановую и экстренную медицинскую помощь.
Врач проводит диагностику и лечение больных в больнице (стационарно) либо в поликлинике (амбулаторно).
Врач проводит санитарно-просветительскую работу среди населения, мероприятия для профилактики болезней, а также занимается реабилитацией больных в период восстановления.
Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением.
Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Квалифицированный врач должен знать:

  • анатомию человека, нормальную и патологическую;
  • различные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
  • правила оформления медицинской документации.

Квалифицированный врач должен уметь:

  • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов;
  • пользоваться специальной медицинской аппаратурой;
  • расшифровывать результаты анализов;
  • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение;
  • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
наблюдательность;

  • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
  • организованность;
  • склонность к работе с людьми;
  • склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Условия труда

Во время работы врач находится как в помещении, так и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике, больнице), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
Для врача характерна ручная работа с живыми объектами природы, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.

Базовое образование

Профессия врача требует получение высшего медицинского образования в профильном образовательном учреждении.

Пути получения профессии
В Краснодарском крае подготовку дипломированных врачей обеспечивает Кубанский государственный медицинский университет. http://www.ksma.ru

Области применения профессии

Врачи работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях:

  • научно-исследовательские институты;
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.);
  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, вузы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
  • производственные предприятия;
  • МВД;
  • МЧС и службы спасения;
  • военные организации.

Перспективы карьерного роста

В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.
Специализация и освоение смежных областей.
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
Научная карьера.
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие.
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела.
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

Профессиональный праздник
Профессиональный праздник медицинских работников отмечается ежегодно в третье воскресенье июня в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года.
В этот день врачи, медицинские сестры, санитары и фельдшеры принимают поздравления с Днем медицинского работника.