Проверка финансово хозяйственной деятельности

Как провести аудит финансового состояния компании

Для чего компании аудит

Кому поручить проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Как спланировать проверку организации

Качественные исходные данные — основа эффективного аудита

Анализируем, пересчитываем, тестируем учетные данные

Итоги

Для чего компании аудит

Деятельность компании, будь то огромный холдинг с разветвленной структурой дочерних организаций и филиалов, или малое предприятие с мизерным оборотом и штатом, строится на базовых принципах. Среди них: планирование, регулирование, учет, анализ и контроль.

Финансовый контроль или аудит финансово-хозяйственной деятельности — это элемент общей системы контроля на предприятии. Он производится наряду с иными видами и формами контроля:

  • входным контролем сырья;
  • пооперационным контролем технологических процессов;
  • приемочным контролем готовой продукции;
  • контролем за исполнением внутренних и внешних регламентов качества и т. д.

Финансовый аудит позволяет оценить экономическую эффективность деятельности предприятия в целом или отдельных его участков и подразделений. С помощью финансового аудита в деятельности компании выявляются проблемные сегменты, причины низких финансовых показателей, оцениваются потенциальные риски и угрозы, намечаются пути их преодоления. По его результатам принимаются управленческие решения руководством компании и ее собственниками, а в некоторых случаях и другими заинтересованными лицами.

Как провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, детально рассказываем в материалах специальной рубрики.

Кому поручить проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Для проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно использовать собственные ресурсы или воспользоваться платными услугами специализированных компаний и экспертов.

Кому доверить аудит финансового состояния и деятельности компании в целом? Единого рецепта не существует. На решение влияют разнообразные факторы: требования закона по проведению обязательного аудита, намерения руководства или собственников компании, наличие средств для оплаты услуг независимых экспертов и др.

Если обязательного аудита не избежать, выбор сужается. Такой вид аудита производится исключительно аудиторами, имеющими квалификационные аттестаты и состоящими в профессиональной саморегулируемой организации. Когда же обязательный аудит не требуется, но необходимость в аудите высока и финансовые ресурсы для этого есть, можно воспользоваться услугами консалтинговой фирмы, специализирующейся на анализе и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Если же в компании есть свои квалифицированные кадры финансово-экономического профиля и/или руководство не хочет раскрывать свою деятельность сторонним аналитикам, можно провести аудит собственными силами.

Далее разберемся, как провести финансовый аудит компании своими силами.

Как спланировать проверку организации

Несмотря на то что в законодательстве отсутствуют жесткие требования к процедуре проведения аудита хозяйственной деятельности предприятия своими силами, начинать такое мероприятие лучше с определения цели проводимой проверки и составления детального плана.

При планировании аудита финансового состояния организации, проводимого без привлечения внешних специалистов, нет необходимости всецело опираться на аудиторские стандарты. Они предусматривают специфические подходы к проверке: риск-ориентированный способ организации контроля, определение уровня существенности, выборочный метод проверки и т. д. Проверка собственными силами может проходить сплошным способом и не требовать расчета существенности.

В первую очередь определяется объем проверки:

  • по конкретным подразделениям или в целом по предприятию;
  • отдельным направлениям деятельности;
  • проблемным учетным сегментам и т. д.

Исходя из запланированных объемов рассчитывается число задействованных в проверке специалистов, которые распределяются по участкам, подлежащим контролю; назначается руководитель проверки.

Затем устанавливается оптимальный период проверочных мероприятий с учетом не только длительности контрольных процедур, но и времени на обсуждение результатов проверки, их анализ и оценку, а также на подготовку итогового документа по результатам аудита для представления руководству и собственникам компании.

Далее определяются методики проверочных процедур и детально расписываются по времени и задействованным специалистам. Здесь уже используются наработки и опыт аудиторов, а также их рабочие программы по отдельным участкам контроля. Или разрабатываются собственные проверочные алгоритмы, учитывающие специфику работы компании. Но этот процесс трудоемкий и затратный по времени, поэтому его лучше проводить заранее.

Грамотно спланированный аудит проходит эффективно и в оптимальные сроки.

Качественные исходные данные — основа эффективного аудита

Сбор исходных данных — ответственный этап аудиторской проверки.

Источники данных:

  • бухгалтерская первичка;
  • учетные регистры;
  • отчетность (управленческая, производственная, налоговая, бухгалтерская).

Необходимую информацию может дать инвентаризация активов и обязательств. С ее помощью получают наиболее полное и точное представление об имеющихся на предприятии материалах, сырье, иных видах активов и обязательств, их количестве, состоянии и т. д.

Сбор данных не должен быть хаотичным: каждый специалист на своем участке собирает те сведения, которые затем тщательно проверяются и анализируются.

При проведении аудита финансовой деятельности своими силами можно отказаться от отдельных процедур по сбору данных, применяемых обычно в аудиторских проверках. Например, нет смысла опрашивать исполнителей, наблюдать за технологическими процессами или отдельными операциями, если задействованные в проверке специалисты досконально знакомы с технологией производства и для понимания деятельности предприятия в дополнительной информации не нуждаются. Хотя в определенных ситуациях для достижения поставленных перед проверяющими задач требуются такие мероприятия, как хронометраж или фотография рабочего времени.

Не следует пренебрегать также изучением результатов предыдущих внешних проверок предприятия (ИФНС и иных надзорных органов), независимых аудиторских проверок (если они проводились), внутренних проверок, проведенных силами самой компании.

Собранная информация систематизируется, при необходимости агрегируется или детализируется для дальнейшего анализа и оценки.

Анализируем, пересчитываем, тестируем учетные данные

В процессе аудиторской проверки применяются разнообразные приемы, способы и методы:

Аналитические процедуры проводят по всем направлениям:

Чем детальнее проведены все запланированные процедуры, тем обоснованнее сформулированные на их основе выводы и эффективнее принятые по итогам проверки решения.

Какие решения собственников оформляются в том числе по итогам аудита, рассказываем в материалах:

  • «Увольнение генерального директора по решению учредителя»;
  • «Образец решения учредителя о ликвидации ООО».

Итоги

Аудит финансового состояния и в целом всей деятельности компания может проводить как с помощью привлеченных экспертов, так и собственными силами. В любом случае проверка требует тщательного планирования, качественного сбора информации, анализа и оценки. По результатам аудита принимаются различные управленческие решения, в том числе повышающие эффективность деятельности предприятия.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности

Программа ревизии финансово-хозяйственной деятельности

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется по результатам его работы за год. Для того чтобы проверяющему определить конкретные вопросы проводимой ревизии, целесообразно разработать программу ревизии, включив в нее следующие разделы:

  • Цель проводимой ревизии и ее основные задачи;
  • Вопросы проверки;
  • Используемые в процессе проверки средства условия;
  • Сроки ревизии и место ее проведения;
  • Список ревизионной группы и лиц, которым предоставлен допуск к конфиденциальной информации;
  • Документальное оформление процесса и итогов ревизии.

Замечание 1

Программы проведения ревизии в обязательном порядке должна быть согласована. Все члены ревизионной комиссии должны ознакомлены с ее содержанием.

В ходе проведения ревизии в результате пристального изучения все материалов программа ревизии может дополняться и подвергаться изменениям.

Методы контроля проводимой ревизии

Существует 2 метода контроля, используемых в процессе осуществления ревизионной проверки. Первый метод носит название документального контроля. К этому методу относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Ревизия финансово-хозяйственной деятельности 480 руб.
  • Реферат Ревизия финансово-хозяйственной деятельности 230 руб.
  • Контрольная работа Ревизия финансово-хозяйственной деятельности 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Технико-экономические расчеты, которые комиссия проводит для того, чтобы определить правильность и грамотность смет накладных расходов предприятия, ремонта ОПФ, списания материалов, используемых для производства продукции, определения себестоимости продукции, работ, услуг.
  • Нормативная проверка, суть которой определяется сопоставлением данных по факту с нормативами и нормами по сметам.
  • Документальная проверка совершенных хозяйственных операций и процессов. Данная проверка может осуществляться сплошным способом и выборочным. При сплошном способе изучаются абсолютно все хозяйственные операции и процессы, которые были отражены в документах и отчетах предприятия. Проверяется правильность отражения их в системе бухгалтерского учета. Способ достаточно трудоемкий и в основном применяется на предприятиях, где были обнаружены злостные нарушения с целью установить полную величину ущерба. При выборочном способе проверке подвергается лишь часть совершенных на предприятии операций и процессов;
  • Встречная проверка предоставленных данных, суть которой сводится к тому, что достоверность и точность в отраженных операциях и процессах определятся с помощью сопоставления данных, представленных в разных документах;
  • Проверка динамики материальных ценностей и денежных средств предприятия, которая используется в случаях, если на предприятии были обнаружены хищения указанных активов предприятия, а проведенные ранее инвентаризации никаких расхождений не выявили;
  • Проверка правильности и полноты отражения совершенных хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета.

Второй метод контроля проводимой на предприятии ревизии называется методом фактического контроля. Этот метод включает в себя следующие способы:

  • Инвентаризация;
  • Контрольный обмер, который представляет собой одну из разновидностей инвентаризации. При помощи этого способа осуществляется проверка правильности и достоверности данных обо всех выполненных предприятием объемов работ и их оплате. Контрольный обмер может осуществляться как сплошным методом, так и выборочным.
  • Обследование объектов на месте, применяемый для проверки степени готовности объектов, отправленных из ремонта, а также объектов капиталовложений, устанавливается изношенность ОПФ, система приема и отпуска материалов в производство, а также существующая на предприятии система организации производства и труда;
  • Проверка отпускаемых в производство материальных ценностей на предмет их качества, которая осуществляется при помощи лабораторного анализа, технических испытаний.

Замечание 2

Все нарушения, которые были выявлены ревизионной комиссией в ходе проверки, должны быть систематизированы по участкам, на которых они были зафиксированы, по видам совершенных операций. В обязательном порядке все нарушения должны быть зафиксированы в документах ревизии.

Кто вправе провести проверку финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации, по итогам которой применяется дисциплинарное взыскание не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка

Согласно ч. 1 ст. 192 ТК РФ за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание. Это может быть замечание, выговор или увольнение по соответствующему основанию. Другие дисциплинарные взыскания могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников только федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ч. 3 ст. 193 ТК РФ).

Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).

Однозначного определения понятия «проверка финансово-хозяйственной деятельности» или «ревизия» ни в трудовом законодательстве, ни в разъяснениях уполномоченных органов и высших судебных инстанций не дано.

Обращаем внимание, что ТК РФ не уточняет, что следует понимать под ревизией в данном случае. В судах ревизия, которая упомянута в обозначенной норме, рассматривается как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности (см., например, решение Мотовилихинского районного суда г. Перми Пермского края от 02.06.2015 по делу № 12-267/2015).

Суды также указывают, что любые проверки, предметом которых являются не финансово-хозяйственные вопросы, а иные аспекты деятельности работодателя, не могут рассматриваться в качестве основания для применения двухлетнего срока наложения дисциплинарного взыскания, даже если проступок был обнаружен в ходе такой проверки. Так, например, Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в определении от 08.09.2010 № 33-579/10 указал, что в ходе проверки государственной инспекции труда контролируется соблюдение трудового законодательства и такая проверка не является ревизией, проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности общества или аудиторской проверкой. Хабаровский краевой суд в определении от 17.08.2011 № 33-5757/2011 отметил, что за проступок, обнаруженный в ходе проверки основной деятельности учреждения, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Нет в трудовом законодательстве и легального определения понятия «проверка финансово-хозяйственной деятельности».

Среди экспертов и судей существует распространенное мнение, что по смыслу ч. 4 ст. 193 ТК РФ проверкой финансово-хозяйственной деятельности может считаться не любая проверка, а только проверка, осуществляемая на основании и во исполнение федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, проводимая по решению уполномоченных органов работодателя или внешних органов с соблюдением определенной, установленной правовыми актами, процедуры (по аналогии с упоминаемыми в той же статье аудиторскими проверками). В противном случае работодатель имел бы возможность произвольно продлевать срок привлечения работников к дисциплинарной ответственности, назначая проверки финансово-хозяйственной деятельности по своему усмотрению. Следовательно, проверками финансово-хозяйственной деятельности могут считаться, например, проверки, проводимые по решению ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 8.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). К ревизиям и проверкам для целей ч. 4 ст. 193 ТК РФ следует относить проверки, проводимые уполномоченными законом органами государственной власти, в том числе внепланового «разового» характера (определение Московского городского суда от 10.11.2010 № 33-34816).

Если придерживаться данной позиции, то внутренние служебные проверки и расследования организации, проведение которых не регламентировано нормативными правовыми актами, не следует считать проверками финансово-хозяйственной деятельности. В контексте возможного трудового спора подобная проверка может свидетельствовать о том, что работодатель произвольно попытался увеличить срок привлечения к дисциплинарной ответственности.

При этом часто суды не относят однократные служебные расследования, проверки, организуемые работодателем, к случаям, при которых применяется более длительный срок привлечения к дисциплинарной ответственности (определения Ростовского областного суда от 12.08.2013 по делу № 33-10143, Московского городского суда от 08.10.2010 по делу № 33-31439, апелляционные определения Иркутского областного суда от 04.04.2013 по делу № 33-2522/2013, Пермского краевого суда от 06.03.2013 по делу № 33-2224).

Однако, на наш взгляд, такое узкое понимание положений ч. 4 ст. 193 ТК РФ не вполне обоснованно, так как оно лишает работодателя возможности применять иные законные процедуры обнаружения проступка работника. В этой связи мы полагаем, что если проведение внутренних служебных проверок и расследований регламентировано локальными нормативными правовыми актами организации, то их следует считать проверками финансово-хозяйственной деятельности по смыслу ч. 4 ст. 193 ТК РФ. Следовательно, если злоупотребление работника выявлено по результатам такой проверки, то срок увеличивается до двух лет со дня его совершения (косвенно данный вывод подтверждается в апелляционном определении Пермского краевого суда от 08.09.2014 по делу № 33-8047).

Обращаем внимание, что данная позиция является нашим личным мнением и может не совпадать с мнением других экспертов и судов.

К сведению Свернуть Показать

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что указанный в ст. 193 ТК РФ двухгодичный срок привлечения к дисциплинарной ответственности не применяется в случае обнаружения проступка по результатам проведенной инвентаризации (апелляционные определения Красноярского краевого суда от 09.03.2016 по делу № 33-3140/2016, Иркутского областного суда от 11.11.2015 по делу № 33-9685/2015, решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 09.12.2015 по делу № 2-7359/2015). В то же время считаем необходимым отметить, что, например, если инвентаризация сама по себе являлась одной из процедур, применяемой при проверке финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, то дисциплинарное взыскание в таком случае может быть применено к работнику не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее двух лет со дня совершения проступка (см., например, апелляционное определение Тверского областного суда от 01.12.2015 по делу № 33-4049/2015).

Полистать демо-версию печатного журнала

Проверка финансового плана

Финансовый план предприятия — это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Планирование финансов — это такая форма планирования деятельности предприятия, в которой финансовые ресурсы являются объектом планирования. Объектом финансового планирования служат производственные ресурсы, а финансовые инструменты, такие как доходы, расходы, прибыль, цена, фонды финансовых ресурсов, являются средством планирования .

Основная цель планирования финансов состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.

В процессе планирования финансов решаются следующие задачи:

  • — определяются источники и размеры собственных финансовыхресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);
  • — принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов;
  • — определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах,распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;
  • — уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;
  • — выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;
  • — определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Имеется несколько подходов к построению финансового плана предприятия. В практике западных компаний финансовый план представляет собой план движения денежных средств на планируемый период (год, квартал, месяц), включая поступления денежных средств и платежи. Расчет движения денежных средств в планируемом периоде имеет цель обеспечить контроль за денежными потоками предприятия в ходе производственно-хозяйственной деятельности. Денежные потоки позволяют определять размеры избытка и недостатка денежных средств, и на этой основе — суммы привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам. Финансовый план в таком варианте содержит два раздела: расчет конечных финансовых результатов и расчетную балансовую таблицу (плановые показатели баланса).

В отечественной практике планирования финансовый план имеет иную структуру. В нем отражают не все денежные потоки, а только те, которые характеризуют конечные финансовые результаты, например прибыль, амортизация, налоги, уплачиваемые из прибыли.

Проверкафинансовогоплана

Назначение данной процедуры состоит в том, чтобы по каждой статье затрат определить источники финансирования и распределить доходы по направлениям. Баланс доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы. При этом учитывается целевое использование доходов и очередность их направления по статьям затрат. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.

Суть баланса состоит в обеспечении равенства итогов по каждой статье затрат сумме источников ее финансирования, в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия в планируемом периоде.

Критерием правильности финансового плана является соблюдение следующих соотношений: величина превышения доходов над расходами должна равняться сумме превышения платежа в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а величина превышения расходов над доходами — величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет .

Составьте план по труду одного из основных цехов кондитерской фабрики. Варианты заданий приведены в табл. 1. Для расчета следует воспользоваться следующими показателями:

Плановый баланс рабочего-времени рабочего

Календарное число дней в году 365

Число выходных дней 96

Число праздничных дней 8

ИТОГО рабочих дней 261

Плановые невыходы

Очередной и дополнительный отпуска 16,1

Болезни 6,3

В связи с беременностью и кормлением . 1,1

Выполнение государственных и общественных обязанностей 0,4

ИТОГО 23,9

Число рабочих дней, за вычетом плановых невыходов 237,1

Средняя продолжительность рабочего дня рабочего составляет 7,1ч.

Таблица 1 — Вариант задания

Вариант

Цех

Плановый ассортимент

Плановая трудоемкость 1 т

Заработная плата на 1 т (фондоемкость), руб.

Вид изделия (фасовки в г)

т в год

Бисквитный

«Москва»

«Чайное»

«Цветочная смесь»

  • 3000
  • 4000
  • 1600
  • 35
  • 8,5
  • 10,8
  • 16,5
  • 3,7
  • 7,2

Решение:

При упрощенных расчетах общая потребность предприятия в персонале (Чп) определяется отношением объема производства (Оп) к запланированной выработке на одного работающего (В).

Чп = Оп/В,

гдеОп- объем производства; Вi- выработка на одного работающего.

Чп=Тп/ФпКвн,

где Чп — численность персонала, чел.; Тп — полная трудоемкость производственной программы планируемого года, чел.-час; Фп — полезный фонд рабочего времени одного рабочего в год, час; Квн, — среднегодовой коэффициент выполнения норм времени рабочими.

Полезный фонд рабочего времени одного работника определяется путем составления баланса рабочего времени. Форма баланса рабочего времени приведена в таблице 2.

Таблица 2 — Баланс рабочего времени одного рабочего

№ п/п

Состав фонда рабочего времени

Ед. изм.

Значения показателей

Календарный фонд времени

дн.

Выходные дни

дн.

Праздничные дни

дн.

Номинальный фонд рабочего времени

дн.

Невыходы на работу, всего:

  • — основные и дополнительные отпуска
  • — отпуска по беременности и родам
  • — по болезни
  • — выполнение государственных и общественных обязанностей

дн.

  • 16,1
  • 11
  • 6,3
  • 0,4

Явочное время

час

1683,41

Потери внутри рабочего дня (внутрисменные потери)

— сокращенные часы работы:

в предпраздничные дни

в ночное время

  • — перерывы на кормление детей
  • — сокращенный рабочий день:

подростков рабочих, занятых на тяжелых и вредных работах

Итого внутрисменных потерь

час

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Полезный (эффективный) фонд рабочего времени

час

1683,41

Планирование численности персонала

Плановый ассортимент

Плановая трудоемкость 1 т

Полная трудоемкость

Полезный фонд рабочего времени 1 работника

Необходимая численность работников

Вид изделия (фасовки в г)

т в год

4 (п.2*п.3)

6(п.4/п.5)

«Москва»

«Чайное»

«Цветочная смесь»

  • 3000
  • 4000
  • 1600
  • 35
  • 8,5
  • 10,8
  • 105000
  • 34000
  • 17280
  • 1683,41
  • 1683,41
  • 1683,41
  • 62,37*
  • 20,19*
  • 10,26*

Планирование заработной платы работников

*Необходимо обратить внимание, что расчетная численность персонала составляет ни целое число, поэтом необходимо данные числа округлить до целых, а остальные числа после запятой, необходимо в процессе производства заменить на дополнительные выходы уже имеющихся рабочих (т.е. организовать дополнительные смены).

Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности

Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации.

Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности включают в себя, прежде всего подтверждение достоверности установленной действующим законодательством публичной отчетности предприятий (бухгалтерского баланса, бухгалтерской и финансовой отчетности). Они могут иметь и такие задачи, как подтверждение расчетов по налогообложению и обязательным платежам, правильности постановки учета материальных ценностей, расчетов с покупателями и поставщиками, установления цен на продукцию и услуги, распределения доходов и др.

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности аудитор применяет следующие основные методы получения знаний о деятельности субъекта:

  • · изучение общеэкономических условий;
  • · анализ региональных особенностей;
  • · учет отраслевых особенностей сферы деятельности субъекта;
  • · знакомство с организацией и технологией производства;
  • · сбор информации о персонале, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах бухгалтерского учета (форма, учетная политика, автоматизация);
  • · сбор информации об организационной и производственной структурах, о маркетинговой политике, основных покупателях и поставщиках;
  • · учет наличия и взаимоотношения с филиалами и дочерними обществами;
  • · сбор информации об обязательствах (важно на этапе планирования при определении уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска);
  • · знакомство с организацией средств внутреннего контроля.

Основными источниками информации о финансово-хозяйственной деятельности являются:

  • · официальные публикации в журналах, монографиях;
  • · статистические данные, официальные отчеты;
  • · нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность субъекта;
  • · разъяснения и подтверждения, полученные от персонала, внутреннего аудитора;
  • · запросы третьим лицам;
  • · консультации с предыдущим аудитором;
  • · учредительные документы, протоколы собраний, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положения об учетной политике, бухгалтерии, документообороте, схема организационной и производственной структур;
  • · осмотр цехов, складов, опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета;
  • · результаты проведения аналитических процедур, выявление необычных хозяйственных операций;
  • · сведения, полученные от экспертов;
  • · материалы налоговых проверок и судебных процессов;
  • · знакомство с реестром акционеров.

Собранная информация отражается в рабочих документах аудитора. Информация используется на всех аудита в целях его рационального проведения, определения аудиторского риска и его составляющих, уточнения уровня существенности и оценки средств внутреннего контроля, выбора видов и методов выполнения аналитических процедур и др.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и данным Федеральным законом.

Однако в настоящее время ответственность за не проведение обязательного аудита законодательно не установлена.

При этом надо обратить внимание на то, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ организация обязана представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии со ст. 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), должна состоять из:

  • — бухгалтерского баланса;
  • — отчета о прибылях и убытках;
  • — приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • — аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.

При отсутствии аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности организации (индивидуальные предприниматели) могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. А должностные лица организаций и индивидуальные предприниматели — к административной ответственности на основании ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ за представление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в неполном объеме.

Высказывается также мнение о том, что при уклонении от проведения обязательного аудита к должностным лицам организации могут быть применены санкции, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях), за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Однако, учитывая примечание к указанной статье, применение мер ответственности, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях), невозможно, поскольку под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов либо искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. При не проведении же обязательного аудита указанный состав отсутствует.

Кроме того, следует отметить, что Государственной Думой РФ принят в первом чтении законопроект о внесении дополнения в КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях), которым предполагается установить ответственность за уклонение организации или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита.