Расходы виды

ИТ-бюджеты и новые технологии

Следует заметить, что все такие данные являются чисто индикативными и, вообще говоря, не позволяют идентифицировать адекватность информационных систем предприятия требованиям бизнеса. Одна отдельно взятая статистика по ИТ-затратам не позволяет измерить эффективность ИТ: соответствие удельных затрат отдельной компании средним значениям не означает обязательного соответствия ИТ-систем задачам бизнеса.

Тем не менее, существенные отличия суммарных ИТ-затрат компании от среднеотраслевых значений могут свидетельствовать либо о неэффективности инвестиций в ИТ, либо о значительном недофинансировании ИТ и, тем самым, об угрозе для поддержки и развития бизнеса. Увеличение расходов на ИТ в каком-то периоде может быть вполне обосновано, например, существенным расширением бизнеса, новой рыночной политикой или необходимостью кардинальной смены критических приложений, таких, как автоматизированная банковская система для финансовых организаций. Еще раз подчеркнем, что подобное сравнение должно проводиться только в целях индикации отклонений. Обратная попытка определить ИТ-бюджет организации, исходя из соответствия относительных значений, и подогнать под этот бюджет набор ИТ-проектов, может привести к серьезным затруднениям в работе ИТ-службы как с бизнес-подразделениями, например, из-за навязывания возможно ненужных им проектов, так и с финансовыми службами из-за раздувания операционных расходов.

В то же время сами абсолютные величины ИТ-бюджетов свидетельствуют о том, что совокупность информационных систем и инфраструктуры ИТ компании – весьма дорогостоящее приобретение, так что ее создание и эксплуатация требуют заблаговременного планирования и конструирования – то есть формирования архитектуры и разработки стратегии.

Отражением того факта, что ИТ-бюджет нельзя механически основывать на размерах компании и, следовательно, на ее прибыли (оборотах), явилась широкая дискуссия, которая развернулась вокруг публикации статьи Николаса Карра (Nicholas G. Carr) в Harvard Business Review под провокационным названием «IT Doesn’t Matter». Дословно название статьи переводится как «Это не имеет значения». При этом используется игра слов: поскольку «IT» одновременно означает «информационные технологии», то название статьи можно интерпретировать так: «Информационные технологии – это не так уж и важно» .

В частности, автор этой статьи, ссылаясь на объективные статистические данные, показывает, что, несмотря на колоссальный рост затрат американских компаний на информационные технологии – от 5% всех капитальных затрат в 1965 году до примерно 50% в конце 1990-х – компании не получили адекватного роста эффективности. Более того, проведенное в 2002 г исследование показало, что 25 компаний, показавших наилучшие с финансовой точки зрения результаты, тратили в среднем только 0,8% средств своего оборота на информационные технологии, в то время как типичные компании тратили 3,7%. Таким образом, основной вывод автора статьи состоит в том, что преимущества, которые несут в себе информационные технологии, сильно переоценены, и большинство компаний и организаций тратят на ИТ больше, чем следовало бы.

На первый взгляд это шокирующие цифры: лидеры рынка тратят на информационные технологии меньше, чем «середняки»; но, как мы увидим ниже, наиболее эффективные компании, как правило, не являются пионерами в повальном внедрении всех новых технологий. Детальный анализ показывает, что эффективные компании находят тот ограниченный набор технологий, который наилучшим образом соотносится с их бизнес-стратегией, принося максимальную отдачу с точки зрения бизнеса, и успешно внедряют именно эти технологии.

Для понимания практики затрат различных компаний на ИТ важно отличать два типа затрат на информационные технологии:

  • обязательные затраты (non-discretionary);
  • затраты, связанные с развитием (discretionary).

Это достаточно важные понятия, поскольку организация бюджетного процесса исключительно вокруг таких понятий как бюджет на капитальные и операционные затраты, не полностью отражает реальную практику деятельности ИТ-служб и использования ИТ-технологий на предприятии.

Обязательные затраты – это те затраты, которые организация просто обязана производить для того, чтобы обеспечить функционирование текущей ИТ-инфраструктуры и приложений, выполнять их обслуживание, а также обеспечивать текущие операции. Примерами таких затрат являются затраты на поддержку компьютеров пользователей и серверов, обслуживание имеющихся прикладных систем и их эксплуатацию (например, системы электронной почты), административные расходы, связанные с ИТ. Это аналог затрат на автомобиль после его покупки: кроме трат на бензин, вы должны периодически менять масло, тормозные колодки и т.д.

Бюджет развития – это оставшаяся от обязательных затрат часть ИТ-бюджета. Это та часть ИТ-бюджета, которая может быть инвестирована в развитие функциональных возможностей систем, замену существующих систем на новые, обновление инфраструктуры и в улучшение деятельности ИТ-службы. Примерами таких затрат являются новые проекты в области управления отношениями с клиентами, электронной коммерции, управления знаниями, миграции с одной версии корпоративной системы управления ресурсами на новую и т.д.

Практика показывает, что составляющая, связанная с обязательными затратами, доминирует в ИТ-бюджетах компаний и составляет в среднем около 70% (а по некоторым – 80%). И только оставшаяся часть ИТ-бюджета может быть направлена на развитие, связанное с возможностями получения новых преимуществ от использования ИТ в основной деятельности организации. В то же время анализ, проведенный, в частности, компанией Accenture , показал, что для компаний-лидеров рынка в своей индустрии доля затрат на ИТ, направляемая на развитие, составляет большую, чем в среднем по рынку величину, а именно, 35-45%. Меж тем обязательные затраты составляют всего 55-65%.

Именно проекты, финансируемые бюджетом развития, позволяют компаниям получить новые финансовые преимущества или уменьшить затраты. Преимущества таких проектов, как правило, оцениваются по критерию возврата от инвестиций. Эта же категория проектов позволяет получать и не измеримые напрямую в денежном выражении преимущества, такие, как увеличение качества обслуживания.

Именно руководители ИТ-служб несут прямую ответственность за обоснование и минимизацию той части ИТ-бюджета, которая связана с обязательными затратами. Обоснование требует сравнения с характерными для индустрии нормами, рассчитываемыми, например, на основе количества персональных компьютеров в организации или количестве обращений в службу поддержки. Если ваши затраты меньше, чем в среднем для вашей индустрии, то это достаточно сильное обоснование для того, чтобы защитить свою заявку на эту часть бюджета.


Рис. 2.7. Соотношение обязательных затрат и бюджета развития ИТ

Обратите внимание на важный факт, который состоит в том, что уменьшение обязательных затрат дает организации эффект постоянной экономии, поскольку это расходы на текущие процессы и операции. Такая экономия создает основу для постоянных улучшений, связанных с использованием ИТ. Примерно две трети средств, получаемых в результате данной экономии, направляется в бюджет развития.

Что касается обоснования той части ИТ-бюджета, которая направляется на развитие и соответствующие проекты, то (хотя традиционно за это опять-таки отвечали руководители ИТ-служб) ситуация здесь меняется и должна меняться. Это должно быть областью совместной ответственности бизнес-руководителей, заинтересованных в получении новых преимуществ, и руководителей ИТ-служб, которые должны достаточно точно оценивать затраты на реализацию проектов.

Выводы, которые можно сделать из этого анализа, по сути, совпадают с выводами, которые приведены в статье . Первый вывод состоит в следующем. Как и в любом деле, в использовании информационных технологий в организации есть две составляющих: предоставление услуг и продуктов со стороны службы ИТ и спрос на эти услуги и продукты со стороны бизнес-подразделений. Так вот, руководители служб и департаментов ИТ должны начать уделять большее внимание той составляющей, которая связана с управлением запросами на ИТ-услуги со стороны бизнес-подразделений, т.е. необходим постоянный поиск вместе с бизнес-руководством областей максимальной отдачи от ИТ в основной деятельности организации. Конечно, для этого предварительно должен быть обеспечен должный уровень эффективности текущих операций, связанных с работой и эксплуатацией существующей инфраструктуры и систем. Это означает и уменьшение обязательных текущих затрат на ИТ за счет эффективности операций. Если в организации существуют проблемы в этой области, то вряд ли в таком случае есть возможность говорить о стратегии и заниматься стратегическими проектами.

Второй вывод состоит в необходимости создания постоянных организационных и управленческих механизмов, обеспечивающих поиск перспективных областей инвестиций в новые возможности, связанные с ИТ.

Для корректного учета всех расходов, связанных с ИТ, может быть полезна концепция совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership – TCO) (см. 8.6). Разработка и формализация ИТ-архитектуры будет существенным фактором оптимизации TCO. Мы уже приводили оценку того, что разработка архитектуры и соответствующих стандартов могут сократить расходы служб ИТ до 30%. В определенных случаях, когда ИТ-системы рассматриваются только как обязательные, но вспомогательные компоненты, вопросы снижения TCO могут стать основными при принятии решений по развитию информационных технологий в компании.

Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

Что такое КОСГУ

В первую очередь определим следующее: расшифровка КОСГУ в бюджете. Числовой код позволяет безошибочно классифицировать совершенную операцию по ее содержанию. КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления.

ВАЖНО! Определение КОСГУ в 2020 году для бюджетных учреждений, автономных и казенных, следует осуществлять в соответствии с новым порядком. Правила закреплены в Приказе Минфина России №209н от 29.11.2017 (ред. от 13.05.2019). Новые положения применяйте с 01.01.2019.

Различают такие группы классификации бюджета:

  • «100» — доходы, в том числе и прибыль;
  • «200» — расходы;
  • «300» — поступление НФА;
  • «400» — выбытие НФА;
  • «500» — поступление ФА;
  • «600» — выбытие ФА;
  • «700» — увеличение обязательств;
  • «800» — уменьшение обязательств.

До января 2016 года все операции бюджетных, казенных и автономных учреждений классифицировались по КОСГУ. Затем данное правило отменили. Теперь в 18–20 разрядах счетов бухгалтерского учета все учреждения бюджетной сферы обязаны применять КВР.

Полный перечень действующих кодов закреплен в Приложении к Приказу Минфина России №209н от 29.11.2017 (ред. от 13.05.2019).

КОСГУ: применение в работе

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Оставление бюджетной отчетности следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. К примеру, отчетные формы, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для КУ, и 0503721 — для БУ. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, и 0503723 — для БУ.

КОСГУ в закупках

Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе кодов ОСГУ. После составления плана затрат учреждение готовит план закупок и план-график на соответствующий финансовый период. Эти документы в сфере закупок тоже готовятся на основании классификаторов кодов ОСГУ.

До 2016 года расшифровка планов-графиков и планов закупок составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — КВР. Ошибочно полагать, что теперь кодификатор не задействован в закупочной деятельности. Это в корне неверно.

Чтобы запланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Что такое КВР

Новичкам незнакома КВР расшифровка в бюджете. Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации.

Код вида расхода или КВР — это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.

ВАЖНО! С 01.01.2019 работаем по новым правилам! Код вида расходов по бюджетной классификации для учреждений в 2020 году следует определять в соответствии с Приложением №4 к Приказу Минфина России №85н от 06.06.2019 (ред. от 10.03.2020).

Законодательством предусмотрена такая группировка кодов:

Порядок определения КВР и КОСГУ

Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

Для безошибочной увязки КВР и КОСГУ чиновники рекомендуют использовать таблицу соответствия кодов видов расходов и классификации сектора госуправления.

Пример. Расходная операция: ремонт автомобиля. КОСГУ — ст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». А вот КВР зависит от типа ремонта. Для текущего ремонта выбирайте КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». А для капитального ремонта — КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Если же учреждение несет расходы на услуги или работы для целей по капитальным вложениям, то используйте в учете КОСГУ 228, согласно положениям Приказа №209н.

Отдельно обозначим новые увязки кодов и все изменения КОСГУ в одной таблице на 2020 год.

Увязки кодов на 2020 год обновлены

Минфином России опубликована новая таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2020 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами приложили в файле.

Вид расходов КОСГУ Примечание
Код Наименование Код Наименование

210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости материальных запасов

Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны

Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа

Транспортные услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Прочие работы, услуги

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов

Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Увеличение стоимости продуктов питания

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

В части расходов по оплате кормов для животных

Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа

Прочие работы, услуги

Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости мягкого инвентаря

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва

Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа

Оплата работ, услуг

Поступление нефинансовых активов

Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов

Оплата работ, услуг

Поступление нефинансовых активов

240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

Услуги связи

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения

В части бланков строгой отчетности

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

Транспортные услуги

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Возмещение (компенсации), предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества

Иные выплаты текущего характера организациям

В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений

Иные выплаты капитального характера организациям

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости строительных материалов

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

Оплата работ, услуг

В том числе, в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

Увеличение стоимости основных средств

Прочая закупка товаров, работ и услуг

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости материальных запасов

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Скачать таблицу КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений в 2020 году

Планируйте на 2020 год по-новому

Специалисты Министерства финансов опубликовали Письмо №02-05-11/56735 от 10.08.2018, в котором представили разъяснения, как применять новые коды ВР в 2020 году. Теперь список кодов дополнен новыми видами расходов, некоторые наименования групп изменены.

Вот последние изменения в КВР и КОСГУ на 2020 год для бюджетных учреждений в виде таблицы:

КВР

Наименование в 2018 году

Наименование, актуальное в 2020 году (с 01.01.2019)

Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления

Субсидии (гранты в форме субсидий), подлежащие казначейскому сопровождению

Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления

Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению

Иные субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)

Гранты иным некоммерческим организациям

Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления

Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, подлежащие казначейскому сопровождению

Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления

Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению

Иные субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг

Гранты юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям

Основные ошибки в применении КВР

Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.

Какие нарушения встречаются чаще всего, и как их избежать:

Ошибка

Штраф, наказание

Как избежать

Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством

Ст. 15.14 КоАП РФ:

  • штраф на должностное лицо (20 000–50 000 рублей) или дисквалификация (1–3 года);
  • штраф на юридическое лицо — 5–25% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению

Если в учреждении планируется операция, которой нет в действующем Приказе №65н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения.

Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется

Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара

Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров)

На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок

Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды

Применен КВР, не соответствующий типу учреждения

Перед проведением «спорной» операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами Приказа №65н

Учет прочих расходов

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;

  • прочие расходы.

Прочие расходы в бухгалтерском учете

Согласно п. п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н прочими расходами являются:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

  • возмещение причиненных организацией убытков;

  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

  • курсовые разницы;

  • сумма уценки активов;

  • перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

  • прочие расходы.

Условия принятия к бухгалтерскому учету прочих расходов

Порядок признания прочих расходов содержится в п.п.16-19 ПБУ 10/99.

Согласно п. п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

  • сумма расхода может быть определена;

  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Расходы признаются к учету в том периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления, то есть по методу начисления (п. п. 18 ПБУ 10/99).

По аналогии с прочими доходами и прочие расходы в некоторых случаях могут включаться в затраты по обычным видам деятельности.

Речь идет о расходах, связанных со сдачей в аренду имущества организации, с предоставлением за плату прав на использование различных видов интеллектуальной собственности и с участием в уставных капиталах других организаций.

Такие затраты являются либо расходами по обычным видам деятельности, либо прочими – в зависимости от того, заявлено ли в качестве приоритетного соответствующее направление деятельности компании.

Прочие расходы согласно пункту 18 ПБУ 10/99 признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, не зависимо о даты фактической выплаты денежных средств по ним.

Порядок отражения прочих расходов в бухгалтерском учете

Для учета прочих расходов предназначается счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Указанный счет по своей структуре и порядку записей аналогичен счету 90 «Продажи».

По кредиту этого счета в течение отчетного периода находят отражение поступления активов, признаваемые прочими, а по его дебету отражаются соответствующие указанным поступлениям расходы.

В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению к счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть открыты следующие субсчета:

— 91-1 «Прочие доходы»

— 91-2 «Прочие расходы»

— 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На субсчете 91/2 «Прочие расходы» по его дебету учитываются прочие расходы.

По кредиту рассматриваемого субсчета в течение отчетного года записи не осуществляются.

К прочим расходам, отражаемым на указанном субсчете, относятся:

— расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, а также расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, — в корреспонденции со счетами учета затрат;

— остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация, и фактическая себестоимость других активов, списываемых организацией, — в корреспонденции со счетами учета соответствующих активов;

— расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, товаров, продукции — в корреспонденции со счетами учета затрат;

— расходы по операциям с тарой — в корреспонденции со счетами учета затрат;

— проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) — в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

— расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, — в корреспонденции со счетами учета расчетов;

— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате, — в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

— расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, — в корреспонденции со счетами учета затрат;

— возмещение причиненных организацией убытков — в корреспонденции со счетами учета расчетов;

— убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, — в корреспонденции со счетами учета расчетов, начислений амортизации и др.;

— отчисления в резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам

— в корреспонденции со счетами учета этих резервов;

— суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, — в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности;

— курсовые разницы — в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.;

— расходы, связанные с рассмотрением дел в судах, — в корреспонденции со счетами учета расчетов и др.;

— прочие расходы.

Таким образом, дебет счета 91-2 предназначен для отражения расходных операций:

  • Дебет счета 91-2 Кредит счета 01.2 — списана остаточная стоимость основных средств, предназначенных для продажи;

  • Дебет счета 91-2 Кредит счета 04.2 — списана остаточная стоимость нематериальных активов, предназначенных для реализации;

  • Дебет счета 91-2 Кредит счета 10 — списана себестоимость материалов, предназначенных для продажи;

  • Дебет счета 91-2 Кредит счета 68 — начислен НДС с операций по реализации основных средств, нематериальных активов и материалов;

  • Дебет счета 91-2 Кредит счета 66 (67) — начислены проценты по полученным краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам;

  • Дебет счета 91-2 Кредит счета 60 (62, 76) — списана дебиторская задолженность с истекшим сроком давности;

  • Дебет счета 91-2 Кредит счета 76 — начислена комиссия банка за проведение расчетных операций;

  • Дебет счета 91-2 Кредит счета 52, 57 — отражена отрицательная курсовая разница.

Прочие расходы и Отчет о финансовых результатах

В отчете о финансовых результатах прочие расходы отражаются так:

  • проценты по полученным займам и кредитам — по строке 2330 «Проценты к уплате»;

  • все остальные прочие расходы — по строке 2350 «Прочие расходы».