Разливы нефти

А сейчас об экологической катастрофе на Крайнем Севере. Этой теме в последние дни внимания, пожалуй, не меньше, чем коронавирусу. Под Норильском — гигантский разлив нефтепродуктов. Более 20 тысяч тонн из резервуара местной ТЭЦ оказалось в почве и воде. Лучшие специалисты сейчас ликвидируют последствия ЧП. Его масштаб объявлен федеральным по решению Владимира Путина.

Президенту регулярно докладывают о ситуации. Хотя первое видеосовещание по этой теме началось с выяснения, почему о случившемся сообщило не руководство предприятия, а пользователи соцсетей. В результате чудовищные последствия для природы и немалые деньги, которые теперь заплатит владелец ТЭЦ — «Норникель».

Вот она, загрязненная река Амбарная. Запах невыносимый. Кажется, поднеси спичку и все вспыхнет. Не дают пройти солярке в озеро лишь боновые заграждения. Концентрация превышена в 200 раз и в этой воде ничего не выживет. Выход один — выкачивать воду на берег и чистить по кубометру.

Сохраняют присутствие духа, хотя из-за токсичных испарений уже после часа работы голова идет кругом. Спецы Морсспасслужбы — бывалые ликвидаторы, вида не подают.

«Я сам из Мурманска, у нас у самих тундра, обычный запах солярки», — говорит специалист Морской спасательной службы Андрей Савченко.

«Мы — морские спасатели, там у нас там волна три-четыре метра, и тебя качает. А тут для нас курорт!» — рассказывает замдиректора по аварийно-спасательной работе и ликвидации разливов нефти Северного филиала Морской спасательной службы Михаил Сарков.

Михаил Сарков 40 лет в море — всю жизнь спасает планету от разлившейся нефти то в Персидском заливе, то в Атлантике. Но вот Заполярье показывает свой характер — меняется ветер и уносит пятно солярки по реке. А полевой лагерь не корабль, так просто курс не сменить.

Сложно передвигаться по тундре. Даже вездеход просто тонет в грязи. Мужская взаимовыручка работает моментально. По два-три раза в день спасатели догоняют солярку по всей реке. Только выставились — насосы, емкости — и снова нужно ехать на другой берег. С колес кидаются в бой — высыпают так называемый сорбент.

«Это торф, специально обработан биологическим составом, который разъедает нефтесодержащие продукты в жидкости», _ поясняет специалист.

Непонятно, на что надеялись те, кто в первые минуты не сообщил о прорыве нефтехранилища? Что топливо само собой рассосется и можно будет избежать огласки? О гигантской утечке на ТЭЦ-3 в Норильске страна узнала лишь из видео местных жителей. Реакция последовала немедленно.

Владимир Путин провел совещание — жесткий разговор с руководителем норильского предприятия.

В. Путин: «Сергей Валерьевич, по Вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У Вас там все в порядке со здоровьем?»

С. Липин: «Руководствовались утвержденным планом ликвидации розлива нефтепродуктов. Направили оповещение в ЕДДС Сибири».

В. Путин: «Губернатор говорит о том, что узнали только через два дня. Мне и министр Зиничев тоже докладывал о том, что и МЧС не было осведомлено о том, что происходит».

С. Липин: «Владимир Владимирович, информация в соответствии с планом была передана».

В. Путин: «Передана? Ну, хорошо, мне придется попросить соответствующие контролирующие и правоохранительные органы разобраться, что там от кого было передано, куда передано и какова была реакция всех, кто должен в соответствии с соответствующими инструкциями действовать, как полагается. Евгений Николаевич, Сергей Валерьевич Липин говорит, что вовремя всех проинформировали, а Вы мне докладывали, что узнали об этом только 31-го».

Е. Зиничев: «Только 31-го числа информация у нас появилась. У нас время все зафиксировано, поэтому здесь сложно будет как-то опровергать».

В тот же день было заведено уголовное дело, начальника цеха ТЭЦ-3 взяли под стражу. Региональные власти рассказали, как сотрудники предприятия поначалу пытались скрыть истинную картину — докладывали вообще о ДТП.

«Смысл сообщения был в том, что в результате наезда в бак с нефтепродуктами произошла частичная разгерметизация и возгорание. Уклончивые ответы, что нет поводов для беспокойства, все меры приняты», — рассказал председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин.

Горящая машина действительно была: вот только автомобиль никуда не врезался — выехал на дорогу, когда та была уже насквозь пропитана топливом.

«Я даже не предполагал, что это солярка — думал, что вода. Заехал, видно, от просевшего грунта машина немного провалилась и воспламенилась от выхлопной трубы», — говорит владелец сгоревшего авто Александр Исаев.

Два дня молчания, упущено драгоценное время. Поток топлива набирает разрушительную мощь — пожирает не только водоемы, но и притоки рек Дальдыкан и Амбарная, всю нетронутую природу вокруг. Спасатели догнали нефтяную лавину лишь у самого устья озера Пясино. А вот что могло быть дальше — тонны нефтепродуктов попали бы в реку Пясина, а уже она унесла бы токсины в Карское море. Отступать некуда — позади Арктика.

Спасатели героически, вручную ставили заграждения, часами находились в чистой солярке. Вот как это выглядит в реке: топливо лежит поверх воды. На этом участке слой солярки 20 сантиметров, а в других — до полуметра.

Еще два дня — и группировка сил уже 500 человек, вертолеты один за другим доставляют оборудование. И вот глава МЧС Евгений Зиничев докладывает президенту о первых результатах прямо с берега загрязненной реки.

«Поскольку местность здесь труднодоступная, заболоченная, предполагается завезти сюда герметичные емкости, расставить по руслу реки для сбора нефтепродуктов и дальнейшего вывоза и утилизации. Событие само, чрезвычайная ситуация, локализовано 1 июня, были установлены боны, поэтому развития она не получает. Сейчас наша задача просто работать и собирать эти нефтепродукты», — сообщил Евгений Зиничев.

«Вы сами сказали, что эта местность труднодоступная, коммуникаций нет транспортных, и говорите, что далее предполагаются вывоз и утилизация. Ну, во-первых, возникает вопрос как и когда будут вывозить, и второе, по утилизации, ведь предполагалось сжигать на месте, потом, я так понимаю, возникли в этой связи какие-то, и не какие-то, а серьезные вопросы», — сказал президент.

«С точки зрения экологии, безусловно, сжигать нельзя. Что касается вывоза. Поскольку емкости герметичные, предполагается все собрать, складировать здесь до того времени, когда будут оборудованы «зимники», и вывезти, когда техника сможет зайти и вывезти в места утилизации», — пояснил министр.

«Временные емкости, насколько они надежны, и как вы их туда доставите?» — попросил пояснить президент.

«Они надежны, они используются как ГСМ-хранилища, я знаю, что и в Минобороны в том числе. Полевые ГСМ-хранилища», — рассказал глава МЧС.

Временные нефтехранилища похожи на большие подушки. Долго ждать не придется когда замерзнет почва — в Норильске уже в сентябре морозы.

Генеральная прокуратура озвучила предварительную версию: авария произошла из-за просадки грунта под цистерной. Главным акционером Норильско-Таймырской энергетической компании является компания «Норникель». И там считают, что все дело в таянии вечной мерзлоты, то есть природа якобы не только жертва, но и виновница.

«Компания, которая имеет такие колоссальные доходы, может ведь найти возможность, чтобы проводить какую-нибудь экспертизу и следить за таянием мерзлоты?» — спрашивает корреспондент Первого канала Дмитрий Кулько.

«Резервуар был построен 35 лет назад по проекту, соответствует проекту. Экспертиза промышленной безопасности проводится регулярно», — сообщает первый вице-президент, операционный директор компании «Норильский никель» Сергей Дьяченко.

Вот только регулярные проверки Ростехнадзора не касались того самого резервуара номер пять, где случилась авария.

«С 2016 года он, по данным компании, находится на ремонте, и об этом она ежегодно уведомляла Ростехнадзор. О том, что он вновь введен в эксплуатацию и наполнен дизтопливом, компания в Ростехнадзор не сообщала», — рассказал официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль.

А раз числится на ремонте, то и в план проверок цистерна не попадала. Сотрудники ведомства также рассказали, что накануне руководство компании пыталось объясниться. Мол, не могли отправить сообщение о том, что заполнили резервуар топливом якобы из-за какой-то технической ошибки.

Роспотребнадзор три года назад уже находил нарушения при эксплуатации двух других резервуаров этой ТЭЦ. После аварии на одном из них нашлись трещины — пришлось срочно сливать 12 тысяч тонн топлива, чтобы не допустить еще одного масштабного разлива. Теперь глава «Норникеля» Владимир Потанин рапортует о запоздалых шагах.

«Компания отмобилизовала силы и средства по плану, который обозначил министр, Евгений Николаевич. Нами заготовлено емкостей на 16 тысяч тонн для сбора топлива, и из них 4,5 тысячи уже поставлено и монтируются сейчас на площадке. Кроме того, подготовлены складские помещения на более чем 100 тысяч тонн для сбора грунта, из которого на сегодняшний день собрано порядка семи тысяч. Мы нацелены на использование лучших доступных технологий и выбираем оптимальные, а не самые дешевые решения с экологической точки зрения, и профинансируем это полностью за счет компании, ни одного рубля бюджетных средств на это не уйдет, и мы восстановим это», — рассказал Владимир Потанин.

«Вопрос: а сколько стоят вообще все мероприятия, связанные с этими работами», — спросил президент.

«Я думаю, что это миллиарды рублей. Ну, сколько нужно будет, столько и потратим, миллиарды и миллиарды», — ответил глава «Норникеля».

«Я понимаю. Но примерно, навскидку, порядок какой примерно. Миллиарды, вы сказали, а сколько стоит одна емкость», — все же попросил уточнить Владимир Путин.

«Одну емкость — не могу сказать, но расходы в сотнях миллионов рублей пока идут», — сказал Владимир Потанин.

«Один резервуар, где хранилось топливо, он стоит гораздо меньше, в разы, просто несопоставимо», — заметил президент.

«Согласен», — подтвердил руководитель компании.

«Я к чему, Владимир Олегович, если бы своевременно поменяли, и ущерба не было бы экологического, и расходы такие не нужно было бы нести компании», — подчеркнул глава государства.

Все проблемы деньгами не решить — ущерб природе колоссальный. По прогнозам экологов, из-за низких температур на восстановление экобаланса в пострадавших водоемах уйдут десятки лет. Плохие новости и у Росрыболовства — топливо все-таки успело попасть в озеро Пясино.

«Под угрозой тотальной гибели оказалась вся популяция рыбы бассейна Пясино. В первую очередь это ценные сиговые и лососевые виды рыбы; в этом регионе только ежегодный промысловый улов составляет 400 тонн», — пояснил руководитель объединенной пресс-службы Росрыболовства Дмитрий Клоков.

Пелядь, хариус, обитает в озере и сибирский осетр, занесенный в Красную книгу — по крайней мере, обитал. А еще дизельное топливо испаряется, и ветра, которые не дают покоя спасателям, разносят токсины по тундре.

Лишь к часу ночи ветер успокоился, но сейчас Полярный день, и сотрудники Росгвардии могут поднять беспилотник. Он может летать на 40 километров. Реки кровавого оттенка. И все же есть те, кто в этой ужасающей картине, которая открывается с воздуха, находит надежду на то, что природа выдержит удар.

«Вчера чайка ныряла и вылетала с рыбой! Слава Богу!» — радуется Михаил Сарков.

Следы разлившегося из-за аварии на принадлежащей ГМК «Норильский никель» ТЭЦ-3 топлива обнаружили в озере Пясино, из которого вытекает впадающая в Карское море река. Об этом во вторник заявил губернатор Красноярского края Александр Усс. Ранее минэкологии региона зафиксировало превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) нефтепродуктов в воде за пределами боновых заграждений, которые должны были сдержать распространение нефтепродуктов. Ученые сомневаются, что топливо достигнет Карского моря, а реки Далдыкан, Амбарная, как и ледниковое озеро Пясино, отмечают они, уже давно принимают отходы промышленных предприятий Таймыра.

Уже неделю спасатели ликвидируют последствия аварии в Норильске. 29 мая из-за разгерметизации одного из топливных резервуаров ТЭЦ-3 компании АО НТЭК (входит в ГК «Норильский никель») более 21 тыс. тонн нефтепродуктов попало в реку Амбарную и ее приток Далдыкан, которые впадают в крупное озеро Пясино. 3 июня на территории Красноярского края введен режим ЧС федерального уровня. МЧС уже сообщило о локализации разлива топлива. На прошлой неделе Росприроднадзор сообщал, что площадь загрязнения составила более 180 тыс. кв. м. «Норникель» придерживается версии, что причиной стало потепление в условиях вечной мерзлоты, которое привело в движение опоры под топливными цистернами. В Генпрокуратуре позже также заявили, что причиной аварии в Норильске, по предварительным данным, стала просадка грунта и бетонной площадки под резервуаром с дизтопливом.

По данным «Норникеля», к 9 июня в районе ТЭЦ-3 откачано около 1,5 тыс. куб. м водотопливной смеси, проводится нейтрализация топлива вдоль реки Далдыкан. Накануне МЧС сообщало, что спасатели собрали почти 17 тыс. куб. м разлившегося в Норильске дизельного топлива, новые данные в пресс-службе ведомства не сообщили.

За время работ в промышленный отвал на территории ТЭЦ-3 вывезено 23 тыс. куб. м загрязненного грунта.

Количество заградительных устройств — бонов — на реке Амбарная увеличено с 16 до 22. На месте аварии работает в круглосуточном режиме более 670 человек.

«Сегодня перебрасывается группировка спасателей из водной акватории, чтобы работать с сорбентом до реки Амбарная,— рассказал заместитель главы МЧС РФ Александр Чуприян.— Перегруппировка позволит нам зачистить нефтепродукты в руслах ручьев». В Росприроднадзоре “Ъ” рассказали, что регулярно берут пробы воздуха и грунта. «Завтра заработают две лаборатории, которые едут из Новосибирска и Томска со своим оборудованием, это позволит ускорить получение результатов,— рассказали “Ъ” в Росприроднадзоре.— Мы тратим более двух суток на транспортировку, а теперь у нас результаты будут уже на следующий день».

Пробы почвы с места разлива нефтепродуктов в Норильске

Фото: Вадим Кофман / Администрация губернатора Красноярского края

Тем временем превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) нефтепродуктов обнаружено в воде и за пределами боновых заграждений. По информации минэкологии Красноярского края, глубина проникновения нефтепродуктов в почву предварительно составляет не менее 2–5 см. Площадь загрязнения пойменных почв составляет не менее 5 кв. км, сообщили в министерстве. «За бонами мы видим большую концентрацию растворенных нефтепродуктов,— заявила в понедельник заместитель министра экологии региона Юлия Гуменюк (цитата по «Интерфаксу»).— То есть боны сегодня, по нашей предварительной оценке, неэффективная мера для того, чтобы исключить загрязнение водного объекта. Либо они были выставлены позже обозначенного срока, после того как основное пятно уже прошло».

О том, что нефтепродукты обнаружены в ледниковом озере Пясино, сегодня сообщил журналистам и губернатор Красноярского края Александр Усс. «Это великолепное озеро около 70 км длиной, естественно, там есть и рыба, и хорошая биосфера. Но вот как оно вынесет сейчас эту нагрузку, предсказать нельзя. Река до бон и после бон пострадала в разной мере»,— сказал он. Губернатор отметил, что важно не допустить попадания нефтепродуктов в реку Пясина, которая впадает в Карское море.

«Сейчас оценить масштаб того, что произошло, нельзя. Идет мониторинг, он будет идти все лето, и только потом можно приступить к долгосрочному и масштабному планированию восстановления экосистемы»,— сказал Александр Усс.

По словам Александра Чуприяна, забор проб в озере осуществляет «Норникель». «Если в первых числах месяца фиксировалось около четырех ПДК, то сейчас ПДК в норме, и другими данными я не обладаю»,— сказал он. Господин Чуприян отметил, что боны задерживают большую часть нефтепродуктов. «Говорить о том, что они абсолютно герметичны, наивно»,— отметил он.

Боновые заграждения не могут полностью задержать разлив нефтепродуктов, часть загрязняющих веществ (особенно тех, что уже растворились в воде) попадет в водоем, говорят в WWF России. «Но для этого разлива боновые заграждения — наиболее эффективный метод ликвидации нефтеразлива,— отмечают экологи.— Объем озера большой, это поможет снизить концентрацию загрязняющих веществ. Что касается ПДК, важно понимать: в озеро Пясино еще до этой аварии регулярно попадали загрязняющие вещества с многочисленных промышленных площадок «Норникеля»».

Крупнейшие разливы нефти на суше

«На водосборный бассейн озера Пясино поступают сточные воды самого разного состава, и нефтепродукты из них, наверное, даже не самые токсичные»,— заявил во вторник на пресс-конференции в ТАСС заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН Владимир Кириллов. По его словам, не стоит опасаться, что разлившиеся нефтепродукты — по объему это семь железнодорожных составов с цистернами — дойдут по рекам до Карского моря: «Солярка, попавшая в водоемы, является растворимой фракцией, которая быстро переносится течением. Часть ее осядет на дно, а остальное не дойдет до моря, разбавится, произойдет гидравлическое самоочищение. От озера до Карского моря 800 км».

«Норникель» опровергает попадание топлива в озеро. «Специальные боны для сдерживания разлива (сейчас всего 18 линий длиной в 1 км) были установлены на реке Амбарная, которые сдержали попадание топлива вниз по течению в озеро Пясино. Разлив не достиг озера Пясино»,— говорится в презентации компании для инвесторов. Первый вице-президент—операционный директор компании «Норникеля» Сергей Дьяченко в ходе конференц-колла также заявил, что взятые из озера пробы показали «нулевое загрязнение».

Оксана Павлова, Новосибирск; Анна Васильева

Нефть и связанные с ней проблемы экологии

Автор статьи Владимир Хомутко Время на чтение: 6 минут АА 27721 Отправим материал вам на: Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных Нефть и связанные с ней проблемы экологии

Экологическое состояние нашей планеты вызывает тревогу уже давно. Антропогенное воздействие на окружающую среду наносит её непоправимый вред, и одним из серьезных источников загрязнений природы является нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность.

Современной мировой экономике требуется колоссальное количество энергоносителей, основным из которых является нефть, и экология зачастую отодвигается на второй план. Современные объемы добываемых углеводородов и мощности перерабатывающих их предприятий выводят проблемы защиты окружающей среды на первый план.

Загрязнения окружающей среды при нефтедобыче

Вредные воздействия, негативно влияющие на атмосферу, воду, почвенный покров, флору, фауну и самого человека, обусловлены высокой токсичностью добываемых углеводородов, а также разнообразными химическими веществами, которые используются в технологических операциях.

Они проявляются во время добычи нефти, её первичной подготовки и последующей транспортировки, а также в процессе хранения, переработки и практического использования получаемых продуктов.

Сырая нефть, нефтяные и буровые шламы, а также сточные воды, в которых сконцентрировано большое количество вредных химических соединений, попадают в водоемы и на прочие объекты окружающей среды при:

  • бурении эксплуатационных скважин;
  • аварийном фонтанировании нефтяных и газовых скважин;
  • авариях средств транспорта;
  • прорывах нефтепроводов;
  • нарушении герметичности эксплуатационных трубных колонн;
  • поломках применяемого оборудования;
  • сбросе в водоемы промысловых сточных вод, не прошедших соответствующую очистку.

Помимо этого, в некоторых регионах нашей планеты существуют выходы нефти на поверхность, обусловленные естественными причинами. К примеру, Нефтяной мыс, расположенный на юге американского штата Калифорния, своим названием обязан как раз таким явлениям.

Подобные естественные выходы этого полезного ископаемого – обычное дело для Карибского бассейна, а также для Персидского и Мексиканского заливов. В России такие выходы наблюдались на некоторых месторождениях в Республике Коми.

Фонтаны, которые появляются во время нефте- и газодобычи, бывают газовыми, нефтяными и газонефтяными. Вне зависимости от типа фонтана, его наличие наносит колоссальный вред экологии близлежащих территорий.

Постоянно растущее мировое потребление углеводородов привело к значительному росту в последнее время размеров танкерного флота. Помимо количественного роста, наметилась тенденция к резкому увеличению вместимости каждого отдельного нефтеналивного судна.

С экономической точки зрения эксплуатация супертанкеров, разумеется, выгодна, однако такие суда обладают большой потенциальной опасностью серьезного загрязнения окружающей природной среды, поскольку в случае их аварий количество попадающих в мировой океан нефти и нефтепродуктов исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч тонн.

Кроме того, во многих случаях нефтепродукты попадают в воду вместе со сточными водами, которые на таких супер-кораблях применяются для балласта или в целях промывки их танков. Попадание загрязняющих веществ с нефтеналивных судов в моря возможно также во время выполнения погрузо-разгрузочных операций (например, в случаях переливов при погрузке), а также в случаях посадки судна на мель или при аварийных столкновениях.

Кроме того, серьезную опасность для экологии несут в себе трубопроводы.

Их строительство, особенно в северных регионах, оказывает значительное негативное влияние на сложившийся там микроклимат. Проходка траншей вносит локальные изменения в режим влагопитания растительного покрова, нарушается теплофизическое равновесие, происходит таяние вечномерзлых грунтов, гибнет очень чувствительный к любым механическим воздействиям хрупкий растительный покров.

Помимо этого, в процессе эксплуатации трубопроводных систем возможны утечки транспортируемой по ним нефти, природного газа, сточных вод, метанола и прочих вредных для экологии продуктов на тех участках трубопроводов, которые являются наиболее уязвимыми (например, в подводных проходах магистралей по дну рек и морей). Повреждения таких труднодоступных участков могут оставаться незамеченными в течение долгого времени, и наносимый длительными утечками углеводородов экологический ущерб становится катастрофическим. Специалисты подсчитали, что в среднем в случае одного прорыве нефтяного трубопровода в окружающую среду выливается около двух тонн нефти, что приводит в негодность одну тысячу квадратных метров земной поверхности.

В процессе бурения нефтяных и газовых скважин, а также в процессе их дальнейшей эксплуатации, загрязнения окружающей природной среды происходит практически непрерывно, и вызывается утечками добываемого сырья через неплотные фланцевые соединения запорной арматуры (при нарушении герметичности сальников), порывами трубопроводов, а также нефтяными разливами, происходящими в процессе опорожнения отстойников и сепараторов.

Большая часть промысловых сточных вод и добываемого нефтяного сырья скапливается и затем попадает в поверхностные в водоемы по следующим причинам:

  • через неплотные сальниковые соединения;
  • в процессе проведения ремонтных работ и бурении скважин;
  • из переполненных мерных емкостей;
  • в процессе очистки мерников;
  • при разливах нефти во время спуска из резервуаров сточных вод;
  • в результате переливов нефти через верхние части резервуаров и так далее.

Самые типичные утечки из резервуаров вызываются кoрpoзиeй их днищ, поэтому необходим постоянный автоматизированный контроль за уровнем содержимого в промысловых емкостях. Многие временные нефтехранилищ не полностью исключают возникновение процессов испарения хранящихся в них продуктов.

Разливы нефти также нередко вызываются авария на установках по сбору нефти и газа, ликвидация которых не всегда происходит быстро и с должным качеством.

Наиболее опасные последствия для экологической системы вызывают загрязнения почвенного покрова, а также наземных и подземных пресных вод.

Они в основном загрязняются сырой нефтью, буровыми и нефтяными шламами и технологическими стоками.

Главными источниками загрязнений являются промысловые и буровые стоки. Их объем их во всех странах мира с развитой нефтедобычей растет быстрыми темпами и намного больше объема добываемого сырья.

Зачастую, отсутствие канализационной системы приводит к сбросу промысловых сточных вод непосредственно в ближайшие болота или водоемы, что приводит к серьезным их загрязнениям, которые достигают и подземных грунтовых вод.

Выбросы, происходящие при основных технологических процессах

Главные источники таких атмосферных выбросов – это:

Полезная информация
1 скважины, нефтяные резервуары, технологическое оборудование
2 нефтяные и газовые факелы, продувка и последующий выпуск газа, сжигание нефтяных разливов
3 эксплуатация двигателей внутреннего сгорания
4 загрязненная пыль, которая в теплое время года поднимается в атмосферу транспортными средствами
5 испарение легких углеводородных соединений

Самыми распространенными загрязняющими атмосферу веществами, которые попадают в неё в процессе добычи, первичной подготовки, транспортировки и последующей переработке углеводородного сырья, а также во время практического сжигания готовых нефтепродуктов и газа, являются:

  • углеводородные соединения;
  • оксид азота;
  • оксид серы;
  • сероводород;
  • взвеси механического характера.

Сероводород и сернистый газ являются основными загрязняющими выбросами при эксплуатации нефтяных промыслов, сырье на которых отличается высоким содержанием серы.

Очистке побережья Мексиканского залива от нефти, ликвидируя последствия аварии на платформе BP

Выбросы таких веществ в процессе нефтедобычи происходит при:

  • возникновении аварийного фонтанирования;
  • испытаниях и пробных пусках скважин;
  • испарениях из мерных емкостей и резервуаров временного хранения;
  • порывах трубопроводов;
  • очистке технологических ёмкостей.

Помимо перечисленных причин, загрязняющие вещества попадают в атмосферу из установок для комплексной нефтеподготовки (в процессе обезвоживания, стабилизации, обессоливания и при деэмульсации сырья), а также из очистных сооружений (из нефтеловушек, песколовок, прудов-отстойников, аэротенков и фильтров). Большое количество вредных углеводородов попадает в атмосферу из-за нарушения герметичности применяемого технологического оборудования.

Основной экологической проблемой в нашей стране является низкий уровень утилизации ПНГ (попутного нефтяного газа).

К примеру, для большинства западносибирских месторождений – менее 80-ти процентов. Сжигание огромного количества ПНГ до сих пор – основной источник экологического загрязнения в районах нефтяных промыслов. Попадание в атмосферу продуктов сгорания ПНГ несет в себе серьезную потенциальную угрозу нормальной работе организма человека на уровне физиологии.

Примерно треть всей получаемой мировой нефти характеризуется содержанием серы в количестве более одного процента от общего объема сырья. Другими словами, почти каждый третий факел, зажженный на всех мировых месторождениях, выбрасывает в окружающую среду такие вредные вещества, как сероводород, диоксид серы и меркаптаны.

При горении факелов в структуре атмосферных выбросов присутствуют следующие вещества:

  • метан;
  • этан;
  • пропан;
  • бутан;
  • пентан;
  • гексан;
  • гептан;
  • диоксид серы;
  • сероводород;
  • меркаптаны;
  • оксид азота;
  • диоксид углерода.

Если в добываемом сырье высокая концентрация углеводородов ароматической группы, то горение факелов выбрасывает в атмосферу большие количества таких химических веществ, как бензол, толуол, фенол и ксилолы.

Эти вещества (особенно бензол, который имеет второй класс опасности) весьма токсичны. К примеру, бензольные пары в высокой концентрации наркотически воздействуют на человеческий организм, вредят нервной системе, раздражают кожные покровы и слизистые оболочки.

Тяжелые металлы, которые присутствуют в факельных выбросах – это ванадий и никель.

Например, вдыхание ванадиевой пыли, даже если самого металла в ней немного, вызывает раздражение и хрипы в легких, появляется кашель, боли в груди, першение в горле и насморк. В некоторых случаях может наступить удушье, кожа бледнеет, язык становится зеленым. Стоит сказать, что эти симптомы достаточно быстро пропадают после того, как человек перестает дышать вредным воздухом.

При попадании в атмосферу вредные вещества физико-химически преобразуются, а впоследствии либо рассеиваются, либо вымываются. Уровень загрязнённости атмосферы находится в прямой зависимости от того, произойдет ли перенос этих веществ на большое расстояние от их источника, либо их скопление останется локальным.

Главные источники оксидов серы, азота и углерода, а также сажи – это факельные системы, в которых сгорают вредные вещества в газообразном состоянии и виде паров, в случаях, когда они непригодны к практическому применению.

Серьезный вклад в негативные атмосферные выбросы вносят транспортные объекты и нефтехранилища. Основное загрязнение происходит в процессе испарения из резервуаров и при проведении операций слива/налива.

Российские предприятия нефтяной промышленности выбрасывают в атмосферу почти два миллиона тонн вредных веществ, в числе которых:

  • углеводородных соединений – 48 процентов;
  • оксидов углерода – 33 процента;
  • сажа – 2 процента.

Предприятия газовой отрасли выбрасывают еще больше – от двух до трех миллионов тонн. Основные вредные вещества – сероводород и диоксиды азота и серы, метилмеркаптаны и так далее. Обезвреживается в уловителях только 10-20 процентов вредных веществ.

Основными значимыми факторами, которые влияют на распространение загрязнений, являются метеорологические:

  • скорость и направление ветра;
  • количество и временная длительность штилей;
  • осадки;
  • влажность воздуха;
  • интенсивность ультрафиолетового излучения (солнечной радиации).

Вред сточных воды нефтяной промышленности

В целях поддержания давления в пласт закачивается больше одного миллиарда кубометров воды, в числе которых от 700 до 750 миллионов – пресной. При помощи искусственного заводнения в настоящее время добываю больше 86-ти процентов всего нефтяного сырья. При этом примерно 700 миллионов тонн пластовой воды выкачивается из природных коллекторов вместе с добываемой нефтью.

Одна единица объема пластовой воды, попавшая в поверхностный водоем, делает непригодной для употребления от 40-ка до 60-ти объемов чистой пресной воды.

Воду из открытых пресных водоемов используют для пластового заводнения потому, что эти водоемы легко доступны и не требуют сложной предварительной подготовки к их использованию.

Опасное загрязнение природной воды возникает не только при целенаправленном сбросе неочищенных стоков, но и при разливах и смывах токсичных веществ, которые при этом доходят до грунтовых вод и попадают в наземные естественные водоемы.

Источники водного загрязнения могут быть самыми разными. Рассмотрим их по основным технологическим процессам.

В процессе бурения скважин используется большое количество природных вод, результатом чего становится образование загрязненных сточных буровых свод.

Помимо этих стоков, при бурении также образуются:

  • отработанный буровой раствор;
  • буровые шламы.

Отработанный раствор необходимо утилизировать или захоронить. Без специальных мер по его обезвреживанию его попадание в окружающую среду недопустимо.

Самыми опасными с экологической точки зрения являются буровые сточные воды, поскольку их отличает высокая подвижность и сильная способность к аккумуляции загрязняющих веществ. Эти стоки могут заражать значительные площади водной и земной поверхности.

Зачистка и промывка резервуаров приводит к образованию вредных промывочных стоков.

Промышленные сточные воды попадают в окружающую среду из насосных станций, из котельных, лабораторий, гаражей и камер разлива, а также с технологических площадок как утечки, происходящие в технологическом оборудовании.

При заполнении танкеров и в процессе промывки их танков поле разгрузки образуются промывочные и балластные вредные стоки.

Почвенные нефтяные загрязнения

Такие виды локальных загрязнений почвенного покрова в основном образуются в результате нефтяных и нефтепродуктовых разливов, происходящих при порывах трубопроводов и утечках, происходящих через неплотные соединения используемого оборудования. Большие земные поверхности загрязняются в процессе открытого фонтанирования природного сырья.

При этом попавшая в почву нефть начинает проникать вертикально вглубь под действием гравитации, а также растекаться в стороны вследствие воздействия на ней капиллярных и поверхностных сил.

Владимир Хомутко

Скорость такого продвижения во многом зависит от следующих факторов:

  • свойств конкретной нефтяной смеси;
  • плотности и структуры грунтов;
  • пропорционального соотношения между нефтью, водой и воздухом, которое образуется в многофазной двигающейся системе.

Основное влияние в этом случае оказывает тип конкретной нефти, характер загрязнения и количество попавшего на почву вредного вещества. Чем меньше нефти в многофазной системе, тем сложнее ей мигрировать в грунтах.

По мере продвижения нефти насыщенность ею грунта постоянно уменьшается (разумеется, если нет дополнительных её вбросов). Неподвижной эта углеводородная смесь становится при её концентрации в грунте на уровне 10-ти – 12-ти процентов. Этот показатель называется уровнем остаточного насыщения.

Также движение нефти останавливается при достижении ею грунтовых вод.

Капиллярные силы наиболее сильно воздействуют на такое движение в грунтах с высокой пористостью и проницаемостью. Другими словами, песчаные и гравийные виды грунтов благоприятны для нефтяной миграции нефти, а, к примеру, илистые и глинистые – нет. Если разлив произошел на твердых породах, движение нефти происходит, как правило, по имеющимся в них трещинам.

В заключении хочется сказать, что каким бы ни был источник нефтяного загрязнения, вред от него – колоссален. Экологические проблемы переработки нефти, а также нефтедобычи и транспортировки сырья и готовой продукции, в настоящее время актуальны, как никогда ранее. Поэтому в настоящее время необходимо уделить максимум внимания разработке и внедрению экологически безопасных добывающих и перерабатывающих технологий, а также применению максимально эффективных средств защиты окружающей нас среды.

Список используемой литературы:

Рейтинг автора Автор статьи Владимир Хомутко Написано статей 195

Крупнейшие разливы нефти в истории человечества

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.

4. В марте 1989 года нефтяной танкер «Экссон Валдез» американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании «Петробраз» попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и «застряла» лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.

7. В ноябре 2002 года у побережья Испании разломился и затонул танкер Prestige. В море попали 64 тыс. тонн мазута. На ликвидацию последствий аварии затрачено €2,5 млн. После этого случая ЕС закрыл однокорпусным танкерам доступ в свои воды. Возраст затонувшего судна 26 лет. Оно было построено в Японии и принадлежит зарегистрированной в Либерии компании, которая, в свою очередь, управляется греческой фирмой, зарегистрированной на Багамах и получившей сертификат от американской организации. Корабль был зафрахтован функционирующей в Швейцарии российской компанией, которая занимается перевозками нефти из Латвии в Сингапур. Правительство Испании подало судебный иск на $5 миллиардов к американскому мореходному бюро за ту роль, которая его невнимательность сыграла в катастрофе танкера «Престиж» у берегов Галисии в ноябре прошлого года.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер «Солар 1» (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании «Петрон» (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях — за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера «Волгонефть-139» в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.

10. 20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки. По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть,возможно,будет вытекать из скважины до августа.

Общество

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.