Реализация права

Реализация права — процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях.

Формы реализации права:

1.Соблюдение

2.Исполнение

3.Использование

4.Применение

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, соблюдают требования правовых норм. Поведение индивида может быть правомерным, неправомерным, юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, таким образом право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации права заключаются в следующем:

-это в основном пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения неправомерных действий

-наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех субъектов от гр. до президента

-она касается главным образом правовых запретов

-осуществляется вне конкретных правоотношений

-происходит естественно, обычно, незаметно

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя правовые нормы.

Спецификой данной формы является то, что:

-распространяется на обязывающие формы

-предполагает активные действия субъектов

-отличается императивностью, властностью

-в большинстве случаев правоисполнительные действия фиксируются и оформляются

При использовании субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы — добровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право. В повседневной жизни люди постоянно совершают юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают в правоотношения с организациями и друг с другом. (продают, покупают, увольняются) Это они могут делать сами по себе. Но иногда гражданину необходимо содействие органов (получение пенсии, выдача паспорта, оформить завещание)

В процессе реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются, используются, но и применяются уполномоченными на то органами к субъектам, событиям, фактам. Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции. Применять нормы права — значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание.

Реализация права – это фактическое осуществление предписаний правовых норм в поведении субъектов. Реализация права является завершающей стадией механизма правового регулирования, когда субъективные права и юридические обязанности воплощаются в реальном поведении людей. Все субъекты, являющиеся носителями субъективных прав и юридической обязанности, участвуют в реализации правовых норм.

Устанавливая те или иные нормы права, законодатель рассчитывает на определенный социальный результат. Достижение его возможно лишь при помощи правомерного поведения субъектов, посредством которого и реализуются нормы права.

Формы реализации права:

1) по субъективному составу:

— индивидуальная (например, составление завещания, оплата проезда);

— коллективная (например, заключение коллективного договора между администрацией предприятия и трудовым коллективом).

2) по внешнему проявлению:

— активная (например, исполнение обязанности по уплате налогов, использование права заключить сделку);

-пассивная (например, соблюдение всевозможных правовых запретов, когда требуется воздерживаться от определенных действий).

3) по методу государственного воздействия на поведение субъектов:

— добровольная,

— принудительная;

4) по характеру действий субъектов, степени их активности и направленности поведения:

— соблюдение – это такое поведение субъектов (пассивное), которое выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных правовыми нормами. Так реализуются запрещающие нормы;

— исполнение – это такое активное поведение субъектов, которое выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права. Так реализуются обязывающие нормы права;

— использование – это активное поведение субъекта, которое выражается в реализации возможностей, которые представляются субъектам нормами права. Так реализуются управомоченные нормы права.

Использование, соблюдение и исполнение являются непосредственными формами реализации права, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений.

— Применение права – это регламентированная государством и осуществляемая в процессуальных (процедурных) действиях властная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по реализации норм права для единичного случая и индивидуально-определенного субъекта.

Применение права как особая форма его реализации.

Применение права – это регламентированная государством и осуществляемая в процессуальных (процедурных) действиях властная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по реализации норм права для единичного случая и индивидуально-определенного субъекта.

Признаки правоприменения:

1) правоприменение осуществляется только уполномоченными на то органами и должностными лицами;

2) правоприменительная деятельность имеет государственно-властный характер. Она всегда обращена к другим субъектам. Она обеспечивает реализацию субъективных прав и юридических обязанностей другими субъектами (выдача ордера на жилье, призыв в армию);

3) применение права осуществляется в строго установленном законом порядке;

4) содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуального правоприменительного акта.

Необходимость в применении права возникает в следующих случаях:

1) когда юридические субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности.

Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица (например, установление права на получение пенсии).

2) когда имеется спор о праве и существуют препятствия для осуществления субъективного права и юридических обязанностей (например, раздел супругами имущества).

3) когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, неуплата алиментных обязательств, налогов).

4) когда для возникновения определенного правоотношения требуется официальное установление наличия или отсутствия конкретных фактов (например, признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим)

5) когда совершено правонарушение и возникает необходимость в определении меры юридической ответственности.

6) в силу особой социальной значимости отношение контролируется с позиций законности (регистрация брака).

Правоприменение бывает двух видов

• Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивногоправоприменения происходит, например, назначение пенсии. Иными словами, позитивное применение – это применение диспозиций правовых норм (регулятивных норм)

• Юрисдикционноеправоприменение заключается в применении санкций (т.е. охранительных норм) в случае нарушения диспозиций норм права.

Реализация прав граждан

Главная » Юристу » Реализация прав граждан

Статья обновлена и дополнена 06.06.2020

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Реализация права
Права и свободы — ограничитель притязаний власти, противовес ее всесилию, призванный обеспечить ее ограничение. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является определяющим признаком правового государства, с которым связаны другие его признаки, служащие осуществлению прав человека: построение государственной и общественной жизни на принципах права и разделения властей, взаимная ответственность индивида и государства.
Цель правового государства — защитить права человека, обеспечить достоинство личности, исключить применение насильственных мер, не основанных на праве.
Регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации.
Личные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека.
Для реализации права на жизнь необходим комплекс действий государства, общества, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасной социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов решения социальных и национальных конфликтов, борьба с преступностью, улучшение социального обеспечения, здравоохранения, окружающей природной среды.
Смертная казнь может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления. Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает в виде исключительной меры наказания смертную казнь. Смертная казнь может быть назначена за убийство при отягчающих обстоятельствах, за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, на жизнь сотрудника правоохранительного органа, за геноцид. В настоящее время действует мораторий на смертную казнь. Принят Указ Президента «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Конституционный суд также вынес решение в пользу неприменения смертной казни.
К числу личных прав относится право на охрану государством достоинства личности. Любые меры воздействия на человека за его неправомерное поведение не должны быть сопряжены с унижением человеческого достоинства. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия.
Достоинство личности — это сознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами.
Конституция запрещает применение пыток, насилия, другого жестокого обращения и наказания. Однако в правоохранительных органах, по данным средств массовой информации, имеют место случаи пыток, жестокого обращения с задержанными и подследственными. В Верховном суде Мордовии завершается процесс над 7 сотрудниками полиции, которых обвиняют в истязаниях арестованных. В Центральном административном районе Москвы за-фиксированы случаи избиения задержанных.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Неприкосновенность личности заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками. Никто не может быть арестован, заключен под стражу иначе как на основании судебного решения.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений.
Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Законодательство РФ регламентирует случаи, когда допускается проникновение в жилище, и круг уполномоченных на то лиц. Так, следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, производит обыск для их отыскания и изъятия. Обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора. Судебный исполнитель при выполнении своих служебных обязанностей вправе входить в жилое помещение.
Конституция закрепляет право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.
Законом «О языках народов РСФСР» гарантируется осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав независимо от знания какого-либо языка. Закон «Об образовании» определяет, что язык, на котором ведется обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, устанавливается учредителем и уставом образовательного учреждения.
Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы страны. Гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.
Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства в пределах России. Постановлением Правительства были утверждены Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России. От-сутствие регистрации не может служить основанием для ограничения реализации прав и свобод граждан.

Закон устанавливает ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства. Они касаются местностей, где установлен особый режим. Это — пограничная полоса, закрытые военные городки, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрез-вычайное или военное положение, закрытые административно-территориальные образования. Свобода передвижения может быть ограничена также в связи с подпиской о невыезде.
В России гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другим любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека на свободу совести и вероисповедания может быть ограничено федеральным законодательством только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных интересов человека, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству России. Однако серьезная опасность для жизни, здоровья, нравственности исходит от так называемых тоталитарных сект, примерами которых являются «Белое братство», «Аум Синрике». Они манипулируют психикой человека, насильственно удерживают в объединении своих членов. Необходим жесткий контроль государства за такими сектами. При регистрации религиозного объедине-ния следует тщательно изучить его предшествующую деятельность, запросить данные у правоохранительных органов других стран, если это иностранная организация.
Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, направленная на разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государ-ственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Закон «О средствах массовой информации» запрещает цензуру. Ограничения свободы деятельности средств массовой информации могут быть введены лишь на основании Федерального закона «О чрезвычайном положении».
Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в них либо воздержаться от вступления, право выходить из общественного объединения.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Законодательная регламентация этого права в настоящее время не завершена. В Указе Президента «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» установлено, что впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина о праве граждан проводить данные мероприятия при условии предварительного уведомления властей.
Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референ-думе.
Избирательные права граждан регулируются законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», «О выборах депутатов Государственной Думы», «О выборах Президента Российской Федерации», «О референдуме».
Гражданин, достигший 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, а по достижении возраста, установлен-ного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации имеет право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными те граждане, которые признаны судом недееспособными, или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Быть избранным в Государственную Думу имеет право гражданин, достигший 21 года. Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет. Быть избранным главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации гражданин имеет право по достижении 30 лет, быть избранным в органы местного самоуправления — по достижении 21 года.
Граждане России имеют равный доступ к государственной службе. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Она включает в себя федеральную государственную службу, на-ходящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов федерации, находящуюся в их ведении.
Законодательными актами, регулирующими право граждан на государственную службу, являются закон Российской Федерации «Об основах государственной службы РФ», Положение о федеральной государственной службе, Указы Президента «О государственных должностях РФ», «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих». Право поступления на государственную службу имеют граждане России не моложе 18 лет и не старше 60 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством для государственных служащих.
Не допускается ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
По сведениям Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, в адрес Президента, Правительства поступило 361 000 обращений. Основными темами обращений являются правопорядок и правовая защита, жалобы на длительные задержки в рассмотрении судебных дел, неисполнение судебных постановлений.
Особую группу прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права, которые регулируют отношения в таких важных сферах жизни, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование, культура, семья, материнство, детство, социальное обеспечение.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Право наследования гарантируется.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Труд свободен. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд не менее минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Реализуя право свободы труда, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий или вообще не заниматься трудовой деятельностью.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников. Основы законодательства об охране труда устанавливают гарантии осуществления трудящимися их права на охрану труда, обеспечивают единый порядок регулирования отношений работника с работодателем по вопросам охраны труда, направлены на создание здоровых и безопасных условий труда.
Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается. Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам оплаты.
Важнейшей гарантией права на защиту от безработицы является обеспечение занятости и трудоустройства. Закон «О занятости населения» закрепляет право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство. Государственная служба занятости помогает гражданам в выборе подходящей работы, организует профессиональную подготовку, переобучение и повышение квалификации в учебных центрах службы и других учебных заведениях.
При потере работы и безработице гражданам предоставляются социальные гарантии: пособия по безработице, выплата стипендий в период профессиональной подготовки или переподготовки, компенсация затрат при переезде в другую местность на новую работу по предложению службы занятости, выплата в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности и ряд других.

Разрешение трудовых споров регламентируется КЗоТ, а также законами «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров» и «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Конституция закрепляет право на забастовку. Забастовка — это крайняя, исключительная мера разрешения трудового конфликта. Право на забастовку — это право трудового коллектива и профсоюза, поскольку сама забастовка — это коллективные действия, форма ультиматума для удовлетворения требований, не получивших разрешения мирным путем. Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» регламентирует проведение забастовок.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на основе чувств взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
В России действуют федеральные целевые программы «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одаренные дети», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» в составе президентской программы «Дети России». Система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень пособий, денежных выплат: пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячное пособие на ребенка и ряд других.
Родители имеют равные права и равные обязанности в отношении своих детей, имеют право и обязаны их воспитывать. Защита прав и интересов детей возлагается на родителей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Трудоспо-собные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в государственных и негосударственных формах. В государственной системе социального обеспечения выделяют государственное социальное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета, государственную социальную помощь. Государственное социальное страхование является формой осуществления застрахованными гражданами права на социальное обеспечение вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца, а также права на медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение и другие услуги за счет средств государственных внебюджетных страховых фондов. К федеральным фондам социального страхования относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения. Из Пенсионного фонда выплачиваются трудовые пенсии. Основополагающим документом в области пенсионного обеспечения является Закон РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с трудовой деятельностью назначаются пенсии по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет.
Самым распространенным видом трудовой пенсии является пенсия по старости. Она назначается мужчинам по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает увеличение пенсионного возраста. Принятие политического решения по этому вопросу отложено.
Другая форма осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги — обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Эта форма охватывает государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей.
Еще одна форма социального обеспечения — социальная помощь: социальные пенсии, единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам, дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунально-бытовых услуг.
Каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен его. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Одним из важнейших правовых актов, предусматривающих реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь, являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее — «Основы»). Государство гарантирует охрану здоровья.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предостав-лением населению доступной медико-социальной помощи.
Граждане имеют право на получение информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, на медико-социальную помощь в случае заболевания, утраты трудоспособности. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения помощь должна оказываться бесплатно. Бес-платная медицинская помощь обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (ОМС).
Кроме этого, действуют законы РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О предупреждении распространения в Российской Федерации ВИЧ-инфекции».
В стране должны финансироваться программы охраны и укрепления здоровья населения и приниматься меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряться деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, соблюдением природоохранного законодательства.
Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривает обязанность государственных органов оказывать содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав. Граждане и общественные объединения могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления информации о состоянии окружающей среды.
Качество окружающей среды, факторы, влияющие на нее, экологическая оценка территорий являются предметом ежегодных государственных докладов «О состоянии окружающей природной среды в РФ».
Наиболее неблагоприятна экологическая обстановка в Тульской, Нижегородской, Ростовской, Свердловской областях, в Краснодарском и Приморском краях.
Ухудшение экологической обстановки стимулирует увеличение детской смертности и уменьшение продолжительности жизни. Общая заболеваемость населения наиболее загрязненных городов в 1,5—3 раза выше средних показателей по России. Загрязнение окружающей природной среды столь существенно влияет на генофонд нации, что остро встает вопрос о возможности ее выживания.
Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно.
Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Закон РФ «Об образовании». Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, среднего общего образования, а также начального профессионального образования.
Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям.
Свобода преподавания заключается в праве преподавателя на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
К числу основных нормативных актов, охраняющих интеллектуальную собственность, относятся Патентный закон, охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Несмотря на то, что в последние годы достигнут прогресс в реализации прав на свободу мысли и слова, объединение, проведение митингов, шествий и демонстраций, права избирать и быть избранным, с реализацией прав на жизнь, социальное обеспечение, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду существуют серьезные проблемы. Необходимы срочные меры государства по улучшению социального обеспечения, здравоохранения, экологической обстановки, а также по выходу из демографического кризиса.
Прекращение права
Реализация прав человека в современной России
Глобализация права человека в глобальном мире
Гражданские права человека
Конституционные права и свободы


| | Вверх

Особенности реализации права

Реализация права характеризуется следующими особенностями:

  • 1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т.е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное — нарушает ее;
  • 2) в реализации права заинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;
  • 3) осуществляется в различных формах, что обусловлено разнообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведение людей;положением субъектов в системе правового регулирования; многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов Морозова Л.А. Теория государства и права:учебник изд-е 3-е перераб. и доп.-М.:»Эксмо»,2010г. С. 330..

Субъекты и объекты реализации права

Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие, то есть субъекты права. Объектом реализации выступает система законодательства, наличный массив нормативно-правовых актов. Профессор Л.С. Явич справедливо заметил, что «осуществление права не всегда представляло практическую и теоретическую проблему, ее не было, когда защищенные силой фактические отношения на заре цивилизации являлись правом, ее не бывает или почти не оказывается, когда господствует обычное право и судебный прецедент. Осуществление права приобретает исключительное значение при развитой юридической форме, в условиях обширного законодательства».

Если правовая норма указывает на необходимость достижения какого-либо социального результата (например, изготовление продукции определенного качества), то в реализацию такой нормы входит не только деятельность субъектов, но и факт достижения данного результата.

Правовую систему можно поделить на два блока — правотворческий и правореализующий. При этом, заметим, процессы правореализации идут и в правотворческом блоке, поскольку правотворческая деятельность тоже регламентируется правом.

В своей основной массе нормы права реализуются через конкретные правоотношения. Однако они могут реализоваться и вне конкретных правоотношений: в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности, то есть постольку, поскольку данные лица являются субъектами права, и находятся в определенном правовом состоянии. Такая реализация имеет место в тех случаях, когда субъекты в своем поведении «обходят» те юридические факты, которые могут вызвать нежелательные правовые последствия (возникновение конкретных правоотношений с нежелательными для данных субъектов юридическими обязанностями). Эта форма реализации характерна для запрещающих норм, но в ней могут реализовываться и обязывающие нормы права Потасов В.Н. Проблемы теории государства и права. Вопросы и ответы. -М.: «Новый юрист»,1997г. С.53..