Региональные органы

Вопрос №1. Региональные органы государственной власти и управления: структура и основные функции

Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно-властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

  • -комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;
  • -по экономической политике;
  • -по социальным вопросам;
  • -по природным ресурсам;
  • -и другие.

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

  • 1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).
  • 2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

  • — финансовое управление;
  • -управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);
  • -комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);
  • -управление по внешнеэкономическим связям;
  • -комитет по инвестициям;
  • -управление цен;
  • -департамент транспорта;
  • -департамент промышленности;
  • -департамент агропромышленного комплекса;
  • -управление ЖКХ;
  • -другие.

В управлении социальной сферой:

  • -управление здравоохранения;
  • -управление образования (образования и науки);
  • -управление культуры;
  • -комитет по физкультуре и спорту;
  • -управление по делам молодежи;
  • -управление социальной защиты населения;
  • -комитет по труду;
  • -департамент занятости
  • -другие.

В управлении инфраструктурой региона:

  • -управление капитального строительства;
  • -управление архитектуры и градостроительства;
  • -управление автодорог;
  • -государственный архитектурно-строительный надзор;
  • -другие.

В управлении ресурсной сферой региона:

  • -комитет по земельным ресурсам;
  • -комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам;
  • -управление лесами;
  • -управление водного хозяйства;
  • -другие.

Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона — анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.

Проблемы регионального управления.

Многообразие региональных экономических систем формирует основу механизма выявления и распространения позитивного опыта управления национальным хозяйством. Усложнение управления формирует новые возможности для развития. Таким образом, данное понимание позволяет определить неоднозначность проблемы разделения власти, то есть взаимозависимость правил формирования двух уровней правовой среды развития региона. С определенными допущениями можно говорить о том, что социальные приоритеты управления генерируются на федеральном уровне власти, а экономические на региональном. Как следствие, оценка степени самостоятельности региона невозможна на базе исключительно социальных или исключительно экономических приоритетов, но только на базе их согласования.

Рассмотрим проблему роли регионального уровня власти в развитии субъекта государства. Федеральная форма государственного управления России закреплена Конституцией 1993 года. Однако, функциональный механизм российского федерализма еще нельзя назвать сформировавшимся. Продолжаются процессы перераспределения властных функций и прав. Ярким примером этому является сосуществование двух противоречивых тенденций. С одной стороны происходит усиление федеральных функций регулирования, например, вводится институт федеральных представителей в регионах. С другой стороны продолжается процесс регионализации, то есть усиление хозяйственной и политической силы региональных властей. Законодательного закрепления уникальной функциональной роли региональной власти в развитии национальной системы пока нет. С формальной точки зрения регион продолжает оставаться в значительной степени проводником федеральной политики на места, чем базовым элементом развития национальной экономики. Это несомненно правильно, поскольку задача обеспечения государственной целостности превыше всего. Тем не менее, комплекс накопившихся проблем национального развития не может быть решен без механизмов экономической самоорганизации государства, заложенных в региональном уровне управления. Самоорганизации, как процесса формирования и накопления позитивного опыта.

Переходя к особенностям современной практики управления развитием российских регионов отметим, что, несмотря на формальную неопределенность активной экономической роли регионального управления в развитии национальной системы на практике эта роль очень заметна. Из жизни мы хорошо знаем, что именно региональная власть является «царем и богом» для хозяйствующих субъектов, формирующих национальное богатство. Именно региональная власть по факту сегодня обеспечивает ту или иную степень благоприятности подведомственной территории для ведения той или иной экономической деятельности.

Децентрализация функций государственного управления развитием национального хозяйства привела к появлению 89 уникальных региональных хозяйственных систем. Право регионального института власти формировать собственные законы хозяйствования определило действительное многообразие региональной управленческой практики. На ее базе сегодня формируется новое для России понимание региона как субъекта хозяйственной деятельности, наделенного не только государственными правами и обязанностями, но и правом самостоятельного определения правил управления имеющимися у него ресурсами. Данное обстоятельство можно наблюдать на примере существования экономически развитых регионов. Можно выделить как минимум десяток регионов-лидеров, в несколько раз более сильных, чем остальные. Состав этой группы зависит от выбора критерия оценки уровня экономического развития. При этом, успех в процессе формирования регионального продукта не всегда сопровождается успехом в процессе его распределения его результатов.

В продолжающемся усилении асимметрий экономического развития российских регионов можно увидеть не только негативные процессы. Помимо простого перераспределения национального богатства между регионами, наблюдается существование успешного опыта управления внутренними ресурсами регионального развития.

Таким образом мы можем говорить о том, что проблема двойного управления регионом действительно существует и ее решение связано со следующими аспектами:

  • а) Осознанием того, что в разделении власти есть определенный экономический смысл, оправдывающий усложнение системы управления.
  • б) Признанием того, что российская национальная политика в отношении регионов не имеет пока официального закрепления принципов реализации их активной экономической роли.
  • в) Выявлением в российской практике успешного опыта управления региональным хозяйством, который может быть распространен.

Разграничения между предметом ведения и полномочий органов федеральной и региональной власти осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами.

Органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти.

Президент РФ является главой государства; он вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы. Президент РФ издает указы и распоряжения, они обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Законодательная власть:

Федеральное Собрание – парламент РФ, оно является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к его ведению.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к её ведению.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, затем в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который его одобряет. После этого, принятые ФЗ в течение 5 дней направляются Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президенту РФ подписывает ФЗ и обнародует его.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы – они имеют прямое действие на территории РФ.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренные Конституцией РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Субъекты РФ принимают региональные законы и иные нормативные правовые акты. Они не могут противоречить федеральным законам.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, и обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению в РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства: Конституционный Суд РФ, ФКЗ от 06.02.2014 (поправка к Конституции) о «Верховном Суде Российской Федерации»: объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда в Верховный Суд РФ); Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ (СК).

Итак, федеральный уровень: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации + Государственная Дума), Суды.

Региональный уровень или уровень субъектов Федерации органы власти представлены:

Глава региона – губернатор.

Законодательная власть: Законодательными Собраниями (Думами) (Устав (основной закон), законы, договора, соглашения, постановления, программы социально-экономического развития).

Исполнительная власть: администрации, министерства, департаменты (постановления, решения и т.д.).

Судебная власть: суды, прокуратура, следственный комитет.

Местное самоуправление: аналогичные органы власти и управления: мэр, глава администрации; городская/районная Дума, суд и т.д.

Организация региональных органов государственной власти

Правовые основания организации региональных органов государственной власти

Региональные органы государственной власти осуществляют управление населением на территории определенного субъекта. Подобное положение в сфере организации власти связано с особенностями федеративного построения России, которая состоит из субъектов федерации.

Деятельность региональных органов власти строится исходя из экономических задач, которые стоят перед конкретным регионом, а также с учетом населения, проживающего на территории данного региона.

Замечание 1

В задачи органов власти субъектов входят реализация государственной политики в различных сферах, так как действует принцип разделения властей на, он имеет отражение, которое прослеживается на примере региональных органов власти.

Здесь также имеется подразделение на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Реализация законодательной власти производится путем принятия нормативных правовых актов субъектов РФ. Органы исполнительной власти осуществляют управленческие функции на территории субъекта РФ. Региональные суды осуществляет судебные функции на территории субъектов РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Организация региональных органов государственной власти 460 руб.
  • Реферат Организация региональных органов государственной власти 280 руб.
  • Контрольная работа Организация региональных органов государственной власти 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Указанные субъекты наделены государственно-властными полномочиями в пределах своей компетенции, статья 72 Конституции РФ при этом предусматривает разграничение полномочий субъектов Федерации и Российской Федерации в целом. Количественный и качественный состав органов власти определяется субъектами самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, в субъектах имеются органы по проведению финансовой политики, налоговой, экономической, социальной и так далее. Каждый орган власти имеет свой набор специфических функций, реализуемых с учетом особенностей субъекта.

Особенности организации региональных органов государственной власти

На территории субъекта могут создаваться различные органы, особенно часто создаются комитеты по различным вопросам. При этом федеральное законодательство определяет общие принципы построения органов государственной власти, более подробно данный вопрос регулируется на уровне субъектов РФ.

Исполнительные органы власти наделены в пределах своей компетенции субъектов полномочиями принимать различные постановления и распоряжения, которые распространяются на определенный круг лиц. Как правило, основным органом исполнительной власти в регионе является администрация, губернатор или председатель правительства.

Замечание 2

Наименование органов власти устанавливается на основании местных традиций и особенностей. Основой формирования органов власти является примерная структура Правительства РФ с учетом конкретных региональных особенностей. Как правило, региональные органы власти характеризуются разнообразием структуры, состава и численности.

При этом территориальные органы власти можно условно подразделить на две группы:

  • территориальные органы федеральных органов управления;
  • органы регионального управления.

Первая категория представляет собой подразделения федеральных органов власти, действующих на территории конкретного региона. В своей деятельности, они, как правило руководствуются нормами федерального законодательства, при этом осуществляя активное взаимодействие с региональными органами. Вторая категория действуют, как правило, на основе регионального законодательства и входит в состав региональных органов или правительства, администрации.

Так как региональные органы наиболее приближены к населению, на них ложатся основные задачи в сфере проведения государственной политики в различных сферах:

  • финансовой;
  • инвестиционной;
  • ценовой политики;
  • агропромышленной;
  • жилищно-коммунальной;
  • здравоохранения;
  • образования, науки и культуры;
  • социальной защиты населения;
  • дорожно-транспортнойс;
  • природохранной и т. д.