Республик в России

Обладают ли республики в составе рф гос суверенитетом

Это означает, что правовая природа органов государственной власти субъектов Федерации, несмотря на то, что они образовываются субъектами Федерации самостоятельно, определяется Российской Федерацией.

Относительно Российской Федерации в науке конституционного права вопросы суверенитета субъектов Федерации являются дискуссионными. Ряд авторов (А.Е. Постников, Ю.М. Ермакова, Р.М. Кочкаров, И.А. Умнова, В. В. Гошуляк и др.) отрицают наличие суверенитета субъектов Российской Федерации.

Они исходят из того конституционного положения, что носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации.

Отсюда делается вывод, что Конституцией РФ устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Другие исследователи (Б.С. Эбзеев, Л.Л. Карапетян, Д.Н.

Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств.

Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации.

Библиография 1 Из публикаций конца ХХ — начала ХXI вв. следует отметить: Проблемы суверенитета в Российской Федерации. — М., 1994; Абдулатипов Р. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства.
— М., 1995; Джунусов М.

Суверенитет как социальный феномен. — М.,1994; Карапетян Л.М. Федерализм и права народов. — М.,1999; Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации.
— М., 2000; Карапетян Л.М.

Особый статус российских республик

Внимание

Государственный суверенитет сосредоточился у федерации, завершением его было лишение штатов в результате гражданской войны 1861—1865 гг. права на сецессию (выход) из федерации.

Другими словами, в вопросе суверенитета федерации и суверенитета субъектов федерации был обнаружен иной, отличный от советской концепции, подход, признающий неделимость суверенитета и его закрепление только за федерацией.

Итак, современная конституционная теория исходит из неделимости суверенитета и, как следствие, — из отсутствия права сецессии у субъектов федерации. Ведь по сути дела наличие права сецессии позволяет утверждать, что субъекты федерации обладают государственным суверенитетом, хотя бы в ограниченном, усеченном виде и, используя право сецессии, они тем самым пользуются своим государственным суверенитетом.
Не обладая правом сецессии, субъекты федерации не обладают и государственным суверенитетом.

Проблемы суверенитета российской федерации

УДК 342.4 Т.Г. ИЛЮХИНА, аспирант Московского гуманитарного университета Вопросам государственного суверенитета посвящена обширная научная литература.

Итогом ее анализа являются выводы о том, что концепция государственного суверенитета тесно связана с государством, что суверенитет считается неотъемлемым свойством государства, он не отчуждаем и не делим.

В правовой науке различают государственный суверенитет, национальный суверенитет, суверенитет народа.

Относительно государственного суверенитета сложилось единое его понимание как верховенства и независимости государственной власти внутри страны и во внешнеполитической сфере.

Эти выводы стали в настоящее время аксиомами права.

В этом, можно считать, заключается противоречивость конституционных положений, так как, с одной стороны, государство не может не обладать государственным суверенитетом, а, с другой стороны, на наличие государственного суверенитета у таких государств Конституция РФ не указала, зато определила пределы самостоятельности их органов государственной власти предметами своего ведения и компетенцией субъектов Федерации по предметам совместного ведения. Вместе с тем законодательство по предметам ведения субъектов Российской Федерации должно соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и принципам, заложенным в них. Разумеется, эти основы конституционного строя и принципы организации и деятельности органов государственной власти устанавливаются на федеральном уровне, а не самими субъектами Федерации.
Этими элементами государственности является территория субъекта Российской Федерации; предметы ведения и полномочия субъекта Российской Федерации; право принимать конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты в пределах прав субъекта федерации; право устанавливать собственные органы государственной власти и определять их компетенцию; право устанавливать государственные символы и столицы (административные центры) субъектов Российской Федерации; право субъекта Федерации на решение вопроса о его наименовании. Элементы государственности являются основой для существования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тем более, что в конституционной теории были созданы для этого предпосылки, связанные с делимостью суверенитета и признания «суверенитета в суверенитете».

Объявление республик в составе Российской Федерации суверенными государствами, на наш взгляд, это все-таки не констатация действительного положения вещей, а отголоски того времени, который в публицистике получил название «парада суверенитетов».

Ныне действующая российская конституция прямо закрепила только суверенитет Российской Федерации, который распространяется на всю ее территорию, а республики именует государствами, не затрагивая вопроса об их государственном суверенитете.

Отказ от признания основ конституционного строя и принципов федеративного устройства России и создание собственной модели отличает в первую очередь конституционное законодательство Татарстана и Башкортостана. Действующие конституции этих республик закрепляют, по сути, конфедеративный способ связей.

Важно

Республика рассматривается как суверенное государство, строящее свои отношения с Федерацией путем делегирования ей предметов ведения и полномочий на основе договора. Договору с федеральными органами государственной власти отдается приоритет перед федеральными законами и Конституцией России.

Представляется, что позиция по данному вопросу должна основываться на ст. 4 Конституции Российской Федерации, определившей верховенство федеральных законов как одно из основных свойств государственного суверенитета Российской Федерации.

Тенденция отхода от конституционно закрепленного требования единого и неделимого государственного суверенитета Российской Федерации наиболее ярко обозначена первыми тремя договорами, заключенными в 1994 году с Татарстаном, Башкортостаном и Кабардино-Балкарией. И по форме, и по содержанию данные договоры выходят за пределы договорного регулирования, определенные ст.

11 Конституции Российской Федерации, и устанавливают фактически конфедеративный способ связи. Сторонами данных договоров обозначены не органы государственной власти, а Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Название договоров — «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» — вводит неизвестное действующей Конституции России понятие «делегирование». При определении федеративных отношений, сложившихся в России, данный термин является неуместным.

Некоторые из республик, например Башкортостан, Бурятия, в своих новых конституциях, принятых уже после вступления в силу федеральной Конституции, вновь определили себя суверенными государствами. Государственный суверенитет республик признается и в договорах, заключаемых между республиками.

Так, в преамбуле договора о дружбе и сотрудничестве между Чувашской Республикой и республикой Башкортостан от 24 мая 1994 года указывается на взаимное признание государственного суверенитета обеих сторон. Подписанный в Уфе 18 августа 1994 года договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия констатирует их государственный суверенитет.

Таким образом, Башкортостан как бы берет на себя право Российской Федерации на признание другого суверенного государства.
Вопрос о том, обладают ли республики в составе Российской Федерации государственным суверенитетом, не является праздным.

От определенного решения этого вопроса в федеральном и региональном конституционном законодательстве зависит стабильность в обществе и государстве, направление, принципы и формы развития федеративных отношений в России.

Несмотря на однозначное решение в Конституции Российской Федерации вопроса о единстве государственного суверенитета Российской Федерации, данный принцип не соблюдается на иных уровнях власти. Камень преткновения — жизнеспособность идеи суверенитета республик. После принятия Конституции РФ 1993 года большинство республик не стали спешить с отменой деклараций о государственном суверенитете.

Обладают ли субъекты федерации суверенитетом

Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств.

Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации.

Если бы республики в составе Российской Федерации стали суверенными государствами в действительности, то это бы означало потерю федерацией своего суверенитета и превращение ее в конфедерацию государств.

Однако, опираясь на нормы Федеративного договора 1992 года, республиканские законодатели закрепили за республиками их суверенитет. Это особенно характерно для тех республик (Башкортостан, Татарстан), которые приняли свои конституции ранее вступления в силу Конституции РФ.

Впоследствии Конституция РФ значительно скорректировала асимметричную модель российского федерализма в сторону его симметричности за счет исключения правовых норм, содержащихся в Федеративном договоре и повышающих правовой статус республик относительно других субъектов Федерации.

Российской Федерации. Согласно ст. 66 (ч. 5) Конституции РФ статус-субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Поскольку федеральными властями (Президентом, Правительством, Федеральным Собранием) неоднократно предпринимались попытки преодолеть возникший в Чеченской Республике кризис, но они не привели к мирному политическому решению, указы Президента РФ от 30 ноября 1994 г., от 9 декабря 1994 г.

, а также постановление Правительства РФ от того же числа предписали Вооруженным Силам и внутренним войскам МВД применить меры государственного принуждения для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики.

Согласно этой позиции Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали верховенством и независимостью, т.е.

не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Содержащееся в Конституции РФ решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом.

Важно Пределы вмешательства федеральных властей в права субъектов РФ

В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации. Основаниями дли федеральной интервенции признаются восстания, массовые беспорядки и т.

п. В США, например, в разные годы президенты неоднократно использовали вооруженные силы для наведения конституционного порядка в штатах; в Индии в аналогичных целях в штатах вводилось президентское правление.

В конституции РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмешательств в права субъектов Федерации и введения президентского правления. Однако есть общее положение, открывающее возможность такого вмешательства.

Часть 4 ст.

Обладают ли республики суверенитетом

Следовательно, использование в статье 5 Конституции РФ применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признания государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Как видно из проведенного анализа, субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом. Однако они обладают государственной властью.

Обладают ли суверенитетом республики в составе рф

Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации.

Библиография 1 Из публикаций конца ХХ — начала ХXI вв. следует отметить: Проблемы суверенитета в Российской Федерации.
Государственный суверенитет и правовой статус субъектов российской федерации

Много позже, при создании Союза ССР, его субъекты — союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов — союзных республик. В этот период господствующей была точка зрения, согласно которой возможно сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик.

Главным фактором, обусловливавшим возможность такого сочетания, объявлялась единая социалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзных республик.

Данные правовые акты исходили из того, что на территории Чеченской Республики сложилась экстраординарная ситуация, не соответствующая условиям режима чрезвычайного или военного положения.

Как было признано Конституционным Судом РФ в постановлении от 31 июля 1995 г. по проверке конституционности указанных актов Президента и Правительства, конституционным основанием Указа Президента от 9 декабря 1994 г. явились ст. 71 (п.

«м»), 78 (ч. 4), 80 (ч. 2), 82, 87 (ч. 1), 90 (ч. 3) и 114 (п. «ж» ч. 1) Конституции РФ.

Из этих норм следует, что Президент РФ обязан принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, безопасности и целостности государства.

Относительно государственного суверенитета сложилось единое его понимание как верховенства и независимости государственной власти внутри страны и во внешнеполитической сфере.

Эти выводы стали в настоящее время аксиомами права.

В этом, можно считать, заключается противоречивость конституционных положений, так как, с одной стороны, государство не может не обладать государственным суверенитетом, а, с другой стороны, на наличие государственного суверенитета у таких государств Конституция РФ не указала, зато определила пределы самостоятельности их органов государственной власти предметами своего ведения и компетенцией субъектов Федерации по предметам совместного ведения.

Тем более что Конституция РФ 1993 года не содержит упоминания о суверенитете республик.

Все сказанное свидетельствует о том, что республики, устанавливая свой суверенитет, исходили не из норм Конституции РФ, а из норм Федеративного договора.

После принятия Конституции РФ перечисленные выше республики долгое время не вносили соответствующих изменений в свои конституции и продолжают себя считать суверенными государствами, одни — с указанием их нахождения в составе России, другие — без такого указания.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации построен на основе целого ряда конституционных принципов, указывающих как раз не на суверенитет субъектов Российской Федерации, а, наоборот, на ограниченность конституционно-правового статуса субъектов Федерации государственным суверенитетом Российской Федерации.

Нацреспублики в составе России: все за и против

Олигарх Михаил Прохоров на съезде своей новой партии выступил с радикальной идеей: перекроить админист­ративные границы внутри России, ликвидировать национальные республики, сократить число регионов с нынешних 83 до 10-15.

Рассуждая о миграции, межнациональных и межрелигиозных проблемах, новоиспечённый лидер «Гражданской платформы» заявил, что нужно отказываться от советского наследства: «Региональное деление душит страну, как фео­дальная раздробленность… В национальных гетто местная коррумпированная власть угнетает и грабит людей всех национальностей, активно разыгрывая национальную карту». По словам бизнесмена (напомним, что на президентских выборах в марте он с ходу получил 3-е место, а теперь обещал всего себя посвятить политике), надо пересмотреть границы регионов, дав больше денег муниципальным властям. А «национальную автономию» обеспечить за счёт книг, культуры, обучения на национальном языке и поддержки религиозных учреждений в местах компактного проживания общин. О том, что пора ломать стены «национальных квартир» в России, много лет твердит и лидер ЛДПР В. Жиринов­ский. Он тоже предлагает сильно сократить количество регионов. Подмечено: что у Владимира Вольфовича на языке, то часто бывает на уме и у руководства страны. Может, и Прохоров что-то знает о планах переуст­ройства России? Насколько они осуществимы?

Нацреспублики — пережиток прошлого?

Сергей Поляков, главред журнала «Политические технологии»:

— Не нужно считать доставшиеся нам в наследство границы регионов неприкосновенными. Тем более если они не соответствуют нынешним экономическим реалиям, тормозят развитие России и даже угрожают её территориальной целостности и будущему существованию.

Так, несмотря на выстраивание «вертикали власти», некоторые национальные республики продолжают создавать на своей территории квазигосударства. Такие же квазигосударства, использовав удобный момент слабости СССР, отделились — с разной степенью успеха стали независимыми.

Нельзя не замечать, что регио­ны Российской Федерации равноправны лишь на бумаге. На деле есть «любимчики» и «пасынки». Национальные республики разными путями выторговывают себе дополнительные преференции, вплоть до откровенного шантажа федеральных властей «разгулом экстремизма».

Вместе с тем, например, более половины российских татар живут за пределами Татарстана — сущест­вование «этнических» регионов теряет смысл. Есть национальные республики вроде Якутии, Карелии, в которых титульные нации — меньшинство, но национальные элиты, находящиеся у власти, иногда ведут политику дискриминации граждан «нетитульных» наций. Это выражается в ограничении доступа к государст­венной службе, возможности получать образование и т. д. Есть и другие примеры: в Чечне жителей других национальностей почти не осталось.

Если мы хотим сохранить территориальную целостность страны, создать единую гражданскую нацию, нам нужно отказаться от нынешних национальных границ внутри России.

НЕТ!

Алексей Крымин, этно­политолог:

— Сокращение количества регионов — прекраснодушная и на первый взгляд простая административная мера. Её сторонники найдутся даже среди элит Северного Кавказа, где ситуация уже давно выглядит безвыходной. На самом деле это будет сложным, чрезвычайно затратным и опасным для страны решением.

Отмена национальных республик станет подарком исламским экстремистам-интернационалистам, которые, например на Кавказе, тоже хотят создать один большой регион — эмират. Взамен республик «национальные границы» появятся по всей стране — в местах компактного проживания общин.

Например, маленькие «татарстаны» возникнут по всему Поволжью, в Сибири и в других регионах. Риск перерастания любых бытовых конфликтов в межнациональные резко возрастёт. Затраты государства на поддержку культурных автономий по сравнению с нынешними привилегиями национальных республик тоже вырастут: у каждого муниципалитета обязательно найдутся свои культурные особенности, которые нужно поддерживать, и экстремисты, которым нужно противостоять.

На Кавказе на месте нынешних районов и сёл и вовсе появится множество разных по силе «княжеств», которые начнут бескомпромиссно конфликтовать друг с другом. Неужели, чтобы помириться, нам всем нужно хорошенько подраться? Может быть, и так. Но это серьёзный катаклизм, для выхода из которого у современной России может просто не хватить сил. Если начать укреплять страну другим путём — давить на федеральном уровне гидру коррупции, эффективно использовать бюджет, преодолевать технологическое отставание, создавать рабочие места, то и перекройка границ, скорее всего, станет неактуальной.

Территориальный состав России

1. Субъекты Российской Федерации

Субъект Российской Федерации — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации. Каждый субъект федерации, имеет свою исполнительную (губернатора или главу),
законодательную (региональные парламенты)
и судебную (конституционный суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации. Согласно Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из:

  • республик,
  • краев,
  • областей,
  • городов федерального значения,
  • автономной области,
  • автономных округов.

Перечень республик РФ

  1. Республика Адыгея (Майкоп)
  2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)
  3. Республика Башкортостан (Уфа)
  4. Республика Бурятия (Улан-Удэ)
  5. Республика Дагестан (Махачкала)
  6. Республика Ингушетия (Магас)
  7. Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)
  8. Республика Калмыкия (Элиста)
  9. Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)
  10. Республика Карелия (Петрозаводск)
  11. Республика Коми (Сыктывкар)
  12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)
  13. Республика Мордовия (Саранск)
  14. Республика Саха (Якутия) (Якутск)
  15. Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ)
  16. Республика Татарстан (Казань)
  17. Республика Тыва (Кызыл)
  18. Удмуртская Республика (Ижевск)
  19. Республика Хакасия (Абакан)
  20. Чеченская Республика (Грозный)
  21. Чувашская Республика (Чебоксары)
  22. Республика Крым (Симферополь)

Перечень областей РФ
  1. Амурская область
  2. Архангельская область
  3. Астраханская область
  4. Белгородская область
  5. Брянская область
  6. Челябинская область
  7. Воронежская область
  8. Иркутская область
  9. Ивановская область
  10. Калининградская область
  11. Калужская область
  12. Кемеровская область
  13. Кировская область
  14. Костромская область
  15. Курганская область
  16. Курская область
  17. Ленинградская область
  18. Липецкая область
  19. Магаданская область
  20. Московская область
  21. Мурманская область
  22. Нижегородская область
  23. Новгородская область
  1. Новосибирская область
  2. Омская область
  3. Оренбургская область
  4. Орловская область
  5. Пензенская область
  6. Псковская область
  7. Ростовская область
  8. Рязанская область
  9. Сахалинская область
  10. Самарская область
  11. Саратовская область
  12. Смоленская область
  13. Свердловская область
  14. Тамбовская область
  15. Томская область
  16. Тверская область
  17. Тульская область
  18. Тюменская область
  19. Ульяновская область
  20. Владимирская область
  21. Волгоградская область
  22. Вологодская область
  23. Ярославская область

Перечень краёв РФ

  1. Алтайский край (Барнаул)
  2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)
  3. Хабаровский край (Хабаровск)
  4. Краснодарский край (Краснодар)
  5. Красноярский край (Красноярск)
  6. Пермский край (Пермь)
  7. Приморский край (Владивосток)
  8. Ставропольский край (Ставрополь)
  9. Забайкальский край (Чита)

Перечень городов федерального значения РФ

  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Севастополь

Перечень автономных областей РФ

  1. Еврейская автономная область (Биробиджан)

Перечень автономных округов РФ

  1. Ненецкий автономный округ (Нарьян-Мар)
  2. Ханты-Мансийский автономный округ (Ханты-Мансийск)
  3. Чукотский автономный округ (Анадырь)
  4. Ямало-Ненецкий автономный округ (Салехард)

Карта субъектов Российской Федерации по Теме:

2. Федеральные округа

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Федеральные округа были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

Карта федеральных округов Российской Федерации

Название
федерального округа

Административный
центр

Субъекты РФ

1 Центральный Москва Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Московская область
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Город Москва
2 Южный Ростов-на-Дону Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Краснодарский край
Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область
3 Северо-Западный Санкт-Петербург Республика Карелия
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Ленинградская область
Мурманская область
Новгородская область
Псковская область
Ненецкий автономный округ
Город Санкт-Петербург
4 Дальневосточный Хабаровск Республика Саха (Якутия)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ
5 Сибирский Новосибирск Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Алтайский край
Забайкальский край
Красноярский край
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
6 Уральский Екатеринбург Курганская область
Свердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Ханты-Мансийский автономный округ
— Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ
7 Приволжский Нижний Новгород Республика Башкортостан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Ульяновская область
Самарская область
Саратовская область
Пермский край
8 Северо-Кавказский Пятигорск Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия
Чеченская Республика
Ставропольский край
9 Крымский Симферополь Республика Крым Город Севастополь

3. Время в России

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исчислении времени“» от 01.07.2014 года,
с 26 октября 2014 года московское время «соответствует третьему часовому поясу в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU)+3».
Законом установлено 11 часовых зон, соответствующих по международной нумерации часовым поясам со 2-го (UTC+2) по 12-й (UTC+12) включительно. Границы часовых зон проходят по границам субъектов Российской Федерации, каждый субъект входит в одну часовую зону, за исключением Якутии (3 часовые зоны) и Сахалинской области (2 часовые зоны).