Ресурсы и их ограниченность

Экономическая теория, как общественная наука, изучает хозяйственную деятельность человеческого общества, исходя при этом из двух взаимосвязанных предпосылок:

Человеческие потребности безграничны Ресурсы для удовлетворения потребностей ограниченны

Таким образом, экономические ресурсы в каждый конкретный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Так трудовые ресурсы ограничены общей численностью населения каждой страны и долей в его составе экономически активного населения. Произведенные ресурсы (предметы труда и средства труда) ограничены уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Большинство природных ресурсов, составляющих естественную базу производства материальных благ, являются невоспроизводимыми. Крупномасштабное использование полезных ископаемых привело к их сильному истощению во многих регионах планеты. Поэтому экономику часто называют бесконечной, а порой и безуспешной, попыткой ограниченными ресурсами удовлетворить безграничные потребности людей.

Ограниченность ресурсов может быть абсолютной, т.е. ресурсов недостаточно для одновременного и полного удовлетворения всех потребностей членов общества либо относительной, что предполагает ограниченность ресурсов для удовлетворения каких-то конкретных потребностей.

Ограниченность ресурсов существует во всех странах: развитых и развивающихся, богатых и бедных. Все, что представляет ценность для людей, является редким: плодородные почвы, деньги, товары, оборудование, время, способности. В любой стране люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности. Поэтому приходится решать, какие блага и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться, и это создает проблему выбора. Выбор приходится делать и отдельному человеку (например, выделить из семейного бюджета средства на отдых или купить стиральную машину), и фирме (при выпуске дополнительной продукции приобрести новое оборудование или осуществить найм дополнительных работников), и государству (например, инвестировать тот или иной проект).

Суть проблемы выбора заключается в следующем: если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов. Поэтому экономику называют еще наукой о выборе. Решая проблему выбора, каждая экономическая система по-своему отвечает на три главных экономических вопроса:

Что производить? Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в определенный период времени?
Как производить? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?
Для кого производить? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу?

Проблема выбора бесконечна. Само слово «выбор» означает, что имеется множество решений, из которых следует выбрать оптимальное, то есть вариант, который обеспечивает получение максимума экономического блага при минимуме затрат. Выбор как субъективное волеизъявление требует соответствующей материальной основы, которой является производство. Именно производство позволяет реализовать право выбора каждого потребителя и производителя в условиях ограниченности ресурсов.

Предположим, что в национальной экономике производятся только два вида благ (двухсекторная модель экономики). Для изготовления каждого продукта может быть выбран либо процесс максимального производства одного из продуктов, либо некоторая комбинация двух процессов (различные варианты производства обоих товаров).

Рассмотрим данную зависимость на условном примере альтернативных комбинаций товаров А и Б, которые общество может выбирать (табл. 2.1). Всякое увеличение производства продукта А потребует переключения части ресурсов с производства продукта Б на продукт А. И наоборот, если предпочесть увеличение производства продукта Б, необходимые для этого ресурсы могут быть получены лишь за счет сокращения производства продукта А.

Итак, существует закономерность, которой подчиняется как отдельное предприятие, так и экономика в целом: увеличение выпуска одного блага при неизменном объеме производственных ресурсов возможно за счет уменьшения выпуска другого.

Таблица 2.1

Проблема ограниченности ресурсов и пути ее решения в современных условиях

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория»

Тема: «Проблема ограниченности ресурсов и пути ее решения в современных условиях»

Выполнил: студентка группы ____

Мельникова О. В.

Проверил: к.эк.н., доцент

Поройко Л.И.

Ярославль 2011

1.Ограниченность экономических ресурсов 5

1.1. Ресурсы в экономике и их классификация 6

1.2 Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и проблема выбора. Кривая производственных возможностей 7

2 Проблемы ограниченности ресурсов 12

2.1 Современные проблемы нерационального использования ресурсов 15

2.2 Проблемы водных ресурсов, как жизненно важных 16

2.3 Экономическое регулирование природопользования 17

3 Возможное решение проблемы ограниченности ресурсов и благ 18

Список использованных источников 21

Введение

Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным — земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным — средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен.

Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные в производство), информационные (данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники) ресурсы.

В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности ресурсы ограниченны. Тот факт, что отдельная вещь встречается редко или малодоступна, для экономиста не определяется как «ограниченность ресурсов». Последнее характеризует ситуацию, когда ресурсов не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека. В любой стране хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают.

В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы могут превратиться в «лишние» и ненужные. Например, избыток рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени имеется столько-то экономических ресурсов и не больше.

«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!»

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограниченны, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Например, на месте вырубленного сада можно вырастить новые фруктовые деревья. Правда, для этого потребуется 5—10 лет.

Но так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.

То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

Выбор приходится делать отдельному человеку (при наличии определенной суммы денег пойти в театр или купить видеокассету), фирме (при расширении производства купить новые станки или нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или построить больницу и т.д.).

Если бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Исчезла бы проблема выбора.

Вопрос ограниченности ресурсов в современном мире является одним из самых актуальных. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов. Необходимо ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к фатальным последствиям.

Предметом работы является ограниченность ресурсов, а объектом – ресурсы. Цель работы – исследовать проблему абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Задачи работы – рассмотреть проблему абсолютной и относительной ограниченности ресурсов с разных сторон, привести примеры, предложить пути её решения.

1.Ограниченность экономических ресурсов

1.1. Ресурсы в экономике и их классификация

Производство предполагает использование ресурсов. Ресурсы,
вовлечённые в производство, выполняют роль факторов производства. Ресурсы выступают в роли факторов производства, если они задействованы в
производстве, если есть определённый результат.

Ресурсы подразделяются на :

— экономические (функционирующие);

— потенциальные (не вовлечённые в хозяйственный оборот);

Экономические ресурсы включают:

— природные ресурсы;

— трудовые (население в трудоспособном возрасте);

— материальные (все созданные человеком средства производства, являющиеся результатом производства);

— финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства);

— информационные (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, статистическая, технологическая, информационная информация, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта);

Природные ресурсы — это элементы функционирования природных систем, которые не созданы трудом человека, существуют независимо от него, но в той или иной степени используются человеком. Следует различать природные условия и природные ресурсы. Природные условия создают возможности для производственной деятельности человека. К ним относятся солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, рельеф, климат, осадки. На определённой ступени развития производительных сил природные условия превращаются в природные ресурсы. Например, ветер используется для получения энергии. Природными ресурсами являются те силы, которые могут быть использованы в производственной и непроизводственной деятельности человека.

Природные ресурсы по характеру использования делятся на;

— реальные (вовлечённые в производственный процесс);

— потенциальные (в настоящее время не используются).

Природные ресурсы делятся на:

— исчерпаемые;

— неисчерпаемые;

— заменимые;

— незаменимые.

Здесь можно подойти к ресурсам как относительно и абсолютно ограниченным.

Исчерпаемые — это такие ресурсы, которые на каком-то этапе производственной деятельности могут быть полностью исчерпаны.

Исчерпаемые ресурсы:

— не возобновляемые ресурсы (земельные угодья, воздух, полезные ископаемые), абсолютно ограничены своим количеством;

— относительно возобновляемые ресурсы;

— воспроизводимые.

Неисчерпаемые состоят из трёх групп:

— космические (солнечная радиация, морские приливы и отливы);

— климатические (атмосферный воздух, энергия ветра, воды);

— водные ресурсы.

Заменимые — это ресурсы, которые можно заменить другими, экономически более выгодными.

Незаменимые — атмосферный воздух, питьевая вода. В экономическом плане природные ресурсы выполняют роль средств труда, предметов труда и условий жизни человека.

    1.2 Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и проблема выбора. Кривая производственных возможностей.

Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним свойством, они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и она означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития.

Вследствие ограниченности ресурсов объём производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объём товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно — технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса (например, глубина переработки нефти).

Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все наши потребности. Приходится решать какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться. Проблема ограниченности ресурсов: производство автомобилей в мире растет с каждым годом, однако желающих приобрести их значительно больше. Для увеличения производства автомобилей требуется больше металла, резины. двигателей, и т.д., а имеющиеся ресурсы ограничены. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

ЕГЭ – 2019. Обществознание. Демонстрационный материал + ответы.

Демонстрационный материал.

Проект опубликован на сайте ФИПИ 24.08.2018 г.

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) илипоследовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в текстеработы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без

пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ

пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

ФОРМА ДУХОВНОЙКУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное
*** Сфера ценностей (оценок) и норм(правил), регулирующих жизнь с позицийгуманизма, добра и справедливости

Ответ: ___________________________.

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.

Ответ: ___________________________.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.1) суверенитет; 2) наличие определённой территории; 3) приоритет прав и свобод человека; 4) право устанавливать и собирать налоги; 5) публичный характер власти; 6) установление и реализация принципа разделения властей.Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ:

4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологическиобусловлена.2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные нормы.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Ответ: ___________________________.

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВАА) развитие высоких технологий 1) традиционное (аграрное)Б) механизация промышленного 2) индустриальное

производства 3) постиндустриальное

В) выдвижение на первый план сферы

услуг

Г) натуральный характер хозяйства

Д) общинный уклад, коллективизм

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д

6. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) увеличение количества учебных предметов2) сокращение времени изучения естественных наук3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6)компьютеризация образовательного процесса

Ответ: ___________________________.

7.Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спросаи предложения.

3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Ответ: ___________________________.

8. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕКА) оклады администрации 1) постоянныеБ) сдельная оплата труда наёмных 2) переменные

работников

В) арендная плата за помещение

Г) приобретение сырья

Д) проценты по кредитам

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д

9. Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) привлечение кредитов2) налоговые отчисления3) повышение производительности труда

4) прибыль от реализации продукции предприятия

5) совершенствование производственных технологий

6) выпуск и размещение акций предприятия

Ответ: ___________________________.

10. На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1 . (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)Какие из перечисленных факторов могут вызватьтакое изменение? Запишите цифры, под которымиони указаны.

1) увеличение количества производителей автомобилей

2) снижение возраста получения водительского удостоверения

3) снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей

4) рост тарифов на электроэнергию

5) повышение процентов по автокредитам

Ответ: ___________________________.

11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.2) Социальная стратификация предполагает деление общества насоциальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

Ответ: ___________________________.

12. В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.1)Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальноеблагополучие себе и своей семье.

2)Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью

в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными

людьми, равны.

3)Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.

4)Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы

подняться по карьерной лестнице.

5)Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Ответ: ___________________________.

13.Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.1)К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.2)Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.3)По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.

4)Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.

5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Ответ: ___________________________.

14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) утверждение изменения границ между 1) Президент РФ

субъектами РФ 2) Совет Федерации

Б) управление федеральной собственностью 3) Государственная

В) назначение на должность Председателя Дума

Центрального банка РФ 4) Правительство РФ

Г) разработка федерального бюджета

Д) осуществление помилования

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д

15. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе2) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов

3) включение в состав государства нескольких государственных

образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией

4) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции

5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6) политический плюрализм

Ответ: ___________________________.

16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) указание своей национальности2) сохранение исторического и культурного наследия3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду

Ответ: ___________________________.

17. Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.3) Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

4) Гражданское право относят к частному праву.

5) Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.

Ответ: ___________________________.

18. Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

А) требовать соблюдения и сохранения 1) права

налоговой тайны 2) обязанности

Б) присутствовать при проведении выездной

налоговой проверки

В) уплачивать законно установленные

налоги и сборы

Г) выполнять законные требования

налогового органа об устранении

выявленных нарушений законодательства

о налогах и сборах

Д) получать по месту своего учёта

от налоговых органов бесплатную

информацию о действующих налогах

и сборах

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д

19. Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.1)свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение2)страховое свидетельство государственного пенсионного страхования3)паспорт гражданина РФ

4)налоговое уведомление

5)диплом о профильном образовании

6)выписку из финансово-лицевого счёта

Ответ: ___________________________.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.»Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чегоона осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная_________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом.

_________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего

мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)потребность

2)деятельность

3)природа

4)социальный

5)естественный

6)подлинный (разумный)

7)индивидуальность

8)индивид

9)идеальный (духовный)

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А Б В Г Д Е

ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно- материальных запасов и т.д.Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.Экономический рост… должен достигаться не за счёт деградацииокружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых…

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех

масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода

предполагает экономическую ответственность и опирается на неё…

Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод

гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что

его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам…

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли

государственного вмешательства в экономику.

(Р.М. Нуреев)

21. Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)

23. Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

24. Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.

25. Используя обществоведческие знания,1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;2) составьте два предложения:− одно предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ;

− одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».Какая сфера общественной жизни отражена в этих правовых установлениях?Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами?Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия

стратификации современного общества.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни ( в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан.

По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1. Философия.»Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

29.2. Экономика.»Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

29.3. Социология. Социальная психология.»Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

29.4. Политология.»Разделяй и властвуй» – мудрое правило, но «объединяй и направляй» ещё лучше». (И.В. Гёте)

29.5. Правоведение.»Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Проверьте, что каждый ответ записан рядом с номером соответствующего задания.

Ответы.

№ вопроса Ответы
1 мораль
2 доход
3 36
4 125
5 32311
6 345
7 245
8 12121
9 146
10 13
11 235
12 123
13 134
14 24341
15 234
16 24
17 245
18 11221
19 235
20 218549

Примерные ответы части 2.

21.В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: стремление к максимизации результатов при данных затратах;

2) ответ на второй вопрос, например: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность; (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте.)

3) ответ на третий вопрос, например: Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. ИЛИ Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

22.В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) объяснение, например: способность субъекта отвечать за сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его последствия; (Может быть дано другое объяснение.)

2) ответ на первый вопрос, например: максимизация прибыли или минимизация издержек производства;

3) ответ на второй вопрос, например: цены, реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов.

Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх средств из упомянутых в тексте. Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

23.В правильном ответе должны быть названы два источника и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

1) повышение эффективности использования старых ресурсов (ИЛИ интенсивный путь), например:

– в стране Z существует государственная система повышения квалификации, благодаря которой работники разных специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, что позволяет обеспечивать экономический рост;

– переход на новые технологии на предприятии Y позволил более эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить стабильный экономический рост в течение продолжительного периода;

2) вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ экстенсивный путь), например:

– для обеспечения экономического роста предприятия страны Z закупили дополнительную партию оборудования;

– на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места. Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это сделает корректно, то такой элемент ответа может быть засчитан. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

24.В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены следующие функции государства в рыночной экономике, допустим:

1) создание правовой основы для принятия экономических решений (например, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан);

2) стабилизация экономики (например, правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства / сокращения инфляции / снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты);

3) социально ориентированное распределение ресурсов (например, государство организует производство общественных товаров и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения);

4) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (например, государство гарантирует минимум заработной платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие по безработице / различные виды помощи социально не защищённым категориям населения).

Функции государства в рыночной экономике могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения .

25.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.

Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.

26.В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:

1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);

2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);

3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, работая в группах, ученики научились сотрудничеству в учебных целях).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

27.В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) сфера общественной жизни – социальная;

2) исторический тип стратификации – сословная;

3) критерии стратификации современного общества: – объём власти; – уровень доходов; – уровень образования; – престиж профессии.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках .

28.Один из вариантов плана раскрытия данной темы .

1. Понятие политической партии.

2. Особенности политических партий как общественных организаций:

а) наличие программы;

б) наличие устава;

в) наличие организационной структуры;

г) наличие партийного аппарата и др.

3. Функции политических партий в демократическом обществе:

а) представительство интересов большинства социальных групп;

б) политическая социализация;

в) участие в выборах (электоральная) и др.

4. Классификация политических партий:

а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);

б) по организационному признаку (массовые, кадровые);

в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);

г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).

5. Типы партийных систем:

а) однопартийная система;

б) двухпартийная система;

в) многопартийная система и её разновидности.

6. Политические партии в современной России.

Возможны другое количество и ( или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной фор.х

Ограниченность экономических ресурсов

Ключевые слова:экономические ресурсы, трудовые, капитал, природные, рациональное использование, информация.

Одним из основных условий экономики является то, что количество доступных ресурсов труда, капитала, земли, которые используются для производства товаров и услуг имеют предельные границы. Это означает, что экономика имеет ограниченное количество ресурсов для производства товаров и услуг. Ограниченность ресурсов это главная проблема, которая преследует человечество с незапамятных времен.

Экономические ресурсы — это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг. Все экономические ресурсы являются факторами производства .

Экономические ресурсы принято разделять на четыре группы: трудовые, природные, капитал и предпринимательские способности.

Трудовые ресурсы — это моральные и физические усилия человека, которые используются для производства товаров и услуг. Трудовые ресурсы считаются одним из важных факторов производства наряду с землей и капиталом. Вопрос трудовых ресурсов дискуссируется экономистами на протяжении более века. Даже в современном технологически продвинутом мире человеческий труд как и прежде необходим для производства товаров и предоставления услуг. Труд делят на производительный и управленческий. Пример производительного труда являются слесарь, обычный рабочий на заводе, строитель, токарь. Управленческий труд включает в себя труд людей, участвующих в предоставлении услуг, таких как врачи, юристы, бухгалтеры, продавцы, механики и сантехники.

Природные ресурсы — это все естественные ресурсы: недра, полезные ископаемые, леса, водные и климатические ресурсы, пахотные поля, леса и другие.

Предпринимательские способности — это умение организовать производство, принимать решения по управлению бизнесом; быть новатором.

Капитал или инвестиционные ресурсы — это все произведенные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование и т. п.). Понятие «капитал» — одно из основных в теории рыночного хозяйства. Рассматривая капитал как фактор производства, экономисты понимают под этим средства производства, созданные людьми, включая инфраструктуру (машины, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь и т. п.). Капитал — ресурс длительного пользования, который создается с целью производства большего количества товаров и услуг. Капитал, воплощенный в средствах производства называется реальным капиталом. Капитал, еще не инвестированный в производство, представляет собой определенное количество денег. Денежный капитал, или капитал в денежной форме, представляет собой инвестиционные ресурсы. Денежный капитал применяют для покупки машин, оборудования и других средств производства. Процесс производства и накопление средств производства называется инвестированием. Капитал выступает в качестве продукта труда и поэтому носит ограниченный характер .

Аристотель придерживался мнения, что труд — это один из наиболее основных экономических ресурсов. Такого мнения также придерживались средневековые мыслители и первая экономическая школа — меркантилизм. В свою очередь, школа физиократов особое значение приписывали природным ресурсам. Адам Смит выдвигал на первый план такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767–1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924) добавил четвертый фактор — предпринимательские способности.

Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных государств, организаций, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их фактически недостаточно для удовлетворения всей палитры человеческих потребностей. В этом и проявляется принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Пахотные земли и земельные массивы для размещения экономических объектов, водные ресурсы, воздушный бассейн, полезные ископаемые, животный и растительный мир — все это имеет предельные границы использования.

Трудовые ресурсы в свою очередь также ограничены их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

Если же говорить об инвестиционных ресурсах как о средстве приобретения других видов ресурсов, то и они, являясь денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также имеют пределы.

Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов имеет всеобъемлющий характер, в связи с этим в зарубежной экономической литературе его называют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих.

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность — это недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей человечества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, т. к. для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов .

Проблема редкости усугубляется тем, что некоторые ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограниченны, но и невоспроизводимы. На сегодняшний день человечество не знает, как восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы.

Например, на месте вырубленного сада можно вырастить новые деревья. Правда, для этого определенное количество времени.

Но так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов .

Делая выбор, общество должно от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т. е. чем то пожертвовать, для получения желаемого результата.

То, от чего мы отказываемся, называют вмененными (скрытыми) издержками.

Выбор необходимо сделать отдельному человеку (при наличии определенной суммы денег купить автомобиль или съездить в путешествие), фирме (при расширении производства приобрести новое оборудование или нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или построить детские сады, школы и т. д.).

В связи с тем, что экономические ресурсы ограничены, возникает необходимость их рационального использования. Рациональность заключается в минимизация затрат и максимизация выгоды. Например, домохозяйства стремятся удовлетворить свои потребности при определенном бюджете; организации надеются на прибыль, минимизируя свои издержки или повышая цены, находясь в рамках все тех же ограничений; правительственные агенты определяют уровень общественного благосостояния, ориентируясь на определенный бюджет.

Принцип рациональности впервые была рассмотрена в классической школе политической экономии, а именно, в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776), в которой, следуя концепции экономического либерализма, Адам Смит выводит образ Homo economicus — экономического человека, т. е. эгоистического лица, у которого главная цель — накопление богатства. А. Смит предполагал, что стимулом к экономической активности является частный интерес. Реализовать свой частный эгоистический интерес человек может путем взаимообмена с другими людьми. Преследуя частные интересы, люди обогащают друг друга.

Ограниченность вынуждает заниматься поиском экономного использования ресурсов, созданием более совершенных машин, оборудования, технологий, которые снижают затраты и повышают качество обработки. Эффективность и экономия превращаются в краеугольный камень рыночной экономики.

Вместе с тем такой подход к использованию ресурсов затрудняет их применение там, где нет немедленной отдачи и быстрых результатов: например, при проведении научных исследований, охране природы, освоении космоса, социальной помощи .

В государственной экономике ресурсы — собственность общества, которое является одновременно их производителем и потребителем. Ресурсы потребляются по командам государства, которому переданы в распоряжение. Именно команды государства (законы, приказы, указы, постановления) — главный регулятор (ограничитель) потребления ресурсов. Государство отдает команды потреблять или не потреблять ресурсы, определяет количество потребления.

В государственной экономике потребление экономических ресурсов расширяется до масштабов всего общества. Государство может использовать все имеющиеся в обществе достижения научно-технического прогресса, рационально размещать ресурсы, применять знания и квалификацию работающих. Государство может использовать потенциал всех регионов, предприятий, всего населения страны для решения проблем ограниченности ресурсов. Поэтому в государственной экономике ресурсы менее ограничены .

Снижение ограниченности ресурсов, которые находятся в общественной собственности, уменьшает необходимость эффективного, более взвешенного и всесторонне продуманного их использования. Но при этом позволяет сосредоточить ресурсы там, где не может быть быстрых результатов и прибыли.

В мире есть всего три страны, которые имеют практически все природные ресурсами. Это Россия, Китай и США. Вслед за ними с меньшим количеством ресурсов выступают Австралия, Бразилия и Индия, но в целом также являются высокообеспеченными. Многие страны обладают запасами мирового значения: Кувейт (нефти), Чили (медной руды), Турция (хромитов), Бразилия (железной руды), Габон (марганца), Марокко (фосфоритов). В мире нет не одной страны, у которой не было бы никаких природных ресурсов. Неравномерность в количества природных ресурсов в различных государствах содействует развитию международных экономических взаимосвязей и международного разделения труда.

Помимо природных ресурсов на национальное богатство государства влияют трудовые запасы, уровень их образовательной и профессиональной подготовки, навыков и мастерства. К примеру, в Японии и Швейцарии запасы природных ресурсов невелики, но несмотря на это они добились больших успехов в экономике. В противоположность им можно привести страны, обладающие значительным количеством природных ресурсов, но имеющих отсталую экономику и бедное население.

В отличие от государственной, мировая экономика владеет большей возможностью превращать ограниченные ресурсы в неограниченные. Она использует ресурсы всех регионов, всех предприятий, всего человечества. Один регион поставляет необходимое сырье, второй — трудовые ресурсы, третий — необходимое оборудование и технологии. В мировой экономике потребление ресурсов обеспечивается трудом всего мирового сообщества (в государственной — отдельного общества, в рыночной — отдельных членов общества). Потому в ней достигается наиболее эффективное потребление ресурсов. Здесь возможно применение самых передовых достижений науки и техники, прогрессивных способов производства .

На сегодняшний день основным экономическим ресурсом мировой экономики становится информация. Это информация о государствах с более дешевой и квалифицированной рабочей силой, с более экономными условиями приобретения сырья, передовыми достижениями науки, наиболее усовершенствованными оборудованиями и технологиями.

Используя информацию, собранную со всего мира, возможность потребления экономических ресурсов становится безгранична, их отдача повышается во много раз.

В современных условиях получить информацию специалистам не составляет больших усилий. Для этого есть интернет, спутниковая и мобильная связь. Получив информацию, появляется возможность выбрать наиболее современное оборудование, более выгодное условие использования экономических ресурсов.

Таким образом, мировая экономика позволяет добиться высокого уровня производительности труда и максимально увеличить эффективность производства. С ее помощью государства имеют все шансы существенно увеличить развитие своих экономик и повысить уровень жизни населения.

Литература:

1. Журавлева Г. П. Экономика.Учебник. — М.:Юристь, 2002. — 574с.

2. Добрынин А.И, Тарасевич Л. С. Экономическая теория: учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.:Питер, 2009. — 560с.

3. Уланова О. И. Микроэкономика: учебное пособие — Пенза: РИО ПГСХА, 2014. — 178с.