Рецепция права

Рецепция римского права

Под рецепцией римского права принято понимать процесс усвоения и восприятия средневековой Европой римского права в качестве действующего.

Основными причинами рецепции было то, что римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. Короли находили в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, и использовали их в борьбе с церковью и фео- дальными сеньорами. Повышение интереса к римскому праву имело место и в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию. В странах Европы рецепция римского права прошла несколько стадий.

Первыми опытами заимствований стали сборники правовых обычаев и римских законов в варварских королевствах (Бургундская правда 494 г., Бревиарий Алариха 506 г.). Римское правовое наследие использовалось также в церковном праве. Особенно укоренилось римское право в Южной Франции и Италии.

Следующей стадией стало изучение и комментирование Свода законов Юстиниана. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов — комментаторов римского права. Глоссаторы, творчество которых приходится на XI—XII вв., были заняты толкованием смысла отдельных законов, логическим изложением учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источников права. Итогом работы этой школы стало издание в XIII в., приблизительно в 1250 г., юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тыс. глосс (комментариев).

Следующий этап связан с деятельностью школы постглоссаторов, очистившей и переработавшей римское право в соответствии с потребностями времени. Именно системная обработка римского права применительно к нормам канонического, городского и обычного права вывела его за рамки академической среды, сделала возможным его восприятие судебной практикой. Постглоссаторы занимались главным образом толкованием правовых понятий и отдельных положений римских кодификаций с целью выведения так называемого общего мнения или общих категорий права. Такой метод, хотя и был схоластическим, способствовал формированию теоретической базы национальных правовых систем. Одним из наиболее известных представителей постглоссаторов был Бартол де Сассоферрато (1313—1357), по имени которого это направление часто называли бартолисгами.

К началу XVI столетия схоластические методы изучения римского права утрачивают общественные симпатии и возвышаются приемы гуманистического направления. Источники права начинают изучать в их связи с живой действительностью, а также с античной литературой, историей, искусством. Центр изучения римского права перемешается во Францию, где комментаторская работа сочетается с изысканиями в области истории права. Донел- лус (1527—1591), один из представителей этого периода, стал автором 28 томов «Комментариев к римскому частному праву». Гуманисты, в отличие от глоссаторов и постглоссаторов, рассматривали право с исторической стороны и вместо комментирования фрагмента за фрагментом приступили к систематическому изложению права. В 1583 г. французский романист-гуманист Готофред подготовил сводную публикацию всех частей Кодификации Юстиниана под названием «Свод гражданского права» — Corpus iuris civilis.

Вклад гуманистической школы в создание корпуса юриспруденции был во многом обусловлен успехами в области дальнейшего совершенствования методологии права, в особенности методологии осмысления исторического развития правовых обычаев и законов. Правоведы гуманистической школы продолжили дело совершенствования и использования латинской юридической терминологии — главного рабочего инструмента юридической техники — в более широком научном, религиозном, политическом и административном обиходе.

Систематизированное и комментированное римское право стало преподаваться в университетах и, начиная с постглоссаторов, все более становилось правом, основанным на разуме и предназначенным в силу этого для общего применения. В XVI в. римское право называли «писаным разумом».

С XVII—XVIII вв. новая школа получает название школы естественного права. В силу расхождения между университетским римским правом и местными источниками права рецепция римских правовых решений происходит либо законодательным путем, либо через правовой обычай.

РЕЦЕПЦИЯ

Смотреть что такое «РЕЦЕПЦИЯ» в других словарях:

  • рецепция — и, ж. reception f., англ. reception, нем. Rezeption <лат. receptio принятие. 1. Усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде. Рецепция римского права в странах Западной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РЕЦЕПЦИЯ — (от лат. receptio принятие) 1) в физиологии осуществляемое рецепторами Восприятие энергии раздражителей и преобразование ее в нервное возбуждение.2) Восприятие правовой системы и принципов другого государства как основы национального права.… … Большой Энциклопедический словарь

  • РЕЦЕПЦИЯ — РЕЦЕПЦИЯ, рецепции, мн. нет, жен. (лат. receptio) (научн.). Усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде. Рецепция римского права в странах Западной Европы. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

  • рецепция — восприятие, приспособление, терморецепция, заимствование Словарь русских синонимов. рецепция сущ., кол во синонимов: 12 • восприятие (20) • … Словарь синонимов

  • РЕЦЕПЦИЯ — (от лат. receptio прием, принятие), восприятие и преобразование энергии различных раздражителей (термических, химических, механических, электромагнитных) в нервные сигналы, осуществляемые рецепторами. Рецепция раздражений, поступающих из внешней… … Экологический словарь

  • рецепция — (от лат. receptio принятие, прием) трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс распространяющегося возбуждения, несущий нервным центрам информацию о действии соответствующего раздражителя. Психофизическая зависимость, описываемая… … Большая психологическая энциклопедия

  • РЕЦЕПЦИЯ — (лат. receptio) в теории права означает заимствование или воспроизведение. В истории права термин Р. употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой либо национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой… … Юридический словарь

  • РЕЦЕПЦИЯ — (от лат. receptio приём, принятие), восприятие и преобразование (трансформация) энергии разл. раздражителей (механич., термич., электромагнитных, химич. и др.) в нервные сигналы; осуществляется воспринимающими чувствит. нервными образованиями… … Биологический энциклопедический словарь

  • РЕЦЕПЦИЯ — англ. reception; нем. Rezeption. 1. Восприятие и преобразование энергии раздражителей в нервное возбуждение. 2. Заимствование и приспособление данным обществом соц. и культ, форм, возникших в др. обществах и в др. эпоху. 3. Усвоение в средние… … Энциклопедия социологии

  • РЕЦЕПЦИЯ — (от лат. receptio – принятие, прием). Прием сообщения. Р. имеет значение при аудировании, чтении, зрительном восприятии картинки, фильма, предмета и др … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Рецепция римского права – один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция (от receptio – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития

Причины рецепции римского права:

– римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

– короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

– повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

– глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

– постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

3) переработка и усвоение достижений римского права.

Рецепция римского права

(в том числе основанного на нем ius commune) в Средние века и Новое время в целом также представляла собой заимствование правил, сформулированных в рамках иной правовой системы, существовавшей во II-VI вв. в Римской империи (с V в. в Восточной Римской империи). Данный процесс также предполагал ряд условий, выделенных компаративистами для заимствования права в современную эпоху: сопоставимый уровень развития торговых отношений, чувство культурной общности между народом, породившим нормы, и обществами-реципиентами, признание превосходства заимствуемых правил над прежними заменяемыми или дополняемыми нормами, а также их добровольное сознательное использование в целях совершенствования правового регулирования.

Однако от приведенных выше примеров рецепция римского права отличается рядом важных особенностей. Прежде всего, объектом заимствования было не действующее, а «мертвое» право II — VI вв., не применявшееся на Западе с V в. и в основной своей части неизвестное вплоть до юридического возрождения XII в. Указанное обстоятельство исключало как возможность наблюдать заимствуемые нормы в действии, так и (в отсутствие представлений об историческом развитии права) сколько-нибудь полно воссоздать позднеримский механизм правового регулирования.

Во-вторых, сопоставимый уровень развития производительных сил поздней Античности и зрелого Средневековья не означал тождества социальноэкономического уклада. Западноевропейское общество в момент основания Болонской школы было и еще долго оставалось преимущественно феодальным и сословным, политически раздробленным на большие и малые государственные образования, социально разделенным феодальной иерархией, сословной структурой, а также городскими гильдиями и цехами.

В-третьих, следует учитывать особенности средневекового мировоззрения по сравнению с античным. Римское право возрождалось в условиях крайне религиозного, традиционного, даже косного общества. Основным способом научного познания окружающего мира в нем вплоть до научной революции XVII в. оставалась схоластика. Под ее влиянием ученые искали истину не в жизни, а в древних авторитетных текстах. Причем в случае расхождения текста с эмпирическим знанием следовало отдавать предпочтение тексту. В теологии преклонялись перед Священным Писанием, в философии — перед трактатами Аристотеля, в юриспруденции же «писаным разумом» на все времена стал Свод Юстиниана.

Впрочем, не только университетское образование и науки, но и грамота были доступны единицам. Несмотря на чувство преемственности с древнеримским миром, западноевропейское общество жило иными ценностями и приоритетами и проецировало их на Античность, подобно средневековым живописцам, изображавшим сцены из жизни Иисуса Христа в привычной (и как будто единственно возможной) для жителей XIII-XIV вв. обстановке.

В политической жизни наиболее ярким анахронизмом, несомненно, являлась (Священная) Римская империя, восстановленная сначала победоносным королем франков Карлом Великим в 800 г., а затем германским королем Оттоном Великим в 962 г. Название данного государственного образования объясняется тем, что ее правители считали себя полноправными преемниками римских императоров.

Юридические трактаты итальянских комментаторов также обнаруживают либо незнание, либо пренебрежение исторической дистанцией между грекоримской и средневековой западной цивилизациями. Разумеется, этот фактор способствовал популяризации римского права, но не восстановлению подлинного смысла высказываний римских юристов.

Четвертой важной особенностью рецепции римского права является долгий подготовительный этап теоретического изучения Свода Юстиниана. Перечисленные отличия средневекового общества от позднеантичного препятствовали непосредственному применению текстов II-VI в. даже в XII столетии и тем более позднее. Смысл теоретического изучения Свода в университетах Северной Италии и Южной Франции заключался именно в создании адаптированной системы правил ius commune на основе римских юридических текстов, переосмысленных посредством схоластической методологии в контексте средневековых культурных ценностей. Только после указанной адаптации стало возможным использование Юстиниановых текстов на практике и их распространение по странам Западной Европы.

В-пятых, не следует забывать, что объектом рецепции были не современные кодексы, сборники абстрактных правил, а сложный казуистический материал Свода Юстиниана. Фрагменты высказываний римских юристов и распоряжения императоров в большинстве своем тесно связаны с конкретными правовыми спорами и, будучи включенными в Дигесты или Кодекс византийскими юристами VI в., оказались вырванными из контекста. Дигесты, составленные из сокращенных и скорректированных высказываний нескольких десятков правоведов I-III вв., в особенности сложны для понимания. Их мозаичный и зачастую противоречивый материал ставил в тупик не одно поколение ученых правоведов, юристов-практиков и судей Западной Европы.

В-шестых, в результате переосмысления и схоластической обработки текст Свода цивильного права приобрел именно то значение, которое в него вкладывало «общее мнение докторов права», зафиксированное в суммах, комментариях, экспертных заключениях и прочей научной литературе той эпохи. Официально в процессе рецепции Юстинианов Свод получал значение субсидиарного источника права, к которому обращались для восполнения пробелов местного права. В действительности же на основании Свода в Западной Европе с XII в. формировалась не известная римскому праву юридическая доктрина, которая стала самостоятельным источником цивильного (частного) права и ведущим фактором его развития вплоть до эпохи Просвещения и первых кодификаций гражданского права в конце XVIII в.

Учитывая отмеченные выше особенности, наиболее полным (целостным) представляется определение рецепции, сформулированное директором Института истории европейского права (Франкфурт-на-Майне) Гельмутом Коингом. Немецкий ученый отметил, что рецепция римского права в основном своем значении — сложный исторический процесс, который на протяжении XIII- XVIII вв. привел к практическому применению концепций, принципов, правил и методов ius commune в большинстве стран Западной Европы. В сочетании теоретического изучения источников римского права и практического применения научных доктрин суть рецепции также усматривает немецкий ученый итальянского происхождения Филиппо Раньери.

Другой немецкий историк права Франц Виакер смыслом рецепции считал не столько распространение в Западной и Центральной Европе адаптированных средневековыми комментаторами правил Свода Юстиниана, сколько неоспоримое интеллектуальное (научное) и социальное доминирование права во всех значимых сферах публичной жизни. Под интеллектуальным доминированием ученый понимает утверждение в правотворчестве и правоприменительной практике научных концепций, методов и подходов, разработанных в процессе создания ius commune в западноевропейских университетах XII-XIV вв., то есть новой правовой науки Западной Европы. Социальное доминирование проявилось в том, что большинство важных должностей в сфере государственного и местного управления и судопроизводства постепенно заняли лица, обученные науке ius commune в университетской среде.

Американский историк права Г. Берман указывал на важность рецепции римского права и основанной на нем юридической науки для формирования западной традиции права. Большинство основных признаков данной традиции прямо или косвенно связаны с переосмыслением древнеримского правового наследия:

• самостоятельность права, превосходство над политической конъюнктурой;

• юриспруденция как профессиональная деятельность;

• подготовка юристов-профессионалыов в специализированных учебных заведениях (университетах);

• наука права и правоведение, а не обычаи, как основные элементы права;

• закон как основа права и единый организм (система);

• способность права к развитию и росту, к эволюции и к революции;

• плюрализм юрисдикций и правовых систем.

Позиции ведущих немецких историков права особенно показательны, ведь в XIX в. именно германские ученые ввели в научный оборот термин «рецепция». Причем тогда его связь с римским правом была настолько сильна, что правоведы, говоря о рецепции, подразумевали в первую очередь римское право, и уж потом примеры из позднейшей истории. Иными словами, рецепция римского права считалась классическим примером рецепции как таковой.

Термин «рецепция» появляется в работах немецких ученых второй половины XIX в. в ходе оживленных научных споров между сторонниками романизации германского права (К. Шмит, Моддерман, Г. Белов) и его противниками (О. фон Гирке, К. фон Амира, Конрад Маурер, Андреас Хойслер). К этой эпохе относится высокопарная фраза Р фон Иеринга: «Рим трижды завоевал мир: один раз — мечом, другой раз — крестом и третий раз — правом».

Вслед за немецкоязычной историографией работы по рецепции стали появляться в отечественной науке. Среди них монографии С.А. Муромцева «Рецепция римского права» (1886) и П.Г. Виноградова «Римское право в средневековой Европе» (1910), учебник И.А. Покровского «История римского права» (1913).

В то же время термин «рецепция» крайне редко используется в историкоправовой (а не компаративистской) литературе на французском, итальянском, английском языках. Вероятно, причиной тому как языковые особенности, так и отсутствие научного противоборства между романистами и «националистами». Так, слово «reception» в английском и романских языках имеет массу бытовых значений и потому мало подходит на роль юридического термина. Кроме того, историки права XIX в. и далее предпочитали использовать иные термины: «обновление» (М. Жиро), «возрождение» (П. Виоле, Э. Глассон, А. Жиффар, Ж. Эллюль, Ф. Калассо и даже немецкий романист Ф. фон Савиньи (!), «проникновение» (М.-Л. Карлэн). В редких случаях исследователи сознательно подчеркивают разницу между «проникновением» римского права на Юг Франции и его «рецепцией» в Германии (Р. Обена).

Суть рецепции раскрывается через ее этапы. Сразу оговоримся: в литературе нередко выделяют т. н. варварский период рецепции римского права на Западе от падения Западной Римской империи до возрождения правовой науки в Болонской школе XII в. По существу речь идет об остаточном действии постклассического римского права в качестве обычного права романизированного населения вновь образованных германских государств.

Новые властители считали естественным, что германцы живут и судятся по своим обычаям, а римляне — по своим (принцип «личного закона»). Более того, германские короли санкционировали составление сборников «римских законов» для лучшего управления романизированным населением, которое по численности превосходило германцев во многих регионах на юге и юго-западе Западной Европы. Таковы «Римский закон (королевства) вестготов», или «Бревиарий» (краткое изложение) Алариха II (Lex Romana Visigothorum, 506 г.) на Пиренейском полуострове, «Эдикт (остготского короля) Теодориха» в Италии (Edictum Theodorici, 511 г.), «Римский закон (королевства) бургундов» (Lex Romana Burgundionum, 517 г.). Эти и другие сборники составлены преимущественно из источников римского права постклассического периода, прежде всего, сборников императорских конституций II-V вв. (Кодексы Григориана, Гермогениана и Феодосия II).

Влияние римского права на записи германского племенного права ограничивалось заимствованием отдельных элементов античного юридического наследия. Например, следы этого влияния исследователи усматривают в выборе латинского языка и некоторой терминологии для записи обычаев салических франков (Салическая правда).

Нет никаких оснований говорить о сколько-нибудь значительном преобразовании действующего права для романизированного и тем более для германского населения на древнеримской основе. В раннесредневековом западном обществе не было ни специалистов-правоведов, чтобы удержать юриспруденцию от деградации (вплоть до полной утраты четкости терминологии, смешения видов договоров, собственности и владения, искажения имен римских юристов, а также низкого качества копий источников), ни текстов Дигест, Кодекса и Институций Юстиниана. Формально эти законодательные акты действовали очень непродолжительное время лишь на территории Италии на основании торжественной конституции («прагматической санкции») самого Юстиниана, принятой в 554 г. после присоединения Апеннинского полуострова к Восточной Римской империи и до вторжения лангобардов, вытеснивших византийцев с основной его территории к концу VII в.

Остатки античного юридического знания выживали не в специальных правовых школах (их существование в период с VI по XI вв. на Западе не имеет надежных подтверждений в источниках), а благодаря преподаванию античной риторики в светских школах «свободных искусств» в Италии (как наиболее романизированной области Западной Европы) и монастырских школах за пределами Апеннинского полуострова. «Свободные» (то есть достойные свободного человека в греко-римском мире) искусства включали мастерство слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В рамках риторики преподавалось судебное красноречие и основы знаний о праве, разумеется, о римском, но из Институций и Кодекса, а не Дигест Юстиниана. Римская Церковь руководствовалась римским правом не только потому, что досталась средневековому миру в наследство от поздней Античности, но и потому, что именно в нем находила опору для своих имущественных прав и привилегий.

Как было показано выше, рецепция римского права в основном значении представляла собой формирование, распространение и применение на практике научного права (ius commune). В связи с этим имеет смысл оставить в стороне период до юридического возрождения конца XI-XII вв. и выделить этапы распространения научного права (ius commune).

Таким образом, основными этапами рецепции следует признать теоретическую, практическую и завершающую стадии. Теоретическая стадия предполагает чтение, толкование, комментирование и переосмысление основных источников права (Свода Юстиниана) в контексте духовной культуры своего времени. Далее переосмысленный материал источников начинает использоваться в правоприменительной практике в качестве дополнения к местному праву. И наконец, на завершающей стадии «право ученых» приводит к решительному преобразованию источников местного законодательства, судебной практики и всей юридической техники регулирования общественных отношений.

В действительности названные процессы пересекались и дополняли друг друга: теоретическое осмысление источников и доктрины «права ученых» не заканчивалось с началом практического его применения, напротив, практика давала новый материал (новые источники) ученым юристам. Возникавшая в ходе практической рецепции ius commune тесная связь научной доктрины и юридической практики давала возможность и повод университетским профессорам заниматься консультативной (экспертной) и государственной деятельностью, что способствовало дальнейшему сближению теории и практики.

Разный уровень развития стран и регионов Западной Европы позволяет понять, почему теоретическая и практическая рецепция где-то происходили раньше, где-то запаздывали. Учитывая неразрывную взаимосвязь университетской культуры и ius commune, наиболее наглядно распространение «права ученых» демонстрируют карты основания университетов в Западной Европе XII-XVI вв.

Распространение университетов и связанный с ним теоретический этап рецепции позволяют выделить европейские регионы ранней и поздней рецепции. В авангарде оказались области с наиболее высоким уровнем экономического развития (торговли), плотности населения и уровня урбанизации, а также с глубокой романистической традицией. Таковы Северная Италия, Юг Франции, христианские королевства Иберийского полуострова. Здесь теоретическая рецепция перешла в стадию практической уже во второй половине XIII — начале XIV вв. Несколько позднее к данному процессу подключились Нидерланды и западно- и южно-германские земли в составе Священной Римской империи (примерно c XVI в.). Наконец, в XVII в. влияние ius commune распространилось на Север Германии и (в гораздо более скромных масштабах) на страны Скандинавии.

Ход рецепции по отдельным странам достаточно подробно описан в работах российских дореволюционных исследователей (прежде всего П.Г. Виноградова, а также С.А. Муромцева) и зарубежных историков права (Моддерман, Г. Берман). В последующих главах данного пособия он будет раскрываться через деятельность основных правовых школ, поскольку именно они формировали доктринальную основу ius commune или косвенно способствовали ее развитию своей критикой.

Деятельность университетов в XIV в.

8 Cambridge Histories Online © Cambridge University Press, 2008

Время Школы Методология Регион События
конец

первая пол. XIII вв.

Болонские глоссаторы (Ирнерий (ум. ок. 1125), Булгар, Мартин, Гуго, Плацентин, Ацо, Аккурсий (ум. 1263) Формальнологическое толкование Свода Юстиниана как наиболее авторитетного источника общеевропейского права__________ Север

Италии, Юг Франции

Обнаружение Дигест, основание Болонской школы (1088),

Ронкальский сейм с участием учеников Ирнерия, Большая глосса

XIII- XV вв. Орлеанская школа (Ревиньи, Бельпарш), комментаторы (Одофред, де Розата, Чино, Бартол, Бальд) и канонисты (Раймонд Пеньяфортский, Остиец, Иоанн Андреа, Панормитан) Общий метод формальнологического толкования Свода Юстиниана, канонов и декреталий как основы местных законов и обычаев; юридизация жизни возникающих городских коммун, княжеств, королевств и Церкви Италия, Испания, Франция, запад и юг Германии Складывание системы ius commune; появление известных правовых школ вне Италии; начало практической рецепции в Италии, Испании, на юге Франции; учреждение Имперского камерального суда с заседателями- юристами_(1495^
Комментаторы Прежняя

формальная

логика;

Италия,

Германия

Упадок старой

комментаторской

техники;

написание

комментариев на

XVI в. Школа

гуманистов

(mos gallicus):

Альциат,

Бюде, Дуарен,

Донелл,

Отман,

Куяций,

Цазий______

критическое изучение текстов источников с помощью исторических и филологических познаний Франция

(университет

Буржа)

Основание университета в Бурже; открытие исторического контекста Свода Юстиниана; начало Реформации (1517) и поддержка идей кальвинизма
Саламанкская школа второй схоластики: Виториа, Сото, Молина, Суарес, Лессий Обновление доктрины ius commune с помощью философии Аристотеля и Фомы Аквинского Испания

(университет

Саламанки)

Тридентский собор (1545-1563); выбор официальной доктрины Контрреформации
XVII в Германская школа usus modernus: Стрик, Лаутербах, Мевий, Карпцов, Конринг, Струве Толкование ius commune в контексте современных обычаев

германских земель

Германия Начало практической рецепции в германских землях; рационализация местного права
Голландская школа usus modernus: Винний, Фут, ван Лёвен, Виссенбах Толкование ius

commune в

контексте

современных

обычаев

Нидерландов

Нидерланды Провозглашение

независимости

Нидерландов;

основание

университета в

Лейдене (1575);

публикация

«Введения в

голландскую

юриспруденцию»

Гроция (1631)

Школа нового

естественного

права: Гроций,

Томазий,

Пуфендорф,

Дома

Выведение всех норм права из естественного (природного) порядка Нидерланды,

Германия,

Франция,

издание трактата Гроция «О праве войны и мира» (1625); научная революция Галиллея, Декарта, Ньютона
XVIII в. Школа usus modernus:

Глюк, Лейзер, Бёмер

Кропотливая

разработка

доктринальных

положений

современного

римского права

(теории

гражданского

права)__________

Германия,

Нидерланды

«Подробный комментарий к Пандектам» Глюка (1790-1830, 34 тома)
школа

естественного права: Вольф, Потье

Детализированное изложение частного права на основе

естественных первопринципов; очистка

цивильного права от устаревших правил; требование простых, ясных и общеизвестных законов_________

Германия,

Франция

эпоха

Просвещения: «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748) Монтескье; теория народного представительства Руссо; подготовка проектов первых кодификаций

Приведенная таблица в самых общих чертах описывает сложный процесс развития и распространения юридической науки в ведущих странах континентальной Западной Европы. В действительности данный процесс не был прямолинейным триумфальным шествием римско-канонического права в том виде, какой ему придали комментаторы XIII-XV вв. Ius commune подвергалось критике в разные эпохи по различным основаниям.