Режим труда

Содержание

Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф

21 мая 2020 1573 5

Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха (РТО), не только потому что за нарушения положен штраф. Последствия нарушений режима — переутомление и невнимательность — часто приводят к авариям на дорогах. «Известия» приводят такую статистику: больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя. В статье расскажем:

  • По какому графику может работать водитель.
  • Учет рабочег времени водителя: сколько часов в день он может работать.
  • Что входит в рабочее время водителя.
  • Какие виды отдыха водителя существуют.
  • Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси.
  • Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя.
  • Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей.
  • Как оплатить штраф за нарушение РТО.

По какому графику может работать водитель

Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре. Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:

  • Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании сменного графика, который работодатель составляет ежемесячно.
  • Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
  • Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.

Учет рабочего времени водителя

Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учета рабочего времени сотрудника-водителя.

  1. Ежедневный. Максимальная продолжительность рабочего времени не превышает 40 часов в неделю. При пятидневной неделе — 8 часов в день, при шестидневной — 7 часов в день.
  2. Суммированный. В течение дня или недели водитель может отработать больше нормы. Главное, чтобы суммарно отработанное время не превысило месячную норму. Этот метод учета используется, если из-за специфики работы появляется необходимость продлить рабочую смену. Например, при ненормированном графике.

При суммированном методе учета рабочее время может быть увеличено до 10 часов, но не больше двух раз в неделю. Общая продолжительность управления автомобилем за неделю не должна превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.

В исключительных случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов для водителей, занятых на:

  • пассажирских перевозках в городе или пригороде,
  • перевозках на дальние расстояния, чтобы добраться до места отдыха.

Такие сверхурочные работы не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Если поездка продлится больше 12 часов, на смену заступают два водителя, а транспортное средство должно быть оборудовано местом для сна.

Что входит в рабочее время водителя

Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:

  • Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
  • Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
  • Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
  • Регламентированные перерывы. Например, для отдыха от управления автомобилем, для обогрева при работе в низких температурах или для отвода теплоты при работе в жару и другие перерывы. Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4 первых часа за рулем. А в дальнейшем — не позже чем через каждые 2 часа. Отдохнуть нужно не менее 15 минут.
  • Простои не по вине водителя.
  • Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
  • Охрана груза и автомобиля во время стоянки в транзитных пунктах.
  • Если в рейс отправляются два водителя, учитывается время пребывания сменщика на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем.

Некоторые виды деятельности водителя могут оплачиваться не в полном объеме. Время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, работодатель может оплатить только на 50%. Время на охрану груза и автомобиля на 30%. При этом, если в рейс на одном автомобиле вышли два водителя, то время охраны груза засчитывается только одному из них. Эти моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.

Пример расчета рабочего времени водителя для разных видов деятельности:

Вид деятельности

Фактическое время

Рабочее время

Охрана груза и автомобиля

2 часа

36 минут (минимум 30%)

Второй водитель был на рабочем месте, но не за рулем

4 часа

2 часа (минимум 50%)

Предрейсовый медосмотр

15 минут

15 минут

Управление транспортным средством

4 часа

4 часа

Отдых от управления автомобилем

20 минут

20 минут

Какие виды отдыха водителя существуют

Вид отдыха

Продолжительность

Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня

От 30 минут до 2 часов.

Ежедневный (междусменный) отдых

Минимум в 2 раза дольше рабочей смены. В исключительных случаях — минимум 9 часов.

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых)

Минимум 42 часа непрерывно.

Ежегодный отпуск

Минимум 28 календарных дней.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Перерывы для отдыха и питания

На перерыв может быть отведено от 30 минут до 2 часов. Если рабочий день (смена) длится больше 8 часов, то перерыва может быть два, но их суммарная продолжительность также не должна быть меньше получаса или превышать 2 часа.

Ежедневный (междусменный) отдых

Продолжительность такого отдыха, если сложить его с перерывом на отдых и питание, должна быть минимум в 2 раза больше предшествующего ему рабочего дня (смены). Например, после 8-часовой рабочей смены водитель должен отдохнуть не меньше 16 часов, прежде чем заступать на следующую.

При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых не должен быть короче 12 часов. На регулярных городских и пригородных перевозках он может быть сокращен до 9 часов. Но сразу после смены, которая шла за таким укороченным ежедневным отдыхом, водитель по письменному заявлению вправе отдохнуть не менее 48 часов. На международных перевозках водитель может отдохнуть в пунктах промежуточных остановок не менее 11 часов. Подробнее читайте в пункте 25 Приказа Минтранса №15.

В любом случае, ежедневный отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным.

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

При пятидневке — выходных два, при шестидневке — один. Общая продолжительность еженедельного непрерывного отдыха водителя не должна быть менее 42 часов. Об этом говорится в пункте 26 Приказа Минтранса №15.

При суммированном учете рабочего времени выходные каждый раз могут устанавливаться на разные дни недели согласно графикам сменности. При этом выходных в текущем месяце должно быть не меньше, чем полных недель этого же месяца.

Водители могут привлекаться на работу в нерабочие праздничные дни, если специфика их труда связана с:

  • деятельностью, приостановка которой невозможна по производственно-техническим условиям;
  • обслуживанием населения;
  • ремонтными и погрузочно-разгрузочными работами.

Другие случаи и условия привлечения сотрудников к работе в выходные и праздничные дни описаны в статье 113 Трудового кодекса РФ.

Ежегодный отпуск

Водителям, как и работникам других специальностей в России, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней.

Для водителей с ненормированным рабочим днем предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск на срок не менее 3 дней. Конкретная его продолжительность определяется нормативными документами организации, ПВТР или коллективным договором.

За вредные или опасные условия труда также полагается дополнительный отпуск минимум на 7 дней. Опасной или вредной работа признается по результатам специальной проверки. В любом случае, это должно быть указано в трудовом договоре.

Подробнее об условиях и сроках отпусков — в Главе 19 ТК РФ.

Штрафы для юридических лиц

Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси

Режим труда и отдыха водителя такси

Он мало чем отличается от описанных выше условий. В учет рабочего времени таксиста входят:

  • медосмотры до и после рейса;
  • время на прием автомобиля и его сдачу после смены;
  • непосредственно управление автомобилем;
  • простой в ожидании заказов;
  • устранение поломок и неисправностей в пути вроде долива омывателя, замены колеса и других, если они не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • перерывы на отдых от управления автомобилем;
  • мойка автомобиля, если требуется.

Водителям такси нельзя устанавливать ненормированный рабочий день.

Нерабочее время таксиста — это:

  • Перерыв на прием пищи и отдых. Обычно он ставится в середине смены и должен длиться от 30 минут до 2 часов.
  • Ежедневный (междусменный) отдых. По продолжительности он должен хотя бы в два раза превышать рабочую смену.
  • Выходные дни. При пятидневной рабочей неделе их должно быть 2, при шестидневной — один. Конкретные дни недели, которые являются выходными для таксиста, могут варьироваться.

В остальном виды отдыха для водителя такси совпадают с описанными выше.

Режим труда и отдыха водителей автобусов и грузовиков

Для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 тонн режим труда и отдыха прописан отдельно в пункте 26 ПДД РФ. Им нельзя проводить за рулем более 9 часов в сутки. Хотя возможно увеличить это время до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. При этом за неделю должно накопиться не более 56 часов за рулем, а за две подряд — не более 90 часов.

Водитель автобуса или грузовика может без перерыва управлять транспортным средством не более 4,5 часов. После он должен сделать перерыв минимум на 45 минут. Перерыв можно разделить на две и более частей другими видами деятельности. При этом первая часть отдыха должна продлиться не менее 15 минут, а последняя — непосредственно перед возвращением за руль — не менее 30 минут.

При работе в горной местности время за рулем не должно превышать 8 часов для водителей:

  • автобусов длиной больше 9,5 метров;
  • грузовиков с тяжеловесными, длинномерными и крупногабаритными грузами.

Рабочий день водителя на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах может быть разделен перерывом на две части. Перерыв должен начаться не позже первых пяти отработанных часов. Обычно продолжительность перерыва не может быть больше 2 часов, но с согласия водителя может быть увеличена до 3 часов.

При этом, если такой перерыв установлен хотя бы после четырех часов с начала рабочего дня, то до его наступления водителю предоставляется специальные перерывы для отдыха от управления автобусом. Их продолжительность должна быть не меньше 15 минут.

Перерыв между частями смены не идет в учет рабочего времени и не включает в себя обеденный перерыв. Водитель может использовать его на свое усмотрение

Какой бы ни была продолжительность перерывов, общая продолжительность смены водителя автобуса должна укладываться в нормы, описанные выше в статье.

Проверка штрафов для юр. лиц

Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их автоматически

Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя

Контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей обязан работодатель. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны оборудовать их тахографами. Подробнее о том, на какие автомобили обязательно должны быть установлены тахографы, читайте в нашей статье.

Отвечает за работу с тахографами в организации специально назначенный специалист. Если такого нет, то ответственность ложится на руководителя. Водитель должен знать, как пользоваться тахографом, следить за его работоспособностью в пути и иметь инструкцию.

Если тахограф вышел из строя в пути, водитель должен начать регистрировать режим труда и отдыха вручную: заполнять таблицу на термобумаге тахографа или начертить ее на любом листе бумаги.

Примерно в таком бланке водитель может вручную регистрировать режим труда и отдыха.

Со сломанным тахографом водитель может продолжать движение только в сторону ближайшего сервиса или стоянки. Путь с момента поломки прибора не должен занять более 7 суток. Список мастерских по ремонту и техобслуживанию тахографов в регионах России есть на сайте Росавтотранса.

Проверить, есть ли в автомобиле тахограф и его исправность могут сотрудники ГИБДД и Ространснадзора. За неисправный тахограф или его отсутствие предусмотрены штрафы.

Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей

Наиболее часто встречаются такие нарушений режима труда и отдыха водителей:

  • превышена норма времени для управления транспортным средством;
  • превышена норма рабочего времени при суммированном учете;
  • водитель направлен в длительный рейс без сменщика, особенно в ночное время;
  • руководитель не составил график работы для водителя.

Часть 3 Статьи 11.23. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает такие штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей, а именно за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и времени отдыха:

  • для водителя — от 1 500 до 2 000 рублей;
  • для должностного лица — от 7 000 до 10 000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • для юридического лица — от 20 000 до 50 000 рублей.

Как оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя

Оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха со скидкой 50% нельзя. Законом это не предусмотрено. Поэтому важно не допускать нарушений, чтобы не платить большие штрафы.

Найти и оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя можно на сайтах ГИБДД, Ространснадзора и на портале Госуслуг. Но если у организации большой автопарк и штат водителей, найти и оплатить все штрафы быстрее можно в сервисе OnlineГИБДД: проверять каждый автомобиль и водителя вручную не придется. Проверка ведется автоматически по базе федерального казначейства, в которой содержится информация обо всех штрафах юрлиц и физлиц.

Сервис отслеживает появление новых автоштрафов организации, оповещает о них и сроках оплаты в личном кабинете или по СМС.

Задайте нам вопрос

Проконсультируйтесь по вопросам внедрения сервиса по контролю штрафов в вашей организации у специалиста по телефону 8-800-250-8335.

Старые и новые требования к режиму труда и отдыха водителей

Нормативная база

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

Период

Фактическое время

Рабочее время

Предрейсовый осмотр

15 минут

15 минут

Управление ТС

30 минут

30 минут

Погрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Охрана груза

2 часа

40 минут (30 %)

Разгрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Послерейсовый осмотр

15 минут

15 минут

ИТОГО

10 часов

8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  • на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушения

Размер штрафа

1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

3. Нарушение правил использования тахографа

От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

От 1 000 до 3 000 рублей

Согласно трудовому законодательству, каждому работнику гарантировано право на нормирование рабочего времени в совокупности с его чередованием с временем отдыха.

На практике так и происходит, однако, все реже в соответствии с правилами ТК – приводимые трудовой инспекцией данные утверждают, что множество работодателей регулярно нарушает трудовые права своих сотрудников в части нормирования времени их отдыха.

Нарушение режимов труда и отдыха не только фактически лишает работника его личного времени, которым он должен распоряжаться сам, но также лишает его дополнительных средств, полагающихся ему за переработку.

Кроме таких банальных вещей, с которыми многие трудящиеся могут сталкиваться ежедневно, трудовое законодательство содержит массу других нюансов, несоблюдение которых также регулярно фиксируется инспекторами ГИТ.

Продолжая свою борьбу за соблюдение прав рабочего класса, в этот раз Карьерист.ру расскажет об особенностях предоставления сотрудникам времени на отдых, предоставления отпусков, наиболее частые нарушения законодательства в этой сфере и другие аспекты, которые важны для каждого работника.

Режим труда

Рабочим временем, согласно ст. 91 ТК, считается время, определенное внутренними документами предприятия, на протяжении которого работник исполняет порученную трудовую функцию.

Оптимальной продолжительностью времени труда в неделю считается 40 часов (8 часов в сутки). Она может быть распределена в рамках установленных трудовым распорядком режимов рабочего времени:

  • 5-дневная неделя (2 выходных);
  • 6-дневная неделя (1 выходной);
  • Ненормированная неделя при наличии скользящих выходных;
  • Неполная рабочая неделя.

Это не лишает отдельных сотрудников права на меньшую рабочую неделю — ст. 94 ТК определены ряд исключений, которые устанавливают нормы продолжительности смен для некоторых категорий трудящихся (несовершеннолетних, инвалидов, учащихся, лиц, задействованных на вредном производстве и т.д.), для которых она должна быть укороченной или наоборот, может быть повышенной. Нормативное регулирование этих положений фиксируется внутренней документацией или контрактом.

Все время, что человек работает свыше определенных распорядком или договором нормативов – считается сверхурочной работой, задействовать в которой могут лишь сотрудника, чье согласие документально подтверждено.

Исключения, когда такое согласие не требуется (ст. 99 ТК), составляют лишь случаи стихийных бедствий, техногенных аварий, катастроф, в условиях войны или чрезвычайного положения.

Кроме того, законом определены лица, привлечение которых как сверхурочно, так и ночью запрещено – это беременные женщины и несовершеннолетние.

Инвалиды, матери детей до 3-х лет, одинокие матери и отцы, а также другие «льготные» категории работников, определенные ст.ст. 96, 99 ТК, могут привлекаться к такой работе исключительно по письменному соглашению, с письменным их ознакомлением про их право на отказ руководителю.

Время отдыха

Все остальное время, которое не входит в рамки рабочего, является временем отдыха, планируемым и используемым сотрудником только по собственному усмотрению. Оно может использоваться для других работ – работник волен решать это самостоятельно.

Законодательство различает несколько видов времени отдыха, на которые имеют право трудящиеся:

  • Перерывы. Ст. 108 ТК гарантирует каждому работнику право на один перерыв в течение дня для обеда и промежуточного отдыха. Его продолжительность устанавливается внутренними документами и колеблется в пределах от получаса до 2 часов, которые не считаются рабочими. Помимо обеденного, работники могут требовать краткосрочных перерывов для реализации мелких потребностей (помыть руки, сходить в туалет и т.д.). Кроме прочего, на дополнительные перерывы могут претендовать работники, выполняющие работы на улице зимой (для обогрева), а также работники, работающие на производстве, технология которого будет требовать таких перерывов. Ст. 258 ТК также предусмотрены дополнительные перерывы для кормящих матерей.
  • Ежедневный отдых между сменами. Это период времени, от конца работы и до следующей смены. Нормативное регулирование этого времени, а также форма его предоставления в кодексе не урегулированы и, как правило, устанавливаются внутренним распорядком. По сложившейся практике, организации устанавливают такой период времени, который в 2 раза превышает время отработанной смены.
  • Выходные дни. Исходя из рабочей недели, сотрудникам может предоставляться 1 или 2 выходных дня. Исходя из ст. 110 ТК, независимо от количества дней, непрерывность отдыха должна составлять не меньше 42 часов.
  • Праздничные дни. Они определяются ст. 112 ТК. Их наличие никоим образом не может влиять на размер жалования, если работнику выплачивается фиксированный оклад. Если празднику предшествует рабочий день, то он сокращается на 1 час. В случае установления 6-дневной рабочей недели, рабочий день, предшествующий празднику, не может быть длиннее 5 часов. Привлечение в эти дни к работе запрещено, кроме случаев, определенных ст. 113 ТК.
  • Отпуска. На ежегодный отпуск вправе претендовать каждый работник, стаж работы которого превысил 6 месяцев с момента трудоустройства к конкретному работодателю. Отпуск – самый длительный период отдыха, предоставляемый работнику – 28 дней в году, которые работник вправе разделить на части (как минимум одна должна составлять две недели). Отдельным категориям предоставляются удлиненные отпуска. Рассмотрим порядок их предоставления подробнее.

Как уже сказано, каждый работник может рассчитывать на ежегодный отпуск, срок которого не может быть меньше 28 дней, если срок его непрерывной работы у работодателя составляет больше полугода.

Однако, ст. 122 ТК предоставляет возможность получить его и получения нормативного стажа – беременным женщинам, несовершеннолетним, усыновителям и прочим категориям – по соглашению с руководством.

Кроме того, отдельные категории вправе требовать дополнительный отпуск – это занятые на вредных производствах, имеющие ненормированный или особый характер работы, и прочие категории, которым работодатель счел необходимым их предоставить (ст. 116 ТК).

Все категории отпусков исчисляются днями и суммируются – в них не включаются праздничные нерабочие дни, которые выпали на отпуск.

Отметим, что ежегодный отпуск является оплачиваемым – за этот период за работником сохраняется не только его рабочее место, но и средний оклад, который выплачивается не позднее, чем за 3 дня до такого отдыха.

Один из самых спорных вопросов – очередность его предоставления. Так, законодательство определяет его очередность, в соответствии с составленным руководством графиком отпусков. Он является свободным, но, тем не менее, обязательным для всех сторон трудового контракта.

Важнейшим аспектом является то, что кроме специфики производства, он должен учитывать пожелание работника (Постановление Госкомстата № 1 от 5.01.04г.).

Более того, исходя из нормы ст. 123 ТК, он может быть предоставлен исключительно в удобное работнику время, несмотря на то, что график составляется до начала календарного года, в котором такой отпуск будет предоставляться – законодательство не исключает возможности внесения в него изменений.

Что касается случаев отзыва на работу из отпуска, то он возможен лишь по письменному согласию трудящегося. В случае если сотрудник наделен правом на дополнительный отпуск или его отпуск превышает стандартные 28 дней, то вместо таких дополнительных дней он может получить денежную компенсацию.

Если часть его такого отпуска перенесена на следующий год, то он может требовать компенсацию любого количества дней из перенесенной части.

В случае увольнения, исходя из ст. 127 ТК, сотруднику должны быть компенсированы все неиспользованные отпуска.

Отдельно отметим, что закон определяет право работника на неоплачиваемый отпускной период, необходимость в котором вызвана семейными обстоятельствами или иными уважительными причинами.

Срок, на который он выделяется, определяется сотрудником и руководством исключительно по их соглашению. Кроме прочего, ст. 128 ТК определены лица, которым такой отпуск предоставляется по их требованию обязательно.

Нарушения режима труда и отдыха

Выявление нарушений в этой области трудового законодательства является компетенцией Государственной инспекции труда.
Зачастую, подобного рода злоупотребления со стороны работодателей не мотивируют работников на обращение в правоохранительные органы.

Причины подобного рода безответственного поведения неизвестны и, вероятнее всего, представляют собой либо отсутствие уверенности в положительном исходе своей жалобы, либо являются банальной правовой безграмотностью и отсутствием желания защищать свои права.

В связи с этим, единственным способом выявить такие нарушения трудовых прав работников является проведение плановых проверок работодателей.

Систематизированные данные этих мероприятий, любезно предоставленные нам ГИТ, говорят о том, что в число самых распространенных нарушений входит:

  • Отсутствие правил внутреннего распорядка, графиков отпусков, рабочих графиков и прочей документации, которая регулирует режимы работы и отдыха.
  • Отзыв сотрудника из своего ежегодного отпуска, без предоставления на то его письменного согласия.

  • Предоставление отпуска, меньшего по сроку, чем полагающийся работнику.
  • Несоразмерное компенсирование частей отпуска денежной суммой, игнорирование обязанности компенсировать части отпуска, не отбытые работником на момент увольнения.
  • Несоблюдение нормирования труда для сотрудников, трудоустроенных по совместительству.
  • Игнорирование минимального срока еженедельного непрерывного отдыха и т.д.

Несмотря на проведение регулярных проверок, по словам инспекторов ГИТ, ситуация в этой области не идет на улучшение – всему виной отсутствие у работников отстаивать свои права.

Поэтому Карьерист.ру очередной раз настоятельно рекомендует – в случае обнаружения нарушений трудового законодательства, обращайтесь в территориальное отделение ГИТ. Помните, спасение утопающих дело рук самих утопающих!

Разместить резюме Добавить вакансию

10.4. Виды режимов труда и отдыха

Режим труда и отдыха — это установленный для каждого вида работ порядок чередования и продолжительность периодов работы и отдыха. Различают следующие виды режимов труда и отдыха: сменный, суточный, недельный, месячный и годовой.

Главными элементам», составляющими сменный режим труба и отдыха, являются установленная общая продолжительность рабочего дня. время начала и окончания работы, время предоставления и продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность других регламентированных перерывов на отдых.

Суточный резким труда и атоыха включает установление количества к чередования смен, начата и окончания работы в сменах, перерывов на отдых и сон.

Резким труда и отдыха па протяжении недели {месяца) определяется установленным количеством рабочих дней и часов в неделю (месяц), порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, а также чередования работы в различные смены.

Годовой режим труда и отдыха обусловлен общим количеством часов и дней работы за год. установленной периодичностью и длительностью основных и дополнительных отпусков.

Теоретическая основа разработки рациональных режимов труда и отдыха — современные представления о физиологии трудовых процессов. Трудовая деятельность человека осуществляется в порядке совместного функционирования различных систем организма, направляемых созданными в центральной нервной системе организма за время его предшествующей деятельности динамическим стереотипом и доминантами. Наличие динамического стереотипа и доминант устанавливает определенный уровень работоспособности организма, время поддержания которого в большой степени зависит от тяжести и напряженности трудовой деятельности, а также от существующих условий труда, от сменности работы.

Рациональная, физиологически оправданная организация режима труда и отдыха в течение суток может быть обеспечена, если учитывать суточную периодику физиологических функций.

О. Граф еще в 1934 г. предложил физиологическую кривую (рис. 19), в которой отражен период наиболее низкого уровня работоспособности, неблагоприятный для работы: между 1-3 часами ночи.

Исследования состояния физиологических функций человека и динамики работоспособности по производственным показателям (при прочих равных условиях) в процессе работы позволяют выявить определенную закономерность в течение рабочей смены. Она сводится в основном к следующему: в начальный период наблюдается фаза врабатывания, затем фаза устойчивой работоспособности и, наконец, фаза снижения работоспособности, наступающей в результате развивающегося утомления (рис. 20).

Первая фаза врабатывания или нарастающей работоспособности соответствует начальному периоду работы, когда рабочий динамический стереотип совершенствуется, упрочивается за счет подкрепления правильных (т.е. ведущих к решению трудовой задачи при наименьших затратах времени и энергии) вариантов согласованной деятельности различных функциональных компонентов рефлекторной системы.

Важным фактором укрепления и уточнения рабочего динамического стереотипа в процессе врабатывания является формирование доминанты, обеспечивающей нормальное протекание выполняемой работы.

В результате действия вышеуказанных механизмов в процессе врабатывания уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным. Это выражается в улучшении психофизиологических показателей и результатов труда.

В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека эта фаза длится от нескольких минут до \Vi часов, а иногда и больше.

Для второй фазы высокой устойчивой работоспособности характерно сочетание высоких показателей результатов труда с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций. В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2Vi часов и более.

В третьей фазе в результате развивающегося утомления снижается функциональная дееспособность основных работающих структур организма человека, и работоспособность начинает уменьшаться. Снижение работоспособности проявляется в увеличении времени протекания рефлексов, притуплении внимания, появлении лишних движений, ошибочных реакций» замедлении скорости решения задач, ухудшении состояния сердечнососудистой системы. Одновременно с этим ухудшаются обычно и производственные показатели.

Таким образом, динамика работоспособности за смену графически представляет собой, кривую, нарастающую в течение первых часов, поддерживающуюся затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. Но при этом после обеда фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается быстрее в связи с более глубоким утомлением.

Характер кривой работоспособности зависит от скорости появления и глубины утомления, что определяется особенностями труда. Поэтому на практике встречаются отклонения от типичной классической кривой работоспособности, которые проявляются в большей или меньшей выраженности фаз, иногда с полным отсутствием какой-либо из них.

Наличие резких колебаний работоспособности к кратковременность высокой устойчивой ее фазы признак повышенной тяжести труда, для которой характерно рано развивающееся утомление.

Научно-обоснованные режимы труда и отдыха должны быть направлены на то. чтобы процесс врабатывания происходил бы достаточно быстро, период устойчивой работоспособности занимал бы максимум рабочей смены, а спаи работоспособности был бы отодвинут к ее концу. Следует стремиться к стабилизации высокого уровня работоспособности а течение рабочего дня. Это один из важнейших общих принципов разработки рациональных режимов труда if отдыха— принцип «выравнивания.» кривой работоспособности.

Второй принцип — учет специфики производства гласит: при выборе оптимального режима труда и отдыха требуется также исходить из необходимости лучшего использования производственных фондов и обеспечения наивысшей эффективности производства. Режимы труда и отдыха должны строиться применительно к наиболее рациональному производственному режиму, с тем, чтобы обеспечить нормальное течение технологического процесса, достижение общеорганизационных целей. Так, на тех предприятиях, фирмах, которые должны функционировать в течение круглых суток и на протяжении всех календарных дней, устанавливается непрерывный режим работы. Он предполагает трехсменную и даже четырехсменную работу, что не может не отразиться на других сторонах режима труда и отдыха работников. Прерывный режим работы может быть одно-, 2-х и 3-х сменным.

Третий принцип разработки рациональных режимов труда и отдыха — учет характера, тяжести и напряженности труда, особенностей изменения работоспособности человека в различных производственных условиях.

Четвертый принцип — сочетание корпоративных и личных интересов — предполагает учет и удовлетворение в определенной степени личных интересов работников, отдельных категорий работников (женщин, молодежи, учащихся и т.д.) и персонала в целом.

Система обслуживания рабочего места

Проектирование организации обслуживания рабочих мест должно проводиться в следующем порядке:

— установить состав и объем функций обслуживания и их распределение между исполнителями;

— установить формы обслуживания и условия их применения, имея в виду, что данное рабочее место функционирует в условиях мелкосерийного производства.

Условия труда и отдыха рабочего места

Условия труда — это совокупность элементов производственной и экологической среды и собственно трудового процесса, оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека, его здоровья, работоспособность, чувства удовлетворительности трудом и т.д. Улучшения в условиях труда должно способствовать снижению утомления, повышению работоспособности, что в конечном итоге приводит к снижению затрат времени на изготовление продукции и улучшению ее качества.

Условия труда на каждом рабочем месте складываются под воздействием факторов, разнообразных по происхождению, форм проявления, значению характеру действия. Эти факторы могут быть объединены в следующие группы:

— Санитарно-гигиенические, определяющие внешнюю среду в рабочей зоне и включающие в себя микроклимат, состояние воздуха, шум, вибрацию, ультразвук, излучения, освещение, контакт с водой, маслом, токсичными веществами, санитарно-бытовое обслуживание.

— Психофизиологические, определяемые конкретным процессом труда и включающие в себя физическую нагрузку и нервно-психическое напряжение, рабочую позу, степень внимания и восприятия.

— Эстетические, способствующие формированию положительных эмоций у работников (оформление интерьера, оснастка рабочих мест, производственная одежда, озеленение, применение функциональной музыки).

— Факторы определяющие режим труда и отдыха для обеспечения высокой работоспособности человека в течении рабочего дня.

Санитарно-гигиенические условия труда

Целью создания наиболее благоприятных условий труда все элементы производственной сферы необходимо тщательно исследовать и проводить в соответствии с нормативами.

Метеорологические условия характеризуются температурой, влажностью и скоростью движения воздуха на рабочих местах. Оптимальные микроклиматические условия образуются при сочетании параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжения реакций терморегуляций.

Оптимальные допустимые метеорологические условия для рабочей зоны помещения устанавливаются санитарными нормами и правилами, которые учитывают время года, категорию работ по тяжести, характеристику помещения по количеству выделяемого тепла.

Для создания наиболее благоприятных метеорологических условий на рабочих местах и в производственных помещения, в том числе кабинок управления техническими средствами необходимо герметизировать оборудование, теплоизолировать источники тепла, укрывать и изолировать поверхность испарения жидкостей, совершенствовать приточно-вытяжную вентиляцию, устанавливать кондиционеры, регулировать влажность воздуха, температура нагретых поверхностей оборудования на рабочих местах не должна превышать 40°С на металлических рукоятках и органов управления и 50°С на материалах с низкой теплопроводностью. Для этого используют приспособления, предотвращающие или резко ограничивающее выделение тепла.

Одним из важнейших факторов производственных условий является шум. Вредное воздействие шума на организм проявляется поражением органов слуха и центральной нервной системы. Шум представляет собой волнообразное механическое колебательное движение частиц упругой среды, важной характеристикой которого является частота колебаний, измеряется в герцах (Гц). Различают низкочастотные шумы с частотой до 400 Гц, среднечастотные (400-1000 Гц) и высокочастотные (более 1000 Гц). Установлено, что утомляющее и повреждающее действие шума пропорционально его частоте. Интенсивность шума измеряется в децибелах (дБ). Как показали исследования физиологов, нормальные условия сохраняются на рабочих местах при следующих уровнях шума: низкочастотного до 85 дБ. среднечастотного — до 75 дБ, высокочастотного -до 65 дБ. Недопустимыми считаются условия труда при уровне шума: низкочастотного — свыше 100 дБ, среднечастотного — свыше 85-90 дБ, высокочастотного — свыше 80 — 85 дБ.

Поскольку повышенный шум воздействует на органы слуха, вызывая утомление, снижая внимание, и приводит к другим изменяемым физиологических и психических функций, необходимо проводить комплекс мероприятий по борьбе с шумом. Для снижения влияния шума необходимо применение звукопоглощающих материалов в конструкциях машин и механизмов, являющихся источниками шума: размещение наиболее шумного оборудовании в отдельных боксах с выносом пульта управления и наблюдения в звукоизолированные помещения или применения для такого оборудования звукоизолирующих кожухов, облицовка потолка и стен различными звукопоглощающими материалами, а также применение подвесных штучных звукопоглотителей различной толщины и формы. Для индивидуальной защиты от шума могут использоваться шлемы, наушники, антифоны, слуховые пробки, и др.

Для уменьшения вибрации на рабочих местах необходимо применять различные приспособления, гасящие вибрацию или исключающие контакт работающих с вибрирующем инструментом.

Одним их важнейших условий совершенствования организации труда является рациональное освещение. Рациональное освещение должно соответствовать гигиеническим требованиям. Важнейшими из них является частота различения, контрастность и цветовая чувствительность, скорость зрительного восприятия, устойчивость ясного виденья.

В производственных помещениях используют 3 вида освещения: естественное, искусственное и смешенное.

Наиболее благоприятным для человека является естественное освещение. В помещениях с недостаточным для зрительной работы естественном освещением его постоянно дополняют искусственным, которое подразделяется на общее (для всего производственного помещения), местное (непосредственно на рабочем месте) и комбинированное, сочетающее общее и местное освещение.

Искусственное освещение дополняет естественное и должно создавать равномерное освещение рабочих поверхностей, не вызывать зрительного дискомфорта и состояния ослепленности, обеспечивать благоприятный спектральный состав и хорошие условия тенеобразования.

Для проведения мероприятий по улучшению освещенности необходимо принимать во внимание нормы, определяющие минимальный уровень освещенности для работ различной точности в зависимости от характеристики фона, контраста объекта различения с фоном, источника освещения (газоразрядные лампы или лампы накаливания) и характера освещения (общее, местное или комбинированное). Следует учитывать, что уровень освещенности должен возрастать по мере повышения точности работ. Для работ малой и очень малой точности нормы освещенности установлены от 100 до 300 лк для газоразрядных ламп и от 50 до 300 лк для ламп накаливания.

Чистота воздушной среды на производстве обеспечивается ликвидацией таких загрязнений, как пыль, газ, пар. Для каждого вида загрязнений санитарными нормами установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Наиболее эффективным средством борьбы с вредными примесями в воздухе является комплексная механизация и автоматизация «пылящих» технологических процессов, герметизация оборудования. Для удаления вредных примесей из воздушной среды наиболее эффективно применение приточно-вытяжной вентиляции. На работах с большим выделением пыли, газов, тактических веществ применяются средства индивидуальной защиты: противопылевые респираторы, противогазы, очки, спецодежда, защитные пасты, мази и др.

Эстетические элементы условий труда

Эстетические условия труда определяются рациональной конструкцией вещественных элементов, уровнем художественного проектирования производственной среды, современной цветовой организацией пространства, а также декоративным озеленением, выбором рабочей одежды. Внедрением функциональной музыки.

Важную роль в создании благоприятной производственной обстановки играет цветовое оформление интерьера. При этом цвет используется как средство информации и как фактор психологического комфорта. Как средство информации цвет может быть использован для ориентации работающих в производственной среде и рабочем оборудовании. Установлены следующие значения цветов: красный — запрещено, непосредственная опасность, средство пожаротушения; желтый — предупреждение, возможная опасность; зеленый — разрешающий, свидетельствующий о безопасности; синий — указание, информация.

Особое внимание должно уделяться окраске оборудования, при этом корпуса машин и оборудования рекомендуется окрашивать в светлые не яркие тона, а органы управления для привлечения к ним внимания — в более яркие; основания. Подставки, станины можно окрашивать в более темные тона. При выборе окраски вспомогательного оборудования следует ориентироваться на цвет основного оборудования. Травмоопасные узлы и места оборудования должны быть окрашены в оранжевый цвет. Наиболее опасные в отношении травматизма части транспортных средств следует окрашивать в желто-оранжевый цвет с четными полосками.

Большое значение имеет правильный выбор цвета для окраски производственных помещений и интерьера. Выбор цветового оформления определяется характером труда. На работах, требующих физических и нервных нагрузок, в цехах с высоким температурным режимом рекомендуется для отделки использовать светлые тона голубого, серо-голубого, зелено-голубого и других спокойных и холодных цветов. Работа умственная или с невысокими физическими нагрузками легче выполняется в обстановке теплых цветов, повышающих активность организма. Кроме того, цвет имеет и организующее значение. В определенный цвет необходимо окрашивать проходы, проезды, места складирования.

Созданию здоровей и комфортной обстановки производственной среды на предприятии способствует озеленение. Растения очищают воздух, снижают уровень производственного шума, оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние человека, особенно в зоне отдыха рабочих.

Режим труда и отдыха

Режим труда и отдыха — это четко устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования и продолжительности периодов работы и отдыха. Режим груда и отдыха должен строиться исходя из изменения работоспособности человека в течение суток. Существует определенный биологический ритм в изменении работоспособности человека. Наиболее типичным является наличие в течении суток двух максимальных и двух минимальных точек работоспособности. Максимальная работоспособность наблюдается в утренние часы, а в ночное время происходит резкое ее снижение. Необходимо контролировать спад работоспособности и восстанавливать сс после отдыха, не нарушая биологических ритмов.