Россия борьба с коррупцией

Меры борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в России напрямую связана с выработкой концептуальной антикоррупционной политики. Безусловно, кроме идей по борьбе с коррупцией необходима четкая программа и политическая воля высших должностных лиц.

Представляется, что основными мерами по снижению коррупции в России будут являться минимизация основных факторов, способствующих коррупции.

Антикоррупционная программа должна обеспечивать системное применение экономических, социальных, правовых, организационных, воспитательных и других мер. В данном учебнике эти меры раскрываются с учетом норм Федерального закона «О противодействии коррупции».

Экономика и сфера финансов. Совершенствование механизмов и разумное сужение сфер государственного присутствия в экономике должны уменьшать проявления коррупции. Тот же эффект дает наведение порядка в сфере государственных финансов. Вот только несколько направлений этой работы.

  • 1. Резкое сокращение объема функций, выполняемых органами государственного и муниципального управления в хозяйственной деятельности. Акцент должен быть смещен на первоочередное выполнение государственным аппаратом задач по охране собственности граждан и юридических лиц, обеспечение свобод по реализации предпринимательской инициативы.
  • 2. Укрепление и обеспечение открытости бюджетной сферы. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками.
  • 3. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров и другие подобные меры дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.
  • 4. Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую (следовательно, в более высокой степени зараженную коррупцией) зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.
  • 5. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.

Социальная сфера. 1. Коммерциализация части социальных (в том числе коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный и дефицитный рынок услуг в нормальный.

2. Делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов) – одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции. Общественные организации, получающие по конкурсу и на условиях контракта право на реализацию отдельных государственных функций, более подвержены общественному контролю, менее бюрократизированы. Кроме того, они актуально направлены больше на решение основной задачи, а не на укрепление института, как это свойственно бюрократическим системам. Тем самым решаются сразу три важные задачи: ограничивается низовая коррупция, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти.

Правовые меры. Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.

Это одна из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы, актуальность которой вряд ли нуждается в обосновании. Здесь необходимо:

  • • совершенствовать работу всей судебной системы;
  • • гарантировать достойное обеспечение судей;
  • • усовершенствовать систему подготовки и отбора кадров;
  • • укрепить арбитражные суды, обеспечить бо́льшую процедурную и информационную надежность их работы;
  • • развить административную юстицию.

Политическая воля государства на устранение и предупреждение коррупции отражается прежде всего в системе норм законодательства РФ.

Правовое регулирование должно затрагивать два уровня:

  • 1) меры по предупреждению коррупции и контролю над ней как за явлением, имеющим экономический, политический, управленческий, правовой, этический аспект;
  • 2) меры по предупреждению, выявлению, доказыванию и наказанию виновных и их соучастников по конкретным фактам коррупции, а также меры по устранению и возмещению вреда.

Реализация антикоррупционной программы по перечисленным выше направлениям должна подкрепляться:

  • • подготовкой и принятием ряда законодательных актов, охватывающих разные сферы регулирования, среди которых могут быть: закон о лоббизме, о парламентской этике, о конфискации имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок (существует опыт применения подобного законодательства в Италии), о борьбе с организованной преступностью;
  • • дополнением законодательства о декларировании доходов и расходов имущества высшими должностными лицами и государственными служащими. Задача – обеспечение прозрачности доходов государственных (муниципальных) служащих, иных должностных лиц и членов их семей. В этой связи в ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» отмечено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю). Статья 8.1 данного Закона гласит, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ или нормативными актами Центрального банка РФ, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами ЦБ РФ. Статья 7.1 Закона «О противодействии коррупции» устанавливает запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • • дополнением в основы законодательства о государственной службе. Например, введение ограничений для чиновников на переход на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были ему прежде подконтрольны или были связаны с ним в соответствии с его компетенцией; введение норм, позволяющих увольнять с государственной (муниципальной) службы лиц за коррупционные деяния, не повлекшие существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций;
  • • дополнениями в действующее законодательство, в результате которых будут признаваться недействительными сделки, договоры, полученные от органов власти лицензии и разрешения, если установлено, что они обязаны своим появлением коррупционным действиям;
  • • совершенствованием выборного законодательства;
  • • развитием административного законодательства: коррупционные деяния, не являющиеся преступлениями, должны быть переведены из разряда дисциплинарных в разряд административных проступков. Нормы административного права должны обеспечивать всесторонний общественный контроль за деятельностью публичных должностных лиц и органов власти.

Укрепление местного самоуправления. Можно значительно уменьшить низовую коррупцию, введя реальную зависимость системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние на формирование эффективного местного самоуправления (очень показателен в этом вопросе финский опыт).

Однако местное самоуправление должно развиваться параллельно с борьбой с коррупцией и организованной преступностью. В противном случае местное самоуправление попадет под контроль преступности.

Укрепление независимых контрольных структур. К числу таковых, по мнению экспертов, могут относиться следующие.

Федеральное Собрание при условии жесткой процедурной регламентации при осуществлении контрольных функций. В противном случае сами эти функции могут стать источником коррупции.

Счетная палата РФ – влиятельный контрольный орган в России. Уже сейчас его активность приносит казне в 20 раз больше, чем затрачивается на его финансирование.

Институт Уполномоченного по правам человека – также эффективное средство ограничения коррупции. Очевидный пример, относящийся к его сфере ведения, – обеспечение прав граждан на информацию о деятельности государственных органов.

Реформа исполнительной власти. На этом направлении предполагается решение следующих задач.

  • 1. Оздоровление государственного и муниципального аппарата, жесткая регламентация прав, обязанностей и ответственности чиновников.
  • 2. Усиление гласности в деятельности органов власти с целью получения населением информации об их планах, о решениях и действиях. Цель – налаживание общественного контроля за властью. Возможности населения получать информацию должны обеспечиваться законодательно предусмотренной обязанностью властей предоставлять эту информацию и неукоснительными санкциями за ее нарушение.
  • 3. Четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг повышает эффективность управления и способствует снижению коррупции.
  • 4. Введение персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом. Сейчас у нас в отличие от большинства других стран основная часть подобных решений принимается коллегиально, а коллективная безответственность – замечательный щит для коррупции.

На значимость этих мер указал В. В. Путин: «Не нужно стесняться повышать материальное благосостояние, заработную плату чиновников, но их деятельность должна быть прозрачной, открытой и абсолютно понятной обществу».

  • 5. Создание надлежащей системы государственных закупок и управления публичными финансами, основывающейся на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений. Там, где это невозможно, должны применяться жесткие спецификации и стандарты на продукцию и услуги.
  • 6. Уменьшение монополии и создание конкуренции в сфере оказания государственных услуг. Рынок коррупционных услуг функционирует по законам «экономики дефицита», поэтому необходимо всячески облегчать доступ граждан к государственным услугам.
  • 7. Избавление от внебюджетных фондов, осуществляющих выплаты чиновникам. Бюджетное недофинансирование органов исполнительной власти заставляет их создавать внебюджетные фонды, пополняемые за счет отчислений, связанных, как правило, с выполнением ведомством своих функций (платежи, штрафы и т.п.). Внебюджетные фонды контролируются гораздо слабее, что способствует разрастанию коррупции.
  • 8. Совершенствование конституционной системы сдержек и противовесов. Пока объективно сохраняется зависимость (особенно материальная) законодательной и судебной властей от исполнительной, слаб парламентский контроль за исполнительной властью.

Реформа государственной службы. Чтобы противостоять коррупции, нужно прежде всего реформировать всю нынешнюю систему государственной службы, превратив ее в службу гражданскую, где чиновник, получая достойное вознаграждение и социальную защиту от государства, будет работать в интересах граждан и общества, опираясь на Конституцию РФ и законы. Эксперты выделяют в этой области следующие задачи.

  • 1. Создание системы набора, прохождения и продвижения по службе, выхода в отставку служащих, основывающейся на следующих принципах:
    • • эффективность и прозрачность, безупречность работы, справедливость и личные способности;
    • • надлежащая процедура отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются наиболее уязвимыми с точки зрения коррупции, и ротация в надлежащих случаях таких кадров на этих должностях;
    • • установление справедливых окладов и надлежащего вознаграждения с учетом уровня экономического развития страны;
    • • осуществление образовательных и учебных программ с тем, чтобы служащие могли удовлетворять требованиям правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций.
  • 2. Отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев». Установление для руководителей в органах исполнительной власти ограничивающих квот на включение в круг своих подчиненных «политических назначенцев» дает полезный эффект. Присутствие в окружении начальника карьерных чиновников, меньше зависимых от воли этого начальника, уменьшает возможность его коррупционного поведения.
  • 3. Принятие этического кодекса государственного служащего, содержащего стандарты поведения, что позволит формировать на государственной службе моральную обстановку, при которой уменьшается вероятность коррупционных действий. Такой кодекс не должен быть совокупностью призывов общего характера, он должен содержать конкретные стандарты поведения, нарушение которых повлечет вполне определенные (императивные) меры юридической ответственности, поощрять неподкупность, честность и ответственность должностных лиц.
  • 4. Создание работающего механизма разрешения конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе.
  • 5. Усиление роли закона в действиях чиновников неизбежно способствует ограничению коррупции. Для этого могут понадобиться, в частности, следующие меры:
    • • разграничение компетенций чиновников;
    • • уменьшение сферы действия личного усмотрения;
    • • установление жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам всегда и полностью известны их права и обязанности чиновников;
    • • ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонение от предписанного законами поведения;
    • • обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов власти.

Как отметил В. В. Путин, «надо поставить чиновника в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества».

6. Повышение престижа государственной службы. Необходимо избавляться от вредного мифа «воруют все», создающего дополнительный благоприятный фон для распространения коррупции. Большая ответственность в этом процессе должна лечь на СМИ. Полезно введение профессиональных конкурсов на низовом уровне и корпоративных наград за честность и профессионализм на среднем и высшем уровнях бюрократии. Здесь можно объединить усилия государства и активность негосударственных организаций.

Поддержка институтов гражданского общества. Как уже отмечалось, коррупция в России глубоко встроена в систему социальных отношений, истоки ее лежат в общественном устройстве и имеют социально-психологический характер. Поэтому победить коррупцию можно только с привлечением к этой борьбе всего общества, каждого гражданина. Без участия общественности нельзя обуздать низовую коррупцию, поскольку на нижних уровнях управления коррупция малочувствительна к властным импульсам, идущим сверху, она может быть потеснена только при напоре снизу, усилиями граждан и институтов гражданского общества.

Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей. Это участие следует укреплять с помощью таких мер, как:

  • • усиление прозрачности процессов принятия решений и содействие вовлечению населения в эти процессы;
  • • обеспечение эффективного доступа населения к информации;
  • • проведение мероприятий по его информированию, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах;
  • • уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции.

Реализуя программу борьбы с коррупцией, власть должна эффективно привлекать к этому широкие общественные круги, в первую очередь предпринимательские, и независимые СМИ. Особое внимание должно быть уделено воспитанию правового и гражданского сознания и получению навыков поведения в демократическом правовом обществе, в том числе навыков антикоррупционного поведения. Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах.

Институциональные меры. Власть в России неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, предпринимались отдельные достаточно жесткие меры, но большого эффекта они, к сожалению, не дали. Существуют специальные организации, занимающиеся проблемами противоборства коррупции, например Комиссия по противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрании РФ, Совет по борьбе с коррупцией при Президенте РФ, Национальный антикоррупционный комитет. Насколько эффективна их деятельность и необходимо ли создавать еще какие-либо подобные учреждения для реализации антикоррупционной программы – вопрос сложный и дискуссионный. Здесь главное, на наш взгляд, заключается в том, чтобы поскорее оставить в прошлом пустые разговоры, шумиху и «кампанейщину» в этой сфере и перейти к точным и реалистичным мерам борьбы и предупреждения коррупции.

Укрепление правоохранительной системы. Коррумпированность правоохранительных органов, недостаточная квалификация кадров, занимающихся борьбой с коррупцией, называются в числе главных препятствий для реализации антикоррупционной программы. Поэтому совершенствование их работы – одна из первоочередных задач. При ее решении необходимо:

  • • повышение заработной платы работников правоохранительных органов (к этой категории целесообразно относить, естественно, налоговые и таможенные службы). В дальнейшем их содержание должно превосходить содержание работников гражданских служб;
  • • повышение уровня технического обеспечения, внедрение современных информационных технологий;
  • • кадровое обновление;
  • • нравственное и профессиональное воспитание сотрудников, повышение их образовательного уровня, в том числе в сфере причин, условий, борьбы и предупреждения коррупции.

Ослабление влияния коррупции на политику. Первая задача – уменьшить влияние коррупции на процесс выборов. Борьба за чистоту и прозрачность выборных процедур, прежде всего финансирования избирательных кампаний, абсолютно прагматична. Для этого необходимо пересмотреть нынешнее выборное законодательство и практику.

Вторая задача – уменьшить влияние коррупции на деятельность законодательных органов. Для этого надо упростить процедуру привлечения депутатов к уголовной ответственности. Понадобится ужесточить контроль за процедурной стороной законотворчества. Очень важен усиленный общественный контроль за деятельностью законодательных органов.

Воспитание, пропаганда и образование. Этот комплекс мер очень важен, так как ни один закон не в состоянии работать в обществе, в котором низки нравственные и моральные устои. Он должен реализовываться по следующим направлениям:

  • • популяризация примеров успешных антикоррупционных программ в других странах;
  • • борьба в СМИ с мнением о том, что Россия обречена на коррупцию;
  • • стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную ими информацию;
  • • разработка, постоянное применение и использование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей;
  • • создание системы «локальной гласности» для информирования населения о действиях наиболее «выдающихся представителей» низовой коррупции (главным образом, силами общественных организаций);
  • • постоянное информирование общества о ходе реализации антикоррупционной программы (выпуск бюллетеней, информационных материалов и т.п.);
  • • изучение в рамках образовательных программ (в школах, вузах) такого явления, как коррупция, ее опасности, причин и условий, мер противодействия и предупреждения;
  • • формирование порицания и нетерпимости к пей, воспитание ответственности и взаимного участия в строительстве демократического государства, традиций гражданского общества.

Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах.

7 оригинальных методов борьбы с коррупцией

Коррупция есть везде: от Сомали до Новой Зеландии. Результаты одного из опросов, проведенного среди предпринимателей в 127 странах мира, показали, что взятка имеет место в каждой седьмой сделке. Коррупцию невозможно искоренить полностью, это уже доказанный историей факт. Но можно значительно снизить ее уровень, уменьшить разрушительные последствия этого порока для экономики и общественной жизни.

Kaktakto собрал 7 оригинальных методов борьбы с коррупцией, которые придумали в разных странах мира.

№1. Нулевая купюра

В Индии, где взяточничество превратилось в норму, общественной организацией по борьбе с коррупцией «Пятая колонна» в 2010 году была выпущена купюра, которой предлагается рассчитываться с вымогателями. Выглядит эта банкнота так же, как обычная, но вместо надписи «подделка денег преследуется законом» имеется предупреждение — «взяточничество преследуется законом». Купюра имеет номинал ноль рупий. По сообщениям представителей «Пятой колонны», общество с энтузиазмом восприняло эту идею, и тираж банкнот разошелся очень быстро. Продажные чиновники вспомнили о тюремных сроках и плохой карме.

№2. Неподкупный воин

В 2007 году в Китае была создана онлайн-игра «Неподкупный воин», которую только за первую неделю скачали более 100 тыс. пользователей. Главный герой игры сражается с коррумпированными чиновниками с помощью оружия, магии и пыток. После уничтожения всех противников, повышения собственной морали и нравственности герой попадает в мир без взяточничества и подлости.

№3. Антикоррупционное тай-цзи

Госслужащие в Китае посещают специальные курсы, на которых их учат, как бороться с соблазном брать взятки. Они медитируют, укрепляют силу духа и занимаются специальными силовыми упражнениями. С семьями чиновников также проводится профилактическая работа. Так, для госслужащих, их супруг и детей устраиваются экскурсии в тюрьму, где отбывают наказание осужденные за взятки.

№4. Коррупционный тур

Мексика — одна из самых криминогенных и коррумпированных стран. С недавних пор в одном из крупнейших городов страны, Монтеррее, действует новый экскурсионный маршрут — Corruptour (Коррупционный тур). Голубой автобус, разрисованный портретами местных политиков, крыс и свиней в костюмах с сумками денег, провозит пассажиров по наиболее «коррумпированным» уголкам города, где больше всего разворовывают средства налогоплательщиков. А для контраста в маршрут автобуса включены бедные кварталы, где люди едва сводят концы с концами. Проезд в автобусе бесплатный, тур длится около часа. По мнению инициаторов тура, Монтеррей — идеальный город для демонстрации результатов безнаказанного злоупотребления властью и растраты общественных средств. Такая экскурсия призывает местных жителей задуматься над тем, кого избирают в органы власти, и объединиться в борьбе с коррупцией.

№5. Эротическая атака против коррупции

В России также решили пустить в ход нестандартные методы борьбы против коррупции. В 2011 году общественное молодежное движение «Наши» выпустило специальный календарь под названием «Секс против коррупции». В нем девушки в нижнем белье фотографировались рядом с фразами: «Научу жить без взяток», «Вылечу от коррупции», «Не выйду замуж за коррупционера», «Перевоспитаю взяточника», «Оттарабаню за взятку» и т. п.

№6. Презумпция коррумпированности

Еще 30 лет назад коррупция в Гонконге считалось обычным делом, и 90% госслужащих были коррумпированы. В 1974 году была организована госструктура под названием «Независимая комиссия против коррупции» с очень высокими зарплатами сотрудников и офицерами, подчиняющимися лично губернатору. Госслужащим приходилось самим доказывать, что имущество было приобретено ими законно. Если этого не удавалось, их ждал арест и конфискация имущества. Также большую роль в борьбе с коррупцией сыграли граждане, которые участвовали в работе Независимой комиссии путем жалоб, информируя власти о случаях мздоимства. Результат был налицо — в 2017 году в рейтинге стран по индексу восприятия коррупции Transparency International Гонконг занял 12-ю строчку.

№7. Гражданский досмотр

В Южной Корееключевую роль в борьбе против коррупции сыграл закон «О борьбе с коррупцией», вступивший в действие в Южной Корее с 1 января 2002 года. Каждый совершеннолетний гражданин получил право инициировать проверку в отношении любого чиновника. Закон обязал главный антикоррупционный орган страны – Комитет по аудиту и инспекции – начинать расследование по любому заявлению. Политика открытости функционирования бюрократического аппарата и действие антикоррупционного закона привела Южную Корею на 50-е место в рейтинге Transparency International.

Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы

В настоящее достаточно много говорится о борьбе с коррупцией. Неоднократно отмечался разрушительный характер существующей высокой коррумпированности на государственное развитие и устройство, мировоззрение граждан, на всю экономику в целом. Противодействие коррупции становится одной из самых злободневных задач и приоритетных направлений правовой реформы в России. Проблема коррупции часто освещается в СМИ, публичных выступлениях. Разрабатываются различные направления, методы борьбы с коррупцией.

Но чтобы решать проблему, необходимо изучить её истоки, выявить причины возникновения коррупции в России. Корни коррупции следует искать в древней и средневековой истории страны. Можно говорить о том, что корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении спорных вопросов. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Одни из первых законодательных ограничений коррупционных действий были отмечены при Иване III. Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Петром I была введена должность генерал-губернатора. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, должен был бороться с судебной волокитой, вправе приостановить исполнение судебного решения. Таким образом, российскими правителями неоднократно принимались попытки борьбы с коррупцией, но они так и не увенчались успехом.

Взяточничество имело широкое распространение в первые годы развития Советского государства. Декрет Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество — «лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок». Наряду с получателями взятки наказанию подлежали также лица, виновные в даче взятки, подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащие. Тем не менее, эффективных преобразований в системе противодействия коррупции не было произведено и в советский период.

В послесоветский период коррупция резко увеличилась, стала агрессивной по отношению к обществу и государству.

Итак, проблема коррупции в России имеет многовековую историю. Данный аспект повлиял на формирование морально — идеологических устоев в обществе. Вследствие чего у населения выработалась такая привычка, как высокая терпимость всех основных слоев населения к коррупции, сформировалось снисходительное отношение к данному явлению. Коррупция приобрела в России системный характер.

Тем не менее, что в сфере совершенствования антикоррупционного законодательства на современном этапе достигнуты весьма значительные результаты. В настоящее время в нашей стране осуществляется реализация Национального плана противодействия коррупции, а также Федерального закона от 25 февраля 2008 г. «О противодействии коррупции».

Законодательные акты в сфере борьбы с коррупцией принимаются и на уровне регионов. Так, например, в Белгородской области функционирует Закон «О противодействии коррупции в Белгородской области» от 29 апреля 2010 г. На анализе данных и некоторых иных административно — правовых актах, можно сказать, что целью предполагаемых преобразований является создание эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в различных видах государственной службы.

Кроме того, Россия в числе первых стран подписала Конвенцию ООН против коррупции, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.

Однако, на практике значительных улучшений в сфере борьбы с коррупцией не наблюдается. Она является наиболее массовым социальным «недугом» в нашей стране, так как затрагивает практически все сферы жизни общества: политическую, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли. Парадоксально то, что одной из областей распространения коррупции является сфера борьбы с коррупцией. Коррупционное поведение стало нормой экономической и правовой культуры.

В настоящее время выделяются два основных направления в борьбе с коррупцией:

1) борьба с внешними проявлениями коррупции, т. е. с конкретными коррупционерами, путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, в целях пресечения их противоправной деятельности;

2) предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства .

Характеризуя первое направление, прежде всего, следует отметить, что коррупция само по себе явление достаточно сложное, обладает высокой степенью латентности. Таким образом, выявление правонарушений представляется довольно затруднительным в силу самой природы коррупции. Коррупционное деяние (в основном взяточничество) относится к тем правонарушениям, у которых нет потерпевшей стороны, то есть лиц, заинтересованных в установлении истины и наказании виновных. Контрагенты, напротив, всячески стремятся скрыть данное правонарушение. Поэтому и существует весьма небольшой риск возможного разоблачения коррупционных элементов, а также отсутствуют энергичные действенные мер, которые могут быть применены к правонарушителям. Оценивая данные факты, можно сделать вывод, что в ближайшее время не будет наблюдаться тенденции роста фиксируемых коррупционных правонарушений. Это мнение бытует и среди российского общества.

Тем не менее, не следует полагать, что Россия заранее обречена на масштабную и хронологическую коррупцию. С данным явлением возможно и нужно бороться. Но наряду с борьбой с внешними проявлениями коррупции, следует проводить и профилактику коррупции, которая, на взгляд автора статьи, является более эффективной. Коррупцию невозможно ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями, более продуктивно устранение условий, ее порождающих. В сфере развития профилактических мер по борьбе с коррупцией, оправданным будет внедрение в систему стандартов высшего образование учебной дисциплины, направленной на формирование у студентов антикоррупционного мышления. Отметим, что отдельными регионами данное направление уже было реализовано на практике. Так, например, в Белгородском государственном национальном исследовательском университете на отдельных факультетах было произведено внесение в учебный план дисциплины «Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления». В рамках данной дисциплины студентами изучается понятие, система, историко — правовые аспекты коррупции, её география, анализируются действующие нормативно — правовые акты РФ и других стран, выявляются меры борьбы с данным явлением. Эта полезная дисциплина, к сожалению, ещё не получила широкого распространения. В настоящее время она изучается лишь на юридическом и экономическом факультетах, что является на взгляд автора статьи, не оправданным. Как отмечалось выше, коррумпированность свойственна практически всем сферам жизни общества. Изучение причин возникновения, действующего положения, а также способов борьбы с коррупцией должно происходить повсеместно, ведь эффективнее нейтрализовать предпосылки проблемы, чем её последствия.

В Российской Федерации основным инструментов борьбы с коррупцией являются правоохранительные органы, в которых также существует высокая степень коррумпированности. На наш взгляд, коррупция в правоохранительных органах несет повышенную опасность для общества и государства, подрывая, в конце концов, безопасность страны в целом. Факт наличия коррупции в органе, на который возложена обязанность предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, является сам по себе противоречивым. Просто необходимо, чтобы правоохранительные органы были свободными от коррупции. Учитывая современные реалии, достичь такого результата не удастся в ближайшее время. В связи с чем, правоохранительные органы не способны функционировать как инструмент борьбы с коррупцией. Итак, на лицо необходимость функционирования органа, способного реально внедрять в жизнь антикоррупционные меры. Полезен в данной ситуации опыт зарубежных стран. Так, к примеру, в Китае основным инструментом в сфере противодействия коррупции, является партийный орган — комиссия Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Комиссия работает на основе сигналов, поступающих от различных источников, ей проверяется наличие факта коррупции. Если они подтверждаются, материалы передаются в правоохранительные органы, которые уже устанавливают виновность лиц, определяют наказание.

Отметим, что в РФ 14 мая 2004 г. физическими лицами была также учреждена Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией». Выполняя, по сути, одни и те же функции, что и комиссия по проверке дисциплины ЦК КПК, российская общественная организация, тем не менее, не достигает столь значительных результатов.

Причину этого некоторые ученые видят в различии моделей борьбы с коррупцией, в рамках которых и проводится антикоррупционная политика . Для современного Китая характерна тоталитарная модель противодействия коррупции, предполагающая всеобъемлющий контроль со стороны государства за поведением должностных лиц и жесткое реагирование на любые отклонения от принятых норм. Недостатком такого подхода является нарушение прав человека.

Для России были характерны две модели: авторитарная и либеральная. По мнению А. Бинецкого, авторитарная модель предполагает выборочную реализацию уголовной ответственности должностных лиц, так как выход должностного лица на определенный уровень властных полномочий фактически означает для него правовой иммунитет . Либеральная модель характеризуется безнаказанностью, безответственностью, в основном складывается в период революционных потрясений. Такая модель борьбы с коррупцией существовала в первые годы становления современной России (1992–1998).

Итак, не одна из представленных моделей противодействия коррупции не является совершенной. Для сегодняшней России, усиленно ведущей борьбу с коррупцией, единственно верным решением будет разработка модели, отражающей специфику страны, способный реально функционировать на практике. Безусловно, применение столь радикальных антикоррупционных мер (пожизненное заключение, смертельная казнь), получивших развитие в Китае, неприемлемо для РФ. Это прежде всего противоречит Конституции РФ, закрепляющей право каждого на жизнь .

Однако, высокий уровень коррумпированности доказывает необходимость изменений в существующей системе противодействия коррупции. Прежде всего, следует законодательными мерами повысить статус и ответственность государственных служащих. В. В. Овечко предлагает включить в Конституцию Российской Федерации главу «Государственная служба», в которой можно закрепить антикоррупционные основы этого вида деятельности, в частности, исключение любых личных и иных финансовых интересов, препятствующих добросовестному выполнению долга . Данное замечание является целесообразным и заслуживающим внимания.

Кроме того, возможно опять-таки прибегнуть к опыту зарубежных стран. Так, в Сингапуре и США особое внимание уделяется этике поведения государственных служащих. Проводится конкурсный отбор на государственные должности, функционирует система серьезных мер уголовного наказания за коррупционные деяния, а также применяются санкции за отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Наряду с этим, государствами обеспечена независимость СМИ и судебной системы.

Отметим, как положительную тенденцию то, что некоторый опыт данных стран используется и в России, например, ограничение деловой активности бывших государственных служащих в течение двух лет после их ухода в отставку.

В российском законодательстве целесообразно сформировать правовой режим защиты лиц, оказывающих помощь в мероприятиях по пресечению коррупции. Возможно и стимулирование такой деятельности посредством выплаты денежных вознаграждений. Однако, обоснованным будет привлекать к ответственности за предоставление заведомо ложной информации о коррупции.

В завершение можно подытожить, что победить коррупцию полностью невозможно. Данное явление всегда будет существовать там, где существует государственное устройство. Однако уменьшить его масштабы реально.

Коррупция в России, имея многовековую историю, характеризуется многогранностью, в неё втянуты не только государственные чиновники, но и частный сектор, а также множество других слоёв общества. Российское антикоррупционное законодательство находится пока ещё в стадии становления, опираясь всё больше в своем развитии на позитивный зарубежный опыт. На взгляд автора статьи, профилактика коррупции должна иметь безусловный приоритет над иными мерами борьбы с эти явлением. Ограничение коррупции не может определяться разовой кампанией. Только мобилизация усилий всего государства и общества в целом способна отчасти «побороть этот социальный недуг».

Литература:

2. Бинецкий А. Э. Коррупция / А. Э. Бинецкий. Москва, 2005. — С.34

3. Конституция Российской Федерации. — Москва: Омега- Л», 2012. — С.64

Уровень коррупции в системе государственной службы возрос в последние годы настолько, что данная проблема приобрела политический характер и стала весьма серьезной угрозой национальной безопасности.

Коррупция наряду с бюрократизмом, с низким уровнем нравственности многих представителей государственного аппарата деформирует, по сути, государственную политику и законодательную базу государственной службы. Низкое качество организации деятельности административных органов, сложившийся в них социально-психологический микроклимат, стиль функционирования, круговая порука и т. д. — все это только способствует дальнейшему развитию коррупции.

Известно, что коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая, в первую очередь, органы государственной власти и управления.

Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих граждане, по сути, вытесняются из сферы бесплатных обязательных услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения: бесплатные публичные образовательные, социальные, а также административные услуги становятся для них платными.

Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершенные противоправные деяния — это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населения, что в итоге порождает опаснейшее явление — правовой нигилизм.

Разрастанию коррупции в целом и в частности ее наиболее общественно-опасной формы проявления — взяточничества способствуют самые разнообразные факторы как объективного, гак и субъектавного характера.

Бизнесмены, предприниматели, т.е. представители бизнес- сообщества, а зачастую и граждане, не имеющие отношение к бизнесу, вполне терпимо относятся к фактам коррупции среди служащих органов власти и управления, более того, многие из них считают, что с помощью коррупции можно добиться решения многих возникающих проблем. А отдельные служащие органов власти и управления, в свою очередь, рассматривают взятку, как почти легальную дополнительную форму оплаты своего труда.

Сложившаяся противоправная обстановка, угрожающая национальной безопасности и экономическому развитию нашей страны, не может длиться бесконечно. В настоящее время российское общество самым серьезным образом озаботилось решением проблемы борьбы с коррупцией. Так, подписан и ратифицирован целый ряд международных документов в области борьбы с коррупцией, подготовлен и реализуется Национальный план противодействия коррупции, принят Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Но предпринимаемых лишь одним государством, зачастую лишь в лице его руководителей, усилий явно недостаточно — необходимо подключить к борьбе с коррупцией и использовать практически все институты гражданского общества, а также всех истинных граждан России, именно от непосредственного участия граждан зависит очень многое. Чтобы не стать жертвой коррупции, а также взяткодателем, каждый гражданин должен четко знать правила поведения при общении Со служащим органа власти и управления, ставить перед собой четкие и реальные задачи, не провоцировать коррупционно- опасную ситуацию и таким образом не способствовать коррупции.

На сегодняшний день каждый четвертый россиянин лично сталкивается с коррупционными рисками, оказываясь в двусмысленном положении, когда какой-нибудь чиновник нагло и спокойно вымогает у него неофициальное вознаграждение (взятку) за исполнение своих служебных обязанностей. Признанными лидерами среди чиновников-взяточников являются инспекторы ГАИ, а также служащие органов государственной власти и управления, которые осуществляют контрольную или разрешительную деятельность. В коррупционно-опасную обстановку чаще всего попадают наиболее обеспеченные и социально активные граждане. Именно они, обращаясь к чиновникам за теми или иными разрешениями или административными услугами, становятся жертвами коррупции.

Названные и ряд иных обстоятельств обусловливают необходимость разработки и реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления, а также развития института административной юстиции, который может внести весьма ощутимый вклад в дело противодействия коррупции.

Эффективность реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления зависит от целого комплекса причин правового, организационного, технического и политического характера.

Государство в настоящий момент признало наличие общественно опасной угрозы коррупции, а также признано ее широкое и системное распространение в различных органах государственной власти управления и в системе государственной и муниципальной службы.

Как уже отмечалось, коррупция в государственных институтах подрывает доверие населения к органам государственной власти, снижает престиж страны на международной арене. Административная же коррупция, которая существует в органах исполнительной власти и управления, способствует формированию рынка бюрократических услуг, кроме того, этот вид коррупции способствует развитию чиновничьего предпринимательства, а также организации заведомо привилегированного бизнеса.

Все это самым негативным образом сказывается на развитии предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

Следует согласиться с тем, что одним из наиболее серьезных препятствий на пути формирования правового механизма предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления является несоблюдение со стороны ряда государственных и муниципальных служащих этических стандартов служебного поведения, что в конечном итоге приводит к различного рода должностным злоупотреблениям.

Обратим также внимание на необходимость использования предписаний, которые содержатся в нормах международного права. В настоящее время подписан и действует ряд документов: Конвенция ООН против коррупции, Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». Названные и некоторые другие акты, касающиеся предупреждения и пресечения коррупции, содержат в себе целый ряд административных предписаний, направленных на предупреждение и пресечение коррупции, однако их нормативный и организационный потенциал используется далеко не в полном объеме.

Именно сегодня имеет место объективная необходимость отлаживать механизмы привлечения к административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Основной массив административных дел с признаками, которые указывают на наличие коррупции, образуют жалобы на неправомерные действия должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Нередко при рассмотрении публично-правовых споров судебные органы оказываются погруженными в коррупционные интересы их участников, произвольно используя при этом право на судейское усмотрение при назначении наказания между низшим и высшим его пределом, а также при квалификации деяний, которые могут стать предметом коррупционной сделки. Перечислены и другие обстоятельства, вызывающие объективную необходимость создания действенных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления.

Создание и эффективное использование системы антикоррупционных мероприятий, должны включать:

• последовательное применение административных регламентов в служебной деятельности служащих органов государственной власти и управления;

• оптимальное определение прав, обязанностей, а также режима юридической ответственности органов публичной власти, а также их служащих;

•введение четких процедур принятия административных

решений;

•использование методики анализа правовых актов на предмет

коррупциогенности;

• глубокое и широкое разъяснение антисоциального характера коррупции и ее отрицательных последствий для общества, государства и граждан.

Следует согласиться с тем, что в настоящее время для формирования честного, компетентного и дисциплинированного корпуса служащих органов государственной власти и управления необходим комплекс организационных мероприятий, которые касаются:

•порядка отбора кадров на государственную и муниципальную службу, создания четких объективных критериев для карьерного роста служащих, которые будут давать им возможность заниматься повышением своей квалификации, а также создания положительного имиджа для института публичной службы;

•обеспечение государственным и муниципальным служащим достойной оплаты их труда, а также набора социальных льгот, которые в определенной степени будут стимулировать их труд;

• формирования режима информационной открытости в деятельности государственных и муниципальных служащих;

•создание эффективных механизмов контроля и надзора за служебной деятельностью государственных и муниципальных служащих.

Названные средства предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления необходимо использовать комплексно — только это позволит добиться результата и минимизировать уровень коррупции в системе государственной и муниципальной службы.
Таким образом, в правовом механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации именно сегодня необходимо реализовать весь нормативный, организационный и информационный потенциал. Только использование всех средств противодействия коррупции в комплексе может привести к определенным положительным результатам и позволит свести коррупцию до минимального уровня.