Ростехнадзор

Проверка организации Ростехнадзором

Для контроля деятельности компаний, в том числе бюджетных структур, строительной, промышленной, энергетической направленности Ростехнадзором (Федеральной службой РФ по надзору за экологической, технологической, атомной деятельностью) осуществляются систематические проверки.

В компаниях какого профиля и что именно проверяет Ростехнадзор

Сотрудники Ростехнадзора наделены правом выполнения ревизии предприятий и организаций, определенных приложением к ФЗ № 116 (21.07.1997) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», включая компании, разрабатывающие или использующие:

  • земельные недра;
  • окисляющие или токсичные материалы;
  • взрывчатые вещества;
  • атомную энергию;
  • гидротехнические устройства;
  • тепловые, электрические промышленные установки, работающие при повышенном давлении;
  • грузоподъемные приспособления и механизмы.

Критерии проверки определяются с учетом вида деятельности конкретного предприятия, но общим для всех типов мероприятий являются:

  1. Проверка документации, связанной с использованием объектов повышенной опасности, полный список которой размещен в регламенте к приказу Ростехнадзора № 325 (25.07.2013). Приблизительный набор изучаемых документов включает:
    • учредительные (правоустанавливающие) документы по проверяемой компании;
    • материалы, отнесенные к промышленной безопасности, включая законодательные акты РФ;
    • документальное подтверждение имеющегося на производстве объекта повышенной опасности, его записи в госреестре;
    • разрешения, лицензии на использование, сертификаты по оборудованию, приборам, устройствам;
    • проектную документацию по опасному сооружению или устройству, касающуюся его реконструкции, консервации, ликвидации;
    • нормативные положения о правилах ведения работ;
    • журналы по оформлению пропусков, инструктажу (по ТБ), учету аварийных ситуаций;
    • экспертные заключения по диагностике оборудования, безопасности зданий и строений;
    • графики ремонта сооружений и оборудования, включая капитального;
    • соглашения с профессиональными структурами спасательно-аварийного профиля;
    • информацию о работниках, занятых на опасном производстве, в том числе подтверждающую их соответствие (профессиональное, медицинское) выполняемому виду работ;
    • соглашения о страховании риска (ответственности);
    • предписания Ростехнадзора ранее оформленные, а также подтверждения их исполнения.
  2. Осмотр опасного производственного объекта, направленный на удостоверение в его целостности и определение несоответствия требованиям норм безопасности. По результатам осмотра составляется акт (в 2 экземплярах), наличие которого должно отражаться в журнале по учету проверок.

На каком основании может проводиться надзорное мероприятие

Регламенты Ростехнадзора содержат указания причин (в зависимости от сферы деятельности компании), которые могут служить основаниями для проверки компании. К их числу относят:

  • официальные заявления от предприятий, планирующих занятие деятельностью, имеющей отношение к промышленной безопасности;
  • данные компаний о завершении капитального строительства объекта;
  • завершение установленного срока (12 месяцев) после выдачи разрешения на использование сооружения гидротехнического типа;
  • сведения, подтверждающие запись в государственном реестре и/или приемку в эксплуатацию сооружений или устройств, которые могут представлять опасность;
  • аварийные ситуации, несчастные случаи и подобные им происшествия на производствах, отнесенных к опасным;
  • заявления физических лиц или организаций, информирующие о несоблюдении нормативных актов и законодательства РФ, регулирующих сферу безопасности в промышленности;
  • получение организацией с опасными объектами доступа (разрешений) к техническим устройствам, эксплуатации пожароопасных, взрывоопасных объектов, к предоставлению услуг по обслуживанию/эксплуатации опасных объектов.

Варианты проверок Ростехнадзора

Виды установленных законодательно проверок (ФЗ № 294, 26.12.2008) разделяются по процедуре и причинам для ревизии.

В первом случае подразумеваются проверки документарные и выездные. Проверка документарная выполняется без поездки к месту расположения проверяемой организации. Компания получает официальный запрос о предоставлении документов по прилагаемому перечню с определением срока их предоставления и периода мероприятия.

Внимание! При выездном варианте проверки организация уведомляется не позже чем за 3 дня до начала проверки.

Инспектирующие сотрудники на месте изучают документы и фактическое состояние предметов повышенной опасности.

Во втором случае ревизии разделяются на плановые и внеплановые. Плановые мероприятия по законодательству разрешены не чаще одного раза в 3 года, за исключением предприятий ряда отраслей (к примеру, здравоохранение, образование), для которых применяется интервал между проверками меньшей продолжительности. Дата их проведения (после обязательного согласования с Генеральной прокуратурой) размещается на официальном сайте Ростехнадзора и доступна для ознакомления желающим.

Внеплановые мероприятия проводятся при получении контролирующим органом информации об угрозе жизнедеятельности граждан или окружающей среде, а также для контроля выполнения предписания, вынесенного ранее. Сведения о дате мероприятия на сайте проверяющей структуры не размещаются, но согласование с прокуратурой обязательно, кроме случаев возможной угрозы безопасности и жизни граждан. В подобных случаях Ростехнадзор лишь уведомляет органы прокуратуры о начале работ.

К сведению! Организация получает извещение о внеплановой проверке не позже чем за сутки (24 часа) до начала, но уведомлять проверяемых необязательно в ситуациях аварии, угрозы для людей или окружающего пространства.

Порядок ведения проверки

Распоряжение о ревизии выносится руководством территориального отделения Ростехнадзора и содержит список членов комиссии с указанием причин, условий, целей мероприятия, сроков и вида проверки, перечисление объектов ревизии. Сотрудники проверяющей структуры руководствуются документами, в числе которых законы № 294, № 116, регламент Минприроды РФ № 280 (3.10.2008).

До начала процедуры проверяющие предъявляют распоряжение и собственные служебные удостоверения руководству организации/замещающему его лицу.

Кстати! При отсутствии указанных документов ревизоры могут быть не допущены к документам и на территорию организации к объектам проверки.

Проверка с выездом сопровождается визуальным осмотром всех территорий, где фактически ведется деятельность организации, в том числе всех имеющихся филиалов или подразделений по разным адресам.

Инспекторами проверка начинается с документов, относящихся к объектам производства повышенной опасности. Данные, отнесенные к коммерческой тайне, также попадают в перечень проверяемого (при предъявлении отдельного запроса на доступ к закрытым сведениям). После изучения документов комиссия переходит к визуальному осмотру зданий и построек, оборудования и агрегатов.

Срок процедуры не может продолжаться больше 20 рабочих дней с возможностью продления периода на такой же срок в исключительных обстоятельствах (к примеру, при необходимости длительной экспертизы).

Действия инспекторов заканчиваются составлением акта по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ № 141 (30.04.2009). До подписания документа следует убедиться в соответствии всех сведений: даты, места, вида ревизии, оснований мероприятия, выявленных расхождений.

К сведению! При наличии в акте ошибочной информации представитель предприятия может потребовать их исправления. В случае отказа со стороны ревизора следует составить пояснительный документ с возражениями в срок до 15 дней после подписания акта о проверке.

По полученным результатам, отраженным в акте Ростехнадзора, руководство предприятия или ответственный исполнитель могут быть привлечены к административным мерам наказания с наложением штрафов согласно КоАП РФ (ст. 9). По некоторым нарушениям, в результате которых скончался человек, был нанесен тяжкий вред его здоровью или нанесен значительный ущерб окружающей среде, возможно привлечение к уголовной ответственности в рамках УК РФ (ст. 143, 216, 217, 269).

Рекомендуемые действия организации перед проверкой

Целью Ростехнадзора является подтверждение безопасности функционирования предприятия и охраны труда при использовании в производстве объектов опасного типа.

Доказательством соблюдения правил и норм служат соответствующие документы.

Поэтому при заполнении графиков, специальных журналов, при учете даты и итогов аттестаций, ведении инструкций следует проявлять высокую ответственность.

Тщательность и аккуратность при ведении документации требуется не только в период до проверки, а постоянно. Следует на постоянной основе отслеживать законодательные изменения по темам, касающимся обеспечения безопасности, своевременно переоформлять лицензии и иные разрешительные документы.

Постоянное внимание должно уделяться мониторингу состояния построек и установок, размещенных на опасном объекте, их работоспособности и диагностике. Своевременно должны производиться аттестации и обучение персонала, занятого выполнением работ на промышленном сооружении повышенной опасности.

Основные функции Ростехнадзора

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

— уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);

— уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);

— органом государственного горного надзора;

— органом федерального государственного энергетического надзора;

— органом федерального государственного строительного надзора;

— регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Чем занимается Ростехнадзор: приказ, административный регламент

Ростехнадзор является государственной федеральной службой. Она проводит технологический, экологический и атомный контроль над осуществлением производства продукции. В статье рассмотрены основные функции Ростехнадзора, сфера его полномочий и прочие важные вопросы, связанные с его работой.

История создания Ростехнадзора

23 декабря является днем Государственного учреждения экологического, технологического и атомного надзора. История развития и изменения данной организации начинается со времен Петра I. Императором была создана Берг-коллегия. После чего создавались дополнительные структуры контроля работы на производствах. Когда появились паровые машины, возникла служба котлонадзора. Далее создалась фабричная инспекция, а затем горнозаводская. После этого в Единую службу Ростехнадзора «слились» такие учреждения как Госгортехнадзор, Роспотребнадзор и Госэнергонадзор. Далее добавился экологический и атомный надзор. Таким образом и создалась служба Ростехнадзора.

Какие основные функции Ростехнадзора

На сегодняшний день существуют различные поднадзорные объекты Ростехнадзора. В разных областях находятся территориальные учреждения. Например, в Псковской области расположено Северо-западное управление Ростехнадзора. Данные отделы решают вопросы, которые относятся к:

  • правовому характеру;
  • защите гос. тайны;
  • сотрудничеству между разными странами;
  • энергосбережению;
  • и другим.

Основные полномочия службы

О том, чем занимается Ростехнадзор, написано в Постановлении Правительства от 30.07.2004 года №401. В полномочия Ростехнадзора входит:

  • контроль соблюдения нормативов в области эксплуатирования атомной энергии, контроль действительности разрешительной документации на право осуществления деятельности в области применения атомной энергии;
  • отслеживание исполнения правил безопасности ядерной, радиационной, технической и пожарной сфер;
  • регистрация ОПО;
  • контроль по защите над ядерными установками, радиационными источниками, над пунктами хранения ядерных материалов и веществ;
  • контроль исполнения международных норм безопасности в области применения атомной энергии;
  • контроль исполнения нормативов промбезопасности в период проектирования, строительства, консервации опасных объектов;
  • контроль соблюдения требований режима электробезопасности в электроэнергетике;
  • контроль соблюдения правил и норм безопасности гидротехнических сооружений;
  • контроль соблюдения энергетического исследования в установленные сроки;
  • контроль требований, установленных технической документацией в определенной сфере деятельности.

Надзор за соблюдением основных правил охраны труда

Смысл надзора заключается в контроле над исполнением требований по охране труда, трудовых законодательных актов и других приказов. В законодательные акты внесены поправки, чтобы исключить дублирование полномочий Роструда и других органов в сфере охраны труда. Нормативными актами закреплено, что Ростехнадзор следит за исполнением нормативов промышленной безопасности на объектах, которые представляют производственную опасность, а также проводит контроль на государственном уровне за соблюдением условий по безопасному ведению работ на производствах теплоснабжения и электроэнергетики.

Обратите внимание! В полномочиях Ростехнадзора контроль исполнения требований по безопасному осуществлению работ. Государственный орган ведет контроль только за порядком выполнения работ, которые ведутся на отдельных объектах.

По вопросам, связанным с промышленной безопасностью, должна проводиться аттестация специалистов. Она проводится для следующих организаций:

  • тех, кто строит, проводит консервацию, ликвидирует ОПО, производит перевозку опасных веществ;
  • разрабатывает различную документацию, которая связана с использованием ОПО;
  • тех, кто проводит подготовку и обучение по вопросам безопасности;
  • тех, кто контролирует строительные организации.

Согласно правилам Ростехнадзор график проведения аттестации разрабатывается руководителем организации и отправляется в территориальный орган Ростехнадзора. На основании ФЗ №116 за выдачу работникам аттестата по государственной безопасности необходимо заплатить госпошлину. Размеры пошлины установлены подпунктом 72 ст. 333.33

Как осуществляется надзор за охраной труда

Надзор за ядерной и радиационной безопасностью

Приказ Ростехнадзора от 28 июня 2016 года №245 устанавливает порядок управления безопасностью в сфере применения ядерной и радиационной энергии. Инспекторы Ростехнадзора обязаны сообщать работникам и работодателям, если нарушены нормы ядерной и радиационной безопасности на проверяемых структурах. Сотрудники контролирующего органа независимы и имеют право действовать только в пределах своих полномочий. Ростехнадзор организовывает и координирует работу в данной области.

Какие процедуры не входят в компетенцию Ростехнадзора

Регламент проверок Ростехнадзора устанавливает также и то, что не входит в область его полномочий. Должностные лица Ростехнадзора не вправе:

  • осуществлять инспекцию без присутствия руководителя организации или лица, которое заменяет его;
  • осуществлять забор проб без оформления протоколов;
  • проводить анализ документов дольше положенного срока;
  • передавать сведения другим лицам о ходе проверки;
  • требовать исполнения действий, не связанные с работой организации;
  • изучать продукцию, которая не имеет отношения к проверке;
  • останавливать процесс работы предприятия в период инспекции.

Порядок проведения проверки Ростехнадзором

Проверку того, что проверяет Ростехнадзор, можно разделить на несколько этапов.

Начало проверки

Прежде всего, сотрудник государственной контролирующей службы должен предъявить свое удостоверение руководителю предприятия. В удостоверении в обязательном порядке должна быть вклеена фотография. Также сотрудник предоставляет распоряжение о том, что необходимо провести проверку, в котором прописаны цели инспекции.

Важно! В распоряжении обязательно должна стоять печать и подпись руководителя контролирующего органа. Руководитель организации вправе отказать в проверке, если документы будут составлены не по правилам. Все лица, которые осуществляют проверку, должны быть указаны в распоряжении.

Сроки осуществления инспекции

Проверку Ростехнадзор может проводить не более одного месяца. В качестве исключения это возможно при определенных обстоятельствах. Проверка может быть продлена еще на один месяц.

Завершающий этап проверок

После того как проведена инспекция, инспектор государственной службы составляет документ. В нем прописываются все нарушения, каким образом их необходимо исправить, сроки и штрафы. Оформление акта осуществляется в двух экземплярах: один остается в государственной службе, а другой – у руководителя организации.

Важно! Обязательно наличие журнала проведения проверок. В нем фиксируются все даты о проведенных инспекциях.

Разновидности проверок

Административный регламент Ростехнадзора предусматривает два вида проверок: внеплановые и плановые. Это утверждает ФЗ №294 от 26.12.2008 г. Проверки по плану осуществляют один раз в три года согласно графику проверок Ростехнадзора на 2019 год.

Для осуществления внеплановой проверки необходимы определенные причины:

  • частное или юридическое лицо подало письмо в официальной форме, в котором указана просьба разобраться в допущенных нарушениях. В результате этого будет организована проверка;

Важно! Если лицо, обратившееся с просьбой, пожелало быть анонимным, то ему может быть отказано в проведении инспекции.

  • подача информации в СМИ;
  • истек срок у юридического лица или индивидуального предпринимателя, чтобы устранить выявленные ранее нарушения;
  • для жизни и здоровья человека существует угроза. Также, возможно, будет нанесен вред природе, или возникнут чрезвычайные ситуации, и будет угроза для безопасности страны.

Какие бывают проверки

Проверка автозаправочных станций

Что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке автозаправочной станции:

  • соблюдаются ли нормативные нормы по лицензированию. У тех автозаправок, которые основаны 3-4 года назад, преимущественно имеется вся требуемая документация, акты проверок и бумаги для начала деятельности. У тех станций, которые функционируют давно (основаны более 40 лет назад), не проводились подобные проверки. В связи с этим, на основании актов о лицензировании объектов, которые имеют повышенную взрывоопасность, проводятся такие проверки;
  • инспекторы также могут проверить, как реализуется топливо (наличие чеков, кассы) и какого оно качества.

Как проверяют автозаправочные станции

Проверка образовательного учреждения

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору контролирует организации не только в сфере промышленности и энергетики. Она может придти с проверкой и в образовательное учреждение: школу, ВУЗ и т. д.

В данном учреждении контролирующий орган осуществляет проверочные процедуры в отношении:

  • соблюдения правил и норм того, как обслуживают и используют тепловые и электрические сети и установки, которые представляют повышенную опасность;
  • того, как проводятся строительные работы, если учреждение их проводит (к примеру, строительство новых корпусов или реконструкция старых);
  • того, в каком состоянии находится подъемное оборудование (например, лифты).

Проверка организаций по энергоснабжению

На основании ФЗ-261 от 23.11.2009 г. Ростехнадзор осуществляет проверки предприятий по энергоснабжению. В случае, когда предприятие не попадает под проверку (энергоресурсов используется менее чем на 10 млн., предприятие не муниципальное и здание берется в аренду), то проводится проверка того, насколько собственник исполняет правила повышения энергоэффективности и оснащенности применяемых энергоустановок.

Функции технического надзора в строительстве

Основные функции Ростехнадзора в строительстве:

  • контроль соблюдения норм и требований принятых проектных решений;
  • выяснение соответствия договорной цены строительства;
  • проверка того, насколько качественное строительство.

Важно! В своей деятельности надзор за строительством основывается на проектных решениях, стандартах и требованиях действующих нормативных документов.

Порядок получения разрешения Ростехнадзора

Для получения разрешения Ростехнадзора необходимо пройти стандартную процедуру. Она включает следующие этапы:

  • сбор необходимой документации. Подача заявки в необходимое представительство Ростехнадзора. Образец заявления можно найти на сайте контролирующего органа. Документы можно отправить почтой с сопроводительным письмом или лично в государственный орган;
  • осуществление испытаний и исследований. Для этого создается специальная комиссия. В ее состав обязательно входит государственный представитель. В результате проверки оформляется протокол;
  • исследование промышленной безопасности. Проводится по оборудованию, которое производится или используется за границей РФ;
  • оформляется заключение. Принимается решение о выдаче или отказе разрешения.

Штрафы и ответственность

Штрафы Ростехнадзора для юридических лиц на 2018 описаны в ФЗ 171 и ФЗ 186 от 02.07.2013 г.

Если со стороны проверяющего инспектора Ростехнадзора предпринимаются попытки получения взятки, необходимо прекратить контакты с вымогателем и дать твердый отказ. По своему усмотрению возможно обратиться на горячую линию Ростехнадзора.

Нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность Ростехнадзора

Существует большое многообразие документации, которая регламентирует деятельность Ростехнадзора. Все акты должны в обязательном порядке соблюдаться всеми структурными подразделениями и территориальными органами. Среди законодательных актов можно выделить:

  • ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • ФЗ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ростехнадзор – государственная структура, которая осуществляет контроль в сфере использования ОПО. Данное учреждение имеет длительную историю. На сегодняшний день это развитая структура, деятельность которой регламентируется различными законодательными актами.

Что и как проверяют в ходе проверки ростехнадзора по электробезопасности? Штрафы за нарушения в электрохозяйстве

Ростехнадзор на правах органа исполнительной власти осуществляет надзор и контроль в рамках промышленной безопасности.

Он может осуществлять проверки поднадзорных ему предприятий в области своих полномочий.

Как часто проводят?

Причиной для регулярного контроля электрохозяйства предприятия является истечение одного года со дня:

  • оформления ОПО (особо опасные производственные объекты) в государственном реестре опасных производственных предприятий;
  • истечение срока крайней плановой проверки;
  • принятие решения о вводе в эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Проверки электробезопасности по плану производятся не чаще чем 1 раз в год.

ИП или юр. лицо предупреждают об очередной проверке за три дня до её начала. Это происходит с помощью копии распоряжения либо приказа начальника или его заместителя, которое отправляют заказным письмом с уведомлением либо другим доступным способом.

Период проведения плановой проверки Ростехнадзора — не более 30 рабочих дней.

Допустимо продление проверки электробезопасности по веским причинам ещё на 20 суток без учёта выходных.

Что проверяют в электрохозяйстве?

Ростехнадзор уполномочен проверять большинство работодателей всех отраслей экономики.

В связи с этим перечислить универсальный перечень документов и вопросов для проверки очень трудно.

Вначале Ростехнадзор будут интересовать документы, касающиеся эксплуатации предельно опасных производственных предприятий: всевозможные проекты работ, разрешения, приказы, планы работ, обслуживание ОПО, договора и т.д.

Сузить круг вопросов в ходе проверки электрохозяйства поможет административные регламенты Ростехнадзора.

В них имеется порядок действия работников службы перед и во время проверок. Их более десяти.

Предприятиям, занимающихся в сфере недропользования, необходим административный регламент, согласованный приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 года.

Компаниям, занимающимся в области проектирования, понадобится регламент, утверждённый приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 года, а строительным предприятиям необходим приказ от 31 января 2013 года.

Большинство руководителям предприятий должны ознакомиться с административным регламентом от 30 октября 2008 года №280. Он касается процедуры контроля правил эксплуатации опасных производственных объектов.

В нём содержится примерный список документов, которые изучаются в ходе проверки.

Примерный перечень основных документов:

  • документы, которые подтверждают наличие у предприятия на права собственности либо другого основания опасного производственного объекта;
  • свидетельство о гос. регистрации гражданина в роли ИП – для ИП;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговой службе;
  • документы о гос. поднадзорного предприятия в роли юр. лица – для юр. лица;
  • свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в гос. реестре опасных производственных объектов;
  • одобрение на ввод в эксплуатацию опасной производственной компании;
  • заключение, декларация экспертизы промышленной безопасности;
  • разрешение на эксплуатацию опасного производственного предприятия.

Что ещё могут проверить Ростехнадзор в области электробезопасности предприятия?

В ходе проверки ознакомление происходит не только с документацией. Ростехнадзор проведёт осмотр мест, где располагаются ОПО.

Пристально осмотрят внешний вид объектов и его отдельные части.

Какие документы составляются?

Если в процессе проверки электрохозяйства Ростехнадзор выявил на ОПО несоблюдение требований промышленной безопасности, он выписывает проверяемому предприятию предписание об устранении этих нарушений в указанные сроки.

Помимо этого, на компанию, директора и должностных лиц накладывается административная ответственность согласно статьям 9.1 и 9.19 главы кодекса РФ.

Ответственность и штрафы за нарушения

Предусмотрены следующие наказания и штрафы:

Несоблюдение требований промышленной безопасности к переработке, получению, хранению, уничтожению, перевозке и учёту взрывчатых веществ на ОПО влечёт административный штраф:

  • для должностных лиц 30000 – 40000 руб. либо отстранение на 1 – 1.5 года;
  • для граждан 4000 – 5000 руб.;
  • для юр. лиц 300000 – 400000 руб. либо отстранение до 90 суток.

Несоблюдение требований промышленной безопасности производства на ОПО влечёт административный штраф:

  • для физ. лиц 2000 – 3000 руб.;
  • для должностных лиц 20000 – 30000 руб. либо отстранение на 6 – 12 месяцев;
  • для юр. лиц 200000 – 300000 руб. либо отстранение до 90 суток.

Грубое несоблюдение требований безопасности либо несоблюдение условий лицензирования деятельности на ОПО влечёт административный штраф:

  • для юр. лиц 500000 – 1000000 руб. либо отстранение до 90 суток;
  • для должностных лиц 4000 – 50000 руб. либо отстранение на 1 – 2 года.

Использование ОПО без страхования ОПО предполагает штраф:

  • для юр. лиц 300000 – 500000 руб.;
  • для должностных лиц 15000 — 20000 руб.

Вывод

Контроль Ростехнадзора электрохозяйства не означает тяжёлое бремя на долю директора предприятия ОПО. Это своего рода индикатор безопасности опасного производства предприятия.

Даже если компания успешно работает более 15 лет и ни разу не было замечаний и аварий, необходимо помнить про человеческий фактор.

Поэтому для того чтобы избежать штрафов или отстранение от деятельности предприятия и должностных лиц, необходимо сохранить надёжность хозяйства в компании.

ЕЩЁ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)

Одной из важнейших составляющих административной реформы и, в том числе реформы технического регулирования, является создание новой системы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обязательных требований в области обеспечения единства измерений.

В организационную структуру системы контрольно-надзорных органов Федерального агентства входят семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ)

Основными задачами в области государственного контроля (надзора) Федерального агентства, определенными в положении об Агентстве, являются:

  • осуществление контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти;
  • осуществление государственного метрологического надзора;
  • сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирования приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов.

В целях повышения эффективности и совершенствования организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту потребительского рынка от опасной продукции и обеспечение единства измерений, Федеральным агентством ежегодно формируется план надзорной деятельности.

Контрольно-надзорные мероприятия обеспечиваются путем проведения плановых и внеплановых проверок, основанием для которых служит анализ состояния дел с безопасностью продукции на потребительском рынке и обеспечением потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных результатов измерений.

Государственный надзор проводится не чаще, чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов осуществляется с применением инструментальных методов контроля, т.е. проведением испытаний отобранных образцов продукции в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).

В случае выявления нарушений установленных обязательных требований должностными лицами органов государственного надзора Федерального агентства к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности и (или) должностному лицу применяются правовые меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

На основе результатов государственного надзора Федеральное агентство проводит мониторинг состояния дел, связанных с безопасностью продукции и обеспечением единства измерений, готовит и представляет обобщенные материалы в установленной сфере деятельности в Минпромторг России, федеральным органам исполнительной власти, представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и администрации субъектов Российской Федерации.

Инфографика: «Государственный контроль и надзор за соблюдением требований Технических регламентов» (pdf , 0.12 Мб)

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (docx , 0.00 Мб)

Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска. (xlsx , 2.15 Мб)

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2018 год. (docx , 0.04 Мб)

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2019 год (docx , 0.04 Мб)

Взаимодействие с отраслевыми объединениями и ассоциациями

В рамках консолидации совместных усилий, направленных на борьбу с выпуском в обращение и обращением на рынке не соответствующей установленным требованиям продукции, а также построения взаимного сотрудничества и партнерства Росстандартом выстраивается взаимодействие с отраслевыми объединениями, ассоциациями, союзами. В настоящее время заключены соглашения с:

  • Ассоциация «Электрокабель»;
  • Союз производителей цемента «Союзцемент»;
  • Алюминиевая Ассоциация;

В рамках заключенных соглашений стороны будут осуществлять обмен информацией о выпуске в обращение и обращении на рынке несоответствующей обязательным требованиям продукции, проведение совместных совещаний, конференций, круглых столов и других мероприятий.