Рынок образовательных услуг

Рынок образовательных услуг

Сущность рынка образовательных услуг

Переход к рыночным отношениям в образовании обусловил необходимость формирования рынка образовательных услуг. Этому в значительной степени способствовало сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений, отмена централизованного распределения выпускников, а также предоставление вузам значительной правовой и организационно-экономической самостоятельности. Однако, по мнению специалистов, становление рынка образовательных услуг – процесс сложный и носит в нашей стране во многом стихийный характер. Так, в стране отсутствует единая информационная база рынка образовательных услуг, не сформированы органы управления рынком, его инфраструктура, отсутствует систематическое изучение состояния данного рынка и тенденций его развития.

В экономической теории рассматривались отдельные положения, определяющие содержание рынка образования, его особенности, сегментацию, маркетинговые исследования и ряд других вопросов, однако целостная картина, характеризующая рынок образовательных услуг, отсутствует. Все это определяет необходимость систематизировать информацию о рынке образовательных услуг и разработать его понятийный аппарат.

Исходя из классификации товарных рынков, рынок образовательных услуг является составной частью рынка товаров духовного производства, который в свою очередь является разновидностью товарного рынка. Исходя из определения товарного рынка, который представляет собой систему экономических связей, во-первых, с производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей, можно сформулировать определение рынка образовательных услуг. Так как рынок образовательных услуг является разновидностью товарного рынка, следовательно, его определение должно соответствовать определению товарного рынка с учетом специфики, связанной с характером услуг.

Следовательно, рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов.

Есть и другое, более лаконичное определение рынка образовательных услуг, под которым понимаются «…все потенциальные потребители, стремящиеся удовлетворить свои потребности в образовании, способные вступить в отношения обмена с продавцом»

Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции:

  • • обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей;
  • • способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики;
  • • учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены;
  • • создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.

Оценивая состояние российского рынка образовательных услуг, можно отметить, что общее количество образовательных учреждений за период 1998–2009 гг. возросло в 1,5 раза, причем рост числа негосударственных высших учебных заведений происходил более быстрыми темпами (практически в 2 раза), чем государственных (всего в 1,1 раза). За этот же период численность обучающихся в образовательных учреждениях возросла в 2,2 раза, в том числе в государственных в 1,8 раза, а в негосударственных – в 5,2 раза, что свидетельствует не только об увеличении числа негосударственных образовательных заведений, но и об их укрупнении. Число студентов, обучающихся на платной основе (рыночный сектор образовательных услуг) за указанный период возросло в 1,2 раза, в том числе за счет обучающихся в государственных вузах – всего в 1,06 раза. Если в 1998 г. доля студентов, обучающихся на платной основе, составляла 21,7% от их общего числа, то в 2009 г.– 57,4%, т. е. уже более половины обучающихся в российских вузах являются участниками рынка.

Необходимо отметить, что количественный рост и уровень обеспечения качества образовательной деятельности не всегда отвечают современным требованиям динамично развивающегося рынка труда.

Можно выделить следующие положительные и негативные факторы развития вузов в рамках рынка образовательных услуг.

К положительным факторам можно отнести:

  • • организационно-экономическую самостоятельность вузов;
  • • оказание государственными вузами дополнительных платных образовательных услуг;
  • • предоставление обучающимся свободы поведения в получении и потреблении образовательных услуг;
  • • развитие негосударственных образовательных учреждений;
  • • применение новых компьютерных и телекоммуникационных технологий;
  • • внедрение инновационных образовательных технологий;
  • • внедрение многоуровневой системы подготовки и др.

К негативным факторам можно отнести:

  • • опасность утраты собственно российского лица системы высшего профессионального образования в условиях объективно действующей тенденции к его интернационализации;
  • • опасность того, что рынок предъявит образованию сугубо утилитарные, узко прагматические требования, не даст развернуться фундаментализации образования, гуманизировать его;
  • • отсутствие практического опыта применения методологии и инструментария маркетинга;
  • • отсутствие четкой специализации подготовки кадров;
  • • нерегулируемый спрос на образовательные услуги;
  • • игнорирование законов об образовании исполнительными и законодательными органами;
  • • сокращение бюджетного финансирования вузов и других образовательных учреждений;
  • • снижение социального статуса и экономического положения преподавателей и сотрудников вузов;
  • • ликвидация системы распределения выпускников учреждениями высшего профессионального образования;
  • • непрозрачность рынка образовательных услуг;
  • • разрыв между теоретическими знаниями, которые студенты получают в вузах, и практическими навыками, которые требуются работодателям;
  • • значительный временной промежуток между возникновением спроса на определенных специалистов и его удовлетворением;
  • • сложности с организацией и прохождением студентами производственной практики, её кратковременность и др.

Рассмотрим более подробно приведенные выше положительные факторы.

Совершенствование законодательной базы обусловило внесение существенных корректив в управление системой образования и в правила экономического развития образовательных учреждений. В результате вузы получили значительную самостоятельность как в части ведения учебно-педагогического процесса, так и в части экономической деятельности. Им предоставлено право на основе действующих стандартов самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы и учебные планы, рабочие программы изучаемых курсов и дисциплин. Они получили возможность оперативно реагировать на изменения тех требований, которые предъявляет рынок к специалистам.

Закон «Об образовании» послужил основанием для введения государственными вузами дополнительных платных образовательных услуг. Практически все российские государственные вузы помимо бюджетного финансирования осуществляют набор абитуриентов на компенсационной основе.

При отсутствии бюджетного финансирования денежные средства, поступающие за счет коммерческого набора, оказывают значительную помощь в развитии материально-технической базы вузов, своевременной выплате заработной платы преподавателям и сотрудникам, оплате коммунальных услуг и пр.

Развитие негосударственных образовательных учреждений расширило возможности выбора специальности потребителям (абитуриентам и их родителям), приблизило учебные заведения к местам проживания учащихся (особенно в отдаленных регионах страны), что обусловило более низкие расходы на их обучение по сравнению с государственными вузами, расположенными в центральных регионах страны.

В последние годы число негосударственных вузов приближается к количеству государственных. Так, на конец 2010 г. в России функционировало 653 государственных и муниципальных учреждения высшего профессионального образования и 462 негосударственных вуза.

Одним из основных факторов развития рыночных отношений в сфере образования является внедрение в вузах современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, на базе которых стали развиваться инновационные образовательные технологии.

Новые информационные технологии в значительной мере содействуют развитию рыночных отношений в сфере образования в первую очередь потому, что их применение ведет к интенсивному расширению рынка образовательных услуг. Предоставляя возможность получить образование на рабочем месте, в домашних условиях или в учебном центре недалеко от дома и без отрыва от работы, новые технологии намного расширяют доступ к образованию. Наиболее распространенной формой образовательных технологий является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение предполагает универсальную форму обучения, направленную в основном на самостоятельную подготовку студентов по индивидуальным учебным планам, базирующуюся на использовании спутниковой связи, компьютерных телекоммуникаций, мультимедийных обучающих систем и др., при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Развитие дистанционного обучения позволит:

  • • значительно расширить круг потребителей образовательных услуг, в том числе в регионах, удаленных от научных и культурных центров страны;
  • • привлечь для создания учебных курсов высококвалифицированных преподавателей и тем самым повысить качество подготовки студентов;
  • • обеспечить создание дополнительных рабочих мест, так как возникает потребность в программистах, методистах и прочих сотрудниках, обслуживающих дистанционное обучение.

Преимущества дистанционного обучения очевидны, и их перечень можно было бы продолжить, однако нельзя не учитывать проблемы, тормозящие его развитие. Так, некоторые вузы поторопились внедрить систему дистанционного обучения, не имея для этого достаточно подготовленных преподавателей и методистов, соответствующей оснащенности образовательных программ учебной и методической литературой, учебными электронными изданиями, аудио-видео учебными материалами.

Для того чтобы создать действительно эффективную систему дистанционного обучения, необходимо разработать новую инфраструктуру учебного процесса, скорректировать учебную нагрузку преподавателей и студентов, разработать систему материального стимулирования для преподавателей и сотрудников.

Еще одним положительным фактором, который закреплен в Законе «О высшем и послевузовском образовании», является создание многоуровневой и гибкой системы непрерывного образования. Она обеспечивает возможность любому претенденту получить образования соответствующей ступени вплоть до самой высокой ученой степени.

Таким образом, внедрение рыночных отношений в образование расширяет свободу выбора потребителем как образовательных учреждений (государственных или негосударственных), так и форм получения образования (очная, заочная, экстернат, дистанционная и пр.).

Рассмотрим также некоторые отрицательные факторы.

Мода на некоторые профессии и специальности привела к неоправданному спросу на них. Так случилось с рядом экономических специальностей, таких как финансы и кредит, бухгалтерский учет, менеджмент, коммерция, экономика, юриспруденция и др. А так как состояние и развитие рынка образования зависит от состояния рынка рабочей силы, то нерегулируемый спрос на образовательные услуги привел к избытку выпускников экономических и юридических специальностей.

Отрицательным фактором является и то, что подготовка этих специальностей осуществляется даже в тех вузах, где они не были профильными, что отражается на качестве подготовки специалистов. Кроме того, продолжается избыточный выпуск по невостребованным специальностям. Сами вузы не заинтересованы в свертывании подготовки по таким специальностям, поскольку от этого зависят объемы бюджетного и внебюджетного финансирования, а также число рабочих мест для преподавателей, что обусловливает существование нерегулируемого рынка образовательных услуг.

Важной проблемой, тормозящей развитие вузов на рынке образовательных услуг, является резкое уменьшение бюджетного финансирования. В целом потребность в финансовых средствах образовательных учреждений обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реальных объемов ассигнований на нужды образования.

Сокращение бюджетного финансирования сказалось на состоянии материально-технической базы вузов, вызвало ухудшение экономического положения и снижение социального статуса педагогического персонала вузов.

Несмотря на некоторые усилия правительства по повышению заработной платы в высшей школе, среднемесячная зарплата профессорско-преподавательского состава занимает одно из последних мест в рейтинге профессий. Низкая заработная плата и неэффективная система оценки и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава привели к падению престижа профессии. По этой же причине продолжается тенденция старения преподавательского корпуса.

К отрицательным факторам можно отнести и ликвидацию системы распределения выпускников: образовательные учреждения утратили ответственность перед потребителями кадров за количественные и качественные показатели подготовки специалистов.

Еще один из отрицательных факторов – непрозрачность рынка образовательных услуг. На эту проблему еще более 10 лет назад указывал А. П. Панкрухин. Он отмечал, что субъекты рынка, включая государство, никак не могут сформулировать и закрепить свои позиции на нем. Непонятен круг ответственности, отсутствует четкость в понятийном аппарате, ценообразовании образовательных услуг и продуктов. Следует отметить, что и в настоящее время ситуация практически не изменилась.

Не решена проблема разрыва между теоретическими знаниями, которые студенты получают в вузах, и практическими навыками, отвечающими требованиям работодателей. Этот вопрос тесно связан с проблемой прохождения студентами производственной практики, которая до сих пор остается нерешенной.

Не все предприятия согласны принять студентов на практику, многие из них относятся к прохождению студентами практики формально. Практически вся статистическая информация является коммерческой тайной, и студенты не имеют возможности ее получить для проведения аналитической работы. Получается замкнутый круг: предприятия хотят получить высококвалифицированных специалистов, не прилагая усилий и зачастую даже обвиняя сферу образования в недобросовестной подготовке.

Еще одним негативным фактором является увеличение временного лага между возникновением спроса на определенных специалистов и его удовлетворением. Это связано с тем, что скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся адаптационные возможности системы образования, так как период получения высшего образования сегодня составляет от трех до пяти лет, по программам «Магистр бизнес-администрирования» (МБА) – полтора-два года.

Добавлено в закладки: 0

Бизнес план “Образовательные услуги”

Идея бизнес-плана индивидуального предпринимателя без регистрации юридического лица (ИП) состоит в деятельности на рынке услуг в сфере образования и сочетающий традиционные основы частного репетиторства и современный менеджмент высокоорганизованных учебных заведений. Помимо основного спектра услуг по фундаментальной и системной подготовке клиентов в области теоретической и прикладной математики, мы представляем ряд дополнительных и информационных услуг и услуг организационного характера.

Бизнес план “Образовательные услуги” – это очень актуальное дело в наше время, а если сюда включить оказание услуг по дистанционному образованию (курсы он-лайн), то бизнес начинающего предпринимателя очень быстро окупится. Мы планируем использовать совершенно новый подход к организации частного преподавания. Поэтому качество и доступность услуг нашего предприятия будут выгодно отличаться от таковых, предоставляемых другими репетиторами при практически одинаковой цене на них. По сравнению с государственными общеобразовательными учреждениями мы имеем преимущество благодаря индивидуальному подходу к клиенту и возможностям финансирования разработки новых методик преподавания. С частными учебными заведениями мы можем успешно конкурировать по цене.

Организация оказания дополнительных платных услуг в сфере просвещения – это нелегкое дело. Для организации ИП требуется незначительный начальный капитал, следовательно, нет необходимости прибегать к услугам кредитных учреждений, что минимизирует риск. Затраты на организацию предприятия окупятся буквально в течение нескольких месяцев. Кроме того, мы видим огромный потенциал во внедрении в процесс обучения достаточно широкого спектра новых программных продуктов (включая использование материалов сети INTERNET), а также в создании новых обучающих программ на базе собственных оригинальных методик преподавания.

Мы предъявляем очень высокие требования к квалификации преподавателей и учитываем их стаж работы в сфере дополнительных или основных образовательных услуг. Все преподаватели должны быть грамотными пользователями ПК. Необходимы трудоспособность выше среднего, умение добиваться поставленной цели, дисциплинированность и обязательность.

Специальное оборудованное для занятий и помещение должно располагаться в черте города с учетом режима работы городского транспорта.

Мы планируем функционировать и развиваться исключительно в рамках самоокупаемости, чтобы уменьшить риск банкротства в период становления нашего бизнеса. В связи с необходимостью увеличения объемов оказываемых услуг в течение первых нескольких лет работы мы планируем в первые три года существования нашего бизнеса большую часть прибыли использовать на расширение сферы деятельности, рекламу и развитие технологического и научного потенциала.

Описание услуг

Наше предприятие представляет широкий спектр услуг, связанных с обеспечением должной подготовки клиентов по теоретической и прикладной математике для тех видов деятельности, где наши клиенты смогут использовать полученные знания. С каждым клиентом заключается договор, в котором четко прописаны права и обязанности каждой из сторон.

Перечень услуг:

  1. бесплатные консультации, предшествующие занятиям;
  2. информация о вступительных экзаменах и специфике обучения в ведущих учебных заведениях г. Москвы;
  3. тестирование клиентов для определения базового уровня математической подготовки.

Услуги по обучению:

  1. разработка индивидуальных программ обучения с учетом базового уровня подготовки, конечных целей обучения и индивидуальных особенностей усвоения информации клиентами;
  2. использование альтернативных методик, разработанных нашими преподавателями;
  3. различные формы занятий (лекции, семинары, консультации);
  4. бесплатная методическая литература на протяжении всего периода обучения;
  5. использование специальных компьютерных программ, позволяющих закрепить полученные математические навыки и освоить работу с наиболее распространенными программными продуктами;
  6. консультации при самостоятельном изучении материала в рамках учебного курса (во время основного занятия бесплатно, дополнительно по тарифу, соотнесенному с продолжительностью консультации).

Прочие услуги:

  1. предоставление специально оборудованного помещения для занятий и для выполнения домашних и прочих самостоятельных работ;
  2. предоставление компьютеров для клиентов (оплата по специальному тарифу).

Таким образом, наши клиенты получают всю необходимую информацию и глубокие систематизированные знания по математике, занимаясь в удобное для них врем с высококвалифицированными преподавателями в специально оборудованных помещениях.

Инновационный потенциал фирмы

Бизнес план “Образовательные услуги” – это очень нужное дело. В процессе осуществления своей деятельности на традиционном рынке общеобразовательных услуг наше предприятие планирует использовать качественно новые моменты: бесплатный информационный сервис с индивидуальным подходом к каждому клиенту и частичную компьютеризацию процесса обучения в рамках репетиторского преподавания.

В перспективе нам видится огромный потенциал в комбинировании новейших технологических достижений с альтернативными методиками преподавания нашими педагогами через создание новых обучающих программ и их распространения.

В дальнейшем планируется подключение к INTERNET для использования в процессе обучения этой информационной сети.

Клиентура и рынок

В настоящее время рынок образовательных услуг достаточно чет¬ко сегментирован. Наиболее крупные его сегменты представлены услугами:

  1. государственных учреждений;
  2. частных учреждений;
  3. частных преподавателей (репетиторов).

В связи с реформированием и демократизацией экономики нашей страны рынки продавцов и потребителей обучающих услуг значительно расширились и претерпели качественные изменения.

Потребителями услуг подобного рода являются:

  1. школьники, не справляющиеся с учебной программой;
  2. абитуриенты;
  3. молодые люди, отслужившие в армии и желающие продолжить свое образование;
  4. люди, желающие переквалифицироваться в связи со сложностями трудоустройства;
  5. предприниматели, желающие получить высшее специальное образование.

Определим теперь место ИП на рынке и его потенциальную клиентуру. Наша деятельность это комбинационный (промежуточный) вариант между услугами частных школ, гимназий и услугами репетиторов. Фактически, это репетиторская деятельность, поставлен¬ная на профессионально организованный фундамент частной школы. С одной стороны, мы используем главный привлекательный фактор репетиторства индивидуальный подход к клиенту; с другой стороны, организуем дополнительный комплекс услуг, характерный для частных учебных заведений. Репетиторство редко рассматривается как основная профессиональная деятельность и в своей основной массе оно до сих пор сохранило подходы и организационные методы 19 века.

Предоставляя вам этот пример бизнес плана образовательных услуг, мы делаем попытку в корне изменить подобный национальный подход и планируем работать со всеми сегментами потребительского рынка услуг в сфере обучения благодаря индивидуальному подходу к клиенту. Однако наше предприятие сможет обслуживать большое количество клиентов, нежели разрозненные репетиторы, и повысить качество услуг за счет рациональ¬ной организации учебного процесса. Расширение охвата рынка планируется за счет вертикальной интеграции, т.е. создания административных звеньев (как, например, в государственных учебных заведениях), а за счет горизонтальной цепи филиалов. Такая структура сохранит индивидуальной подход в работе с клиентами, а значит, и достойное качество наших услуг.

Ситуация на образовательном рынке РФ сегодня достаточно благоприятна для развития именно такой формы услуг по обучению. Уровень государственного образования подает из-за хронического недофинансирования. Частное образование могут позволить себе только достаточно состоятельные люди (к тому же качество его подчас не отвечает статусу самого учебного заведения), а репетиторство, часто рассматриваемое как способ подработки, зачастую плохо организовано.

Основным видом воздействия на потребителя для привлечения клиентуры будут рекламные объявления в средствах массовой информации, рекламные проспекты и другая агитационная продукция.

На начальном этапе деятельности, имея одно арендованное помещение, и трех преподавателей, двое из которых наняты, а третьим будет сам индивидуальный предприниматель, можно обслуживать до 12 клиентов в день. В перспективе мы планируем расширить количество помещений, штат преподавателей и усложнить организацию нашей деятельности. Если нам будет выгодно дальнейшее расширение, мы приобретем статус юридического лица, например в форме общества с ограниченной ответственностью.

за 550 руб., у наших партнёров, с гарантией качества.

Нужные ресурсы:

Для начала деятельности Индивидуального Предприятия необходимы:

  1. специально оборудованное офисной мебелью и техникой помещение из трех комнат,
  2. компьютер Pentium 188 со всеми аксессуарами (принтер, модем и т.д.);
  3. автомобиль (собственность одного из сотрудников, которому ИП будет оплачивать бензин);
  4. учебная, методическая и информационная литература.

ИП на начальном этапе его деятельности должен координировать работу 4х человек: 3х преподавателей (двое из них будут работать в помещении ИП, а третий на выезде) и одного менеджера, который ведет бухгалтерию, занимается вопросами рекламы, организацией трудовой деятельности в коллективе и т.п.

Стартовый капитал, необходимый для начала дела составит максимум 1000 у.е.

Организационное планирование

Изначально наша деятельность будет осуществляться на базе индивидуального предпринимательства без образования юридического лица.

Бизнес план “Образовательные услуги” стоит начать с самого необходимого. Началу деятельности предшествует сбор необходимой информации и приобретение методической и учебной литературы, подбору персонала (анализ рынка предложения рабочей силы). После регистрации в качестве ИП и постановки на учет в органы налогового контроля, внебюджетные фонды и т.д. (см. прилагаемый пакет документов по организации ИП) будет арендован и оборудован офис, привлечены преподаватели по договорам подряда и организована реклама в СМИ по привлечению клиентов. После появления первых клиентов менеджер составит график работы персонала и предприятие начнет функционировать. Преподаватели будут работать с 10 до 21 часа (с перерывом на отдых 1 час) 6 дней в неделю, причем выходные дни не будут совпадать с субботой и воскресеньем. Оплата преподавателей и менеджера составит по 20% от стоимости занятия за каждого обслуженного клиента. Нераспределенная прибыль будет расходоваться на образовательные нужды и т.п. Норма обслуживания для одного преподавателя 4 клиента в рабочий день. С каждого обслуженного сверх нормы клиента преподаватель получит в качестве премии не 20%, а 80% от стоимости занятия.

Перечень клиентов, количество проводимых занятий, фамилия преподавателя и отзыв клиента о качестве оказанной услуги будет фиксировать¬ся в специальной регистрационной книге, доступ к которой могут иметь все желающие.

Финансовый план и оценка риска

Расчет безубыточности

К = СФИ/(ЦПИуд.),

где:

СФИ совокупные фиксированные издержки;

Ц цена за единицу проданного товара или оказанной услуги:

ПИуд удельные переменные издержки (СФИ/К);

К количество проданного товара или указанных услуг, обеспечивающих безубыточность (точка безубыточности).

В случае нашего предприятия к совокупным фиксированным издержкам (СФИ) относятся:

  1. * арендная плата за офис;
  2. * амортизация автомобиля;
  3. * единовременные расходы (регистрационные и прочие взносы, оборудование помещения, приобретение компьютеров, офисной тех¬ники и т.д.);
  4. * плата за пользование услугами компаний-провайдеров INTERNET;
  5. * амортизация компьютеров и офисного оборудования.

Остальные расходы ИП относятся к категории переменных издержек. Необходимо указывать величины таких издержек, для оказания одной единицы услуг, т.е. удельные переменные издержки (ПИуд.).

Перечень переменных издержек:

  1. * рекламные расходы;
  2. * налоговые платежи и платежи во внебюджетные фонды;
  3. * расходы на приобретение методических и информационных пособий;
  4. * заработная плата персонала:
  5. * издержки на бензин для автомобиля;
  6. * затраты на приобретение канцелярских принадлежностей.

По нашим приблизительным подсчетам сумма фиксированных и переменных затрат ежемесячно будет составлять около 75000 руб. При подстановке ее в уравнение безубыточности получается, что К = 250, т.е. каждый месяц необходимо обслуживать 250 клиентов, чтобы окупились все затраты. Если принять, что в месяце 26 рабо¬чих дней, то в день необходимо обслуживать 910 человек. Мы же в состоянии обслужить ежедневно минимум 12 клиентов. Таким об¬разом, затраты окупаются и ИП приносит некоторую прибыль даже на начальном этапе работы.

Конкуренция

Запрос потребителя Предложение конкурента Наше предложение
1. НАДЕЖНОСТЬ
  • возможности государственного образования ограничены: отсутствием средств, возрастным цензом, возможностью получения лишь одного бесплатного высшего образования; уровень обучающих услуг постоянно ухудшается:
  • частные учреждения доступны очень немногим. Они не всегда выдают выпускные документы государственного образца;
  • репетиторы достаточно надежны, но плохо организованы: качество преподавания в государственных учебных заведениях зачастую неадекватно, поскольку нет возможности достойно оплачивать квалифицированный труд персонала.
надежность оказываемых услуг очень высока; мы в состоянии предоставить клиенту все условия для получения глубоких знаний по математике. Определяющим фактором является заинтересованность;
2.Качество
  • качество преподавания в государственных учебных заведениях зачастую неадекватно, поскольку нет возможности достойно оплачивать квалифицированный труд персонала:качество обучения в частных учебных заведениях и у репетиторов весьма разнородно;
качество обучения высокое за счет привлечения квалифицированного персонала, использования альтернативных методик обучения и технологических достижений в области образовательных услуг;
3.Гарантии
  • государственное образование не гарантирует качество, однако выдает документы установленного типа;
  • частные учебные заведения качества образования не гарантируют, а прервать учебный процесс без материальных потерь невозможно, надежность оказываемых услуг очень высока; мы в состоянии предоставить клиенту все условия для получения глубоких знаний по математике. Определяющим фактором является заинтересованность; репетиторы, как правило, гарантий не дают, но форма оплаты часто позволяет прервать занятия в любой момент без дополнительных затрат;
мы не даем гарантии официального характера, однако, форма оплаты наших услуг (почасовая) оставляет за клиентом право выбора без всякого материального риска с его стороны;
4. Исключительность
  • государственное образование базируется на традиционных основах, в течение многих лет не претерпевавших значительных изменений;
  • частные учреждения часто используют оригинальные методики организации обучения;
  • репетиторы в некоторой степени подвержены инновациям, но они не вкладывают в них средства;
основное отличие заключается в новой организованной основе частного репетиторства, позволяющей значительно более рационально использовать потенциалы этого вида деятельности
5.Цена
  • гособразование можно получить бесплатно:
  • обучение в частных обучающих центрах стоит приблизительно 10005000 у.е. в семестр;
  • тарифы репетиторов составляют 50150 руб. за астрономический час занятий;
  • цена наших занятий 300 руб. за два астрономических часа. При выезде преподавателя на дом к клиенту цена занятия составляет 350 руб. за два астрономических часа;
  • информационные услуги;
  • образовательные услуги;
  • дополнительные услуги;
6.Ассортимент
  • в государственных учебных заведениях предоставляются только образовательные услуги, иные за отдельную плату;
  • в частных учреждениях представляют широкий спектр услуг, часто лишь косвенно связанных с обучением;
  • репетиторы предоставляют исключительно обучающие услуги, иногда с выездом на дом;
  • Информационные услуги;
  • образовательные услуги;
  • Дополнительные услуги;
7. Доставка
  • в государственных и частных учебных заведениях обучение на дому не распространено;
  • репетиторы иногда выезжают на дом:
  • мы предоставляем специальную услугу по обучению на дому;
8.Консультирование
  • в государственных учебных заведениях организуются консультации, часто за отдельную плату. В большом объеме этот процесс распространен в частных учебных заведениях;
  • репетиторы консультируют по договоренности;
  • наше предприятие предоставляет бесплатные предварительные консультации и тестирование. Дальнейшие консультации в рамках занятий;
9.Информация
  • государственные учебные заведения предоставляют весьма ограниченный объем информации. В основном их информация труднодоступна
  • частные учебные заведения широко используют первичную рекламу
  • репетиторы крайне плохо организуют систему информации;
  • мы планируем широко использовать средства массовой информации с целью привлечения клиентов:
  • наша фирма информирует клиентов о своей деятельности и о деятельности интересующих его учебных заведений бесплатно:
10 Кредит
  • государственные и частные учебные заведения не предоставляют свои услуги в кредит.
  • возможно проведение в

кредит 12 занятий.

Анализ риска

В процессе разработки бизнес-плана за основу принята минимизация риска банкротства и финансовых потерь с учетом следующих факторов:

  1. * сравнительно маленький стартовый капитал, не включающий в себя заемных средств;
  2. * высокие затраты на рекламу, призванную обеспечить нашему предприятию максимально возможный приток клиентов и. как следствие, достаточную норму прибыли и достойную репутацию на рынке потребления образовательных услуг;
  3. * нормальная окупаемость вложенных средств (планируется окупить стартовый капитал в течение 12 месяцев, что и было заложено в математических расчетах точки безубыточности);
  4. * высокая мобильность предприятия из-за простой организационной структуры и маленького штата;
  5. * реальные перспективы роста.

за 550 руб., у наших партнёров, с гарантией качества. В открытом доступе, на просторах интернета, его нет.
Содержание бизнес плана:
1. Конфиденциальность
2. Резюме
3. Этапы реализации проекта
4. Характеристика объекта
5. План маркетинга
6. Технико-экономические данные оборудования
7. Финансовый план
8. Оценка риска
9. Финансово-экономическое обоснование инвестиций
10. Выводы

Перспективы роста и развития

Бизнес на образовании всегда прибылен. На начальном этапе функционирования ИП (в первые 12 месяцев), когда должен окупиться стартовый капитал, не распределенная прибыль, по нашим прогнозам составит около 18 000 руб. Эти средства будут распределены на премирование сотрудников, фонд расширения предприятия, резервный фонд. Мы планируем расширение нашей деятельности через полтора года после начала функционирования с открытия одного офиса со штатом из 3 – х преподавателей. Кроме того, будет нанят профессиональный бухгалтер. Таким образом, структура предприятия несколько усложниться.

Если расширение оправдает себя, то оно будет продолжаться до пределов, допустимых юридическим статусом ИП, после чего, если это целесообразно, последует преобразование в предприятие с юридическим лицом. Помимо вышеперечисленного, через три года после начала деятельности в штат будет включен программист для создания обучающих программных продуктов на базе методик обучения наших преподавателей. Если эти программы хорошо себя зарекомендуют, то в дальнейшем можно будет подумать о наиболее выгодном способе их распространения на рынке, но это уже совсем другая сфера деятельности.

Рынок образовательных услуг — это система социально-экономических отношений между

Рынок образовательных услуг — это система социально-экономических отношений между учебными заведениями и потребителями с целью продажи и покупки образовательных услуг Повышение эффективности его функционирования предусматривает внедрение маркетингового подхода в сфере образовательных послуг.
Маркетинг в образовании является важной функцией менеджмента, он обеспечивает регулирование рынка образовательных услуг. Формируя и реализуя стратегию прироста ценности человека, маркетинг образовательных услуг тесно связан с развитием персонала организации.
Ф. Котлер и К. Фокс под маркетингом образовательных услуг подразумевают исследования, планирование, осуществление и контроль за тщательно сложившимися программами, замыслами, чтобы вызвать добровольный учет ценностями с целевыми рынками с целью достижения стремлений учебных заведений .
По мнению Т. Э.. Оболенской, для учебных заведений маркетинг — это разработка, реализация и оценка образовательных услуг путем установления отношений обмена между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг с целью гармонизации интересов и удовлетворения потребностей школьников, учащихся, студентов и слушателей . Маркетинг образовательных услуг способствует каждому учебному заведению занять свое место на рынке образовательных услуг, осуществлять подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка праци.
Маркетинг образовательных услуг обеспечивает наиболее продуктивное удовлетворение потребностей: личности — в образовании; учебного заведения — в конкурентоспособности на рынке и материальном благополучии его работников; организаций — в развитии персонала общества — в расширенном воспроизводстве трудового и образовательного потенциала краини.
Рынок образовательных услуг, как всякий другой рынок, предполагает наличие специфического продукта или услуги (в данном случае — передачу знаний, умений и навыков личности); цены обучения; направлений распределения и продвижения этих услуг на ринок.
Как отмечают Д. П. Богиня и А. Гришнова, услуга профессионального образования является товаром особого рода и сохраняет черты общественного блага. Поэтому потребность в услугах образования как общественного блага выражается через механизм общественного выбора в виде принятия решения о вступлении в конкретного учебного заведения, на тот или иной факультет, вообще избрания соответствующего престижного и привлекательного уровня образования . Спрос населения на услуги образования может сдерживаться правилами приема в учебные заведения, уровнем требований к качеству знаний абитуриентов, а также деформироваться ажиотажным спросом населения на отдельные профессии и специальности или политикой государства по поддержке лиц, навчаються.
И. Л. Решетникова и В. М. Смирнова считают, что образовательные услуги — это довольно специфический «товар». Они обладают высокой потребительной стоимостью, поскольку увеличивают интеллектуальный потенциал личности, будущих рабочих или специалистов . На развитых рынках указанное находит свое отражение в стоимости услуг квалифицированной рабочей силы, правомерности высоких цен на образовательные услуги. Для образовательных услуг характерна продолжительность периода их предоставления, отсроченность выявления результативности образовательных услуг и зависимость эффективности работы выпускников учебных заведений от условий их труда и життя.
К особенностям образовательных услуг следует отнести и то, что учебные заведения должны осуществлять дальнейшее сопровождение своих услуг среди персонала организаций, на их объем влияет месторасположение учебных заведений, места жительства потенциальных учеников, студентов или слушателей тощо.
Особенностью предоставления образовательных услуг является творческое сотрудничество между преподавателем и лицом, учится. Маркетинг образовательных услуг отличается тем, что в процессе предоставления образования личность получает дополнительные знания, расширяет свой кругозор, может изменить свои ценности и взгляды, находясь длительное время в контакте с преподавателями, лицо может проникнуться их идеалами.
Концепция маркетинга образовательных услуг предполагает, что главная задача образовательных учреждений — определить потребности и интересы потребителей, приспособиться к тому, чтобы удовлетворять их, чем хранятся увеличивается благополучия потребителей образовательных услуг и обеспечиваются долгосрочные выгоды самого учебного заведения .
То учебное заведение, который воспринимает такую ​​философию, существенно изменяется. Он уже ориентируется не только на численность студентов (учащихся или слушателей), преподавателей и размеры учебно-материальной базы, а на определенные характеристики и объемы потребностей рынка труда, спроса потребителей на образовательные услуги. Такой подход к определению концепции маркетинга образовательных услуг обусловлен особенностями рынка образовательных услуг. Этот рынок тесно связан, с одной стороны, с рынком труда, а с другой — с рынком научно-технической продукции и рынком инвестиций.
Для выяснения сущности маркетинга образовательных услуг и его проявления на рынке образовательных услуг следует проанализировать комплекс его элементов, субъектов и объектов. И. Л. Решетникова и В. М. Смирнова к элементам и аспектам маркетинга образовательных услуг, прежде всего, относят субъектов маркетинговых отношений и функции этих субъектов на рынке, сферу действия и объекты маркетинга образовательных услуг, его целевую ориентацию и проблемное содержание .
В состав участников рыночных отношений, субъектов маркетинга образовательных услуг входят наряду с учебными заведениями и потребители услуг (отдельные личности, организации), широкие круги посредников (включая центры занятости, кадровые агентства, органы исполнительной власти, лицензирования и аккредитации учебных заведений и т.п.), а также различные общественные организации и структуры, имеющие отношение к продвижению образовательных услуг к потребителю на ринку.
С точки зрения маркетинга образовательных услуг, в функции учебных заведений входит формирование предложения, предоставления самих образовательных услуг клиентам, продвижение образовательных и сопутствующих услуг на рынке. В этой связи учебные заведения и их клиенты являются наиболее активными субъектами маркетинговой дияльности.
Посреднические структуры на рынке образовательных услуг включают центры занятости, кадровые агентства, образовательные и страховые фонды, ассоциации учебных заведений и работодателей, средств массовой коммуникации. Они способствуют рациональному продвижению образовательных услуг на рынке, могут осуществлять функции по информированию, консультированию, участия в лицензировании и аккредитации учебных заведений, организации продаж образовательных услуг и финансовой поддержки системы общего и профессионального освити.
Объектами маркетинга в системе образования наряду с образовательными услугами являются места расположения учебных заведений, их учебно-материальная база, общественный престиж и привлекательность профессий или специальностей среди различных групп населения, рейтинг преподавателей, уровень научных исследований в учебных заведениях, учебно-методическое обеспечение учебного процесса, широкий комплекс сопутствующих послуг.
Маркетинговая ориентация управления учебным заведением предусматривает следующее:
предоставляются только те образовательные услуги, соответствуют ли будут соответствовать потребностям рынка труда, спроса населения на образовательные услуги;
ассортимент образовательных услуг достаточно широк и постоянно обновляется с учетом спроса на рынке труда и населения;
цены на образовательные услуги формируются под воздействием активности конкурентов, объемов и динамики платежеспособного спроса населения;
коммуникативная деятельность проводится активно, направлена ​​на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг, учитывает возможности посредников;
стратегические решения по управлению учебным заведением принимаются высококвалифицированными и компетентными руководителями;
научно-педагогические исследования осуществляются как в сфере подготовки кадров учебного заведения, так и в сфере рынка труда и образовательных услуг
организационная структура учебного заведения включает кадровое агентство, осуществляющее маркетинговые исследования и разработки, трудоустройство своих выпускников, обеспечивает связь с роботодавцями.
Переход от административно-командной к рыночной экономике обусловил такие изменения на рынке образовательных услуг:
учебные заведения получили большую самостоятельность по выбору профессий и специальностей, приема абитуриентов;
наряду с государственными появилось много негосударственных учебных заведений;
правительство уменьшило объемы государственного заказа для государственных учебных заведений, что вызвало в них возникновения платной формы обучения;
прибыль стала существенным источником развития учебных заведений;
значительным источником получения прибыли стала оплата обучения студентами, учащимися и слушателями за обучение;
среди учебных заведений возникла конкуренция за привлечение абитуриентов и слушателей;
для одержания победы в конкурентной борьбе перед учебными заведениями стоит проблема разработки и реализации маркетинговых конкурентных стратегий.
Стратегия маркетинга образования, как считают В. Афанасьев и В. Черкасов, должна начинаться анализом спроса потенциальных клиентов, конкурентов, фактического состояния портфеля заказов. Только при таких условиях можно конкретизировать целевые группы, становится возможным подойти к носителей затрат на образовательные услуги .
Основными направлениями действий в сфере маркетинга образовательных услуг являются: получение информации, анализ ситуации, анализ конкуренции, получения внутренней информации (оперативные и статистические данные, бухгалтерский учет учебного заведения), получения внешней информации, исследования ринку.
Для маркетинга образовательных услуг особое значение имеет анализ целевых групп или поведения потребителей. Для того, чтобы можно было продать образовательные услуги, субъектам образовательных услуг необходимо иметь детализированные данные об адресатах, которым при этом должен быть установлен контакт. Целью анализа является выяснение конкретных условий определенной целевой группы, при которых потенциальные потребители заинтересуются образовательными послугами.
Финансирование маркетинговых образовательных мероприятий зависит от выбранного поля деятельности учебного заведения, нормативных стратегий, разработанных на основе портфеля наличий, и руководящей линии по определенным цилей.
Предпосылкой для эффективного маркетинга образовательных услуг есть четкая сегментация рынка. Только тогда для маркетинга образовательных услуг оперативно могут быть разработаны собственные инструменты. Среди них выделяются следующие: формирование спроса, организация коммуникации, обеспечение сбыта, организация взаимного исполнения обязательств.
Однако, несмотря на важность и актуальность маркетинга образовательных услуг, в настоящее время он еще не получил должного развития. Многие украинские учебные заведения не имеет подразделений маркетинга или отделов связей с общественностью. Осуществление маркетинговой деятельности учебного заведения сводится в основном к работе приемной комиссии и ограничивается временем рекламной компании.