Селитебные зоны, что это?

Содержание

Планировочная организация города

Если функциональное зонирование отражает, прежде всего, различия в характере использования различных частей города, то планировочная структура города выражается во взаимном расположении основных функциональных зон и системе связей между ними. Планировочная структура города в значительной степени зависит от величины и построения транспортной структуры города. Транспортная инфраструктура не только фиксирует планировочную структуру города, но и во многом предопределяет ее последующее развитие.

При проектировании города необходимо выявить его «каркас» территории наиболее интенсивного освоения и сосредоточения наиболее важных функций, обычно связанных с центром города и главными транспортными магистралями. «Каркас» является наиболее ус­тной во времени основой пространственно-планировочной организации города. В обобщенном виде он фиксирует геометрию плана м самым предопределяет тенденции дальнейшего территориального развития города.

Необходимо учитывать, что элементы транспортной инфраструктуры жестко фиксированы в пространстве, и эта жесткость тем выше, чем выше класс коммуникации. В принципиальном плане можно выделить три вида планировочных схем города: радиально-кольцевую, шахматную и свободную (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Планировочные схемы города: а — радиально-кольцевая; б — шахматная; в — свободная

Радиально-кольцевая (концентрическая) схема содержит два принципиально разных типа магистралей — радиальные и кольцевые.

Радиальные магистрали служат для связи центра города с перифе­рийными районами, а кольцевые улицы соединяют радиальные и обеспечивают перевод транспортных потоков с одного радиального направления на другое. Эта планировка позволяет гармонично рас­положить застройку вокруг центра, где сосредоточены (сконцентри­рованы) основные объекты общественной и деловой застройки. При такой планировке можно достаточно легко попасть в центр города. Достоинством радиально-кольцевой схемы является компактная фор­ма плана, при которой в наименьшей степени нарушается природное окружение города.

Шахматная схема, при которой улицы пересекаются под углом 90°, предполагает относительно равномерное освоение территории. Этот тип планировочной структуры широко использовался во все времена. Достоинством шахматной структуры является возможность равномерного распределения транспортных потоков. При такой пла­нировке легко осуществляется размежевание участков.

Однако большое число пересечений улиц увеличивает пробег транспорта, удлиняет поездки. Шахматная схема затрудняет форми­рование четко выраженного центрального ядра и системы центров жилых районов города.

Линейная (ленточная) схема является своего рода шахматной планировкой, сильно вытянутой в одном направлении. Объекты цен­тральной части города в таком случае располагаются вдоль основной магистрали или вдоль нескольких параллельных магистралей. Линейная схема обеспечивает близость к природному окружению и к иным транспортным магистралям. Такая планировка позволяет обеспечить удобное транспортное сообщение, сокращая затраты на передвижение. Однако, по мере роста города, с удлинением полосы застройки значительная часть территорий оказывается слишком большом удалении от центров различных рангов. Кроме того значительно увеличиваются расстояния между отдельными частями города.

В отдельных старых городах центральная часть может состоять тих и кривых улиц, не имеющих четкого геометрического рисунка. Такая схема называется свободной.

Основные принципы планировочной организации города:

— гибкость планировочной структуры, обеспечивающая беспрепятственное развитие города;

— дифференциация транспортных магистралей;

— организация эффективной системы обслуживания;

— создание экологической инфраструктуры города, включая иную систему зеленых насаждений;

— эффективное и экономичное оснащение города всеми видами инженерного оборудования;

— композиционные требования к плану города (развитие городского центра, районных центров в городе, создание привлекательного силуэта города и обеспечение зрительного восприятия его главных природных и архитектурных доминант).

При всех особенностях планировочной структуры, формирующейся на основе рассмотренных транспортных схем с учетом реальной обстановки, в городах (особенно крупных и крупнейших) могут быть выделены принципиально различающиеся территории по ме­стоположению зон в составе города.

Центр города — относительно небольшая центральная террито­рия города, в которой находятся участки административных зданий, культурные и деловые объекты, озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки. В этой зоне сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении со­оружения.

Центральная зона, кроме ядра города, включает в себя близлежащую к нему интенсивно застроенную территорию, как правило, охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. По мере территориального расширения города эта зона все больше перестраивается, подвергается перепланировке, изменяет свой облик и приобретает функции центра.

Для нее также характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным и постепенное снижение численности постоянного населения.

Внешняя зона — это территория города без пригородов, где со­средоточена основная часть населения. В Москве в состав этой зоны включается территория в пределах Московской кольцевой автодорог и Санкт-Петербурге — территория административно подчиненная без населенных пунктов, подчиненных его администрации. Пригородная зона объединяет окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам.

Эта зона выполняет важную функцию организации отдыха населения города поддержания экологического равновесия, размещения ряда ктов коммунального хозяйства, внешнего транспорта. В пригородной зоне не размещают часть промышленных предприятий и населенных пунктов, непосредственно связанных с городом, а также в ней едятся резервные территории для развития города.

Размещение жилой застройки

Основными элементами планировочной структуры селитебной территории города являются жилые группы (жилой двор), микрорайоны (несколько жилых групп, объединенных культурно-бы­товыми объектами (КБО), жилые районы (несколько микрорайонов, объединенных общим центром районного значения) и планировоч­ные районы (несколько жилых районов, объединенных общим цен­тром городского значения).

Жилая группа состоит из расположенных рядом в определенном порядке нескольких домов. Несколько жилых групп, объединенных объектами общественного, культурно-бытового назначения повседневного обслуживания, образуют микрорайон. Микрорайоны размещают в пределах межмагистральных территорий.

Из нескольких микрорайонов, объединенных культурно-бытовыми объектами периодического обслуживания, формируется жилой район. Планировочное построение и композиция жилого района oпределяются его местом в плане города, природными условиями, общей композиционной идеей и исторически сложившейся застройкой. Важным фактором планировочной организации селитьбы является членение ее на межмагистральные жилые территории сетью город­ских дорог. Жилые районы и микрорайоны формируются в соответ­ствии со структурой межмагистральных территорий. При этом чем интенсивнее используется территория, тем больше требуется транспорта для ее обслуживания и тем больше она членится.

Планировочный район объединяет несколько жилых районов и комплекс объектов эпизодического обслуживания населения. В зави­симости от размеров территории города и общей планировочной структуры селитебная зона может формироваться как один или не­сколько планировочных районов.

Общим принципом формирования селитебной территории города является обеспечение максимальных удобств населению в реализации социально-культурных и бытовых потребностей при рацио­нальном использовании городских земель и других ресурсов.

Территориальное зонирование

В соответствии с Градостроительным кодексом в городских и сельских поселениях проводится территориальное зонирование. Оно основано на выделении зон поселения, объединенных функциональ­ным использованием, параметрами и ограничениями на их застройку.

Примерный перечень территориальных зон городских и сельских по­селений установлен в Градостроительном кодексе и включает в себя:

— жилые зоны;

— общественно-деловые зоны;

— производственные зоны;

— зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

— рекреационные зоны;

— зонысельскохозяйственного использования;

— зоны специального назначения;

— зоны поенных объектов, иные зоны режимных территорий.

Жилые зоны — это зоны, предназначенные для проживания на­ция, а также для проживания в сочетании с отдыхом или с ведение индивидуального подсобного хозяйства.

Выделяют несколько типов жилых зон:

— зона усадебных и блокированных жилых домов;

— зона многоквартирных жилых домов до трех этажей;

— зона многоквартирных жилых домов в 4-5 этажей;

— зона многоквартирных жилых домов в 4-12 этажей.

В общественно-деловых зонах осуществляется межселенное городское или районное социально-культурное обслуживание, административное и хозяйственное управление, кредитно-финансовая и общественная деятельность. Общественно-деловая зона может разделяться на несколько видов: центральная, районная, местная учебная зона. Для каждого вида зон устанавливаются разрешения на сопутствующие и требующие специального согласования виды использования.

Зоны производственной застройки предназначены для разме­щения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транс­портной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон этих объектов.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназна­чены для размещения и функционирования сооружений и коммуника­ций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздуш­ного и трубопроводного транспорта, а также инженерного оборудова­ния. Типы зон устанавливаются в зависимости от вида и параметров размещаемых сооружений и коммуникаций, а также ограничений на использование этих территорий с учетом обеспечения мер по предот­вращению вредного воздействия их на среду жизнедеятельности.

Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения. Они включают в себя зоны открытых пространств, природных ландшафтов, территории лесопарков для организации отдыха населения и зоны дач.

И состав зоны открытых пространств входят парки, скверы, бульвары, прибрежные территории рек, используемые населением отдыха.

В зону природных ландшафтов входят парки, рощи, лесопарки, природные заповедники. Эти объекты предназначены для сохра­ни ценных природных особенностей и ландшафтов и одновременное стимулирование создания условий для отдыха населения города. Одним из условий их функционирования является минималь­но (действие на уязвимые элементы окружающей среды

Зоны лесопарков предназначены для сохранения природных особенностей территории и создании условий для полноценного отдыха населения.

В зонах специального назначения размещаются кладбища, крематории; полигоны бытовых отходов, объекты коммунального хозяйства с охранными зонами, а также иные объекты, использование ко торых несовместимо с использованием других видов территориальных зон или невозможно без установления специальных нормам и правил.

Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий предназначены для размещения объектов, в отношении которых ус­иливается особый режим. В этих зонах допускается размещение иных баз, городков, полигонов, аэродромов, иных объектов безопасности и космического обеспечения, военных образовательных уч­ений, предприятия, учреждения и организации, выполняющие задачи по обороне, безопасности и космическому обеспечению.

Что такое селитебная территория города и городского поселения. Правила использования и застройки

Поделиться

  • Twitter
  • Google +
  • LinkedIn
  • Pinterest

Во все времена люди пытались упорядочить места своих поселений, сделать их как можно более благоприятными для жизни. Так появилось градостроительство – практическая деятельность по планировке и застройке населенных пунктов. Наших далеких предков интересовали такие вопросы, как комфорт и безопасность, доступность зданий общественного предназначения и священных мест.

Градостроительство в древности

Первые человеческие поселения решали одну, но жизненно важную, необходимую задачу – защищали от враждебно настроенных соседей и диких животных.

К третьему веку до нашей эры в городах начали планировать строительство зданий и дорог. Так, в Египте улицы строились вокруг культовых сооружений, дворцов фараонов по периметру прямоугольника. В одной части поселения жили знатные люди того времени, а в другой – строители, ремесленники и нищие.

Для греческих полисов была характерна не только регулировка застройки, но и самая простая селитебная зона. К примеру, у греков существовали целые ремесленные слободы. Священные рощи и парки, в которых прогуливалась знать, находились за пределами населенных пунктов. Все здания и сооружения строились в один этаж, дабы не затенять улицы. Многие традиции закладки улиц и целых городов живы и сегодня.

Что такое селитебная зона

В любом населенном пункте есть сооружения различного назначения: жилые и административные, спортивные, парковые и т. д. Территории, где расположены эти здания, и называются селитебными зонами.

В селитебные зоны никогда не включают заводы и фабрики, а также производства, к которым нужно подводить железнодорожные пути или организовывать специальные транспортные развязки.

Город, который находится возле фабрики и завода, должен закладываться по всем градостроительным правилам.

Селитебная зона состоит из таких элементов:

  • жилых домов;
  • зданий общественного, административного характера;
  • бульваров, парков и садов;
  • метро и системы подземных переходов.

Иногда для перестройки селитебных зон сносят отдельные дома и даже целые жилые кварталы. Перед закладкой нового населенного пункта в генплане застройки нужно учитывать не только особенности ландшафта, но и водные, а также воздушные потоки.

Населенные пункты

Структура селитебной зоны должна быть тщательно спланирована еще до начала строительства и включать в себя все необходимое для комфортной жизни людей: здания и сооружения, школы, административные постройки, зеленые зоны, небольшие предприятия. При этом все дома, являющиеся частью одного территориального пространства, должны иметь похожую архитектуру.

В современных городах может быть от одной до сразу нескольких селитебных зон.

Если в городе проживает до 30 тысяч человек, то в нем, как правило, есть всего один жилой район со школами, больницами, административными сооружениями. Город с числом жителей до 150 тысяч – это населенный пункт средней величины. В нем есть несколько микрорайонов со своими особенностями архитектуры и инфраструктурой. Отдельные микрорайоны разделяются водоемами, скверами или парками и связываются общественным транспортом.

В мегаполисах деление еще более мелкое. В каждом из районов имеется свой центр с жилыми домами, зонами отдыха и общественными зданиями. В селитебной зоне достаточно большого города может проживать от 10 до 50 тысяч и больше человек. При застройке города нужно учитывать будущее транспортное сообщение между жилой и промышленной зоной.

Где должны размещаться селитебные зоны

Планируя размещение селитебных зон, нужно брать во внимание не только требования градостроительства, но и климат (в частности, розу ветров). Жилой район лучше всего размещать с наветренной стороны по отношению к имеющимся фабрикам и заводам. Если город располагается на реке, то жилую зону нужно располагать выше по течению от предприятия с опасными условиями производства.

Очень важен и местный ландшафт. Люди должны жить на возвышенности, а не в низине: вредные вещества, связанные с производством, могут накапливаться и тем самым причинять вред здоровью и жизни местных жителей. В промышленных районах должна быть и санитарная зона. Ее площадь должна зависеть от мощности производства. Численно это от 300 до 1000 метров квадратных.

Размещение зеленых насаждений в городских кварталах

Планируя жилую селитебную зону, нужно учитывать не только закладку парков, но и зеленые насаждения.

Правила их посадки такие:

  • Кустарники и деревья нужно садить не менее, чем в 5 метрах от сооружений.
  • Высаживать можно любые растения, но отдавать предпочтение тем, которые ионизуют воздух. Это серебристый тополь, конский каштан, белая акация, черемуха и т. д.
  • Между промышленной и жилой зоной должен быть заложен парк либо лесополоса с такими деревьями.

Выполнение этих требований станет залогом для здоровья горожан.

Ступенчатый принцип застройки в планировке современных населенных пунктов

Селитебная зона современных населенных пунктов имеет так называемую «ступенчатую структуру».

Ее суть такая:

  • здания, которые люди посещают каждый день (магазины, школы, детсады) должны находиться как можно ближе к жилым постройкам;
  • размещение организаций с «периодической востребованностью», библиотек, рынков, спортивных комплексов, поликлиник планируют не дальше, чем в 3-4 остановках от жилищ;
  • учреждения, которые посещаются лишь эпизодически, а это зоны отдыха, театры, ателье, музеи могут быть размещены на большом расстоянии.

Размещение промышленных зон

В населенных пунктах, где есть не только селитебная, но и промышленная зона, нужно как можно более точно просчитать угрозу, которую может принести людям промышленный объект.

Больше всего это касается городов, где есть водоемы. Вода – это субстанция, которая очень быстро и надолго накапливает выбросы и взвеси. Если жилой район застроить без учета этих факторов, то он вполне может стать непригодным для жизни. Во избежание этого и утверждается генплан застройки.

Что включает в себя генеральный план застройки

В генплане застройки нужно предусмотреть:

  • места для обслуживающих население объектов;
  • строительство мостов и дорог;
  • строительство муниципальных объектов самоуправления.

В плане застройки селитебных зон должны быть:

  • цели и задачи, которые будут выполнены после того, как новый район будет заселен;
  • мероприятия, которые нужно провести для достижения этих целей и задач;
  • границы муниципальных зон и инфраструктурных объектов.

В генплане нужно учесть все нужды города.

Предназначение селитебных зон

Подведем итоги вышесказанному.

Основное предназначение селитебных территорий такое:

  • обеспечение комфортного проживания людей;
  • снижение влияния на жизнь и здоровье факторов производства;
  • закладка санитарных, зеленых зон.

Правильно организовав селитебную зону, можно обеспечить процветание городу на долгие годы.

Населённое место

Смотреть что такое «Населённое место» в других словарях:

  • МЕСТО НАСЕЛЁННОЕ — см. ПУНКТ НАСЕЛЁННЫЙ Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках … Строительный словарь

  • Населённый пункт — (н.п.) населённое людьми место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, посёлок городского типа, село и пр.). Обязательный признак населённого пункта постоянство… … Википедия

  • Населённые пункты в России — В России законодательно не установлена зависимость типологии населённых пунктов от численности населения или застройки, однако главным критерием отличия сельского населённого пункта от городского является то, что большинство экономически… … Википедия

  • Населённый пункт — см. Населённое место … Большая советская энциклопедия

  • НАСЕЛЁННЫЙ — НАСЕЛЁННЫЙ, населённая, населённое; населён, населена, населено. 1. прич. страд. прош. вр. от населить. Округ, населенный колонистами. 2. только полн. Имеющий густое население, большое количество жителей (разг.). Населенный край. Населенная… … Толковый словарь Ушакова

  • Населённые пункты Швеции — Карта, на которой показаны крупнейшие 50 населённых пунктов (городов) Швеции (на 2005 г.) … Википедия

  • ПУНКТ НАСЕЛЁННЫЙ — общее название различных форм расселения (город, посёлок, село), обозначающее ограниченную часть территории, постоянное проживание населения в которой обеспечено определёнными материальными формами (Болгарский язык; Български)… … Строительный словарь

  • пункт населённый — Общее название различных форм расселения (город, посёлок, село), обозначающее ограниченную часть территории, постоянное проживание населения в которой обеспечено определёнными материальными формами [Терминологический словарь по строительству на… … Справочник технического переводчика

  • Инверсия электронных населённостей — одно из фундаментальных понятий физики и статистической механики, используемое для описания принципов функционирования лазеров. Содержание 1 Распределение Больцмана и термодинамическое равновесие … Википедия

  • Инверсия населённостей — Инверсия электронных населённостей одно из фундаментальных понятий физики и статистической механики, используемое для описания принципов функционирования лазеров. Содержание 1 Распределение Больцмана и термодинамическое равновесие … Википедия