Сенат при Петре 1

Учреждение Сената

СЕНАТ ВМЕСТО БОЯРСКОЙ ДУМЫ

Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Аристократическая по составу, Боярская дума стала отмирать еще с конца XVII в.: она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не проводилось, в думу проникали недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользовавшиеся доверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия — учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве. Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседаний Боярской думы, переименованной в Консилию министров.

Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил «для всегдашних наших в сих войнах отлучек» Сенат в качестве временного учреждения. Всем лицам и учреждениям «под жестоким наказанием или и смертию» велено беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами: он контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, «понеже деньги суть артериею войны», ведал торговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа.

Одновременно с Сенатом Петр I создал должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. С созданием Сената и губерний процесс замены старых местных и центральных учреждений был далек от завершения: отсутствовали инстанции между Сенатом и губерниями, многие приказы продолжали функционировать, хотя в целом губернская реформа ослабила значение приказной системы. Нуждались в уточнении функций и областные учреждения – губерния как основная административная единица оказалась слишком громоздкой, ибо включала громадную территорию.

С образованием коллегий были уточнены структура Сената, его права и обязанности. Изменился состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил бюрократическому принципу подчиненности низших учреждений высшему. В том же году при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях – прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий. В отличие от фискалов, не вмешивавшихся в ход решения того или иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената, заметив нарушение законности тут же должны были его устранить. Петр I назвал генерал-прокурора «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных». Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский, человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж. Все центральные учреждения и Сенат находились в Петербурге, в Москве они имели конторы.

История России с древнейших времен до 1861 года /Н. Павленко, И. Андреев, В. Кобрин, В. Федоров. 3-е изд., М., 2004

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА

Особенности, усвоенные при Петре Боярской думой, перешли и в правительственное учреждение, ее сменившее. Сенат явился на свет с характером временной комиссии, какие выделялись из Думы на время отъезда царя и в какую сама Дума стала превращаться при частых и долгих отлучках Петра. Собираясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ 22 февраля 1711 г., который гласил: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Или: «Для всегдашних наших в сих войнах отлучек определили Управительный сенат», – как сказано в другом указе. Итак, Сенат учреждался на время: ведь Петр не рассчитывал жить в вечной отлучке, подобно Карлу XII. Затем в указе поименованы новоназначенные сенаторы в числе 9 человек, очень близком к обычному тогда наличному составу когда-то многолюдной Боярской думы . Одним указом 2 марта 1711 г. Петр на время своего отсутствия возлагал на Сенат высший надзор за судом и расходами, заботу об умножении доходов и ряд особых поручений о наборе молодых дворян и боярских людей в офицерский запас, об осмотре казенных товаров, о векселях и торговле, а другим указом определял власть и ответственность Сената: все лица и учреждения обязаны повиноваться ему, как самому государю, под страхом смертной казни за ослушание; никто не может заявлять даже о несправедливых распоряжениях Сената до возвращения государя, которому он и отдает отчет в своих действиях. В 1717 г., делая Сенату из-за границы выговор за беспорядки в управлении, «в чем мне за такою дальностью и за сею тяжкою войною усмотреть невозможно», Петр внушал сенаторам строго за всем смотреть, «понеже иного дела не имеете, точию одно правление, которое ежели неосмотрительно будете делать, то пред богом, а потом и здешнего суда не избежите». Петр иногда вызывал сенаторов из Москвы в место своего временного пребывания, в Ревель, Петербург, со всеми ведомостями для отчета, «что по данным указам сделано и чего не доделано и зачем». Никаких законодательных функций старой Боярской думы не заметно в первоначальной компетенции Сената: как и консилия министров, Сенат – не государственный совет при государе, а высшее распорядительное и ответственное учреждение по текущим делам управления и по исполнению особых поручений отсутствующего государя, – совет, собиравшийся «вместо присутствия его величества собственной персоны». Ход войны и внешняя политика не подлежали его ведению. Сенат унаследовал от консилии два вспомогательных учреждения: Расправную палату, как особое судное отделение, и Ближнюю канцелярию, состоявшую при Сенате для счета и ревизии доходов и расходов. Но временная комиссия, какою является Сенат в 1711 г., постепенно превращается в постоянное верховное учреждение .

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ УПРАВА

Консилия министров собиралась случайно и в случайном составе, несмотря на предписания, точно регулировавшие ее делопроизводство. По списку 1705 г. значилось 38 думных людей, бояр, окольничих и думных дворян, а в начале 1706 г., когда Карл XII неожиданным движением из Польши отрезал сообщения у русского корпуса под Гродной, когда нужно было обсудить и принять решительные меры, при царе в Москве случились только два министра, думных человека: остальные были «на службах», в служебном разгоне. Из приказов в Москве оставались только требующие и расходующие, как Военный, Артиллерийский, Адмиралтейский, Посольский. В столице сосредоточивалось финансовое потребление, а добывала губернская администрация; но в Москве не оставалось учреждения для высшего распоряжения финансовым добыванием и для верховного надзора за финансовыми потребителями, т. е. не было правительства. Среди своих военно-стратегических и дипломатических операций Петр как будто не замечал, что, учреждая 8 губерний, он создавал 8 рекрутских и финансовых контор для комплектования и содержания полков в борьбе с опасным врагом, но оставлял государство без центрального внутреннего управления, а себя – без прямых ближайших истолкователей и проводников своей державной воли. Таким проводником не мог быть министерский съезд в Ближней канцелярии без определенного ведомства и постоянного состава, из управителей, занятых другими делами и обязанных подписаться под протоколом заседания, чтобы сим явить свою «дурость». Тогда Петру нужна была не государственная Дума, совещательная или законодательная, а простая государственная управа из немногих толковых дельцов, способных угадать волю, поймать неясную мысль царя, скрытую в лаконической шараде наскоро набросанного именного указа, разработать ее в понятное и исполнимое распоряжение и властно присмотреть за его исполнением, – управа настолько полномочная, чтобы ее все боялись, и настолько ответственная, чтобы и самой чего-нибудь бояться. Alter ego царя в глазах народа, ежеминутно чувствующий над собою царское quos ego, – такова первоначальная идея Сената, если только какая-либо идея участвовала в его создании. Сенат должен был решать дела единогласно. Чтобы это единогласие не выжималось чьим-либо личным давлением, в Сенат не был введен никто из первостепенных сотрудников Петра: ни Меншиков, ни Апраксин, ни Шереметев, ни канцлер Головкин и пр. Большинство Сената составилось из дельцов далеко не первостепенной чиновной знати: Самарин был военным казначеем, князь Григорий Волконский – управителем тульских казенных заводов, Апухтин – генерал-квартирмейстером и т. п. Такие люди понимали военное хозяйство, важнейший предмет сенатского ведения, не хуже любого принципала, а украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей фамилии. Итак, двумя условиями созданы были потребности управления, вызвавшие учреждение Сената как временной комиссии, а потом упрочившие его существование и определившие его ведомство, состав и значение: это – расстройство старой Боярской думы и постоянные отлучки царя.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.

УКАЗ О ДОЛЖНОСТИ СЕНАТА

Параграф VI. 1. В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено,

2. указы во все государство давать и от нас присланные решить немедленно;

3. и протчие, тому подобные, а имянно: в чины сказывать, из военного – всему генералитету, из государственного и гражданского правительства – министром, в коллегии – президентом, в губернии и в провинции – губернатором, воеводам и комендантом, ассесором, камерирам, рентмейстером и земским и судным камисаром, також – колежским членам, включая секретаря, и протчим; и в губерниях – президентом, в надворные суды, обор лантрихтерам и земским секретарям.

СЕНАТ И ДВОРЯНСТВО

Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянство через особого чиновника «герольдмейстера».

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СЕНАТА

Сенат, как высший блюститель правосудия и государственной экономии, располагал с самого начала своей деятельности неудовлетворительными подчиненными органами. То были в центре куча старых и новых, московских и петербургских, приказов, канцелярий, контор, комиссий с перепутанными ведомствами и неопределенными отношениями, иногда со случайным происхождением, а в областях – 8 губернаторов, не слушавшихся подчас и самого царя, не только что Сената. При Сенате состояли доставшиеся ему от министерской консилии Расправная палата, как его судное отделение, и счетная Ближняя канцелярия. В число главнейших обязанностей Сенату поставлено было «денег возможно сбирать» и рассмотреть государственные расходы, чтобы отменить ненужные, а между тем денежные счета ему ниоткуда не присылались, и он за целый ряд лет не мог составить ведомости, сколько было во всем государстве в приходе, в расходе, в остатке и в доимке. Важнейшая задача Сената, наиболее выяснившаяся у Петра при его учреждении, состояла в высшем распоряжении и надзоре за всем управлением. Ближняя канцелярия примкнула к сенатской для бюджетного счетоводства. Одним из первых актов правительственного оборудования Сената было устройство органа активного контроля. Указом 5 марта 1711 г. Сенату предписано было выбрать обер-фискала, человека умного и доброго, какого бы звания он ни был, который должен над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, «тако ж в сборе казны и прочаго». Обер-фискал привлекал обвиняемого, «какой высокой степени ни есть», к ответственности перед Сенатом и там его уличал. Доказав свое обвинение, фискал получал половину штрафа с уличенного; но и недоказанное обвинение запрещено было ставить фискалу в вину, даже досадовать на него за это «под жестоким наказанием и разорением всего имения».

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.

СОЗДАННАЯ ПЕТРОМ АДМИНИСТРАЦИЯ

В систематическом изложении созданная Петром администрация представится в таком виде.

Во главе всего управления с 1711 г. стоит Сенат. Около 1700 г. старая Боярская дума исчезает как постоянное учреждение и заменяется ближней канцелярией государя, в которой, как в старину, происходит иногда совещание бояр. Во время своих беспрестанных поездок ведение государственных дел в Москве Петр поручал не учреждению, а нескольким доверенным лицам из старых думных чинов (Петр никому не давал этих чинов, но и не отнимал их у имевших) и лицам новых чинов и званий. Но в 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр вверяет государство не лицам, а вновь основанному учреждению. Это учреждение — Сенат. Его существование, как объявлял сам Петр, вызвано именно «отлучками» государя, и Петр повелевал всем слушаться Сената, как его самого. Таким образом, миссия Сената первоначально была временной. Он заменял собой: 1) старые думские комиссии, назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя «Москву ведать», и 2) постоянную «Расправную палату», бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы. Но с возвращением Петра к делам Сенат не был упразднен, а стал постоянным учреждением, в организации которого при Петре замечают три фазиса. С 1711 до 1718 г. Сенат был собранием лиц, назначенных специально для присутствования в нем; с 1718 по 1722 г. Сенат делается собранием президентов коллегий; с 1722 г. Сенат получает смешанный состав, в него входят некоторые президенты коллегий (военной, морской, иностранной) и в то же время в нем есть сенаторы, чуждые коллегиям.

Ведомство Сената состояло в контроле над администрацией, в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий, и в общем направлении административного механизма. Сенат был, таким образом, высшим административным органом в государстве. Ему, в последние годы Петра, присвоена была и судебная функция: Сенат стал высшей судебной инстанцией. Относительно того, присуща ли была Сенату законодательная деятельность, существуют разные оттенки взглядов. Одни (Петровский «О Сенате в царствование Петра Великого») полагают, что Сенат в первое время имел законодательную власть и иногда даже отменял указы самого Петра. Другие (Владимирский-Буданов в критической статье «Учреждение Правит. Сената») доказывают, что законодательная функция никогда Сенату не принадлежала. Но все признают, что Петр, видоизменяя положение Сената в 1722 г., лишил его законодательной власти; ясно, что Петр рядом с собою, как с единственным источником законодательной власти в государстве, не мог поставить собрания с законодательными правами. Поэтому, если и признавать за Сенатом законодательную функцию, то следует считать ее случайным и исключительным явлением.

От разницы представлений о компетенции Сената зависит и разница в представлениях о государственном значении его. Одни считают Сенат безусловно высшим учреждением в государстве, объединяющим и направляющим всю администрацию и не знающим над собой иной власти, кроме государевой (Градовский, Петровский). Другие полагают, что, контролируя и направляя администрацию, Сенат сам подвергался контролю и зависел от «верховных господ министров» (т. е. приближенных к Петру лиц, управляющих войсками, флотом и иностранными делами) и от генерал-прокурора, представителя особы государя в Сенате.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000

ОЦЕНКА В.О.КЛЮЧЕВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА

«Столичный приказный, проезжий генерал, захолустный дворянин выбрасывали за окно указы грозного преобразователя и вместе с лесным разбойником мало беспокоились тем, что в столицах действуют полудержавный Сенат и девять, а потом десять по-шведски устроенных коллегий с систематически разграниченными ведомствами. Внушительными законодательными фасадами прикрывалось общее безнарядье». Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.

38. Изменение функций, состава, статуса Сената в 1802 году

Гораздо большее значение имел учрежденный Манифестом от 8 сентября 1802 г. Комитет министров — новый орган управления. Он начал оформляться в связи с созданием министерств. Манифест предусмотрел возможность для министров собираться вместе по инициативе и под председательством императора на совещания для обсуждения сложных межведомственных вопросов. Однако организация и деятельность таких совещаний не были конституированы. Собрания министров приобрели характер совещаний абсолютного монарха с главами всех центральных учреждений. Состав Комитета расширялся постоянно за счет высших чиновников, назначавшихся императором и перед ним ответственных.

В 1810 г. в состав его введены: председатель, госсекретарь, главы департаментов Госсовета, другие влиятельные должностные лица. По предложению М.М. Сперанского «учреждением комитета министров» 20 марта 1812 г. оформлены законодательно пределы компетенции, функции, состав комитета. Министры введены в Сенат.

Под непосредственным руководством императора комитет рассматривал и дела, касающиеся нескольких министерств, требующие новых законов, согласованных действий, и слишком запутанные дела, непосильные одному министру, материалы сенатских ревизий, назначения, увольнения, награждения, выговоры местным администраторам и даже отдельные законопроекты. Учреждена специальная структура управляющего делами комитета. Ставились императором на совещаниях и отчеты министров, различные вопросы управления.

В отличие от западных правительств, возглавляемых самостоятельными председателями премьерами и представлявших объединение, кабинет министров, российский Комитет министров не был ни таким правительством, ни главой исполнительной вертикали управления, хотя вопросы эти поднимались не раз в «негласном комитете», других инстанциях. Предлагалось изучить опыт английского объединенного кабинета министерства его королевского величества, где имелись глава министерства и главы восьми отраслевых отделений.

Александр I и Николай I боялись утратить часть своих верховных функций, возникновения относительно самостоятельного главы центрального исполнительного управления. Был использован опыт административной системы наполеоновской Франции, где министры не объединялись в один совет правительство, правительственный кабинет, подчинились непосредственно императору Бонапарту, являлись членами Сената с совещательным голосом. Сенат же имел право судить министров «в случае нарушения ими свободы печати и личной свободы».

Подобный опыт импонировал Александру I и Николаю I в их стремлении удерживать во всех случаях бразды правления в своих руках. Сохранилось неотъемлемое право царей самолично управлять государством. Они сами назначали, увольняли, контролировали министров, направляли и объединяли их действия, принимали их всеподданнейшие индивидуальные доклады, осуществляли через Комитет министров верховный надзор за государственным аппаратом.

В 30-е гг. Николай I усилил роль Комитета, впоследствии Комитет министров стал высшей цензурной инстанцией, был либерализован в эпоху «великих реформ» 60—70-х гг., когда его главой назначался председатель Госсовета.

Изменены функции, состав, статус Сената, который к началу века утратил былое значение, приданное ему Петром I, имел громоздкую структуру, слабо функционирующий аппарат, раздробленный на обособленные департаменты, канцелярии со смешанными функциями и самостоятельными единоначальниками.

Указом от 5 июня 1801 г. Александр I повелел по рекомендации своих молодых соратников восстановить Сенат «на прежнюю степень, ему приличную».

Указ «О правах и обязанностях Сената» 8 сентября 18021 объявил Сенат верховным местом империи, хранителем законов, указы которого должны исполняться всеми органами, должностными лицами, как собственные императорские. Сенату надлежало быть высшим административным, судебным, контролирующим органом, проводить сенаторские ревизии, наблюдать повсеместно правосудие. Власть его ограничена только императором, который назначал генерал-прокурора, действовавшего от имени императора, всех сенаторов. Ему подчинены высшие, центральные органы управления, в том числе созданные министерства, судебная система.

Реформа Сената предпринята для усиления самодержавного начала. Возрастание же роли Сената в духе восстановления его петровского статуса встревожило Александра I.

5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий Сенат, высший государственный орган в Российском государстве по делам законодательства и государственного управления. Это государственный орган был создан Петром из-за постоянных отлучек, которые часто мешали ему заниматься текущими делами управления. Он и раньше неоднократно, в 1706, 1707 и 1710 гг. вручал дела нескольким избранным соратникам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, решали текущие вопросы. Непосредственной предпосылкой Сената стала подготовка к Прутскому походу (лето 1711 года), когда глава государства был занят проблемой русско-турецкой войны и не мог с полной отдачей решать «текучку». Поэтому, Сенат получил весьма широкие функции, он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» в отсутствие государя. Он должен был продублировать власть царя. В указе 2 марта 1711 года Пётр Алексеевич говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине». В то же время Сенат нёс ответственность перед царем, который обещал жестокое наказание за неправедные дела.

В 1711 — 1714 гг. местом постоянного пребывания Правительствующего Сената была Москва. Только иногда на время, целиком или в лице нескольких сенаторов, Сенат переезжал в Петербург. Новая столица России стала постоянным местопребыванием Сената с 1714 года. В Москву с этого времени Сенат переезжал только по временам, в случае поездок туда царя на значительное время. Однако в Москве осталась часть сенатской канцелярии — «канцелярия сенатского правления». Первыми сенаторами были граф Иван Мусин-Пушкин, 1-й московский губернатор, боярин Тихон Стрешнев, бывший архангелогородский губернатор, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгоруков, князь Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Должность обер-секретаря получил Анисим Щукин.

При назначении сенатором, как и на другие должности, Пётр руководствовал не происхождением человека, а служебной годностью. Если в 17 столетии представитель боярского рода с привычной последовательностью преодолевал ступени служебной лестницы и в конечном счёте достигал высшего чина, приходя на смену отцу, то при Петре Алексеевиче право стать сенатором получали лица, которые обладали личным достоинством. Заслуги предков не имели определяющего значения. Ценились ум, служебные умения, образование и пр. Этот новый критерий позволял появиться новым людям в верхнем правящем слое. Они целиком были обязаны своей карьерой царю. Кроме того, сенаторы отличались от бояр тем, что боярин – это чин, а сенатор – должность. Лицо, которое выбывало из Сената, утрачивало звание сенатора. Сенаторы в большей мере зависели от верховной власти. Это должно было увеличить служебное рвение сенаторов.

В 1718 году в Сенат были включены президенты коллегий. Сенат должен был выносить постановления по запросам коллегий, которые они не могли решить самостоятельно из-за отсутствия прецедентов. Губернаторы и воеводы обращались в Сенат через головы коллегий только в исключительных случаях: неожиданном нападении вражеских войск, начале эпидемии и т. д.

В конце правления Петра Алексеевича – в 1721-1722 гг. – Сенат был реорганизован, и деятельность его упорядочена. Прежде всего был изменён принцип его комплектования. Если раньше в него входили все президенты коллегий, то потом Пётр признал, что это было «неосмотрительно». Президенты коллегий не могли хорошо работать сразу во главе коллегий и в Сенате. К тому же Сенат, состоявший из президентов коллегий, не мог хорошо контролировать деятельность органов центрального управления. По указу от 22 апреля 1722 года Сенату надлежало состоять из тайных действительных и тайных советников. В порядке исключения Пётр позволял назначение в сенаторы президентов только трёх важнейших коллегий – Воинской, Адмиралтейства и Иностранных дел. Правда, этот указ не был толком выполнен из-за кадрового голода. Уже в мае вышел указ отменявший действие прежнего, президенты коллегий из-за «малолюдства в Сенате» были возвращены в этот орган. В итоге Пётр стал модернизировать Сенат не изменением его состава, а путём учреждения новых должностных лиц и структурных подразделений.

До самой смерти императора Правительствующий Сенат оставался высшим законодательным и управленческим органом России и надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. Кроме того, одновременно с учреждением Сената государь приказал вместо Разрядного приказа учредить «стол разрядный при Сенате. Таким образом, в ведение Сената отошло назначение на все военные и гражданские должности («писание в чины»), заведование всем служилым сословием России, ведение списков, произведение смотров и наблюдение за тем, чтобы дворяне не укрывались от службы. В 1721—1722 гг. разрядный стол был преобразован в разборную канцелярию, также состоявшую при Правительствующем Сенате.

5 февраля 1722 года при Сенате назначили герольдмейстера, который ведал при посредстве герольдмейстерской конторы служилым сословием. Первый герольдмейстером стал стольник Степан Колычев. Герольдмейстерская контора вела учёт дворян, выявляла среди них годных и негодных к службе, проводила регистрацию чинов и перемещений служилых как по ступеням Табели о рангах, так и из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстеров были дворяне, уклоняющиеся от службы, а также дети, которым предстояло нести службу в будущем. Контора должна была собирать сведения, где они получали образование — дома или в учебных заведениях. В обязанности Герольдмейстерской конторы также входило создание учебных заведений для детей «знатных и средних дворянских фамилий», где их должны были обучать «экономии и гражданству», то есть гражданским специальностям. Однако эта обязанность так и не была реализована, как и многие другие начинания Петра.

Инструкция также поручала Герольдмейстерской конторе создавать гербы. Для этих целей был приглашен итальянец граф Франциск Санти, который получил задачу «малевать» императорский герб, гербы всех его царств, провинций, городов и дворянских фамилий. Санти и его помощники при жизни Петра Алексеевича изготовили изображение герба для государственной печати, а также гербы губерний и 97 гербов провинций.

Успешнее всего Герольдмейстерская контора действовала в сфере учёта служилого сословия. Это было обусловлено первоочередной необходимостью реализации этой функции и наличием предшествующих структур – Разрядного приказа и созданного на его основе в 1711 году разрядного стола.

Связь между Сенатом и губерниями осуществляли комиссары (они назначались губернаторами), по два от каждой области. По мере развитий коллегий (органов центрального управления), они стали выполнять функцию посреднического звена между Сенатом и губерниями.

Одновременно с созданием Сената, была учреждена должность фискалов, которые должны были «над всеми делами тайно надсматривать», бороться с коррупционными явлениями, вроде взяток, расхищения казны, нарушений в сфере сбора налогов и т. д. О нарушениях докладывалось в Сенат. Если действительно уличали виновного, то половину штрафа получал фискал, другая часть шла в пользу казны. Также было дано повеление учредить должность обер-фискала (позднее генерал-фискал), который был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами, у него было четыре помощника. В губерниях были провинциал-фискалы, по одному для каждой отрасли управления; им подчинялись городские фискалы. С созданием коллегий появилась должность коллежских фискалов, по одному для каждой коллегии.

Чтобы пресечь постоянные распри между сенаторами, Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний, а также функцию соответствия сенатских решений Уложению и указам, генерал-прокурору (12 января 1722 года была учреждена прокуратура). До этого надзор за благочинием сенатских заседаний осуществлял обер-секретарь Анисим Щукин, а затем помесячно менявшиеся штаб-офицеры гвардии. Помощником генерал-прокурора в Сенате стал обер-прокурор. Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский. Генерал-прокурор находился в непосредственных отношениях с государем, поэтому сблизил Сенат с высшей властью и одновременно упорядочил производство дел. Тогда же в 1722 году были учреждены сенатские конторы – сенатская, ревизионная и раскольничья.

В феврале 1722 года были определены полномочия рекетмейстера (генерал-рекетмейстера), это слово было образовано от немецкого, сочетавшего французское requête — «жалоба, прошение», и немецкое Meister. Он стал надзирать за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия, принимал жалобы-челобитные на волокиту, противозаконные решения коллегий и канцелярий. Учреждение этой должности преследовало две основные цели: освободить императора от разбирательства лично ему подаваемых челобитных и повести решительное наступление на волокиту, противозаконные действия коллегий и канцелярий. Правда, учреждение этой должности не решило поставленных задач. Традиция была сильной и челобитную старались подать через голову генерал-рекетмейстера лично царю. Пётр сам писал, что «дерзают во многих местах его величеству бить челом и челобитные подавать паки, не давая нигде покою». Ещё меньших результатов генерал-рекетмейстер мог достичь в борьбе с волокитой и несправедливыми решениями. Рекетмейстер имел только бюрократические способы борьбы с бюрократией: получив жалобу, он должен был разбираться не в существе принятого решения, а в своевременности прохождения жалоб по инстанциям, так и принятия этими инстанциями решений. Поэтому, рекетмейстер не мог решить проблему потока жалоб, как справедливых, так и сутяжнических.

После смерти Петра I значение Сената уменьшилось, а его функции стали меняться. Первоначально его власть ограничил Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. Сенат вместо Правительствующего стал называть Высоким. Императрица Елизавета Петровна, которая в своей политике старалась следовать курсу отца, в 1741 году издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел». Однако это не восстановило реальное значение Сената в делах внутреннего управления России. После того, как в 1802 году в Российской империи были учреждены министерства, Сенат сохранил только функции высшего судебного органа и органа надзора. В таком виде, почти без изменений, Сенат просуществовал до 22 ноября (5 декабря) 1917 г, когда был издан декрет Совета Народных комиссаров «О суде», который постановил «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…».

Состав и структура Сената

2.1 Состав и структура Сената

В первоначальном составе Сената не было представителей политической элиты, скорее это были крупнейшие политические деятели того времени.

Петр I при назначении Сенаторов не руководствовался происхождением, званием и чинами. Возможно, именно поэтому, должность Сенатора не была включена в Табель о рангах и не была отнесена к классам.

Иными словами можно сказать, что в основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. Сенат составляется из особ первых трех классов; определялись Сенаторы по непосредственному избранию императорского величества, как из гражданских, так и из военных чинов, причем сенаторы, не лишались своего звания, могли занимать и иные должности. Исключение составляли сенаторы кассационных департаментов, которые могли быть назначены только из лиц, состоявших не менее трех лет в должностях обер-прокурора, его товарища или председателя, члена или прокурора судебной палаты.

Первоначально в его состав входило 9 человек: 3 представителя титулованной знати, 3 члена Боярской думы, 3 дворянина. Во главе Сената стоял генерал – прокурор.

Организационная структура Сената включала присутствие (общее собрание) Сенаторов и канцелярию, которая осуществляла делопроизводство. Все Сенаторы обладали равными правами и должны были принимать решения коллегиально. С течением времени Сенат претерпел ряд структурных и функциональных изменений, оставаясь вплоть до 1917 года высшим административным, судебным, контрольным, кассационным органом Российской империи.

В указе царя, выпущенном 27 апреля 1722 года “О должности Сената” подробно устанавливался порядок организации ведения дел в этом учреждении. Дело вначале внимательно слушалось, затем обсуждалось. Вопрос решался с помощью голосования. Те дела, “…которые вершатся,…” было приказано” …записав в протокол, отмечать в реестре”. Секретарь записывал высказывания членов Сената по каждому из обсуждаемых вопросов, а члены Сената закрепляли их своими подписями.

Сенат подчинялся строгим принципам коллегиальности. “Без согласия всего Сената, ничто делать не подобает…” Строго наказывалось, что “…в Сенате никакое дело не вести словесно, а всё письменно…” Итак, Сенат являлся более совершенным, чем Боярская Дума органом, имеющим строгую регламентацию своей работы.

Делопроизводством в Сенате ведала Канцелярия. Она была организована по аналогии с канцеляриями коллегий. В указе от 19 февраля 1719 года “Об организации канцелярии Сената по образцу Государственных Коллегий” определялся её состав: “Быть в Сенате нижним чинам против прочих Коллегий, из дьяков Сенатских Секретарями и управлять дела Секретарю одному…, Да переводчику одному, нотариусу из подьячих, актуариусу из подьячих же, регистраторам, канцеляристам” .Во главе Канцелярии стоял обер-секретарь. “В ту канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать яко о начатии какой войны, мора, каковы замечания к приказов”. В Канцелярию поступали и челобитные, которыми ведал рекетмейстер. Государственные дела, решаемые в Сенате, закреплялись подписью сенатского обер-секретаря, ведавшего Канцелярией и государственной печатью.

Руководство Сенатом осуществлялось генерал-прокурором Сената. Его должность была введена Петром I в 1722 году и регламентировалась указом “О должности генерал-прокурора” от 27 апреля того же года. В нём определялись главные функции и обязанности генерал-прокурора: “Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил во всех делах, которые Сенатскому расследованию подлежат, истинно, ревностно и порядочно”, исполнял свою должность по регламентам и указам, записывал даты указов и их содержание в специальный журнал, а также указывал в нём было ли дело исполнено или нет. Также генерал-прокурор ”осуществлял надзор за деятельностью всех правительствующих мест в империи. Его орудиями были подчинённые ему фискалы с обер-фискалами во главе”. Он получал от фискалов донесения, которые был обязан выставлять на обсуждение в Сенате. Генерал-прокурору также подчинялась Канцелярия с двумя обер-секретарями, приданными ему в помощники.

Фискалы. Вместе с учреждением Сената последовало учреждение фискалов. Главный фискал на всё государство назывался обер-фискалом. Он должен был надсматривать тайно и проведывать: нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается ли где неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы и за знатным лицом, должен объявить перед Сенатором; если донос окажется справедливым, то одна половина штрафа, взыскиваемого с виновного, шла в казну, а другая поступала в пользу обер-фискала за открытие злоупотребления. Под ведомством обер-фискала были провинциал-фискалы, с такими же обязанностями и правами в провинциях как и обер-фискал в целом государстве. Под властью последних состояли городовые фискалы. Фискалы должны были над всеми надсматривать; все должны были всячески им содействовать – все, ради собственной пользы, приглашались к «доносничеству».

Расправная палата и Сенатская контора. Однако, в дальнейшем, ввиду того, что Сенат являлся высшим общегосударственным учреждением, имевшим исключительно широкое поле деятельности, возникла потребность в создании вспомогательных органов. Они должны были помогать Сенату в осуществлении его функций. Таким образом, структура Сената складывалась постепенно. В его составе сформировалось два отделения: Расправная палата – по судебным делам и Сенатская контора – по вопросам управления.

Сенаторы кассационных департаментов не могут занимать никакой иной должности на службе государственной или общественной. Из Сенаторов часть назначается к присутствованию в департаментах, часть присутствует лишь в общих собраниях, часть вовсе освобождена от каких-либо занятий по Сенату. К числу последних обыкновенно принадлежат высшие сановники, члены госуд. совета, министры и т. п. Главную работу несут на себе Сенаторы, присутствующие в департаментах. Поскольку государственное и политическое положение учреждения обусловливается общественным положением его членов, положение Сената зависит именно от этих Сенаторов, присутствующих в департаментах. Это — почти всегда лица, занимавшие должности III, иногда IV класса, причем назначение их в Сенат является венцом их служебной карьеры. Такое невыгодное положение Сената среди других высших учреждений империи в значительной мере парализует власть, предоставленную Сенату как верховному месту империи.

Сенат действовал в виде департаментов, общих собраний и соединенных присутствий. Хотя в некоторых случаях общие собрания являются как бы инстанцией над департаментами, но по общему правилу каждый департамент имеет власть действовать от имени всего Сената; указы его «исполняются всеми подчиненными ему местами и лицами, как собственные Императорского Величества, и один Государь или именной его указ может остановить сенатское повеление». Число департаментов доходило до 12. В 1871 и 1876 гг. московские и варшавские департаменты Сената были упразднены. С распространением действия судебной реформы императора Александра II судебные департаменты старого устройства (II—V и межевой) постепенно сокращались и были слиты в один. Общих собраний старого Сената два: первое, состоящее из Сенаторов первого и второго департаментов и департамента герольдии, второе — из Сенаторов судебного департамента и одного из кассационных, уголовного или гражданского по принадлежности. Предметами ведомства этих общих собраний являются: дела, переносимые из старых департаментов Сената по высочайшим повелениям вследствие всеподданнейших жалоб; дела, переносимые из департаментов за разногласием; дела, требующие пояснения или дополнения законов. Из кассационных департаментов, иногда с участием первого или второго, составляется ряд общих собраний и соединенных присутствий . Помимо общих собраний и соединенных присутствий, состоящих из Сенаторов лишь нескольких департаментов, в определенных случаях собирается общее присутствие всего Сената. Каждый департамент составляется из Сенаторов, назначенных по высочайшему усмотрению. Для надзора за производством дел и (в старых департаментах) за правильностью решений в каждом департаменте в общем собрании кассационных департаментов, в соединенном присутствии первого и кассационных и высшем дисциплинарном присутствии Правительствующий Сенат состоят обер-прокуроры с товарищами. В департаменте герольдии обер-прокурор носит название герольдмейстера. В общих собраниях старого Сената прокурорские обязанности в качестве генерал-прокурора несет министр юстиции. В каждом департаменте в общем собрании кассационных департаментов, в соединенном присутствии первого и гражданского кассационного департамента, в соединенном присутствии первого и уголовного кассационного департамента и в соединенном присутствии первого и кассационного департаментов имеется канцелярия, состоящая, под управлением обер-прокурора, из обер-секретарей и их помощников.

Информация о работе «Сенат Российской империи» Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 56405
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

58176 0 0

… его трудов были скромными, ни вопрос об ограничении самодержавия, ни вопрос об отмене крепостного права решены в нем не были. 1.2 Образование и деятельность Государственного Совета как высшего законосовещательного органа Российской империи Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал …

40692 0 0

… 6.2 В синодальный период (1721—1917) По упразднении Петром I патриаршего управления Церковью, с 1721 вплоть до августа 1917 года учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений. Согласно Основным Законам Российской империи, …

73073 0 0

… фабрики и заводы”. Особенно тяжелым, как и прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. В X томе Свода законов Российской империи крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу. В развитии правового положения помещичьих крестьян прослеживаются две тенденции. Во-первых, феодальное государство стремилось сохранить …

77105 0 0

… , спорных явлений в отечественной истории. Каждая эпоха приносит новое понимание деятельности державного реформатора, исходя из собственных проблем и представлений. Успешное завершение строительства Российской империи, начатого в предыдущем столетии первыми правителями из рода Романовых, явилось главным историческим итогом деятельности Петра Великого. Прежняя Московия превратилась в сильное …

Зачем Петру I понадобилось создавать Сенат?

Петр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706,1707,1710 годах) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, «не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный». Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но 19 февраля 1711 года они были возложены на созданное при этом учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат.

Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же типа в Швеции или Польше и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учреждён вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 года Петр говорит:

«Мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».

При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определённых очертаний. В указе, изданном несколько дней после учреждения Сената, Петр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать:

«Суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов».

Это, очевидно, не исчерпывающий перечень предметов ведомства, а инструкция, на что обратить преимущественное внимание. «Ныне уже все у вас в руках», — писал Петр Сенату.

Учреждением политическим, в чём-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал; в указе 2 марта 1711 года сказано:

«И ежели оной Сенат через своё ныне перед Богом принесенное обещание неправедно, что поступить… и тогда будет нами суждено, и виновный жестоко будет наказан».

Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Петр в 1710 году в интересах хозяйственного устройства своей армии перенёс значительную часть дел, раньше производившихся в приказах.

Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения. Впоследствии, с учреждением коллегий, значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. Одновременно с учреждением Сената Петр повелел «вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате».

Таким образом к Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В 1721—1722 годах разрядный стол преобразуется сначала в разборную канцелярию, также состоявшую при Сенате, а 5 февраля 1722 года назначается при Сенате герольдмейстер, ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие.

Фискалы при Петре I

5 марта 1711 года была учреждена должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».

При Сенате состоял обер-фискал (впоследствии генерал-фискал) с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал — фискал с тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование таких тайных соглядатаев и доносчиков (до 1714 года не подвергавшихся взысканию даже за ложный донос), фискалы, несомненно, принесли известную долю пользы, являясь орудием надзора над местными учреждениями.