Сецессии

Сецессия –что это такое?

Сецессия (с лат. — «уход») – это право субъекта покинуть состав государства по решению ее жителей или органов власти.

В большом разнообразии форм устройства государств право на сецессию дает только федерация –возможность свободно покинуть состав страны.

Исторически данный вопрос начал возникать еще в Древнем Риме, когда жители имели право покинуть общину и поселиться за ее пределами. Данный термин начал свою деятельность во время войны США за независимость. Когда этот вопрос был весьма актуален.

С течением времени такое понятие как сецессия было внесено в терминологию международного права и закрепилось, по сегодняшний день.

Регулирование

На законодательном уровне, данная проблема может регулироваться по-разному.

Конституция РФ не дает возможности для выхода, но в тоже время нет и основного закона страны, который каким-либо образом ограничивает право на сецессию. В этом вопросе можно попробовать обратиться к суду РСФСР, решение которого не было ни отменено, ни пересмотрено. Согласно документам, субъекты РФ не имеют права на сецессию, так как данный процесс нарушает принципы страны.

Официально такая возможность имеется в Канаде и Великобритании. Законодательство данных стран рассматривает право на выход. Но данную возможность совсем не просто привести в действие. Неоднократные попытки Шотландии по вопросу отделения от Великобритании все еще не обвенчались успехом.

Регулирование сецессии

Разрешение

Мировой опыт показывает, что сецессия- это последствие действий, направленных на получение независимости, либо установление своего режима, либо передача территории одной страны под юрисдикцию другой.

Обычно этот процесс провоцирует вооруженные конфликты. Возможно, единственным примером более мирного урегулирования ситуации, можно признать выход республик из СССР. Данный процесс прошел довольно быстро и без особых разногласий и конфликтов.

Почему же на территориях с республиканской формой управления не предусмотрено право на сецессию? Ответ достаточно прост — ибо данный процесс не дает гарантий, что отдельные районы смогут существовать самостоятельно.

Ранее было отмечено, что мировая практика показывает нежелательный исход данных мероприятий. Эта возможность влечет за собой ряд последствий и вооруженных конфликтов. В свою очередь конфликт может быть не только между отделившейся территорией и государством, но и внутри нее.

Всем и так понятно, что сецессия угрожает целостности стран и способствует необратимым последствиям во всех сферах деятельности.

На сегодняшний день в РФ сецессия является сложным и трудноосуществимым процессом с юридической стороны.

За индивидуальной консультацией вы можете обратиться к юристам.

Вопрос 21. Федеративное государство.

В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Иногда пишут, что государственное устройство — это организация территории государства, соотношение государства как целого с его составными элементами (частями).

История свидетельствует, что разные государства всегда отличались друг от друга внутренним строением, способом территориального деления, а также степенью централизации государственной власти.

Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).

Федерация — сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США — 50 субъектов (штатов), в Швейцарии — 23 кантона, в России — 83 субъекта. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные — Россия и малонациональные — Германия, Австрия. К федеративным относятся также Нигерия, Канада, Мексика, Аргентина.

Федерации характеризуются следующими чертами:

1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика), свое гражданство (США);

2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

3) две системы законодательства — общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);

6) двухканальная система налогов;

7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства. Существует четыре способа размежевания компетенции:

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов;

2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);

3) устанавливаются две компетенции — федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения).

Оценка способов размежевания компетенции связана с конкретными условиями той или иной страны. При повышении самостоятельности субъектов предпочтительнее способ первый. Второй способ направлен на повышение централизации федерации. При третьем способе, если преследуется цель усилить федерацию, остаточные полномочия передаются федеральным органам, если субъектам удается отстоять свою самостоятельность, то остаточные полномочия передаются субъектам. Четвертый способ используется по-разному, но его недостаток состоит в множестве юридических сложностей по определению, а главное — реализации предметов ведения совместной сферы.

В связи с этим в новейшем конституционном законодательстве федераций дается перечень двух сфер — федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов.

Этот способ использован в Конституции 1993 г.

В целом же взаимодействие между федерацией и ее субъектами происходит противоречиво: идет как усиление центральной власти, так и ее ослабление. Развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладает тенденция к интеграции федерального центра и субъектов при определенных гарантиях прав субъектов. В то же время наблюдаются серьезные всплески сепаратизма, которые имеют место в государствах разного уровня развития — Австралии, Канаде, Бельгии.

Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации. В настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации.

Попытки сецессии заканчивались по-разному. Так, в войне 1861-1865 гг. в США силой оружия были возвращены 11 южных штатов, заявивших о создании своей конфедерации. А Верховный суд США установил, что союз США нерасторжим. В Мексике два штата в 1938 г. пытались осуществить право сецессии, но безрезультатно. Но были и успешные сецессии. Например, в 1965 г. из состава Малайзии вышел штат Сингапур и образовал город-государство, которое успешно развивается. Вооруженным путем было реализовано право сецессии штатом Бангладеш, который вышел из состава Пакистана и образовал самостоятельное государство в 1973 г. Считается, что право сецессии осуществили в 1991 г. Прибалтийские республики.

Теоретически закрепление в конституциях права сецессии является демократическим, особенно если речь идет о праве наций на самоопределение в федерациях, построенных по национальному или национально-территориальному признакам. Но это право не может быть абсолютным и безграничным, поскольку надо уважать права других субъектов, интересы государства как целостного образования, в том числе экономические, культурные и иные связи, сложившиеся в обществе.

Отсутствие у субъектов федерации полного верховенства на своей территории основано на том, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию государства. Более того, в конституциях США, России, Канады, Мексики закреплен приоритет федеральных законов в случаях противоречия между федеральными актами и законодательством субъектов федерации.

Субъекты лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене. Этого права не признает за ними и международное право. В США, Канаде, Австралии факт несуверенности штатов подтвержден решениями верховных судов этих государств. В конституциях названных государств ничего не говорится о суверенитете субъектов федерации.

На развитие федеративных отношений большое влияние оказывает ряд чрезвычайных средств политического и правового характера, которыми обладает федеральный центр. Так, он вправе вводить войска на территорию субъекта для зашиты от внутренних беспорядков, устанавливать чрезвычайное положение, когда возможна приостановка полномочий власти на местах.

Как известно, федерация многолика. Существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм. Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т.е. самостоятельно реализует свой статус. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты.

Кроме того, различают национальную и территориальную федерации.

Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными. Об этом свидетельствует опыт СССР, Чехословакии, Югославии. Преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность. Не случайно в африканской Нигерии при создании федерации штаты были образованы с таким расчетом, чтобы растворить племена по 30 штатам и чтобы ни в одном из них не доминировало ни одно племя.

Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. Это доказано, в частности, на опыте США, где были отвергнуты идеи создания негритянской автономии на юге США (т.н. Черный пояс). Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т.е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений.

Различают также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус.

В юридической литературе различают три разновидности асимметрии (Чиркин).

К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в ее состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. — Аляска в США), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Помимо того, в состав федерации входят федеральные владения (прибрежные острова у Аргентины, Австралии, которые также управляются из центра); федеральный столичный округ (столица с прилегающими окрестностями); ассоциированные, т.е. свободно присоединившиеся, государства (например, в США Пуэрто-Рико).

Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции равны, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов.

Третья разновидность — так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории. (Австрия, Швейцария).

Считается, что абсолютно симметричных федераций не существует, все они имеют элементы асимметрии.

Первым штатом, покинувшим Союз уже через несколько дней после объявления о победе Линкольна, стала Южная Каролина — здесь еще со времен нуллификационного кризиса 1832 года располагался своеобразный штаб южных сецессионистов.

До президентской инаугурации, которая прошла в марте 1861 года, к Южной Каролине присоединились еще пять штатов (Алабама, Флорида, Джорджия, Луизиана и Миссисиппи) и в феврале была создана Конфедерация южных штатов.

Конституция нового государства была составлена по образу и подобию конституции США 1787 года, однако с несколькими принципиальными отличиями: во-первых, рабовладение провозглашалось нерушимым на вечные времена, и во-вторых, особый акцент был сделан на правах штатов, их способности противостоять тиранической центральной власти с помощью “нуллификации” неугодных законов. Президентом Конфедерации был избран Джефферсон Дэвис.

Весной 1861 года к первоначальным шести штатам конфедерации добавилось еще пять: Техас, Виргиния, Арканзас, Северная Каролина и Теннесси. Примечательным в этом списке было отсутствие нескольких рабовладельческих штатов: Кентукки, Миссури, Мэриленда и Делавэра.

Президент Линкольн после победы на выборах, и в своей инаугурационной речи, постоянно подчеркивал: рабовладению на юге ничего не угрожает. Отколовшиеся штаты не столько спасали себя от неминуемой агрессии Севера, сколько пользовались предлогом, чтобы реализовать давнюю мечту о независимости от проклятых янки, пусть даже путем разрушения государства.

Все оставшиеся в Союзе рабовладельческие штаты были пограничными, их “южная” идентичность была чисто формальной, поэтому они были склонны поверить обещаниям лидера республиканцев.

Несмотря на все увещевания нового хозяина Белого дома, южане и не думали менять своего решения. Они постепенно брали под контроль военные арсеналы, расположенные на своей территории, прогоняя оттуда представителей федеральных властей. Было широко распространено мнение, что Линкольн, этот “адвокатишка из Иллинойса”, не решится начать войну.

Но Линкольн, вместо того, чтобы эвакуировать оставшиеся укрепленные пункты на Юге, отправил туда подкрепление. 12 апреля 1861 года южане начали обстрел форта Самтер в гавани Чарльстона (Южная Каролина), его федеральный гарнизон был вынужден капитулировать. В ответ, Линкольн объявил о начале подавления восстания южан, и наборе 75-тысячной армии добровольцев.

Именно это решение привело в состав Конфедерации самый важный и влиятельный штат — Виргинию. Виргинский Ричмонд, расположенный всего в 130 километрах от Вашингтона, стал столицей Юга. Именно в окрестностях двух столиц и произошло большинство сражений американской Гражданской войны.

Сецессия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сецессия (значения).

Сеце́ссия (лат. secessio) — выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость.

Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (например, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов) или не признаваться (например, Конституция СФРЮ). Во втором случае при попытках сецессии возникает правовой вопрос о применимости принципа территориальной целостности государства или права народа на самоопределение (международное право безусловно даёт приоритет праву на самоопределение в случае колоний).

В Великобритании и Канаде для независимости исторических частей, колониальных и зависимых территорий достаточно проведения референдума и поддержки сецессии большинством голосов. Хотя проведённые референдумы не дали положительный результат, близкая возможность обрести независимость есть у Шотландии и Квебека, где количество сторонников отделения растёт. Подобными же правами теоретически могут воспользоваться и остальные части Великобритании — Англия, Северная Ирландия и Уэльс.

Законодательство США не предусматривает (но и не запрещает) сецессию штатов. Однако, для независимости ассоциированного Пуэрто-Рико и ряда тихоокеанских островов достаточно соответствующего результата референдума, хотя их население такое волеизъявление не выразило.

Действующей Конституцией РФ право на сецессию не предусмотрено(но и не запрещено).

В последние десятилетия много народов и сепаратистских движений боролись за независимость, но, помимо возникновения новых стран при распадах СССР, Чехословакии, Югославии, при прекращении ассоцииации с США ряда тихооканских островов и при деколонизации Намибии и Восточного Тимора, успешная сецессия произошла только в случае Бангладеш, Сингапура, Эритреи, Южного Судана.

В 1861 году, сецессию из Соединенных Штатов осуществили Конфедеративные Штаты Америки, что привело к гражданской войне.

Термин также означает исход плебеев из Древнего Рима.

Литература

Бьюкенен А. Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства М. : Рудомино, 2001. — ISBN 5-7380-0145-1

См. также

  • Сепаратизм
  • Право на самоопределение
  • Reference re Secession of Quebec (англ.) (Верховный суд Канады, 1998)
  • Техас против Уайта (англ.) (Верховный суд США, 1869)
  • Слушания о законности независимости Косово
  • Международная реакция на провозглашение независимости Косова
  • Международная реакция на провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии

Примечания

  • Закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, 1990
Международное право
Общие положения

История • Субъекты • Источники (Договор • Обычай • Прецедент • Общие принципы права • Доктрина) • Принципы • Нормы • Jus cogens • Erga omnes • Кодификация • Имплементация

Правосубъектность
Территория
правовой режим

государственная • международная • со смешанным режимом • Анклав • Эксклав • Антарктика • Делимитация • Демаркация

приобретение

Открытие • Аннексия • Оккупация • Уступка • Плебисцит • Адъюдикация • Uti possidetis • Колония • Terra nullius

Население
гражданство

Филиация • Натурализация • Оптация • Трансферт • Реинтеграция • Репатриация • Экспатриация

правовой статус
Отрасли

Международных организаций • Прав человека • Дипломатическое • Консульское • Международных договоров • Морское • Воздушное • Космическое • Охраны окружающей среды • Экономическое • Мирное разрешение международных споров • Международной безопасности • Гуманитарное • Международной ответственности • Уголовное

Этнополитика

Научные дисциплины и теории

Этнополитология • Этноконфликтология • Этнопсихология • Этнолингвистика • Международное право

Идеологии

Мультикультурализм • Интеграция • Ассимиляция • Аккультурация • Сегрегация • Мухаджирство • Ирредентизм • Сепаратизм

Международное и российское право

Декларация прав народов России • Федеральный закон о национально-культурной автономии • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств • Конвенция ООН о статусе беженцев • Декларация о правах коренных народов

Разновидности этнических конфликтов

Этнополитический конфликт • Этноконфессиональный конфликт • Этнотерриториальный конфликт • Этнодиаспорный конфликт • Ассиметричный конфликт

Формы преодоления и сглаживания конфликтов

Урегулирование конфликта • Разрешение конфлита • Прекращение конфликта • Управление конфликтом • Трансформация конфликта

Формы этнической политики

Инкорпорация (политическая) • Этноцид • Лингвоцид • Геноцид • Поощрение эмиграции • Федерализация • Политическая автономия • Национально-культурная автономия • Сецессия• Депортация • Толерантность

Основные понятия

Коренные народы • Этническое меньшинство • Государствообразующий народ • Разделённые народы • Нация • Титульная нация • Билингва • Этнофанатизм • Этническая индиффирентность • Этноцентризм • Этноэкономика • Этническая преступность • Трайбализм • Этническая мобилизация

Федеральные структуры

Министерство по делам национальностей • Общественная палата России • Федеральная миграционная служба

Общественные организации и движения

Ассамблея народов Кавказа • Движение против нелегальной иммиграции • Союз трудовых мигрантов Таджикистана