Школа фзо

Омские ремесленные училища, школы ФЗО, ФЗУ — 1945-

Омские ремесленные училища, школы ФЗО и ФЗУ в первые послевоенные годы (1945 -1953)
В первые послевоенные годы советское руководство предпринимало значительные усилия для восстановления народного образования в короткие сроки. Без этого восстановления многие направления научно-технического и социального развития испытывали серьёзные трудности.
Во время Великой Отечественной войны здания учебных заведений и учреждений культуры нередко были заняты под госпитали и эвакуированные предприятия. Предстояло в кратчайшее время вернуть в эти здания образовательные учреждения. В первую очередь это касалось школ, поскольку училища по подготовке рабочих активно задействовались для выпуска продукции для фронта. Тем не менее, и здесь стояла задача модернизации училищ, повышения качества преподавательской работы, повышения производительности труда учащихся на подведомственных предприятиях, улучшения бытовых условий в общежитиях.
Подготовка кадров молодых рабочих приобретало особо важное значение в связи с желанием эвакуированных рабочих возвратиться в родные города. Это касалось и Омска, где даже были зафиксированы побеги с предприятий (хотя за это тогда полагалась уголовная ответственность).
Омские городские власти уделяли подготовке молодых рабочих большое внимание. Основная их подготовка шла через ремесленные училища, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и, в меньшей степени, школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Стоит напомнить о специфике этих учебных заведений.
Ремесленное училище (РУ) — профессионально-технические учебные заведения в СССР в 1940-1950-е гг. по подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и др. Они были организованы в 1940 году из школ фабрично-заводского ученичества в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» от 2 октября 1940 г. для подготовки квалифицированных рабочих. В них обучалась молодёжь 14-17 лет, как правило, с 7-летним образованием. Обучение длилось в основном 2;3 года. Учащиеся находились на государственном обеспечении. В 1959 г. РУ преобразованы в профессионально-технические училища.
Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) — низший тип профессионально-технической школы. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали в 1940;1963 гг. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения составлял 6 месяцев.
В эти школы принималась молодёжь 16-18 лет с любой общеобразовательной подготовкой. (С 1955 г. — с начальным образованием и выше). Для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, принимались только юноши с 18 лет.
В 1949 г. школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 г. школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года — в 2-годичные строительные училища. В 1959-1963 гг. наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.
Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3-4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. В 1930-1939 гг. обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5;2 лет. В 1940 г. большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.
В соответствии с пятилетним планом (1946-1950) Главтрудрезервы для Омской области планировали подготовку молодых рабочих массовых профессий через школы ФЗО за 5 лет на уровне 20 тыс. человек. Доведя подготовку до 7 тыс. в год в следующей пятилетке. Подготовка квалифицированных рабочих через ремесленные училища за 5 лет должна была составить 16 тыс. человек (до 5,5 тыс. рабочих в год). Общее число подготовленных кадров рабочих планировалось увеличить в 3,5 раза, а по училищам — в 4 раза. Значит, надо было значительно расширить сеть училищ, строить новые, обеспечивать их общежитиями, оборудованием. Это могло быть достигнуто лишь при поддержке крупнейших омских предприятий.
Омские заводы и фабрики были заинтересованы в развитии профтехобразования, т.к. в ремесленных училищах выпускались для них не только кадры, но и разнообразная продукция: токарные станки и патроны (РУ № 1), пневматические молоты, машинные тисы, напильники (РУ № 2), оплёточные станки, электромоторы (РУ № 3) , сверлильные станки (ЖДУ № 1), а также разнообразный инструмент, запчасти к тракторам и сельхозмашинам.
Уделялось внимание и улучшению бытовых условий и, особенно, питанию учащихся. Один из путей этого виделся в ведении собственного сельхозпроизводства. К этому времени училища и школы ФЗО имели до 200 голов скота, располагали своими тракторами, семенами, но этого было недостаточно, использовалось нерационально. Ставилась задача об отведении земли вблизи города или передаче училищам одного из пригородных совхозов.
Омская периодика и архивные документы позволяют нам получить представление о ремесленных училищах и школах ФЗО той поры. Учащиеся принимались с образованием не ниже 4 или 5 классов. Срок обучения зависел от профессии (от 4 месяцев до 1,5 лет). Как правило, учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, спецодеждой и общежитием, но были училища, не имевшие общежитий.
Например, профтехшкола металлистов готовила слесарей бытового ремонта. Обучение составляло 1,5 года. Мукомольная школа ФЗУ при кировском мелькомбинате «Главмука» принимала лиц не моложе 16 лет с образованием не ниже 5 классов. Готовила обойщиков, вальцевых и рассевных. Срок обучения — 4 месяца. Стипендия составляла 116 руб. в месяц. Школа ФЗУ при обувной фабрике № 1 (ул. Подгорная 18) принимала учащихся не моложе 14-ти лет с образованием не ниже 4-х классов. Школа ФЗО при кордной фабрике готовила тростильщиц, крутильщиц, банкаброшниц и ватерщиц. Принимались девушки 16–18-ти лет с образованием не ниже 4 классов. По условиям приёма каждый поступающий должен иметь паспорт, справку об образовании и состоянии здоровья. Общежития не предоставлялось, но обеспечивались питанием и спецодеждой.
Наиболее престижными считались ремесленные училища, связанные со сложной техникой. Здесь учащиеся активно трудились, имелся свой трудовой план. Ремесленное училище № 1 освоило серийный выпуск токарных винторезных станков марки Т-4, токарных патронов, тисов, режущего инструмента. Ремесленное училище № 2 выпускало пневматические молоты ПМ-50 весом до 2,5 тонн, машинные тисы, напильники, ножовочные полотна, множество инструментов. Не менее ценную продукцию выпускало ремесленное училище № 3: оплёточные станки, электромоторы малой мощности. Училища и школы ФЗО имели свой план, который систематически перевыполнялся. В 1946 г. он был перевыполнен по выпуску электромоторов — на 50 %, по сверлильным станкам — на 40 %, по машинным тисам — на 20 %.
Социально-бытовые условия в ремесленных училищах в первое время после войны были тяжёлыми, но постепенно улучшались. Особенно это касалось тех училищ и школ ФЗО, которые напрямую сотрудничали с крупными заводами. В 1949 г. в газете было опубликовано письмо сельского жителя И. Черемнова, который посетил своего сына, учащегося школы ФЗО № 4 при машиностроительном заводе. Отец остался очень доволен условиями учёбы и быта его сына, и благодарил за это дирекцию школы. Несмотря на цензуру, в прессе немало публиковалось и критической информации бытового характера, поэтому это письмо всё-таки вызывает доверие. Тем более, что многие селяне материально жили хуже горожан.
Учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО активно занимались спортом и в кружках художественной самодеятельности. По мере укрепления материальной базы возможности училищ росли. Многие училища имели свои хоры, духовые оркестры, драматические кружки. Областное управление Трудовых резервов (оно ведало всеми подобными училищами) проводило смотры художественной самодеятельности и лучшие воспитанники награждались призами.
Ремесленные училища и школы ФЗО в тот период были самыми массовыми формами профтехобразования. И они сыграли огромную роль в восстановлении народного хозяйства страны. Кроме того эти училища дали путёвку в жизнь многим детям войны. Сегодня стоит вопрос о возрождении профтехобразования, которое в постсоветское время (как и многие другие сферы общества) понесло огромные потери.
Библиографический список
1.См. подробнее: Сизов С.Г. Омск в годы «послевоенного сталинизма» (1946 – март 1953 гг.): монография. — Омск: СибАДИ, 2012.- 252 с., ил.
2.Таланкин В. Готовить кадры молодых рабочих // Омская правда. – 1946. – № 76. – 13 апреля. – С. 3.
3.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 51. – 10 марта. – С. 4.
4.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 25 – 3 февраля. – С. 4.
5.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 58. – 20 марта. – С. 4.
6.Объявления // Омская правда. – 1949. – № 89. – 8 мая. – С. 4.
7.Продукция ремесленных училищ и школ ФЗО // Омская правда. – 1946. – № 70. – 6 апреля. – С. 4.
8.Черемнов И. В гостях у сына // Омская правда. – 1949. – № 63 – 1 апреля. – С. 3.
9.Кораблёв А. Самодеятельность воспитанников Трудовых резервов // Омская правда. – 1950. – № 71. – 9 апреля. – С. 3.

Совдеп — что это? Расшифровка и история

Изменениям подвержены не только реалии повседневной жизни, но и значения слов, эти реалии отображающих. Зачастую спустя несколько десятилетий никто и не вспомнит, как, по какой причине образовалось то или иное слово, каким было его изначальное значение. В современной России подобное особенно характерно для понятий, появившихся в советский период. Например, мало кто сейчас вспомнит, что совдеп — это на самом деле орган власти. Совет депутатов. Да и история его для многих — темный лес. Чтобы не попасть в неудобную ситуацию, следует разобраться с происхождением этого слова и проследить тот путь, согласно которому изменялись его значения.

Как расшифровывается «совдеп»?

Согласно Конституции 1918 года Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (далее — РСФСР) должна была стать федерацией Советов разных уровней. Предполагалось формирование Советов народных депутатов на местах — в городе или селе. Решением более крупных вопросов должны были заниматься Съезды Советов, формируемые из членов местных органов власти, которые в сокращении назывались Совдепами. Сокращение и породило столь популярное в «белой» прессе именование РСФСР «совдепией». Как и об истории этого слова, об этом сейчас знают немногие. Следует сказать, что со временем слово несколько изменило даже не само свое значение, а эмоциональную окраску. Но не свою расшифровку.

Совдеп: что это в глазах российских эмигрантов

Ни для советских людей, ни для эмигрантов непонятным новое сокращение не было, как и многие ему подобные. О том, что «совдеп» — это «совет депутатов», «колхоз» — «коллективное хозяйство», и прочих подобных вещах знали все. Но отношение к этим явлениям отличалось. Если для населения СССР все эти слова были неотъемлемой частью повседневной жизни, то в устах тех, кто был вынужден покинуть родину, слово совдеп и образованное от него «совдепия» стали синонимами Советского Союза, символами новой власти и кардинально поменявшегося уклада жизни. Именно белые эмигранты были теми, кто впервые применил слово совдеп с пренебрежительным оттенком, показывая этим свое отношение к новому порядку.

Совдеп конца двадцатого века и начала двадцать первого

К концу советской эпохи, то есть к концу двадцатого века, промышленность начала постепенно приходить в упадок. Менялась страна, менялись люди, менялись и значения слов. Не миновала такая участь и слово совдеп. При этом оно приобрела сразу два новых значения, которые и перешли в разговорную речь современных россиян. Начиная с конца двадцатого века многие люди сказали бы про «совдеп», что это — товары очень низкого качества, которыми они вынуждены пользоваться за неимением альтернативных вариантов, низкое качество каких-либо услуг. Как это часто бывает, слово перешло с материальных объектов на людей и человеческие взаимоотношения. «Совдепом» стали называть некультурного, наглого, хамоватого человека, не соблюдающего элементарные правила поведения, принятые в обществе.

Итог

Подводя итог, можно сказать, что «совдеп» и «совдепия» — это явления, увы, распространенные в современном мире. Ведь достаточно часто можно встретить бескультурных людей. Но в то же время такой перенос значения слова может стать причиной непонимания, если вдруг оно встретится в тексте на историческую тему или тексте другого исторического периода.

В целом процесс ознакомления с историей слов, их значениями, а через это — и историей и отдельными историческими событиями, необходим человеку. Он обеспечивает получение новых знаний, расширение словарного запаса и помогает раздвигать горизонты, смотреть на мир вокруг чуть шире, чем человек смотрел раньше. И является одним из компонентов самостоятельного интеллектуального развития.

Когда-то в далеком 1941-ом году еще до того, как грянула Великая Отечественная, наш город жил своей привычной мирной жизнью, участвовал в жизни всей страны, работал, растил смену молодых. Вот о таких буднях января 1941 года я и расскажу вам здесь.

Нашла информацию о первых зачетных работах учащихся школы ФЗО № 5. Я опишу вам , как это происходило, чтобы вы смогли с головой окунуться во времена предвоенных лет.

Для справки: школа ФЗО (фабрично-заводское обучение) — это низший тип профессионально-технической школы. ФЗО существовало с 1940 по 1963 год и готовило рабочих массовых профессий на базе промышленных предприятий. Обучалась молодежь 16-18 лет в течение 6 месяцев, в школы ФЗО молодежь направлялась в порядке призыва (мобилизации).

В городе Орске школа ФЗО № 5 действовала на базе механического завода — будущего ОМЗ, известного всей стране как предприятие по изготовлению холодильников (выпуск холодильников «Орск»начался в 1960-м году, а с декабря 1941 года завод выпускал снаряды и гильзы). Она носила название школы ФЗО № 5 металлистов.

Орские холодильники

О строительстве нескольких заводов оборонного профиля на площадке Локомотивстроя

Я вот тут пишу про то, что школа ФЗО № 5 действовала уже в январе 1941 года на базе современного ОМЗ. Некоторые могут мне возразить, что история предприятия ведет отчет с октября 1941 года, когда в Орск эвакуировали тульский оружейный завод на стройплощадку № 257, а я пишу о временах еще довоенных. Но действительно еще до эвакуации тульского завода в 1934 году у нас в Орске было начато строительство «Локомотива», но в 1939 году на базе возводимого завода было принято создать ряд предприятий оборонного направления. Локомотивстрой законсервировали. Тогда же в 1939 году началось строительство будущего механического завода. Появились же первые корпуса будущего ОМЗ (конечно, он тогда так не назывался) в декабре 1940 года. Но тогда это был небольшой заводик оборонного направления и корпуса вот -вот только начинали возводить.

Так строили завод

Информация о жизни и учебном процессе ФЗО № 5 взята мной из газеты «Чкаловская коммуна» от 16 января 1941 года. В номере газеты есть статья о трудовых буднях учащихся рабочей специальности токарь.

Рассказ о школе в январе 1941 года

Мастерские школы № 5 ФЗО размещаются в первом этаже завода. В первые дни занятий директор школы товарищ Панкратов и старший мастер товарищ Алексеев ознакомили учащихся с будущей профессией, показали производство. Обучение началось с практических упражнений с инструментом. Мастера показали, как надо обращаться с тисками, напильником, как правильно ударить молотком. Через несколько дней некоторые уже могли самостоятельно произвести рубку металла и опиловку плоскостей. Способности каждого выявлялись при изготовлении изделий. Надо было изготовить нутрометр. Директор и старший мастер установили, какой должен был пойти на это металл и время изготовления. Во всю ширь развернулось социалистическое соревнование. Через 2-3 дня на полках инструментальной появились новенькие, блестящие инструменты. На них отсутствовала заводская марка, но к каждому был приклеен ярлычок. Так на одном инструменте читается : «Работа Анатолия Семенова. Время на изготовление 31 час, затрачено 24 учебных часа». Все эти инструменты — результат первой зачетной работы в школе ФЗО № 5. На многих из них старший мастер Алексеев поставил оценки «отлично». Таких оценок больше всех получила четвертая группа. Мастер товарищ Калганов сумел передать свое умение и правильно организовать работу. Но был в группе один отстающий -Ваня Варвянский. Он халатно относился к занятиям первоначально, но и ему пришлось подтянуться. В школу прислал письмо его отец и спрашивал, как учится его сын. Ваню замучила совесть и он стал учиться лучше.

Второй зачетной работой было изготовление кронциркуля. Увеличилось число отличных оценок. Товарищ Алексеев не может теперь назвать никого, кто бы халатно относился к учебе и производству. Четвертая группа изъявила желание изготовить для дирекции завода подарок — набор слесарных инструментов. За работу взялись отличники учебы. Анатолий Семенов изготовил ручные тиски. Николай Гусев — слесарный молоток. Евгений Сапрыкин — плоскогубцы. Преподаватели попались талантиливые, толковые. Но в мастерских не хватает тисков, «сверлильного» станка. И все же при наличии того, что есть, первые зачетные работы прошли успешно.

Вот такой незатейливый рассказ о жизни только что строящегося завода на бывшей площадке Локомотивстроя у нас в Орске. Только-только были возведены коробки копусов на фундаментах законсервированного Локомотивного завода, а школа уже выпускала будущих токарей и рабочих других специальностей. Заметка в газете, подписанная В. Власовым, изобилует положительными эмоциями, духом гордости за страну , приводятся слова о социалистическом соревновании, голом энтузиазме, стремление к труду превалирует. Но то наша страна в те далекие предвоенные годы, и наши бабушки и деды так жили.

Послевоенное время Орска

Но потом началась страшная война. Многие из тех, о ком идет речь , ушли на войну, судьба их мне неизвестна. Уже в декабре 1941 года в школу завода приходит новая смена молодых людей и девчат, готовых встать у станка на благо родины. Среди них и Е. Лестина -14-летняя тогда девчонка.В своем рассказе работница завода упоминает мастера школы ФЗО Медведева, начальника цеха товарища Добрынина. Она также рассказывает, как радовались тогда учащиеся школы ФЗО, что пришла им смена и они наконец-то могут отправиться на фронт. Многие из этих парнишек домой не вернулись, погибли , сражаясь за свою страну, а всего лишь несколько месяцев назад они сдавали первые зачеты в школе ФЗО. Вернусь к послевоенным будням.Из материалов уже «Орской хроники» узнаю, что отучившись в школе, девушка стала работать на механическом, потом вышла замуж, родила детей и ушла с завода. Раньше не было декретного отпуска, детей отдавали в ясли, а сами работали, поэтому Лестина вынуждена была ради блага своих детей покинуть стены завода. Но потом решила вернуться, а руководство не брало. Тогда орчанка написала письмо самому К. Ворошилову, и ее восстановили на родном предприятии, где Лестина и проработала до 70-х годов.

Об истории Орского механического завода можно прочитать

Также в те времена в нашем городе при заводах были организованы и другие школы ФЗО:

  • школа ФЗО № 10 нефтепромышленности,
  • школа ФЗО № 14 металлистов,
  • школа ФЗО № 18 строительного дела,
  • школа ФЗО № 9 горно-рудной промышленности,
  • школа № 1 строительного дела.

В данные учебные заведения призывалась городская и сельская молодежь. Об этом я расскажу в следующей публикации.

Статья написана по материалам газет «Чкаловская коммуна» (16 января 1941 года), «Орская хроника» (22 ноября 2011 г.), «Орская газета» (30 июля 2014 года). Использованы фото «Орской газеты».

О системе

Здравствуйте!

Вас приветствует справочно-информационная система деканата Факультета заочного обучения ФГБОУ ВО «Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева».

В данной системе Вы можете получить информацию о направлениях подготовки, реализуемых на факультете заочного обучения, о дистанционном обучении и о любом студенте заочного факультета.

Открыв раздел «Информация о приёме», Вы можете получить информацию на текущий момент, по каким направлениям и профилям подготовки открыт набор на Факультет заочного обучения.

Открыв «Контрольную карточку студента» и введя номер студенческого билета, Вы получите информацию:

  • о зачетах и возвратах контрольных и курсовых работ;
  • об академической задолженности и задолженности по оплате за обучение.

Открыв «Информацию по факультету», Вы можете ознакомиться с:

  • расписанием занятий, консультаций, экзаменов;
  • информацией о преподавателях;
  • образцами заявлений;
  • организацией учебного процесса;
  • режимом работы деканата.

Открыв раздел «Вопросы — Ответы», Вы можете задать вопросы, касающиеся работы факультета.
Перед тем, как спросить, посмотрите раздел «Информация по факультету».