Система образования в норвегии

Публикации

1.Современный мировой образовательный процесс

Современный мировой образовательный процесс отличается, с одной стороны, вариативностью систем образования, их структурой, определением путей решения конкретных задач. С другой стороны, в нем прослеживается ряд общих тенденций, одной из которых является реализация инклюзивного образования. Поскольку главной целью инклюзивного обучения является устранение любой дискриминации в образовательном процессе, обеспечение доступности образования для всех, то достижение этой цели может быть организовано по-разному, что и наблюдается в образовательных системах разных стран.

Известно, что к лицам, имеющим особые образовательные потребности, могут быть отнесены одаренные дети, дети мигрантов, лица с ограниченными возможностями здоровья и т.п. Среди данных групп обучающихся лица с ОВЗ занимают особое место, так как они имеют более уязвимый социальный статус, в большей степени нуждаются в поддержке и сопровождении. Именно поэтому первоначально инклюзивное образование стало развиваться в отношении данной категории обучающихся. В настоящее время разные страны мира уже накопили определенный опыт реализации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ.

2.Инклюзивное образование в Финляндии

Так, например, в Финляндии инклюзивное образование закреплено на законодательном уровне. В законе отражена доступность образования для лиц с ОВЗ, предусматривающая создание дифференцированной среды обучения в зависимости от характера нарушения. Внесены специальные изменения в национальный учебный план, обеспечивающие интегрированного обучение лиц с ОВЗ в массовых школах. Кроме того, существует система государственных образовательно-консультативных центров, которые организуют сопровождение и поддержку обучающихся с ОВЗ, их родителей и педагогов. Сотрудниками центра проводятся долгосрочные курсы, организуемые в самом центре, краткосрочные курсы на базе обычных школ, а также мастер-классы по обучению детей с ОВЗ. Педагогов обучают работе с детьми с разными проблемами. Таких центров в Финляндии семь. Но расположены они неравномерно, на севере всего один. Проблемой является то, что дети попадают в центр поздно, так как нет единой национальной базы данных о детях с ОВЗ.

В стране организуется подготовка кадров для реализации инклюзивного обучения. Так, в Лапландском университете разработан специальный курс «Обучение преподавателей» (60 кредитов). Данная программа рассчитана на обучение любых специалистов, которые хотят стать учителями. Основные принципы подготовки учителя: интерпретирующий, инклюзивного обучения, исследовательский.

На муниципальном уровне инклюзия может быть реализована в форме работы в одном классе, созданном из двух групп обучающихся (обычно развивающихся школьников и детей с ОВЗ), двух педагогов (иногда к ним присоединяется специальный педагог или ассистент). Количество детей в таком объединенном классе может достигать 25 учеников.

Поддержка обучающихся осуществляется следующим образом: дети с ОВЗ поступают в школу по месту жительства. В ней с такими детьми работает команда специалистов (директор, учитель, специальный педагог, помощник учителя, медицинские сестры). Регулярно эта группа собирается для обсуждения проблем конкретного ребенка. В случае возникновения проблем родители и учителя могут обратиться к психологу.

Также инклюзивное обучение реализуется в виде существования специальных классов в обычных массовых школах. В таких специальных классах обучаются, как правило, дети с более тяжелыми или со сложными, сочетанными нарушениями. С ними работают 2-3 специальных педагога и ассистент. Количество детей — до 10 человек. Каждый ребенок с ОВЗ имеет свой индивидуальный план обучения. По окончании школы они получают справку об окончании школы.

Основной проблемой, с которой сталкиваются педагоги массовых школ является недостаточная разработанность методического сопровождения инклюзивных практик обучения. Новой и перспективной формой сопровождения детей с ОВЗ, разработанной в Финляндии, является взаимодействие учителей.

3.Инклюзивное образование в Швеции

В Швеции законодательно закреплено право детей с ОВЗ обучаться в массовой школе. При этом государство осуществляет социальную и финансовую поддержку таких школ. В университетах во всех программах подготовки учителей есть обязательные курсы по специальному образованию (15 кредитов). Основы инклюзивного мышления формируются на всех предметах, всеми преподавателями.

На муниципальном уровне существует практика зачисления детей с ОВЗ в обычный класс, при этом, несколько часов в неделю они занимаются со специальным педагогом в отдельной группе. Основной своей задачей педагоги считают подготовку ребенка к тому, чтобы он мог полностью обучаться только в обычном классе. При наличии каких-либо проблем у ребенка с ОВЗ в школе, собирается комиссия (педагогический совет), которая расследует ситуацию и принимает меры (вплоть до направления на лечение в больницу). В классах и группах, где обучаются дети с ОВЗ, работают 2 педагога.

Основные вызовы организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в Швеции заключаются в формировании общего подхода к пониманию и способам реализации такого обучения.

4.Инклюзивное образование в Норвегии

В Норвегии существует закон о доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. При этом для детей с ОВЗ существуют государственные центры, специализирующиеся на оказании помощи отдельным категориям (детям с синдромом раннего детского аутизма, с нарушениями слуха, зрения и т.д.).

Подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования осуществляется в университетах. Будущие педагоги имеют возможность изучать курс специальной педагогики, который содержит раздел, посвященный инклюзивному обучению, при этом они имеют возможность на практике познакомиться с опытом реализации инклюзивного образования в странах Евросоюза.

На муниципальном уровне инклюзивное обучение реализуется в общеобразовательной школе путем включения ребенка с ОВЗ в классный коллектив. При этом в таком классе кроме учителя работает ассистент, внимание которого направлено на данного ребенка. Как правило, таких детей в школах немного: несколько человек, каждый ребенок в отдельном классе. Ребенок с ОВЗ, обучающийся в общеобразовательной школе, получает поддержку и сопровождение. Школа определяет, какие специалисты, и в каком количестве должны осуществлять такое сопровождение. При возникновении каких-либо проблем у ребенка с ОВЗ в школе, собирается педагогический совет, который анализирует ситуацию и принимает решение.

Курируют систему инклюзивного обучения муниципалитеты (от них школы получают социальную и финансовую поддержку).

Основные перспективы развития инклюзивного образования в Норвегии связаны с дальнейшей разработкой методического обеспечения инклюзивного обучения, с углублением содержания коррекционной работы с разными категориями детей с ОВЗ.

5.Инклюзивное образование в Дании

В Дании инклюзивное образование не только закреплено законодательно, но и создана национальная стратегия реализации инклюзивного образования, которая заключается в том, что национальный ресурсный центр руководит процессом внедрения инклюзивного обучения. Существует оперативная группа из представителей разных университетов страны, которые проводят исследования в области инклюзивного образования, следят за работой муниципалитетов в области внедрения инклюзивного обучения.

Подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования осуществляется в системе бакалавриата и магистратуры. При подготовке учителя акцент делается на анализ конкретных педагогических ситуаций и действий учителя в них. Разрабатываются методические рекомендации, включающие описание различных проблемных педагогических ситуаций и регламентацию действий учителя в случае их возникновения. Учебный план предусматривает курс специальной педагогики, обязательный для всех студентов колледжа, обучающихся по педагогическим программам. Кроме того, существует возможность углубленного изучения практических аспектов работы с учащимися с ОВЗ. В случае выбора такого курса студент получает дополнительную специализацию в данной области.

В Дании родители имеют право обучать ребенка там, где они проживают. Реализуется это право конкретным образовательным учреждением, которое должно создать все условия для такого ребенка. В муниципальных органах образования есть специалисты (психологи, логопеды, специальные педагоги и т.п.), которые направляются в конкретную школу для поддержки конкретных учащихся. В общеобразовательных школах обучаются как отдельные учащиеся с ОВЗ, так и группы таких детей. Таким образом, реализуется так называемый «дифференцированный подход» в инклюзивном образовании. С детьми с ОВЗ в течение учебной недели проводятся дополнительные виды занятий (вне классного коллектива). В такие группы могут объединяться дети из разных классов одной параллели с учетом их школьных трудностей. В школах создаются педагогические консилиумы, которые обсуждают проблемы реализации инклюзивного обучения конкретного ребенка. Педагоги школ активно вовлекаются в такую систему работы, которая пока только формируется.

В настоящее время, на первый план в системе образования в Дании выходит проблема разработки механизмов реализации инклюзивного обучения на муниципальном и школьном уровнях.

6.Инклюзивное образование во Франции

Во Франции принят ряд законов, обеспечивающих равенство прав и возможностей граждан, в том числе в области образования. Государство обеспечивает создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде, включая финансирование приобретение необходимых технических средств и оплату работы специалистов (помощников учителя в школьном сопровождении для индивидуальной и коллективной интеграции). Кроме того, существуют государственные ресурсные центры для сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в массовой школе.

Подготовка педагогов для инклюзивного образования реализуется в университетах.

В настоящее время на муниципальном уровне инклюзивное обучение представлено во Франции двумя формами:

-дети с ОВЗ учатся в обычном классе совместно с остальными детьми под руководством неспециализированного учителя (это класс так называемой «школьной инклюзии»);

-дети с ОВЗ обучаются в специальном классе для детей-инвалидов под руководством специального учителя («класс педагогической интеграции»).

Класс школьной инклюзии является открытым классом, который ученик с ОВЗ может покидать его в определенные моменты школьного дня для индивидуальной или групповой работы со специальным педагогом. Специальные педагоги, как правило, работают в ресурсных центрах, и в соответствии с графиком посещают всех учеников, закрепленных за центром, оказывая им и учителям необходимую помощь.

Время инклюзии постепенно увеличивается, что позволяет ребенку перейти от «класса школьной инклюзии» к полной индивидуальной инклюзии.

Педагоги Франции считают, что такая форма инклюзии весьма эффективна для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Однако для глухих и умственно отсталых детей она оказывается не совсем приемлемой. Для этих категорий детей стали открываться классы педагогической интеграции, которые представляют собой открытую систему, объединяющую время от времени и при необходимости учеников средней и старшей школы для необходимого сопровождения и контроля, требующих больших временных затрат.

Для каждого ученика-инвалида разрабатывается индивидуальный план школьного обучения. Он определяет условия протекания школьного процесса, а также педагогические, психологические, социальные, медицинские мероприятия, адекватные особым потребностям ребенка.

Основные проблемы реализации инклюзивного образования во Франции заключаются в разработке методического сопровождения инклюзивных практик, недостаточная обеспеченность кадрами.

7.Вывод

Таким образом, анализ образовательных систем разных стран в аспекте реализации инклюзивных практик показывает, что обязательной базой для осуществления инклюзивного образования является система законодательных актов, предусматривающих как декларацию необходимых прав и свобод, так и механизмы их обеспечения.

При этом национальные образовательные системы должны иметь четкую концепцию и стратегию реализации инклюзивного образования, включающую систему подготовки кадров. На муниципальном уровне должно быть обеспечено эффективное научно-методическое сопровождение инклюзивных практик.

Опыт европейских стран, накопленный в области инклюзивного обучения, свидетельствует о том, что пока система образования ни одной из них не содержит всех вышеуказанных необходимых компонентов.

8. Интересные факты

3 декабря отмечается международный день инвалидов. Этот день установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году на 47 сессии. Генеральная Ассамблея призвала все государства и международные организации сотрудничать в проведении этого дня

Учрежденный ООН международный день инвалидов – это весьма значимый праздник, призванный напомнить людям, которым повезло быть здоровыми об их собратьях, которые имеют ограниченные физические возможности.

Однако, история знает случаи, когда дети с тем или иным диагнозом смогли добиться неплохих результатов в жизни. Не вдаваясь в подробности, как это у них получилось, хочу рассказать о некоторых из них.

Знаменитый актер и режиссер — инвалид детства. Номинант на премию «Оскар» за легендарный фильм «Рокки» в результате родовой травмы обладает неподвижной нижней челюстью. Во время беременности у его матери был ряд осложнений, поэтому при родах врачам пришлось

накладывать щипцы. Это слегка подпортило будущей кинозвезде внешность: недвигающийся подбородок, почти онемевшие губы и язык были поводом для насмешек ровестников. Слай сумел превратить свой недостаток в достоинство. Возможно именно этот «дефект» позволил Сталлоне сыграть целую галерею образов настоящих мужчин-героев —Рокки, Рэмбо, «Кобра» Кобретти и Джимми Бономо в «Неудержимом».

Американская актриса Марли Мэтлин стала первой и единственной глухой актрисой, получившей премию «Оскар».Её работа в кино и на телевидении принесла ей премии «Золотой глобус» и «Эмми».За карьерные достижения Мэтлин была удостоена собственной звезды на Голливудской «Аллее славы».

Этот рассказ можно продолжать и продолжать. На самом деле инвалидов детства немало. Но мы их не замечаем. Мы, у которых есть все для с счастья порой ведем себя неразумно. Обижаемся на судьбу и людей, впадаем в депрессию, становимся агрессивными….И мне кажется, что те, о которых я рассказывала могут послужить примером для нас, для тех, у кого нет этих ограничений.

Система образования в Норвегии.

Образование в Норвегии является обязательным в возрасте от шести до 16 лет, предоставляется бесплатно на уровне начального и среднего. Большинство норвежских детей, посещают государственные школы, но есть также ряд платных частных школ в Норвегии, как правило, на основе определенных религиозных убеждений или альтернативных методах обучения.

Студенты, которые проучились десять лет, имеют возможность продолжить учиться в течение трех последующих лет в качестве полного среднего образования и получать профессиональные знания или квалификацию для поступления в вуз. Высшее образование можно получить в университетах и политехнических институтах, колледжах. Высшее образование в Норвегии доступно для студентов из других стран, но они должны платить за образование самостоятельно или с помощью кредитов или гранта. Дети иностранных граждан, проживающих в Норвегии, имеют право на обучение в норвежских школах бесплатно.

Высшее образовании в Норвегии

Переход высшего образования на международный уровень стал важной предпосылкой для распространения в Норвегии программ обучения на английском языке. В настоящий момент более 170 магистерских программ на английском языке доступны для студентов различных специальностей. Некоторые учебные заведения также предлагают бакалаврские программы на английском языке.

Норвегия — одна из ведущих стран, соответствующих принципам Болонского процесса о высшем образовании в Европе. Система научных степеней, основанная на структуре: бакалавр, магистр, доктор наук, была успешно введена вместе с системой кредитов (ЕСПЗБ). Европейский стандарт высшего образования облегчает для студентов процесс признания их диплома, если они хотят получать образование за границей. В Норвегии существует около 70 университетов и университетских колледжей. Они расположены по всей стране как в городах, так и в сельской местности. Мобильность студентов и международное сотрудничество — основные задачи Норвежского Министерства Образования и Науки.

“Образование для всех” — основной принцип системы образования в Норвегии. По закону, каждый ребенок обеспечивается как минимум 13-летним образованием, вне зависимости от его социального происхождения или культурного окружения и возможных особых потребностей. Министерство Образования и Науки намерено превратить норвежскую систему образования, основанную на непрерывном обучении, в одну из лучших в мире.

Начальное и среднее образование в Норвегии

Обязательный курс обучения в школе составляет 10 лет, дети идут в школу в возрасте 6 лет. С осени 1994 г. каждый гражданин в возрасте от 16 до 19 лет имеет установленное законом право на получение 3-х летнего среднего образования верх- ней ступени, за которым следует высшее, профессиональное или неполное высшее образование. В Норвегии среднее образование верхней ступени – сбалансированно и включает как общие теоретические, так и специальные практические курсы, уделяя равное внимание теории и профессиональному обучению. Общее теоретическое и специальное образование предоставляется в комплексе, часто в одном и том же здании школы. В первый год обучения студенты изучают один из 15 фундаментальных курсов. Спецкурсы предлагаются на втором и третьем году обучения (углубленные курсы I и II) и в течение периода профессионального обучения.

В Норвегии 6 аккредитованных университетов, 6 аккредитованных специализиро- ванных университетов, 25 аккредитованных университетских колледжей, 2 аккредитованных государственных института искусств и 29 частных институтов высшего образования с институтской или программной аккредитацией. Поступление в такие учреждения возможно на основе среднего образования верхней ступени. Система высшего образования состоит из всех аккредитованных учреждений и/или программ. За исключением небольшого числа частных колледжей при университетах, все учреждения высшего образования являются государственными.

Система образования Норвегии

В Норвегии Система государственных университетских колледжей была создана для децентрализации и повышения доступности высшего образования в Норвегии. В университетских колледжах предлагаются бакалавриат и магистратура, а также целый ряд программ, ориентированных на практическое применение. Продолжительность образовательных программ обычно составляет от 2-х до 4-х лет. Некоторые начальные курсы взаимозаменяемы в университетах и в университетских колледжах. Многие студенты для получения научной степени совмещают курсы в университете с курсами в университетском колледже.

Как правило, в учреждениях высшего образования Норвегии не требуется платы за обучение, хотя некоторые программы профессионального образования, последующего и специального образования, а также образование в некоторых частных институтах могут быть платными. В дополнение к образовательной деятельности, все учреждения высшего образования, в особенности университеты, несут ответственность за проведение основных научных исследований, а также за обучение исследователей, главным образом, с помощью постуниверситетского обучения и докторантуры. Учебный год длится с середины августа по июнь.

Система научных степеней

С 2003 г. Норвегия находится в процессе адаптации к задачам Болонского процесса в системе европейского высшего образования. Большинство элементов было введено посредством реформы качества обучения. Основным было введение системы научных степеней со структурой: бакалавр, магистр, доктор наук, соответствующей европейским стандартам. Благодаря введению новой системы научных степеней, для студентов, которые получают образование в Норвегии частично или полностью, упростилась процедура признания их диплома в других странах.

Степень “Hogskolekandidat” присуждается после 2-х лет обучения. Эта степень может послужить основой для получения степени бакалавра. Степень присуждается в государственных университетских колледжах и в некоторых частных институтах. Степень бакалавра присуждается во всех государственных университетах, университетских колледжах и в большом количестве прочих государственных и частных высших учебных заведений после трех лет обучения. Государственные университетские колледжи искусств присуждают степень бакалавра после 4-х лет обучения. Степень магистра присуждается в государственных университетах и специализированных университетских учреждениях, нескольких университетских колледжах и в некоторых частных институтах. Степень приобретается после 1-2-х лет обучения. Важной частью этой научной степени является независимая исследовательская работа (30-60 кредитов ЕСПЗБ). В целях международного распространения, в университетах, университетских колледжах и в некоторых частных ВУЗах был введен целый ряд магистерских программ на английском языке.

Все государственные высшие учебные заведения, а также ряд частных ВУЗов присуждают разнообразные профессиональные квалификации. Эти программы, научные степени продолжаются от 4 до 6 лет и включают всевозможные профессии. Степень доктора наук (PhD) присуждают после 3-х летнего обучения, по завершении магистратуры или профессиональной степени/программы. Докторские программы, обязательно являющиеся исследовательскими, предлагают все учреждения университетского уровня, некоторые государственные университетские колледжи и небольшое количество частных учебных заведений.

Система кредитов и аттестации

Учебный год обычно длится 10 месяцев, с середины августа по середину июня. Курсы измеряются в кредитах в соответствии со стандартом ЕСПЗБ (Европейская Система Перезачета Зачетных Баллов). Полная нагрузка на один академический год составляет 60 кредитов. Аттестация за вступительные и выпускные экзамены проводится в соответствии с аттестационной шкалой от A (высшей оценки) до F (низшей), с минимальным проходным баллом E. За некоторые экзамены ставится оценка зачет/незачет. Путем международного сотрудничества, проведения основных научных исследований, Норвегия стремится стать ведущей страной в области исследований.

Совет по научно-исследовательской работе Норвегии играет важную роль в осуществлении и развитии научной стратегии страны. Он действует как советник правительства, определяющий потребности в знаниях и исследованиях в настоящем и будущем, и обеспечивает финансирование независимых исследований, а также исследовательских программ и участие Норвегии в международных исследованиях. Для гарантии качества исследований основано 13 Центров повышения квалификации, которые позволят большему количеству исследователей и исследовательских групп достичь уровня мировых стандартов. В будущем планируется основать подобные центры инновационных исследований. Их задачей будет развитие возможностей бизнес-сектора и мотивация разработок путем поощрения сотрудничества предприятий с исследовательскими институтами.

Академические требования

Норвежское Агентство по Гарантии Качества Образования (NOKUT) является независимым государственным органом, цель которого — гарантия качества и развитие учреждений высшего образования Норвегии путем оценки, аккредитации и признания систем контроля за качеством, учреждений и образовательных программ. NOKUT также занимается частными заявлениями о признании высшего образования, полученного за границей. Для абитуриентов с иностранным образованием был составлен список минимальных требований по академической подготовке и по условиям поступления. Этот список называется “список GSU” (в прошлом “список SIS”) и указывает уровень образования, необходимый абитуриентам из разных стран для того, чтобы соответствовать требованиям для поступления в норвежскую высшую школу, включая любые требования, касающиеся степени владения английским языком.

Требования для бакалаврских программ

Основное требование для поступления в норвежские университеты и университетские колледжи — завершение программы полного среднего образования, равноценной сдаче экзамена по окончании средней школы в Норвегии. Пожалуйста, сверьтесь с вышеупомянутым списком GSU для получения информации о Вашей стране. В некоторых университетах и университетских колледжах существуют специальные вступительные требования, относящиеся к предметам или областям специализации в средней школе. Конкретное учебное заведение предоставит информацию об этих специальных навыках и квалификациях, которые будут оцениваться при подаче заявки для участия в программе обучения.

Требования к магистерским программам

Требования о приеме определяются каждым университетом и университетским колледжем в отдельности, основываясь на оценке академических успехов кандидата. Кандидаты на участие в магистерских программах обычно являются студентами последнего курса университета/имеют степень бакалавра, полученную по истечении по крайней мере 3 лет обучения, или ее эквивалент. Научная степень должна включать курсы, равноценные, по крайней мере, 1,5-летнему полному обучению по предмету, необходимому для участия в заявленной программе. Для поступления необходим, как минимум, уровень квалификации, указанный в университетском дипломе с отличием второй степени. В некоторых случаях, первый, а иногда и второй год обучения в иностранном учреждении высшего образования не будет принят в расчет как высшее образование в Норвегии. Пожалуйста, сверьтесь с вышеупомянутым списком GSU для получения информации о Вашей стране. Для дополнительной информации обратитесь непосредственно в учебное заведение.

Знания языка

Пожалуйста, заметьте, что приводимые ниже требования являются общими. Для определенных программ учебные заведения могут иметь дополнительные требования. Следующие абитуриенты могут не сдавать тест на знание английского языка:

Абитуриенты из ЕС/ЕЭС и/или Совета Европы/ Европейского центра высшего образования под патронажем ЮНЕСКО, изучавшие английский язык в средней школе и средней школе верхней ступени в течение минимум 7 лет.

Абитуриенты, успешно завершившие бакалаврскую программу, основным языком которой был английский.

Абитуриенты с высшим баллом на экзамене по английскому языку в средней школе верхней ступени.

Кандидаты на зачисление, не соответствующие требованиям к знанию английского языка, могут предоставить результаты одного из следующих тестов или экзаменов: Тест по английскому как иностранному языку (TOEFL) – минимальное количество баллов: 500 (рукописно) или 170 (электронно). Международный тест по английскому языку (IELTS) — минимальное количество баллов 5.0. Международный экзамен по английскому языку для определения уровня знаний студентов (APIEL) — минимальное количество баллов: 3.0.

Университеты Кембриджа/Оксфорда: — Первый сертификат по английскому языку — Сертификат на знание английского языка на продвинутом уровне — Свидетельство о профессиональном владении языком.

В Норвегии существует три официальных письменных языка: норвежский букмол, нюнорск и саамский. Однако, если Вы говорите по английски, у Вас здесь не должно быть проблем. Дети учат английский в школе начиная с 6 лет, и Вы обнаружите, что все фильмы и сериалы передают с субтитрами вместо дублирования.

Иностранный гражданин, принятый в утвержденное учебное заведение, обычно университет или университетский колледж, должен получить вид на жительство для учебы в Норвегии. Всем студентам, планирующим провести в Норвегии более 90 дней, нужен студенческий вид на жительство.

Кроме того, Вы соответствуете требованиям по английскому языку, если Вы:

Завершили один год обучения в университете в англоговорящей стране (Австралии, Канаде, Ирландии, Новой Зеландии, Соединенном Королевстве, США), где языком преподавания был английский.

Завершили обучение в университете, где основной предмет преподавался на английском языке.

Все заявления должны быть поданы непосредственно в интересующие Вас учебные заведения. Пожалуйста, имейте в виду, что для бакалавриата обычно требуется знание и норвежского языка.

Признание иностранного диплома о высшем образовании в Норвегии

Отдел Международного Признания NOKUT отвечает за обработку заявлений об общем признании иностранного диплома. NOKUT рассматривает заявления об общем признании иностранного диплома и присуждает определенное количество кредитов ЕСПЗБ. Они также определяют, соответствует ли уровень и объем/ продолжительность курса научной степени в Норвегии. ВУЗы дают свою оценку абитуриентам, т.е. соответствует ли с академической точки зрения иностранный диплом научной степени, части степени или другой квалификации, присуждаемой интересующим институтом. Заявление о признании образования может быть адресовано Норвежскому Агентству по Гарантии Качества Образования (NOKUT) или университетам и университетским колледжам.

Приложение к диплому

Приложение к диплому (ПД) является международным документом, который предоставляет подробное описание диплома, полученного кандидатом. Он не заменяет диплом, а дополняет его. ПД имеет стандартный вид и разделено на 8 частей. Часть 8, в которой описывается система высшего образования страны — стандартный текст, включенный во все приложения к диплому в данной стране. ПД уже является неотъемлемой частью систем электронной регистрации студента в норвежских институтах высшего образования. ПД предоставляется выпускникам бесплатно.

Норвежское общество

Норвегия была несколько раз признана “лучшей страной для жизни” в Отчете ООН по развитию человека. Большинство норвежцев уважают принципы равенства, а гендерное равноправие высоко развито по сравнению со многими другими странами. Норвежское “государство всеобщего благосостояния” развивалось после 2-й Мировой войны, и спустя несколько десятилетий норвежские политики поддерживают этот курс развития. Население Норвегии составляет 5 миллионов человек, а уровень преступности — один из самых низких в мире.

Студенческая жизнь в Норвегии

“Образование для всех” является основным принципом в Норвегии, и, за редким исключением, платы за обучение нет. Более 11.000 студентов в Норвегии — иностранцы. Статистика показывает, что их количество растет, но еще есть достаточно вакантных мест. В университетах и в университетских колледжах заботятся о том, чтобы студенты были радушно приняты во время их визита в Норвегию. Большинство университетов и университетских колледжей организуют специальные мероприятия для приезжающих иностранных студентов.

Для абитуриентов из стран, не входящих в ЕС/ЕЭС/ЕАСТ

Заявление с фотографией паспортного формата, Копия паспорта, Документы, подтверждающие прием в указанное учебное заведение, Учебный план, Документы о предоставлении жилья, Документы о финансовой поддержке (кредит от Государственного Кредитного Фонда Образования Норвегии или вклад в банк Норвегии).

Некоторые учебные заведения и специальные программы являются платными. Если Вы зачислены в одну из них, Вы также должны подтвердить, что Вы способны оплатить дополнительные расходы. Как правило, Норвежское Управление по иммиграции (UDI) требует перечисления средств на счет норвежского банка, и этот счет должен быть оформлен на имя потенциального студента. Если учебное заведение учредило счет для студентов, абитуриент может перечислить средства на этот счет. Перечень документов различается в зависимости от страны. В него могут быть внесены изменения. Более подробную информацию можно получить в ближайшем филиале Норвежской Внешнеполитической Службы. Если Вы находитесь в Норвегии, обратитесь в местный полицейский участок или UDI. Близкие родственники будущего студента могут сопровождать его в поездке.

Где подавать заявление о поступлении в Норвегии

Вы подаете заявление в ближайшем филиале Норвежской Внешнеполитической Службы. Необходимо явиться в офис лично и предъявить удостоверение личности. Заявления, отправленные по почте или по электронной почте, рассматриваться не будут. Ваше заявление будет рассмотрено UDI. Исключение составляют граждане ЕС/ЕЭС/ЕАСТ, которые могут пересекать границу Норвегии и подавать заявление в Норвегии. В этом случае Вы можете подавать заявление в ближайшем полицейском участке. Вы должны заплатить 800 норвежских крон при подаче заявления на вид на жительство для учебы в Норвегии. С абитуриентов из стран ЕС/ЕЭС/ЕАСТ данная пошлина не взимается.

Время рассмотрения заявления различно. Если у Вас есть адрес в Норвегии, Вы получите по почте автоматическое подтверждение о том, что иммиграционная служба получила Ваше заявление. Вас также оповестят о продолжительности времени рассмотрения заявления. Пожалуйста, обратите внимание: эта информация касается только общих правил. Равноправие — это основа норвежской культуры. Как на территории университета, так и вне ее. Отношения между преподавателями и студентами неформальны. Они определяются общими целями и взаимным уважением, а не расстоянием от студенческой столовой до преподавательской.

В Норвегии существует несколько программ обмена и возможностей получения стипендии для студентов, желающих получить образование в Норвегии.

Программы СОКРАТ и ЭРАЗМУС

Если Вы являетесь студентом европейского высшего учебного заведения, Вы можете стать студентом по обмену по программе Сократ/Эразмус. Программа дает Вам возможность получать образование за границей в рамках вашего основного обучения или как дополнение к вашим занятиям. Обмен длится от 3 до 12 месяцев, Вы получаете грант от Евросоюза для поддержки во время визита. Программа доступна для всех граждан стран ЕС, а для того, чтобы Ваша кандидатура была рассмотрена, Вам необходимо завершить, по крайней мере, год обучения в высшей школе. 45 высших учебных заведений Норвегии участвуют в программе Эразмус. Для получения более подробной информации обратитесь в Ваш университет.

Квоты на обучение в Норвегии

Норвежское правительство предлагает финансирование студентам из развивающихся стран и стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии посредством квот. Цель этого плана – дать студентам такое образование, которое пойдет на благо их родным странам, когда они вернутся домой. Поддержка может быть оказана студентам для обучения на уровне бакалавра, магистра, доктора. Всего 1.100 студентов могут получить финансирование по этому плану. Учреждения высшего образования Норвегии отвечают за отбор и прием студентов по квоте.

Программа стипендий НОРАД

Ежегодно 100 студентов из развивающихся стран принимаются на обучение в магистратуру в Норвегии по программе стипендий Норад. Программа стипендий Норад основана на том, что возможность получить хорошее образование в норвежских университетах и университетских колледжах может способствовать улучшению уровня знаний в южных странах. Большинство курсов программы во многих академических областях проводятся в Норвегии в течение 2-х лет. Более подробную информацию по программам обмена и стипендий можно получить на сайте Норвежского Центра Международного Сотрудничества в Области Высшего Образования (SIU) www.siu.no.

Образование в Норвегии

Facebook Twitter Мой мир Вконтакте Одноклассники Google+

От дошкольного до высшего обучения: как же работает система образования в Норвегии? Конечно, качество норвежского образования никого не заставит усомниться. С норвежским дипломом можно стать квалифицированным специалистом по всей Европе. Всё же, если вы планируете учёбу в Норвегии, необходимо заранее разузнать все детали и нюансы.

Несмотря на то, что в Норвегии существуют и международные школы и ВУЗы, многие иностранцы выбирают для своих детей именно норвежскую систему образования. Эта статья даст вам краткий обзор того, что ожидать от обучения в скандинавском королевстве. Данные основаны на сведениях из Статистического Управления Норвегии.

Дошкольное образование в Норвегии

Barnehage является учреждением для детей, не достигших обязательного школьного возраста. Хотя она часто переводится как детская школа или детский сад, система отличается от того, что вы найдете в Великобритании или США, поскольку она начинается в гораздо более раннем возрасте.

Дети, достигшие возраста до одного года к концу августа, имеют право на место в barnehage с августа. Дети, достигшие возраста одного года в сентябре, октябре или ноябре того же года, имеют право на место с того месяца, в котором они достигли возраста одного года.

Достигнув возраста одного года, примерно 70% детей посещают Barnehage. Показатель со временем возрастает до 92% в возрасте двух лет, и до 96% в возрасте трех лет. В 2016 году число детей в норвежской системе barnehage составило 282 649 человек. 36% из них были в возрасте 0-2, а остальные 64% — в возрасте 3-6 лет.

Норвежская школьная система

Начальное и среднее образование охватывает детей в возрасте от 6 до 15 лет или с 1 по 10 класс. Местные власти обычно предлагают дополнительно дошкольный и послешкольный уход для учащихся 1-4 классов. В 2016 году 444 638 учащихся были на обучении в начальных классах.

Неполное среднее образование обычно включает в себя три года общего образования или четыре года профессионального обучения после обязательной 10-летней программы. Норма обучения для учеников — это два года профессионального обучения в старших классах средней школы, а затем один или два года практического обучения в промышленности.

В 2016 году в полном среднем образовании обучалось 200 731 ученика, 42 673 — в программе обучения или профессиональной подготовки. Из учащихся, занимающихся профессиональным образованием, наибольшая доля (28%) приходилась на здравоохранение, развитие детства и молодежи, а затем (15%) на техническое и промышленное производство.

Третичные профессиональные программы не определяются как высшее образование. Они работают от шести месяцев до двух лет. В 2016 году 14 748 студентов были зачислены в государственное или частное после среднее профессиональное образование.

Из них самыми популярными (45%) областями были естественные науки, профессионально-технические предметы. Второе место среди самых популярных и наиболее выбираемых среди женщин — медицина, экономика и спорт.

Высшее образование

Высшее образование основано на общем поступлении, после окончания среднего образования. Основная структура — модель 3 + 2 + 3; другими словами трехлетняя степень бакалавра, двухгодичная степень магистра и трехгодичная докторская программа.

По состоянию на 2016 год в высшем образовании находилось 288 989 норвежцев, из которых чуть меньше половины посещали университет. Обучение в государственных университетах Норвегии бесплатное, даже для иностранных студентов.

Процент людей в возрасте 19-24 лет в высшем образовании значительно возрос: с 10-12% в 1980 году до 28% (мужчины) и 43% (женщины) в 2016 году. Наиболее популярными областями являются в настоящее время естественные науки, профессионально-технические (19,5%), затем образование (18%).

Некоторые норвежские студенты предпочитают учиться в университетах за рубежом. Из 15 762 человек, обучающихся за границей в 2016 году, самым популярным местом обучения было Соединенное Королевство Великобритании, затем Дания, США, Польша и Венгрия.

Образование для взрослых

В норвежское положение по образованию для взрослых входят начальные и средние школы среднего образования, народные средние школы, ассоциации и независимые учреждения дистанционного обучения.

Взрослые, не получившие необходимого начального и младшего среднего образования, имеют право на образование на этих уровнях. Взрослые в возрасте от 25 лет, которые закончили первичный и младший вторичный (или эквивалентный), но не верхний средний уровень, имеют право на такое образование по заявке.

Исследовательская ассоциация состоит из двух или более добровольных организаций, которые предлагают выбор курсов, начиная от базового курса и заканчивая профессиональной подготовкой и учебой на университетском уровне. Учебные ассоциации очень распространены и предлагают курсы в большинстве муниципалитетов.

Альтернативный вариант

Норвежские народные средние школы (folkehøgskolene) — это общеобразовательные школы, которые имеют четкую интегративную цель. В народных средних школах нет учебного плана или экзаменов и предлагаются как краткосрочные курсы (2-94 дня), так и длительные курсы продолжительностью до десяти месяцев.

Они нацелены на молодых людей, желающих сосредоточиться на определенной области, которая часто обычно недоступна в рамках стандартной системы образования. Также доступны гибкие интернет — школы, очень удобные, например, для детей с ограниченными возможностями.

Государственное образование в норвежском королевстве абсолютно бесплатное, а цены на обучение в ВУЗах очень низкие. Само по себе, обучение в Норвегии очень качественное. Имея хорошую образованность, население страны создаёт серьёзную помеху для трудоустройства иностранных граждан.

Многие работодатели в первую очередь выберут образованного коренного норвежца, чем образованного иностранца, если только второй не будет действительно умнее и опытнее. Однако система образования старается уравнять шансы для всех, детям мигрантов уделяется особое внимание, чтобы в будущем уравнять все шансы на успешное трудоустройство.

Успешного Вам обучения!

Статьи, интервью Информация для тех, кто собрался учиться в Норвегии Система образования в Норвегии
Учебные заведения Норвегии Российско-Норвежская Старшая Школа

На всех уровнях образовательной системы расходы на образование покрываются за счет государства. Начатая в 1993 реформа образования должна была повысить качество обучения.
Программа обязательного образования разделена на три ступени: от дошкольного обучения до 4-го класса, 5-7 классы и 8-10 классы. Подростки в возрасте от 16 до 19 лет могут получить полное среднее образование, необходимое для поступления в торговое училище, высшую школу (колледж) или университет. В сельских местностях страны функционирует около 80 высших народных школ, где преподают общеобразовательные предметы. Большинство этих школ получают средства от религиозных общин, частных лиц или местных властей.
Школьное образование
Система обязательного школьного образования в Норвегии предусматривает 13-летнее обучение (10 лет — начальная и средняя школы и 3 года — старшая). Почти все школы являются государственными и обучение в них бесплатное. Характерной особенностью является жесткое разделение возрастных групп: вы никогда не увидите, чтобы в одном здании учились шестилетние дети, 14-летние подростки и 18-летние молодые люди. Начальная (primary school), старшая начальная (upper primary) и средняя (lower secondary) школы всегда отделены от старшей (upper secondary).
Начальные и средние школы
В начальной школе дети учатся, как правило, с 1-го по 4-й класс, в старшей начальной — с 5-го по 7-й и в средней — с 8-го по 10-й классы.
В списке обязательных предметов начальной школы, помимо математики, родного и английского языков, рисования и музыки, значатся такие, как основы христианской религии и нравственное воспитание, домашняя экономика и одна дисциплина по выбору. Помимо обязательных предметов, учащиеся часто (90% случаев) осваивают еще и второй иностранный язык, а также участвуют в проектных работах.
Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений. Каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. Успехи детей учитель отмечает в конце каждого дня в специальной тетради и, если это необходимо, пишет родителям свои замечания.
С 1-го по 7-й класс в норвежских школах отсутствует такое понятие, как «оценка». Зато есть другие: «работа в команде», «обсуждение», «принятие решения». Лишь с 8-го класса ученикам начинают выставлять оценки. Появляются новые предметы — экономика, экология, бухучет и дисциплины, предусматривающие профессиональную ориентацию. Большое внимание уделено совместному планированию деятельности учащихся и преподавателей. На этом этапе главное — сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей.
Старшие школы
Начиная с 16 лет, норвежцы посещают старшую школу, которую оканчивают спустя три года. В большинстве старших школ имеется два отделения: академическое (common subjects department) и отделение профессионального мастерства (skill department).
Нередко встречаются школы с дополнительным третьим отделением для учащихся-инвалидов (disabled department).
Типичным учебным заведением с тремя отделениями является старшая школа Шедсмо (Skedsmo videregaende skole) в городке Лиллестрем, основанная в 1986 году. В ней на академическом отделении около 350 человек изучают привычные всем математику, физику, литературу, географию и другие общеобразовательные предметы.
В первый год на изучение обязательных академических дисциплин отводится 30 часов в неделю. Дальше объем обязательных предметов уменьшается: на втором году старшей школы на обязательные предметы выделено 18 часов в неделю и 12 часов — на дисциплины по выбору, на третьем году это соотношение меняется еще раз — 14 часов и, соответственно, 16 часов.
Таким образом, студент старшей школы имеет возможность с каждым годом уделять больше времени тем предметам, которые его интересуют и которые он намерен изучать в дальнейшем в университете или колледже.
В норвежских старших школах экзаменуют выборочно. Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго — 25% и по окончании — 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.
Список предметов, по которым школьники сдают экзамены, всегда постоянен. Это информатика, экономика, математика (устная и письменная) и английский язык. Из этого списка обычно выбирают одну или две дисциплины. В качестве выпускных при завершении старшей школы, добавляют еще два обязательных экзамена — норвежский язык и один предмет по выбору.
После старшей школы 80% ребят, как правило, поступают в университеты, а остальные 20% идут в колледжи, что свидетельствует о высоком уровне школьного образования.
Весьма популярны в старших школах отделения профессионального мастерства. Здесь в течение двух лет изучают слесарное, столярное и строительное дело, а потом еще два года проходят практику на предприятиях. Только после этого молодые люди получают диплом об окончании старшей школы с присвоением профессиональной квалификации. Отделения профессионального мастерства пользуются большой популярностью, так как их выпускники всегда получают хорошую высокооплачиваемую работу. В процессе учебы ребята не только осваивают весь производственный процесс — от закупки дерева, его сушки, обработки и создания небольших мебельных гарнитуров, но даже сами строят дома. Так, на территории школы Шедсмо построено учащимися под руководством преподавателей 5 деревянных домов. В них расположены учебные аудитории и мастерские для занятий будущих столяров, дизайнеров мебели, строителей.
Народные школы
После окончания школы молодые люди могут продолжить обучение в университете или колледже. А можно провести год в народной школе.
В переводе с норвежского Folkehogskole (Folk high school) означает «высшая народная школа». Этот тип учебного заведения иногда называют «северным феноменом». Первая такая школа появилась 150 лет назад в Дании. Затем они распространились по всей Скандинавии, где сегодня их насчитывается около 400.
82 народные школы расположены в Норвегии, причем, как правило, вдали от городского шума и суеты. Каждая народная школа имеет свою специализацию. В одной делают акцент на спорте, туризме, иностранных языках и искусстве фотографии, в другой — на музыке и сценическом искусстве, в третьей — на социальных науках, педагогике и журналистике.
Но диплом такой школы — это не свидетельство о получении специальности. Несмотря на то, что около 30% выпускников после окончания школы сразу устраиваются на работу, остальные продолжают образование, диплом народной школы дает его обладателю дополнительные очки при поступлении в университет. В задачу народных школ всегда входило не столько обучение, сколько формирование личности и помощь в выборе профессии. Ведь молодой человек изучает здесь только те предметы, с которыми в дальнейшем будет связана его учеба в университете и будущая работа. Кроме того, много времени в таких школах уделяется общению, работе «в команде», проектам, походам, в которых участвуют вместе студенты и преподаватели.
Примером народной школы может служить школа Ромерике, расположенная недалеко от Осло и специализирующаяся в области театрального искусства. Школа считается одной из старейших в Норвегии. В школе можно учиться на театральном, музыкальном, сценографическом факультетах, а также осваивать звукорежиссерское мастерство, искусство театрального грима или стать мастером в области театральной светотехники. Студенты ставят около 30 театральных спектаклей в год, причем все — от написания сценария до гримирования актеров — делают сами. Постановки показывают жителям близлежащих городков и учащимся школ. Кроме этого, ребята организуют различные экспозиции.
Профессиональное образование
В Норвегии более ста колледжей (государственных или частных), которые есть в каждом районе и крупном городе. Это инженерные, экономические, педагогические, медицинские колледжи. Очень широко распространены в Норвегии колледжи, где учат будущих управленцев и социальных работников. Как правило, все эти учебные заведения предлагают различные программы продолжительностью от 1 года до 3 лет. Диплом колледжа дает право продолжить образование в университетской аспирантуре.
Высшее образование
Высшие учебные заведения Норвегии представлены четырьмя университетами, шестью специализированными высшими школами (колледжами) и двумя государственными художественными школами, 26 государственными колледжами в фюльке и курсами дополнительного образования для взрослых..
Старейший университет в Норвегии — университет Осло, основанный в 1811 году. На его восьми факультетах учится около 33 тыс. человек, включая 2 тыс. иностранцев. Остальные три университета открылись в середине XX века в городах Бергене (University of Bergen), Тромсе (University of Tromso) и Тронхейме (University of Trondheim).
В Норвегии диплом о высшем образовании получают как после окончания колледжа, так и после окончания университета. Разница в том, что колледж — это специализированное, профессиональное высшее учебное заведение, а университет в Норвегии всегда считался и считается научно-исследовательским центром.
Университеты готовят государственных служащих, служителей культа и преподавателей вузов. Кроме того, университеты почти полностью обеспечивают кадры врачей, стоматологов, инженеров и научных работников. Университеты занимаются также фундаментальными научными исследованиями. Библиотека университета Осло является крупнейшей национальной библиотекой.
Колледж — это специализированное и профессиональное высшее учебное заведение, дающее образование по одной-двум специальностям, например Сельскохозяйственный университет Норвегии (The Agricultural University of Norway), Норвежская государственная академия музыки (The Norwegian State Academy of Music), Школа экономики и делового администрирования (The Norwegian School of Economics and Business Administration) и др.
Обучение в государственных университетах и колледжах Норвегии почти бесплатное. Требуется лишь внести вступительный взнос ($30) и каждый семестр делать символические взносы в размере $37. Кроме того, любой студент в Норвегии, в том числе и иностранный, может получить кредит или стипендию в Statens Lanekasse (Государственном фонде образовательных кредитов). Кредит обычно дается на 20 лет и может быть частично погашен университетом во время учебы студента.
При университетах в Норвегии существуют студенческие организации, в ведении которых находится студенческое жилье, столовые, медицинское обслуживание. Все это финансируется государством, и поэтому обходится студентам очень дешево. Однако «студенческих квартир» не так много, и получить дешевое жилье может не каждый студент.
Поступление в вузы
Вступительные экзамены в колледжи и университеты в Норвегии отсутствуют и, по сути, при поступлении в вуз проводится конкурс школьных аттестатов.
Учеба в университете длится от 3,5 до 4 лет. Как правило, на гуманитарных факультетах учатся на полгода дольше, чем на факультетах естественных наук. Наиболее популярными специальностями в Норвегии сегодня являются информатика, журналистика, юриспруденция и экономика.
В конце учебы все студенты пишут дипломную работу и сдают экзамен по философии Examen philosophicum (независимо от того, по какой специальности они учатся). После этого присваивается степень Candidatus/candidata magisterii (Cand. mag.). С 1981 года государственные колледжи также получили право присваивать своим выпускникам степень Cand. mag.
Совершенно иначе строятся университетские программы по медицине, праву, экономике, инженерным наукам. Эти специальности считаются наиболее престижными и высокооплачиваемыми. Чтобы получить степень в одной из перечисленных выше наук и право на работу по специальности, нужно учиться по специальной программе от 4,5 до 6 лет. По окончании студентам присваиваются степени Sivilingenior (инженерные науки), Sivilokonom (экономика), Candidatus a juris (Cand. jur., право), Candidatus a medicinae (Cand. med., медицина).
В норвежских университетах и колледжах преподавание ведется на норвежском языке. Для иностранцев языку можно научиться бесплатно. Курсы норвежского работают при муниципалитетах в течение учебного года.
В Норвегии есть две университетские программы на английском языке. Их предлагают Norges Handelshoyskole в Бергене (Норвежская школа экономики и делового администрирования) и Handelshoyskolen BI в Осло (Норвежская школа менеджмента). В эти школы поступают норвежцы, которые хотят научиться бизнесу и экономике и работать на международном рынке, а также иностранцы.
Последипломное образование
Последипломное образование предлагают все университеты. Двухгодичный курс заканчивается присвоением степени Candidatus a philosophiae (Cand. philos.) по гуманитарным наукам, Candidatus a rerum politicarum (Cand. polit.) по общественным наукам и Candidatus a scientiarum (Cand. scient.) по математике и естественным наукам (для получения этой степени надо учиться 1,5 года). Те, кто собирается посвятить свою жизнь науке и исследовательской деятельности, могут пойти дальше и, защитив докторскую диссертацию, получить степень доктора.