Система органов прокуратуры

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура во главе с заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором, а также управления Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора. Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает управления и отделы: по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; за законностью исполнения уголовных наказаний; по делам несовершеннолетних и молодежи; кадров и др. К подразделениям аппарата относятся также управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур.

В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.

Систему транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, возглавляет Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами; создаются и действуют на правах прокуратур субъектов рФ, а в регионах – на правах межрайонных прокуратур.

Прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах, по перечню, установленному Правительством РФ.Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний – надзор за соблюдением законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание.

50. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принцип единства означает, что:

– все органы прокуратуры составляют единую систему;

– создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается;

– перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель – обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства;

– организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;

– каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Вышестоящий прокурор правомочен принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором. Принцип централизации проявляется в том, что:

1) все прокуроры, кроме Генерального, назначаются Генеральным прокурором РФ сроком на 5 лет и освобождаются им же от должности. Генерального прокурора назначает Совет Федерации рФ по представлению Президента РФ;

2) в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров – Генеральному;

3) вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для нихуказания и поручения.

Централизм как принцип организации и деятельности прокуратуры распространяется как на внутреннюю организацию и деятельность каждой из прокуратур, так и на взаимоотношения прокуроров.

Принцип независимости предусматривает:

– осуществление прокуратурами своих полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;

– исключение вмешательства в деятельность прокуратуры отдельных должностных лиц, представителей СМИ с требованиями о предоставлении информации, составляющей государственную или служебную тайну;

– обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий;

– осуществление органами прокуратуры своих функций в строгом соответствии с действующим законодательством.

Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций. Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должны быть основаны на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом.

Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи – поддержку населения.

СИСТЕМА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИНЦИПЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система и структура органов прокуратуры, порядок их организации

Система прокуратуры РФ представляет собой совокупность всех действующих в России органов и учреждении прокуратуры. Она установлена Конституцией (ст. 129) и Законом о прокуратуре (разд. II) и представляет иерархическую структуру, состоящую из отдельных подсистем.

Для системы прокуратуры РФ характерно наличие ряда отличительных признаков: 1) она представляет собой самостоятельную обособленную структуру, не входящую ни в одну из ветвей государственной власти; 2) построена и действует на основе единых принципов законности, независимости, единства и централизации с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим; 3) образована с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в ее систему, не допускается.

В соответствии со ст. 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированнее прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическим лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ.

Анализ положений ст. 11 Закона о прокуратуре позволяет сделать вывод о том, что система прокуратуру)! РФ состоит из нескольких подсистем. Она включает: Генеральную прокуратуру РФ, территориальные органы прокуратуры, специализированные органы прокуратуры, иные органы и учреждения прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ — высший орган системы прокуратуры, осуществляющий руководство нижестоящими прокурорами и контроль за их деятельностью.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он песет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок его полномочий — 5 лет. Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор наделен широкими полномочиями по руководству системой прокуратуры РФ:

  • — издает обязательные для исполнения приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения работников прокуратуры;
  • — устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры, определяет их полномочия.

Генеральный прокурор является председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ, председателем Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов.

Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению. Совету Федерации указанный доклад он представляет лично на заседании палаты.

В соответствии с законодательством РФ он принимает участие в заседаниях высших судебных органов страны (Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ).

Структура Генеральной прокуратуры (т.е. внутренняя организация) довольно сложная. Ее составляют Главные управления, управления и отделы, образуемые с учетом основных направлений деятельности (функций) прокуратуры, о чем свидетельствуют их названия. Например, Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства; Главное управление по надзору за следствием; Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью; Отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления) и т.д.

В структуру Генеральной прокуратуры РФ входят также Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором; восемь управлений Генеральной прокуратуры в федеральных округах, возглавляемых заместителями Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия (совещательный орган) — для обсуждения наиболее важных вопросов в деятельности прокуратуры — в составе Генерального прокурора РФ, его заместителей и других прокурорских работников.

Генеральный прокурор руководит оперативным совещанием, на котором решаются текущие вопросы, требующие оперативного реагирования.

При Генеральной прокуратуре действует Научно-консультативный Совет, в который входят опытные практические работники и ученые-юристы. На этот совет возлагается рассмотрение научных и иных предложений по улучшению организации и деятельности прокуратуры.

Составной частью структуры Генеральной прокуратуры является ее Аппарат, подразделения которого в пределах своей компетенции осуществляют оперативное руководство и контроль за деятельностью прокуратур, подчиненных Генеральной прокуратуре.

Территориальные прокуратуры образуются с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации и действуют на территории городов, районов, субъектов РФ и федеральных округов.

Основным звеном территориальных прокуратур являются прокуратуры городов и районов (в некоторых субъектах также окружные и межрайонные прокуратуры). Их возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются также должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

Прокуратуры районного звена выполняют в полном объеме прокурорские функции в пределах соответствующего города или района. Они, в частности, осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами расследования, оперативными подразделениями органов исполнительной власти по городу, району, другие виды надзора.

В компетенцию районных прокуратур также входит осуществление уголовного преследования, участие в рассмотрении дел судами, опротестовывайте противоречащих закону судебных решений. Прокуроры районов, городов осуществляют координацию деятельности районных правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В районных (городских) прокуратурах ведется большая работа по рассмотрению и разрешению жалоб и иных обращений, постоянный прием граждан.

Среднее звено образуют прокуратуры субъектов РФ. Это — прокуратуры республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они руководят деятельностью нижестоящих прокуратур (городов, районов, иных административно-территориальных единиц, а в некоторых случаях подчиненными специализированными прокуратурами, входящими в состав соответствующих субъектов РФ). Прокуратуры субъектов, кроме того, непосредственно выполняют прокурорские функции в пределах соответствующего субъекта. Они осуществляют:

  • — надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за соблюдением законодательства в противодействии коррупции в поднадзорных объектах;
  • — надзор за исполнением законов территориальными подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять ОРД и предварительное расследование;
  • — надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний и применении назначенных судами принудительных мер медицинского характера;
  • — уголовное преследование в судебных стадиях уголовного судопроизводства, участие в пределах своей компетенции в гражданском и арбитражном процессах;
  • — рассмотрение обращений, поступающих в прокуратуру, прием населения;
  • — координацию деятельности правоохранительных органов но борьбе с преступностью на территории субъекта РФ;
  • — руководство деятельностью прокуратур городов, районов и иных территориальных прокуратур; районного звена;
  • — руководство и обеспечение деятельности подчиненных специализированных прокуратур (на правах районных) и другие полномочия.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором по согласованию с органами власти соответствующего субъекта РФ. Они имеют первого заместителя и заместителей, которые тоже назначаются на должность Генеральным прокурором.

В указанных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов PCD.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур. Они вправе в пределах своей компетенции издавать приказы, указания, распоряжения, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур.

В указанных прокуратурах образуются коллегии, которые являются совещательными органами. На основе решений коллегий соответствующие прокуроры издают обязательные для исполнения приказы.

Следующее звено образуют прокуратуры федеральных округов, которые были созданы в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в семи федеральных округах. Этим приказом в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах были образованы управления Генеральной прокуратуры. В седьмом федеральном округе — Северокавказском — функции управления Генеральной прокуратуры были возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе.

В настоящее время кроме указанных семи управлений в Генеральной прокуратуре образовано еще одно Управление в Южном федеральном округе.

Управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах являются самостоятельными структурными подразделениями, которые дислоцируются непосредственно в центрах соответствующих федеральных округов. Их деятельность регламентируется Положением об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, утвержденным приказом Генерального прокурора от 28.01.2010.

Прокуратуры федеральных округов, будучи структурными подразделениями Генеральной прокуратуры, занимают промежуточное положение между Генеральной прокуратурой РФ и прокуратурами субъектов РФ, входящими в состав соответствующего федерального округа. Они призваны обеспечить организацию деятельности прокуратур субъектов РФ в округе и контроль за их деятельностью в рамках предоставленной компетенции.

Деятельность управлений призвана обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства на территории соответствующих федеральных округов.

Управления не подменяют другие подразделения Генеральной прокуратуры и прокуратуры субъектов РФ. В целях реализации возложенных на них задач управления организуют и контролируют деятельность прокуратур субъектов РФ в федеральном округе по надзору за соблюдением Конституции, федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма, исполнением законов при реализации приоритетных национальных проектов, при подготовке и проведении выборов, законов по борьбе с терроризмом и экстремизмом, о государственной и муниципальной службе, о труде в части обеспечения прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд, получение пенсий и пособий, законодательства, регулирующего вопросы тепло- и электроснабжения.

Вместе с тем указанные прокуратуры непосредственно выполняют прокурорские функции в пределах округа, связанные с надзором за выполнением законов, уголовным преследованием, за производством расследования и дознания и т.д., но только в отношении органов и их должностных лиц федерального уровня, действующих на территории того или иного федерального округа.

Специализированные прокуратуры создаются и действуют на определенных, как правило, ограниченных территориях, не связанных с административно-территориальными образованиями, в целях обеспечения законности в специфических сферах государственной деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения личности, общества и государства (например, в сфере обороноспособности страны, на транспорте, в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы и т.д.).

В настоящее время к специализированным прокуратурам относятся: военные, транспортные, природоохранные, на особо режимных и закрытых административно-территориальных образованиях (прокуратуры ЗАТО), по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Военная прокуратура входит в общую систему прокуратуры РФ. Она рассматривается как система, состоящая из отдельных органов военной прокуратуры, призванная осуществлять прокурорские функции в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. Ее возглавляет Главный военный прокурор, который по должности является заместителем Генерального прокурора РФ. Он руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для выполнения всеми военными прокурорами.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, помощников но особым поручениям.

Система военной прокуратуры представляет собой совокупность трех звеньев (управлений) органов прокуратуры.

Верхнее звено представляет Главная военная прокуратура, которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ.

Среднее звено образуют военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ.

Основное звено образуют военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В военных прокуратурах, приравненных к районным прокуратурам, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.

Военная прокуратура осуществляет:

  • — надзор за соблюдением Конституции, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
  • — надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных военных частях, органах и учреждениях;
  • — другие виды надзора (за соблюдением законности при производстве по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением Государственной границы; при осуществлении оперативной розыскной деятельности, производстве предварительного следствия и дознания но уголовным делам о преступлениях, совершаемых военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и др.).

Военные прокуроры осуществляют уголовное преследование в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, участвуют в рассмотрении гражданских и арбитражных дел. В пределах своей компетенции рассматривают заявления, жалобы, иные обращения о нарушении законов в сфере, связанной с военной службой; осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов но борьбе с преступностью в войсках, воинских формированиях и органах, другие функции.

Транспортные прокуратуры создаются на воздушном, железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте и действуют на правах прокуратур районов или прокуратур субъектов РФ.

На транспортные прокуратуры возложены полномочия по организации и осуществлению надзора за исполнением законов, соблюдением нрав и свобод человека и гражданина в сфере функционирования железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, а также в таможенной сфере. Особое внимание, естественно, они уделяют надзору за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта.

Природоохранные, прокуратуры призваны осуществлять надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан. В пределах своих полномочий они выполняют иные функции, предусмотренные Законом о прокуратуре, другими законами.

Природоохранные прокуратуры создаются для усиления охраны окружающей среды. Они действуют либо на правах районных (межрайонных) прокуратур в пределах соответствующего субъекта РФ, либо на правах прокуратур субъектов РФ (примером такой прокуратуры является Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, ее деятельность распространяется на акваторию реки Волга от ее истоков до Каспийского моря).

Прокуратуры ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований, па особо режимных объектах). Такие прокуратуры создаются в закрытых административно-территориальных образованиях, обособленных военных городках Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, на объектах оборонно-промышленного комплекса. Они действуют на правах районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокуратурам субъектов РФ. И лишь две прокуратуры ЗАТО — Межгорья и комплекса Байконур — действуют на правах прокуратур субъектов РФ.

Главное назначение прокуратур ЗАТО — обеспечение надзора за исполнением законов и законностью актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, всеми органами, организациями и их должностными лицами, действующими в пределах соответствующих режимных объектов.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях действуют на правах районных прокуратур и подчиняются прокуратурам соответствующих субъектов, на территории которых функционируют исправительные учреждения (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения). На эти прокуратуры возложен надзор за исполнением законов администрацией исправительных учреждений, за законностью нахождения лиц в этих учреждениях, за соблюдением их прав и обязанностей, порядка и условий содержания.

Иные органы и учреждения прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят не только органы прокуратуры, но и иные органы и учреждения. К ним относятся научные и образовательные учреждения: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности правопорядка, Академия Генеральной прокуратуры РФ, включающая на правах филиалов Институт повышения квалификации руководящих кадров органов прокуратуры (в г. Москве), а также институт в г. Иркутске, Юридический институт прокуратуры в г. Санкт-Петербурге.

В систему прокуратуры входят редакции печатных изданий, в частности, общероссийский журнал «Законность» выходит под эгидой Генеральной прокуратуры РФ.

К иным органам и учреждениям следует отнести различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения, которые находятся в оперативном управлении Генеральной прокуратуры, прокуратур субъектов РФ, научных и образовательных учреждений.