Система таможенных органов

Таможенные органы — подробно о системе таможенных органов

Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации. Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории. Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  1. Основным законом – Конституцией;
  2. Таможенным кодексом;
  3. Иными законами.

А также руководствуясь:

  • Указами и распоряжениями главы государства;
  • Распоряжениями и постановлениями правительства страны;
  • Нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти;
  • Нормативными актами Центрального банка;
  • Нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы;
  • Ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.

Правоприменительная — таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.

Законотворческая — таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств — таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Фискальная — в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.

Защита прав интеллектуальной собственности — таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.

Борьба с контрабандой — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.

Валютный контроль — перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.

Ведение таможенной статистики — на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.

Информационная — на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.

Научная — таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Задачи и обязанности таможенных органов:

  • Производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;
  • Обеспечение правильности исчисления и своевременности оплаты таможенных платежей, пошлин и сборов, соблюдения запретов и ограничений;
  • Обеспечение соблюдения таможенного законодательства на вверенной территории;
  • Борьба с контрабандой;
  • Ведение статистики внешнеторговых операций;
  • Валютный контроль;
  • Возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога;
  • Регистрация участников ВЭД;
  • Регистрация объектов интеллектуальной собственности;
  • Информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;
  • Проведение экспертиз и исследований декларируемых товаров и транспортных средств, документов к ним, проведение криминалистических экспертиз;
  • Производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, анализ правоприменительной и судебной практики, анализ правоохранительной деятельности;
  • Оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий.

Права таможенных органов

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы обладают следующими правами:

  • Принимают меры, предусмотренные законодательством;
  • Требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства;
  • Проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • Требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
  • Осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания;
  • Осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции;
  • Привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством;
  • Используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
  • Задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
  • Производят документирование, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом.
  • Предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
    • О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
    • Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
    • О признании имущества бесхозяйным.
  • Разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Система таможенных органов

Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Структура таможенных органов России:

  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  • Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ):
    • Дальневосточное таможенное управление;
    • Приволжское таможенное управление;
    • Северо-Западное таможенное управление;
    • Северо-Кавказское таможенное управление;
    • Сибирское таможенное управление;
    • Уральское таможенное управление;
    • Центральное таможенное управление;
    • Южное таможенное управление.
  • Таможни – территориальные таможенные органы, входящие в единую систему таможенных органов. Находятся в прямом подчинении таможенного управления своего региона;
  • Таможенные посты – территориальные таможенные органы. Подчиняются напрямую таможням.

Роль таможенных органов в защите экономических интересов страны

Имея в своем арсенале Слово Закона, таможенные органы Российской Федерации выполняют важную миссию – стоят на защите экономической безопасности нашей страны. Подобно надежному кордону, выстроенному на таможенной границе, таможенные органы защищают граждан страны от контрафактной и порой даже опасной продукции, циркулирующей на мировом рынке. Стоят надежным заслоном на пути проникновения в нашу страну наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Способствуют установлению в нашей стране благоприятного делового климата, защищают наших товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров. Помогают налаживать устойчивые экономические связи России с другими странами мира.

Таможенные органы РФ и таможенные представители

Подобно сотрудникам таможенных органов таможенные представители тоже являются специалистами в области таможенного дела. Это компании, в которых трудятся профессиональные таможенные декларанты. Их цель – помощь участникам ВЭД при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Подробнее >>>

Узнать стоимость таможенного оформления

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации



В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Ключевые слова: таможенные органы, Федеральная таможенная служба, валютный контроль, компетенция, таможенные процедуры, оперативно-розыскная деятельность, контрабанда, таможенное оформление, таможенный контроль.

Таможенное дело преследует цели создания экономических, правовых и организационных основ для трансграничного перемещения товаров (транспортных средств), защиты национальной безопасности государства, его экономического суверенитета, а также обеспечения защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, контроля за соблюдением ими таможенного законодательства.

Таможенные органы Российской Федерации для осуществления возложенных на них целей и задач осуществляют следующие виды деятельности:

− Взимание таможенных платежей (таможенно-тарифное регулирование);

− Таможенный и валютный контроль;

− Таможенное оформление;

− Оперативно-розыскная деятельность;

− Расследование преступлений в форме дознания.

За трансграничное перемещение товаров (транспортных средств) таможенные органы взымают таможенные платежи. Координирование такого направления деятельности таможенных органов осуществляется на наднациональном уровне, то есть Евразийской экономической комиссией. На государственном уровне вопросы по разработке государственной политики в сфере таможенных платежей решает Министерство Финансов.

Одним из основных инструментов, которое использует государство при регулировании внешнеэкономической деятельности, является таможенно-тарифное регулирование. Оно представляет собой один из основных способов пополнения доходной части федерального бюджета и включает в себя следующие элементы: таможенные пошлины, таможенные тарифы, тарифные льготы и преференции, определение страны происхождения товаров, таможенная стоимость товаров.

В рамках возложенных задач таможенные органы выполняют следующие основные функции в области администрирования таможенных платежей:

1) Обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей и соблюдения запретов и ограничений;

2) Взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

3) Учет задолженности по уплате таможенных платежей, обеспечение их взыскания;

4) Контроль обоснованности предоставления отсрочки и рассрочки по уплате таможенных платежей.

Таможенный контроль представляет собой вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Таможенный кодекс ЕАЭС дает следующее определение таможенному контролю: «совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании».

Одной из особенностей таможенного контроля является четкая фиксация его форм, определенных Таможенным кодексом ЕАЭС. В статье 322 ТК ЕАЭС закреплены следующие формы таможенного контроля:

− получение объяснений;

− проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;

− таможенный осмотр;

− таможенный досмотр;

− личный таможенный досмотр;

− таможенный осмотр помещений и территорий;

− таможенная проверка.

Валютный контроль представляет собой комплекс мер, осуществляемых органами государственной власти в целях обеспечения соблюдения валютного законодательства и устойчивого экономического развития страны.

Правовой основой осуществления валютного контроля в Российской Федерации является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле , именно он наделяет Федеральную таможенную службу полномочиями органа валютного контроля. Особенность органов исполнительной власти как органов валютного контроля проявляется в том, что они осуществляют данную функцию только в сфере своей деятельности. Так Федеральная таможенная служба России и ее территориальные органы вправе осуществлять валютный контроль в случае перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Компетенция таможенных органов в сфере валютного контроля определена Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный нормативно-правовой акт относит к функциям таможенных органов Российской Федерации осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями, связанными с ввозом и вывозом товаров, контроль за соблюдением порядка трансграничного перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Таможенное оформление представляет собой совокупность действий таможенных органов, установленных таможенным законодательством и осуществляемых в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, с целью их помещения под определенную таможенную процедуру или завершения действия данной таможенной процедуры.

Под таможенной процедурой понимается совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории ЕАЭС и за ее пределами.

К таможенным процедурам, предусматривающим постоянное пребывание ввозимых товаров на таможенной территории, относятся процедуры:

− выпуск для внутреннего потребления;

− реимпорт;

− переработка на таможенной территории.

Товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС, в зависимости от целей использования, могут помещаться под следующие таможенные процедуры:

− таможенная процедура временного вывоза;

− таможенная процедура экспорта;

− таможенная процедура переработки вне таможенной территории;

− таможенная процедура реэкспорта.

Временно ввозимые товары могут быть помещены под следующие таможенные процедуры:

− временный ввоз (допуск);

− таможенная процедура переработки на таможенной территории;

− таможенная процедура свободного склада;

− таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Таможенные органы Российской Федерации относятся к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Под оперативно-розыскной деятельностью понимают вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

А. Ю. Козловский подразделяет оперативно-розыскную деятельность таможенных органов на следующие виды :

− оперативно-розыскная деятельность таможенных органов по добыванию информации об угрозах экономической безопасности России;

− оперативно-розыскная деятельность в целях противодействия преступлениям, относящимся к компетенции таможенных органов;

− оперативно-розыскная деятельность по противодействию коррупции и обеспечению собственной безопасности таможенных органов.

На сегодняшний день таможенные органы уделяют большое внимание межведомственному взаимодействию, в том числе с таможенными органами ЕАЭС и органами иностранных государств, для обеспечения своевременного поступления оперативной информации.

Еще одним из основных направлений деятельности таможенных органов является расследование преступлений в форме дознания. В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ предварительное расследование производится дознавателями таможенных органов Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица», ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».

Для осуществления расследования преступлений в форме дознания в таможенных органах создаются специальные управления, отделы и отделения дознания. В Федеральной таможенной службе создано Управление таможенных расследований и дознания, основными направлениями деятельности которого являются:

1) ведение производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ;

2) производство предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

3) организация работы в таможенных органах по ведению производства по делам об административных правонарушениях, производства предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий;

4) контроль за соблюдением законности и обоснованности при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, совершении ими действий (бездействий) при привлечении лиц к административной ответственности;

5) обращение постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных от имени ФТС России, к исполнению и приведение их в исполнение;

6) организация, координация и контроль деятельности таможенных органов при обращении постановлений по делам об административных правонарушениях к исполнению и приведении их в исполнение и др.

Региональные таможенные управления и таможни уполномочены производить дознание и неотложные следственные действия в соответствии с утвержденным Общим положением о региональном таможенном управлении и Общим положением о таможне. Таможенные посты, осуществляющие фактический таможенный контроль, не наделены такими полномочиями, при обнаружении таможенным постом признаков уголовных преступлений дознание осуществляет таможня, которой непосредственно подчинен таможенный пост.

Таким образом, таможенные органы Российской Федерации осуществляют такие виды деятельности как взимание таможенных платежей, таможенный и валютный контроль, таможенное оформление, оперативно-розыскная деятельность и расследование преступлений в форме дознания. Каждый из рассмотренных видов деятельности обладает своими особенностями и проблемными направлениями. На современном этапе развития проводится большая работа по совершенствованию деятельности таможенных органов в том числе за счет осуществления тесного межведомственного взаимодействия с органами Российской Федерации и с таможенными органами иностранных государств, а также путем автоматизирования процессов и повышения эффективности единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

Литература:

1. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/. Опубликование от 12 апреля 2017 г.

3. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10 декабря 2013 г. № 173-ФЗ (в ред. от 02 декабря 2019 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 02 августа 2019 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные аспекты: монография. Москва, 2015. 210 с.

Таможенные органы входят в систему государственного аппарата РФ. Деятельность таможенных органов связана с управленческими функциями в сфере таможенного дела на территории России. На рисунке показана структура таможенных органов РФ.

Рисунок 1. Структура таможенных органов

Место таможенной службы в системе исполнительных органов

Деятельность таможенной службы строится на основах ТК ТС, Закона о таможенном регулировании, актов Президента РФ и Правительства РФ, документов ведомства.

Определение 1

ФТС является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет государственные властные функции по своей деятельности. ФТС подчиняется непосредственно Правительству РФ.

После образования Таможенного союза функции таможенной службы несколько изменились, сегодня служба решает задачи внешнего характера, поставленные Таможенным союзом. Таможенные органы работают по национальному и международному законодательствам, осуществляют властные функции и права таможенных органов.

Задачи таможенных органов

Все задачи, которые призвана решать таможня, определены в ТК ТС. Таможня должна содействовать развитию торговой политики Таможенного союза, обеспечивать исполнение законов, касающихся таможенного дела. ТС совершает операционные действия, контролирует таможенные операции, взимает платежи, антидемпинговые и компенсационные пошлины, контролирует их правильность, своевременность, принимает меры по взысканию платежей принудительно. Обеспечивает таможенное тарифное регулирование, соблюдение запретительных мер по товарам, перевозимым через таможню. Создает условия для ускоренного и бесперебойного товарооборота. Защищает национальную безопасность РФ и других государств, входящих в состав Таможенного союза. Выявляет, предупреждает и пресекает правонарушения и преступления, определенные в законодательстве. Обеспечивает правовую защиту интеллектуальной собственности. Фиксирует таможенные статистические данные.

Таможенная служба выполняет следующие функции:

  • таможенный контроль;
  • ускорение товарооборота на таможне;
  • фиксация статистических данных;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и сборов;
  • обеспечение порядка на таможне;
  • соблюдение запретов и ограничений;
  • предупреждение и пресечение запретов и правонарушений на таможне;
  • обеспечение государственной безопасности Российской Федерации;
  • контроль за валютными операциями на таможне;
  • оптимизация структуры экспорта;
  • предоставление информации и проведение консультаций в области таможенного дела;
  • выполнение международных обязательств РФ в сфере таможенного дела;
  • проведение научно-исследовательских мероприятий в сфере таможенного дела.

Если рассматривать объект управления, то функции можно разделить на два вида: основные и обеспечивающие.

Определение 2

Основные функции осуществляются административными таможенными органами в отношении участников внешнеэкономической деятельности. К основным функциям относятся: таможенный контроль, взимание платежей, предоставление льгот, информационные услуги.

Определение 3

Обеспечивающие функции представляют собой мероприятия внутреннего характера: кадровая, плановая, финансовая политика, организационная деятельность.

Таможенные органы могут использовать свои права только при выполнении профессиональных обязанностей. Таможенная служба имеет право:

  • требовать предоставления документов в соответствии с законодательными нормами;
  • проверять документы, удостоверяющие личность, у участников операционных действий на таможне;
  • требовать документы, подтверждающие полномочия;
  • осуществлять оперативно-розыскные мероприятия с целью раскрытия преступлений в таможенной деятельности;
  • осуществлять действия следственного, дознавательного характера;
  • привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших закон;
  • использовать средства связи, транспорт любых организаций в срочных случаях для предотвращения преступления;
  • задерживать, доставлять подозреваемых лиц или лиц, совершивших преступления на таможенной границе;
  • документировать, делать фото и видеосъемку событий, связанных с перевозкой товаров через таможенную границу в Российскую Федерацию;
  • предъявлять в суды иски и заявления;
  • разрабатывать информационные системы хранения и передачи данных, обеспечивать защиту информации.

Структура таможенных органов РФ выстроена таким образом, что имеет несколько уровней подчинения с широкими вертикальными и горизонтальными связями. В системе ТС четыре звена:

  • ФТС России;
  • таможенные управления регионов;
  • таможни;
  • таможенные посты.

В ФТС созданы подразделения вспомогательного характера. Это специализированные таможенные органы, представительства за рубежом.

Каждая составная часть ТС несет ответственность за определенный участок работы, все звенья выполняют единые задачи и достигают единых целей. Очень важно выбрать правильную форму деятельности в конкретной правовой ситуации.

Определение 4

Форма деятельности – внешнее выражение действий таможенных органов по выполнению возложенных на них функций

Формы деятельности законодательно закреплены и представляют собой:

  • правоустановление – издание нормативных документов обязательного порядка;
  • правоприменение – действия по отслеживанию выполнения норм и правил;
  • правоохрана – контроль за исполнением требований и последующим их применением.

В этой связи можно определить принципы деятельности таможенной службы:

  • законность;
  • равенство всех перед законом;
  • единство системы таможенных органов и централизованное управление;
  • профессионализм и компетентность;
  • ясность, гласность, предсказуемость действий должностных лиц ТС;
  • единообразие правоприменительной практики;
  • совершенствование таможенного контроля.

Внутри системы таможни можно выделить два принципа, которые обеспечивают взаимодействие и самостоятельность всех подразделений: принцип централизации и децентрализации. Централизация обеспечивает строгую подчиненность центральному органу, децентрализация закрепляет пределы компетенции отдельных подразделений.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Деятельность таможенных органов

ТС расположены на Государственной границе РФ, при размещении службы учитываются: объем товаров, проходящих через границу, пассажиропоток, насколько развиты внешнеэкономические контакты, развитие транспортных коридоров, потребности участников ВЭД.

Имущество, которое принадлежит ТС в виде земли, учреждений, унитарных предприятий, находится в собственности государства. Финансирование и обеспечение деятельности таможенной службы осуществляется из бюджета Федерации.

ТС обособлена организационно-хозяйственно, органы имеют статус юрлиц.

Определение 5

ФТС России – федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела, вырабатывающий таможенную политику государства, организующий таможенную деятельность. Орган осуществляет нормативное регулирование, ведет учет реестров, выполняет функции агента в области валютного, налогового, транспортного, экспортного контроля, исполняет специальные мероприятия по борьбе с контрабандой, другими преступлениями.

ФТС России может действовать в сфере правоустановления таможенного дела: вносить в Правительство РФ проекты федеральных документов, разрабатывать и утверждать формы таможенных документов, формы отчетности. Кроме того, ФТС России обеспечивает единое применение таможенными органами таможенного законодательства РФ и обобщает практику его применения.

К административно-хозяйственным обязанностям ФТС России относятся: реорганизация и ликвидация таможенных органов, утверждение положений о таможенных управлениях в регионах, создание экспертных и совещательных органов, разработка и утверждение служебных удостоверений.

Контролирующая и надзорная деятельность ФТС России следующая: вопросы финансирования таможенных органов и их представительств за рубежом, взимание таможенных платежей и соблюдение установленных запретов, таможенное оформление, принятие решений о классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД, ведение реестров таможни, выдача аттестатов квалификации специалиста по таможенным операциям, контроль валютных операций, рассмотрение жалоб на действия таможенных органов, прием граждан.

Внутренние функции ФТС России заключаются в следующем: профессиональная подготовка должностных лиц, переподготовка, стажировка, повышение квалификации, размещение заказов, заключение государственных контрактов. ФТС России является главным распорядителем и получателем бюджетных средств.

ФТС России организована так, чтобы обеспечить выполнение всех возложенных на нее функций: руководитель, центральный аппарат ФТС, главные управления, отделы. ФТС России находится в Москве.

Рисунок 2. Структура центрального аппарата ФТС России

Определение 6

Региональное таможенное управление (РТУ) – таможенный орган, который входит в единую централизованную систему, обеспечивает в регионах реализацию задач и функций ФТС России.

РТУ создается центральным органом, действует на основании таможенных положений. Это промежуточное управленческое звено, необходимое в регионах, так как территория РФ велика.

Сегодня Россия поделена на таможенные регионы, где РТУ контролирует работу таможенных органов: таможен и таможенных постов.

Таможенная территория региона – это более крупное образование, чем сам регион. Существует восемь региональных таможенных управлений, которые имеют различные по масштабам территории охвата:

  • Центральное;
  • Северо-западное;
  • Южное;
  • Сибирское;
  • Приволжское;
  • Дальневосточное;
  • Уральское;
  • Северо-Кавказское.

Правотворческая функция у РТУ уже, чем у ФТС России. РТУ издают правовые документы распорядительного и организационного содержания. Контрольно-надзорные функции концентрируются на таможенном регионе и заключаются в проверке законности издания правовых документов подчиненных таможенных органов, проверке соблюдения законодательства РФ при осуществлении таможенной деятельности. РТУ может инспектировать деятельность таможни, вести правоохранительную деятельность, анализировать правоприменительную деятельность, рассматривать жалобы, протесты на действия должностных лиц РТУ. РТУ может направлять в ФТС России предложения о совершенствовании таможенной службы на местах, об аннулировании аттестатов квалификации специалиста, об изменении границ региона, о материально-техническом обеспечении таможен и таможенных постов.

В структуру РТУ входят: начальник, его заместители, начальники структурных подразделений. Штатная численность РТУ утверждается ФТС России. В рамках РТУ создается коллегиальный совещательный орган.

Определение 7

Таможня – таможенный орган, находящийся в единой системе таможенной службы, созданный в таможенном регионе с целью реализации задач и целей ФТС РФ.

Таможня является подчиненным подразделением и руководящим органом одновременно, так как таможня работает под общим руководством ФТС России и РТУ с одной стороны, и осуществляет руководство таможенными постами – с другой. Таможня – это практическое подразделение. По типу таможни делятся на пограничные и внутренние. Таможня производит оформление товаров и транспорта международных перевозок, обеспечивает правильность взимания таможенных платежей, проводит таможенный контроль, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, рассматривает такие дела, проводит дознавательные, неотложные следственные действия, рассматривает жалобы, информирует и дает консультации по вопросам таможенной деятельности. Структура таможни включает в себя: начальника, его заместителей, начальников структурных подразделений. Таможни могут создавать комитеты и комиссии.

Определение 8

Таможенный пост – первичное звено таможенных органов РФ, практически реализует полномочия ФТС России, ее задачи и функции в регионе деятельности таможенного поста.

Таможенные посты находятся непосредственно вблизи границы, внутри таможенной территории. Штатная численность таможенного поста определяется исходя из потребностей грузопотоков и пассажиропотоков участников ВЭД. Таможенные посты могут обладать статусом юрлица и не обладать им, но контрольно-надзорные полномочия у них одинаковые. Таможенные посты выполняют непосредственные фискальные функции, а также осуществляют правоохранительную регулятивную деятельность. В структуру таможенного поста входит начальник и его заместители.

Определение 9

Специализированные таможенные органы выполняют отдельные функции, такие как борьба с контрабандой, радиоэлектронная безопасность, осуществление внутреннего обеспечения таможенных органов, совершение таможенных процедур в отношении отдельных видов товаров.

К таким товарам относятся: культурные ценности, изделия из драгоценных металлов, оружие, радиоактивные материалы и др. Если необходим ускоренный провоз товаров, тоже действуют специализированные органы. Это экспресс-грузы, выставочные образцы и т.д.

Специализированные таможенные органы создаются на всех уровнях ФТС и называются специализированными региональными таможенными управлениями. Выделяют оперативно-поисковое управление, РТУ силового обеспечения, РТУ радиоэлектронной безопасности, экспертно-криминалистическое управление.

Определение 10

Специализированные таможни и таможенные посты – таможенные органы, которые контролируют перемещение определенных групп товаров, либо совершают определенные действия. Подчиняются непосредственно ФТС России. В каждом таможенном регионе действуют оперативные таможни, которые выполняют функции борьбы с контрабандой и другими таможенными нарушениями.

К специализированным относятся:

  • учреждения научной направленности;
  • учреждения образования: вузы, высшие школы;
  • медицинские учреждения;
  • печатный орган.

Сегодня ФТС России управляет государственными учреждениями по таможенному делу.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Тема 5. Государственная таможенная служба Российской Федерации

33. Как законодатель определяет понятие государственной таможенной службы:

а) как особый вид, государственной службы граждан России, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов;

б) как совокупность таможенных органов и иных учреждений системы ФТС России, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и учреждениях (организациях) таможенной службы;

в) как непрерывное, преемственное и компетентное исполнение полномочий таможенных органов лицами, состоящими на государственных таможенных должностях.

34. Что из перечисленного ниже не относится к признакам государственного таможенного служащего:

а) принадлежность к российскому гражданству;

б) замещение государственной должности в таможенных органах или учреждениях таможенной службы;

в) выполнение обязанностей, определяемых занимаемой должностью;

г) получение за свой труд денежного вознаграждения за счет средств федерального бюджета;

д) наличие форменной одежды и служебного удостоверения;

е) наличие присвоенного в установленном законом порядке специального звания или классного чина;

ж) все вышеперечисленное является признаками государственного таможенного служащего.

35. Перечень должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава сотрудников таможенных органов, а также соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются:

а) Руководителем ФТС России;

б) Председателем Правительства РФ,

в) Президентом РФ.

36. Перечень должностей государственных таможенных служащих высшего начальствующего состава и соответствующие им специальные звания утверждаются:

а) Руководителем ФТС России;

б) Председателем Правительства РФ;

в) Президентом РФ.

37. Специальное звание «майор таможенной службы» соответствует должностям:

а) младшего состава;

б) среднего начальствующего состава;

в) старшего начальствующего состава;

г) высшего начальствующего состава.

38. Присвоение специального звания «подполковник таможенной службы» присваивается таможенному служащему:

а) приказом начальника регионального таможенного управления;

б) приказом Руководителя ФТС России;

в) Постановлением Председателя Правительства РФ;

г) указом Президента РФ

39. Может ли государственный таможенный служащий быть перемещен по службе на нижестоящую должность (если «да», то выбрать наиболее полный ответ):

а) да, может, но только в случае сокращения штатов при невозможности перевода на равнозначную должность и только с его согласия; либо по результатам аттестации (с его согласия);

б) да, может: в случае сокращения штатов (с его согласия); по состоянию здоровья (на основании медицинского заключения) и по служебному несоответствию (по итогам аттестации вне зависимости от его согласия);

в) да, может: по личной инициативе; по состоянию здоровья (на основании медицинского заключения), по служебному несоответствию (но только с согласия таможенного служащего с результатами аттестации), в порядке сокращения штатов (но только с согласия таможенного служащего и отсутствия равнозначных должностей);

г) да, может: по личной просьбе, по инициативе начальника таможенного органа (в качестве меры дисциплинарной ответственности); по служебному несоответствию (в результате аттестации с согласия таможенного служащего), а также в порядке сокращения штатов (с согласия таможенного служащего и при отсутствии равнозначных должностей);

д) нет, не может.

40. Важным правовым требованием государственной таможенной службы является принятие таможенным служащим соответствующей присяги, которую он обязан принять:

а) не позднее месяца со дня поступления на службу;

б) не позднее месяца со дня присвоения ему первого специального звания;

в) не позднее двух месяцев со дня поступления на службу;

г) не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания;

д) в течение месяца со дня окончания испытательного срока, установленного при приеме на службу.

41. Что из перечисленного ниже не может являться основанием для увольнения государственного таможенного служащего:

а) соответствующее заявление об увольнении; (Имеется в виду заявление по собственному желанию?)

б) окончание срока службы, предусмотренного контрактом;

в) проведение организационно-штатных мероприятий;

г) по состоянию здоровья или болезни (на основании заключения медицинской комиссии);

д) прекращение гражданства Российской Федерации;

е) все вышеперечисленное является основанием для увольнения государственного таможенного служащего.