Системно деятельностный подход

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Библиографическое описание:



Системно-деятельностный подход— основа ФГОС

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Уильям Уорд

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показывают значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

Образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время — взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире). Значит, развитие личности человека — это развитие системы «человек — мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Значит,процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Процесс учения сегодня понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход — это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Системный подход — это универсальный инструмент познавательной деятельности. Он выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром. В чем же суть системного подхода, чем обусловлена его эффективность как метода? «Опыт современного познания, — пишет российский философ и системолог В. Н. Сагатовский, — показывает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система». Информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами: во-первых, исследователю поступает лишь информациянеобходимая, во-вторых, — информация,достаточная для решения поставленной задачи. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка — эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В. В. Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность — мотив — задача — средства (решения задачи) — действия — операции.

Системно-деятельностный подход предполагает:

 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

 переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

 признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

 учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

 обеспечение преемственности дошкольного, и всех ступеней среднего образования;

 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

 обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке?

Механизмом реализации системно–деятельностного подхода являются такие технологии, как:

 информационные и коммуникативные технологии;

 технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

 технологии, основанные на реализации проектной деятельности;

 технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями.

  1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Системно-деятельностный подход — методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

 разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;

 развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;

 признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

 учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;

 разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

 обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

При этом такие популярные в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования. Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания.

Личностное развитие — развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

Социальноеразвитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Реализация системно-деятельностного подхода входе конструирования учебного занятия

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока — основной формы организации обучения. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным действующим лицом. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Рассмотрим алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода.

  1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
  2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
  3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач.
  4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
  5. Оценить эффективность урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

Рассмотрим дидактические требования к современному уроку в рамках системно-деятельностного подхода. Тему урока, цели и задачи формулируют сами учащиеся, самостоятельно определяя границы знания и незнания. Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществляется само- и взаимоконтроль. По итогам выполненной работы ребята в индивидуальном порядке формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Тут приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей. При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию. Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, а учащиеся самостоятельно выбирают уровень с учетом индивидуальных возможностей.

Таблица 1

Требования куроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока.

Учитель сообщает учащимся.

Формулируют сами учащиеся.

Сообщение целей и задач.

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.

Планирование.

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.

Практическая деятельность учащихся.

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности).

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).

Осуществление контроля.

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы.

Учащиеся сами осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

Осуществление коррекции.

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Оценивание учащихся.

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

Итог урока.

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.

Проводится рефлексия.

Домашнее задание.

Учитель объявляет и комментирует (чаще — задание одно для всех).

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

Таблица 2

На уроках должны применяться следующие виды заданий:

Виды заданий

Задания на мнемоническое воспроизведение

Задания на извлечение и описание информации

Задания на структурирование и переработку информации

Задания на осмысление, оценку и интерпретацию информации

Задания на творческое применение информации

Дайте определение. Сформулируйте. Перескажите. Сделайте по образцу.

Опишите процесс явления. Перечислите факторы. Дайте характеристику. Понаблюдайте.

Составьте план, конспект. Выполните. Подготовьте доклад, сообщение. Напишите эссе, изложение. Укажите главное. Озаглавьте. Подготовьте аннотацию. Заполните таблицу.

Проанализируйте. Укажите сходство и различия. Сопоставьте. Сравните. Найдите закономерности. Оцените. Приведите примеры. Объясните. Докажите. Обоснуйте.

Выскажите своё мнение. Предложите способ решения проблемы. Задайте вопрос. Исследуйте. Придумайте. Предложите.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения — изменение структуры урока.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

 уроки «открытия» нового знания;

 уроки рефлексии;

 уроки общеметодологической направленности;

 уроки развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. Предъявление контролируемого варианта.
  2. Наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии.
  3. Сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму.
  4. Оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

 написание учащимися варианта контрольной работы;

 сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

 оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Структурирование уроков в рамках деятельностного подхода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

 актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

 создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

 устанавливаются тематические рамки («могу»).

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

 Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:

 актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

 тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

  1. Выявление места и причины затруднения.

 На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения:

 организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение;

 выявляются причины затруднения: каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

 На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

 ставят цель;

 строят план достижения цели;

 предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода и средств (алгоритмы модели, учебник);

 осуществляется построение плана достижения цели.

 Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем — побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

  1. Реализация построенного проекта.

 На данном этапе необходимо:

 организовать решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково);

 зафиксировать преодоление затруднения;

 уточнить характер нового знания.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе необходимо организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, повторяется содержание учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель организовывает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовывается обсуждение и запись домашнего задания.

Литература:

1. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

4. Атанов Г. А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. — Донецк: изд-во ДонГУ, 2004.

5. Браверманн Э. М. Преподавание физики, развивающее ученика. В 3-х кн.

6. Преподавание физики, развивающее ученика. — М.: Ассоциация учителей физики, 2003.

7. Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно-методических статей под редакцией Г. Н. Васильевой. — Пермь, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, подход, урок, учитель, учебная деятельность, ближайшее развитие, действие, познавательное развитие обучающихся, образовательный процесс, системный подход.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения . В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:

1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ,

2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования),

3. Требования к условиям реализации образовательных программ.

В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:

1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предметные результаты обучения

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе.

Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.

К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

Метапредметные результаты обучения

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении.

В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия» . Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:

1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:

— личностные,

— регулятивные,

— познавательной направленности и

— коммуникативные.

Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения.

Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.

Личностные результаты обучения

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.

Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения .

Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение ичностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.

Таким образом, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка.

Литература:

1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

  1. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС: общее описание определения.

Системно — деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
2. Основные понятия: деятельность, система, педагогическая система, субъектность.
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека.
Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Педагогическая система — совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогического процессы (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства).
Субъектность — Субъектность — свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, «быть субъектом» — значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого, то есть обнаруживает себя как causa sui. Потребность человека выступить перед собой, испытать себя в своей первопричинности по отношению к миру, в конечном счете, обосновать перед собой тождество «Я = Мир»,
3. Целенаправленные универсальные учебные действия.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентность, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

  1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

4. Результат как мотив и ценность деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ставят задачу ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Выделяются:

  • личностные результаты — это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
  • предметные результаты — выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

5. Деятельность как система

Сказать «деятельность» — это указать на следующие моменты. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.

Процесс воспитания — это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.

Обучение или воспитание нельзя создавать, можно лишь инициировать, провоцировать его возникновение, задавая для этого необходимые и достаточные условия, в которых элементы (моменты) вступают во взаимо-со-действующие (триадные) связи и отношения. Иначе говоря, задавать условия для возникновения действия взращиваемой личности (о чем говорит деятельностный подход). Деятельность как система всегда имеет генетически развивающий план анализа, а тем самым, если говорить о разработке тех или иных программ, каждый раз надо выделять психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Когда Д.Б.Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра, он нас предупреждал: обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры. Без этого ничего не получится. Системно-деятельностный подход предостерегает от банальных характеристик типа: дошкольное детство — это подготовка к школе; школа — это подготовка к вузу; вуз — это подготовка к работе; работа — это подготовка к пенсии; следовательно, детство — это подготовка к смерти. Так получается, если мы не выделяем самоценность детства, не определяем специфику ведущей деятельности в её системообразующем ключе.

Педагогической системой является система общего образования в целом, педагогический процесс конкретного учебного заведения, включающий в себя систему воспитания и систему обучения как его составные части. Педагогическая деятельность учителя, которая направлена на организацию целостного педагогического процесса, также представлена в виде системы; наконец, отдельное занятие считается элементом и в то же время подсистемой его деятельности. Таким образом, можно определить иерархию педагогических систем, в которой каждая из них является элементом (подсистемой) более общей системы.

Сущность каждой педагогической системы определяется присутствием в ней одних и тех же, независимо от ее уровня, элементов (структурных компонентов). Без этих элементов она функционировать не может: личностного (совокупный субъект педагогического процесса), который представляет собой личность ученика, личность учителя; целевого – цели обучения и воспитания; содержательного, т. е. содержание обучения и воспитания; операционально-дея-тельностного (формы, методы, технологии обучения и воспитания); педагогического (организационные, материальные, психологические и другие условия); результативно-рефлексивного (результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы). В отличие от имеющихся структурных схем, эта рассматривает педагогическую систему не субстанционально, а процессуально, поэтому расположение каждого элемента выстроено по логике самого педагогического процесса и деятельности педагога, управляющего им.

В центре каждой педагогической системы располагаются личности учащегося и педагога, которые выступают как совокупный субъект этой системы, определяют ее цели, содержание воспитания и обучения и т. д. Некоторые педагоги считают, что можно отнести личность учителя только к условиям, средствам обучения. Кроме того, несостоятельность снижения ведущей роли педагога, медленного вытеснения его техническими средствами обучения доказана плохой эффективностью популярного в 60-е гг. XX в. программированного обучения.

Даже в ныне существующих моделях обучения, где роль педагога почти незаметна(обучение дистанционное, компьютерное, телевизионное), его личность является полноценным субъектом педагогического процесса, создателем и творцом этих моделей и реализуемых ими программ.

6. Цели системно-деятельностного подхода.

Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
— какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Цель системно-деятельностного подхода — развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

СДП

СДП — многозначная аббревиатура. Возможные значения:

Партии:

  • СДП или эсде — Социал-демократическая партия
  • Белорусская социал-демократическая партия (Громада)
  • Белорусская социал-демократическая партия (Народная громада)
  • Болгарская рабочая социал-демократическая партия
  • Болгарская рабочая социал-демократическая партия (тесных социалистов)
  • Болгарская рабочая социал-демократическая партия (широких социалистов)
  • Бразильская социал-демократическая партия
  • Грузинская социал-демократическая партия меньшевиков
  • Движение за освобождение Сан-Томе и Принсипи / Социал-демократическая партия
  • Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл»
  • Левая социал-демократическая партия Швеции (1921)
  • Независимая социал-демократическая партия Германии
  • Общенациональная социал-демократическая партия
  • Российская объединённая социал-демократическая партия
  • Социал-демократическая партия Абхазии
  • Социал-демократическая партия Австрии
  • Социал-демократическая партия Андорры
  • Социал-демократическая партия Германии
  • Социал-демократическая партия в ГДР
  • Социал-демократическая партия Гнчакян
  • Социал-демократическая партия Кореи
  • Социал-демократическая партия Народного согласия
  • Социал-демократическая партия (Португалия)
  • Социал-демократическая партия России
  • Социал-демократическая партия России (старая)
  • Социал-демократическая партия России (новая)
  • Социал-демократическая партия (Румыния)
  • Социал-демократическая партия Украины
  • Социал-демократическая партия Украины (объединённая)
  • Социал-демократическая партия Финляндии
  • Социал-демократическая партия Хорватии
  • Социал-демократическая партия Швейцарии
  • Социал-демократическая партия (Швеция)
  • Социал-демократическая партия Эстонии
  • Украинская социал-демократическая партия
  • Христианская социал-демократическая партия
  • Чешская социал-демократическая партия
  • Словенская демократическая партия
  • Суринамская демократическая партия
  • Сербская демократическая партия
  • Социалистическая дустуровская партия
  • Сенегальская демократическая партия
  • СвДП или СДП — Свободная демократическая партия

Другие значения

  • СДП — система динамического подмагничивания (применяется для оптимизации записи на магнитную ленту, см. Dolby HX)
  • СДП — стойка дистанционного питания
  • СДП — стерилизационно-дистилляционный прицеп
  • СДП — сигнальный датчик повреждений
  • СДП — служебный дизельпоезд
  • СДП — система денежных переводов
  • СДП — стартовый диспетчерский пункт
  • СДП или СДиП — секция дисциплины и порядка
  • СДП — сертифицированный директор программ (проектов)
  • СДП — свободный денежный поток
  • СДП — санитарно-дегазационный пункт
  • СДП — стержень дополнительного поглощения
  • СДП — Советское Дунайское пароходство
  • СДП — сборное дорожное покрытие
  • СДП — система динамического позиционирования
  • СДП — снегоочиститель двухпутный плуговый
  • СДП — Сара Джессика Паркер

Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.