Ситуационный подход в управлении

Системный подход к управлению

Огромное влияние на науку управления в XX в. оказали такие научные дисциплины, как общая теория систем, кибернетика и синергетика. Все они возникли в XX в., и для каждой одним из центральных понятий является понятие система.

Система (от греч. systema — «целое, состоящее из частей») — множество элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Теория систем изучает сущность системности, процессы организации и функционирования систем.

Кибернетика исследует процессы формирования и передачи воздействий от управляющей к управляемой подсистемам в целях достижения заданного состояния системы.

Синергетика выявляет механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

Названные науки не только содержательно обогатили науку управления, но, что даже более важно, стали для нее важнейшими методологическими подходами. Почему это произошло, станет понятно после краткого знакомства с их историей.

Теория систем возникла как результат изучения свойств живых объектов в биологии. Первый развернутый вариант общей теории систем разработал в 1930-е гг. австрийский биолог-теоретик Л. фон Бер- таланфи (1901-1972). Берталанфи сформулировал организмическую теорию целостности живого, главное утверждение которой заключается в том, что развитием любой части живого организма управляет совокупность условий, определяемых целостностью организма. Именно организм как неразрывное целое обусловливает развитие каждой своей части.

Необходимо заметить, что системные представления появились в науке еще задолго до появления теории Берталанфи. В последней трети XIX в. в биологии сформировалось экологическое направление, обосновывающее необходимость рассматривать развитие биологических объектов в единстве со средой (сама идея восходит еще дальше — к Ж.-Б. Ламарку). Названное требование явилось в дальнейшем важнейшей составной частью системной методологии.

Из науки о живом системные представления быстро распространились на другие области научного знания. Наука XX в. пришла к выводу, что окружающие нас объекты живой и неживой природы на микро-, макро- и мегауровнях, социальные образования, технические устройства — все это представляет собой более или менее сложные системы. Системная организация стала пониматься как сущностное свойство самой материи. Таким образом, понятие «система» приобрело и общенаучный, и философский смысл.

Общая теория систем основана на следующих положениях:

  • • целое состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих частей;
  • • свойства целого не сводимы к свойствам составляющих его частей, они определяются именно взаимодействием частей;
  • • система образует единство со средой;
  • • любая система является элементом (подсистемой) системы более высокого порядка;
  • • элементы любой системы, в свою очередь, должны рассматриваться как системы.

Важными здесь являются понятия элемент, подсистема и структура. Дадим им определения.

Элемент — простейшая часть системы, предел членения системы с точки зрения выбранного аспекта изучения.

Подсистема — совокупность взаимосвязанных элементов, способная выполнять относительно независимую функцию в рамках существования системы.

Структура — внутренняя форма, отражающая взаимосвязи, взаимное расположение элементов системы. Структура — это внутренняя организация системы.

Изменения структуры не автоматически следуют за изменением составляющих се компонентов или воздействий внешней среды. Способность системы сохранять свою структуру, устойчиво воспроизводиться в условиях взаимодействия с изменяющейся внешней средой называется гомеостазисом (от греч. Иотео — «подобный» и status — «состояние»).

Функционирование систем можно охарактеризовать с помощью различных понятий: состояние, поведение, равновесие, устойчивость. Важнейшим из них для понимания социальных систем является понятие развитие.

Развитие — это направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние системы.

Существуют различные классификации систем. Английский кибернетик Ст. Бир построил классификацию по двум критериям: степени сложности и характеру поведения.

По степени сложности системы делятся:

  • • на простые, содержащие небольшое количество элементов и связей между ними;
  • • сложные (например, производственная система);
  • • очень сложные (человек, общество, Вселенная).

По характеру поведения Бир разделил системы:

  • • на детерминированные, в которых элементы взаимодействуют четко определенным образом (например, техническое устройство);
  • • стохастические (вероятностные), для которых характерны изменения их состояния под влиянием различных случайных факторов (социум).

Существуют и другие критерии классификации.

По отношению к внешней среде различают:

  • • открытые системы, способные обмениваться со средой веществом, энергией и информацией; они взаимодействуют со средой и адаптируются к ее изменениям;
  • • закрытые системы, изолированные от внешней среды (полностью закрытых систем практически не бывает, поэтому о такой изоляции можно говорить лишь условно).

По признаку изменения в зависимости от фактора времени выделяют;

  • • статические, нс изменяющиеся во времени системы;
  • • динамические, изменяющиеся системы.

По степени организованности различают:

  • • хорошо организованные системы (например, воинская часть);
  • • плохо организованные (диффузные) системы (объединение по интересам);
  • • самоорганизующиеся (развивающиеся) системы, признаками которых являются: непредсказуемость поведения системы, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды, способность противостоять энтропийным (разрушительным) тенденциям, формировать возможные варианты поведения и выбирать из них лучший. Самым ярким примером самоорганизующейся системы является общество, в разные периоды своего существования проявляющее большие или меньшие способности к самоорганизации.

Важнейшими свойствами любых систем являются:

  • • целостность;
  • • коммуникативность (взаимодействие со средой);
  • • иерархичность (наличие уровней, или связей вертикального характера наряду со связями горизонтального характера).

Организация является разновидностью социальных систем. Особенностью этих систем является то, что главным их элементом является человек — активное, обладающее свободой воли и способностью к целе- полаганию существо. Эти особенности человека позволяют охарактеризовать социальные системы, частью которых он является, как самораз- вивающиеся, поскольку именно наличие свободы создает непредсказуемость, большую или меньшую неустойчивость, способность к изменениям.

Наряду с этим организацию можно определить как открытую динамическую систему. Любая организация обменивается с внешней средой — обществом — информацией и создаваемыми продуктами в обмен на ресурсы. Это делает ее открытой системой. Динамической системой делает организацию то, что ее деятельность представляет собой постоянное движение к поставленным целям.

Системный подход в управлении организацией прежде всего означает:

  • • учет всех взаимодействий структурных элементов организации (звеньев управления);
  • • выявление роли каждого из них в общем процессе функционирования организации, достижении ее целей;
  • • выявление воздействия организации как целого на отдельные ее элементы (людей, элементы организационной культуры — традиции, ценности, нормы и т. д.).

Классиками системного подхода к управлению считают американцев Ч. Барнарда и П. Друксра.

Теоретик и практик менеджмента Честер Барнард (1887-1961) в течение двух десятилетий (1927-1947) занимал пост президента «НьюДжерси Белл телефон компани». После выхода на пенсию продолжал активно работать в качестве президента Фонда Рокфеллера (1948-1952) и президента Национального научного фонда (1952-1954). Свои идеи об организации управления он изложил в книгах «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948) и др.

Свою основную цель Барнард видел в создании теории о поведении людей в организации. По мнению Барнарда, в организации, понимаемой как система скоординированных действий, индивиды достигают таких результатов, каких никогда не достигли бы поодиночке.

Основные задачи менеджмента Барнард сформулировал следующим образом:

  • 1. Определение целей организации с учетом требований изменяющихся внешней и внутренней среды, формирование ценностей и внутренней культуры организации, облегчающих достижение поставленных задач.
  • 2. Формирование системы коммуникаций как в вертикальном направлении (между уровнями управления), так и в горизонтальном (между подразделениями одного уровня и индивидами).
  • 3. Разработка системы стимулов для привлечения и удержания персонала, а также обеспечения его преданности общей цели.

Барнарда трудно отнести к какому-то одному направлению в менеджменте. Он творчески развивал идеи, заложенные «научным менеджментом», классической школой, школой человеческих отношений. Идеи Барнарда о роли менеджмента в крупных организациях во многом определили свое время.

Другой представитель системного подхода, Питер Друкер (1909-2005), внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации.

В 1954 г. в книге «Практика управления» Друкер изложил свою концепцию, в соответствии с которой основу управления составляют цели организации. Лишь после их постановки, по его мнению, можно определять функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. В «Практике управления» Друкер подчеркивает исключительную роль менеджера, особенно творчески-созидательную сторону его деятельности.

К общим функциям менеджера на предприятии Друкер относит:

  • 1. Определение целей и путей их достижения, обеспечение реализации целей посредством постановки перед людьми конкретно сформулированных задач.
  • 2. Организацию, распределение работы, создание необходимой структуры.
  • 3. Обеспечение высокой мотивации, создание коллектива, организация согласованной деятельности исполнителей.
  • 4. Анализ деятельности организации, оценка вклада работников.

Высокая оценка роли менеджеров не помешала Друксру выдвинуть

идею самоуправления коллектива, согласно которой работники избирали бы специальный орган, занимающийся решением социальных проблем. Но для американского менеджмента 1950-х гг. эта идея оказалась еще чуждой и потому не была принята.

Идеи Барнарда и Друкера созвучны идеям известного американского социолога Толкотта Парсонса (1902-1979), основателя системнофункциональной школы социологии.

В 1956 г. Парсонс определил организацию как социальную систему совокупных действий субъектов, которая сфокусирована на достижении целей и содействует, в свою очередь, достижению целей более крупных организаций.

По Парсонсу, подсистемами организации являются: формальная (ядро организации) и неформальная структуры, статусы и роли. Данные элементы связаны посредством коммуникации, равновесия и принятия решений.

Коммуникация — это метод, посредством которого в различных частях системы вызываются необходимые действия, обеспечивается контроль и координация.

Система коммуникаций образует строение организации.

Равновесие — механизм стабилизации организационного целого, его адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям, направленный на гармонизацию потребностей и ожиданий людей и требований организации.

Процесс принятия решений — средство регулирования и стратегического руководства организацией.

Вопросу выявления специфики социальных систем были посвящены некоторые работы американского специалиста в области менеджмента Расселла Акоффа (1919-2009). В получившей широкую известность книге «Акофф о менеджменте» исследователь выделяет три основных типа систем: детерминированные, анимационные (одушевленные) и социальные.

Детерминированные системы — эго системы, свойства которых заранее определены. Примерами таких систем являются технические устройства. Ни часть такой системы, ни она в целом не имеют собственных целей. Цели таких систем определяются извне (человеком).

Анимационные (одушевленные) системы — это живые системы (животные, люди). В отличие от своих частей, эти системы в целом имеют свои цели. Важнейшей, если не единственной целью живых систем является выживание.

Социальные системы имеют свои цели и содержат в себе части, которые также обладают собственными целями. Например, университеты или корпорации, имеющие собственные цели, являются частями общества как социальной системы.

Наряду с этими основными типами Акофф выделяет экологические системы, которые заключают в себе детерминированные, одушевленные и социальные системы. В отличие от социальных экологические системы не имеют собственных целей, но они служат целям и создают условия выживания для всех входящих в них систем.

Таблица 2.1

Системы и модели

Части

В целом

Детерминированные

Нецеленаправленные

Нецеленаправленные

Анимационные

Нецеленаправленные

Целенаправленные

Социальные

Целенаправленные

Целенаправленные

Экологические

Целенаправленные

Нецеленаправленные

Акофф исследует вопрос о том, какие последствия имеет применение модели одного типа к системе другого типа. Так, применение детерминированной (механистической) модели к изучению общества приводит к упрощенному пониманию происходящих в нем процессов. В таком случае люди понимаются как «атомы» социальной материи, а общество — как их простая совокупность. Такие представления имели место в Новое время и в эпоху индустриализма (фордизм).

В фордизме рабочий понимается как часть производственного механизма, от замены которой ничего принципиально не изменится. В свое время такая модель успешно работала, поскольку, как отмечал Акофф, «степень снижения эффективности, обусловленная использованием модели другого типа, чем моделируемая система, зависит от уров- ня развития последней»‘ . В первой трети XX в. предложение рабочей силы сильно превосходило спрос на нее, квалификация и уровень образования рабочих были низкими, практически отсутствовало социальное обеспечение. В результате этого рабочие были согласны на любые условия труда.

В качестве примера применения анимационной (организматиче- ской) модели к социальным системам, в частности, корпорациям, Акофф приводит концепцию организации А. Слоуна (руководителя компании «Дженерал Моторе»), Согласно его модели, корпорация делилась на две части: управление (мозг) и операционный отдел (тело). Функция последнего сводилась к выполнению исходящих от менеджеров (мозга) команд. Акофф отмечает, что образ действий «деспотических корпораций весьма напоминал поведение роботов».

Применение социально-системных моделей по отношению к общественным системам началось во время и после Второй мировой войны. Все возрастающие темпы технического прогресса требовали повышения квалификации рабочей силы; эго означало необходимость значительных инвестиций в обучение персонала. В связи с этим происходят изменения в отношении к персоналу: с людьми начинают считаться, признавая наличие у них собственных интересов и целей. К концу 1960-х гг. стала совершенно очевидной недееспособность организматичсской модели применительно к производственным системам.

С этого времени «функция управления стала заключаться в том, чтобы дать возможность подчиненным работать в полную силу своих возможностей и поощрять их в этом; совершенствовать их знания, чтобы в будущем они смогли работать лучше , управлять их взаимо- дсйствияими, а нс действиями, а также управлять взаимодействием их структурной единицы с другими организациями как внутри системы, так и вне ее. Все это можно сделать только в рамках модели общественной системы».

В 1980-е гг. одной из наиболее популярных теорий в рамках системного подхода стала концепция «7-S», разработанная консультантами компании McKinsey Т. Питерсом и Р. Уотерменом в тесном содружестве с учеными Э. Атосом (Гарвардский университет) и Р. Паскалем (университет Стэнфорда).

Результаты совместной работы были изложены в книге Атоса и Паскаля «Искусство японского менеджмента: пособие для американских управляющих» (1981), а также в книге Питерса и Уотермана «В поисках совершенства» (1982).

7-S — это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы «s»: «стратегия», «структура», «система управления», «персонал», «квалификация сотрудников», «организационные ценности», «стиль».

Изменения даже в одной переменной оказывают влияние на состояние всех других, поэтому главная задача менеджмента — поддержание необходимого баланса между ними.

Рис. 2.3. Схематическое изображение основных переменных организации «счастливый атом»

В модели 7-S можно выделить «жесткие» и «мягкие» элементы. К первым относятся стратегия, структура, система управления, ко вторым — стиль взаимоотношений, состав персонала, навыки и, наконец, ценности компании. Очевидно, что классическая американская модель ориентировалась прежде всего на «жесткие» элементы системы, в то время как японская — на ее «мягкие» элементы. В последние десятилетия XX и в начале XXI века становится очевидным, что залогом успешной деятельности компании является нахождение необходимого для нее баланса «жестких» и «мягких» элементов.

Несмотря на свою простоту, модель 7-S определила направление исследований в западном менеджменте на два десятилетия. Ее несомненными достоинствами являются проведение принципа системности в построении и развитии организации, акцент на важности коммуникаций («мягкие» элементы модели), наконец, наличие четких оснований для сравнения компаний, относящихся к разным сферам деятельности и разным национальным культурам.

  • Акофф Р. Акофф о менеджменте. — СПб.: Питер, 2002. — С. 52.
  • Там же. — С. 54.
  • Там же. — С. 55.

Ситуационный подход к управлению

Ситуационный подход к управлению является вероятностным подходом, который зависит от случайностей, обстоятельств, в целом от ситуации. Этот подход все более прочно занимает ведущие позиции в разных отраслях, поскольку он позволяет проводить установку связи различных разделов и учений науки, а также связь между практической деятельностью и рекомендациями.

Ситуационный подход в управлении дает возможность диагностировать ситуации с целью решения основных задач, проводить формулировку целей, изучать характеристики и факторы соответствующих ситуаций, влияющих на процесс принятия решений в управлении.

Особенности ситуационного подхода к управлению

Центральный момент в ситуационном подходе — ситуация, которая представляет собой определенный набор обстоятельств, сильно влияющих на компанию в данное конкретное время.

По той причине, что в центре внимания подхода становится ситуация, ситуационный подход к управлению определяет значимость «ситуационного мышления». С помощью использования ситуационного подхода в управлении, менеджеры могут лучше определить совокупность приемов, которые в большей степени будут способствовать достижению цели компании в конкретных ситуациях.

Ситуационный подход к управлению был разработан в конце 60-х годов, но он не считал концепции традиционной теории управления, включая бихевиористскую школу и школы науки управления, неверными. Ситуационный подход в управлении тесно связан с системным подходом в попытках интегрирования различных частичных подходов. Также он подчеркивает неразрывную связь управленческих функций, не рассматривая их по отдельности.

Ситуационный подход и процесс управления

Ситуационный подход в управлении нельзя считать простым набором предписываемых руководств. Он представляет собой в большей степени способ мышления об организационных проблемах и их решение. В ситуационном подходе сохраняется концепция процесса управления, которая может применяться к любой компании. При этом ситуационный подход в управлении признает, что, хотя общий процесс одинаковый, специфические приемы для использования руководителем в эффективном достижении целей, могут значительно варьироваться.

Ситуационный подход к управлению пытается связать определенные приемы и концепции с конкретными ситуациями с целью достижения целей предприятия с наибольшей эффективностью.

Ситуационный подход в управлении сконцентрирован на ситуационных различиях компаний и внутри них. С помощью данного подхода можно определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность предприятия.

Методология ситуационного подхода

Методология ситуационного подхода объясняется в качестве процесса из четырех шагов:

  1. Знакомство руководителя со средствами профессионального управления, доказавшими собственную эффективность. Это происходит посредством понимания процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов контроля и планирования, а также количественных методов принятия решения.
  2. Каждая управленческая концепция и методика обладает своими сильными и слабыми сторонами, или сравнительными характеристиками в случае применения их к конкретным ситуациям. Руководители должны предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия при использовании этой методики или концепции.
  3. Умение правильной интерпретации ситуации руководителем, определяя наиболее важные факторы в данной ситуации и возможный эффект, способный повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
  4. Способность руководителя увязывать конкретные приемы, которые могут вызвать минимальный отрицательный эффект и обладать меньшим количеством недостатков, с конкретными ситуациями. С помощью данного шага обеспечивается достижение целей предприятия самыми эффективными путями при условии существующих обстоятельств.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Определить особенность, характеризующую ситуационный подход к управлению:

1) Связь определенных приемов и концепций с конкретными ситуациями,

2) Отсутствие влияния ситуации на принятие управленческого решения,

3) Применение одного стиля управления.

Ответ 1

ПРИМЕР 2

Задание Методология ситуационного подхода включает в себя:

1) Увязка приемов с системой управления организации,

2) Отсутствие слабых и сильных сторон управленческих концепций,

3) Умение правильной интерпретации ситуации руководителем,

4) Умение правильной интерпретации ситуаций подчиненными.

Ответ 3

Подходы к управлению: системный, процессный, ситуационный

В школе науки управления, которая составляет основу современного менеджмента, помимо направления, отражающего количественный, кибернетический подходы, выделяется направление, в котором производство как социальная система рассматривается с позиций системного, процессного и ситуационного подходов.

Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов.

Теория систем прошла интересный путь развития. Первоначально она применялась в точных науках и в технике, а применительно к управлению стала использоваться в конце 1950-х гг., что явилось значительным успехом школы науки управления.

Системный подход базируется на общей теории систем, основоположником которой считается Л. фон Берталанфи (1901 — 1971). Идея наличия общих закономерностей была впервые высказана Л. фон Берталанфи в 1937 г. на семинаре по философии в Чикагском университете, однако первые его публикации на эту тему появились только после войны. Первый международный симпозиум но системам состоялся в Лондоне в 1961 г.

Исходным с позиций системного подхода является понятие цели. Наличие конкретной цели — первый и важнейший признак организации, по которому данная система отличается от других окружающих ее систем. Задача управления в этих условиях — обеспечить комплексный процесс достижения целей, стоящих перед системой.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему, имеет определенные собственные цели. Однако суть системного подхода — обеспечить повышение эффективности работы организации в целом.

Особенности системного подхода сводятся к следующему:

  • — четкое определение целей и установление их иерархии;
  • — достижение наилучших результатов при наименьших затратах путем использования инструментов сравнительного анализа и выбора способов достижения поставленных целей;
  • — широкая всесторонняя оценка всех возможных результатов деятельности с использованием количественной интерпретации целей, определением методов и средств их достижения.

Система — это некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Нарушение любой части системы приводит к нарушению се работы в целом. В управлении все организации рассматриваются как системы.

Системы подразделяются на два крупных вида: открытые и закрытые. Закрытые относительно независимы от окружающей среды, в то время как на открытую оказывают воздействие факторы внешней среды. Теория социальных систем рассматривает организацию как открытую систему, как многофакторное и многоцелевое образование.

Основными элементами системы являются: цели, задачи, структура, техника и технология, люди. Человек в социальной системе рассматривается как социально ориентированное и направляемое существо, обладающее многочисленными потребностями, которые воздействуют на производственную сферу и, в свою очередь, испытывают обратное влияние с ее стороны.

Между всеми элементами системы существуют двусторонние и многосторонние связи, вызывающие изменение поведения людей в организации — организационной системе, направленной на достижение поставленных целей. Связи в системе осуществляются через главные связующие процессы, такие как коммуникации, равновесие и принятие управленческих решений. Коммуникации обеспечивают обмен информацией. Равновесие обеспечивает приспособление организации к постоянно изменяющимся условиям, а также достижение соответствия между потребностями и установками человека с требованиями организации. Процесс принятия решений регулирует и управляет системой .

С позиций управления имеет значение понятие подсистемы. Организации состоят из нескольких взаимозависимых подсистем. Так, производственная организация имеет социальную и техническую подсистемы, которые, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они находятся во взаимосвязи, неправильное функционирование даже одной подсистемы (например, отдела или работника) оказывает влияние на систему в целом.

Теория социальных систем подчеркивает, что потребности человека и потребности организации не совпадают. Эта теория характеризуется отличным от предшествующих школ взглядом на конфликт между человеком и организацией. В предшествующих школах такой конфликт рассматривался как отклонение от нормального хода событий, которое может быть преодолено с помощью материальных стимулов или методов гармонизации труда. В теории социальных систем конфликт рассматривается как нормальное состояние функционирования организации. Задача управления в этих условиях заключается не в устранении конфликта, а в нахождении оптимального способа его преодоления.

Теория социальных систем уделяет большое внимание формализации процедур, укреплению трудовой дисциплины, регламентации рутинных процессов. В ней подробно исследуется проблема централизации и децентрализации управления. Управление в организации считается централизованным, если высшее руководство оставляет за собой большую часть функций и полномочий; и децентрализованным, если оно распределяет функции и полномочия между нижними уровнями управления. Соотношение степени централизации и децентрализации управления в организации определяет уровень делегирования высшим руководством нижестоящим уровням управления своих полномочий по принятию решений в важнейших областях: внедрение инноваций, определение цен, маркетинг, управление конкурентоспособностью. Высшее руководство включает в число своих прерогатив и обязанностей решение таких вопросов, как определение стратегии организации, ее общих целей и задач, финансовой политики, а также осуществляет контроль за расходами и стратегическими планами.

Децентрализованные структуры управления имеют много сторонников. Управленческая практика многих организаций тоже свидетельствует об эффективности децентрализации. Широко известен опыт создания децентрализованной организации на примере General Motors под началом Альфреда П. Слоуна в 20-х гг. прошлого века. Позднее этой проблемой заинтересовался П. Друкер, который изучил опыт децентрализации в ряде компаний — General Motors, Sire, Dupont, General Electric и других, и пришел к выводу, что «основное правило для любой организации состоит в том, чтобы вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд» .

Децентрализация характеризуется рядом несомненных преимуществ. Она предоставляет широкие полномочия нижестоящим уровням управления, что повышает объективность принятия решений; сокращает сроки их формирования, запросы на делопроизводство; освобождает руководителей от необходимости работы с большими объемами информации. Однако нельзя не заметить и существенных ее недостатков. Работники низовых уровней зачастую не понимают, а иногда и не знают целей, задач и стратегии организации, что снижает степень обоснованности принимаемых решений. Децентрализация может ослабить контроль за деятельностью низовых подразделений, что отразится на эффективности работы всей организации.

Децентрализация не может рассматриваться в отрыве от централизации, которая способствует повышению уровня обоснованности решений, принимаемых высшим руководством организации, обладающим достаточным опытом и знаниями в области управления, в частности по проблемам принятия решений.

Процессный подход как концепция управленческой мысли был впервые предложен классической (административной) школой управления, которая сформулировала и описала содержание функций управления как не зависящих друг от друга. Данный подход с позиций школы науки управления рассматривает функции управления как взаимосвязанные. M. X. Мескон дает следующее определение процессного подхода: «Процессный подход к управлению — подход… основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций» (по ).

Автором концепции процессного подхода является Л. Файоль, который считал, что «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Впоследствии различные авторы предлагали разные классификации управленческих функций. Так, Мескон считает, что «процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля». Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, направленная на достижение целей организации. Процессный подход основывается на положении о том, что функции управления взаимозависимы.

Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х гг. XX столетия, непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет сферу их применения на практике. Этот подход иногда называют ситуационным мышлением об организационных проблемах и способах их решения.

Первой работой в области ситуационного подхода считается исследование английских ученых Т. Бернса и Г. Сталкера, которое они провели на 20 предприятиях, производящих различные виды продукции. Работа этих предприятий рассматривалась применительно к стабильным и меняющимся условиям. Это позволило сделать вывод, что для каждого типа условий характерна своя организационная структура управления: для стабильных условий — «механическая» структура, а для изменяющихся условий — «органическая» структура. «Механическая» структура основана на глубоком разделении труда и широком применении регламентирующих документов. Для «органической» структуры свойственно изменение целей, задач и прочего в зависимости от изменения ситуации.

Базовым в ситуационном подходе является определение понятия ситуации. Под ситуацией подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководителю подобрать наилучшие способы и методы достижения целей организации, соответствующие именно этой ситуации.

Эффективность работы организации зависит от большого числа переменных, в которых выделяются внутренние и внешние составляющие.

К основным внутренним переменным организации относятся ситуационные факторы, действующие внутри организации. В их числе — цели, задачи, структура, техника и технология, люди. Внутренние переменные формируются под воздействием управленческих решений, принятых людьми, создавшими организацию.

Однако в современных условиях учет только внутренних факторов совершенно недостаточен. Функционирующие организации испытывают значительное влияние факторов внешней среды (стимулирующих или лимитирующих), которые, в свою очередь, оказывают большое воздействие на внутренние переменные организации.

Необходимость учитывать влияние внешней среды на деятельность организации отражена в научных исследованиях, появившихся в 50-е гг. прошлого века. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию как внутренних, так и внешних факторов. Отслеживать и своевременно реагировать на изменения во внешней среде особенно актуально в настоящее время. Эффективность работы организации, а иногда и ее существование зависит от того, насколько она способна адаптироваться к изменениям окружающей среды, динамика которой неизбежно возрастает.

Эволюция управленческого мышления представлена в табл. 2.2 .

Таблица 2.2. Эволюция управленческой мысли в XX в.

Системный подход к управлению

Современные концепции управления

Современные взгляды на управление представлены различными течениями и школами. В последнее время в менеджменте получили довольно широкое применение следующие основные подходы.

Системный подход к управлению. В настоящий момент времени нет однозначной дефиниции системного подхода. Тем не менее, данный подход является на сегодняшний день основной методологией менеджмента. В многочисленных изданиях по менеджменту он признается доминирующим при обосновании управленческих решений в самых различных областях. Системная методология представляет собой наиболее упорядоченную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты, и последовательно сочетать их друг с другом. В основе системного подхода лежит постулат о том, что любая организация есть система, которая состоит их набора устремленных к достижению общей цели и функционирующих как единое целое взаимосвязанных элементов и частей. Система получает некие ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает новые ресурсы во внешний мир. В соответствии с теорией систем деятельность организации описывается в терминах входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды (рис.1)1.

Известный советский ученый Д.М. Гвишиани, обобщив взгляды ведущих американских экономистов, сформулировал следующим образом сущность системного подхода2:

– формулировка целей и выяснение их иерархии должны осуществляться до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением, особенно с принятием решений;

– достигать поставленные цели необходимо при минимальных затратах посредством сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления соответствующего выбора;

Рис.1. Организация как система

– количественная оценка (квантификация) целей, методов и средств их достижения должна осуществляться не на частичных критериях, а на широкой и всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.

Рис.2. Основные элементы организации как системы

Системный подход к деятельности предприятия, схематично это представлено на рис.2 предполагает анализ: людей, машин, зданий, притока сырья, выхода продукции, финансовых ресурсов и т.д.

Системный подход применим и к анализу деятельности муниципального образования (рис. 3). Взаимосвязанными элементами в данном случае могут быть: администрация МО, промышленность, сельские поселения, инфраструктура муниципального образования и т.д.

Рис. 3. Муниципальное образование как система

Основные принципы системного подхода.

1. Наличие связей между отдельными системными единицами, что позволяет им вступать во взаимоотношения при наличии определенных условий. Например, цель деятельности фирмы тесным образом связана с её структурой. В зависимости от объема выпускаемой продукции, а это может быть целью деятельности фирмы, зависит, сколько подразделений и каких имеет фирма в своей структуре.

2. Система как целое может оказывать влияние на свойства и позиции отдельных элементов, изменяя их в определенном направлении. Оснащение предприятия новейшим технологическим оборудованием потребует от руководства обучения персонала, что в свою очередь может сказаться на качестве выпускаемой продукции, привести к увеличению объема продаж и увеличению клиентов фирмы.

3. Любая система иерархична, т.е. в ней существуют системные единицы различных уровней. Современное предприятие имеет несколько уровней управления: высший уровень управления, который отвечает за разработку стратегии фирмы, средний – отвечает за подготовку документов для принятия решений, низший – занимается непосредственным исполнением принятых решений. От того насколько налажено взаимодействие всех уровней управления зависит успех в достижении целей фирмы.

4. Существенное изменение свойств ряда системных элементов может привести к качественному изменению всей системы. Результатом может быть либо регресс и упрощение внутренней структуры, либо появление системы более высокого уровня. Расширению ассортимента выпускаемой продукции может привести к появлению новых производств, увеличению численности персонала, объема выпускаемой продукции, а, следовательно, и к увеличению прибыли. Следовательно, фирма может занять доминирующее положение на рынке выпускаемой той или иной продукции.

5. В отношении системы и внешнего окружения действует принцип энтропии (социальная энтропия – мера отклонения социальной системы либо её подсистемы от эталонного (нормального, ожидаемого) состояния, когда отклонение проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы)1. В этом случае система стремится выровнять свое состояние с внешним окружением. Иллюстрацией действия данного принципа могут служить действия Правительства РФ по стабилизации ипотечного кредитования граждан РФ, оказавшихся в критической ситуации в связи с финансовым кризисом 2008 года. Для того, чтобы не допустить кризиса в ипотечной системе и обеспечить решение задач в области жилья были предприняты следующие шаги:

– предоставление заемщикам, попавшим из-за кризиса в сложную ситуацию, годовой отсрочки по ипотечным платежам;

– предоставление со стороны государства гарантии банкам по ипотечным кредитам и облигациям;

– отмена трехлетней «паузы» между моментом рождения второго ребенка и возможностью использовать материнский капитал. Эти деньги можно использовать на частичное погашение ипотечного займа или процентов по нему, а также приобрести жилье любым другим способом без каких либо временных ограничений.

6. Свойства системы в целом отличаются от свойств ее отдельных элементов, но определяются этими свойствами. Например, эффективность деятельности предприятия зависит от того, насколько в производственном процессе используются передовые технологии, насколько структура соответствует решаемым задачам (может быть слишком громоздкой), успешно ли решаются вопросы взаимодействия с поставщиками сырья и т.д. В свою очередь, свойства всей системы (например, устойчивость её функционирования) отличаются от свойств каждого из отмеченных выше элементов системы.

2. Процессный подход в управлении.

Подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, увязанных с целями и миссией организации1.

Динамизм бизнеса и внешней среды приводит компании к пониманию управления бизнесом не как к управлению совокупностью отдельных функций, но совокупностью бизнес-процессов, которые определяют суть деятельности бизнеса. Сам термин «процессного подхода» известен довольно давно, но применяться стал в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции. Процессный подход нацелен на повышение гибкости бизнеса, сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды, улучшение результатов деятельности организации.

Процессный подход базируется на нескольких основных принципах

· Восприятие бизнеса как системы:

– любое предприятие следует рассматривать как систему, а её развитие — по законам сложных систем;

– решение локальных проблем не меняет систему. Систему можно изменить только в целом;

– система, находящаяся в устойчивом состоянии не способна эволюционировать.

Восприятие деятельности как процесса:

– любая деятельность может рассматриваться как процесс, следовательно, она может быть улучшена;

– любая деятельность допускает разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу;

– любая целенаправленная и спланированная деятельность, использующая ресурсы, преобразует входную продукцию в выходную;

– деятельность предприятия представляет собой сеть взаимосвязанных процессов, так как все виды деятельности и соответствующие им процессы взаимосвязаны;

– каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги.

Стандартизация и прозрачность ответственности:

– высшее руководство предприятия должно брать на себя полную ответственность за создание качества и управление им;

– каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна быть персонификация и распределение ответственности за все виды деятельности;

– все составляющие процессов должны быть максимально стандартизированы и понятны;

– стандартизация должна осуществляться на базе взаимосвязанных и гармонизированных стандартов, реализующихся в виде нормативной документации и корпоративных стандартов, описывающих все виды деятельности предприятии.