Служба от на предприятии

Содержание

Задачи и функции службы охраны труда перечислены в Постановлении Министерства труда РФ от 30.01.95 № 6 » Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации».

Основными задачами службы охраны труда являются:

· организация и координация работы по охране труда на предприятии;

· контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия;

· совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;

· консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

На службу охраны труда возлагаются следующие функции:

· выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

· проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

· помощь подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных факторов, аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда;

· информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных факторов;

· участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или производственного заболевания;

· проведения проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актом по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

· разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий;

· участие в составлении раздела “Охрана труда” коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия;

· согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда;

· участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных актов по охране труда;

· оказание помощи руководителям подразделений предприятия в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляется компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда;

· составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятий) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

· оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране для работников, стандартов предприятия по безопасности труда;

· разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

· методическая помощь по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверка знаний по охране труда работников;

· участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия;

· организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов;

· составление отчетности по охране труда;

· осуществление контроля за соблюдением требований законодательных актов и нормативных документов по охране труда, правильным применением средств индивидуальной защиты, соблюдением “Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве”, выполнением мероприятий раздела “Охрана труда” коллективного договора и других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда, наличием инструкций по охране труда и своевременным их пересмотром, соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов, эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда, организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

· подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств и других средств защиты от воздействия опасных и вредных факторов;

· анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда предприятия и подготовка обоснований о выделении предприятию средств из территориального фонда охраны труда на мероприятия по улучшению условий и охраны труда;

· доведение до сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

· организация хранения документов (актов формы Н-1, протоколов замеров параметров опасных и вредных факторов и т.д.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами;

· рассмотрение писем, заявлений и жалоб работников по вопросам охраны труда и подготовка по ним предложений работодателю по устранению имеющихся и выявленных в ходе расследования недостатков и упущений, а также подготовка ответов заявителям;

· руководство работой кабинета по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда на предприятии.

Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда должны быть предоставлены следующие права:

· в любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;

· проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

· запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах, на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя;

· привлекать по согласованию с работодателем и руководителем подразделений предприятия соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда;

· запрашивать и получать от руководителей подразделений материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушение нормативных правовых актов по охране труда;

· требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда;

· предъявлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

· представительствовать по поручению руководства предприятия в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

Все министерства и ведомства осуществляют ведомственный (внутриведомственный) контроль соблюдения законодательства о труде на подчиненных им предприятиях и объектах. Некоторые министерства и ведомства наделены также правами межведомственного (государственного) контроля, о чем уже сказано ранее.

Ведомственный контроль по охране труда осуществляется вышестоящей организацией по подчиненности. К ведомственному контролю относится также контроль, осуществляемый службой охраны труда и безопасности данного предприятия, образовательного учреждения.

Общественный контроль состояния охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов или иные уполномоченные работниками представительные органы. Кроме того, все большее развитие получает также общественный контроль со стороны различных ассоциаций, фондов, движений, партий, средств массовой информации и отдельных граждан. Это является важным элементом становления в России современного гражданского общества, основанного на принципах демократии.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и охране труда централизованно выполняет Федеральная инспекция труда.

Текущий (административно-общественный) контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляется с помощью многоступенчатого механизма контроля, хорошо зарекомендовавшего себя на отечественных предприятиях.

Административно-общественный контроль охраны труда в с фере образования осуществляется совместно администрацией, выборным профсоюзным органом образовательного учреждения и органами управления образованием. В целях систематического контроля соблюдения требований законодательства по охране труда в образовательных учреждениях организуется четырехступенчатая система контроля.

I ступень. Контроль осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля.

II ступень. Контроль осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях образовательного учреждения, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определенного времени и затрат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщают о них руководителю образовательного учреждения.

III ступень. Контроль осуществляют руководитель образовательного учреждения совместно с председателем выборного профсоюзного органа, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответственных за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ произошедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя образовательного учреждения.

IV ступень. Контроль осуществляет комиссия по приемке образовательных учреждений к новому учебному году и вышестоящий орган управления образованием.

Служба охраны труда организации

Для выполнения своих задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:

  1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
  2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
  3. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.
  4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
  5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
  6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
  7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
  8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.
  9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда.
  10. Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками.
  11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.
  12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.
  13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
  14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.
  15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
  16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
  17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.
  18. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.
  19. Организация совещаний по охране труда.
  20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и пр.
  21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.
  22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.
  23. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
  24. Осуществление контроля за:
  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
  • состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов.

Создание службы охраны труда в организации

Когда необходимо создавать службу охраны труда в организации или вводить должность специалиста по охране труда?

Какие требования предъявляются к работникам этой службы?

Какие документы необходимо оформить, создавая службу охраны труда?

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Обратите внимание!

Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Структура и численность службы охраны труда

При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:

  • Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
  • Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).

На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).

Как оформить создание службы охраны труда?

Решение о создании службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения или введении в штат должности специалиста по охране труда необходимо оформить документально.

В первую очередь необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание работодателя. Для этого издают приказ (распоряжение) по основной деятельности (примеры приказов о создании службы охраны труда и внесении изменений в штатное расписание и о введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда см. далее).

Структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

В организациях с численностью более 700 человек создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3–5 единиц (включая начальника) или отдел – при штатной численности работников от 6 единиц.

Работодатель должен обеспечивать необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий. Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой и техническими средствами связи.

Организация труда работников службы охраны труда предусматривает закрепление за каждым из них определенных обязанностей и функций в их должностных инструкциях.

Должностные инструкции разрабатываются на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздела «Квалификационные характери­стики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда».

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю или по его поручению одному из его заместителей. Ответствен­ность за деятельность службы несет работодатель.

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются трудовым законодательством, федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашения­ми (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными норма­тивными правовыми актами организации.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия (организации), комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Работодателю рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

ТОП‑5 вопросов: как разграничить работу отдела кадров и службы охраны труда

Как организовать медосмотры работников

Закон не говорит, кто должен организовывать медицинские осмотры. Этот вопрос каждый руководитель решает с учетом своих потребностей и структуры организации. Чаще организовать обязательные медицинские осмотры для сотрудников поручают специалисту по охране труда, но и кадровик в стороне не остается.

Ключевые задачи специалиста по охране труда

  • Задача 1. Участвует совместно, например, с заместителем директора по общим вопросам в заключении договора с медицинской организацией, в которой соискатели и сотрудники будут проходить обязательные медосмотры. У медорганизации должна быть лицензия на проведение медосмотров и экспертизу профессиональной пригодности (п. 4 приложения № 3 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н).
  • Задача 2. Составляет список работников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр. В списке перечисляет профессии или должности по штатному расписанию и вредные производственные факторы по Перечню (приложение № 1 Приказу № 302н). Утвержденный список специалист по охране труда направляет в Роспотребнадзор в 10-дневный срок. Не направит — компанию оштрафуют на сумму до 20 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ).
  • Задача 3. Составляет поименный список сотрудников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр. При необходимости обращается за помощью к специалисту по кадрам. Направляет его в медорганизацию, с которой организация заключила договор на проведение медосмотров. Крайний срок — 2 месяца до периодического медосмотра (п. 23 приложения № 3 к Приказу № 302н).
  • Задача 4. Согласовывает с медорганизацией и утверждает у руководителя календарный план проведения периодических медосмотров — не позднее чем через 10 дней со дня получения медорганизацией поименного списка работников, которые подлежат медосмотру, и не позднее чем за 14 дней до согласованной даты начала медосмотра. Ознакомить сотрудников с графиком должен не позднее чем за 10 дней до начала медосмотра (п. 25, 26 приложения № 3 к Приказу № 302н).
  • Задача 5. Ведет учет прохождения работниками медосмотров.

Ключевые задачи кадровика

  • Задача 1. Оформляет на работу или отказывает в трудоустройстве по результатам предварительного медосмотра.

Прием на работу оформляют, если на медосмотре у кандидата не обнаружили медицинских противопоказаний. С таким кандидатом заключают трудовой договор, издают приказ на работу, вносят запись в трудовую книжку, если сотрудник не отказался от бумажного бланка, заполняют личную карточку.

Если по результатам предварительного медосмотра у кандидата выявляют противопоказания к работе, ему отказывают в трудоустройстве. Если соискатель требует письменный отказ, в нем ссылаются на результаты медосмотра.

  • Задача 2. Отстраняет от работы сотрудника, который отказался пройти медосмотр или не успел пройти его вовремя по вине компании. Если сотрудник отказался пройти медосмотр, то период отстранения не оплачивают.

Если допустите к работе сотрудника, который не прошел периодический медосмотр, компании грозит штраф до 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если сотрудник не смог вовремя пройти медосмотр по вине компании, период отстранения оплачивают в размере 2/3 среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Чтобы бухгалтерия правильно оплатила период отстранения, кадровик должен подготовить приказ об отстранении от работы. В нем указывают срок отстранения «до прохождения медосмотра» и порядок оплаты. Когда сотрудник пройдет медосмотр, кадровик оформит приказ о допуске к работе.

  • Задача 3. Привлекает к дисциплинарной ответственности сотрудника, который отказался от обязательного медосмотра. Для этого кадровик фиксирует отказ сотрудника пройти медосмотр письменно и запрашивает объяснения (ч. 1 ст. 193 ТК РФ). Если организация признает причины отказа неуважительными, сотруднику объявляют замечание или выговор.
  • Задача 4. Оформляет перевод на другую работу или увольнение сотрудника, у которого по результатам медосмотра выявили противопоказания к работе.

Бесплатные вебинары по охране труда Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты Контур.Школы Посмотреть видео

Если в организации есть работа, которая не противопоказана сотруднику по состоянию здоровья, кадровик предлагает перейти на другую работу. Если сотрудник соглашается, с ним заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о временном или постоянном переводе. На основании дополнительного соглашения кадровик издает приказ о временном или постоянном переводе. Если сотрудник отказывается перейти на другую работу, его сначала отстраняют от работы, а потом увольняют. Все зависит от срока перевода и самого сотрудника.

Если допустите к работе сотрудника, у которого есть медицинские противопоказания, ГИТ оштрафует компанию на 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).

  • Задача 5. Направляет соискателей и сотрудников на обязательные медосмотры. Направление регистрирует в журнале и выдает их под подпись.

Как ознакомить с результатами специальной оценки условий труда

После специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) работодатель обязан ознакомить сотрудников с ее результатами, направить копию утвержденного отчета в организацию, которая проводила СОУТ, разместить отчет на своем сайте и направить в ГИТ декларацию о рабочих местах, на которых не выявили вредных или опасных факторов.

Обычно эту работу закрепляют за специалистом по охране труда, поскольку она напрямую не связана с кадровой работой.

С результатами СОУТ специалист по охране труда знакомит сотрудников под подпись. Сотрудники ставят свою подпись и дату на листе ознакомления. Срок ознакомления — 30 календарных дней со дня, когда утвердили отчет о результатах СОУТ (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Если сотрудник попросит карту СОУТ и оформит запрос в письменном виде, специалист по охране труда должен подготовить ему копию этого документа (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). Без письменного запроса копию карты сотрудникам не выдают.

Если на рабочем месте установлены допустимые условия труда, специалист по охране труда знакомит сотрудника с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и заключением эксперта об отсутствии вредных или опасных производственных факторов на рабочем месте (ч. 2 ст. 5 Закона № 428-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).

Скачайте образец: Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Как внести изменения в трудовой договор, если по результатам СОУТ изменились условия труда

Комментирует Ирина Павлова, эксперт в области трудового законодательства:

«Изменения в трудовой договор, если по результатам СОУТ меняются условия труда на рабочем месте, вносит кадровик. Кадровик составляет проект дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывает новый класс, подкласс условий труда, полагающиеся сотруднику гарантии и компенсации, а также сведения о профессиональных рисках на рабочем месте.

Если риски расписали в карте оценки профессиональных рисков, то в дополнительном соглашении к трудовому договору кадровик указывает, что оценку рисков провели, и делает ссылку на карту оценки профессиональных рисков.

В дополнительном соглашении кадровик указывает дату, с которой организация предоставляет сотруднику льготы. Это дата подписания отчета о проведении СОУТ (п. 3 Письма Минтруда от 26.04.2014 № 17–3/10/В-1579).

Если условия труда по результатам СОУТ улучшились и это произошло вследствие изменений, которые провел работодатель, кадровик действует в порядке ст. 74 Трудового кодекса.

Кадровик уведомляет сотрудника о том, что через два месяца организация отменит льготы, так как улучшились условия труда на рабочем месте. Если сотрудник не согласится работать в новых условиях, кадровик переведет его на другую работу, которую он может выполнить с учетом его состояния здоровья. Если сотрудник откажется от перевода или другой работы не будет, кадровик оформит увольнение сотрудника по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса».

Кто информирует об условиях труда

Работодатель обязан проинформировать сотрудников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 Трудового кодекса, п. 41, 42 Типового положения, утв. Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Информирование об условиях и охране труда на рабочих местах работодатель обеспечивает:

  • на стадии заключения трудового договора с работником;
  • при ознакомлении с результатами специальной оценки условий труда.

Информирование при заключении трудового договора

Статья 57 Трудового кодекса устанавливает, что в трудовом договоре необходимо указывать в том числе условия труда работника и гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.

Укажете эти сведения в трудовом договоре — проинформируете об условиях труда, полагающихся гарантиях и компенсациях работника. Подпись работником трудового договора с информацией о классе условий труда, который установлен по результатам СОУТ, подтверждает факт ознакомления с результатами СОУТ.

Информирование при ознакомлении с результатами СОУТ

Чтобы избежать ошибок и проблем с инспекторами ГИТ при проверках, помните, что работодатель обязан ознакомить письменно работника с результатами СОУТ на рабочем месте.

Если СОУТ на рабочем месте проводилась во время работы сотрудника в организации, ознакомьте его с картой СОУТ не позже 30 календарных дней со дня, когда утвердите отчет о СОУТ.

Собирать ли подписи работников в картах СОУТ, если сотрудников приняли на работу после проведения спецоценки?

Комментирует Елагина Маргарита, эксперт в сфере охраны труда, спикер практико-ориентированных конференций по охране труда, автор экспресс-курса «Экономика охраны труда. Обоснование затрат и расчет эффективности» в Школе охраны труда:

«Вы имеете право подстраховаться и поставить подписи работников, которых приняли на работу после проведения СОУТ на их рабочих местах, в картах спецоценки. Понятно, что срок ознакомления «не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о СОУТ» соблюсти не удастся. Однако оштрафовать вас в этом случае инспектор ГИТ не имеет права. Помните, что страница карты СОУТ с подписями работников — составная и неотъемлемая часть карты СОУТ. Если в организации, например, оформлена одна карта СОУТ на 20 аналогичных рабочих мест (на которых работает 20 сотрудников) и не хватило места на последней странице карты СОУТ для ознакомительных подписей работников, то в этом случае, чтобы выполнить нормативные указания по обязательной форме карты СОУТ и инструкции по ее заполнению, необходимо:

  • делать записи на обороте последнего листа карты СОУТ; либо
  • завести дополнительный лист ознакомления с указанием номера (№) карты СОУТ.

Лист ознакомления — неотъемлемая часть карты СОУТ, храните его вместе с картой».

Кто собирает данные для расследования несчастных случаев

Расследованием несчастного случая занимается комиссия, которую создает руководитель организации. В состав комиссии включают не менее трех человек. В нее, как правило, входят: специалист по охране труда, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Возглавляет комиссию руководитель организации или уполномоченный им представитель (ч. 1 ст. 229 Трудового кодекса).

Специалист по охране труда совместно с другими членами комиссии выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, которые нарушили требования охраны труда, изучает необходимую информацию и материалы об обстоятельствах несчастного случая, формирует документы для расследования и для страхового обеспечения пострадавших (ч. 1 ст. 229.2 Трудового кодекса, профстандарт «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом от 04.08.2014 № 524). Конкретный перечень материалов определяет председатель комиссии с учетом характера и обстоятельств несчастного случая.

Документы по расследованию несчастных случаев на производстве остаются на хранении в службе охраны труда (п. 7.10 Рекомендации по организации службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14).

Кто организовывает обучение по охране труда и гражданской обороне

Организовать обучение по охране труда обязан специалист по охране труда (п. 3.1.2 профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом от 04.08.2014 № 524).

Специалист по охране труда:

  • выявляет потребность в обучении и планирует обучение работников по охране труда;
  • проводит вводный инструктаж по охране труда;
  • координирует проведение первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажей;
  • координирует обеспечение обучения руководителей и специалистов по охране труда, обучения работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
  • оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда;
  • контролирует проведение обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.

Без обучения по охране труда допускать сотрудников к работе нельзя (абз. 9 ч. 2 ст. 212, абз. 4 ст. 214 Трудового кодекса).

Новые сотрудники проходят обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в течение месяца с даты приема на работу. В дальнейшем обучение по охране труда сотрудники проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (абз. 8 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса).

Обучение специалист по охране труда организовывает:

  • по месту работы, если в организации создана комиссия по проверке знаний требований охраны труда;
  • в обучающей организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность и аккредитация Минтруда России на право проведения обучения работников и работодателей по охране труда.

Если сотрудник после обучения не пройдет проверку знаний по охране труда с первого раза, повторную проверку назначают не позднее чем через месяц.

Если в организации нет специалиста по гражданской обороне, специалисту по охране труда могут поручить организацию курсового обучения по гражданской обороне.

Кадровик принимает участие в организации обучения по охране труда и гражданской обороне в своей части:

  • Направляет на курсы гражданской обороны специалиста по охране труда, если ему поручили работу по гражданской обороне. Кадровик издает приказ о направлении на обучение, запрашивает программу обучения в учебном центре и подает заявку. Минимальная продолжительность обучения по гражданской обороне — 16 часов (примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утв. МЧС 22.02.2017 № 2-4-71-8-14).
  • Отстраняет от работы сотрудника, который не прошел инструктаж, обучение или проверку знаний требований охраны труда. Кадровик издает приказ об отстранении от работы на основании докладной записки специалиста по охране труда. Если сотрудник не прошел обучение по своей вине, период отстранения не оплачивают.

Если обучение по охране труда работник не прошел по вине работодателя, за сотрудником сохраняют 2/3 среднего заработка. После того как сотрудник пройдет обучение и проверку знаний, кадровик оформляет приказ о допуске сотрудника к работе.

Курсы по охране труда Онлайн-обучение в Школе охраны труда Посмотреть курсы

Если сотрудник отказывается проходить обучение по охране труда без уважительной причины, кадровик готовит документы, чтобы привлечь его к дисциплинарной ответственности. Если сотрудник отказывается пройти обучение неоднократно без уважительной причины, кадровик оформляет увольнение.

  • Письменно уведомляет специалиста по гражданской обороне, а если его нет, то специалиста по охране труда о приеме на работу нового сотрудника или прибытии командированного лица. Срок — семь календарных дней со дня, когда новый сотрудник приступил к работе либо командированный сотрудник прибыл в организацию (п. 1.7 Рекомендаций по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне, утв. МЧС 05.06.2018 № 2-4-71-13-8).

Как распределить обязанности между службой охраны труда и кадровой службой, чтобы эффективно взаимодействовать

Комментирует Евгения Шелемякина, эксперт-практик, руководитель службы охраны труда ГК «Юнитайл»:

«Эффективность взаимодействия службы охраны труда и кадровой службы — ключевой показатель внедрения трудовых норм на предприятии и организации социально-трудовых отношений в коллективе. Рациональное распределение обязанностей между данными службами во многом определяет полноту воплощения законодательных норм.

В нашей группе компаний регламент работы подразделений определен такими внутренними нормативно-правовыми актами, которые мы кратко называем «бизнес-процессами». Бизнес-процесс удобен тем, что отражает поэтапный функционал основных процессов хозяйственной деятельности предприятия и занимает, как правило, не более 5 листов формата А4.

Пример: бизнес-процесс «Прием на работу» отражает путь вновь принятого сотрудника от его входа на контрольно-пропускной пункт предприятия до прохождения сотрудником вводного инструктажа в службе охраны труда. Держатель бизнес-процесса обязан применять документ в своей трудовой деятельности, направлять смежным службам для обязательного исполнения и своевременно актуализировать его. Так вот, держателем бизнес-процесса «Прием на работу» является служба кадров, но в нем содержится пошаговый функционал, который обязателен к применению и нашей службой охраны труда. Очень удобно и практично в работе.

Такие бизнес-процессы, как «Предварительный медосмотр» (держатель — служба кадров), «Периодический осмотр» (держатель — служба охраны труда), «Ротация кадров» (держатель — служба кадров) во многом сближают наши службы и определяют основные обязанности по достижению общей трудовой цели. Естественно, задокументированные бизнес-процессы не отменяют живого общения — только регулярные дискуссии и собрания служб охраны труда и кадров помогают решить даже самые сложные задачи».

Подробнее о том, как выстроить взаимодействие службы охраны труда и кадровой службы при проведении обучения по охране труда, обеспечении работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами, как разграничить функции при направлении работников на медосмотры и разработать регламент взаимодействия между службами, вы узнаете на вебинаре «Как разграничить смежные обязанности между кадровиками и службой охраны труда».

Все про обязанности специалиста по охране труда: требования и ответственность

Любой труд должен быть безопасным, независимо от того, где и кем вы работаете и, естественно, эта обязанность работодателя должна контролироваться. И выполняет функцию контроля специалист по охране труда (СОТ), либо лицо, выполняющее данные обязанности.

Но не все знают, какие квалификационные требования должны предъявляться к специалисту по охране труда, какие обязанности должен выполнять и чем дополнительно часто нагружают СОТов.

А еще затронем у многих больную тему, расчета количества СОТов в организации, как может обосновать увеличение штата и многое другое. А если вам будет что добавить, пишите комментарии, обсудим.

Итак, начнем.

Специалист по охране труда и его обязанности

Кто такой специалист по охране труда объяснять, наверное, никому не требуется, даже тем, кто никогда не сталкивался с ним по работе, название должности говорит само за себя.

Это серьезная специальность, непростая, на мой взгляд, требующая технического склада ума, потому что во многих отраслях необходимо разобраться с мануалами используемого оборудования для правильного оформления инструкций по охране труда, контролем за безопасным производством работ и так далее.

Но в то же время, специалист по охране труда в процессе своей работы постоянно контактирует с персоналом, специалистами и руководителями и ко всем нужно найти подход.

Все зависит от того, как вы себя изначально позиционируете и “поставите” в организации, как говорится, как корабль назовешь, так он и поплывет. Так и с должностью специалиста по охране труда.

С рабочим персоналом нужно стремиться, чтобы они прислушивались, следовали вашим требованиям и уважали, последнее гораздо важнее, нежели если они будут бояться. Для этого необходим постоянный контакт, где-то нелишним будет спросить, как дела, а где-то и объяснительную потребовать.

К ИТРовцам, необходимо найти свой подход, чтобы ответственные за безопасное производство работ приходили за советом, уважая за компетенцию, а не прятались при первом вашем появлении в их подразделении.

Но это лишь вершина айсберга, специалист по охране труда должен хорошо ориентироваться в законодательстве, постоянно отслеживания вносимые изменения в НПА, потому как это работа с огромным количеством документов, которые необходимо разработать и постоянно обновлять.

Не раз слышала такую фразу от начинающих СОТов: “Я решила этим заняться, потому что думала, что нужно разработать несколько инструкций и пару – тройку журналов вести, а все остальное время просто контролируешь, а оказалось, что это совсем не так”.

Конечно, не так, потому как если ты специалист по охране труда в небольшой организации, то занимаешься всем, пусть не в таких масштабах, как, работая в крупной фирме, но зато вся работа на тебе. Прокачиваются сразу все направления охраны труда, профессионализм растет быстрее 🙂

Но это лирика, а теперь по существу.

При какой численности вводится должность специалиста по охране труда

В каждой организации с численностью более 50 человек необходимо создавать службу по охране труда или вводить должность специалиста по ОТ (ст. 217 ТК РФ), который должен подчиняться напрямую работодателю (п. 3.1.1. Постановление Минтруда № 10).

Если штат менее 50 сотрудников, то обязанности по обеспечению безопасных условий труда, должны выполняться в любом случае и приказом по предприятию ложатся на одного из специалистов, который прошел обучение в учебном центре по охране труда.

Но как быть на предприятиях, где численность, предположим, 250 человек, как один специалист по охране труда может “тянуть лямку”?

В таком случае необходимо прибегнуть к расчету численности, который приведен в Постановлении Минтруда России от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

Расчет проводится в зависимости от штатных единиц персонала, количества подразделений, удаленности объектов и прочих факторов.

Оставлю вам на данный расчет для скачивания. Он составлен таким образом, чтобы упростить вашу работу и рассчитать не составило большого труда!

Просто подставляйте свои значения из указанных таблиц Постановления Минтруда России от 22.01.2001 N 10 (ред. от 12.02.2014) «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

Требования к специалисту по охране труда

В некоторых организациях до сих пор бытует мнение, что должностные обязанности специалиста по охране труда может легко выполнять делопроизводитель и по факту часто так и происходит.

Пока не произойдет несчастный случай или по итогам проверки не обяжут выполнить уйму мероприятий, которые направлены на устранение нарушений.

Именно для повышения престижа и авторитета профессии специалиста по охране труда Минтруд своим приказом № 524н от 04.08.14г. ввел профстандарт «Специалист по охране труда».

Эти требования к специалисту по охране труда введены для снижения травматизма на предприятиях, ведь если у вашего специалиста недостаточно квалификации, то и требования законодательства выполняться должным образом не будут.

Он в нужный момент не заметит опасности и это приведет к несчастному случаю. А ведь ему потом еще и расследовать. Тут-то и вскроются все больные места, которыми неквалифицированный сотрудник просто не занимался, по причине незнания.

От низкой подготовки специалиста по охране труда, могут страдать не только работники, но и работодатель. Поэтому в приказе указаны требования, которые должны предъявляться к специалисту по охране труда, принимаемому на данную должность:

  1. Высшее образование по специальности «Техносферная безопасность» либо аналогичное, направленное на безопасность производственных процессов.
  2. Либо высшее или среднее профобразование, не по профилю техносферы, плюс повышение квалификации специалистов по охране труда (проф. переподготовка) в объеме 256 часов.

  3. При наличии высшего образования, требований к опыту нет, а вот, если образование среднее профессиональное, должен быть опыт не менее 3 лет работы в должности СОТа.
  4. При наличии на предприятии опасных производственных объектов, специалист по охране труда должен иметь аттестацию по промышленной безопасности.
  5. Это требования к специалисту по охране труда, к ведущим специалистам и начальникам отделов более жесткие, они также указаны в приказе № 524н. И при составлении должностных инструкций, нужно основываться на данные условия.

Не приписывайте себе лишних обязанностей, например, обеспечение безопасных условий труда работников, помните, за специалистом по охране труда только контроль!

Должностная инструкция специалиста по охране труда на моем примере, вам для ознакомления, при переходе по

Ответственность работодателя

То что законом предусмотрено, должно выполняться, в противном случае административная ответственность за отсутствие специалиста по охране труда “ляжет на плечи” работодателя (ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) от 50000 до 80000 рублей.

И даже если инспектор в ходе проверки выявит несоответствие квалификационным требованиям вашего СОТа, грозит штраф в таком же размере.

На практике не сталкивалась, чтобы инспектор настолько углублялся во время проверки, но, как говорится, “чем черт не шутит”, потому как запросить информацию, подтверждающую квалификацию могут и другие структуры:

  1. Если ваша компания нацелена работать на крупный холдинг, то квалификация специалиста по охране труда обязательно заинтересует заказчика.
  2. В ежеквартальных отчетах, предоставляемых кураторам по охране труда от Администрации МО, также должны указывать соответствие СОТа требованиям НПА.

Возможно, еще в каких-то случаях требуется предоставить информацию о профессиональной подготовке специалиста по охране труда, если вы знаете, пишите комментарии, этим поможете, тем СОТам, которые не могут добиться от руководителя отправить их на переподготовку.

Должностные обязанности специалиста по охране труда

Должностные обязанности специалиста по охране труда очень обширны, ошибается тот, кто думает, что можно будет сидеть и ничего не делать.

Поэтому приведу некоторый из них:

  1. Методическая помощь, разработка, внедрение документов в соответствии с требованиями НПА.
  2. А как всем известно их огромное количество, начинаю от инструкций и заканчивая расчетов профессионального риска, куда ни посмотри, везде должно быть положение, приказ, программа ил инструкция. Документов просто тьма.
  3. Контроль за качественной работой с персоналом.
  4. Сюда входит надзор за своевременным инструктированием, выявление дополнительной работы с персоналом после длительных больничных, перед началом разовых или опасных работ.
  5. Контроль за созданием безопасных условий труда персонала.
  6. Этот пункт очень обширен, сюда можно отнести и надзор за обеспечением в полном объеме спецодеждой и СИЗ, смывающими и обеззараживающими средств, обучением персонала, контроль за своевременным техническим обслуживанием оборудования и использованием только исправного инструмента.
  7. Наблюдение за полным медицинским обследованием работников и предупреждением развития профессиональных заболеваний.
  8. Организация проведения специальной оценки условий труда, с последующим возмещением работникам, положенных им гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
  9. Участие в расследовании несчастного случая на производстве.
  10. Участие – это еще слабо сказано, потому как вся основная работа, если у вас произошел несчастный случай, ложиться на плечи специалиста по охране труда.
  11. Контроль за соблюдением санитарного состояния рабочих мест сотрудников и мест отдыха.

Так перечислять можно еще достаточно долго, потому как обязанностей у специалиста по охране труда много, все зависит в первую очередь от специфики работы предприятия.

Но без дела не посидишь и постоянно приходится урегулировать, какие-то дополнительные вопросы. То работники жалуются на руководителей и требуют дополнительных средств и мер защиты и более безопасных условий, то работодатель хочет применить жесткие меры к недобросовестным сотрудникам.

Либо только расслабишься и решишь, что все документы в порядке, все работает слаженно, выйдут изменения в НПА, или произойдет несчастный случай или новая “вводная” от руководства поступит.

Круг обязанностей специалиста по охране труда очень обширен, так как пренебрежение им может привести к авариям, травмам и убыткам работодателям.

Ответственность специалиста по охране труда

Если коснуться вопроса ответственности, то она, как и у любого другого работника дисциплинарная. Работодатель имеет право наказывать за обоснованные косяки.

А вот самое интересное дальше, административная и уголовная ответственность, потому как она может возникнуть даже из-за неправильно оформленной должностной инструкции.

В первую очередь в ней должно быть указано, необеспечение безопасных условий труда, это обязанность руководителей подразделений, а контроль. Ведь нужно не забывать, что СОТ на предприятии выполняет функцию контролирующую и предупреждающую развитие аварийных ситуаций.

И опять же, нести ответственность за действия работников, специалист по охране труда не может так как они не находятся у него в подчинении.

А вот если не было достаточного контроля, к примеру, сотрудники не обеспечиваются спецодеждой и СИЗ, СОТ в курсе, но никаких действий не предпринимает, то тут уже возникает ответственность по причине отсутствия должного контроля.

При наступлении несчастного случая может возникнуть ответственность специалист по охране труда, если выяснится, что нет обучения, инструктажей и стажировки и работников, это говорит о том, что не было контроля.

Примеров можно приводить много, главное знать, что если вы выявили нарушение законодательства, например, не обеспечение работников СИЗ, напишите служебную записку на имя руководителя организации, проинформируйте его об этом, о тех последствиях, которые могут возникнуть в случае проверки трудовой инспекцией или при наступлении несчастного случая.

Как любит говорить один мой знакомый инспектор, когда выявляет косяк: “А вы писали служебку?”. Потому что в охране труда, не прикрыв себя и работодателя соответствующим документом, вы автоматически становитесь обезоружены перед административной и уголовной ответственностью.

Для этого нужно в первую очередь изучать НПА, грамотно разрабатывать необходимые документы, тщательно контролировать безопасное производство работ персоналом, требуя устранение нарушений своевременным составлением акта–предписания.

И всегда нужно помнить, что специалист по охране труда такой же работник работодателя, как и остальной персонал и должен выполнять свои должностные обязанности добросовестно и качественно (ст. 21 ТК РФ).

Цели специалиста по охране труда

Специалист по охране труда – это лицо дистанцированное от производства, находящееся между работниками и работодателем, а зачастую между молотом и наковальней.

Потому как нужно контролировать создание безопасных условий труда работников, напоминая работодателю о его ответственности по законодательству и требуя от него финансовых вложений, и в то же время защищать своего руководителя от небезопасных действий работников или жалоб.

Для этого нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень, следить за изменениями НПА, общаться с другими специалистами по охране труда, участвовать в различных конкурсах по охране труда, и главное предлагать руководителю выводить охрану труда на новый уровень, применяя какие-то ноу-хау.

Главное не сидеть на месте, сложа ручки, нужно качественно работать, потому что активный и хороший специалист по охране труда, постоянно подтверждающий свою компетенцию, всегда будет на особом счету у руководства, нужно только к этому стремиться.

Выводы

Если вы специалист по охране труда или решили им стать, то нужно знать, что за вами будет ответственность правильного ведения документов хоть и в основные обязанности входит контроль и организация, но документарной работы очень много.

И при возникновении ситуации, когда не знаешь, как поступить, работодатель давит, работники давят на жалость, поступай в соответствии с требованиями Трудового законодательства и НПА. Любое действие, должно быть аргументировано ссылкой на пункт статьи закона, где-то отстояв права работников, либо доказав, что справедливость на стороне работодателя.

Для этого нужно эти самые законы тщательно изучать и уметь аргументировать, что можно делать, а что запрещено, не отступая от своего доказывая обоснованную правоту. Причем не криком и с пеной у рта, а приводя примеры и доказательства из судебной практики, живые примеры всегда отлично работают.

Да это иногда однообразная работа, но важная и нужная, потому как эта рутина может спасать людям жизни.

Желаю вам безопасной и эффективной работы.

Если вы начинающий специалист по охране труда и путаетесь в требованиях законодательства, сложно выстроить свою работу с нуля, обращайтесь за помощью.

Скачать расчет численности специалистов по охране труда на предприятии

Пришлю документ на вашу электронную почту