Собеседование

Виды собеседований при приеме на работу: какое выбрать, чтобы подобрать квалифицированный персонал?

Чтобы повысить эффективность работы своего предприятия, любой работодатель стремится принять на работу квалифицированного и опытного работника. На такой персонал требуется меньше средств на обучение, при этом он работает стабильней и надежней новичков.

В связи с этим организации устраивают собеседования, которые позволяют им найти сотрудников, соответствующих заданным критериям. Данный метод считается наиболее эффективным для того, чтобы определить из нескольких кандидатов наиболее подходящего. Однако для того чтобы получить качественный результат, важно принять во внимание особенности проведения интервью для каждой должности. Основные методики и особенности всех возможных вариантов вы можете изучить самостоятельно или предоставить это дело соответствующим специалистам.

Основные принципы

Если вы хотите, чтобы собеседование в полной мере помогло вам оценить каждого кандидата на должность, вы должны грамотно построить его и провести. Исходя из этого, можно увидеть, что несколько специалистов на собеседовании позволят вам лучше оценить качества человека. Это могут быть психолог и сотрудник отдела кадров, в некоторых случаях к ним присоединяется начальник.

Человек, проводящий собеседование, должен обладать грамотной речью, умением задать нужные вопросы, прочитать невербальные сигналы. Это обеспечит максимально возможное получение информации от кандидата. При этом разговор должен быть построен максимально комфортно для обеих сторон, так человек может лучше и адекватней ответить на ваши вопросы. Конечно, если вы не хотите проверить собеседника на стрессоустойчивость, вопросы должны быть лояльными.

Типы собеседований

Выделяют несколько общих типов собеседований при приеме на работу:

По содержанию

  1. Биографическое собеседование – в основном соискатель рассказывает о своем профессиональном опыте в данной специальности. Задаются вопросы об образовании, основных навыках и умениях.
  2. Ситуационное собеседование – претендент на должность решает различные ситуационные задачи по заданным критериям. В данном случае проверяется его способ мышления и возможность поиска решения проблемы.

Как открыть ателье по пошиву одежды? Приглашаем ознакомиться с бизнес-планом.

Заявление о переводе на другую должность бланк находится в статье.

Как составляется должностная инструкция бухгалтера-кассира? Желаете получить ответ? Читайте подробности.

По форме:

  1. Один на один – менеджер по персоналу или личный руководитель обсуждает все вопросы с одним соискателем на должность.
  2. Групповое интервью – претендент беседует сразу с несколькими специалистами компании-работодателя.

По форме организации:

  1. Собеседование в один этап – его суть заключается в беседе с менеджером по персоналу или другим специалистом, после чего выносится готовое решение работодателя.
  2. Собеседование в несколько этапов – предполагает поэтапную беседу с несколькими специалистами работодателя. Очень часто такой вариант конкурса проводится несколько дней, а окончательное решение о приеме на работу выносится после прохождения последнего этапа.

Для того чтобы обеспечить компанию максимально выгодным персоналом, следует строить собеседование по определенному виду. В случае если вам требуется руководитель отдельного звена, вызывающего проблему, с кандидатом лучше всего провести стрессовую беседу. Так вы определите, каким образом человек ведет себя в накаленной обстановке и под прессингом.

Какие бывают типы интервью? Приглашаем посмотреть видео из обучающего электронного курса.

Виды интервью

Интервью можно разделить на следующие разновидности:

  • структурированные;
  • по компетенции;
  • ситуационные;
  • стрессовые.

Структурированное

Структурированное собеседование представляет собой комплексный вариант интервью, когда ответы претендента на должность учитываются в совокупности с его внешним обликом, жестами, грамотностью, умением быстрого реагирования на каверзные вопросы и прочие факторы. Вопросы в данном случае составляются заранее, максимально подводят к возможностям кандидата для работы по данной вакансии.

Лучшим вариантом считается собеседование, которое проводят несколько человек, чтобы сгладить субъективное мнение о человеке и добиться адекватного восприятия его профессионализма. Можно использовать как отборочный этап.

По компетенциям

В собеседовании по компетенциям интервьюер просит соискателя рассказать о какой-либо ситуации, произошедшей с ним на предыдущем месте работы. Причем в расчет берется как удачная, так и неудачная история. Кандидат должен по возможности подробно рассказать о том, каким образом были решено определенные проблемы. Задача специалиста – определить, действительно ли компетенция кандидата позволяет ему работать на той или иной должности конкретной компании.

Когда и как оформляется отпуск без содержания? Вам нужно ознакомиться с информацией.

Как заполнить и подать заявление на продление декретного отпуска?

Ищете пример стрессового собеседования? Мы поможем составить его самостоятельно.

В чем особенности интервью по компетенциям? Приглашаем узнать.

Ситуационное

Ситуационное собеседование в отличие от интервью по компетенциям предполагает события, которые не происходили с соискателем на должность. В этом случае беседа может быть смоделирована при помощи ситуаций, которые действительно происходят на предприятии и требуют решения. Также могут быть взяты в качестве основы ситуации, определяющие творческие показатели работника, на примерах, которые вполне вероятно не произойдут.

В зависимости от выбранного направления специалист, проводящий интервью, должен выявить личностный потенциал соискателя на должность.

О ситуационном интервью более подробно

Стрессовое

Стрессовое собеседование. Самый редко встречающийся вариант, призванный показать эффективность работы кандидата в стрессовой ситуации. Возможен в случае, когда руководители компании поощряют жесткую конкуренцию между своими сотрудниками. Основной задачей специалиста является создание максимально неудобной ситуации, которая способна вывести соискателя из состояния комфорта и равновесия. Для этого используется провокация претендента, часто идет в ход бестактность и даже хамство. К стрессовой ситуации также относится групповое собеседование с претендентом, совместимое с работой производственного цеха.

Подробности проведения стрессового собеседования

При вынесении вердикта по соискателю важно учесть, что даже самое грамотное собеседование не обеспечит полной объективной оценкой. Очень часто кандидаты стараются с выгодой для себя отвечать на вопросы так, чтобы подойти для той или иной должности. Наводящие вопросы и моделирование ситуаций позволят обойти данную проблему. Если вы хотите получить адекватное мнение о рабочих и личностных качествах кандидата, не принимайте решение сразу. Стоит выдержать необходимое время, структурировать полученную информацию о после этого вынести вердикт.

Виды и типы интервью

В научной литературе приводится множество типологий видов интервью, в том числе авторских и экзотических. В одном случае все виды интервью подразделяют на относящиеся к количественной и качественной методологии. Правда, критерии отнесения достаточно размытые, а потому одни и те же виды интервью включаются как в качественный, так и в количественный подход.

Авторское употребление названий интервью не относится к какой-либо классификации, стоит в стороне от сложившейся традиции и часто не претендует на то, чтобы стать общепринятой нормой. Множественность критериев, вероятно, объясняется сложностью самого метода и активным его применением в самых разных областях деятельности. Допустим, термин «открытое интервью», определяемый М. Кристофферсеном и В. Андерсеном1 как саморазвивающийся и самостимулирующийся процесс уточнения, совершенствования, тщательной разработки темы, широкого употребления не нашел и употребляется скорее в качестве авторского.

Типология интервью

Все множество видов, подвидов и разновидностей подвидов интервью специалисты располагают на нескольких континуумах. Чаще всего предлагают следующие шкалы: качественные—количественные, жесткие — мягкие, стандартизированные — нестандартизированные, структурированные—неструктурированные, формализованные—неформализованные, направленные—ненаправленные, фокусированные—нефокусированные, директивные—недирективные, личные—групповые, открытые—закрытые интервью и др. Если присмотреться к предлагаемым континуумам интервью внимательнее, то окажется, что некоторые типологии пересекаются, нестрого разграничиваются, а иногда означают одно и то же, но выраженное разными словами. Так, стандартизация, формализация и структурированность как основания классификации видов интервью весьма близки, особенно первые два, и нередко употребляются как синонимы.

Несмотря на это, некоторые специалисты все-таки пытаются навести классификационный порядок в методическом хаосе. В частности, Н.В. Веселкова, присоединяясь к точке зрения С. Джонса, Н. Филдинга и С. Конроя, пишет о том, что стандартизация (от англ. standard — установленный образец, норма, сведение к стандарту) — это унификация параметров интервью в рамках конкретного исследования. Для каждого исследования принимается свой стандарт интервью. Только при условии стандартизации можно говорить о сопоставимости данных. В отличие от этого формализация (от лат. forma — вид, образ) — это строгое определение элементов (формы вопросов), упорядоченная совокупность которых и образует форму целого (инструментария интервью). Ярким воплощением служит формализованное интервью, где вопросы и ответы на них четко определены для всех интервьюеров, и они не имеют права от них отступать. Зато в неформализованном интервью ничего подобного нет. Таким образом, когда говорят о стандартизации, то методисты подразумевают предъявление определенных требований к ситуации и процедуре интервью, а под формализацией понимают определение внешнего вида инструмента, формулировку вопросов и закрытий к ним. Под структурированием (от лат. structura — строение) понимается установление устойчивых связей между элементами интервью, установление между ними стилевого соответствия, упорядочивание их. Под недирективностью обычно имеется в виду мастерство нейтрального (несуггестивного) опроса, нацеленного на минимизацию «эффекта интервьюера». В определенном смысле недирективность является стандартом любого интервью, в том числе формализованного, и распространяется только на зондажные вопросы о мнениях.

Обобщив всевозможные типологии, мы придем к выводу о том, что виды интервью различают по трем главным критериям — степени стандартизации вопросов, числу обсуждаемых тем и количеству опрашиваемых. Наибольшее количество подвидов дает первый критерий, а именно то, в какой степени стандартизирована ситуация беседы, т.е. насколько жестко и подробно разработаны правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения.

В зависимости от степени стандартизации вербального диалога выделяют два основных вида интервью:

1. Формализованное интервью (беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открытыми вопросами. Этому виду можно было бы дать максимальную оценку по шкале стандартизации, если бы мы ее построили.

2. Неформализованное интервью* (длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера). Оно характеризуется минимальным уровнем стандартизации.

По второму критерию — числу обсуждаемых тем — виды интервью подразделяются на:

1. Фокусированное, или направленное*, интервью (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен, может быть формализованным и неформализованным). На воображаемой шкале стандартизации этот вид занял бы промежуточное положение, поскольку представляет собой следующую ступень к уменьшению предписанности и несвободы во взаимодействии интервьюера и опрашиваемого.

2. Нефокусированное (ненаправленное) интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Здесь царствует тематическая солянка, вопросы на самые разные темы перемежают друг друга, не образуя логической последовательности.

Фокусированным, на наш взгляд, является лишь такое интервью, которое посвящено одной теме и позволяет ее рассматривать с разных сторон. Когда начинают трать с терминами «фокус» и «фокусировка», получают множество нелепостей. У одних появляется фокусировка на источнике информации (тенденция некоторых слушателей оценивать источник информации, а не саму информацию), у других — фокусировка на респонденте, например, в том случае, если последний чем-то не нравится. Третьи говорят о фокусировке на фактах (когда факты вторичны по отношению к мыслям и идеям).

В самостоятельный класс выделяют даже интервью, фокусирующееся на предмете, и «самофокусирующееся» интервью5. Можно еще фокусироваться на эмоциях, переживаниях опрашиваемого, окружающей обстановке и т.п. Расширение смысла в данном случае не идет на пользу науке, так как фокусировка вовсе не равнозначна переносу внимания человека с одного предмета на другой. Фокус, как учит нас физика, должен быть один. Иначе это не фокус, а нечто иное.

Фокусированное и свободное интервью обычно используется при опросе экспертов, где надо полнее учесть содержание высказываний высококвалифицированных специалистов. Те же разновидности опроса применяются в поисковых, разведывательных исследованиях, когда социолог только «нащупывает», т.е. определяет, содержание и границы проблемной ситуации.

Формализованное интервью может быть фокусированным (целенаправленным, направленным, концентрированным), т.е. посвященным изучению одной темы, интересующей исследователя, и нефокусированным.

Поскольку параметр фокусированное/нефокусированное относится как к формализованному, так и к неформализованному видам интервью, то все вместе они образуют своего рода логический квадрат (рис. 2.1). Так, в единое целое сплетаются два главных вида интервью, выделенных по степени стандартизации задаваемых вопросов (формализованное и неформализованное) и числу обсуждаемых тем (фокусированное и нефокусированное). Их соединение возможно потому, что оба критерия не исключают, а дополняют друг друга. Соответственно дополнительными надо считать и четыре вида интервью.

По третьему главному критерию виды интервью подразделяютсяна:

1. Индивидуальное, или личное, интервью (беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей).

2. Групповое интервью (беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.

Три вида интервью, каждый из которых обязательно имеет две разновидности, также не противоречат друг другу и образуют новое единство, которое можно изобразить при помощи куба (рис. 2.2).

Логические квадрат и куб — всего лишь пропедевтические приемы, используемые для того, чтобы более наглядно, образно, зримо донести до читателя простую мысль: три главных вида интервью построены на разных (непересекающихся друг с другом и непротиворечащих одно другому) осях, связанных между собой чем-то, что напоминает декартову систему координат. Действительно, как в геометрическом изображении физического пространства материальный предмет имеет ширину, длину и высоту, так и один вид интервью способен иметь три размерности, например, быть формализованным, нефокусированным, групповым. Так и материальный предмет имеет ширину, длину и высоту.

Нефокусированные виды неформализованного интервью широко применяются в психологии. К ним относятся ассоциативные опросы и тесты. В социологии нефокусированные виды свободных интервью применяются редко.

Помимо указанных трех главных критериев классификации видов интервью — стандартизация вопросов, число тем, количество опрашиваемых — существуют дополнительные. Так, например, каждый из трех охарактеризованных типов интервью может различаться по длительности проведения исследования. Иными словами, интервью может быть однократным (разовым) или многократно повторяться (через определенный промежуток времени). Во втором случае оно приобретает статус повторного или лонгитюдного исследования.

Еще одним дополнительным критерием классификации выступает место проведения интервью. Выделяют следующие его разновидности.

Интервью по месту жительства. В домашней обстановке человек располагает большим временем. В привычных условиях oh охотнее отвечает на острые вопросы, требующие сообщения критической информации об отрицательных фактах и явлениях. Беседа приобретает менее официальный характер, чем в служебном помещении. Домашняя обстановка настраивает на достаточно длительное интервью с высокой степенью концентрации на проводимом обследовании. Для маркетолога этот способ ценен еще и тем, что легко устанавливаются доверительные отношения, возможен показ образцов товара, рекламных материалов и т.п. Желательно предварительное согласование сроков интервью по телефону. Однако это дорогой метод сбора данных.

Интервьюирование посетителей магазинов. Компании, проводящие такие обследования, могут в крупных магазинах иметь свои офисы. Посетители магазина опрашиваются интервьюером в помещении магазина или могут приглашаться для дачи интервью в офис. С помощью данного метода без использования специальных методических подходов трудно обеспечить репрезентативность результатов обследования и вдумчивое отношение опрашиваемых к задаваемым вопросам. По сравнению с первым методом данный метод является более дешевым.

Интервью по месту работы, например в офисе. Интервью по месту работы, занятий, может проходить в служебном помещении. Для многих категорий респондентов именно трудовая обстановка является более привычной, естественной и располагающей к продуктивному обмену мнениями. Это наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с трудовой или экономической тематикой. Преимущество производственной среды заключается в том, что вокруг находятся предметы, которые активизируют сознание в нужном направлении, могут подсказать или напомнить нечто важное. В маркетинге подобные интервью используются обычно при сборе информации о продукции производственно-технического и офисного назначения. Этот метод по существу обладает теми же достоинствами и недостатками, что и первый метод, однако имеет более высокую стоимость проведения, обусловленную использованием более квалифицированных интервьюеров и затратами рабочего времени, которое оплачивается фирмой.

По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие (третий дополнительный критерий). В первом случае интервьюеру разрешается грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление. Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии. Мягкое интервью предполагает вежливое обращение с опрашиваемым, употребление всевозможных этикетных правил и формул. Самый распространенный стиль ведения интервью находится где-то посредине и напоминает деловые переговоры двух уважающих свои и чужие права партнеров. В фокусированном интервью исследователь поддерживает все высказывания респондента, относящиеся к существу вопроса, и пресекает (в вежливой форме) высказывания, таковыми не являющиеся. Стиль ведения здесь остается мягкий, поскольку не допускаются никакие грубости по отношению к опрашиваемому. В то же время в нем сохраняются элементы директивности, присущие жесткому стилю.

Четвертым дополнительным критерием выступает целевая заданность. Интервью бывает диагностическим, если используется психиатром для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни. Интервью называется клиническим, если используется как метод терапевтической беседы с пациентом с целью оказать ему психологическую помощь, например, избавиться от навязчивой идеи. В подобной беседе психолог интересуется уже не только явным, но и скрываемым (сознательно или бессознательно) содержанием ответов человека, а также их контекстом: тоном разговора, непроизвольными запинками, оговорками или жестами, которые, способны сообщить множество дополнительных сведений о поведении пациента. В социологии они используются редко (если не обращаться к клинической социологии), а потому мы останавливаться на них не будем.

Как бы ни разделялись или классифицировались интервью, их общая черта — доверительная обстановка при разговоре. В социологическом опросе этого не требуется, ведь анкета — безличный документ. Она дает статистически средние данные. Но интервью глубоко персонально. По ходу беседы ученый меняет порядок вопросов, в зависимости от сказанного задает новые, выясняя подробности, которые он до того не знал.

Интервью. Биографическое интервью. Понятие и виды

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Интервью. Биографическое интервью. Понятие и виды

интервью биографический социология собеседник

Интервьюм — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. Качественные интервью используются в разных областях деятельности, различаются своей драматургией.

1. Допрос. Особенности: (а) жесткая, властная иерархия общения (б) очень высокая степень недоверия интервьюера (следователя) к показаниям, (в) интервьюируемый заинтересован в сокрытии правды. достоверность таких интервью сомнительна.

2. Интервью при приеме на работу. Интервьюер, представляющий работодателя, единственный режиссер, общение не имеет иерархического характера, как при допросе, носит открытый, доверительный характер. допускается искажение информации

3. Терапевтическое интервью. Цель не получение информации, а лечение интервьюируемого.

4. Исследовательское интервью, биографическое. цель — получение достоверной информации. оно должно быть лишено всяких признаков иерархического общения.

Биографическое интервью (фактологическое) — это структурированная беседа, в ходе которой специалист собирает подробную информацию о жизненном пути человека, начиная с самого детства. важны описания основных жизненных событий и взаимоотношения человека со значимыми людьми, отражающие его характер. необходимо выявить ключевые, поворотные события, в которых проявляются основные мотивы и интересы человека. три вида биографического интервью, которые различаются по структуре и содержанию:

1. Лейтмотивное интервью. Респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и ее продолжить, чтобы усердие рассказчика и склонность к повествованию были использованы с наименьшими потерями.

2. Нарративное интервью. Собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий.

3. Открытое интервью. Интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который — по типу повседневного разговора — задает наводящие вопросы.

Классификация «историй»

Важно различать биографические (автобиографические) истории и устные истории. Устная история — это фактуально точное воссоздание определенных исторических событий. В ее фокусе — историческое знание о событиях, процессах, движущих силах и причинах. Устные истории, используются для накопления исторического и фактического знания. В социологии принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные.

Полная «история жизни» очерчивает весь жизненный опыт субъекта — от колыбели до могилы (не требует большого объема и степени детализации).

Тематическая «история жизни» отличается от полной тем, что она относится преимущественно к одной стороне или фазе жизненного цикла субъекта.

Отредактированная «история жизни» может быть и полной, и тематической. основная особенность — ведущая роль социолога-интерпретатора, организующего биографический материал в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы.

Определение биографического метода в социологии

Биографический метод — сбор и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности при помощи биографического интервью или анализа биографических данных (мемуаров, записок, дневников).

Биографические данные в социологии — основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности. значимые социальные связи, мотивы действий получают убедительное освещение «с точки зрения деятеля».

основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни — карьере, межличностным отношениям и т.п. Некоторые предлагают терминов «биографический метод» или «история жизни» использовать термин «история отдельного случая» подчеркивающий избирательный, селективный характер жизнеописания.

В социологии «истории жизни» использовались для изучения социальных меньшинств

Истоки биографического метода в социологии

В 1920-40-х гг. биографический применялся представителями Чикагской школы. в 1920-е гг. чикагский социолог К. Шоу изучал подростковую преступность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненные полицейскими и судебными документами, результатами медицинских освидетельствований и т.п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как «историю случая».

Первой собственно социологической работой, «узаконившей» использование личных документов, писем и автобиографий в анализе социальных процессов, стала опубликованная в 1918-1920 гг. книга У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и в Америке». Томас и Знанецкий предполагали, что исследование, базирующееся на «историях жизни», позволит выйти к более широким обобщениям, касающимся социальных групп, субкультур, классов и т.п.

Особенности и значение биографического метода

По мнению Мещеркиной, понять и изобразить себя в собственном развитии и изменении, описать эти процессы с учетом наблюдающих и оценивающих партнеров по интеракции — все это совмещено в концепции биографического как диалектике индивидуального участия и институционального влияния.

социальное биографическое исследование направлено на то, чтобы изучить и реконструировать биографические ориентации и формы упорядочения биографий в коммуникации и институциональной сфере.

Н. Дензин «…биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания.

фундаментальная особенность биографического метода — его направленность на воссоздание исторической, развернутой во времени перспективы событий.

Направленность биографического метода на то, чтобы представить субъективный опыт деятеля через его собственные категории и определения, требует какого-то переосмысления критериев объективности исследования. Сопоставление точек зрения и сведений, полученных с помощью разных методов и (или) из разных источников, позволяет полно и достаточно объективно воссоздать не только внешнюю картину событий, но и их субъективный смысл для участников. Такой тип исследовательской стратегии обозначают как множественную триангуляцию. (Н.К. Дензин: триангуляция — это использование «разносторонних методов в анализе одних и тех же эмпирических событий», поскольку каждый метод «предполагает различную линию действия по отношению к реальности» и «каждый метод позволяет открыть ее различные аспекты», необходимо использовать различные методы, чтобы дать проявиться этим различным аспектам.)

Подготовка и проведение интервью

Четкая формулировка цели уменьшает вероятность непонимания со стороны. Цели интервью определяются многими факторами.

Назначая ее время и место, необходимо учитывать пожелания собеседника. Подготовка вопросов проводится после того, как определены цели интервью, изучены все возможные вспомогательные материалы, а также назначены время и место встречи. Вопросы должны соответствовать цели интервью.

Классификация вопросов

целевая направленность прямых вопросов — побуждают собеседника к прямому и конкретному ответу. Прямой вопрос эффективней непрямого. непрямой вопрос бывает полезным для замены прямого, нелицеприятного вопроса. Прямые вопросы и конкретные ответы на них — самый эффективный вариант вопросно-ответного общения.

Вопросы делятся на: открытые и закрытые.

Первые носят наиболее общий характер ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием. открытые вопросы более демократичны. Преимущества открытого вопроса:

· побуждает собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая;

· дает собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события;

· ориентирует человека на размышления, анализ своих поступков;

· ставит интервьюера перед необходимостью внимательно слушать и наблюдать.

Недостатки открытых вопросов:

· могут спровоцировать длинный ответ, не всегда применимы в условиях лимита времени;

· способны смутить собеседника, не привыкшего отвечать на общие вопросы;

· могут вызывать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;

· необходимость задавать уточняющие вопросы,

закрытые вопросы требуют утвердительного или отрицательного ответа. используют их, когда нужно получить жесткую, прямую реакцию собеседника

Преимущества закрытых вопросов:

· позволяют репортеру получить конкретную информацию, не дожидаясь размышлений собеседника;

· экономят время, т.к. предполагают быструю реакцию и краткие ответы;

· дают возможность «разогреть» собеседника, не требуя от него серьезной работы ума.

Недостатки закрытых вопросов.

не стимулируют развитие диалога. Большинство закрытых вопросов биполярны. Закрытые вопросы оказываются слишком примитивными для серьезных, мыслящих собеседников, влекут за собой череду дополнительных вопросов.

Открытые вопросы предпочтительнее, т.к. в речи собеседника могут возникнуть образы и картинки. могут всплыть драматические сюжеты, истории из прошлого., ответы на открытые вопросы выигрышнее цитировать.

Чтобы избежать возможных негативных последствий закрытого вопроса, стоит использовать комбинированный вопрос — «закрытый + открытый.

Технология ведения интервью в форме открытых вопросов основана на шести вопросительных местоимениях, которые оформляют вопросительные предложения, побуждающие собеседника к передаче определенной позитивной информации: кто? что? где? когда? как? почему? (в отечественной традиции нередко добавляется — зачем)

Первичная функция вопроса — побуждение собеседника к позитивному обмену информацией.

В зависимости от функциональных задач второстепенные вопросы можно разделить на следующие группы:

Уточняющие вопросы. задавать после неясного или двусмысленного ответа на основной, чтобы не выдвигать предположения в связи с недостатком или искажением информации. можно задавать в разных формах:

· перефразировать сказанное собеседником Из всех уточняющих вопросов этот самый надежный.

· Запросить пример для иллюстрации сказанного.

· Запросить дополнительную информацию или данные.

Развивающие вопросы. В вопросе, как эхо, используется предыдущее высказывание героя. в вопросе выражается интерес к чувствам героя, развивает эмоциональный аспект содержания разговора

· Для развития разговора собеседнику предлагается расширить тему

Контрольные вопросы. Задаются, когда нет объективных подтверждений того, что было сказано собеседником, и нет возможности перепроверить сообщаемую информацию.

Уличающие вопросы. Применяется в случае явных противоречий в ответах.

Количественные вопросы. Ответы вносят ясность и точность в разговор

Гипотетические вопросы. спрашивающий хочет получить ответ на вопрос, что произойдет, если совершится (совершается или уже совершилось) подразумеваемое. побуждают собеседника заняться прогнозами, пофантазировать о перспективах объекта беседы или возможных последствиях его действий.

Проективные вопросы. Помогают глубже изучить характер собеседника, определить потенциал его внутреннего мира.

Переходные вопросы. Служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему.

Пассивные и мимические вопросы. вербальное или невербальное побуждение собеседника продолжить разговор. задаются в форме кратких выражений, которые посылают сигнал о включенности собеседника в

Молчаливые («немые») вопросы. Стимулируют диалог без слов, только с помощью паузы.

Вопросы, которых следует избегать:

Риторические вопросы.

Подсказывающие (упреждающие) вопросы: могут проявляться в разных формах:

· включать в себя избыточные слова, подробности, исходящие не от собеседника;

· содержать лимитированное количество вариантов ответа;

· выключать оценочный компонент в ответе собеседника.

Льстивые вопросы. Провокационные вопросы. Перегруженные вопросы. Два вопроса в одном. «Глупые» вопросы.

Регистрация ответов опрашиваемых

Запись в процессе интервью. Может быть дословной с применением стенографии. по окончании интервью должно быть немедленно расшифровано, так как детали легко забываются. интервьюер обязан постараться вспомнить интонации, особенности поведения респондента, выражение его лица, жестикуляцию, мимику.

Ведение записей во время разговора отвлекает собеседника, вызывает беспокойство. Возможен вариант разделения труда между интервьюером и протоколистом.

Механическая звукозапись. Достоинства: максимальная тщательность регистрации ответов, возможность дальнейшего анализа компетентными специалистами, освобождение интервьюера от записи. недостатки: скованность людей перед микрофоном, которая препятствует созданию искренней обстановки. с использованием скрытых микрофонов связаны серьезные моральные и юридические проблемы.

Запись по памяти — способ регистрации ответов после интервью. Преимущества: в ходе интервью не нарушается контакт с респондентом, повышается уверенность в анонимности. недостатки. опасность того, что будет сделан особый акцент на тех словах респондента, которые покажутся интервьюеру наиболее значимыми в силу личных предпочтений. Менее существенные, ответные реакции опрашиваемого могут исчезнуть при записи. Регистрация по памяти ведет к потере информации. Достоинства метода возрастают при использовании двух интервьюеров: Полевое кодирование — это кодирование ответов в самом процессе интервью, т.е. исследователь отмечает соответствующий номер кода возможных вариантов ответов.

Реконструкция рассказанных историй жизни

Все интервью вместе с заметками и биографическими данными подлежат общему анализу. первый анализ ведет к предварительной типизации рассказчиков (например, по социальному статусу). Наибольшее внимание, — в противовес критериям репрезентативности, — уделяется редко встречающимся случаям. Теоретически они могут быть интереснее «нормальных», часто встречающихся, поскольку они показывают границы нормы изучаемого феномена. Кроме того, они могут сигнализировать наступление социальных изменений.

Отбор при теоретической выборке ориентирован на теоретически интересный случай с целью выделить при контрастном сравнении различные типы. Контрастное сравнение отдельных случаев — следующий шаг анализа после проведения анализа случая.

Транскрипция. получаем удобный носитель информации — текст. Во время этой процедуры происходит вторичное проживание состоявшегося разговора, осмысление и оценка поведения обоих сторон, пауз, атмосферы в целом. на стадии транскрибирования можно отследить нарративные потоки, логику респондента, прерывы в изложении, увидеть собственные ошибки, Отобранные для оценки интервью транскрибируются в соответствии со слышимым оригиналом без оглядки на правила письменного языка и без исключений «лишних» фраз. С этой целью сохраняются особенности повседневной речи, междометия, субкультурная специфика. переводя слышимое в текст, необходимо проставить пунктуацию в соответствии с интонацией и ритмом речи респондента.

Одно из требований транскрипции — фиксация пауз, обрывов речи, междометий, всех паралингвистических реакций, что имеет под собой теоретическое обоснование, далее транскрибированный текст подлежит фрагментации. Преследует чисто формальные цели, — разобраться, как членится текст по следующим критериям: тематически (появление и смена сюжетов), смена говорящих (включение в разговор интервьюера), смена видов текста (рассказ, описание, аргументация). выкристаллизовывается более дробная структура текста, состоящего из множества последовательных секвенций — нарративных фрагментов. Их статус в последующем интерпретационном процессе во многом зависит от того, к какому виду текста они принадлежат.

Виды текстов — рассказ, описание, аргументация

Рассказы содержат отдельные цепочки прошлых событий (реальных или воображаемых), которые связаны или временем или причиной-следствием. подвиды рассказов:

· сообщение как изложение событий с малой проработкой ситуаций и выделением однолинейной цепочки событий («телеграфный стиль»);

· истории, отражающие незаурядные события и отмечены значительной проработанностью деталей; они локализованы во времени, пространстве и связаны с конкретным человеком;

· эпические рассказы ограничиваются описанием главного события, вокруг которо остальные события с множеством описательных расширений, уплотняющих время;

· драматические рассказы соединяют в общую линию несколько событийных цепочек;

· рассказ — доказательство служит цели укрепления аргументации, убеждения собеседника;

· оценка, особенно вводная, служит оправданию самого факта рассказа; более ясно раскрывает смысл событий и оправдание описываемых событий.

Описания отличаются от рассказов тем, что представляют собой статичные структуры, имеющие характер моментального снимка. Уплотнение описания связано с насыщением событий деталями, но при этом отсутствует их процессуальный ход.

Аргументации — элементы текста, отсылающие к общим представлениям, стереотипам, теориям, авторитетным и экспертным мнениям и т.д.

Оценка историй жизни. В реконструкции текстов основополагающее значение имеют два принципа: принцип реконструктивного анализа и принцип селективности.

Реконструктивный анализ избегает встречи текста с уже установленными системами классификаций и переменных. Вместо этого эмпирический материал постепенно насыщается гипотезами, которые проверяются на последовательно подлежащих анализу частях текста, какие-то гипотезы не выдерживают проверки эмпирикой, какие-то верифицируются, затем строятся выводы и следствия. Цель подобного анализа — в поиске структуры общего типа на основе реконструкции конкретно данного социального феномена.

С принципом селективности связан процессуальный характер социального действия, т.е. каждое действие представляет собой выбор между некоторыми альтернативами, которые возможны в соответствующей ситуации действия. На этих размышлениях строится секвенциональный анализ: «Интерпретировать — значит реконструировать значение текста по линии события». Секвенциональный анализ означает 1) генерирование возможных гипотез по поводу эмпирических данных, 2) формулирование следствий из гипотез о возможном дальнейшем развитии (гипотезы-следствия) и 3) контрастирование или сравнение с фактически произошедшим событием (эмпирический тест).

В случае биографического анализа рассказанных историй жизни секвенциональный анализ мыслится в двух аспектах: генетический анализ, т.е. анализ процессов воспроизводства и трансформации в биографии, и текстуальный анализ, т.е. анализ биографии как конструкта в плоскости рассказа.

В генетическом анализе речь идет о реконструкции наслоений опыта и пережитого в истории жизни в порядке хронологического времени. Реконструируется не только контекст события, но и действия-проблемы субъекта, альтернативы, которые субъект имеет в этой ситуации. Отдельный факт биографии рассматривается независимо от знания того, что имеется в жизненной истории, а также независимо от того, какой дальнейший путь был выбран рассказчиком. По поводу этого факта выдвигаются различные прогнозы. Важно прогнозировать не только вероятные структуры данного случая, но и условия), при которых возможны трансформации, изменения. После анализа первого факта анализируется следующий, который появляется в рассказе, и все они остаются вне оценок и комментариев самого субъекта. Затем вновь задается вопрос, какие последствия могут проистекать из «новых» биографических данных. секвенциональный анализ шаг за шагом отбрасывает многие гипотезы, так что в конце анализа сохраняются определенные структурные гипотезы в качестве наиболее вероятных.

Секвенциональный текстуальный анализ. задачи — реконструкция биографической целостности рассказа о жизни, оценка попыток рассказчика связать события тематически и темпорально в единое целое. В основе предпосылка, что рассказанная история жизни состоит не из случайной цепи пережитых событий, а из отобранных историй. Это селекция взаимосоотнесенных тем, которые образуют между собой плотную сеть отсылок или указаний друг на друга. Отдельные темы — элементы одного тематического поля. цель — понять, как рассказчик изображает свою жизнь, какие механизмы управляют отбором и связями отдельных тем. Интерпретация секвенцирования аналогична анализу объективных данных биографии: в соответствии с построением текста анализируют секвенцию за секвенцией.

При генетическом анализе реконструируется последовательность событий жизни, а при текстуальном — на какие секвенции разделен или расслаивается текст. Генетический анализ текста, предполагает анализ целостного образа рассказа и его структуры соответственно этим основам.

После секвенционального анализа текста и генезиса биографии оба уровня анализа сравниваются. на пересечении или на различиях между биографическим опытом и пережитым, темпоральными и тематическими связками современной перспективы рассказчика обнаруживается структура случая / биографии.

Сложности, возникающие в процессе анализа и интерпретации биографического материала

Применение причинных моделей к анализу «историй жизни» требует использования процедур аналитической индукции. обобщения, построенные на нескольких «историях жизни», могут быть уточнены, дополнены или опровергнуты лишь при сопоставлении с новыми, отобранными по теоретически-релевантным признакам, случаями.

Все респонденты, рассказывающие свои «жизненные истории», анализируют свое прошлое (и предугадывают будущее) с точки зрения конкретного, «вот этого», момента своего личностного развития, обычно стремясь дать социально-одобряемую и согласованную картину жизни как целого.

Источники данных в историографии принято делить на первичные и вторичные. первичные те источники, которые содержат непосредственные свидетельства очевидцев или прямых участников событий, а ко вторичным — свидетельства или рассказы тех, кто не присутствовал при описываемых событиях. достоверность и надежность документов тем выше, чем уже аудитория, к которой адресуется автор,

Получение данных при помощи личного разговора социолога и опрашиваемого не избавляет от необходимости проверить фактическую правдивость биографических сведений. Один из подходов к объективному анализу исторических данных и поступков деятеля — концепция «идеальных типов».

М. Вебер: идеальный тип некую социокультурную модель, служащую орудием теоретического понимания. Идеальный тип — абстрактная конструкция, которая может и не существовать в реальности, но позволяет ученому понять и объяснить реальность. Пример идеальных — «нуклеарная семья», «капитализм», «целерациональное действие» и т.п.

Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания «историй жизни»:

«Шаг 1. исследовательские проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.

Шаг 2. Отберите субъекта или субъектов, форма сбора биографических данных.

Шаг 3. Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта, имеющие отношение к интересующей проблеме. события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив (триангуляция) таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.

Шаг 4. интерпритация событий следуя естественному, или хронологическому, порядку.

Шаг 5. анализ всех утверждений и сообщений с точки зрения их внутренней и внешней валидности

Шаг 6. окончательное решение о достоверности источников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.

Шаг 7. проверка предварительно сформулированных гипотез, поиск опровергающих примеров. Продолжайте модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.

Шаг 8. черновой набросок всей «истории жизни» и ознакомьте с ним исследуемых, чтобы узнать их реакцию.

Шаг 9. Переработайте исследовательский отчет, изложив события в их естественной последовательности и учтя замечания исследуемых субъектов. Представьте в отчете те гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключении остановитесь на теоретической значимости ваших выводов и перспективах дальнейшего исследования».

Нарративный анализ как разновидность биографического метода.

Термин «нарратив» («рассказ», «повествование») — «разговор, специально организованный вокруг последовательных событий междисциплинарность относит его к интерпретативному направлению социальных наук. Пример: книга С. Тайлора и Р. Богдана «Введение в качественные методы исследований» опубликованная в 1949 году.

Ф. Шюце: рассказы — «элементарный институт человеческой коммуникации. принципиальное значение придается тому, как он строится и каковы имплицитные принципы и правила, позволяющие рассказчику делать его связным и понятным для слушателя. Правила, выделенные В. Кальмейером и Ф. Шюце, являются подгруппой структурных элементов коммуникации, известных в литературе как «идеализации» (А. Шюц), «постулаты» или «максимы» речевого общения (А. Грайс, Б. Лакофф), «базисные правила» (Г. Гарфинкель, А. Сикурел), и относятся в первую очередь к процессу повествования. Эти имплицитные правила или требования (имплицитные в том смысле, что рассказчик может не отдавать себе отчет, что он действует в соответствии с ними) Ф. Шюце называет цугцвангами и делает акцент на трех из них:

Целостность и законченность. необходимость заканчивать начатое повествование отдельных сюжетов и эпизодов своей жизни и делать понятной их взаимосвязь для слушателя. Сгущение. рассказчик останавливается только на тех обстоятельствах и событиях, которые он считает наиболее значимыми и имеющими решающее значение. Детализация. события, о которых говорится, излагаются в исторической последовательности и взаимообусловленности друг с другом и с жизненным опытом рассказчика. Средствами нарративного анализа можно изучать тендерное неравенство, расовую дискриминацию и другие практики власти.

Биографическо-нарративное интервью

задачи: стимулирование респондентов на рассказы о своем жизненном опыте и предоставление им свободы в выборе тем и сюжетов повествования. Нарративное интервью обращается к действию, компетентность которого ограничена повседневностью, чтобы сделать его целью социально-психологического анализа. Методическую проблему здесь представляет заказ интервьюера рассказывать о своей жизни под углом определенной тематической перспективы, что ставит высокие требования к «ретроспективной компетенции».

Стратегия проведения биографического нарративного интервью

1-й этап: начало интервью и основной рассказ. кратко формулируется просьба или общий вопрос («нарративный импульс»), цель — стимулировать респондента к биографическому повествованию

2-й этап: «фаза нарративных расспросов». делаются уточнения, проговариваются неясные моменты.

основные типы нарративных вопросов:

1. Обращение к определенному периоду в жизни:

2. Обращение к теме, упомянутой в рассказе:

3. Обращение к упомянутой ситуации:

4. Обращение к упомянутому в рассказе аргументу с целью уточнения:»

5. Вступление к сценическому воспоминанию:

3-й этап: заключительная часть.

Анализ текстов нарративных интервью

1-й шаг: формальный анализ текста. удаление из первоначального текста всех ненарративных пассажей и фрагментов и разбивке «очищенного» текста на формально последовательные части. формальные части — куски цельного рассказа, в которых говорится о событиях, имевших свое начало, длившихся некоторое время и завершившихся.

2-й шаг: содержательное структурное описание самостоятельных, не пересекающихся во времени этапов жизненного пути. Выделяются высшие точки ситуаций, коллизий, драматические поворотные пункты или постепенные изменения. Результат-суждения по поводу отдельных биографических этапов.

3-й шаг: «аналитическая абстракция». Результаты отделяются от специфики и конкретики этих этапов, и на основании сравнения абстрагированных суждений вырабатывается общая для отдельной биографии «формула», в которой выражена доминирующая структура биографических процессов и жизненного опыта.

4-й шаг: «анализ знаний». анализ отсеченных ненарративных фрагментов, содержащиеся как в самом повествовании, так и в заключительной «теоретической» фазе интервью

5-й шаг: сравнительный анализ с использованием стратегий «минимального» и «максимального» контраста. нацелена на поиск общих характеристик, которые объединяют на абстрактном и формальном уровне различные по содержанию биографические эпизоды. приводит к образованию системы категорий, описывающих базовые характеристики биографических процессов и структур. категории: биографический проект, биографическая траектория, трансформация биографической траектории, биографический потенциал и пр.

6-й шаг: построение теоретической модели. дает ответ на главный вопрос исследований.

Размещено на Allbest.ru

Собеседования до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров.

Собеседование — встреча с потенциальным работодателем или его представителем при приеме на работу. Цель собеседования — познакомиться воочию, понять, насколько работодатель и соискатель подходят друг другу, а также обсудить детали сотрудничества. На собеседовании работодатель задаёт вопросы, касающиеся образования соискателя, его опыта, полученных навыков и знаний. Также возможны вопросы личного характера: цели, устремления в жизни, чего соискатель хочет добиться, какие у него планы.

задачи собеседования:

1. Личное знакомство с претендентами (сотрудниками), определение их качеств, заинтересованности в работе, соответствия требованиям организации и должности; сравнение кандидатов между собой.

2. Информирование об организации и преимуществах работы в ней, содержании служебных функций, особенностях адаптации и необходимых для этого сроках.

3. Выяснение интересов и ожиданий сторон, области их различия и совпадения возможности нахождения согласия, оценка соответствия требованиям организации и должности; сравнение кандидатов между собой.

4. Предоставление претенденту возможности самому оценить, действительно ли он хочет получить эту работу, а сотруднику — степень своего соответствия ей.

5. Оценка личностных свойств, например, честности, способностей, навыков.

6. Уточнение тех или иных неясных факторов, корректировка результатов других форм проверки, например, путем сопоставления письменной и устной информации о человеке.

7. Выявление способности к общению, умению жить в коллективе.

8. Оценка успехов и достижений работников в организации, информировании их о том, насколько их деятельность соответствует существующим требованиям, представление возможности высказать свои соображения, пожелания, обсудить перспективы карьеры.

9. Выявление трудностей и проблем, возникающих при выполнении заданий.

10. Изучение причин неудовлетворенности организацией, увольнения и проч.

Существует ряд проблем, снижающих эффективность собеседований как инструмента отбора кадров.

Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если предыдущий собеседник выглядел особенно плохое то последующий посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у проводящих интервью и такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов внешний, вид, социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их собственные.

Некоторые общие рекомендации эффективного проведения собеседования сводятся к следующему:

1. Установите взаимопонимание с кандидатом и дайте возможность ему или ей чувствовать себя свободно.

2. В ходе всего собеседования концентрируйте внимание на требованиях к работе.

3. Не оценивайте по первому впечатлению. Подождите, пока не получите всю информацию.

4. Подготовьте комплект структурированных вопросов, которые будут задаваться всем кандидатам. Будьте, вместе с тем, достаточно гибки, чтобы исследовать и другие возникающие вопросы.