Социальные риски

Что такое социальный риск?

Термин «социальный риск» включает в себя два ключевых аспекта. Основу конечно же составляет «риск», т.е. наступление некое-го события с негативными последствиями, носящего вероятностный характер (событие может наступить, а может и не наступить), а также «социальный», т.е. относящийся к человеку. Социальный риск охватывает практически все аспекты жизнедеятельности человека, при этом может оказывать негативное влияние не только на конкретного индивида, но и на целую группу людей или общество в целом.

Существует довольно много различных трактовок понятия «социальный риск». Так, социальный риск может быть определен как любая ситуация, или деятельность, угрожающая психическому, социальному, биологическому существованию и дальнейшему развитию личности.

Социальные риски – это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствии спроса на труд (безработица), сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей – утратой источника дохода в случае потери кормильца.

Социальное риски – это, прежде всего риски ухудшения социального положения. Происхождение таких рисков имеют различную природу, но их особенностью является то, что они существуют не только в чрезвычайных ситуациях принятия решений, но и в обычных условиях жизнедеятельности человека и общества.

Социальный риск выражается в вероятности опасных событий (аварий, стихийных бедствий), связанных с гибелью людей или ущербом их здоровью, и описывается распределением этих событий по числу жертв (пострадавших). Социальный риск характеризует тяжесть последствий от случайной реализации определенных негативных событий, например, аварий на объектах техносферы.

Признаки социальных рисков

Социальным рискам присущи следующие признаки:

  1. Всеобщность (социальные риски принимает на себя каждый индивид и общество в целом).
  2. Неизбежность (социальные риски инициируют проблемы, которые нельзя исключить полностью, решить до конца, а можно лишь минимизировать их, управлять ими с той или иной степенью результативностью).
  3. Социальная ответственность всех социальных и профессиональных групп общества (управление социальными рисками приносит успех только при эффективном, партнерском, заинтересованном взаимодействии всех участников процесса).
  4. Потенциальная кризисогенность (социальные риски являются потенциальными источниками, катализаторами прочих кризисов — экономических, политических, демографических).

Виды социальных рисков

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека выделяют следующие виды социальных рисков:

  1. Экономические (безработица).
  2. Физиологические (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть).
  3. Производственные (трудовое увечье, профессиональное заболевание).
  4. Демографические и социальные (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Группы социальных рисков

Выделяют две группы факторов социального риска:

  1. Предвидимые – те, которые можно предугадать, предсказать, проанализировать еще до их наступления. Как правило, этот вид рисков всегда присутствует в обществе и при правильном анализе, их наступление можно спрогнозировать (грядущее сокращение и увольнение сотрудников, увеличение уровня безработицы, проблемные семьи, которые являют собою группы социального риска и нуждаются в поддержке социального работника).
  2. Непредвидимые – те, которые обозначить на априорной стадии анализа риска не представляется возможным, некоторые могут возникнуть впервые; эта группа рисков наиболее сложна для управления (несчастный случай, природный катаклизм). Этот вид рисков является самым трудным для науки, поскольку как-либо просчитать или предугадать его наступление практически невозможно.

Оценка социальных рисков

Исходя из вероятностных и результирующих характеристик социального риска, его можно измерять, оценивать и анализировать, используя следующие показатели:

  • частоту наступления рисковой ситуации в течение года, трудовой и всей жизни человека, используя для этого статистику заболеваний по их видам, несчастным случаям, инвалидности, старости, безработицы;
  • тяжесть финансовых последствий наступивших рисков для наемных работников, связанных с утратой заработной платы, затратами на лечение и реабилитацию, включая профессиональную переподготовку;
  • среднюю продолжительность рисковой ситуации – период между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности;
  • объем финансовых затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всех застрахованных исходя из уровня социальных гарантий, установленных законодательно.

С этой целью применяются различные научные методы (теории вероятности, демографической статистики и долгосрочных экономических и социальных прогнозов), которые объединяются методологией актуарных расчетов. Данные методы оценки вероятности и размеров финансов для компенсации последствий отдельных видов социальных рисков опираются на инструментарий учета «совокупной опасности» и ее финансовой «раскладки» между страхователями.

Для оценки финансовых последствий социальных рисков требуется следующее:

  1. В системе страхования временной утраты трудоспособности важно знать, сколько работников из 100 чел. может заболеть в течение года и какова будет продолжительность их нетрудоспособности, а также сколько потребуется денежных средств, необходимых для оплаты дней нетрудоспособности (оплаты по больничным листам).
  2. В системе страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для оценки профессиональных рисков важной информацией является:
    • частота несчастных случаев и профессиональных заболеваний на стандартизированные группы застрахованных работников (1000 и 100000 чел. соответственно);
    • число дней нетрудоспособности работников, приходящихся на один несчастный случай;
    • степень утраты трудоспособности и продолжительность стойкой утраты трудоспособности по видам последствий производственных травм и профессиональных заболеваний;
    • средний возраст лиц, утративших трудоспособность и ставших инвалидами;
  3. В системе пенсионного страхования важной информацией для оценки последствий рисков старости и инвалидности является набор статистических показателей:
    • удельный вес мужчин и женщин, доживших до пенсионного возраста;
    • средней период предстоящей жизни на пенсии мужчин и женщин;
    • средний возраст инвалидов но группам инвалидности;
    • средний возраст иждивенцев, их удельный вес в структуре получателей пенсий.

Социальные риски можно оценивать, минимизировать и компенсировать. Другими словами, ими можно управлять, осуществляя упреждающие профилактические меры по их снижению.

Страхование социальных рисков

Наступление для работников и членов их семей социальных рисков сопровождается двумя видами неблагоприятных последствий – утратой заработной платы в связи с нетрудоспособностью или безработицей и дополнительными расходами, связанными с лечением, которые являются объектом страховой защиты различных видов социального страхования.

Риск, который выступает объектом социального страхования, по своему характеру является социально-экономическим. Это связано прежде всего с тем, что он охватывает только экономически активное население. Этот риск связан с утратой заработка или иного трудового дохода вследствие невозможности участия в экономическом процессе по уважительным причинам: болезнь, инвалидность, старость, трудовое увечье или профессиональное заболевание, безработица, рождение и воспитание детей.

Страхование социальных рисков или социальное страхование является основной частью системы социальной защиты населения, другой частью социальной защиты является социальное обеспечение. Базовым отличием двух направлений социальной защиты являются различные механизмы финансирования: в социальном обеспечении финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней, в социальном страховании – за счет применения страхового механизма или создания и распределения средств страхового фонда для участников его создания.

Социальная защита населения, в концептуальной форме, включает в себя предоставление минимальных гарантий любому человеку, который оказывается в сложной ситуации, вне зависимости от его вклада в систему социальных гарантий (стаж, взносы). Социальная защита, исходя из сказанного, может представляться как система мер социально-экономического, организационного, правового характера, гарантируемая государством и реализуемая им для обеспечения достойного уровня жизни человека

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Все виды социальных страховых рисков можно разделить на три группы:

  1. Необходимость получения медицинской помощи.
  2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
  3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Поскольку социальные риски носят объективный и массовый (а потому и социальный) характер, формы защиты от них также должны иметь механизмы с массово-общественными характеристиками: обязательные (по закону) – для охвата всех работающих, бремя финансовой нагрузки призваны солидарно нести основные социальные субъекты – работодатели и работники (публичный характер взаимного страхования).

Характеристика страховых случаев, условия предоставления социальных услуг, их виды и размеры материального обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию определяются законом.

ПСО зачет

Понятие социального обеспечения. Государственная система социального обеспечения.

Соц обеспечение — форма выражения социальной политики гос-ва, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) гос. социальное обеспечение,

2) негосударственное социальное обеспечение.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

1) гос. Соц. страхование, это система, созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также в иных случаях предусмотренных российским законодательством

2) гос-ное соц. обеспечение, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети

3) гос-ная соц. помощь. материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, установленных для данных категорий.

Социальный риск: понятие, значение виды.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

· экономического характера (безработица);

· физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);

· производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

· демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Социальные риски

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

2.3.4. Риски социума (социально-экономические риски)

Социально-экономические риски (или риски социума)- риски, причинами реализации которых являются действия организованных или неорганизованных групп людей и отдельных их членов, действующих в интересах данных групп. Сюда относятся все решения и поступки отдельных людей и групп, совершенные ими в соответствии с «психологией толпы», корпоративными интересами, государственными интересами, национальной идей и т.д.

Для фирмы-производителя реализация риска увеличения цен на импортное сырье может быть вызвана принятием правительством государства решения о повышении ввозных пошлин. Соответствующе постановление правительства подписывается конкретным государственным чиновником, обычно, председателем правительства или премьер-министром. Но причиной реализации данного риска нельзя считать «человеческий фактор», связанный с поступком данного лица. Здесь он действует как уполномоченный представитель социальной системы — государства. Он принимает это решение от лица и в интересах этой системы. Поэтому риски, связанные с решениями и действиями различных должностных лиц, государственных деятелей, представителей власти относятся к рискам социума.

Общество, социум — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. В рамках общества действуют и отдельные лица и организации — искусственно созданные социальные группы институционального характера, выполняющие определенную общественную функцию.

Организации являются одними из основных объектов, подверженных рискам и, следовательно, заинтересованных в управлении ими. Одновременно они же становятся возможными источниками рисков для других объектов, поскольку могут действовать независимо исходя из собственных интересов.

Каждый субъект, для которого существует риск, является одновременно участником нескольких систем. Любая организация представляет собой социальную систему, действующую в рамках более крупной социальной системы — государства, где она зарегистрирована. Кроме того, производственная фирма одновременно является участником рынка сбыта (как производитель и продавец), рынка сырья (как покупатель), участником системы социальной защиты (как плательщик взносов), одним их предприятий конкретной отрасли и т.д. И решения всех социальных систем более высокого уровня могут стать для субъекта причиной реализации тех или иных рисков.

Для сложных социальных систем, включающих в себя другие системы (подсистемы), их самостоятельные действия также могут стать причиной наступления различных рисков. Для государства такими подсистемами более низкого уровня являются субъекты федерации, политические партии, социальные группы населения, население отдельных городов и т.д. Даже в рамках обычной фирмы можно выделить различные социальные группы более низкого уровня, которые могут повлиять на ее деятельность. Например, решение профсоюзной организации предприятия или просто группы рабочих может стать причиной реализации риска забастовки.

Существуют различные классификации социально-экономических рисков. Например, в зависимости от типа или уровня социальной системы, действия которой могут стать причиной реализации риска (см. Табл.2.1).

Табл. 2.1. Вариант классификации рисков по уровню социально-экономических систем, порождающих их.

Категория рисков

Социальные системы, действия которых создают неопределенность (риск)

Примеры событий

Политические риски

государство (в лице государственных органов); международные организации (ВТО, ОБСЕ и т.д.)

изменение налогообложения; война; акты политического терроризма; введение эмбарго

Рыночные риски

участники рынка; саморегулируемые организации; общества потребителей

изменение цен и (или) паника на рынке; изменение условий доступа на рынок; заявления общества потребителей

Социальные риски

толпа, неформальные объединения; население страны, города

изменение норм морали; погромы и народные волнения; действия футбольных фанатов

Нетрудно заметить, что все эти системы сильно влияют друг на друга. А, значит, и риски, порождаемые ими, взаимосвязаны. Поэтому любая подробная классификация социально-экономических рисков достаточно условна. В ряде случаев тяжело классифицировать конкретный риск по более мелким категориям.

Пример:

Риск увеличения безработицы в регионе может рассматриваться как

а) политический (так как зависит от социальной политики, проводимой государством и местными властями),

б) рыночный (так как во многом определяется уровнем развития рынка труда и положением предприятий в данном регионе) или

в) социальный (поскольку зависит от уровня образования, демографической ситуации и настроений населения).

И здесь отнесение данного риска к той или иной категории зависит от целей исследования и субъективной позиции исследователя.

Для социально-экономических систем, являющихся участником какого-либо рынка, особое значение имеют связанные с ним риски — рыночные риски. Причиной их реализации является поведение отдельных участников рынка и изменение рыночной конъюнктуры.

Одним из основных участников любого цивилизованного рынка, чьи действия могут серьезно отразиться на всех элементах данной системы, является регулятор рынка. Поступки отдельных рядовых участники рынка (не являющихся монополистами), как правило, могут оказывать воздействие только на их ближайшем окружении (партнерах, контрагентах и т.д.). Однако, одновременные действия всех участников данной системы формируют конъюнктуру рынка и обеспечивают ей большую степень неопределенности.

Если в качестве объекта мы будем рассматривать фирму, а в качестве субъекта — ее руководство или владельцев, заинтересованных в увеличении ее стоимости, то в рамках используемой нами модели конъюнктура будет представлять собой свойства среды, в которой существует объект. Если конъюнктура неблагоприятна, то среда, воздействуя на объект, может привести к нежелательным для субъекта последствиям — уменьшению стоимости фирмы. Поскольку в отношении конъюнктуры всегда существует неопределенность, то можно говорить о существовании рыночного риска для данных субъектов.

Социальные риски в деятельности предприятия

В современных условиях оценка риска является составным элементом теоретической базы принятия решений в политике и экономике. Однако проблемы социального риска и возможностей его коррекции остаются слабо освещенными. Работ посвященных специфике формирования и функционирования социального риска в современных условиях РФ, в отечественной литературе мало. Актуальность проблемы социального риска, отсутствие теоретической и методологической определенности в понимании социального риска, слабая степень изученности факторов, оказывающих влияние на принятие руководством предприятия решений в условиях риска, и однозначность в понимании методов профилактики и преодоления социального риска делает эти риски в настоящее время наиболее актуальными.

Рассматривая проблему оценки социальных рисков, связанных со сферой производства, можно отметить, что цель модернизации промышленности России состоит в создании механизма устойчивого развития народного хозяйства, в обеспечении ее соответствия вызовам XXI века и потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Результаты оценки негативных последствий могут стать основой для принятия управленческих решений на различных уровнях системы управления, так как помогают прогнозировать и минимизировать социальные риски, то есть управлять ими.

В настоящее время на первый план вышли проблемы, обусловленные социальными рисками. Это объясняется тем, что в основном ликвидированы последствия экономического кризиса 1998 года, в стране наблюдается относительная экономическая устойчивость, достигнута определенная политическая стабильность общества, существует достаточно эффективная система предупреждения и ликвидации последствий техногенных и природных рисков.

В методике оценки социальных рисков, используются следующие термины и понятия.

Анализ социального риска, или социальный риск-анализ — процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения, организации или предприятия. Анализ социального риска заключается в использовании всей доступной информации для идентификации (выявления) опасностей и оценки риска до наступления определенного события, обусловленного этими опасностями.

Объект риска — сфера деятельности, общество, организация, человек, для которых возможно наступление негативного последствия.

Оценка социального риска — процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для человека и (или) окружающей его среды. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание.

Риск (от франц. resque — опасность) — вероятность наступления негативного последствия или мера ожидаемого неблагополучия.

Социальные гарантии — границы, пределы реализации социальных прав, признанные обществом необходимыми и возможными с позиций достигнутого уровня развития, наличия ресурсов для их реализации и зафиксированные в виде норм законодательства.

Социальные права — совокупность норм права, определяющих условия жизнедеятельности людей, признаваемых целесообразными с позиций развития личности, социальных групп и общества в целом. Социальные права распространяются на свободное передвижение, выбор места жительства и работы, на справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, равную оплату за равный труд, жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, на образование.

Социальный риск — риск, объектом которого являются социальные права и (или) социальные гарантии.

Степень риска — сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события.

Управление социальными рисками — процесс прогнозирования, оценки и минимизации социальных рисков; системный подход к принятию управленческих решений, процедур и практических мер для предупреждения или уменьшения негативных социальных последствий опасности.

С целью определения социальных рисков были систематизированы все возможные социальные риски (табл. 1.1), выявлены те из них, которые присущи предприятиям (табл. 1.2), а также названы все причины возникновения социальных рисков (табл. 1.3).

Таблица 1.1 — Перечень возможных социальных рисков

Наименование

Группа

Преступность Здоровье Материальное обеспечение населения (семьи) Безнадзорность, беспризорность Социальное сиротство Безработица Социально обусловленные заболевания

наиболее значимые и важные риски, проявления которых можно ожидать с наибольшей вероятностью (параметры, которые отметили от 80 до 100% экспертов)

Политическая ситуация Экономическая ситуация Межнациональные отношения и проблемы Межконфессиальные отношения и проблемы Деструктивное влияние СМИ

значимые риски, проявления которых можно ожидать с достаточной степенью вероятности, но в зависимости от дополнительных условий (параметры, которые отметили от 50 до 80% экспертов)

Миграция Демографическая ситуация Экология Кризис исторических и культурных ценностей

параметры, имеющие частный характер

Таблица 1.2 — Перечень социальных рисков, которые могут проявиться внутри предприятия

Наименование

Группа

Кадровая катастрофа (старение, деквалификация, маргинализация кадров, отток, пассивное отношение к преобразованиям) Снижение качества управления

наиболее значимые и важные риски, проявления которых можно ожидать с наибольшей вероятностью

Инвестиционная непривлекательность предприятия Потеря управляемости предприятием Сокращение финансовых и материально-технических ресурсов

значимые риски, проявления которых можно ожидать с достаточной степенью вероятности, но в зависимости от дополнительных условий

Таблица 1.3 — Перечень причин возникновения социальных рисков

Наименование

Группа

Экономическая ситуация Неэффективная работа управленцев Неразвитость законодательства Низкое качество управления

наиболее значимые и важные риски, проявления которых можно ожидать с наибольшей вероятностью (параметры, которые отметили от 80 до 100% экспертов)

Внешняя угроза Деструктивная деятельность СМИ Традиции семейного воспитания Радикальный либерализм Резкие изменения социально-экономической политики Недостаточное финансирование работы по профилактике социальных рисков

параметры, имеющие частный характер

Социальные риски связаны с уровнем социальной напряженности на предприятии. Социальный риск характеризуется уровнем безработицы, возможностью забастовок, выражением недоверия со стороны работников органам власти на местах, администрации предприятия, вынужденные миграции, низкий уровень жизни населения в регионе.

Можно выделить и ряд «ловушек» для компаний, реализующих инвестиционную политику, а именно: не включение оценки социальных рисков в финансовый анализ; снижение стандартов ведения бизнеса при выходе на другие рынки; отсутствие оценки эффективности и отчетности по социальным программам. Вопросы социального риска затрагивают вопросы влияния социальных программ компаний на привлечение инвесторов; риски, с которыми сталкиваются успешные компании при работе на территориях, в которых велика диспропорция в доходах населения и социальная напряженность; методы оценки рисков.