Современные политические системы

Современные государства мира имеют разнообразную специфику социально-политических отношений, неповторимую историю развития и функционирования политических систем. Однако те или иные группы стран имеют сходные черты политических систем, по которым можно систематизировать и анализировать политическую жизнь этих государств.

Основными критериямитипологизации политических систем в политологии являются характер политической власти, уровень экономического развития общества, тенденции социального развития, степень реализации прав и свобод личности, наличие гражданского общества и другие факторы.

Одна из самых распространенных классификаций политических систем исходит из принципа определения политического режима (совокупности приемов, методов и способов осуществления политической власти). Политический режим отражает уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Исходя из характера политического режима, выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Главное в определении демократичности или антидемократичности политической системы — соотношение политической власти и личности.

Если государство подавляет личность, ущемляет ее права, то такой режим называют антидемократическим. Если личность и ее права являются приоритетными по отношению к власти, то политический режим демократический.

Демократические политические системыобладают широким диапазоном гарантированных прав и свобод граждан, свободной деятельностью правящей и оппозиционной партий. СМИ — свободные от цензуры. Демократические политические системы свободны от признания лишь одной идеологии: для них характерен идеологический плюрализм. Возникающие общественные конфликты разрешаются законными средствами. Демократические системы отличает высокая степень развития гражданского общества, которое контролирует всю политическую систему. В деятельности государственной власти исключены неполитические методы, в ней преобладают методы компромисса.

Следующие отличительные черты демократических систем: многопартийность и наличие легальной оппозиции — неотъемлемые элементы политического процесса.

Силовые процессы обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность системы, их деятельность регламентируется законом. Они вне политики.

Основными чертами тоталитарных политических системявляются тотальный, т.е. всеобщий контроль над жизнью каждого человека и общества в целом; максимальное ущемление прав и свобод личности; отсутствие легальной оппозиции; фактическая монополизация власти какой-либо организацией; упразднение разделения властей; вождизм; всеобщая идеологизация общественной жизни; государственно-организованный террор, основанный на насилии; милитаризованная, подконтрольная государству экономика; наличие цензуры над СМИ.

Наиболее жесткими формами тоталитаризма считают нацизм, фашизм, сталинизм.

Для авторитарных политических систем, которые занимают промежуточное положение между тоталитарными и демократическими системами, характерно то, что политическая власть представляет собой режим личной власти, или власти правящей группировки (чаще всего исполнительной власти); существенно ограниченные права и свободы граждан; сужение возможностей действий легальной оппозиции; парламент превращен во второстепенный орган власти; участие масс в политике носит крайне ограниченный характер; доминирование официальной идеологии при допущении других идеологий, лояльных режиму. В экономике авторитарных политических систем признается участие плюральных собственников: государства и частных предпринимателей.

В современных условиях авторитарные политические системы носят переходный либо к тоталитаризму, либо к демократизму характер.

Другая классификация политических систем основана на типах политической культуры (Г. Алмонда) и содержит следующие типы:

1-й тип — англо-американский со специализированной структурой политических отношений, с четким разделением и бюрократизацией властей;

2-й тип — континентально-европейские системы, сочетающие старые и новые политические культуры (Франция, Германия, Италия};

3-й тип — доиндустриальные и частично индустриальные со смешанной политической культурой, в которой уживаются полярные политические ориентации, не разграничены функции системы;

4-й тип — тоталитарные, где политика контролируется монопольной партией.

По типологии, исходящей из критерия развитости гражданского общества, выделяются традиционные и модернизированныеполитические системы.

Политические системы могут классифицироваться по принципу характера взаимосвязи со средой: открытые— системы с динамичной структурой и связями и закрытые—с жестко фиксированной структурой и минимизированными связями со средой.

Современная политическая система России

Современную политическую систему России можно охарактеризовать как промежуточную форму между двумя противоположными по своей сути типами политических систем — тоталитаризмом и демократией. Можно утверждать, что с 1990-х гг. российская политическая система переживает период модернизации — от политической системы тоталитарно-советского типа к демократической политической системе.

В ходе радикальных общественных реформ разрушен принцип номенклатурного формирования органов власти, ликвидировано монопольное право КПСС на власть, упразднены Советы как высшие представительные органы власти на всех уровнях и начали складываться новые демократические властные органы (президент, Федеральное Собрание, главы администраций и законодательные органы на местах), которые базируются на принципе альтернативных выборов.

Современная российская политическая система реформируется в режиме авторитарного ее управления, т.к. постсоциалистическое общество в силу ряда причин не может реформироваться «снизу», и главным инструментом социально-экономических и политических преобразований и создания условий демократии является государство.

Сущность авторитаризма открывается характеристиками, которыми мы можем в любом из учебников по политологии, определяющих авторитаризм как политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия.

Российскому авторитаризму как базе демократических преобразований присущи следующие характеристики:

1. Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции РФ и других законов.

2. Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены.

3. Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека или исполнительного органа государства.

4. Отсутствует четкое разделение властей.

5. Допускается политический плюрализм.

6. При формировании органов власти допускается волевое введение некоторых представителей политической элиты в руководящие структуры.

7. В обществе доминирует государственная идеология, но допускаются и другие идейные течения.

8. Признается относительная автономия от государства экономической, социальной, семейно-бытовой и культурной жизнедеятельности общества.

9. Существуют попытки введения цензуры над СМИ и издательской деятельностью.

10. Отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, хотя власть пытается использовать и другой арсенал средств.

11. Полиция и спецслужбы ориентированы на выполнение функций охраны правопорядка.

Безусловно, авторитарное правление может переродиться в тоталитарное, но, на наш взгляд, в сегодняшней России фактически отсутствуют условия для возврата к тоталитаризму, а есть предпосылки для создания правового государства и гражданского общества, так необходимое будущему демократическому развитию России.

9. Типы современных политических систем.

Будучи сложными по содержанию явлениями, политические системы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от типа общества они делятся на:

— традиционные;

— модернизированные демократии;

— тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу).

По характеру взаимодействия с социальной средой — на открытые и закрытые.По политическим культурам и их выражениям в формах организации власти — на:

— англо-американскую;

— континентально-европейскую;

— доиндустриальную;

— частично индустриальную;

— тоталитарную (Г. Алмонд).

Одна из достаточно простых, широко распространенных и глубоких классификаций — деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим — характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Для тоталитарной политической системы характерно: полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль над гражданами со стороны государства.

Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах.

Демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью. При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.

Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. В зависимости от того, кто — один человек или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, теократическими и т.п.). Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.

10. Политические режимы.

В государственно-правовой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией «политическая система» и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями функционирования политических систем. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют, а иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга. Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период».

Можно сказать, что политический режим — это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. Понятие политического режима включает в себя основные критерии:

— характер и мера осуществления власти;

— механизм формирования власти;

— взаимоотношения общества и власти;

— роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;

— характер существующих в обществе запретов;

— роль идеологии в жизни общества;

— характер политического лидерства;

— соотношение прав и свобод граждан;

— положение средств массовой информации;

— роль политических партий;

— соотношение между законодательной, и исполнительной властью;

— роль и значение органов подавления;

— тип политического поведения.

В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности. Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические, авторитарные и тоталитарные. Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов политических режимов. Характерные черты политических режимов практически сходны с характеристиками типов политических систем.

Политическая система современной России


Политическая система в России формировалась одновременно с российской государственностью на протяжении столетий.
Политическая система (общества/государства) организованная на определённой единой основе, в первую очередь взаимоотношения субъекта и объекта политического процесса (управления государством). Какая система, — зависит от взаимоотношений власти и народа (общества) и наличия гражданской позиции у людей и желания власти сотрудничать в деле управления страной.
Политическая система современной Российской Федерации представляет собой моральные нормы, установки, идеологию, — на них опирается институт государства. Именно государство даёт идеологические установки (сверху) посредством пропаганды (Киселёв, Соловьёв, Первый канал и др.).
В Российской Федерации существует выборность органов законодательной власти, народ может так же выбирать и Президента. Однако по Конституции РФ запрещено переизбираться (президенту) больше 2-х сроков.
Институт гражданского общества, парламента, многопартийности начал формироваться с 1905 года (когда в России учредили парламент). Февральская а затем Октябрьская революции прервали этот процесс исторического развития.
Учредительное собрание которое должно было определить дальнейшее политическое/государственное устройство страны было разогнано силой оружия большевистской властью. А ведь это собрание было по сути тем демократическим способом стабилизировать и нормализовать жизнь в стране (с помощью голосования). Впрочем демократии большевикам была не нужна. Они прямо заявили что «мы за диктатуру пролетариата». Диктатура же может быть только тоталитарная и с репрессиями. Так и произошло, в начале тридцатых годов к власти окончательно пришёл Сталин.
Только 12 декабря 1993 г. в Российской Федерации впервые после 1917 г. состоялись выборы в которых принимали участи многие политические партии.
С началом перестройки опять начало формироваться: многопартийность, институт выборов и др. Но с гражданским обществом было «очень плохо».
Если сравнивать систему власти современной России и Советского Союза, можно указать основные особенности:
1. Система государственного устройства РФ имеет переходный характер. Т. е. от одной социалистического типа, к кардинально другой – капиталистической. Однако пережитки прошлого «советского режима», — излишний централизм власти, регионы не самостоятельны в принятии решений, бюджет местный распределяется центром и т. д.
2. В отличии от советской системы Конституция есть высшая ценность для России, её народа и правительства, а так же она гарантирует права и свободы граждан.

Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц — Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

Характеристика Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация — это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.

Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа — Федерального Собрания, состоящего из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Для России с ее огромными территориями, с множеством регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства является, как правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а представительным и законодательным органом – Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого — Совет Федерации — составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая — Государственная Дума — избирается населением сроком на четыре года.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство, а судебную — федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента произведен от его титула главы государства и гаранта Конституции.

Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция—право усмотрения в рамках, определенных законом).

Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, — основа правосудия, судебной деятельности. Независимость является важнейшей характеристикой, отличающей судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.

Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества.

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.

Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.

Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

Контрольные вопросы:

1. Каковы место и роль понятия «политическая система» в политологии?

2. Что включает понятие «политическая система»?

3. Выясните, в чем состоит различие подходов западных и отечественных
политологов к анализу политических систем общества.

4. Что отличает политическую систему от других подсистем общества?

5. Какие из элементов политической системы являются главными, определяющими? Почему?

6. Какие типы политических систем являются более устойчивыми, или жизнеспособными?

7. На основании каких критериев можно классифицировать современные политические системы?

Рекомендуемая литература

1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. — М, 1996.

2. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. — М., 1985.

3. История политических и правовых учений. — М., 1995.

4. Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. — М., 1994.

5. Конституция Российской Федерации. М., 2003.

6. Кретов Б.И. Современная российская политическая система: Учебное пособие. М., 1998.

7. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000.

8. Основы демократии и власти. — М., 1993.

9. Политическая система и политическая жизнь общества. — М., 1991.

10. Политическая система США. — М., 2000.

11. Политические институты. — М., 1996.

12. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

13. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. — СПб., 1995.

14. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001.

15. Страны мира. Справочник. — М., 1999.

16. Теория государства и права. — М., 1998.

17. Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.1. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.

18. Федерализм. Энциклопедия. — М., 2000.

19. Формирование политической системы России. — М., 1996.

20. Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем. — М., 2000.

21. Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. — М., 1993.