Специальное образование

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеОсновы коррекционной педагогики и специальной психологиивопросы

1-15 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-319
271. Современный этап педагогической практики — это переход к …
• деятельностно-развивающей технологии
272. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированного обучения направлены на то, чтобы …
• раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика
273. Состояние мирового сообщества в настоящее время впервые назвал «ситуацией постмодерна»:
• Лиотар
274. Специальное образование (1 вариант) — это система условий, которые …
• создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности
275. Специальное образование (2 вариант) — это:
• дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуальных методах обучения и воспитания
276. Среди причин психологического и социального характера отклоняющегося поведения традиционно выделяют:
• дефекты правового и нравственного сознания
277. Сторонники процесса интеграции доказывают:
• необходимость проведения коррекционных мероприятий с ребенком в обычных стандартных условиях деятельности общеобразовательных классов массовой школы
278. Сторонники процесса сегрегации выступают за:
• выделение детей с недостатками в развитии и поведении в отдельные группы и проведение с ними целенаправленной коррекционной работы
279. Субъективными причинами отклонения в развитии являются:
• неверие ученика в собственные силы, синдром неудачника
280. Суггестивные способности учителя проявляются в:
• эмоционально-волевом влиянии на учеников
281. Такого ребенка зачастую называют личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение — контакты с правонарушителями. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им. Таких подростков относят к группе:
• испорченный ребенок
282. Технология личностно-ориентированного обучения представляет:
• сочетание обучения и учения как индивидуально значимой деятельности отдельного ребенка
283. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения разработана:
• И.С. Якиманской
284. Технология саморазвития исходит из идеи
• воспитывающей среды
285. Технология саморазвития разработана:
• М. Монтессори

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, 1 квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска, Челябинской области, 2016 год Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования Нецензовое образование по ФГОС предусматривается для тех детей, в анамнезе которых имеется умственная отсталость. Классификация умственной отсталости (по МКБ ­ 10) представлена в следующей ниже таблице. Классификация умственной отсталости (DSM – III. Международная система) Состояния IQ 70 – 79 Пограничное с нормой интеллектуальное развитие Незначительная умственная отсталость, затруднение в учении 50 – 70 35 – 49 Умеренная 25 – 34 умственная отсталость, трудности в обучении Тяжёлая значительные трудности в обучении умственная отсталость, ФГОС 24 и ниже Глубокая умственная отсталость Детям с умственной отсталостью рекомендованы третий и четвёртый варианты ОВЗ. Третий вариант (С). Этот вариант ФГОС является нецензовым. Осваивая третий вариант, ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ. При этом образовательная среда организуется таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение особых потребностей каждого обучающегося. Четвёртый вариант (D) является нецензовым (это индивидуальный уровень образования). Содержание образования при четвёртом варианте обучающихся для с 1 каждого разрабатывается исключительно с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребёнка. Образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам общего образования (далее – АООП ОО) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях. К особым образовательным потребностям, являющимися общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) относятся: ­ раннее получение специальной помощи средствами образования; ­ обязательность непрерывности коррекционно­развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; ­ увеличение сроков освоения АООП ОО до 12 (13) лет; ­ научный, практико­ориентированный, действенный характер содержания образования; ­ доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; ­ систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; ­ специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью нарушениями); ­ использование преимущественно позитивных средств стимуляции демонстрирующих деятельности и поведения обучающихся, доброжелательное ним; ­ развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному средой ­ стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения миру. Стандарт устанавливает сроки освоения АООП ОО (адаптированной основной образовательной программы общего образования) обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их (интеллектуальными взаимодействию окружающему уважительное и отношение к со к 2 особых образовательных потребностей лет. Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП ОО, заключения психолого­медико­педагогической комиссии (ПМПК) и согласия родителей (законных представителей). 12 (13) ­ Основные требования ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования Требования к структуре АООП ОО условий получения АООП ОО представляет собой комплекс следующих характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты, организационно­ педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. АООП ОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности ОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее ­ ИПР) в части создания специальных образования. АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП ОО. АООП ОО реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП ОО на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. На основе Стандарта Организация может разработать в соответствии со спецификой своей уставной деятельности один или несколько вариантов АООП ОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на основе требований Стандарта и АООП ОО Организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), 3 АООП нарушениями) пояснительную Целевой раздел учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся. АООП ОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП ОО, а также способы определения достижения включает: этих целей и результатов. ­ записку; ­ планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными ОО; ­ систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ОО. Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение результатов: личностных предметных и ­ программу формирования действий; ­ программы отдельных учебных предметов и коррекционных занятий; ­ программу духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся с умственной нарушениями); ­ программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП ОО. включает: Организационный ­ план; ­ программу внеурочной деятельности; систему специальных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план и программа внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации АООП ОО. (интеллектуальными учебных отсталостью учебный базовых раздел Требования к разделам АООП ОО цель должна записка АООП реализации раскрывать: Пояснительная ОО; 1) 2) принципы и подходы к формированию АООП ОО; 3) психолого­педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью нарушениями); 4) описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной нарушениями). результаты освоения АООП ОО должны: Планируемые 1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП ОО; (интеллектуальными (интеллектуальными отсталостью 4 с с умственной требованиями 2) являться основой для разработки АООП ОО Организациями; 3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно­методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП ОО в соответствии Стандарта. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ОО обучающимися должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы оценки; 2) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и развития компетенции; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП ОО, позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные результаты его образования. отсталостью применения жизненной системы Программы отдельных учебных предметов и коррекционных занятий с с должна учетом предмета умственной обучающимися учебного Эти программы должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП ОО обучающимися с умственной отсталостью. Программы отдельных учебных предметов и коррекционных занятий разрабатываются на основе требований к результатам (возможным результатам) освоения АООП ОО отсталостью. Программа содержать: 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования предмета; 2. общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися; 3. описание места учебного предмета в учебном плане; 4. результаты освоения учебного предмета (коррекционного занятия); 5. описание материально­технического обеспечения образовательного процесса; 6. Источники 273­фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz­minobrnau…­ot­19122014­no­1599 www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175316/c01…8b4 содержание учебного предмета (коррекционного специфики занятия). учебного 5

Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии дошкольного и школьного возраста

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ

«Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии дошкольного и школьного возраста»

Введение

Получение достойного образования и дальнейшее трудоустройство для инвалида — это не только источник дохода и определенной независимости в будущем, но еще и возможность успешно интегрироваться в общество. Однако в настоящее время менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу. Степень интеграции этих людей в общество главным образом зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации и от участии родственников в этом процессе.

По статистике на сегодняшний день, в коррекционном обучении нуждаются более 1 млн. человек. Свыше 200 000 детей проходят обучение в специальных коррекционных школах и школах интернатах. Судьба этих детей целиком и полностью зависит от их возможности получения доступного образования, развития своих собственных интересов по одному или нескольким образовательным направлениям, чтобы в последующем, превратить свои профессиональные интересы не просто в источник не только материального дохода, но и самоутверждения в жизни и приобретении определенной уверенности в себе.

Основная часть

Согласно последним отчетам министерства образования РФ за 2015-2016гг., сейчас в России в общеобразовательных организациях обучается 481 587 детей с ОВЗ, из них:

· 12 167 детей — в 1660 отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам;

· 110 295 детей — в 13 443 отдельных классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, при общеобразовательных организациях;

· 159 125 детей — в инклюзивных классах общеобразовательных организаций.

На сегодняшний день, По поручению Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов Минобрнауки России разработан Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2015 год. План согласован Минтрудом России, Минздравом России и Мин- спортом России и утвержден вице-премьером.

План предусматривает разработку системы показателей, характеризующих эффективность системы мер, направленных на решение задач обеспечения прав на образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ; совершенствование законодательства в сфере получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами; развитие системы ранней помощи; совершенствование работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ; развитие инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов; контроль за исполнением законодательства в сфере образования лиц с ОВЗ и другие мероприятия, обеспечивающие развитие общего образования детей с ОВЗ в целом.

В сфере существующего коррекционного образования принято выделять специализированные школы восьми видов, каждый из которых, узкоспециализирован и предназначен для определенно взятой категории детей с ОВЗ: коррекционный образование инвалид ограниченный

— Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития. Школы имеют в своем составе 1-12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Наполняемость классов — 12 человек. Работа с незрячими или слабовидящими детьми- одна из самых сложных.

— Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид). Осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально стимулировать детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, чтения с лица. Главная задача при работе с такими детьми- научить правильно слышать речь и воспроизводить свою максимально понятно для окружающих. Обучение происходит поэтапно. Е. Г. Речицкая утверждает в одном из своих исследований, что «современная система обучения восприятию и воспроизведению устной речи глухих школьников предполагает поэтапное формирование навыков активного пользования устной речью (воспринимать ее и говорить понятно для окружающих)»..

— Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). В данных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение. Приоритетной задачей является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов. Абсолютно слепые дети пользуются в учебной работе тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Частично видящие дополнительно используют зрительный анализатор. Учащиеся постоянно находятся под наблюдением врача-офтальмолога, психоневролога, педиатра. Организовано два типа школ для слепых детей: десятилетняя (обучение в объеме восьмилетней общеобразовательной школы) и двенадцатилетняя (дети получают среднее образование). Наполняемость классов — 12 человек. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам как физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение. В основе системы обучения лежит рельефно-точечный шрифт Брайля, русифицированный впервые отечественным офтальмологом и тифлопедагогом А.И.Скребицким.

-Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Отличительной особенностью этого типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно.. В классах используется специальный учебный наглядный рельефный материал, пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания), аудиобиблиотеки (записи, например, художественных произведений или учебников на магнитных лентах, дисках), специальные оптические, технические средства («электронная лупа», преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки, контактные линзы, диктофоны, «говорящие» калькуляторы) и методы обучения, ориентированные на коррекцию искаженных зрительных представлений детей..Наполняемость — 12 человек в классе. При данных видах учреждений возможно открытие одно-, двух или трехгодичных дошкольных отделений. При обучении в таком образовательном учреждении педагогам необходимо стараться подходить к каждому воспитаннику очень индивидуально, для каждого ученика подбирать приемлемые и подходящие методики обучения в соответствии со степенью сложности имеющегося дефекта. По утверждению Р. Е. Коваленко: «..работникам школ слепых детей, необходимо повседневно вести наблюдения и находить новые пути и методы для наилучшего решения поставленной задачи — обучения и воспитания слепых детей»..

— Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Такие учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия) не дает им возможности обучаться в обычной школе. Срок обучения — 9-11 лет. За это время дети получают знания в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Главная задача речевой школы — коррекция дефектов устной и письменной речи, отклонений в психофизическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков, активизации речевых форм общения.

-Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом (учебная программа — в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед.

— Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов — 18-20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка.

— Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений — физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. По утверждению А. Р. Маллер в этом виде школ «педагог должен учитывать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого учащегося с тем, чтобы соответственно индивидуализировать объем заданий».. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости, а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения — специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения — специальные ясли, специальные психоневрологические санатории. Л. С. Выгодский по вопросу обучения и интеграции таких детей в общество, говорит о том, что необходимо попробовать сделать все возможное, если есть хоть малейший шанс на успех: «мы имеем дело с неизбежными общими процессами максимального использования всех возможностей. Если этот неизбежный путь развития используется в широкой степени умственно отсталыми детьми, то, значит, этот путь развития необходим и вопрос о том, возможно ли …обучение умственно отсталого ребенка и есть ли у него возможности, которые делают это обучение реальным, не является утопичным». (1:61).

Все эти учреждения работают по определенным своим педагогическим принципам и задачам, поставленным перед педагогами в отношении своих воспитанников. Вот ряд самых главных из них:

— Принцип дифференциации в обучении- предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого учащегося способом, темпом и объёмом, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.

Принцип коррекционной направленности — предусматривает осуществление индивидуального подхода к обучающимся; предотвращение наступления утомления; использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; проявление особого педагогического такта: важно подмечать и поощрять успехи учеников, помогать каждому учащемуся, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.

Принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сделать обучение доступным — значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения и др. (Л. Е Шевчук, 2007).

Однако, на сегодня существует и практика так называемого интеграционного обучения детей, нуждающихся в специальной коррекционной программе при обучении в специализированном классе обычной школы. Такой практический опыт уже имеется. Как отмечает в одной из своих статей Л. Е. Шевчук, такую попытку смогли осуществить в одной из российских школ: » в основу положена технология интегрированного обучения, которая предполагает внутреннюю дифференциацию учащихся в общеобразовательном классе. При организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии предполагается учитывать индивидуальные характеристики и возможности каждого ученика»..

Разработанная технология состоит из 4 блоков:

1. Интегрированное обучение в общеобразовательном классе.

2. Обучение в условиях «гибкого» класса».

3. Воздействие в системе коррекционных кабинетов.

4. Коррекция в условиях системы дополнительного образования.( Л. Е. Шевчук, 2007).

Система методического обеспечения технологии интегрированного обучения учащихся с особенностями в развитии и детей с нормальным развитием объединяет программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения, посредством которых выстраивается учебно-воспитательный процесс. В основу образовательного процесса положены государственные учебные планы, государственные программы для общеобразовательных учреждений, программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V, VII, VIII видов.

Наиболее интересным представляется рассмотреть предлагаемую систему «гибких классов», схема формирования которых, заключается в объединении нескольких классов одной параллели, которые на одном уроке формируются в группу («гибкий» класс), учащиеся с особенностями в развитии для занятий с учителем-дефектологом, с остальными же учащимися общеобразовательных классов работает учитель по данному предмету. По мнению Л. Е. Шевчук и ряда других исследователей, это благоприятно сказывается на психоэмоциональном и интеллектуальном развитии детей с ОВЗ. «Классы позволяют сохранить для детей с особенностями в развитии постоянный статус ученика общеобразовательного класса, возрастную и средовую стабильность».. Длительность обучения в таких классах зависит от состояния здоровья и потенциальных возможностей ребенка. Изменение сроков обучения возможно только по решению внутришкольного психолого-медико-педагогического консилиума и с согласия родителей, в зависимости от динамики развития и успешности усвоения образовательной программы.

Отдельно стоит сказать об организации логопедической помощи в нашей стране: логопедические учреждения для детей с различными речевыми нарушениями, поддающимися коррекции, принято относить к системе образования или здравоохранения. В поликлиниках открыты логопедические кабинеты, обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых. Логопедические стационары оказывают помощь дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми дефектами (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание). Существуют также логопедические детские сады и специальные логопедические группы при обычных дошкольных образовательных учреждениях. Логопедические пункты в массовых школах призваны оказывать помощь в исправлении патологии речи всем нуждающимся учащимся школы и района. Практикуется фронтальная или индивидуальная форма работы. Вспомогательными средствами реабилитации являются медикаментозные, психотерапевтические и физиотерапевтические мероприятия. Длительность.

Заключение

Необходимо помнить, что к каждому ребенку с ОВЗ нужно подходить с особой внимательностью, педагогическим профессионализмом и человеческой терпимостью и лояльностью. Роль государства очень важна в этом процессе, т. к. только совестными усилиями врачей, педагогов и дальнейшего развития государственных программ и решений, направленных на адаптацию и интеграцию лиц с ОВЗ, мы сможем увеличить возможности таких людей и дать им надежду на счастливое будущее в современном. Обществе.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.

2. Б. И. Коваленко. «Вопросы тифлопедагогики». Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.

3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.

5. А. И. Скребицкий. Воспитание и образование слепых и их призрение на западе. СПб,1930 г.

6. Л.Е. Шевчук Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология, Альманах Института коррекционной педагогики. 2007, №11. с. 28-31.

7. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. Обучение детей с особенностями развития в условиях технологии интегрированного обучения в системе «гибких» классов: методические рекомендации/ Сост. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. 116 с.

8. Официальный сайт министерства образования РФ. Web: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/5840.

Размещено на Allbest.ru

Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004 г.) определяет и регламентирует правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию в общество, обеспечивает доступность образования лицам с особенностями психофизического развития. Закон определяет цели специального образования:

· реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи путем обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий;

· социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни (статья 3).

Структура системы специального образования включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; республиканские органы государственного управления и местные исполнительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере специального образования (статья 3.1.). Уровни специального образования: дошкольное, общее базовое и общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное, высшее и послевузовское образование (статья 7.2.). Законом определены дифференцированные возможности в выборе форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам (статья 10.2).

Основными принципами построения системы специального образования являются: государственный характер; общедоступность образования; приоритет общечеловеческих ценностей; опора на наследие национальной культуры; адаптивность системы образования к уровням

и особенностям развития и подготовки учащихся; коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процессе; преемственность в работе всех звеньев образования и др. Организация специального образованияосуществляется: 1) в учреждениях, обеспечивающихполучение специального образования (специальные дошкольные учреждения, специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты), вспомогательные школы (школы-интернаты), центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицам с особенностями психофизического развития (спецклассы, классы интегрированного обучения и воспитания; пункты коррекционной помощи и др.); 2) на дому; 3) в условиях организаций здравоохранения; в условиях учреждений социального обслуживания.

К учреждениям, обеспечивающим специальное образование, относятся учреждения: для лиц с интеллектуальной недостаточностью; для лиц с нарушениями речи; для лиц с нарушениями слуха; для лиц с нарушениями зрения; для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для лиц с тяжелыми множественными (комбинированными нарушениями, а также учреждения образования общего типа, создавшие условия для обучения таких лиц.

Содержание образования во всех типах специальных учебных заведений разрабатывается в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования, соответствующих учебных планов и программ с использованием различных форм организации специального образования, средств и методов обучения с учетом специфики физических и психических нарушений.

В соответствии с возрастной периодизацией развития личности система специального образования включает пять уровней: период младенчества и раннего детства (от рождения до трех лет); дошкольный период (от 3 до 6-7 лет); период обязательного обучения (от 6-7 лет до 16 лет); период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет вплоть до 21 года – для незрячих, глухих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата); период обучения взрослых – инвалидов.

Система специального образования представлена тремя ступенями: дошкольная, школьная (общее образование) и профессиональная (см. таблицу 1).

Таблица 1

Дошкольные учреждения Специальные школы Другие формы получения образования
— специализированные детские сады с круглосуточным пребыванием; — специализированные детские дома: — специальные группы при массовых детских садах; — дошкольные группы при специальных школах-интернатах; — группы кратковременного пребывания — вспомогательные школы (школы-интернаты); — для детей с тяжелыми нарушениями речи; — для неслышащих / слабослышащих детей; — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; — для детей с задержкой психического развития — индивидуальное обучение на дому; — интегрированное обучение в условиях стационарного лечебного учреждения; — специальные техникумы; — специальные группы в техникумах и колледжах; — отделения в вузах; — реабилитационные центры; — учебно-производственные мастерские от общества глухих, слепых, инвалидов

Психолого-медико-педагогическая комиссия занимается комплектованием, зачислением ребенка в специализированное дошкольное (школьное) учреждение и выводом из него.

Специальная школа является основным типом учебного заведения, в котором обучаются дети, имеющие различные особенностями психофизического развития. Образовательный процесс в специальной школе носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. Школа состоит из двух ступеней: начальной (4 года) и базовой (5 лет). Наполняемость классов от 8 до 12 человек, при комбинированных дефектах – 6 человек. В школе осуществляется лечебно-восстановительный процесс (медицинский осмотр, консультации у специалистов, выполнение лечебных рекомендаций и др.).

В настоящее время система специального школьного образования включает 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 (6) основных видах специальных школ. Для детей с эмоциональными нарушениями и девиантным поведением специальных учебных учреждений в нашей стране нет. Все специальные школы (классы), кроме вспомогательных, дают цензовое образование, обеспечивающее формирование базового объема знаний и оказание коррекционной помощи. Нецензовое образование (для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости) обеспечивает адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь, профессионально-трудовое обучение. Нецензовое, абилитационное образование рекомендуется для детей с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями. Оно обеспечивает общее развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, бытовую адаптацию и социализацию.

Наиболее острой является проблема профессионального образования лиц с нарушениями психофизического развития. В соответствии с Положениям о специальной общеобразовательной школе для детей с особенностями психофизического развития (2002 г.) в структуре специальной школы может открываться отделение социальной адаптации и реабилитации, которое, наряду с консультационными реабилитационными задачами, может оказывать помощь в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.

Дальнейшее развитие сети специальных учреждений идет по следующим направлениям:

— организационно-структурные преобразования (создание гимназий, лицеев для незрячих и слабовидящих; увеличение срока обучения на один год, введение подготовительного класса; расширение сети интегрированных учреждений; обеспечение оптимальных условий получения профессионального образования; уменьшение числа интернатов и разукрупнение специальных школ-интернатов с целью возвращения учащихся в семью; создание службы коррекционной психолого-педагогической помощи и др.);

— обновление содержания специального образования;

— совершенствование образовательных технологий и методик обучения.

Выявлением детей с особенностями психофизического развития, проведением дифференциальной диагностики отклонений в развитии, определением условий, формы и программы специального образования занимаются специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). На начало 2003 года по данным Министерства образования в Беларуси действовало 146 таких центров. Кроме того, в структуре дошкольных и школьных учреждений могут открываться пункты коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).