Способы приватизации

Основные способы приватизации

Представим общую схему приватизации. Первоначально полномочным государственным органом принимается решение о приватизации. Затем предприятие готовится к приватизации: имущество инвентаризуется, оценивается, определяются способ, сроки и условия продажи, начальная цена объекта. Информация о приватизации объекта публикуется в официальном информационном бюллетене с указанием всех существенных сведений. При приватизации между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи, включающий все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации и сроки их выполнения.

Это общая схема. Что касается конкретных способов приватизации, то Закон о приватизации 1991 г. предусматривал следующие:

  1. продажа предприятия по конкурсу;
  2. продажа предприятия на аукционе;
  3. продажа долей (акций) в капитале предприятия;
  4. выкуп арендованного имущества;
  5. преобразование предприятия в акционерное общество.

В тот период трудовым коллективам предоставлялись значительные льготы. К примеру, в 1992 г. существовало три варианта акционирования: 1) 25% привилегированных акций передаются безвозмездно, до 10% акций — со скидкой 30% от номинала, до 5% — продаются должностным лицам администрации; 2) до 51% обыкновенных акций продается трудовому коллективу; 3) 20% акций продастся со скидкой 30% коллективу, в отношении 20% акций — передается право на голосование акциями фонда имущества. При этом первоначальный взнос уплачивается в срок не более трех лет. При тогдашнем уровне инфляции рассрочка в три года представляла собой самое привлекательное кредитование. Государство могло также принять решение о закреплении «золотой акции», дающей право вето на решения общего собрания акционеров по наиболее существенным вопросам.

Закон о приватизации 1997 г. несколько расширил перечень способов приватизации, уже не подразумевая таких льгот трудовым коллективам:

  1. продажа имущества (в том числе акций) на аукционе;
  2. продажа имущества на конкурсе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ их работникам;
  4. выкуп арендованного имущества;
  5. преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество;
  6. внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  7. отчуждение акций владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг.

Действующий Закон о приватизации 2001 г. предусматривает больший диапазон способов приватизации:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Исторические различия нормативных подходов любопытно проследить на примере продажи предприятия по конкурсу (представлены в таблице). Попутно вскрываются и несовершенства понятийного аппарата, и динамика законодательства. На начальном этапе смешивалось понимание предприятия как субъекта и как объекта права, на сегодняшний день объектом приватизации названо просто имущество.

Продажа государственного имущества по конкурсу

Позиции сравнения Законодательство 1991-1997 Законодательство 1997-2001 Законодательство 2001
Договор комитета по управлению имуществом и покупателя Договор купли-продажи

1) договор о выполнении условий конкурса;

2) собственно приватизационный договор

1) договор купли-продажи;

2) передаточный акт (после выполнения условий конкурса)

Предмет приватизационного договора Государственное (муниципальное) предприятие, при этом занимаемое помещение передается в аренду с правом выкупа

а) право на инвестиции;

б) государственное (муниципальное) имущество

Государственное унитарное предприятие как имущественный комплекс
Переход права собственности С момента регистрации договора купли-продажи (сразу) После выполнения условий конкурса (в связи с этим следует предусматривать переход бремени содержания и рисков на покупателя уже в договоре о выполнении условий) Государственная регистрация перехода права собственности — не позднее 30 дней после полной оплаты имущества, выполнения условий конкурса и погашения задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды
Условия конкурса

1) сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг, сохранение профиля предприятия на определенный планом приватизации срок;

2) обеспечение сложившегося числа занятых и сложившихся социальных гарантий работникам предприятия (на срок до года);

3) обязательства покупателя по объемам инвестиций в приобретенный объект в течение первого года с момента его продажи;

4) финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс приватизируемого предприятия в течение определенного планом приватизации срока.

Перечень условий конкурса исчерпывающий

Социальные условия:

1) сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;

2) переподготовка или повышение квалификации работников;

3) сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;

4) ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; 5) реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Перечень социальных условий исчерпывающий.

Инвестиционные условия:

1) реконструкция, приобретение оборудования, модернизация, расширение производства;

2) тарифный и нетарифный протекционизм в отношении российских товаропроизводителей;

3) погашение задолженности перед соответствующими бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Перечень инвестиционных условий примерный

1) сохранение определенного числа рабочих мест;

2) переподготовка и (или) повышение квалификации работников;

3) ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально- культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

5) проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Перечень условий исчерпывающий. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год

Юридическая судьба приватизируемого государственного (муниципального) предприятия Предприятие реорганизуется ввиду его приватизации путем преобразования, покупатель становится его универсальным правопреемником Предприятие ликвидируется учредителем (государством) после выполнения покупателем условий конкурса. По договору о выполнении условий конкурса покупатель становится сингулярным правопреемником С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан. Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством РФ

Таким образом, вопрос о правопреемстве покупателя в отношении прав и обязанностей приватизированного предприятия решался различно:

  1. период с 19 июля 1991 г. до 1 марта 1996 г. (с момента вступления в силу Закона о приватизации 1991 г. до вступления в силу второй части ГК РФ): правопреемство покупателя универсальное, поскольку в результате приватизации предприятия (как юридического лица) происходит его реорганизация;
  2. периоде 1 марта 1996 г. до 25 июля 1997 г. (вступления в силу Закона о приватизации 1997 г.): правопреемство по основным правам и обязанностям можно назвать универсальным, но из передаваемых пассивов могут исключаться (как правило, в судебном порядке по иску покупателя) долги, не включенные в договор купли-продажи в соответствии со ст. 561 ГК РФ. Реорганизация приватизируемого предприятия удлиняется по времени и проводится новым собственником предприятия в течение определенного периода времени после вступления его в права собственности;
  3. период действия Закона о приватизации 1997 г.: правопреемство покупателя сингулярное по отношению к приватизируемому имуществу приватизируемого предприятия; само предприятие либо реорганизуется, либо ликвидируется учредителем;
  4. период действия Закона о приватизации 2001 г. (с 27 апреля 2002 г. — момента вступления в силу Закона о приватизации 2001 г.): правопреемство покупателя сингулярное; унитарное предприятие прекращается. После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование ответственности не несут. Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.

Без сомнения, предприятие как имущественный комплекс — весьма сложный объект. Даже тогда, когда отчуждаемое (или иным способом выступающее в качестве объекта) предприятие является, казалось бы, единственным вещным проявлением юридического лица, также существующего в организационно-правовой форме предприятия, переход права собственности на абсолютно все имущество в составе передаваемого комплекса не будет иметь места.

Хотя бы по той причине, что отчуждение предприятия как имущественного комплекса не влечет обязательного прекращения (или даже необходимой реорганизации) юридического лица — первоначального владельца, а статус юридического лица без обособленного имущества вообще (а речь здесь, безусловно, идет в первую очередь о вещах) просто немыслим. Вещное содержание предприятия — это статичное состояние комплекса, а возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся вокруг вещей отношения — это динамика, внутреннее и внешнее самодвижение, саморегуляция, саморазвитие, самовоспроизводство организованной совокупности предметов материального мира1См.: Степанов С.А. Предприятие как имущественный комплекс по Гражданскому кодексу Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права. М., 2000. С. 51-52..

Приватизация предприятия

Сущность приватизации

Процедура приватизации – это действия, противоположные национализации. Иными словами, это переход имущества от государства в частные руки. Процесс приватизации тесно связан с разгосударствлением – переходом от государства к физическим и юридическим лицам в полном объеме или частично функции управления хозяйством (замена связей вертикальных среди министерств и ведомств и органами управления, и предприятиями на горизонтальные – связи среди предприятий.

В России приватизация предполагала переход имущества Российской Федерации в частные руки. Начало приватизации относится к 90-м годам прошлого столетия. Приватизация тесно связана с именами Гайдар и Чубайс, которые в те времена занимали ключевые посты в Правительстве.

Определение 1

Итак, процесс приватизации предусматривает переход имущества, управляемого государством или ОМСУ, в частную собственность.

Процесс приватизации постоянно охватывает широкий перечень объектов государственного имущества. Экономическое значение приватизации предприятий велико, поскольку это важнейший этап на пути перехода от административно-командной экономики к рыночной.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Приватизация предприятия 440 руб.
  • Реферат Приватизация предприятия 230 руб.
  • Контрольная работа Приватизация предприятия 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

На современном этапе процесс приватизации – область компетенции Правительства РФ. Каждый год правительством формируется план приватизации государственного имущества, содержащий полную информацию об объектах, подлежащих приватизации и их характеристиках.

Способы проведения приватизации предприятий

Законодательно разрешены три метода проведения приватизации государственного или муниципального предприятия. К ним относятся: аукционная продажа, продажа доли капитала предприятия, выкуп имущества.

Успех проведения приватизации в большой степени зависит от открытости и гласности ее проведения, от полноты информации и доступности ее для населения. Законом о приватизации установлено, что, если планируется продажа доли капитала предприятия, то данная информация об этом должна быть опубликована в специальном Бюллетене имущественных фондов.

Характеристика методов приватизации предприятия

Одним из способов приватизации является продажа предприятия на конкурсной основе. Встречаются такие конкурсы редко. Конкурс объявляют тогда, когда выполняются условия:

  • Сохранение направления деятельности предприятия
  • Сохранение числа занятых людей
  • Помощь объектам социальной сферы
  • Вложение определенного объема инвестиций

Замечание 1

Существуют два вида конкурса: коммерческий (сюда относят и конкурс с ограниченным количеством участников) и некоммерческий инвестиционный конкурс (инвестиционный торг).

Проведение аукциона – более распространенный метод приватизации предприятия. В ходе аукциона физические или юридические лица приобретают собственность в ходе открытого торга. Здесь особых требований к объекту приватизации не выставляется. Собственником становится лицо, предложившее максимальную цену за предприятие. Аукционная приватизация производится в отношении:

  • Предприятий или их подразделений, которые выделены в отдельные предприятия
  • Здание, техника, оборудование, патенты, лицензии ликвидируемых предприятий
  • Незавершенное строительство
  • Паи и акции обществ, созданных в ходе преобразования государственного или муниципального предприятия.

Решение о продаже предприятия принимается государственным Правительством, а продавцом на аукционе выступает имущественный фонд. Этот фонд и публикует всю необходимую информацию о проведении аукциона не позднее, чем за три недели до его проведения. Должны быть опубликованы все важные характеристики объекта продажи: местонахождение, площадь, характер производства, оценочная стоимость и т.д. В аукционе могут принять участие граждане и юридические лица, заблаговременно подавшие заявку на участие, документацию и внесли залог, который составляет до 10% от стартовой цены объекта.

Замечание 2

Аукцион может быть открытым или закрытым. Правила проведения закрытых аукционов регулируются Правилами Государственного Комитета РФ по управлению имуществом.

Приватизация предприятия может происходить и путем продажи акций уставного капитала. Государственный имущественный фонд может реализовать акции среди работников предприятия по льготной цене. Продажа может производиться не ранее, чем через месяц после создания предприятия в форме акционерного общества. Непроданные акции остаются в распоряжении фонда государственного имущества. Средства, вырученные от продажи акций предприятия, подлежат перечислению на счета продавца, открытые в банке по месту нахождения, а затем распределяются в соответствии с законодательством.

Плюсы и минусы приватизации предприятий

Приватизация предприятий оказала большое влияние на экономику России. Это были как положительные моменты, так и негативные последствия. Самые выраженные минусы приватизации состоят в следующем:

Одинаковые методы приватизации применялись к предприятиям совершенно разных отраслей и направлений деятельности. Характер приватизации был минимизирован да уровня заказа планов приватизации.

Отрицание территориальных особенностей приватизации. Разнообразие ставок и способов проведения приватизации было обусловлено действиями ОМСУ, которые были не вполне компетентны в этом.

Положительное влияние приватизации состоит в следующем:

  • По большей части приватизация проходила свободно методом уступки имущества. Организационной формой таковой стала система чеков на предъявителя.
  • Переход предприятия и имущества в частные руки позволял использовать их по своему усмотрению.

Принуждение неэкономического характера привело к возникновению ряда проблем, которые были не решены на начальном этапе становления приватизации. Например, это заказное применение и финансирование ценных объектов, параметры продажи земельных угодий и иного недвижимого имущества.

В целом процесс приватизации предприятий должен поддерживаться на двух уровнях: общественный уровень и уровень трудового коллектива конкретного предприятия. Малое количество предложений по поводу приватизации приводит к тому, что в большой степени специалисты и общество восприняли приватизацию как негативное явление.

Способы приватизации. Общая характеристика.

Способы приватизации — это предусмотренные законом о приватизации действия государственных органов, направленные на возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст.13 Закона о приватизации 2001 г.).

Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

Преобразование унитарного предприятия можно рассматривать как разновидность реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником этого унитарного предприятия. Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, порядок составления и содержание которого определяется Законом 2001 г. Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственной собственности и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами приватизации.

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

Аукцион — способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право приобретения имущества принадлежит покупателю, предложившему за него наиболее высокую цену. По составу участников аукцион может быть только открытым, проведение закрытых аукционов законодательством о приватизации не допускается. Для участия в аукционе необходимо внести задаток в размере 20% начальной цены имущества, а также представить необходимые документы, указываемые в информационном сообщении.

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

Специализированный аукцион — способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию.

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

Конкурс — способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право приобретения имущества принадлежит покупателю, предложившему наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения им условий конкурса. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50% уставного капитала указанного общества. При проведении конкурса предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса только в запечатанных конвертах (закрытом виде). В течение десяти дней с даты подведения итогов конкурса с его победителем заключается договор купли-продажи, включающий порядок выполнения победителем условий конкурса, в том числе порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств.


5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

Может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли, т.е. посредством биржевой торговли. Для продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ.

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

В случае, если аукцион по продаже государственного имущества был признан несостоявшимся, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется посредством публичного предложения (ст.23 Закона о приватизации 2001 г.). При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения цена имущества определяется в размере 50% начальной цены несостоявшегося аукциона. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, первым подавшему в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.


8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

В том случае, если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется без объявления цены (ст.24 Закона о приватизации 2001 г.). При проведении приватизации путем продажи без объявления цены претенденты направляют в запечатанном конверте свои предложения о цене государственного или муниципального имущества, которые регистрируются с указанием номера и времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

В отличие от всех остальных способов приватизации возмездность данного способа реализуется посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество. Правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи. Вкладом в уставный капитал акционерного общества может быть любое государственное имущество, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность).

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества. Указанное лицо приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления.