Стадии применения норм права

Субъекты и основные стадии применения норм права.

Применение права – это одна из форм реализации права, государственная деятельность, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Применение права – это организующая властная деятельность компетентных органов и должностных лиц, при помощи которой упорядочиваются общественные отношения между разнообразными субъектами путем индивидуализации правил поведения отдельных лиц. Через применение права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.

Субъектами правоприменения могут быть только особая категория органов и лиц. Это государственные органы (суд, прокуратура и др.), должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.), некоторые юридические лица, общественные организации, которым дано право заниматься правоприменением (профсоюзы, третейские суды). Не являются субъектами правоприменения граждане, но они активно участвуют в правоприменительном процессе.

Процесс применения права имеет определенную последова­тельность, состоит из ряда стадий, среди которых — установле­ние фактической основы дела, установление юридической ос­новы дела, решение дела.

♪ На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, ког­да фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. Речь идет о сборе юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

♪ На второй стадии определяется отрасль права, которая ре­гулирует подобные отношения, устанавливается норма права, которая рассчитана на данные отношения, уясняется смысл и содержание выбранной нормы, дается юридическая квалифика­ция содеянному.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно на данной стадии правоприменительного процесса решается судьба дела. Принятие решения является основной, завершающей стадией, после чего решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение урегулировано.

Публичное и частное право.

► Публичное право – сфера общих, государственных интересов (инсти­туты государственной службы, уголовного права, организации суда, госу­дарственного аппарата, налогов, таможни, санитарного контроля и т.д.), т.е. такие отрасли, как государственное право, административное право, уголовное право и др. Здесь юридический приоритет имеет воля органов государственной власти, регулирование централизованно строится на на­чалах субординации, т.е. по принципу «власть – подчинение», дисципли­ны, ответственности нижестоящего лица перед вышестоящим.


► Частное право – сфера частных, индивидуальных и групповых инте­ресов (институты собственности, договоров, иных актов частных лиц, пе­редача имущества, наследование и т.д.), т.е. такие отрасли, как граждан­ское право, семейное право, и др. Здесь уже юридический приоритет при­надлежит воле частных лиц, граждан, их объединений, регулирование носит децентрализованный характер, строится на началах координации, т.е. по принципу юридического равенства, несоподчиненности, автономии.

В связи с делением права на публичное право и частное право в юридической литературе принято различать отрасли публичного права (например, конституционное право, админи­стративное право, уголовное право, гражданское процессуаль­ное право, уголовно-процессуальное право и т.д.) и отрасли частного права (наиболее распространенный пример – граж­данское право).

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право составляют нормы, регулирующие отно­шения государства, его органов с гражданами и другими субъек­тами права и обеспечивающие общественно-значимые (пуб­личные) интересы. Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных. Выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством либо между государственными органами).


Норма права — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

К признакам нормы права относятся:

1. Общеобязательность

2. Формальная определенность — выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением, наказанием, стимулированием

4. Неперсонифицированность — она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам.

5. Системность

6. Неоднократность или многократность действия

7. Возможность государственного принуждения

8. Представительно-обязательный характер

9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций — на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц — пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания — лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия — на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Надлежащее применение права должно отвечать ряду требований, только в этом случае выносимые решения будут в полной мере реализовывать предписания правовых норм; индивидуально правовые акты будут соответствовать сущности и содержанию правовых предписаний, а, следовательно, проводить в жизнь волю законодателя; будет достигнута цель правового регулирования – упорядочение общественных отношений.

Требования надлежащего правоприменения таковы:

1. Законность – означает, что при решении конкретного дела правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому случаю, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции. Помимо материальных требований законности необходимо соблюдать процедурные требования законности, т.е. строго следовать предусмотренному законом порядку рассмотрения дела и вынесения решения, неукоснительно придерживаться установленной формы акта применения права.

2. Обоснованность – означает, что применение норм права должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права могут и должны влечь возникновение, изменение или прекращение данного конкретного правоотношения. Требование обоснованности означает, что:

— должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

— такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

— все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.

3. Целесообразность – проявляется в двух аспектах:

— следование нормативному акту и есть целесообразное решение вопроса, т.к. сам нормативный акт с точки зрения законодателя целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений; недопустимо прикрывать нарушения законности ссылкой на целесообразность;

— целесообразность означает соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы права в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может предусмотреть все многообразие конкретных случаев, но она дает правоприменителю возможность учитывать их. Норма предусматривает определенные рамки для проявления усмотрения исполнителя, в пределах содержания нормы следует выбрать решение, которое наиболее полно и правильно отражает смысл закона и цели правового регулирования. Требование целесообразности приобретает решающее значение, когда норма права дает достаточно широкие рамки для проявления инициативы и самостоятельности субъекта.

4. Справедливость – означает осознание правильности решения с точки зрения общества и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих, в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям отдельных лиц и их общностей. Справедливость акта применения права предполагает его соответствие не только принципам права, но и общественному мнению, моральным убеждениям людей и общества в целом.

5. Эффективность – означает, что результат, достигнутый в процессе применения нормы права, будет максимально полно соответствовать цели, которая ставилась законодателем в норме права. Кроме этого, эффективность предполагает необходимость воплощения в жизнь решения, принятого правоприменительным органом. Конечная цель правоприменения – достичь упорядоченности общественных отношений в соответствии с моделью, заложенной в норме права. Поэтому правоприменительное решение должно быть таким, чтобы возникшие на его основе отношения соответствовали идее законодателя, удовлетворяли интересы и потребности заинтересованных лиц, согласовывались с содержанием и сущностью права, а не только формально (внешне) соответствовали варианту поведения, изложенному в норме. Правоприменительное решение должно снять конфликтность разрешаемой ситуации, тем самым упорядочив общественное отношение, – а это и есть эффективное применение нормы права.

Стадии применения права

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий пять. Наиболее четко они прослеживаются при применении норм уголовного права, когда речь идет о преступлениях.

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания).

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия).

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

Вопрос 42. Использование, исполнение, соблюдение и применение права

Понятие реализации права.

Реализация правовых норм — это воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение. Это конечный результат правового регулирования. Нормы права, обладая социальной ценностью, являются важным инструментом воздействия на общественные отношения при условии их претворения в жизнь в результате сознательного поведения людей, поэтому реализация права — необходимая сторона его жизни.

Формы реализации права.

Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими, управомочивающими. Совершенно очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении.

Реализация обязывающих норм — это совершение поступков, предусмотренных диспозицией нормы, имеющих положительное содержание и обязательный характер. Иначе это может быть названо исполнением. В случае уклонения от его исполнения реализация этой нормы переместится на второй уровень — принудительного привлечения со всеми дополнитель­ными для осужденного последствиями.

Реализация запрещающих норм — воздержание субъектов от поступков, на которые нормами права наложен запрет. По-другому это называется соблюдением. Например, воздержание от общественно опасных действий, наказания за которые предусмотрены санкциями норм уголовного законодательства. Когда эти нормы в отношении тех или иных субъектов не «сработали», вступает в действие второй уровень — реализация санкции.

Реализация управомочивающих норм — совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права. Такая форма еще называется использованием. Например, субъекты покупают и продают принадлежащие им вещи на праве личной собственности, используя диспозиции соответствующих норм законодательства.

Реализация будет нормальной, если субъекты совершают поступки, дозволенные нормами права. В этих случаях другая сто­рона выступает в качестве субъекта, обязанного к совершению определенных действий, иначе использование дозволенного пове­дения окажется невозможным. Если субъекты вступают в правоотношения в соответствии с управомочивающей нормой, то она реализуется через управомоченное и обязанное поведение конкретных субъектов. В случае ее нарушений она реализуется через применение соответствующих санкций.

Следовательно, нормы права в зависимости от характера предписаний реализуются в различных формах: непосредственно, через поведение субъектов без возникновения конкретных правоотношений; опосредованно, через возникновение конкретных правоотношений. В первом случае осуществляется соблюдение норм права, во втором — их исполнение и использование.

Итак, в зависимости от вида юридических норм различаются следующие формы реализации права:

1. использование – это форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставленные ему юридической нормой. Это означает, что лица вправе осуществлять либо неосуществлять предоставленные им законом права.

2. соблюдение – это форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам: не совершает тех действий, которые ему недозволенны.

3. исполнение – это форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия во исполнение возложено на него юридической обязанности.

4. применение права.

Применение норм права есть особая форма его реализации, так как она связана с властной организующей деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц, управомоченных общественных организаций).

В юридической литературе формы реализации права классифицируются и по иным основаниям:

· по характеру правовых связей между субъектами права — в общих и конкретных правовых отношениях;

· по субъектному составу — индивидуальная и коллективная формы;

· по внешнему проявлению — активная и пассивная формы;

· по методу воздействия — добровольное и принудительное осуществление права;

· по правовому положению субъектов — гражданско-правовая и административно-правовая формы.

Как уже отмечалось, применение права — это особая форма реализации норм права.

Правоприменительная деятельность — это сложный процесс, выступающий как способ и средство организации реализации пра­ва; как стадия правового регулирования; как юридический факт; как элемент механизма правового регулирования. Применение права есть всегда действие, акт поведения управомоченного лица, государственного органа, направленный на реализацию нормы права.

Применение права — это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

Правоприменение отличается от других форм реализации (соблюдения, исполнения, использования) следующими при­знаками:

1. осуществление применения права только определенны­ми компетентными органами (должностными лицами) (отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специ­альных полномочий не имеют. Поэтому применять юридиче­ские нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды раз­личных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, ад­министрация предприятий и т.д.);

2. государственно-властный характер велений право-применительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм (такова, например, деятельность прокурора по осуществлению над­зора за точным и неуклонным соблюдением законов);

3. отражение сущности правоприменительной деятель­ности в индивидуальном акте применения права. Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразо­вое применение и прекращают свое действие после реализа­ции конкретных прав и обязанностей;

4. осуществление применения норм права в строго уста­новленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и граждан­ского права, обеспечивая последовательное проведение за­конности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоя­тельств конкретного юридического дела.

Применение права необходимо в следующих случаях:

· тогда, когда права и обязанности позитивного, положительного характера не могут возникнуть без властного решения уполномоченных органов. Например, право на пен­сию у конкретного субъекта реально не возникает, пока не вынесено решение компетентного органа (комиссии по на­значению пенсий;

· правоприменение необходимо в случаях конфликтов сторон: спора о правах, нарушения кем-либо права субъекта, возникновения препятствия при осуществле­нии своего права. В этом случае заинтересованный субъект обращается в суд или в иной компетентный орган, который рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, права восстанавливаются, препятствия к их осуществлению устраняются;

· применение права необходимо в случаях со­вершения правонарушения.. При рассмотрении дела, связан­ного с правонарушением, устанавливается степень вины, причиненный ущерб и выносится решение, опреде­ляющее конкретную меру ответственности для правонаруши­телей;

· правоприменение необходимо, когда иным способом нельзя установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение (юридического факта). В этом, случае суд, рассмотрев дело, выносит решение, кото­рым признается наличие или отсутствие факта, имеющего юридическое значение (решение об объявлении длительно отсутствующего умершим, о нахождении лица на иждивении). Подобные дела на­зываются делами особого производства. Так они называются потому, что в этих случаях, в отличие от трех первых, права и обязанности лиц не определяются, а устанавливаются толь­ко факты, которые могут быть положены в основу решения других органов. Например, на основе решения суда об объ­явлении длительно отсутствующего умершим открывается на­следство.

Применение права в каждом конкретном случае оказывает организующее воздействие. Все в совокупности взятые индивидуальные акты в той или иной сфере общественной жизни обеспечивают (вместе с другими формами общественной и государственной деятельности) государственное управление. Применение права выступает одной из форм государственного руководства обществом и способно оказать влияние на развитие конкретных общественных отношений в соответствии с закономерностями его развития.

Стадии применения права

Правоприменение — это всегда логические действия. Они состоят в подведении какого-либо индивидуального случая под общее правило нормы права. Законность и обоснованность применения обеспечивают правильность этого процесса, позволяют избежать отклонения от требований норм права.

Применение права представляет собой сложную, многосту­пенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие последова­тельность действий при рассмотрении юридического дела. Таких основных стадий три: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ юридических норм, подлежащих примене­нию к установленным фактическим обстоятельствам; 3) решение конкретного юридического дела и его докумен­тальное оформление (принятие, издание правоприменительного акта).

Анализ фактических обстоятельств. На этой стадии идет установление фактов, имеющих значение для решения данного дела (юридических фактов), или, как часто говорится, фактических обстоятельств дела. Фактическими обстоятельствами являются жизненные собы­тия, происшествия, образующие реальную основу применения пра­ва. Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым при­меняются юридические нормы. Факты являются юридически значимыми, если норма права связывает с ними возникновение, изменение или прекращение правоотношений, характер и размер санкций, поэтому следует обратиться к гипотезе нормы, где указаны типичные факты и обстоятельства, при наличии которых норма применяется. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказа­тельств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности. Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (смерть потерпевшего, имущественный ущерб) и источники сведе­ний о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обяза­тельно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, получен­ные, например, в результате физического насилия над обвиняе­мым. Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Анализ фактических обстоятельств дела имеет очень важное значение, и часто в различных отраслях права прямо закреплена обязанность компетентных органов всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела, когда речь идет о выяснении характера правонарушения и применении санкции.

Выбор нормы права — это отыскание той нормы, которая рассчитана на регулирование данных отношений. На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. При этом проверяется: а) подлинность применяемой статьи за­кона, с точки зрения законности, то есть устанавливается, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д. б) действие нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц (это означает, что правоприменительный орган должен точно установить: действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело; действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено; распространяется ли действие данной нормы на лиц, в от­ношении которых она должна быть применена); в) возможность коллизий между нормами права и наличие (или – отсутствие) пробелов в праве.

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содер­жанию. Это явление называется коллизией правовых норм. Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами?

· если обнаружено противоречие между нормой федерально­го закона и нормой республиканского закона, то необходимо при­менять норму федерального закона;

· если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

· при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

· в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

Решение конкретного юридического дела и его докумен­тальное оформление.

Это завершающая и основная стадия применения норм права. Компетентные правоприменительные органы или должност­ное лицо (суд, прокуратура и т.п.) на основании подлинного зна­ния и убеждения в достоверности и законности результатов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям. Результат решения юридического дела — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в до­кументальную форму, в форму акта-документа — приговора, ре­шения, определения, заключения и т.д.

На этом процесс применения норм права заканчивается. На­чинается реализация акта применения права, то есть воплощение конкретных прав и обязанностей, указанных в этом акте.