Стандарт организации

Содержание

Разработка проекта стандарта

Разработку государственных российских стандартов реализуют технические комитеты по стандартизации в соответствии с теми планами, которые установлены государственной стандартизацией РФ, программами работ технических комитетов и договорами по разработке Госстандарта.

Особенности разработки проекта стандарта

При разработке проекта стандарта необходимо руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, стандартами ГСС (Государственной системы стандартизации), а также другими нормативными документами региональных и международных организаций по стандартизации.

Замечание 1

В процессе разработки проекта применяются результаты научно-исследовательских, проектных, опытно-технологических и конструкторских работ, которые проводятся предприятием. Также учитываются результаты патентных исследований и другая информация в области достижений зарубежной и отечественной науки и техники.

Для того чтобы обеспечить организационно-методическое единство с целью создания условий для своевременного применения стандартов, предусмотрен следующий порядок их разработки:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Разработка проекта стандарта 400 руб.
  • Реферат Разработка проекта стандарта 270 руб.
  • Контрольная работа Разработка проекта стандарта 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Первая стадия: организация разработки стандарта.
  • Вторая стадия: разработка начального проекта стандарта (первая редакция).
  • Третья стадия: разработка проекта стандарта (окончательная редакция). Также на данном этапе стандарт представляется на утверждение.
  • Четвертый этап: утверждение и регистрация стандарта на государственном уровне.
  • Пятая стадия: издание государственного стандарта.

Организация разработки стандарта

Прежде чем разработать проект стандарта, сначала осуществляется подготовка и последующее представление заявок на разработку государственных стандартов в те технические комитеты, которые занимаются закреплением объектов стандартизации. В данной заявке приводится обоснование необходимости разработки проекта стандарта.

Такие заявки могут предоставлять предприятия, технические комитеты, органы управления РФ, а также граждане, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Рассмотрение и подготовку заявок, формирование годового плана стандартизации РФ, заключение договоров по разработке проекта стандарта осуществляется в том порядке, который установлен Госстандартом Российской Федерации.

Технический комитет организует разработку проекта стандартов следующим образом:

  • определяет тот подкомитет, где разрабатывается стандарт;
  • определяет предприятие или рабочую группу для разработки проекта стандарта;
  • устанавливает сроки выполнения работ по этапам разработки стандартов в соответствии с теми сроками, которые установлены в договоре.

Технический комитет передает информацию о старте разработки проекта с целью публикации в специализированном издании Госстандарта РФ. Совершается это для того, чтобы получить заявки от заинтересованных компаний для направления их на отзыв проекта стандарта.

Как производится разработка проекта стандарта первой редакции

Предприятие или рабочая группа готовят проект стандарта и пояснительную записку к нему. В наименовании указывается название проекта и стадии его разработки.

В пояснительной записке к проекту стандарта указывается следующая информация:

  • основание и целесообразность разработки стандарта с указанием всей необходимой документации;
  • характеристика того объекта, который проходит стандартизацию;
  • информацию о соответствии проекта стандарта национальным и международным стандартам других государств;
  • информацию о патентной чистоте проекта стандарта;
  • информацию о взаимосвязи проекта стандарта с иной нормативной документацией по стандартизации (также должна содержаться предложения по их изменению, пересмотру или отмене);
  • информацию о рассылке на отзыв и публикацию аннотации о проекте стандарта;
  • краткая обобщенная характеристика предложений и замечаний;
  • информацию о согласовании (если он было проведено);
  • источники информации.

Подкомитет или технический комитет проверяет соответствие проекта стандарта условиям договора на разработку, требованиям стандартизации Российской Федерации и действующего законодательства. Технический комитет направляет договор членам подкомитета с пояснительной запиской.

Члены технического комитета или подкомитета рассматривают проект стандарта и готовят свои предложения по нему в том порядке, который определен ТК (техническим комитетом). С учетом всех полученных от них предложений технический комитет подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции.

После получения на отзыв проекта стандарта заинтересованные специалисты и предприятия составляют отзыв и направляют его в технический комитет в двух экземплярах, и не позднее чем через два месяца со дня получения проекта стандарта.

Если есть предложения и замечания по проекту стандарта, то они излагаются в такой последовательности:

  • в целом по проекту;
  • по пунктам, приложениям, разделам и подразделам в порядке изложения стандарта.

Предложения по исключению замечаний, по введению новых требований, что предусмотрены в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

Разработка проекта стандарта и представление его для принятия (окончательная редакция)

С учетом поступивших отзывов технический комитет готовит уже окончательную редакцию проекта стандарта. Затем проект стандарта вкупе с пояснительной запиской направляются:

  • членам технического комитета или подкомитета;
  • органам государственного надзора и контроля (если это необходимо и если они являются членами технического комитета);
  • в двух экземплярах проект направляется в научно-исследовательскую организацию.

Члены технического комитета рассматривают проект стандарта в том порядке и на протяжении тех сроков, которые установлены ТК. Если органы государственного надзора не являются членами комитета, то со дня получения проекта стандарта на протяжении месяца проводят его согласование или дают по нему заключение с обоснованием тех предложений и требований, что входят в их компетенцию.

Научно-исследовательская организация (НИО) подготавливает заключение на проект стандарта, обеспечивает его издательское редактирование, а также направляет в технический комитет заключение и экземпляр проекта стандарта, что прошел редактирование в срок не более одного месяца. Технический комитет с учетом предложений его членов, согласования органов государственного надзора и контроля, а также с учетом заключения НИО и результатов издательского редактирования проводит доработку проекта стандарта. Если есть разногласия по проекту, технический комитет рассматривает и снимает их.

Технический комитет или подкомитет рассматривает проект стандарта, и проводит голосование. Решение оформляется в протоколе, в котором указываются результаты голосования каждой организации или предприятия, являющимися членами технического комитета. Подтверждение согласия с проектом стандарта опускается телеграммой, письмом, телефаксом, телетайпограммой, которая подписывается руководителем. При получении согласия всех членов технического комитета с проектом стандарта можно не проводить заседание ТК.

После этого технический комитет или подкомитет одобряет проект стандарта и рекомендует его для принятия Госстандартом Российской Федерации. При этом проект стандарта не может быть отправлен на принятие в нескольких случаях:

  • если члены технического комитета, которые являются уполномоченными представителями органов государственного надзора и контроля, за него не проголосовали;
  • если проект стандарта не согласовали органы государственного надзора и контроля, которые не являются членами технического комитета.

Технический комитет направляет в Госстандарт Российской Федерации для принятия проекта стандарта в трех экземплярах. Первый экземпляр должен быть с сопроводительным письмом, что подписан председателем комиссии, и дополняться следующими документами:

  • протоколом заседания технической комиссии по рассмотрению и принятию окончательной редакции проекта стандарта;
  • оригиналами документов, которые подтверждают согласование окончательной редакции проекта (если оно было проведено);
  • экземпляром проекта стандарта, который прошел издательское редактирование.

Проект стандарта окончательной редакции вместе с приложением протокола и пояснительной запиской направляются заказчику стандарта. Если разработка проекта стандарта проводилась вне рамок технической комиссии предприятия, общественные объединения могут разработать проект стандарта в соответствии с утвержденным порядком. Если по данному объекту стандартизации существует техническая комиссия, то предприятие-разработчик направляет ТК проект стандарта на отзыв, а после решения Госстандарта Российской Федерации и на согласование.

Принятие, государственная регистрация и издание стандарта

Госстандарт Российской Федерации рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в действие. Перед принятием проекта стандарта Госстандарт проверяет его на соответствие законодательству РФ, требованиям государственным стандартам, метрологическим нормам и правилам, а также правилам разработки, изложения и оформления стандартов.

В процессе принятия стандарта устанавливается дата его введения в действие с учетом тех мероприятий, которые необходимы для его внедрения. Как правило, срок действия стандарта не устанавливают. Государственную регистрацию стандарта проводит Госстандарт Российской Федерации в установленном им порядке.

После этого он публикует информацию о принятых стандартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты РФ». Госстрой и Госстандарт Российской Федерации издают и распространяют стандарты в установленном ими порядке.

Стандарт предприятия (СТП)

Стандарт предприятия (СТП) – нормативный документ, в котором прописаны единые для конкретного предприятия или отдельной продукции требования к товарам, способам и методикам для качественного результата. Разрабатывают его в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004, включая систему ГОСТ Р ИСО 9000, либо сама компания, либо специализированные центры в Ростове-на-Дону. Каждая компания разрабатывает документы с учетом собственных обстоятельств.

Разработка стандартов предприятия регулируется и федеральными законами (ФЗ 184). Отдельно выделяют правила безопасности, регламентируют которые другие нормативные акты.

Особенности разработки СТП

Стандарт предприятия является официальным документом, действует исключительно в пределах компании и имеет юридическую силу.

СТП содержит:

  • Информацию о методиках исследования и производства.
  • Тип и вид используемого сырья.
  • Используемые при производстве инструменты.
  • Оказываемые услуги (исключительно внутри представленной компании).
  • Сведения о выпускаемой компанией продукции.
  • Данные о различных процессах (менеджмент, управление, технические работы).

Основные этапы создания СТП:

  • Формирование первоначального варианта.
  • Согласование текста заинтересованными сторонами (сюда входит рассылка, прием правок и пожеланий, редактирование).
  • Получение требуемых виз на окончательном варианте оформленного текстового документа.
  • Регистрация разработанного проектного решения.
  • Утверждение руководителем предприятия (письменный указ или простая подпись на титульном листе).

СТП разрабатывать необязательно, но благодаря этому выполнение работы и предоставление услуг становится более эффективным.

Стандарт обязательно регистрируют в системе внутреннего документооборота. Для корректной регистрации создается уникальный код, состоящий из цифрового обозначения. По нему можно узнать о его принадлежности к той или иной компании. В его состав входят такие данные:

  • Индекс (СТП).
  • Индекс, который был присвоен компании.
  • Полученный при регистрации порядковый номер.
  • Номер по порядку в текущей версии.
  • Обозначение года принятия стандарта в формате из 4 цифр.

Копировать стандарты запрещено и бесполезно, так как документ содержит индивидуальные параметры.

Согласование проекта и его дальнейшее регулирование

Стандарт предприятия в Ростове-на-Дону оформляют после уточнения деталей и полного согласования текста документа заинтересованными сторонами.

Для начала копии документа раздают участникам обсуждения для первичного согласования. Документ считается завершенным после внесения всех правок и полного одобрения заинтересованных сторон.

Намного быстрее и эффективнее получится, если обратиться к специалистам. Они разработают СТП, учитывая все необходимые требования.

Особое внимание следует уделить СТП пожарной безопасности. Он не является обязательным, но большинство компаний предпочитают разработать этот стандарт для гарантии безопасности персонала. Также удается получить другие требуемые документы вышестоящего уровня, например, пожарный сертификат.

Правильно оформленные документы, прошедшие процедуру согласования и регистрации, повышают результативность работы. Созданные стандарты являются обязательными для исполнения всеми сотрудниками компании, к которым он имеет отношение.

СТО СМК 07-2004 Система менеджмента качества. Стандарты организации. Порядок разработки, построения и оформления

СТО СМК 07-2004

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

Система менеджмента качества

СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Порядок разработки, построения и оформления

ОКС 01.120

Дата введения 2004-02-16

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова» от 16 февраля 2004 г. N 24

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ЗАО «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им. Н.П.Мельникова» (ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова»)

2 ВНЕСЕН отделом стандартизации

3 ПРИНЯТ и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова» от 16 февраля 2004 г. N 24

4 ВЗАМЕН СТП 07-00

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ октябрь, 2007.

6 Разработка, согласование, утверждение, обновление (изменение или пересмотр) и отмена настоящего стандарта производится ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова»

Введение

Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями статей 11, 13, 17 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, который устанавливает новый состав и статус документов в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации. В число этих документов входят «Стандарты организаций».
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения этих стандартов согласно Федеральному закону устанавливается организациями самостоятельно. Поэтому настоящий стандарт регламентирует эти требования.
Целью разработки стандартов организации является совершенствование производства и обеспечение качества и конкурентоспособности продукции, создание современной базы документов по стандартизации по всем процессам жизненного цикла продукции и постоянное улучшение действующей системы менеджмента качества.

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает единый порядок и правила разработки, построения, оформления, утверждения и обозначения стандартов организации (далее — стандартов), разрабатываемых институтом.
Настоящий стандарт разработан с учетом положений Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ в части действия, разработки и применения стандартов организации (статьи 11, 17) на основе стандартов Национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Настоящий стандарт предназначен для использования при разработке стандартов организации всеми подразделениями института.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
ГОСТ Р 7.0.4-2006 Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования
ОК 007-93* Общероссийский классификатор предприятий и организаций

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции
СТО СМК 28-2004 Управление документацией и записями

3 Термины и определения, сокращения

В настоящем стандарте применены следующие термины и сокращения:

3.1 стандарт организации; СТО: Стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12-2004, 2.6).

3.2 СТО СМК: Стандарт организации системы менеджмента качества;

3.3 объект стандартизации: Продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации (ГОСТ Р 1.4-2004, 4.2).

4 Общие положения

4.1 Стандарт организации устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, утверждается директором института и является обязательным к применению в данной организации.

4.2 Исходя из основных направлений производственной деятельности института, объектами стандартизации являются:
— нормы проектирования, общие принципы и рекомендации по проектированию строительных стальных конструкций и их соединений, основные положения по расчету, принципы и методы расчета конструкций, состав и правила оформления рабочих чертежей, требования к терминологии;
— процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла конструкций, зданий и сооружений, включая изготовление и монтаж, транспортирование и хранение конструкций, испытания и приемку конструкций и сооружений, обследование технического состояния конструкций, их ремонт и реконструкция, экспертиза безопасности, технический и авторский надзор;
— процессы организации и управления производством, процессы менеджмента с целью постоянного повышения результативности и улучшения действующей системы менеджмента качества (СМК).
Перечень объектов стандартизации, по которым могут разрабатываться стандарты института, приведен в приложении А.

4.3 Стандарты организации могут разрабатываться также для обеспечения соблюдения требований и применения технических регламентов, международных, региональных и национальных российских стандартов и для распространения и использования результатов научных исследований.

4.4 Разработку стандартов осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на соответствующую продукцию, работы или услуги.

4.5 Разработка стандартов возлагается на соответствующие отделы и службы института согласно их тематике, методическое руководство по построению и оформлению стандартов и координация работ по стандартизации — на отдел стандартизации.
К разработке стандартов могут привлекаться высококвалифицированные специалисты института соответствующего направления работ и сторонние организации в качестве соисполнителей на равноправной основе.

5 Порядок разработки стандартов организации

5.1 Разработка стандартов организации осуществляется в соответствии с ежегодной Программой разработки и пересмотра стандартов, утверждаемой директором института, в которой определяются ответственные исполнители и соисполнители работ, сроки разработки, краткая характеристика содержания намечаемых к разработке стандартов.
Ответственные исполнители назначаются из числа ведущих специалистов института по соответствующей тематике.

5.2 В зависимости от характера, сложности, степени предварительной проработанности вопроса разработка стандарта организации осуществляется, в общем случае, в следующей последовательности:
— разработка проекта стандарта;
— учет проекта стандарта в отделе стандартизации с присвоением ему обозначения в соответствии с разделом 6 настоящего стандарта;
— публичное обсуждение проекта стандарта в заинтересованных подразделениях института, в сторонних организациях;
— составление сводки замечаний и предложений по проекту и доработка проекта стандарта в соответствии со сводкой;
— рассмотрение проекта стандарта на НТС института или его секциях в соответствии с установленным порядком (назначение рецензента (эксперта), ознакомление с проектом всех заинтересованных лиц и т.д.); решение о рассмотрении проекта на НТС принимается руководством института.
Решение НТС о принятии стандарта оформляется протоколом; все принятые на НТС замечания и предложения вносятся в стандарт, после чего он визируется рецензентом на последней странице стандарта.
— по согласованию с руководством стандарты, при необходимости, могут быть направлены на экспертизу (в том числе на соответствие законодательству РФ, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, научно-техническую, правовую, метрологическую, патентную экспертизу) в компетентные организации или соответствующий технический комитет (ТК) Ростехрегулирования;
— утверждение и регистрация стандарта.

Окончательная редакция проекта утверждается директором института приказом или личной подписью на первой странице стандарта. При утверждении стандарта приказом в нем устанавливают дату введения стандарта в действие и разрабатывают, при необходимости, организационно-технические мероприятия по применению стандарта.
Стандарт вводится в действие со дня утверждения его директором или даты введения, установленной в приказе; стандарты организаций утверждаются, как правило, без ограничения срока действия.

После утверждения стандарт поступает в отдел стандартизации для регистрации в журнале учета и регистрации, куда заносятся сведения о его утверждении.
Подлинник стандарта с сопроводительной документацией (сводка замечаний, решение НТС, экспертные заключения и др.) хранится в отделе — разработчике стандарта.

5.3 Порядок утверждения, регистрации и хранения стандартов системы менеджмента качества установлен СТО СМК 28-2004.

5.4 Построение, изложение, оформление, обозначение и требования к содержанию стандартов — в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.5 и требованиями раздела 6 настоящего стандарта.

5.5 Разработка изменения к стандарту

5.5.1 Изменение к стандарту разрабатывают при необходимости замены, дополнения или исключения отдельных требований стандарта в виде фрагментов разделов и пунктов, которые вносятся в стандарт на основании распоряжения или Приказа руководства института.
Изменения к стандарту редакционного или ссылочного характера вносятся при переиздании стандарта или включаются в очередное изменение.

5.5.2 Разработка изменения осуществляется, как правило, разработчиком данного стандарта.
Отдел стандартизации присваивает утвержденному изменению порядковый номер и вносит его в журнал регистрации стандартов.
Каждое изменение стандарта фиксируется также в листе регистрации изменений, который прилагается к стандарту.

6 Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов

6.1 Стандарт должен содержать все данные, необходимые и достаточные для его применения в соответствии с назначением, и при необходимости, должен быть иллюстрирован наглядным материалом.

6.2 Построение стандарта

6.2.1 Наименование стандарта, как правило, должно состоять из:
— группового заголовка, общего для комплекса стандартов системы или группы продукции;
— заголовка, определяющего кратко и точно объект стандартизации;
— подзаголовка, определяющего обобщенное содержание устанавливаемых стандартом положений.
Групповой заголовок и подзаголовок печатают строчными буквами с первой прописной. Заголовок стандарта печатают прописными буквами.
Примеры

1 Система менеджмента качества
ВНУТРЕННИЕ АУДИТЫ
Планирование, проведение

2 Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ, РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ

6.2.3 В разделе «Область применения» указывают назначение стандарта или объект стандартизации и область его распространения (применения).
В разделе дается более развернутое определение объекта стандартизации, приведенное в наименовании стандарта, перечисляются наименования основных требований, характеристик, методов испытаний и т.п., включенных в нормативные разделы стандарта.
В разделе могут приводиться сведения об ограничении области распространения стандарта.

6.2.4 Основные нормативные положения оформляют в виде разделов, состав и содержание которых устанавливается в зависимости от объекта стандартизации и вида стандарта.

6.2.5 Стандарты разрабатываются следующих видов:
— основополагающие стандарты, которые устанавливают правила построения, изложения и оформления документации различных видов (в том числе проектной), правила выполнения чертежей, общие требования и нормы, необходимые для обеспечения различных производственных процессов, общие требования по безопасности, термины и определения и т.п.;
— стандарты на продукцию, услуги, которые устанавливают общие технические условия ее производства, технические требования для группы (общие) или конкретных видов продукции;
— стандарты на процессы производства и эксплуатации продукции;

— стандарты на методы контроля, испытаний, измерений.

6.2.6 Правила построения стандартов различных видов, номенклатура показателей, требований и характеристик, включаемых в стандарт, приведены в разделе 7 ГОСТ Р 1.5.

6.2.7 В стандартах не должны устанавливаться требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие техническим регламентам, международным стандартам ИСО, МЭК и других организаций, а также действующим национальным стандартам.

6.2.8 Стандарты на продукцию, использование которой связано с риском аварий и опасностью, должны в обязательном порядке включать разделы «Требования безопасности» и «Охраны окружающей среды» или в них должны быть приведены ссылки на соответствующие правила безопасности, установленные органами государственного надзора.

6.2.9 Дополнительные сведения к основной части стандарта сведения оформляют в виде «Приложений». Это могут быть примеры оформления документов, форма записи, методы расчета, описания аппаратуры и приборов, чертежи и таблицы большого формата и другой вспомогательный материал.
Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми и справочными.

6.2.10 В раздел «Библиография» включают перечень ссылочных документов (правила и нормы международных комитетов, комиссий, фирм; использованные статьи, справочники, каталоги и другие источники) с указанием их обозначений и наименования, издания.

6.2.11 Библиографические данные приводятся на последней странице стандарта, которую оформляют в соответствии с приложением Д.
В библиографические данные включают «Ключевые слова», которые характеризуют содержание стандарта, их приводят в порядке, в котором они приведены в наименованиях стандарта и его разделах.

6.3 Изложение стандарта

6.3.1 Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным.
Текст стандарта делят на разделы, подразделы, пункты, подпункты.

6.3.2 Для наглядности, сокращения и удобства изложения применяют таблицы, графический материал, схемы. Построение таблиц, чертежей должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 1.5, стандартам систем конструкторской и проектной документации.

6.3.3 В стандартах, как правило, не должны повторяться и дублироваться требования и положения, установленные в технических регламентах, документах органов государственного надзора и других, являющихся обязательными к применению. В стандарте приводятся ссылки на этот документ в целом или его отдельные разделы с указанием обозначения (номера) документа, его наименования и наименования организации, утвердившей документ.

6.3.4 В стандарте должны применяться стандартизованные единицы величин, их наименования и обозначения.

6.3.5 При необходимости, в стандарте могут применяться общепринятые условные обозначения, изображения, знаки и сокращения.

6.4 Оформление стандарта

6.4.1 Стандарты выполняют машинным способом с помощью персонального компьютера на бумаге форматом А4 или в обоснованных случаях форматом А3. Допускается комплектовать в одном стандарте листы форматом А3 и А4.

6.4.3 «Введение» включает основание для разработки стандарта (ФЗ «О техническом регулировании», Постановление Правительства РФ и т.д.) и указание о применении стандарта другими организациями в следующей формулировке: «Стандарт может применяться организациями, выполняющими работы в области установленной стандартом, если эти организации имеют сертификаты соответствия, выданные Органом по сертификации в системе добровольной сертификации, созданной организациями разработчиками стандарта.
Организации разработчики не несут никакой ответственности за использование данного стандарта организациями, не имеющими сертификатов соответствия».
Во «Введении» может указываться также место стандарта в комплексе стандартов, его взаимосвязь с другими стандартами, а также другая информация.
«Введение» не должно содержать технических требований. Пример изложения «Введения» приведен в приложении И.

6.4.4 «Лист регистрации изменений» включается в стандарт в обязательном порядке, в него заносятся все изменения и дополнения в порядке, установленном в разделе 5 настоящего стандарта.

6.4.5 Стандарты должны иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения. Нумерация страниц проставляется арабскими цифрами в правом нижнем углу на нечетных страницах и в левом нижнем углу на четных. Титульный лист, предисловие, содержание и введение нумеруются римскими цифрами, которые проставляются аналогично.
Обозначение стандарта указывается в верхней части каждой страницы, справа — на нечетных и слева — на четных.

6.5 Обозначение стандарта

6.5.1 Обозначение стандарта организации состоит из:
— индекса «СТО»;
— отделенного от него интервалом восьмизначного кода организации по общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОК 007-93);
код ЦНИИПСК по классификатору — 02494680;
— отделенного от кода тире четырехзначного регистрационного номера стандарта;
— отделенного от него тире четырех цифр года утверждения стандарта.
Пример — СТО 02494680-0030-2004

6.5.2 Регистрационный номер стандартам присваивается в порядке возрастания номеров по мере их регистрации в журнале учета и регистрации в отделе стандартизации.
При пересмотре стандарта его регистрационный номер сохраняется, но изменяется номер года утверждения.

6.5.3 При разработке стандарта несколькими организациями на равноправной основе в его обозначении указываются коды всех организаций-разработчиков, а регистрационный номер — присваивается отделом стандартизации ЦНИИПСК им. Мельникова.
Пример — СТО 0030-2004 (02494680, 01400285, 01411411, 40427814)
Допускается при записи такого обозначения на страницах стандарта или при ссылках на него в других стандартах института указывать только его регистрационный номер и год утверждения.
Пример — СТО 0034-2004.

6.5.4 Обозначение стандартов института по системе менеджмента качества состоит из индекса «СТО», аббревиатуры «СМК», двухзначного регистрационного номера и года утверждения стандарта.
Пример — СТО СМК 07-2004.

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.4-2004
Группа Т50

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
Общие положения
Standardization in the Russian Federation. Standards of organizations. General

ОКС 01.120

Дата введения 2005-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации» (ФГУП «ВНИИстандарт»)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст

4 В настоящем стандарте реализованы положения статей 11-23, 17 Федерального закона «О техническом регулировании»

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.4-93
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1.1 Настоящий стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно статье 17 Федерального закона «О техническом регулировании» .

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 техническая документация (на продукцию): Совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.

3.2 менеджмент: По ГОСТ Р ИСО 9000 (статья 3.2.6).

3.3 организация: Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в установленном порядке.
Примечание — Ниже в рамке приведено определение термина «организация», также применяемое на практике.

Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Примеры: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.
Примечания
1 Распределение объектов обычно бывает упорядоченным.
2 Организация может быть государственной или частной.

4 Разработка и применение стандартов организации. Общие положения

4.1 Стандарты организаций, в том числе коммерческих , общественных , научных организаций , саморегулируемых организаций , объединений юридических лиц (далее — организаций), разрабатываются этими организациями в случаях и на условиях, указанных в статье 17 Федерального закона «О техническом регулировании».

4.2 Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть:
— составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;
— процессы организации и управления производством;
— процессы менеджмента;
— технологическая оснастка и инструмент;
— технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;
— методы; методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;
— услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;
— номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;
— процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

4.3 Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований химических* регламентов и применения в данной организации национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

4.4 Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

4.5 Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.

4.6 В стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам.

4.7 Стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации.

4.8 Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.

4.9 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 Федерального закона «О техническом регулировании».
Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

4.10 При установлении процедур разработки и утверждения стандартов организации целесообразно предусмотреть:
— создание условий для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации, а при разработке стандартов на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги — представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;
— при разработке стандарта организации на продукцию, которая может поставляться для федеральных государственных нужд, — согласование проекта этого стандарта с государственным заказчиком, утвержденным в порядке, установленном федеральным законом .

4.11 Стандарты организации целесообразно разрабатывать на основе программ (планов) стандартизации организации и предложений ее структурных подразделений. Техническое задание на разработку стандарта утверждается руководством организации.

4.12 Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5.

4.13 Стандарты организации утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта в установленном в организации порядке. В случае утверждения стандарта организации приказом дату введения стандарта в действие устанавливают в приказе. При утверждении стандарта организации личной подписью руководителя (заместителя руководителя) организации дату введения стандарта в действие приводят на его первой странице.
При утверждении стандарта, при необходимости, утверждают также организационно-технические мероприятия по подготовке к применению стандарта.
Согласование проекта стандарта организации с заинтересованными лицами перед его утверждением осуществляют в порядке, установленном организацией, утверждающей стандарт.

4.14 Стандарты организации утверждают, как правило, без ограничения срока действия.
По решению организации, утверждающей стандарт, срок действия стандарта организации может быть ограничен.

4.15 Перед утверждением стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги проводят их экспертизу (в том числе экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также научно-техническую, метрологическую, правовую, патентную экспертизы, нормоконтроль).
Экспертизы проекта стандарта могут проводиться силами организации, разработавшей проект стандарта, при наличии в ней квалифицированных специалистов и/или экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией-разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз:
метрологической (по ГОСТ Р 1.11);
терминологической;
научно-технической;
правовой;
патентной;
на соответствие национальным стандартам.
Организация, разработавшая проект стандарта организации, может представлять его для экспертизы в соответствующий технический комитет по стандартизации (ТК).
ТК организует проведение экспертизы проекта стандарта организации и на основании ее результатов направляет заключение по проекту стандарта организации, представившей его.

4.16 В состав обозначения утвержденного стандарта организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, на работы, выполняемые на стороне, или оказываемые ею на стороне услуги следует включать аббревиатуру слов «стандарт организации» (СТО), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОК 007, позволяющий идентифицировать организацию-разработчика стандарта; регистрационный номер, присваиваемый организацией, разработавшей и утвердившей стандарт, и год утверждения стандарта.
Классификационный код стандарта организации (ОКС) устанавливают по Общероссийскому классификатору стандартов ОК (МК(ИСО/ИНФКО МКС)001-96)001, классификационный код продукции (ОКП) или услуги (ОКУН), на которую распространяется стандарт организации, — по общероссийским классификаторам ОК 005 или ОК 002 соответственно и приводят на последней странице стандарта организации (см. ГОСТ Р 1.5, приложение Б).
Пример — Классификационные коды стандарта организации «Оповещатели пожарные световые. Технические условия» и продукции, на которую он распространяется:

«ОКС 13.320 ОКП 43 7135».

4.17 Требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие.
Требования стандартов организаций к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае, если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (контракте).

4.18 Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.

4.19 Организация, разработавшая и утвердившая стандарт организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, может при необходимости готовить предложения о разработке национального стандарта на основе этого стандарта.
Порядок представления и оформление предложений осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2.

Библиография

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ

Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

Федеральный закон «Об общественных организациях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ

Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ

УДК 006.05:006.354

ОКС 01.120

Т50

Ключевые слова: стандарты организаций, национальные стандарты, разработка, согласование, утверждение, применение

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018

Промышленное оборудование и инструмент

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — региональный стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества независимых государств. На территории Евразийского экономического союза межгосударственные стандарты применяются добровольно.

Техническое регулирование

Для выполнения требований технических регламентов Евразийского экономического союза и оценки соответствия требованиям технических регламентов Союза на добровольной основе применяются межгосударственные и международные стандарты. При их отсутствии до принятия межгосударственных стандартов могут применяться национальные стандарты государств-членов Союза.

Для каждого технического регламента Евразийская экономическая комиссия утверждает два перечня стандартов. Один необходим для выполнения требований технического регламента, а второй содержит правила и методы испытаний продукции. Применение на добровольной основе стандартов, включенных в первый перечень, является достаточным условием соблюдения технических регламентов Союза. К июлю 2016 года утверждены перечни стандартов к 33 техническим регламентам ЕАЭС. В них включены больше 11 600 стандартов, из которых около 3100 разработаны на основе международных стандартов ИСО, МЭК и ЕЭК ООН (26,4%) и 865 — на основе европейских аналогов (7,4&%).

Обозначения

В качестве межгосударственных стандартов могут быть приняты международные стандарты. Взаимосвязь межгосударственных стандартов с соответствующими международными стандартами указывают с использованием следующих условных обозначений степени их соответствия:

  • IDT — для идентичных межгосударственных стандартов;
  • MOD — для модифицированных межгосударственных стандартов;
  • NEQ — для неэквивалентных межгосударственных стандартов.

На титульном листе под наименованием межгосударственного стандарта приводят обозначение и наименование примененного международного стандарта на английском языке и условное обозначение степени их соответствия.

Аббревиатура «ОСТ» означала:

  • с 1925 года — «общесоюзный стандарт»;
  • с 1968 года — «отраслевой стандарт».

Аббревиатура «ГОСТ» означала:

  • с 1940 года — «государственный общесоюзный стандарт»;
  • с 1968 года — «государственный стандарт Союза ССР»;
  • с 1992 года — «межгосударственный стандарт».

Классификация стандартов

Классификатором стандартов является «Классификатор государственных стандартов СССР», который под названием «Классификатор государственных стандартов» (КГС) используется и в настоящее время. Классификатор является иерархическим, с буквенно-цифровой системой кодов на трёх (изредка четырёх) уровнях. Первый уровень (раздел) состоит из 19 заглавных букв русского алфавита, второй (класс) и третий (группа) уровни — цифровые. Четвёртый уровень (подгруппа) может добавляться после точки. Подавляющее большинство действующих стандартов имеет обозначение КГС.

Примеры ГОСТов

  • ГОСТ 7.75–97 — коды наименований языков.
  • ГОСТ 28147-89 — алгоритм симметричного шифрования.
  • ГОСТ 8.417 — устанавливает единицы измерения.
  • ГОСТ Р 12.4.02 — регламентирует применение сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки.
  • ГОСТ 19433-88 — Грузы опасные. Классификация и маркировка.
  • ГОСТ 1516.2 — Электрооборудование и электроустановки переменного тока на напряжение 3 кВ и выше.
  • ГОСТ Р 52289-2004 — Технические средства организации дорожного движения.