Статус в обществе

Что такое социальный статус человека?

Сегодня достаточно часто заходит речь о социальном статусе человека.

Хотя он не отражается в официальных документах, тем не менее, оказывает огромное влияние на уровень жизни и возможностей каждого из нас.

Что такое социальный статус личности?
Что относится к социальному статусу?
Чем отличаются социальная роль и социальный статус?
От чего зависит социальный статус человека?
Что такое социальный статус ребёнка?

Что такое социальный статус личности?

В социологии, т.е. науке о строении нашего общества, социальным статусом личности называют совокупность признаков, которыми определяется положение человека в обществе других людей, в иерархической структуре социума.

Социальный статус зависит от ряда факторов и признаков, часть из которых личность получает при рождении либо в силу не зависящих от нее обстоятельств, а другая часть приобретается ею при взаимодействии с другими членами общества.

Что относится к социальному статусу?

Социальный статус любого человека состоит из следующих компонентов:

— статусных прав и обязанностей, определяющих его поведение, т.е. то, что человек может делать в соответствии со своим статусом и то, что он обязан делать (к примеру, руководитель может назначать цели для подчиненного ему коллектива и обязан обеспечивать условия для достижения этих целей);

— статусного диапазона, т.е. тех допустимых рамок, в которых существуют его статусные обязанности и права (руководитель может сделать выговор нерадивому работнику, но не имеет права применять физическое насилие или словесно унижать подчиненного);

— статусных символов, представляющих собой внешние признаки своего статуса (форменная одежда и знаки отличия у военных, депутатский значок у депутатов законодательного органа, ордена и медали у ветерана войны и т.д.);

— статусного образа, т.е.господствующего в социуме представления о внешнем виде и поведении человека в соответствии со своим статусом (успешный бизнесмен ассоциируется с дорогим костюмом и дорогим автомобилем, сантехник «обязан» страдать алкоголизмом, инспектор ГИБДД – брать взятки и т.д.);

— статусной идентификации – степени соответствия человека своему статусу.

В процессе общения члены социума постоянно оценивают каждого человека на предмет соответствия его статусу. Поэтому статус в современном обществе не является статичным понятием, он постоянно меняется в зависимости от поведения индивида, окружающих его людей и сопутствующих обстоятельств.

Чем отличаются социальная роль и социальный статус?

Социальной ролью называют определенный образец поведения человека, идеально соответствующий его статусу с точки зрения общества. Если индивидуум ведет себя в соответствии с ожиданиями общества, его статус сохраняется. Сильное несоответствие общественных ожиданий реальному поведению человека может привести к утрате его социального статуса.

Так, социальная роль главы семьи, обычно возлагаемая на отца семейства, предполагает необходимость обеспечивать остальным членам семьи определенный уровень жизни. Если индивидуум не справляется с этой обязанностью, статус главы семьи может перейти к тому из ее членов, кто в наибольшей степени соответствует главенствующей социальной роли.

От чего зависит социальный статус человека?

На социальный статус каждого человека влияет множество факторов:

— социальный статус семьи, в которой он родился или был воспитан, свойственные этому статусу привычки, знакомства, среда общения;

— половая принадлежность и внешний облик;

— уровень образования и характер полученного воспитания;

— выбранная профессия и профессиональный уровень;

— личностные качества;

— характер общественного устройства окружающего социума.

В целом все факторы, определяющие его социальный статус, можно разделить на врожденные и приобретенные. Так, при рождении человек получает свою половую принадлежность, определяющую характер социальных ролей в семье, внешность, темперамент, некоторые черты характера и умственных особенностей.

Для большинства из людей принадлежность к определенному социальному классу тоже является особенностью, получаемой при рождении. Уровень образования, выбор профессии и квалификация, а также ряд прочих навыков приобретаются каждым человеком самостоятельно.

Что такое социальный статус ребёнка?

Социальный статус ребенка во многом определяется социальным статусом его родителей. В целом можно отметить, что ребенок до определенного момента целиком зависим от взрослых и занимает подчиненное по отношению к любому взрослому положение. В то же время любой взрослый обязан обеспечивать безопасность ребенка и его первичные потребности.

Самостоятельный социальный статус ребенок приобретает в школе, т.е. становится школьником. В дальнейшем, в ходе общения с учителями и одноклассниками, он может стать отличником или неуспевающим учеником, занять в классе лидирующее или подчиненное положение.

Социальные статусы, приобретаемые в детстве, нередко оказывают огромное влияние на положение в обществе человека после достижения им совершеннолетия и обретения полной самостоятельности.

Зависимость человека от социального статуса по тексту Татьяны Толстой (ЕГЭ по русскому)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Люди готовы на всё, только чтобы смотреть на всех свысока.

Первое произведение, о котором мне бы хотелось вспомнить, — это комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Ради того, чтобы достичь высокого положения в обществе один из героев произведения, Максим Петрович, становится шутом для окружающих. Однажды на приеме во дворце герой оступается и падает, чем смешит императрицу. Чтобы посмешить екатерину и других высокопосаленных чиновников, Максим Петрович падает нарочно еще раз. Благдаря своему унижению он получет все, о чем мечтает:богаство, высокий почт, связи.

Но как же может влиять соц положение на человека, который уже его имеет? Мне бы хотелось вспомнить роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой живет по принципам, навязанным ему обществом. Будучи дворянином, аристократом, он получает воспитание и образование, свойственные всем молодым людям своего времени. Статус налагает на него обязанность быть франтом, «ценителем» искусства, «знатоком» любви. Когда он встречает Татьяну, он не мыслит свободно, а наоборот, воспринимает ее с позиции жизненного положения. Он, конечно, удивлен тем, что она написала ему письмо, но читате ейнравоучени], Ведь девушка его круга не может признаваться в любви первой.

В заключение мне бы хотелось сказать, что стремление к высокому статусу порой стоит слишком много. Человек должен понимать, ято не нужно ограничиваться только материальным, идти на ужасные поступки ради своей цели. Ведь ложь, корысть, эгоизм убивают в человеке всё лучшее.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id34579

Обновлено: 2018-06-19 Опубликовал(а): aridadoo

Социальные роли и статусы

Тема: Социальная сфера

Урок: Социальные роли и статусы

1. Примеры социальных статусов

Если попытаться описать словами то, кем вы являетесь, то получится следующее: вы ученик восьмого класса, мальчик или девочка. Вы спортсмен и, например, играете в футбол либо плаваете. Вы сын или дочь, внук или внучка. Являетесь гражданами России. Эта цепочка по аналогии уже ясна. Для себя можно определить огромную череду статусов, ведь каждый из перечисленных нами статусов подразумевает под собой какую-то информацию и некий образец поведения, некие действия и некие ожидания по отношению к вам.

2. Актер

Многие из вас наверняка любят кино. Как минимум каждый из вас видел хотя бы один фильм. Во всех из них снимаются актёры. И возникает вопрос, почему один и тот же человек в разных фильмах может так легко перевоплощаться в разных людей. В одном фильме он играет положительного персонажа, в другом – отрицательного, а в третьем фильме это вообще нейтральный персонаж, играющий эпизодическую роль, просто показывающий себя, но с совершенно другой стороны.

Рис. 1. Евгений Леонов в роли Егора Залетаева в фильме «Не горюй!» (Источник)

Рис. 2. Евгений Леонов в роли «Доцента» Белого в фильме «Джентльмены удачи» (Источник)

Рис. 3. Евгений Леонов в роли Короля в фильме «Обыкновенное чудо» (Источник)

В театральном искусстве считается, что идеальным актёром будет тот человек, который лишён самостоятельной личности. Такой человек не имеет собственных взглядов на жизнь, он никак не ассоциирует себя среди окружающих людей. Этот человек берёт произведение или сценарий, читает о персонаже, вовлекает себя в этот образ, пропускает его через себя и потом играет жизнь этого человека. И тогда получается эффект абсолютного восприятия, зритель верит этому персонажу, переживает за него, сопереживает ему, плачет и смеётся вместе с ним и даже начинает верить в его реальность. Но это всего лишь игра. В этом, с одной стороны, заключается счастье профессионального актёра. С другой же стороны несчастье заключается в том, что человек, лишенный личности, индивидуальности, ‒ это, по сути, никто.

На самом деле, все люди играют. Весь мир – театр. Проблема человека заключается в том, что ему необходимо для себя определить какую-то роль и социальный статус, который придётся нести всю жизнь, а не в течение полутора часов фильма или трёх часов спектакля. Вот поэтому выбор человека в жизни должен быть мудр. В нашей жизни вопросы самоидентификации и поиска смысла жизни являются самыми важными.

3. Виды социальных статусов

Жизненная позиция, которую занимает человек, согласуясь с определенным ему статусом, называется социальным статусом. Социальных статусов у человека на протяжении жизни великое множество и в какой-то определённый момент тот или иной социальный статус выходит на первый план. Например, когда вы приходите в школу, наиболее важным является ваш статус ученика. А по приходу домой вы становитесь, в первую очередь, ребёнком в семье. Таким образом, социальные статусы человека – это не какая-то чёткая фиксированная вещь, которая привязывает и обязывает к определённому образцу поведения раз и навсегда. Это изменяющаяся ситуация и изменяющиеся позиции. При этом социальные статусы можно разделить на два типа: предписанный и достигаемый. Предписанные статусы – это те статусы, которые человек получает по рождению. И их изменить практически невозможно. Например, родившись мальчиком, человек определяет для себя этот социальный статус. Ещё с детства окружающие готовят ребёнка к тому, что он наделён определёнными статусами. Например, мальчик упал, поранился, на что взрослые говорят: «Не плачь, ты же мужчина. А мужчины не плачут». Это влечёт за собой формирование специфического стереотипа поведения.

Достигаемые статусы – это жизненные позиции, вырабатываемые саамам человеком. К примеру, ребёнок-ученик. Это один статус. Но если он учится хорошо, то он ученик-отличник, а это определяет специфическое положение в социальной структуре школы или малой группы.

Рис. 4. Отличник (Источник)

Малая группа ученика – это класс. Это формальная группа, поскольку класс – это формальное деление. Соответственно, в рамках этого формального деления мы градируем учеников по их социальным статусам. То есть существует статус отличников, которых иногда несправедливо называют ботанами; есть статус двоечников, несправедливо называемых болотом. Но жизнь тем и хороша, что любой социальный статус можно поменять. Отличником быть хорошо: это означает, что ученик много знает и очень трудолюбив. Если же ученик волею судеб или из-за своей лености попал в стан болота, то он может преодолеть этот социальный статус, подняться, потому что у человека есть инструментарий для того, чтобы это сделать.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровнородственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудноопределимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента, конечно, нет. Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

— когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

— когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Общество всегда вкладывает определенные ожидания в тот ли иной социальный статус. Все люди каким-то образом позиционируют себя в жизни. Если вернуться к примеру об ученике-отличнике, то он хорошо учится, получает высокие оценки, выполняет все домашние задания. На самом деле есть отличник, который получает только пятёрки, а есть человек, который позиционирует себя как отличник, то есть как человек, обладающий широким спектром знаний.

4. Социальная роль

Иногда ученик может получить в четверти или семестре не все пятёрки, но отношение к нему после этого не поменяется, ведь он уже определил для себя социальную роль. То есть социальная роль от социального статуса отличается тем, что роль – это ожидания окружающих от того социального статуса, которого достиг человек. Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

а) По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

б) По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

в) По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

д) По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего, чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

5. Типичные социальные роли и статусы

Самыми яркими и типичными социальными ролями и статусами являются следующие:

1. Социальные роли и статусы, определённые возрастом. С возрастом идёт становление человека, его осознание себя в окружающем мире, его изменения по отношению к окружающим. Возрастная лестница откладывает очень весомый отпечаток на том социальном статусе, который человек несёт в себе.

Рис. 5. Представители трёх поколений (Источник)

С другой стороны, человек и реализует себя в окружающем мире, согласуясь именно с этим статусом и соответствующей социальной ролью. От ребёнка ожидают действий, согласующихся с его социальной ролью: он сын, ученик, футболист, к примеру. И он живёт, согласуясь со своим социальным опытом: если он выходит на футбольный матч со взрослыми людьми, то он может проиграть. Но это будет хороший урок на будущее, ведь ребёнок будет видеть, как надо играть лучше, и будет накапливать опыт. Но когда проигрыш случается с более взрослым, опытным игроком, то он воспринимается совершенно по-иному с точки зрения того, каков эмоциональный эффект. Получается, что возрастная градация – это очень важный момент в определении социальной роли и статуса человека.

2. Другой тип социальной градации определяется полом. Если человек родился мальчиком, то его с детства приучают к тому, чтобы быть мужчиной: ему дарят не кукол, а машинки, солдатиков, конструктор, то есть так называемые «мужские подарки». Мальчик должен вырасти мужчиной-защитником, мужчиной-добытчиком семейного благополучия в будущем.

Рис. 6. Отец с сыном (Источник)

То же самое по отношению к девочке, но в этом случае существует несколько иная градация. Девочка – будущая мать, хранительница домашнего очага и, соответственно, ей делают подарки, которые помогут в будущем успешно выполнять свою социальную роль.

Рис. 7. Мать с дочерью (Источник)

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но взаимодействуют и взаимодополняются. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или главы фирмы, чем женщине. Можно утверждать о разных возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положение субъекта в обществе является частично предписанным, а частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого субъекта. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами условна, но концептуальное их разделение необходимо для изучения и управления.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

— «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;

— «разделение ролей» — предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;

— «регулирование ролей» — представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Даже если мы осознаём себя как людей, играющих ту или иною социальную роль, понимаем, каков наш социальный статус в определённые периоды жизни, всё равно поиск себя остаётся главным в жизни.

На следующем занятии мы поговорим о нациях и этносе, изучим термин «межнациональные отношения», как они возникают и развиваются. Этот урок является важным и пригодится для последующего изучения курса обществознания.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. – М.: Просвещение.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. ЦДО Элитариум (Источник).

2. Все о праве (Источник).

3. Социология управления (Источник).

Социальные статусы и роли. Социальный статус человека

Что такое социальный статус личности

Человек как обладатель социально значимых черт называется личностью. В структуре личности выделяют социальные статусы, социальные роли и направленность.

Социальный статус — это положение человека в социальной иерархии, место в системе общественных отношений. Статус может быть личным, а может быть групповым.

  • Прирожденный статус достается от рождения и не зависит от усилий человека: русский или немец, мужчина или женщина; в сословном обществе — дворянин, крестьянин, мещанин и т.п.

  • Приобретенный статус достигается в процессе жизни, обычно за счет определенных усилий: студент, доктор наук, директор фирмы, член политической партии.

  • Предписанный статус приобретается человеком независимо от желания, он может быть прирожденным или приобретенным. Например, наследник королевского престола — предписанный статус. Предписанный статус может меняться с течением жизни: ребенок, пенсионер, бабушка и т.п.

  • Ситуативный статус возникает лишь в конкретных обстоятельствах: например, покупатель в магазине, пассажир в поезде, собеседник. Иногда считают, что это уже не статус, а отдельная социальная роль (см. ниже).

Статус может быть формальным (тренер футбольной команды, школьник) и неформальным (друг, негласный лидер команды).

Обычно выделяют главный статус человека, который характеризует его в собственных глазах и в глазах других людей. В современном мире это чаще всего профессиональный статус: программист, повар, футболист, банкир, домохозяйка etc.

Некоторые статусы могут конфликтовать друг с другом. Например, если в одной группе индивид занимает высокое положение, а в другой — низкое; либо если права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностями другого. В этом случае возникает конфликт статусов.

Что такое социальная роль личности

Социальная роль — это образец поведения в соответствии с нормами для данного социального статуса. Роль — те действия, которые ожидаются от человека с определенным статусом. Иногда говорят, что социальная роль — это динамическая часть социального статуса.

Роли, как и статусы, бывают предписанными от рождения (аскриптивными) либо приобретенными, достигаемыми. Роли могут быть именно социальными (обезличенными, профессиональными: ученик, учитель, продавец), а могут быть межличностными (возлюбленный, отверженный).

Обычно у человека можно выделить доминирующую роль, наиболее типичную и привычную для окружающих.

Социальная роль — это некий шаблон прав и обязанностей. Например, школьный учитель обязан передавать знания ученикам и вправе требовать от них внимания и уважения. Однако разные люди играют эту — и любую другую — роль несколько по-разному. Не бывает двух одинаковых учителей.

Статусно-ролевой набор и ролевые конфликты

Обычно у человека целый ряд статусов и ролей — это называют статусно-ролевым набором личности. Например, один и тот же юноша — это ученик в школе, сын и брат в семье, капитан в футбольной команде. Это приводит к тому, что человек обязан постоянно менять модели поведения.

Статусно-ролевой набор. Пример

Руководитель отдела крупной компании — это социальный статус — на работе выступает в роли начальника по отношению к своим подчиненным. Он должен давать задания, контролировать работу, поощрять за успехи.

Одновременно этот же человек выступает в роли подчиненного по отношению к директору. Он обязан выполнять указания босса, согласовывать с ним свои действия, отчитываться о работе отдела.

Вне офиса у этого же человека есть статусы отца и мужа, гражданина, актера любительского театра. Каждый из этих статусов предполагает свой набор ролей. Например, статус гражданина предполагает роли избирателя, налогоплательщика и проч.

Иногда из-за противоречивых требований к поведению человека возникают ролевые конфликты. Соответствовать всем ожиданиям невозможно, и чем-то приходится пожертвовать. По видам ролевые конфликты делятся на:

  • Внутриролевые конфликты — противоречия между требованиями к одной и той же роли. Например, хороший родитель должен быть то любящим и мягким, то требовательным и строгим.

  • Межролевые конфликты — противоречия между требованиями разных ролей одного человека. Например, роль хорошего работника требует подолгу трудиться, а это мешает исполнять обязанности хорошего родителя.

  • Личностно-ролевые конфликты — противоречия между личными убеждениями и требованиями роли. Например, нежелание солдата исполнять приказ об убийстве, который противоречит его морали.

Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?

Утрата привычного социального статуса — тяжелое потрясение для человека. Лишившись ориентиров, он плохо понимает, как ему действовать дальше — вместе со статусом исчезают социальные роли, модели поведения.

Если человек оказывается между различными социальными группами, его называют маргиналом. Маргинальность не всегда плоха, но почти всегда вызывает трудности с самоидентификацией и стресс.

В этих условиях люди ищут наиболее простой выход, готовы поверить обещаниям быстро решить все проблемы. Такое обещание дают религиозные секты или представители радикальных политических идеологий: например, националисты.

Примеры массовой утраты привычного социального статуса и радикализации общества в истории нередки. Например, после поражения в Первой мировой войне Германия переживала тяжелейший экономический и социально-политический кризис. Миллионы людей стали маргиналами. Отчаявшиеся люди попали под влияние демагогии национал-социалистов и позволили прийти к власти Адольфу Гитлеру.

В странах бывшего СССР после краха социалистической системы многие люди также лишились привычных социальных статусов. Это вело росту преступности и суицидов, алкоголизма и наркомании, радикальных политических настроений.

Выберите верные суждения о социальном статусе

Задание 1. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном ста­ту­се и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) В со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ный ста­тус мно­гих людей мно­го­крат­но ме­ня­ет­ся.
2) Со­ци­аль­ный ста­тус вы­сту­па­ет ди­на­ми­че­ским вы­ра­же­ни­ем со­ци­аль­ной роли.
3) От­дель­ные ста­тус­ные по­зи­ции люди по­лу­ча­ют при рож­де­нии.
4) Одним из важ­ных кри­те­ри­ев со­ци­аль­но­го ста­ту­са че­ло­ве­ка в со­вре­мен­ном об­ще­стве вы­сту­па­ет уро­вень об­ра­зо­ва­ния.
5) Со­цио­ло­ги раз­ли­ча­ют устой­чи­вый и пе­ре­мен­ный ста­ту­сы.
Ответ: 134

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных ролях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Со­ци­аль­ная роль яв­ля­ет­ся ди­на­ми­че­ской со­став­ля­ю­щей со­ци­аль­но­го ста­ту­са.
2) Не­при­яз­нен­ные от­но­ше­ния между со­се­дя­ми слу­жат при­ме­ром ро­ле­во­го кон­флик­та.
3) К ти­пич­ным со­ци­аль­ным ролям от­но­сит­ся роль по­тре­би­те­ля.
4) В ро­ле­вом ре­пер­ту­а­ре лич­но­сти раз­ли­ча­ют глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные роли.
5) Выбор ро­ле­во­го по­ве­де­ния опре­де­ля­ет­ся толь­ко внут­рен­ни­ми уста­нов­ка­ми лич­но­сти.
Ответ: 134

Задание 3. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
1) Социальный статус всегда определяется личными достижениями человека.
2) Социальный статус может быть предписанным или достигаемым.
3) Социальный статус связан с определенным набором прав и обязанностей.
4) Человек может одновременно обладать лишь одним социальным статусом.
5) Социальный статус может быть как индивидуальным, так и групповым.
Ответ: 235

Задание 4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной роли и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Со­ци­аль­ная роль — это со­во­куп­ность дей­ствий, ко­то­рые дол­жен вы­пол­нить но­си­тель опре­деленного со­ци­аль­но­го ста­ту­са.
2) Ис­пол­не­ние со­ци­аль­ной роли за­ви­сит от лич­ност­ных ка­честв че­ло­ве­ка.
3) Все со­ци­аль­ные роли че­ло­ве­ка опре­де­ля­ют­ся при его рож­де­нии.
4) Осво­е­ние новой роли все­гда яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.
5) Ис­пол­не­ние мно­гих со­ци­аль­ных ролей офи­ци­аль­но ре­гла­мен­ти­ро­ва­но.
Ответ: 125

Задание 5. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном ста­ту­се и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.
1) Со­ци­аль­ный ста­тус все­гда опре­де­ля­ет­ся спо­соб­но­стя­ми и за­слу­га­ми че­ло­ве­ка.
2) Со­ци­аль­ный ста­тус от­ра­жа­ет по­ло­же­ние ин­ди­ви­да в со­ци­аль­ной груп­пе.
3) Лич­ный со­ци­аль­ный ста­тус опре­де­ля­ет­ся са­мо­оцен­кой че­ло­ве­ка.
4) Один че­ло­век может иметь не­сколь­ко со­ци­аль­ных ста­ту­сов.
5) Со­ци­аль­ный ста­тус все­гда свя­зан с опре­деленным на­бо­ром прав и обя­зан­но­стей.
Ответ: 245

Люди низкого социального статуса

Низкий социальный статус: характеристики

Современные исследователи в области социологии, социальной психологии, психологической науки отмечают, что сегодня число людей с низким социальным статусом неуклонно растет. Такие люди склонны к проявлению агрессивного поведения, поэтому нуждаются в бдительном контроле со стороны социальных работников, работников органов законодательной власти и правовой сферы, а также со стороны представителей учреждений психологической защиты данной части населения.

Люди с низким социальным статусом как правило весьма остро ощущают свою социальную отверженность, а также склонны к тому, чтобы постоянно анализировать окружающую среду и контролировать ее на предмет угрозы, которая может навредить их жизни или здоровью. Зачастую человек обретает низкий социальный статус, когда оказывается в сложной жизненной ситуации, в связи с чем становится не в состоянии обеспечивать себя необходимыми материальными и моральными благами. Низкий социальный статус может привести к деградации личности, к обострению склонностей к асоциальному, девиантному поведению. Основные категории, которые могут обладать низким социальным статусом – это:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Люди низкого социального статуса 400 руб.
  • Реферат Люди низкого социального статуса 220 руб.
  • Контрольная работа Люди низкого социального статуса 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Дети-сироты и дети, оказавшиеся без попечения родителей;
  2. Лица с ограниченными возможностями здоровья;
  3. Пенсионеры;
  4. Преступники, оказавшиеся в местах лишения свободы;
  5. Лица без определенного места жительства;
  6. Лица, обладающие рядом вредных привычек (алкоголизм, наркомания);
  7. Женщины легкого поведения.

Из-за того, что данные категории граждан стремятся защитить чувство собственного достоинства, нередко они склонны агрессивно реагировать на реальные или мнимые оскорбления. Отсюда и проявление девиантного поведения, угроза жизни другим индивидам, которые окружают людей с низким социальным статусом. Необходимо подчеркнуть, что нередко люди с низким социальным статусом оказываются в новостных и криминальных сводках, находятся на учете в полиции.

Также причиной того, что человек относится к низкому социальному статусу, является отсутствие материальных возможностей для удовлетворения потребностей. Это могут быть безработные, которые как по собственной воле, так и в силу иных обстоятельств, не желают или не могут осуществлять трудовую деятельность. При этом у них сохраняются интересы и потребности, которые они осуществляют незаконными способами, нарушая предписанные правила поведения, не обращая внимания на нормы морали и нравственности. Это делает их своего рода изгоями общества, а также заставляет их раз за разом обращаться к противоправным действиям, чтобы реализовать себя.

Признаки социального статуса

Чтобы понять, как отличить низкий социальный статус от среднего или высокого, необходимо обозначить признаки социальных статусов, которые существуют в современном обществе. Для начала отметим, что социальное положение индивида, а также его социальный статус определяются, как правило, существующей системой общественных отношений. Они характеризуют место субъекта в обществе, а также в заданной социальной структуре, в которую он входит. Такие отношения реализуются в процессе совместной деятельности людей, они устанавливаются на продолжительный срок и носят объективный характер.

Для определения социального статуса исследователи в данной области используют так называемый многомерный подход, который позволяет учитывать все многообразие признаков социального статуса, к которому может соотноситься индивид. К таким признакам относятся:

  1. Природные признаки индивида – его пол и возраст;
  2. Этнические признаки и взаимоотношения, которые складываются на этнической основе;
  3. Совокупность прав и обязанностей, которыми обладает индивид как член сообщества и гражданин своего государства;
  4. Место индивида в иерархии политических отношений (если, конечно, он готов реализовывать собственную политическую деятельность);
  5. Отношения, которые складываются между представителями сообщества в рамках системы общественного разделения труда (в процессах производства, обмена и потребления товаров);
  6. Экономический критерий социального статуса индивида – собственность материальное положение, уровень дохода, семейно-бытовые условия, образ жизни, образовательная деятельность, профессия и квалификация).

Замечание 1

Также к признакам социальных статусов необходимо отнести отношения в сфере распределения товаров и услуг, отношения, которые складываются в процессе потребления тех или иных товаров и услуг, производимых в обществе; еще один немаловажный критерий – престиж, который выступает в качестве оценки социальной группой или обществом социальной значимости положения, которое занимает человек в процессе реализации своей деятельности.

Для представителей низшего социального статуса данные показатели находятся на низком уровне. Они обладают предписанной статусной системой (полом, возрастом, расой, национальностью и этнической принадлежностью), но при этом они совершенно не осознают собственные права и обязанности в рамках социальной системы, в которой они живут. Их политическую активность достаточно сложно идентифицировать, так же, как и их отношения, которые в перспективе складываются в системе общественного разделения труда. Согласно перечисленным экономическим критериям, эти лица могут вовсе не владеть собственностью, их материальное положение ниже среднего, а семейно-бытовые условия нуждаются в значительных улучшениях. Но поскольку их доход крайне низок, то они не могут позволить себе улучшение этих условий, в связи с чем относятся с низшими категориями граждан. Таких людей достаточно сложно мотивировать к деятельности, поскольку их устраивает нынешний образ жизни. Они не нацелены на улучшение бытовых условий, поскольку это требует от них определенных усилий, к которым они ни физически, ни морально не готовы.