Статус юридического лица

Содержание

Порядок создания и прекращения деятельности предприятия.

Порядок создания и государственная регистрация предприятия.

Создание нового предприятия проходит ряд последовательных этапов (иногда они бывают параллельными) на примере ООО:

Первый этап. Первоначально возникает идея о создании нового предприятия. Далее – определяется количество учредителей, выбирается организационно-правовая форма, определяется размер уставного капитала и формы внесения вклада в уставный капитал (денежная, материальная).

Второй этап – подготовка учредительных документов. Необходимо подготовить следующие уставные документы:
• Решение о создании юридического лица;
• Устав;
• Протокол о назначении генерального директора.
• Отчет независимого оценщика по оценки рыночной стоимости имущества, вносимого в качестве вклада в уставной капитал.

Третий этап – взнос в уставный капитал. Открывается счет, и к моменту регистрации взнос должен быть оплачен наполовину. Следующая половина оплачивается в течение года.

Четвертый этап – оплата государственной пошлины за регистрацию.

Пятый этап – подача документов в регистрирующий орган –в налоговую инспекцию. Изготовление печати.
Шестой этап – открывается расчетный счет в банке, о чем необходимо уведомить в течение десяти дней налоговую инспекцию. Иначе следуют штрафные санкции.

Государственная регистрация является обязательным условием для осуществления предпринимательской деятельности и различается для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Физические лица также имеют право заниматься предпринимательством без образования юридического лица, но после государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя (ИП) осуществляется регистрирующим органом по месту постоянной прописки в срок не более 5ти рабочих дней с момента подачи соответствующих документов или с момента получения документов по почте.
Предпринимателю выдается свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также ему присваивается идентификационный номер в налоговых органах. Этот номер не меняется при смене места жительства.
ИП обязан уплачивать подоходный налог по аналогии с налогом на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами (подоходный налог – 13%, налог на прибыль — 27%).
При привлечении наемных работников с сумм начисленной им заработной платы уплачивается ЕСН (единый социальный налог, 26%).
Регистрация ИП утрачивает силу в случае его признания банкротом или в день получения регистрирующим органом его заявления об аннулировании свидетельства.

Предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия по месту нахождения иного органа или лица, имеющих права действовать от имени юридического лица без доверенности.

Для юридического лица с одновременной постановке на учет в налоговом органе в регистрирующий орган необходимо предоставить следующие документы:
• Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной правительством РФ;
• Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
• Учредительные документы юридического лица (как подлинники, так и нотариально заверенные копии);
• Свидетельство об оплате госпошлины;
• Если в качестве учредителей привлекаются иностранные юридические лица – выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательства юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие учредительных документов закону.
В случае государственной регистрации юридического лица вносится соответствующая запись в государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган в течение 1 дня с момента регистрации выдает документ, подтверждающий внесение записи в реестр.
Предприятие действует на основании двух учредительных документов: устава и учредительного договора. Они представляют собой свод условий функционирования прав и обязанностей предприятия.
Некоммерческие организации руководствуются в своей деятельности соответствующими положениями об этих организациях.

Хозяйственные товарищества действуют на основании учредительного договора.
Хозяйственные общества (ЗАО и ОАО) действуют на основании учредительного договора и устава.

На основании устава действуют ООО (с одним учредителем, если два учредителя и выше – учредительный договор и устав), АО, производственные кооперативы и унитарные предприятия.
Предприятие как юридическое лицо должно иметь свое фирменное наименование.
Фирменное наименование хозяйственных товариществ содержит либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и указанием, какое это именно товарищество, либо имена всех его участников и слова «полное товарищество» или «товарищество на вере» (в последнем случае указываются имена только полных товарищей).
Фирменные наименования других юридических лиц содержат их наименования и указание на организационно-правовую форму.
Размер уставного капитала регламентируется законодательством.

Практически для всех организационно-правовых форм установлена нижняя граница – 100 МРОТ. Для ОАО, унитарных предприятий и совместных предприятий (независимо от их организационно-правовой формы) установлена нижняя граница допустимого размера уставного капитала в 1000 МРОТ. Для государственного унитарного предприятия установлена граница – 5000 МРОТ, для муниципальных – 1000 МРОТ, казенные предприятия не формируют устав.

50% от размера уставного капитала вносится на момент государственной регистрации, оставшиеся 50% должны быть уплачены в течение года после государственной регистрации, за исключением производственных кооперативов (10% на момент регистрации) и АО (50% уставного капитала выплачивают в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации).
Количество участников создаваемого предприятия не ограничивается законодательством, за исключением ЗАО – не более 50 человек. Если их становится 51, необходимо преобразовываться в ОАО.

В полном товариществе кол-во участников неограниченно, но если в полном товариществе остается 1 участник, оно должно быть в течение полугода преобразовано в хозяйственное общество.
Число участников ООО не должно превышать установленных законом пределов в 50 человек. В противном случае его в течение года необходимо преобразовать в ОАО.
АО и ООО не могут иметь в качестве единственного участника хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
В производственных кооперативах не должно быть менее 5-ти человек.

{PAGEBREAK}

Лицензирование отдельных видов деятельности.

В РФ предприятия и предприниматели имеют право заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом, при условии, что отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых не влечет за собой нанесение вреда или ущерба здоровью, жизни, правам, нравственности граждан, обороне и безопасности страны.
В законе перечислено более 100 видов деятельности: проектные работы, производство хлебобулочных изделий, релторская деятельность и т. д.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Срок действия лицензии – не менее 3х лет. (раньше лицензия выдавалась на год) По истечение этого срока лицензия получается в том же порядке, что и изначально. Продления лицензии не может быть.
В Москве лицензирование осуществляет комитет лицензирования г. Москвы (Новый Арбат, 15).

В лицензирующий орган необходимо предоставить следующие документы:
• Заявление на получение лицензии;
• Копия учредительных документов;
• Копия свидетельства о государственной регистрации;
• Справка о постановке на учет в налоговом органе;
• Справка об оплате услуг за рассмотрение заявления (пошлина);
• Сведения о квалификации работников-соискателей лицензии.

Заявление рассматривается в течение 30 дней.
При получении отказа его можно обжаловать и требовать проведения независимой экспертизы.

Действие лицензии может быть приостановлено в следующих случаях:
Выявлении нарушений лицензионных требований и условий;
Не устранение выявленных нарушений.

Лицензия аннулируется решением суда на основании следующих факторов:
• Незаконности решения о выдаче лицензии;
• При обнаружении недостоверных данных в документах, предоставленных в лицензирующий орган для получения лицензии;
• При неоднократном нарушении лицензионных требований и условий.

В РФ лицензирование осуществляется на федеральном и региональном уровне.
На федеральном уровне лицензируется деятельность, связанная с соблюдением экономических интересов и обороноспособности страны. Субъекты федерации лицензируют деятельность, связанную со здоровьем, безопасностью, нравственностью своего населения.

{PAGEBREAK}

Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица.

Деятельность предприятия прекращается с момента его реорганизации или ликвидации.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Различают несколько форм реорганизации:
• Преобразование;
• Слияние;
• Присоединение;
• Разделение;
• Выделение по решению его учредителей, либо органа юридического уполномоченного на том учредительными документами.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава других юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, либо по решению суда. (например, в случае борьбы с монополиями) – антимонопольный комитет.

• Преобразование – это изменение организационно-правовой формы предприятия. Права и обязанности реорганизованного юридического лица (право приемства) переходит к новому лицу на основании передаточного акта.
• Слияние предприятий приводит к образованию нового предприятия, т.е. юридического лица, также на основании передаточного акта.
• При присоединении одного юридического лица к другому права и обязанности присоединенного предприятия переходят к последнему на основании передаточного акта. Первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о прекращении деятельности присоединенного лица.
• Выделение – это выход из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к которым права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом (без прекращения последнего).
• Разделение юридического лица происходит также на основании разделительного баланса. В соответствии с ним права и обязанности реорганизуемого предприятия переходят к вновь возникшим юридическим лицам (при этом реорганизуемое предприятие прекращает свою деятельность).
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о праве приемствия по всем обязательствам реорганизации юридического лица по отношению всех должников и кредиторов.
Ликвидация юридического лица, в отличие от реорганизации, влечет за собой прекращение его прав и обязанностей юридического лица без перехода к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно и в обычном порядке.
Принудительно по решению суда предприятие ликвидируется в следующих случаях:
• При осуществлении деятельности без лицензии;
• При осуществлении деятельности, запрещенной законом;
• При неоднократном и грубом нарушении закона и других правовых актов;
• Вследствие признания его несостоятельным (т.е., банкротом).
В обычном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано в связи со следующими причинами:
• В связи с истечением срока, на который оно создавалось;
• В связи с достижением цели создания;
• В случае признания судом недействительной его регистрации.
Обязанности по проведению процедуры ликвидации юридического лица возлагаются на его учредителей, либо орган, уполномоченный на том учредительными документами.
Решение о ликвидации предприятия незамедлительно доводится до регистрирующего органа, по согласованию с которым назначается ликвидационная комиссия.

Процедура ликвидации юридического лица проводится в следующем порядке ликвидационной комиссией:

1 этап: в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, помещается информация о ликвидации, порядке и сроках подачи требований кредиторам (не менее 2х месяцев).
2 этап: по окончании этого срока составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения.
3 этап: удовлетворение требований кредиторов в порядке, предусмотренном законодательством в соответствии с промежуточным ликвидационном балансом.

Порядок удовлетворения требований кредиторов:
В первую очередь удовлетворяются требования граждан за причиненный вред их жизни или здоровью.
Во вторую очередь производятся выплаты (расчеты по выплате) выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, расчеты по выплате вознаграждений авторам по результатам интеллектуальной деятельности.
В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия.
В четвертую очередь удовлетворяется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.
В пятую очередь – перед остальными кредиторами.

4 этап: по завершении расчета с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс (до этого составлялся промежуточный).
5 этап: имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, передается учредителям юридического лица и делится между ними.
6 этап: ликвидация завершается после внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Правовой статус

Выберите букву

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Что такое правовой статус

Правовой статус это правовое положение объекта, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.

В структуру правового статуса входят следующие элементы:

  1. права и обязанности (ядро правового статуса);
  2. законные интересы;
  3. правосубъектность;
  4. гражданство;
  5. юридическая ответственность;
  6. правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Структура правового статуса

  1. Правовые принципы — основополагающие идеи, на которых строится правовой статус: равноправие, равенство перед законом и судом, неотчуждаемость основных прав и свобод, запрет дискриминации, невмешательство во внутренние дела,
  2. Правовые нормы — общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с правовым статусом.
  3. Полномочия — совокупность прав и обязанностей государства, государственного органа, Юридического лица, должностного лица и т.п.
  4. Права и свободы человека — это естественные возможности индивида, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Законные интересы других субъектов права — юридических лиц, государства, субъекта федерации, муниципального образования.
  5. Обязанности — мера должного поведения, которое требует государство для обеспечения интересов государства, общества и других индивидов.
  6. Юридическая ответственность — обязанность претерпевать лишения в связи с нарушением правовых норм, которая накладывается от имени государства.
  7. Правосубъектность — способность быть субъектом правовых отношений, состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Виды правовых статусов

  1. Общий — статус лица как члена общества и гражданина государства, закрепляется конституцией, отражает типичное положение (статус гражданина, статус юридического лица).
  2. Специальный (родовой) — отражает особенности положения определенных категорий субъектов права: военнослужащих, судей, акционерных обществ, политических партий и т.п.
  3. Индивидуальный — отражает положение конкретного субъекта права, включая средства индивидуализации: имя, место жительства, возраст, род занятий гражданина; организационно-правовую форму, юридический адрес, наименование юридического лица и т.п.

Таким образом, правовой статус имеет четкую структуру и виды.

Поделиться с друзьями

Законодательство закрепило несколько различных организационно-правовых форм коммерческих организаций. К их числу отнесены нижеследующие.

Хозяйственные товарищества.

Полное товарищество. В соответствии со статьей 69 Гражданского кодекса Российской Федерации — это юридическое лицо, учредительным документом которого является единственный документ — учредительный договор. Участники именуются товарищами. Они обязаны своим трудом участвовать в его деятельности, и при недостаточности средств товарищества несут ответственность по его обязательствам всем лично принадлежащим им имуществом.

Особенностью управления в таком товариществе является то, что оно осуществляется по общему согласию всех участников.

Кроме того, каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.

Особенность выхода товарища из общества обусловлена тем, что он обязан известить о своем предстоящем выходе из товарищества других товарищей за шесть месяцев до выхода. Досрочный выход допускается лишь по уважительным причинам.

В товариществе каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.

Товарищество на вере (смешанное, коммандитное) .Как и полное товарищество, оно, в соответствии со статьей 82 ГК РФ создается на основе учредительного договора. В нем, наряду с товарищами участвуют коммандитисты (вкладчики), которые не обязаны работать в товариществе. А в случае наступления ответственности несут ее по обязательствам товарищества в пределах средств, внесенных в уставный капитал товарищества, либо в иных размерах, установленных учредительным договором.

Как в полном, так и в коммандитном товариществе уставный капитал не формируется, поскольку выполнение обязательств обязаны обеспечить сами товарищи своим личным имуществом. Особенностью данного вида товарищества также является то, что любое лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.

Также установлено ограничение, согласно которому участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. Кроме того, полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества. Это вызвано тем, что в случае банкротства обоих товариществ, сложно будет обратить взыскание двум разным кредиторам на имущество одного и того же товарища, чем увеличивается кредиторский риск.

Хозяйственные общества.

Общество с ограниченной ответственностью. В соответствии со статьей 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами (как физическими так и юридическими) общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. При этом законодательно определен предельный размер уставного капитала — 100 минимальных размеров оплаты труда.

Особенностями данной организационно-правовой формы является то, что в отличие от полных товариществ участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Они также не обязаны своим трудом участвовать в его деятельности. При этом участники, внесшие вклад не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Следующей особенностью общества с ограниченной ответственностью является то, что оно не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является единственный документ — устав. Само общество несет имущественную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, в первую очередь уставным капиталом, формирование которого призвано обеспечить минимальные требования кредиторов.

Общество с дополнительной ответственностью. Правовой статус общества с дополнительной ответственностью определен статьей 95 ГК РФ.

Учредительным документом такого общества является устав. Особенностями данного общества является то, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом и одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами.

Во всем остальном на общество с дополнительной ответственностью распространяются нормы, регулирующие деятельность общества с ограниченной ответственностью.

Акционерные общества.

В соответствии со статьей 96 ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Минимальная сумма уставного капитала в акционерном обществе открытого типа — 1000 минимальных размеров оплаты труда, в закрытом — 100. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах вкладов в уставный капитал общества, а личным имуществом по обязательствам общества не отвечают.

Учредительным документом обществ является устав. Учредителем таких обществ могут выступать одно и более как физическое, так и юридическое лицо. Акционеры не обязаны участвовать своим трудом в деятельности обществ.

Отличие открытого акционерного общества от закрытого состоит в том, что его акционеры вправе без согласия общества производить отчуждение принадлежащих им акций. В то время, как в закрытых акционерных обществах решением собрания акционеров может быть установлено ограничение, и продажа акций в таком случае будет производиться лишь с согласия общего собрания акционеров. При этом преимущественным правом покупки продаваемых акций пользуются другие акционеры этого общества.

Особенностями хозяйственных обществ является то, что в них наряду с общим собранием, могут создаваться наблюдательные советы (советы директоров), которые в перерывах между общими собраниями осуществляют часть его полномочий. Исполнительными органами, единоличными либо коллегиальными, являются директор, либо дирекция (правление).

Совет директоров не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность исполнительного органа, но в тоже время вправе давать ему обязательные для исполнения указания. При этом, если окажется, что в результате выполнения этого указания общество понесло убытки, то члены совета директоров, голосовавшие за это решение, могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.

Дочерние и зависимые хозяйственные общества

Законодатель закрепил понятие дочерних и зависимых хозяйственных обществ. В силу статьи 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладания участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по обязательствам основного общества. Основное общество, которое имеет права давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества (товарищества), последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Инициатива возмещения ущерба основным обществом принадлежит, в соответствии с законом, акционерам дочернего общества.

Зависимым, в силу статьи 106 ГК РФ признается хозяйственное общество, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Производственные кооперативы.

Производственным кооперативом (артелью) в соответствии со статьей 107 ГК РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином (имущественном, организационном и т.п.) участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. В деятельности кооператива на правах членов могут участвовать как физические, так и юридические лица.

Особенностью кооператива является то, что его члены несут субсидиарную ответственность по его обязательствам личным имуществом в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) в том числе между работниками предприятия.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, который должен содержать помимо общепринятых сведений, закрепленных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере его уставного фонда, порядке и источниках его формирования.

Особенно подчеркивается, что в форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Особенность имущественного статуса унитарного предприятия является то, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Органом управления такого предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется соответствующим законом.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Особенностью пределов его имущественной ответственности является то, что Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Представительства и филиалы

Каждое юридическое лицо вправе создавать представительства и филиалы. Их правовой статус определен действующим законодательством. В частности, в соответствии со статьей 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое осуществляет две функции — представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом в соответствии с частью 2 указанной статьи является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое осуществляет все его функции или их часть, в том числе функцию представительства.

Особенностью их правового статуса является то, что они не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений, а их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Изменение правового статуса организации

Изменение правового статуса организации – О ваших правах

Под понятием реорганизации юридических лиц подразумевается изменение статуса организации (прекращение) правового статуса организации, в результате которого возникают отношения правопреемства. При этом видоизменение правового статуса представляет собой одновременное создание нового юридического лица (нескольких лиц), или прекращение функционирования одного лица (нескольких лиц).

Виды изменения статуса определяются гражданским законодательством, устанавливающим следующие формы трансформации организаций: слияние, разделение, присоединение, выделение и преобразование.

Особенности видов реорганизации предприятий и организаций

Начать процесс видоизменения статуса организации возможно на основании решения его учредителей либо определенного органа юридического лица, обладающего соответствующими полномочиями на основании учредительных документов. Кроме того, процедуры изменение статуса предприятия или организации могут быть проведены на основании решения суда.

Установленные действующим законодательством виды трансформации статуса организаций предусматривают проведение следующих процедур:

  1. прекращение функционирования двух или большего количества организаций при слиянии, подразумевающем образование новой, более конкурентоспособной компании;
  2. прекращение существования одного или нескольких юридических лиц с осуществлением передачи всех прав и обязанностей другой организации при присоединении;
  3. осуществление видоизменения организационно-правового вида предприятия путем его ликвидации и создания впоследствии нового предприятия, получающего права и обязанности ранее существовавшей организации при преобразовании;
  4. прекращение функционирования юридического лица с передачей всех его обязанностей и прав вновь созданным организациям (двум или большему количеству) при разделении;
  5. создание новой организации (нескольких организаций) с передачей им обязанностей и прав реорганизуемого предприятия без проведения ликвидации последнего при выделении.

Обязательные требования для трансформации правового статуса организации

Реорганизованным юридическое лицо считается с момента осуществления государственной процедуры регистрации новых организаций (за исключением преобразования, при котором реорганизация завершается с момента внесения в реестр юридических лиц отметки о прекращении функционирования реорганизованного лица). Отказ соответствующих органов выполнить государственную регистрацию реорганизованных предприятий может быть обжалован в судебном порядке.

При проведении слияния, преобразования и присоединения переход прав и обязанностей от одних организаций к другим осуществляется на основании передаточного акта, а разделение и выделение требуют составления разделительного баланса.

На данный момент изменение юридического статуса делается без проблем, только желательно воспользоваться услугами профессиональных юристов.

К передаточным актам и разделительным балансам закон предъявляет специальное требование — содержание условий о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого лица, имеющимся у организации перед кредиторами и должниками. При отсутствии такого условия регистрация государством вновь созданных предприятий проведена быть не может.
Кроме того, закон требует от субъектов, решивших осуществить реорганизацию юридического лица, обязательного направления письменного уведомления всех кредиторов реорганизуемого предприятия.

Кредитор, получивший подобное уведомление, может потребовать досрочно исполнить существующие перед ним обязательства и возместить убытки, понесенных им в связи с досрочным исполнением обязательств.

Юридическая поддержка процедур изменения статуса юридических лиц

Трансформация статуса предприятия в некоторых ситуациях поможет избежать банкротства и ликвидации организации, отказаться от нежелательной продажи бизнеса, а также способствовать созданию новых организаций, обладающих большими возможностями и необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности функциями. Изменение статуса юридического лица не такая простая процедура как может показаться на первый взгляд.

Строгое соблюдение действующего законодательства при осуществлении процедур реорганизаций, а также бухгалтерские и юридические консультации, оказываемые компетентными специалистами, обеспечат грамотность и легальность выполняемых реорганизационных мероприятий. Также на нашем сайте вы сможете прочитать особенности видов реорганизации.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 4

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 6

3. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 9

4. ДОБРОВОЛЬНЫЙ И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Сейчас, в условиях рыночных отношений в России центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики предприятию, фирме, юридическому лицу, иными словами. И очень важную роль начинают играть отношения между юридическими лицами как субъектами рыночных отношений в этом заключается актуальность данной работы.

Цель данной работы определить правовой статус юридического лица в современном гражданском праве России.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: определить понятие юридического лица; выяснить, каким образом происходит возникновение, реорганизация и ликвидация юридических лиц; определить основные разновидности юридических лиц; выяснить, что собой представляют добровольный и принудительный порядок ликвидации юридических лиц.

Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты.

1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Как уже говорилось, юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст.

4. ГК).

Виды юридических лиц:

по цели деятельности:

коммерческие (товарищества, общества, производственный кооператив);

некоммерческие (фонды, учреждения, ассоциации, религиозные объединения);

в зависимости от прав учредителей:

собственники (учредители утрачивают свое право собственности на переданное юридическому лицу имущество и сохраняют только обязательственные права требования) — товарищества, общества, производственные кооперативы;

несобственники (право собственности сохраняется за учредителями) — унитарные предприятия;

собственники (учредители утрачивают как обязательственные, так и вещные права) — некоммерческие организации: фонды, ассоциации, союзы.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент государственной регистрации при его создании или ликвидации.

Правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности — юридического лица может быть общей (универсальной) или ограниченной (целевой).

Любое юридическое лицо (исключение — унитарные предприятия) может осуществлять любой вид деятельности, не запрещенный законом (общая правоспособность).

При этом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), в таком случае правоспособность юридического лица будет ограниченной (целевой).
Юридические лица подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Отказ в такой регистрации допускаетя только при непредставлении необходимых документов, а также представлении документов в ненадлежащий орган и может быть обжалован в судебном порядке.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Используемый в настоящее время в Российской Федерации порядок образования юридического лица заключается в том, что учредители юридического лица подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом.

Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется.

Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст.

Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации — внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст.

ГК).

По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России.

Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия.

Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.

Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы.

В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.

При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме — в порядке универсального правопреемства — переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Статья

ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;

2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;

3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;

4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;

5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении).

Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст.

ГК).

По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.

Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединеннго юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст.

6. ГК).

Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

3. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Классификация юридических лиц указана в ст.

ГК РФ, где в зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе заниматься предпринимательской деятельностью .

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

3.Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». СЗ РФ от

1. августа 2001 г., № 33, ст. 3431.

4.Федеральный закон «О производственных кооперативах». СЗ РФ. 1996, №

20. Ст. 2321.

Федеральный закон «Об акционерных обществах». СЗ РФ. 1996. №

1. Ст. 1.

6.Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Российская газета. 1998. 17 февраля.

Процесс изменения правового статуса юридического лица

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 4

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 6

3. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 9

4. ДОБРОВОЛЬНЫЙ И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Реорганизация юридических лиц. Поддержка процедуры изменения статуса

Под понятием реорганизации юридических лиц подразумевается изменение статуса организации (прекращение) правового статуса организации, в результате которого возникают отношения правопреемства. При этом видоизменение правового статуса представляет собой одновременное создание нового юридического лица (нескольких лиц), или прекращение функционирования одного лица (нескольких лиц).

Виды изменения статуса определяются гражданским законодательством, устанавливающим следующие формы трансформации организаций: слияние, разделение, присоединение, выделение и преобразование.