Стили общения

Стили педагогического общения

Рассмотрим стили педагогического общения воспитателя, учителя, педагога, стиль педагогического руководства.

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям — с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи­ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Стили общения

Во время общения люди различаются между собой некоторыми устойчивыми характеристиками – стилями общения. Стиль общения во многом определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Обычно выбор стиля общения определяется рядом факторов: цель и ситуация общения, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, а также характеристика самой формы взаимодействия.

Среди ведущих характеристик современного стиля общения А. П. Панфилова называет следующие: краткость и простота построения фразы, речевой конструкции; использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов.

В профессиональном речевом общении используются в основном следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный). Рассмотрим их подробнее.

1. Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Данный стиль обслуживает сферу правовых, управленческих и социальных отношений; реализуется в письменной форме (например, деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.) и в устной (например, отчет или доклад на собрании, выступление на совещании, служебный диалог, переговоры или беседа с деловым партнером).

В официально-деловом стиле различают три подстиля, имеющих свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише:

Деловой стиль подразумевает предельную точность речи с использованием терминов, которые могут обозначать: 1) наименование документов (постановление, акт и пр.); 2) наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению (педагог, судья и пр.); 3) процессуальные моменты (осуществить экспертизу, провести допрос, подготовить отчет и пр.).

Кроме точности речи в деловом стиле требуется соблюдение объективности информации. Например, в документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, или употребление эмоционально окрашенной лексики и вульгаризмов. Данный стиль требует краткости изложения и экономии языковых средств (КИЯ – коротко и ясно).

Пример 1.15

Известно, что половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Также если фраза длится без паузы более шести секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается.

Деловая речь отличается стандартизированностъю. Это проявляется в повторяющихся стандартных ситуациях, ограничивающих тематический круг деловой речи в выборе языковых средств и форм документов. В них присутствуют общепринятые формы изложения и определенное расположение структурно-композиционных частей: вводная часть, описательная часть, регулятивная и резюмирующая части.

Примеры речевых клише и шаблонов деловой речи представлены ниже (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Примеры речевых клише и шаблонов деловой речи

Цель клише (шаблона)

Пример клише (шаблона)

Для выражения признания

Приносим наши извинения за…

Для выражения просьбы

Мы очень рассчитываем на вашу помощь в…

Для выражения одобрения и согласия

Я полностью согласен с вашим мнением…

Для завершения разговора

Я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы…

2. Научный стиль речи в основном используется в деловой коммуникации людей, занимающихся наукой, исследовательской и педагогической деятельностью. Как правило, ученые используют научный стиль при описании объективных знаний о предметах и явлениях, идеях и законах действительности. Таким стилем пишутся научные трактаты, статьи, тезисы, доклады, диссертационные исследования и научные труды; он характерен для выступлений на конференциях, симпозиумах, семинарах и лекциях для максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей.

Выделяют следующие характеристики научного стиля речи:

  • – отвлеченная обобщенность (считается, говорят, как замечательно, довольно, часто, в большинстве случаев, крайне и пр.);
  • – логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций;
  • – абстрактная лексика (существуют, имеются, состоит, используются, употребляются и пр.);
  • – вместо местоимения «Я» используется местоимение «Мы» (нам представляется, по нашим наблюдениям, как показывают результаты наших исследований и пр.);
  • – безличные предложения (необходимо отметить, следует остановиться на рассмотрении, представляется возможным, как свидетельствует практика и пр.);
  • – сложноподчиненные предложения («если…, то» или «в то время как»).

Научный стиль отличается логической последовательностью своих композиционных частей текста, чему способствуют следующие приемы:

Научный стиль речи более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, где людей объединяет определенный уровень компетентности, есть потребность обменяться научными достижениями. В последнее время для повышения эффективности восприятия научного сообщения распространена практика использования иллюстраций и стендов при чтении научных докладов с использованием мультимедийных проекторов.

3. Публицистический стиль речи применяется при выступлении на публике. Это может быть устное выступление (речь, доклад, лекция, выступление на собрании или митинге, интервью на телевидении или по радио) или письменное (статья или заметка в газете, рецензия на профессиональную книгу). Публицистический стиль (лат. publicus – общественный) в основном обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, экономических и культурных. Данный стиль широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах.

В качестве основных характеристик публицистического стиля речи выделяют следующие:

  • – информативность сообщения, его документально-фактологическая точность, собирательность, официальность используемых материалов;
  • – реальные жизненные явления и факты (проверенные, документальные источники); новизна фактов, в их основе реальные ситуации, события, вести с мест, рассказы очевидцев;
  • – книжно-абстрактные средства (такие слова, как; деятельность, обсуждение, исследование, понимание, процесс, понятие, система, свидетельствует, проводится, означает, требует и пр.);
  • – приемы адресации, т.е. слова выступающего должны быть направлены к какому-то конкретному лицу (или группе). Это предполагает обратную связь: вопросы и ответы («Вы, сидящие этом зале» или «Ребята!»);
  • – доступность информации для аудитории;
  • – экспрессивность, повышенная эмоциональность, артистизм. Употребляемые в тексте речи факты оцениваются самим выступающим, комментируются и интерпретируются им; в речи широко используются высказывания известных лиц, анекдоты и исторические казусы (лат. casus – сложный, запутанный случай), а также пословицы, афоризмы, художественные образы, повторение слов, метафоры, сравнения, цитаты, иллюстрации;
  • – лаконичность речи (обеспечивает точность восприятия). Для этого используется дистилляция (разделение) текста, отбор лишнего, тщательное редактирование и сокращение, предельная стилистическая шлифовка мыслей;
  • – юмор, остроты, ирония также допустимы, но бывают неуместны в адрес конкретных лиц.

В публичном выступлении необходима осторожность при использовании информации, которую можно отнести к клевете и диффамации (лат. diffamare – разглашать, порочить, лишать доброго имени), в виде ненависти, осмеяния, отчуждения, презрения. С осторожностью использовать компрометацию (фр. compromettre – вредить кому-либо, подрывать репутацию, доброе имя) дела, профессии, занимаемой должности. Не рекомендуется высказываться негативно о возрастных, половых, территориальных, расовых, сексуальных и других принадлежностях или предпочтениях сидящих в аудитории людей;

– говорение непосредственно перед аудиторией, озвучивание текста и контакт глаз. Обычно при этом используются разнообразные невербальные средства коммуникации: мимика, жесты, позы, интонации голоса, смена ритма речи, паузы, восклицания, улыбка и пр.

Описанные выше стили речи (официально-деловой, научный и публицистический) востребованы и практически используются в профессиональной коммуникации для достижения определенных целей.

4. Разговорно-бытовой стиль, в отличие от деловых стилей речи, обслуживает сферу неформальных отношений в быту, семье, дружеском кругу, профессиональной среде. Разговорная речь выполняет функцию межличностного общения, чаще проявляется в устной форме в виде диалога, часто диалог возникает спонтанно, без предварительного обдумывания. Разговорная речь эмоционально окрашена и способствует самовыражению, проявлению индивидуальных особенностей личности. В ней большую роль играют невербальные средства коммуникации и экспрессивные сигналы тела (см. гл. 2 учебника). Поскольку данный стиль относится к неформальному общению, в нем используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные высказывания и сокращения (Питер, общага, читалка, магаз и пр.), сленг («э-блин», «прикольно», «я тащусь»), разговорно-бытовая фразеология («гол как сокол», «бежит как угорелый», «как снег на голову» и пр.), глагольные междометия (шмыг, скок, шмяк, бряк и др.), разнообразные частицы (этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т.п.). В разговорном стиле широко практикуются вопросительные, побудительные и восклицательные предложения.

Соблюдение стилевых правил и норм позволяет каждому человеку соответствовать ситуации общения (например, имиджу делового человека или приятеля) и достигать определенных целей и результатов. Причем в основе достижения целей могут быть как эмоции, так и механизмы кооперации и сотрудничества.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Выступление на педсовете.

Консультация на тему «Стили педагогического общения»

Цель:

  • познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
  • предложить выявить свой стиль общения.

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

  1. Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
  2. Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
  3. Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
  4. Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
  5. Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
  6. Принуждающий, основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

б) говорить Вам только то, что сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять

нужное решение;

б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:

а) заставите его громко при всех поздороваться;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами в группе.

6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит

обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его

можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться

бережно с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и

воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого

должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и

поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:

а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и

воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какую позицию Вы считаете более правильной:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;

б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь

пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов воспитателей.

Варианты ответов:

А

Значение баллов:

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;

10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

5 стилей общения: определите какой ваш

Понятие «стиль общения» включает в себя нормы, методы, принципы, модели поведения людей и другие особенности. Манера разговора является зеркальным отражением нашего внутреннего мира, именно поэтому, каждый человек, облекая мысли в словесную форму, выбирает особенные средства и формы самовыражения.
Всегда правильно и вежливо общаться с людьми очень сложно. Каждый день нам приходится выражать свою точку зрения или делиться впечатлениями при разных обстоятельствах: дома, в кругу друзей и знакомых, на работе, в транспорте, на улице и др.
От конкретной обстановки зависит то, какой именно стиль общения мы выберем.

У меня очень узкий круг общения, иногда он сужается до рыбок.
Земфира Рамазанова
В процессе коммуникации важно не только высказать свое мнение, но и суметь донести свои мысли до собеседника (собеседников), поэтому очень важно выбрать эффективную манеру подачи информации.

1. Стиль делового общения

Исследователи уже давно изучили и выделили стили делового общения, которыми люди чаще всего пользуются для обмена информацией в различных профессиональных сферах.

2. Авторитарный стиль общения

Предполагает наличие жёстких рычагов управления, которые находятся в руках одного человека.
В таких случаях, все решения принимаются единолично и обсуждению не подлежат. Человек, выбирающий для себя такой стиль общения, как правило, использует различные способы подавления окружающих.
Авторитарный лидер всегда боится своего свержения, поэтому он постарается всеми возможными способами дискредитировать своих вероятных соперников.
Для авторитарного стиля общения характерны такие особенности:

  • Все поручения отдаются в приказном тоне.
  • Отсутствие дискуссий, диспутов, обсуждений.
  • Подавление любой инициативы.

3. Демократический стиль общения

В основе демократического стиля общения лежит совместное обсуждение любой проблемы.
В данном случае люди становятся активными участниками процесса общения. Люди получают возможность проявлять инициативу, анализировать ситуацию, принимать решения. Такая благоприятная атмосфера способствует возникновению творческих и нестандартных решений.
Особенности демократического стиля общения:

  • Правильная мотивация.
  • Поддержание благоприятной психологической обстановки.
  • Предоставление возможности открыто высказывать свое мнение.

4. Либеральный стиль общения

Предполагает незначительную роль руководителя или полное отсутствие ярко выраженного лидера.
В данном случае все члены группы находятся в равных условиях. С одной стороны, это хорошо, поскольку не поступает никаких команд сверху о том, как и что нужно делать, но с другой стороны, в такой обстановке очень сложно самоорганизоваться и заняться совместной деятельностью.
Человек, придерживающийся либерального стиля общения, не способен отстаивать свою точку зрения, он, скорее всего, будет прислушиваться к мнению большинства.
Найдите время для любви, найдите время для общения и найдите время для возможности поделиться всем, что имеете сказать.
Боб Мурхед

5. Межличностное общение

В сфере межличностных контактов мы используем свой собственный, индивидуальный стиль общения, который отражает наши личные качества и психологические особенности. Именно по этой причине в жизни, как и в профессиональной среде, очень редко используется какой-либо стиль общения в чистом виде.
Индивидуальная манера выражения своих мыслей и чувств с помощью вербальных средств присуща каждому человеку. Наш индивидуальный стиль общения формируется в течение всей жизни, меняясь, трансформируясь, пополняясь новыми методами и приемами коммуникации.
Помните, что от выбранного вами стиля общения зависит то, как вас будут воспринимать окружающие.

Клюшникова Рената · 31 мар, 2014

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стили общения

Введение

Личность человека формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, с которыми он общается. Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий. Общение — это естественное, врожденное, стабильное поведение. Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные цели.

Важной характеристикой общения является его стиль. Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от разных моментов — от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.

Цель моей работы — раскрыть основные виды стилей общения и дать им характеристику.

К настоящему времени описано много стилевых характеристик разной степени обобщенности: стиль жизни, стиль деятельности, стиль общения, когнитивные и эмоциональные стили и др. Соотношение между ними еще недостаточно хорошо изучено, но все исследователи стилей признают продуктивность этого направления изучения личности и стремятся к построению полной картины стилей человека. Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми.

1. Понятие и сущность общения

Общение — одно из самых модных тем современной психологии. Это не только необходимая, но и наиболее существенная сторона, неотъемлемо проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества. Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная.

Термин «общение» в традиционной социальной психологии часто заменяют английским термином «коммуникация». Специфика общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Можно выделить несколько определений этого понятия.

Общение — это реализация всей системы отношений человека . Общение пронизывает всю систему взаимодействия людей, каждый его микроэлемент.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и / или аффективно-оценочного характера .

Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека .

Таким образом, общение в широком смысле, можно понимать, как взаимосвязь, контакт между людьми, который может реализоваться в понимании, сочувствии, сопереживании. В узком смысле общение — это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы или потребности.

Учитывая сложность понятия «общение» необходимо обозначить его структуру. Андреева Г.М. выделяет в структуре общения три взаимосвязанные стороны:

·

· коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

·

· интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

·

· перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других.

Принципиально важно признать, что общение всегда имеет цель, находящуюся за пределами самого общения, т.е. оно осуществляется для чего-то. Возможные цели общения чрезвычайно широки. Получить или отдать материальные блага (предметы, услуги). Обеспечить взаимодействие при выполнении совместной работы (практической и теоретической). Получить или передать те или иные сведения. Изменить настроение собеседника или свое собственное состояние. Помочь другому в решении его духовных проблем. Перестроить собственное отношение к значимым явлениям жизни и так далее.

2. Стиль как константная характеристика общения

Стили общения необходимо рассматривать как самостоятельный феномен, имеющий свою специфику, а также разграничить стили ролевого (профессионального) общения и межличностного общения, поскольку цели, форма и содержание этих двух видов общения различны. В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль:

· определяет, вокруг чего или по поводу чего развёртывается то или иное общение.

· Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Содержание общения — сила переменная, поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объёмом выполняемых заданий и многими другим приходящими условиями.

Константой выступает стиль общения, т.е. способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими, в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение.

В зарубежной психологии проблема стиля общения берет начало в трудах К. Левина в 30-е г. 20 в., которым было предложено понятие «стиля лидерства». Зарубежная философия индивидуализма, вероятно, обусловила постановку акцента в этой проблеме на детерминации стиля общения личностными факторами. Так, например, одной из причин непродуктивности стиля взаимодействия в зарубежной психологии провозглашается чувство неполноценности у человека, отсутствие у него самоуважения, любви к самому себе, чувства собственного достоинства. Кроме того, в зарубежной психологии изучаются последствия либерально-попустительского и авторитарного стилей руководства, что имеет несомненный интерес для отечественной психологии.

В отечественной же психологии систематическое, целенаправленное изучение стиля началось позже, в 50-60-х г., в рамках материалистического подхода, на основе психологической теории деятельности. Не случайно, первой стилевой характеристикой, взятой в качестве предмета исследования в нашей стране в 60-е г. было понятие индивидуального стиля деятельности. Исследование индивидуального стиля деятельности составило целое научное направление, основателем и теоретиком которого стал В.С. Мерлин.

Размышляя над природой этого личностного образования, он пришел к открытию очень важных моментов, имеющих отношение ко всем стилевым характеристикам. В последних работах В.С. Мерлина выделяется стиль общения как отдельный феномен, хотя он и оказывается частным случаем индивидуального стиля деятельности и наследует от него все его составляющие».

В дальнейшем развитии представлений о стиле некоторые авторы усматривают тенденцию обобщенности: от типологически обусловленного индивидуального стиля деятельности (В.С. Мерлин) до индивидуального стиля жизни в целом. Индивидуальный стиль общения многим исследователям представляется как системное исследование (многоуровневое и многокомпонентное), которому присущ компенсаторный механизм и который детерминирован свойствами индивидуальности.

Анализ шагов к исследованию индивидуального стиля общения можно разделить на два направления:

· деятельностный — для него характерно рассмотрение стиля общения как элемента, подсистемы, частного случая стиля деятельности. Характерным является также то, что заметен акцент на изучении инструментальной (операционно-технической) его стороны.

· интерактивный — в нём рассматриваются «стили межличностного взаимодействия» или «стили межличностных отношений» с партнером. Индивидуальный стиль общения, согласно данному подходу рассматривается как результат взаимодействия, взаимовлияния, взаимоотношений участников общения.

Таким образом, индивидуальный стиль общения является той внутренней особенностью человека, которая обусловлена определенным набором его индивидуальных свойств.

3. Стиль общения и характер

Понятие стиля общения близко по своей сути понятию характера. Ученые постоянно проявляли интерес к этому явлению, пытаясь создать классификацию или типологию характеров. Общая характерология представляет собой учение о признаках как физического, так и душевного рода. В.В. Латыновым , было проведено исследование личностных особенностей. Для каждого испытуемого подсчитали значения по двум основным факторам:

· доминирование — подчинение,

· дружелюбие — враждебность.

таким образом, были получены следующие группы:

1. Доминантные — дружелюбные,

2. Доминантные — недружелюбные,

3. Уступчивые — недружелюбные,

4. Уступчивые — дружелюбные

5. Группа со средними значениями.

Данные пяти групп послужили основой для выделения пяти стилей речевого поведения, они получили следующие названия:

1. Опекающий — стремится к сотрудничеству, независим и самостоятелен в ситуациях общения. Ведёт разговор на равных, общение носит личностный характер. Проявляет активную доброжелательность и желание поддержать собеседника.

2. Властный — стремится к соперничеству, доминированию в общении: его речевая активность вызывает негативную оценку собеседника, что связано с большей её длительностью и использованием речевых актов, направленных на снижение престижа собеседника. Недружелюбен, общается не на равных, не поддерживает собеседника.

3. Отчуждённый — в ситуациях речевого взаимодействия его носитель держит дистанцию, отгорожен, уступчив, покорен, насторожен и несколько пассивен.

4. Послушный — скромен, предупредителен в речевом общении. Доброжелателен, общается на равных, поддерживает собеседника, отмечается неконвенциональность, личностность речевого поведения.

5. Сбалансированный — такие характеристики речевой активности, как доминирование в разговоре, личностность, стремление общаться на равных, активная доброжелательность, хотя и присутствуют, но выражены не очень сильно.

Стиль речевого поведения характеризуется известной пластичностью, не являясь жёсткой системой. В зависимости от ситуации взаимодействия носитель стиля довольно существенно модифицирует своё речевое поведение, сохраняя, однако, в известных пределах, присущую стилю специфичность. Сознательное формирование своего стиля общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

4. Характеристика стилей общения

Начало научного исследования стиля общения связано с именем немецкого психолога Курта Левина. Заслуга К. Левина и его сотрудников состояла в том, что они положили начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, разработали социально-психологическое понятие «стиль лидерства». Лидерство рассматривается в социальной психологии как феномен, характеризующий динамические процессы в группе, связанные с отношениями доминирования и подчинения.

В рамках исследуемой проблемы выделяют и понятие «стили лидерства», обозначающее «совокупность приемов и методов, применяемых лидером и руководителем с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей». К. Левиным и его последователями были выделены и описаны три стиля лидерства:

· авторитарный,

· демократический,

· анархичный.

В более поздних классификациях стали использоваться и другие, синонимичные обозначения: «директивный», «коллегиальный», «либеральный», или «властный», «коллективный», «попустительский».

Авторитарный (директивный, властный) — стиль лидерства, при котором лидер действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредоточивает основные функции управления у себя в руках.

Демократический (коллегиальный, коллективный) — лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, давая им достаточную свободу действий.

Либеральный (анархический, попустительский) стиль лидерства — форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Экспериментальные исследования, осуществляемые отечественными психологами, показывает, эффективность стиля лидерства зависит не только от качеств руководителя, но и от уровня развития группы. Рассмотрим критерии стилей, предлагаемые К. Левиным.

Формальную сторону составляют следующие характеристики:

· интонации голоса руководителя (неприветливая — в авторитарном, товарищеская — в демократическом, конвенциальная — в попустительском стиле),

· распоряжения руководителя (деловые, краткие — в авторитарном, с дискуссиями — в демократическом, непоследовательные — в попустительском стиле),

· запреты руководителя (без снисхождения, с угрозой — в авторитарном, с дискуссиями — в демократическом, без запретов — в попустительском стиле),

· похвала и порицания руководителя (субъективные — в авторитарном, с советами — в демократическом, без похвалы и порицаний — в попустительском стиле),

· позиция, занимаемая руководителем (над группой — в авторитарном, внутри группы — в демократическом, в стороне от группы — в попустительском стиле).

Содержательную сторону составляют:

· характер планирования дел в группе (заранее — авторитарном, совместно в группе — в демократическом, не планируются — в попустительском стиле),

· характер целей (непосредственные, близкие — в авторитарном, близкие и дальние — в демократическом, отсутствие целей — в попустительском стиле).

· ответственность за реализацию дел в группе несут: руководитель — в авторитарном, все члены группы — в демократическом, никто — в попустительском стиле.

Эти критерии стилей руководства используются в современной психологии управления. Весьма значимой для решения проблемы психокоррекции стиля общения представляется характеристика позиции, занимаемой руководителем (над группой — в авторитарном, внутри группы — в демократическом, в стороне от группы — в попустительском стиле). Именно этот критерий стоит во главе угла любого общения и определяет его характер.

Исследование К. Левина и его сотрудников положило начало углубленному психологическому изучению проблемы стиля общения, которое получило широкое распространение во всем мире и продолжается вот уже несколько десятков лет.

В заключении стоит отметить, что рассмотренные выше стили взаимодействия являются крайне обобщенными и существуют только в теории. Практическая деятельность не позволяет в полной мере реализовать один из этих подходов, а изолированное использование данных стилей не всегда приводит к положительным результатам. Например, авторитарный стиль иногда оказывается достаточно эффективным, особенно при взаимодействии с людьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае диалог и сотрудничество позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию взаимодействия людей.

Заключение

общение личность авторитарный демократический

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Люди общаются, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Специфика общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов.

У каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение.

Стиль общения можно определить как совокупность индивидуальных особенностей социально-психологического взаимодействия людей. Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от очень разных моментов — от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность. Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение, М,: Новое знание, 2003.

3. Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2007.

5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М. 2002.

6. Панфилова А.П. Теория и практика общения. М.: Академия, 2007.

Размещено на Allbest.ru