Структура права

Понятие и структура содержания права.

⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 75

Непосредственное содержание права (т.е. его субстанция, плоть, «вещество», из которого оно состоит) складывается из норм – правил поведения общего характера.

Если же конкретизировать это общее положение и исходить из особенностей права как институционного образования, из «двойной» его надстроечной природы, то освещение его содержания должно быть дополнено указанием на наличие в нем интеллектуальной и волевой сторон.

Интеллектуальное в содержании права выражает его принадлежность к общественному сознанию. Образующие право нормы представляют собой нормативные обобщения, деонтические суждения, идеально-ценностное отражение общественных отношений в виде общих программ, моделей, образцов этих отношений. Волевая же сторона содержания права, прямо отражая его статус как особой части надстройки, отличной от общественного сознания, характеризует активно-государственное, повелительное (авторитарное) начало в юридических нормах, заложенную в них заданность на практическое, реальное воплощение в жизнь нормативных программ, моделей, образцов поведения участников общественных отношений.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.94

Именно эта, волевая сторона – определяющая в содержании права как особого институционного образования.

Еще более емкий, рельефный, предметный характер приобретает содержание права, если, не ограничиваясь особенностями его надстроечной природы, исходить из главного в содержании – сущности права. Именно тогда содержание права раскрывается как объективированная в государственно-властных нормативных предписаниях государственная воля; именно тогда в содержании права можно разграничить несколько уровней и, прежде всего, выделить в нем социально-политическое и специально-юридическое содержание.

Социально-политическое содержание – это наиболее глубокий слой, прямо выражающий экономическую основу и классовую сущность права – орудия классового, политического господства (в классово-антагонистических обществах), инструмента общесоциального регулирования.

Необходимо обратить внимание на то, что единое социально-политическое содержание свойственно не только собственно праву, но и всей правовой системе; оно в зависимости от конкретных социально-классовых условий может в различной степени проявляться через те или иные ее компоненты, но всегда так, что в конечном итоге осуществляется выраженная в праве классово-господствующая воля, содержание которой детерминировано материальными условиями жизни господствующего класса.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.95

Специально-юридическое содержание характеризует субстанцию права как специфического институционного образования.

В нем тоже могут быть выделены две основные стороны: во-первых, собственно специально-юридическое содержание и, во-вторых, технико-юридическое содержание.

Первое – это, так сказать, глубинно правовое, то, что имел в виду К. Маркс, когда писал, что в борьбе с необузданными, алчными интересами отдельных индивидов нужно «уделять… главное внимание правовому содержанию, чтобы у нас, в конце концов, не осталась одна только пустая маска». Здесь раскрывается важная грань марксистской формулы о том, что право есть классово-господствующая государственная воля, возведенная в закон. Иными словами, такая воля, которая выражена в виде институционного нормативного образования и которая притом именно возведена, приподнята, перемещена в специфическую плоскость закона в его глубоком, философском смысле. Такая воля, которая оснащена свойствами, характерными для закона, воплощена в субъективных правах, существующих и функционирующих в единстве с юридическими обязанностями, и с данной стороны призвана конституировать и обеспечивать юридическую свободу поведения участников общественных отношений, соответствующую потребностям конкретного, определенного классового общества.

Весьма существенна и та сторона специально-юридического содержания права, которая относится к его технико-юридическому, конструктивному построению. Эта сторона выражает институционность права, юридическое оформление государственной воли, использование здесь особого юридического инструментария, в частности самое нормативное построение государственной воли, воплощение ее в специфических правовых конструкциях, в тех или иных видах юридических установлений и правовых связей и т.д. – во всем том, что охватывается условным выражением «догма права».

Структура права — это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.

Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких «слоев» в структуре права насчитывается шесть (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Структура права

1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека — это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более 50.

Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России — в Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.

2. Принципы права . Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае речь идет об аналогии права. К числу основополагающих приниципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д.

Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних.

Референдумное право — новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция РФ.

4. Нормы, изданные государством, или законодательные нормы. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством, министерствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим высшую юридическую силу.

В Российском государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.

5. Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. Используется по-прежнему и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления.

Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.

Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на се территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна и по своему объему они существенно опережают нормы законодательные.

6. Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Договор — это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.

Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно- правовом характере договоров.

Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отмстить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.

В Роcсийской Федерации договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.

Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев» права могут быть в свою очередь сгруппированы.

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.

Нормы, принятые на референдуме, и законодательные нормы, т. е. изданные государственными органами, объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать «референдумное» и «законное» право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).

Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы, они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо.

43. Социально – предметное содержание права.

Социальное содержание свойственно в большей степени материальному праву и имеет сложную структуру. Это связано с наличием в современном обществе и государстве значительного количества практик — объектов нормативного правового регулирования. Суррогатное материнство, выборы, другие виды практик и соответствующие им материальные правовые институты объединяются в отрасли и составляют многостороннее социально-предметное содержание материального права. В содержании процессуального права также можно увидеть социальную составляющую, но она незначительна по объему и зависит от особенностей конкретного деформированного правоотношения. Несмотря на различия, все объекты нормативного правового регулирования — и это важно для правореализации — имеют сходное строение, имеют внутренне присущую практике социальную нормативность

Элементы:

Идеология. Она в идеальной форме описывает-объясняет практику. При этом ту или иную локальную идеологию (идеологию суррогатного материнства, идеологию выборов и т.п.), всегда социально-предметную и ориентированную на нужды и потребности конкретной практики, нельзя смешивать с общей идеологией, которая лежит в основе общества и государства в целом. Для легализации и придания статуса государственной официальной идеологии (есть еще оппозиционная идеология) используются разные формы права, прежде всего Конституция и закон, и различные правовые средства: исходные нормы — нормы цели, нормы декларации, нормы дефиниции, нормы принципы, нормы идеологемы, нормы задачи, нормы условия, нормы идеалы-ориентиры. В этих нормах закрепляется идеологическое содержание права.
Политика. В любой практике на основе ее идеологий и других факторов формируется локализованная в пределах конкретной практики политика, точнее, политические решения, переведенные в плоскость нормативно-правовых предписаний и установлений и зафиксированные в первичной правовой форме. Эти политико-правовые решения предопределяют (должны предопределять) основные параметры функционирования и развития регулируемой практики (политическое содержание права).
Субъекты. Это физические праводееспособные лица, действующие либо в своем интересе (частный субъект), либо представляющие интересы таких организационных структур, как государство, муниципалитет, публично-правовое образование, юридическое лицо (публичный субъект). Точное соответствие правового статуса той функциональной роли, которую выполняет тот или иной участник практики, особенно важно для государственных и муниципальных чиновников. В любой регулируемой практике они выполняют различные функции. Существуют специальные общие нормы правосубъектности, нормы дефиниции, статусные нормы, которые идентифицируют субъектов, создают исходную нормативную базу их легальной деятельности в рамках публичных и частных отношений (субъектное содержание права).
Организационные институты. Важную системообразующую роль в любой практике играют функциональные институты и прежде всего институты развития. Это наиболее конкурентоспособные, оптимальные и социально целесообразные организационные структуры совместной деятельности субъектов. Наряду с функциональными, действуют иные системодополняющие и системосопутствующие негосударственные и государственные институты, например, адвокатура, судебные органы, а в последнее время — саморегулируемые организации. Они, в частности, поддерживают порядок, охраняют и защищают интересы субъектов — участников практики. Все институты данной практики образуют ее организационную инфраструктуру. В объективном праве не может не содержаться перечень и описание легальных организационных институтов регулируемой практики. Учредительные нормы, нормы дефиниции, нормы сроки, нормы цели, нормы принципы, нормы компетенции, статусные нормы устанавливают порядок учреждения, реорганизации, ликвидации, статус, компетенцию, пространственно-временные параметры, финансовые и другие аспекты деятельности функциональных институтов, а также пределы «вторжения» в практику системодополняющих и системосопутствующих институтов (институциональное содержание права).
Объекты. Социально-предметная сущность и содержание любой практики заключается в создании, воспроизводстве и (или) обмене между субъектами материальными и нематериальными объектами — ценностями. В ходе движения (оборота) объектов, что как раз осуществляется в процессе правореализации, субъекты удовлетворяют свои интересы и потребности, добиваются поставленных целей, формируют локальную культуру. В материальном и процессуальном праве содержатся не только качественные показатели и перечень-наименование объектов, допущенных к легальному обороту, но и порядок их регистрации и учета, а также требования к производству, транспортировке, хранению, утилизации наиболее сложных, прежде всего материальных, ценностей. Это нормы, технические и административные регламенты, технико-юридические нормы, нормы критерии, нормы описания, нормы дефиниции, нормы сроки, нормы спецификации, нормы условия (ценностное содержание права).
Ресурсы. Любая практика требует вполне определенных материальных, информационных и т.п. ресурсов и средств-инструментов, а также наиболее оптимальных технологий их применения. В праве есть нормы, в которых определяется вид и мера выделяемых для регулируемой практики ресурсов, где необходимо — закрепляется технология их использования (инструментальное и технологическое содержание права).
Формы. В объективном праве содержится перечень и описание, требования и условия составления, время и территориальные границы действия тех или иных документарных форм (правовых форм деятельности). Юридические документы — вторичные формы права — обязательны для субъектов практики, например, частные договоры, сертификаты материнского капитала и т.п. закрепляют, легализируют ту или иную практику и ее результаты.
Социальные нормы. В практике формируются социальные нормы. Как только она подвергается нормативно-правовому регулированию, тогда субъект-нормотворец не может не учитывать роль и значение этих регуляторов. Эти нормы могут усиливать регулятивный потенциал правовых норм, а могут конкурировать и даже блокировать их действие. Поэтому в содержании права так или иначе проявляются социальные нормы, например, в виде их запрета, ограничения-корректировки и т.п. В некоторых случаях та или иная социальная норма становится основой правовой нормы

Отношения. В состоянии динамики каждая практика представляет собой сложную или менее сложную систему конкретных отношений. Ведущую роль здесь играют функционально необходимые и поэтому определяющие специфику данной практики отношения, например, для суррогатного материнства функциональными будут отношения между суррогатной матерью и биологическими родителями, между суррогатной матерью и специалистом — представителем медицинского учреждения. В пределе функциональных отношений праводееспособные физические лица взаимодействуют друг с другом, используют ресурсы, средства и инструменты, в т.ч. технологии, создают объекты-ценности, обмениваются ими, добиваются конкретных результатов, а в конечном итоге — генерируют практику, наполняют ее в соответствии с правовыми регламентами и процедурами реальным социально-предметным и социально-психологическим содержанием, формируют или деформируют в ней режим законности и правопорядка. Эти отношения — ядро системы, ее системообразующие элементы, вокруг которых выстраиваются системодополняющие и системосопутствующие структуры, например, контрольно-надзорные правовые отношения. Наряду и параллельно с социально-правовыми отношениями в каждой практике есть простые внеправовые общественные отношения, т.е. отношения, которые регулируются неправовыми социальными нормами. С помощью норм правил поведения, запрещающих норм, поощрительных норм, норм принципов, норм сроков, норм дефиниций и других правовых норм создается нормативная модель того или иного публичного или частного функционального отношения, регулируются наиболее значимые системодополняющие и системосопутствующие отношения, а при необходимости по усмотрению нормотворца конструируются (изобретаются) новые отношения, которые призваны модернизировать практику <3> (функциональное содержание права). Дополнительно можно выделить такой существующий в практике, но непосредственно не регулируемый с помощью объективного права элемент, как социально-психологическая аура или социально-психологическая среда и культура данной практики.

Элементы структуры нормы права

Рассмотрим элементы структуры нормы права, каждый из элементов нормы права имеет собственное значение для её реализации.

Структура правовой нормы показывает её внутреннее строение, которое включает взаимосвязанные между собой составные части.

Структура юридической нормы представляет собой упорядоченную совокупность необходимых элементов, которые гарантируют её функциональную самостоятельность. Структура показывает состав элементов нормы права, а также механизм взаимного дополняющего их действия.

Все элементы структуры нормы права наделяют её свойством автономности и самодостаточного правового явления.

К элементам структуры нормы права относят:

– гипотезу;

– диспозицию;

– санкцию.

Гипотеза – это элемент структуры нормы права, в котором указываются условия вступления её в действие и применения (время, место, субъектный состав и т.д.), устанавливающиеся посредством закрепления соответствующих юридических фактов. К примеру, в уголовном праве условием привлечения к ответственности являются общие признаки субъекта преступления: возраст и вменяемость.

В литературе выделяют следующие различные классификации видов гипотез норм права.

В зависимости от характера содержания различают:

– общие (абстрактные), они определяют условия для вступления норм в действие общими родовыми признаками;

– конкретные (казуистические), они определяют частные специальные условия для вступления норм права в действие, например нормы уголовно-процессуального права, в которых по пунктам перечисляются обстоятельства прекращения уголовного дела.

В зависимости степени определенности общая гипотеза бывает:

– абсолютно определенной, в них указываются лишь факты, обусловливающие действие нормы права, к примеру, срок давности;

– абсолютно неопределенной, в них не указываются какие-либо факты, с которыми связано их действие, а лишь описывается право властных органов в соответствующих ситуациях применить необходимую норму;

– относительной, она содержит указание на те или иные ограничительные условия для действия нормы, к примеру, на территории закрытого военного объекта.

В зависимости степени сложности гипотезы делят на:

– однородные, если в ней указано одно обстоятельство, с которым увязывается действие правовой нормы;

– составные, если в ней указано одно два или более обстоятельств.

Диспозиция – это элемент структуры нормы права, который задает модель правильного поведения при помощи установления прав и обязанностей, возникающих при появлении отраженных в гипотезе юридических фактов. Данный элемент структуры нормы права выступает её основой. К примеру, в гражданском праве диспозиции устанавливают правила правомерного поведения, в которых фиксируются права и обязанности сторон отношений (покупателя и продавца, кредитора и должника); в уголовном праве большая часть диспозиций характеризует признаки запрещенных деяний (запрет совершения краж, грабежей и т.д.).

Выделяют следующие подходы к классификации видов диспозиции.

В зависимости от описания различают:

– простые. Они содержат указание на совершение деяния без описания его особенностей и признаков, поскольку они являются очевидными; например, закон не характеризует признаки преступления в случае, если оно выступает предельно ясным деянием;

– описательные. Они содержат признаки правомерного или неправомерного поведения; например, статья 209 Уголовного кодекса характеризует «бандитизм» как создание устойчивой, вооруженной, группы лиц (банды), в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство подобной структурой;

– отсылочные. Вместо описания признаков деяния они содержат отсылку на другую норму этого же акта. К примеру, при описании квалифицированного преступления в законодательстве имеется ссылка на признаки, которые указаны в другой норме;

– бланкетные. Они содержат ссылку на иной правовой акт или указывают на противозаконность действий и в этой связи отсылают правоприменителя к соответствующему закону.

В зависимости от юридической направленности различают следующие диспозиции:

– предоставительно-обязывающие, содержат двусторонние правила поведения, к примеру, арендатора и арендодателя;

– обязывающие, раскрывают содержание поведения обязанного лица, к примеру, должника по договору займа;

– управомочивающие, указывают на содержание возможного поведения, к примеру, покупателя;

– рекомендательные, показывают желательность или целесообразность определенного поведения, в котором заинтересованы государство и общество, к примеру, не посещать по страны, где имеется реальная опасность для жизни человека;

– запрещающие, указывают содержание поведения, за которое установлена юридическая ответственность, к примеру, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Санкция – это элемент структуры нормы права, в котором предусмотрены последствия для субъекта, который реализовал диспозицию. Они могут иметь негативный характер, предусматривая меры наказания (штраф, арест и т.д.); так и позитивный характер, предусматривая меры поощрения (премия, условно-досрочное освобождение и т.п.).

Таким образом, понимание состава элементов в структуре нормы права отличается дискуссионностью. Так, одни ученые полагают, что она состоит из двух элементов – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большая часть исследователей утверждают, что в структуре правовой нормы следует выделять три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Каждый элемент нормы права занимает свое место в структуре правовой нормы и выполняет особую роль. В юридической науке распространено следующее суждение: без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна.