Структура центрального банка России

Структура Банка России является сложно организованной системой. Ее определяют цели и задачи деятельности Банка, которая обеспечивает нормальную работу финансовых рынков, а также осуществляет эмиссию дензнаков, защищает и обеспечивает устойчивость рубля. Система Банка России состоит из центрального аппарата, территориальных и полевых учреждений, расчетно-кассовых и вычислительных центров.

Замечание 1

Одним из структурных элементов являются подразделения безопасности и Российское объединение инкассации. Именно они позволяют осуществлять деятельность Банка России. Исследователи считают, что система Банка состоит из 4-х частей: центрального аппарата, а также из территориальных, функциональных и вспомогательных подразделений. Каждый элемент имеет собственное устройство.

Основные функции Банка России частично осуществляются территориальными и функциональными подразделениями, частично – центральным аппаратом. Последний руководит работой всех элементов системы. Именно благодаря ему Банк России является единой централизованной системой с вертикальной структурой управления.

Центральный аппарат

Структура центрального аппарата полностью соответствует приоритетным направлениям работы Банка России. Данная государственная организация руководствуется принципами единоначалия и коллегиальности. Принцип единоначалия осуществляется тем, что единоличным исполнительным органом является Председатель Банка России, который оперативно управляет его работой. Коллегиальность представлена Национальным финансовым советом и Советом директоров. Причем первый стоит выше Председателя Банка России и Совета директоров, а второй является и исполнительным, и коллегиальным органом.

Национальный финансовый совет рассматривает два вида вопросов. Прежде всего, они касаются глобальных вопросов работы российских финансовых рынков.

Пример 1

В частности, эти вопросы связаны с развитием финансового рынка и банковской системы России. Члены Национального финансового совета решают, как осуществлять банковское регулирование и надзор, как обеспечить контроль валюты и стабильность национальной платежной системы, как реализовать единую гос. политику по Основным направлениям. Они участвуют в подготовке законопроектов, касаемых финансового рынка РФ.

Помимо этого, Национальный финансовый совет организует работу Банка России и его внутренних подразделений. Им рассматриваются и утверждаются годовые отчеты Банка России, а также основные экономико-финансовые показатели на будущий год. Последние базируются на предложении членов Совета директоров и включают в себя зарплаты банковских служащих, объем вложений капитала, участие Банка России в кредитных организациях, объемы денежных средств на различные административно-хозяйственные расходы.

Национальный финансовый банк исполняет смету расходов Банка России, назначает аудиторскую организацию и выступает в Госдуме с инициативой, чтобы Счетная палата РФ проверила работу Банка. По инициативе Совета директоров Национальный финансовый совет формирует порядок доходов и распределяет прибыль Банка России, которая остается в его распоряжении. А еще он отчитывается о расходах Банка России на содержание его сотрудников, включая пенсионные отчисления и медицинское страхование. В конце каждого квартала Совет директоров информирует членов Национального финансового совета по базовым направлениям деятельности Банка России. Заседания проводятся не реже чем раз в три месяца.

Исходя из вышесказанного, Национальный финансовый совет координирует и направляет работу Банка России. В какой-то мере он осуществляет и контролирующую функцию за деятельность Совета директоров и Председателя Банка. Состав данного подразделения формируется с учетом широкой сферы компетенции. Два сотрудника являются членами Совета Федерации, три – Госдумы. Еще три человека назначаются Президентом РФ, и троих выбирает Правительство РФ. Председатель Банка России также является членом Национального финансового совета.

Совет директоров

Совет директоров выполняет значительную руководящую функцию. Этот коллегиальный орган решает, как развивается и как будет развиваться финансовый рынок РФ. Совместно с Правительством РФ он разрабатывает проекты, которые формируют единую денежно-кредитную политику и прорабатывают базовые направления развития денежного рынка. Готовые проекты представляются на рассмотрение Национального финансового совета и Госдумы РФ, а также Правительства и Президента. Ответственность за выполнение утвержденного проекта ложится на Совет директоров.

Замечание 2

Советом директоров рассматривается и утверждается ежегодный отчет о работе Банка России и годовая финансовая отчетность с заключением аудиторов и членов Счетной палаты РФ, а также анализируется экономическое состояние страны. Годовой отчет Банка России состоит из перечисленных документов. Весь пакет документов передается сначала в Национальный финансовый совет, а затем – в Госдуму. Кроме этого, Совет директоров планирует показатели по базовым статьям расходов Банка России на следующий год, а затем представляет их в Национальный финансовый совет. Им устанавливается размер заработной платы всех служащих Банка России, включая Председателя.

И все же основной функцией Совета директоров остается регулирование. Он решает, как проводить банковские операции на территории РФ, утверждает стандарты и планы бухучета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций с учетом конкретной отрасли. Кредитные организации формируют резервы в порядке, который предписал Совет директоров. Им же определяются условия, на которых иностранный капитал допускается в банковскую систему РФ. Помимо этого, Совет директоров принимает оперативные решения по самым важным вопросам работы финансового рынка в России.

Данный коллегиальный орган изменяет процентные ставки по кредитам и ставки рефинансирования, а также определяет лимиты финансовых операций на открытом рынке. Он выпускает банкноты и монеты нового образца, а также отвечает за выпуск или дополнительный выпуск банковских облигаций. Он же изымает из обращения дензнаки старого образца.

В Совет директоров, помимо Председателя Банка России, входит 14 членов. Председатель подбирает подходящие кандидатуры, согласовывает их с Президентом, а затем представляет список кандидатов на утверждение депутатам Госдумы. Члены Совета директоров назначаются на пять лет, в Банке России они работают на постоянной основе. Кандидаты должны соответствовать ряду требований. Они не должны быть причастны к законодательным, исполнительным или судебным органам власти любого уровня. Им запрещено принадлежать к определенной политической партии, а также работать в общественно-политической или религиозной организации. Кроме того, для них действует ряд ограничений.

Пример 2

Служащим Совета директоров запрещается совмещать работу в Банке России с любым другим видом деятельности. Исключение делается только для преподавательской, научной и творческой работы. Они не имеют право получать подарки при исполнении служебных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством. Если служащие получают подарок в ходе протокольного мероприятия или служебной командировки, подношение автоматически считается федеральной собственностью. Подарок следует передать в Банк России, предварительно составив соответствующий акт. После этого сотрудник может выкупить его за свои деньги в установленном порядке.

Заседания коллегиального органа проводятся минимум один раз в месяц. Кворум признается состоявшимся, если на заседании присутствует 8 членов Совета директоров, Председатель Банка или его заместитель. Председательствует или Председатель или его заместитель. Решения принимаются большинством голосов. Если голоса равны, решающее слово остается за председательствующим. Если принимается решение по финансово-кредитной политики, меньшинство имеет право потребовать, чтобы их мнение занесли в протокол заседания.

Председатель

Председатель осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка России, в связи с чем ему предоставлен широкий круг полномочий. Он реализует функции Банка России согласно соответствующему Закону и решает вопросы, регулируемые федеральными законами. Исключением являются вопросы, закрепленные Национальным финансовым советом или Советом директоров. Согласно п.7 ст. 20 Закона о Банке России, Председатель полностью отвечает за работу Банка. На практике данное положение считается некорректным, поскольку за деятельность Банка России в равной степени отвечают все его структурные элементы.

Замечание 3

Теоретики допускают наличие пробела в действующем законодательстве. В частности, речь идет о коллегиальном исполнительном органе вроде правления или президиума. Ведь отдельные подразделения Банка России могут собираться только раз в месяц или квартал, а вопросы, которые требуют более оперативного рассмотрения возникают едва ли не каждый день. Предполагается, что данные вопросы решаются на оперативных совещаниях, которые проводит Председатель. Однако, это во многом связано с личностью руководителя. Поэтому исследователи настаивают, что нужно сформировать правление Банка России, а также определить его компетенцию и порядок работы.

Председатель является главным лицом Банка России. Ему не требуется доверенность, чтобы действовать от имени организации, представлять ее интересы, председательствовать на заседаниях Совета директоров. Его подписью заверяются нормативные акты Банка России, протоколы заседаний и решения Совета директоров. Им подписываются соглашения, которые заключает организация, а также приказы и распоряжения. Указания Председателя обязательны к исполнению для всех подразделений и служащих.

Кандидатуру на пост Председателя выдвигает Президент РФ, а затем выносит ее на рассмотрение ГосДумы. Депутаты утверждают Председателя в должности. Срок его полномочий рассчитан на пять лет. Один и тот же человек не может занимать этот пост больше трех сроков подряд. Председатель не имеет права работать по совместительству, но может заниматься любой творческой деятельностью в сфере науки, искусства или образования. Он не имеет права состоять в органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Исключением являются случаи, которые предусмотрены в международном законодательстве или законами РФ: это могут быть межбанковские соглашения или соглашения с иностранным регулятором финансов. Допускается вариант, когда Банк России участвует в капиталах и работе организаций.

Председатель Банка России имеет право назначить и освободить от должности своих заместителей, распределить между ними обязанности и передать им часть своих полномочий. Например, один из первых заместителей может замещать Председателя, пока он отсутствует. Заместители отвечают за работу определенных подразделений центрального аппарата Банка России.

Пример 3

Председатель распределяет обязанности с учетом специфики направлений банковской работы. Один заместитель должен осуществлять денежно-кредитную политику, другой – управлять золотовалютным запасом, третий – осуществлять банковское регулирование и надзор во всех сегментах рынка финансов. Помимо этого, он обязан предотвращать возможные конфликты интересов, выявлять и управлять ими.

Таким образом, руководство Банка России представлено тремя подразделениями: Национальным финансовым советом, Советом директоров и Председателем Банка России. Однако, первый контролирует и координирует работу Банка, поэтому он выше всех остальных руководителей данной организации. При этом ответственность за работу Банка России в полной мере несет Председатель. Исследователи теории права считают данную ситуацию несправедливой. Они убеждены, что все подразделения банка должны в равной степени отвечать за его бесперебойное и эффективное функционирование.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Структура центрального аппарата

Департамент – одно из основных подразделений центрального аппарата Банка России. Каждый департамент выполняет конкретные задачи. Один отвечает за наличное денежное обращение, другой – за национальную платежную систему, третий – за операции на рынке финансов. Шесть лет назад были учреждены новые службы, ответственные за развитие рынка финансов, микрофинансирования и страхового рынка, а также за коллективные инвестиции. Один из департаментов противодействует нечистоплотным практикам поведения на рынке финансов, другой защищает права потребителей финансовых услуг.

Наряду с остальными департаментами, работает и юридический. Его сфера деятельности лежит в области правовых аспектов работы Банка России. Его директор является заместителем Председателя. Им координируется и контролируется работа всего юридического департамента.

Директор организует претензионно-исковую работу в структуре Банка, представляет Банк России в суде и ведет судебные дела, защищая права и интересы организации, преодолевает конфликты интересов. Им осуществляется договорно-правовая работа. Он систематизирует действующие законы, включая нормативные акты Банка России, а также информирует и консультирует подразделения по вопросам практического применения законов. Помимо этого, директор юридического департамента выявляет и устраняет некорректные положения нормативных актов Банка России, которые способствуют проявлению коррупции.

Территориальные подразделения

Территориальные подразделения (или учреждения) работают во всех регионах РФ. Именно они занимаются самой тяжелой работой Банка России, ведь их руководителям приходится иметь дело с различными финансовыми организациями, взаимодействовать с местными органами власти и муниципальными образованиями.

Исследователи определяют территориальные учреждения как особые подразделения Банка России, которые осуществляют функции Банка в пределах конкретного субъекта РФ или крупного экономического региона. Их деятельность подкреплена соответствующей нормативно-правовой базой. Национальные банки республик, которые входят в состав нашей страны также признаются территориальными. Любое территориальное учреждение называется Главным управлением Банка России. Образовать и ликвидировать его может только Совет директоров.

Данное учреждение работает по генеральной доверенности, которую выдает Председатель. Поэтому каждое территориальное учреждение имеет правовой статус филиала Банка России, но не является юридическим лицом. В связи с этим теоретики выдвигают идею, что данным учреждениям следует предоставить права, аналогичные правам юридических лиц. По их мнению, это позволит территориальным учреждениям действовать в качестве самостоятельной некоммерческой организации или гос. автономного учреждения. Это позволило бы расширить их круг полномочий и увеличить ответственность за результаты работы.

Замечание 4

Независимо от места локации, территориальные учреждения проводят единую гос. денежно-кредитную политику, обеспечивают эффективную и бесперебойную работу национальной платежной системы, развивают и укрепляют банковскую систему. Они осуществляют оперативное регулирование и надзор за работой кредитных фирм (при необходимости могут их ликвидировать), контролируют работу некредитных организаций, организовывают валютный контроль, а также анализируют состояния и дают прогнозы экономического развития регионов.

Права территориальных учреждений имеют ряд ограничений. Например, они не могут издавать нормативно-правовые акты или предоставить кредит, чтобы профинансировать дефицит местного бюджета или бюджета гос. внебюджетного фонда. Банковские операции в иностранной валюте осуществляются только с разрешения руководства Банка России. Они не имеют права выписать гарантию, вексель или поручительство. Территориальные учреждения правомочны владеть и пользоваться имуществом, которое находится на их балансе. Как распоряжаться определенным балансом, определяет руководство Банка России. В частности, Совет директоров определяет особенности работы и соответствующий объем полномочий для конкретного учреждения. Поскольку объем работы увеличивается, логично было бы увеличить компетенцию, повысить ответственность и признать территориальные учреждения юридическими лицами. Однако, предложение исследователей права пока остается без внимания.

Территориальные учреждения отличаются сложной структурой, поскольку в них входит ряд функциональных подразделений. Например, это расчетно-кассовые и вычислительные центры, а также образовательные организации. Руководителям подразделений предоставляется доверенность Банка России, которая позволяет им вступать в правовые отношения с третьими лицами. Например, расчетно-кассовые центры проводят платежи по безналичным расчетам, благодаря корреспондентским счетам и банковским идентификационным кодам.

Российское объединение инкассации

Определение 1

РОСИНКАС представляет собой специализированное функциональное учреждение Банка России. Им осуществляется инкассация и перевозка наличности на территории РФ.

Данная организация состоит из 78 территориальных управлений, которые действуют на правах филиалов Объединения. Подразделения инкассируют организации, которые не входят в банковскую систему. Данную услугу они оказывают на платной основе.

Объединение РОСИНКАС – юридическое лицо, оно занесено в единый гос. реестр юридических лиц, но его организационно-правовая форма при этом не указывается, что противоречит отдельным положениям действующего законодательства. Ведь данной организации не характерны черты объединения, гос. компанией она также не является.

Теоретики считают так: Объединение РОСИНКАС неофициально является дочерней структурой Банка России. Поэтому можно называть его самостоятельной некоммерческой организацией или гос. автономным учреждением. На практике РОСИНКАС выполняет функции либо первого, либо второго учреждения. В обоих случаях данная организация имеет право заниматься предпринимательством.

Чтобы обеспечить банковское обслуживание военнослужащим, Банк России создает полевые учреждения. Их организуют совместно с Министерством обороны, поэтому данные организации имеют статус воинских учреждений. Их работа регламентируется уставами о военной службе, а также специальным Положением о нулевых организациях, который утверждается руководством Банка и Министерства обороны. Вспомогательные отделения также представлены вычислительными центрами, образовательными учреждениями, подразделениями безопасности, которые обеспечивают работу основных банковских подразделений.

Работа в Банке России

В подразделениях Банка России трудятся более 69 тысяч человек. Трудовые отношения регулируются Трудовым Кодексом РФ и нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Помимо определенных требований к сотрудникам, Совет директоров может устанавливать нюансы, на основании которых нанимаются или увольняются сотрудники. Им также регулируется оклад сотрудников, должностные права и обязанности, система дисциплинарных взысканий.

Совет директоров создает фонд для дополнительного обеспечения служащих Банка, достигших пенсионного возраста или ушедших на пенсию. Благодаря его решению, служащие могут застраховать жизнь и здоровье, а также получить медицинскую страховку. Данные положения указаны в Законе Банка России, однако, в нем не хватает конкретики. Например, не указывается, является ли медицинская страховка обязательной или это добровольное дело каждого. Аналогичная ситуация с пенсионным фондом: не понятно, создан ли он вообще, и если создан, кто им управляет. Ученые указывают на необходимость вписать данные нюансы в Закон о Банке России.

Замечание 5

Предполагается, что сотрудники Банка России берут на себя обязательство о неразглашении информации о банковской работе. В период работы служащие действительно должны соблюдать секретность. Однако, для обычных служащих данное положении перестает действовать с момента увольнения из системы. Ответственность за хранение служебной информации продолжают нести лица, занимающие высокие посты в данной организации.

В современном мире большую роль играет так называемая инсайдерская информация, которая представляет собой публично не раскрытые сведения организации. Ее опубликование может изменить рыночную стоимость ценных бумаг Банка России. В связи с этим, сегодня говорится о необходимости регулирования вопросов, касаемых допустимого раскрытия информации о банковской работе. Нужно предусмотреть, какие решения руководства Банка можно обнародовать, а какие из них являются конфиденциальными. Регулирование данных вопросов должно проводиться в соответствии с действующей законодательной базой РФ.

Исследователи предлагают включить в действующий Закон о Банке России отдельную главу, в которой будут прописаны положения, регулирующие порядок опубликования сведений. В глобальном смысле это существенно снизит риск, что инсайдерская информация будет использоваться недобросовестно. А граждане и юридические лица будут своевременно информироваться об изменениях, которые касаются их имуществ.

В 2012-2013 годах банковская структура существенно изменилась, поскольку расширились функции Банка России, ведь он стал регулировать все сегменты рынка финансов во всей стране. Вполне возможно, что представленная структура будет неоднократно меняться. Причем каждое изменение направлено на улучшение работы всех подразделений банковской системы. Каждое из них должно быть эффективным, поскольку от этой организации зависит не только экономический рост, но и благосостояние жителей Российской Федерации.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Председатель Банка России

Председатель Банка России – официальный руководитель Центрального банка Российской Федерации.

Статус председателя ЦБ определен Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Он наделен следующими полномочиями:

— действовать от имени Банка России и представлять без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

— председательствовать на заседаниях совета директоров ЦБ. В случае равенства голосов голос председателя Банка России является решающим;

— подписывать нормативные акты Банка России, решения совета директоров, протоколы его заседаний, соглашения, заключаемые Центробанком, делегировать право подписания нормативных актов ЦБ лицу, замещающему председателя Банка России, из числа членов совета директоров;

— назначать на должность и освобождать от должности заместителей председателя Банка России, распределять между ними обязанности;

— делегировать свои полномочия своим заместителям;

— подписывать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России.

Председатель несет полную ответственность за деятельность Банка России. Он обязан обеспечивать реализацию функций ЦБ в соответствии с законом и принимать решения по всем вопросам, отнесенным к ведению Банка России, за исключением тех, по которым решения принимаются Национальным банковским советом или советом директоров.

При этом председатель не вправе: совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой работы, а также входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Кандидатура председателя Банка России вносится президентом в Государственную думу и избирается большинством голосов на четыре года. Максимально он может занимать этот пост не более трех сроков подряд.

Председателями Банка России были:

1990-1992 годы – Г. Г. Матюхин, председатель Государственного банка РСФСР – Центрального банка РСФСР – Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

1992-1998 годы — В. В. Геращенко, председатель ЦБ РФ;

1994-1995 годы – Т. В. Парамонова, исполняющий обязанности председателя ЦБ РФ;

8-22 ноября 1995 года – А. А. Хандруев, временно исполняющий обязанности председателя ЦБ РФ;

1995-1998 годы – С. К. Дубинин, председатель ЦБ РФ;

1998-2002 годы – В. В. Геращенко, председатель ЦБ РФ (избран повторно);

2002-2013 годы – С. М. Игнатьев, председатель ЦБ РФ;

24 июня 2013 года – по настоящее время – Э. С. Набиуллина, председатель ЦБ РФ.

bieeey ›
Блог ›
Тайны Центрального Банка. Хозяин ЦБ РФ – неизвестен, но власть его – безгранична.

«Почему проблематично ответить на вопрос о том, кто владелец Сбербанка?Сегодня стратегическое и оперативное управление институтом осуществляют одновременно три органа власти: Собрание акционеров, Наблюдательный совет и Правление банка. Пост председателя правления принадлежит Герману Грефу.

Ответ:
известно, что основной владелец Сбербанка — ЦБ РФ.
И ему принадлежит 51% Сбербанка акций, а ЦБ России в свою очередь подчиняется ФРС США, а еще 25 % акций принадлежит на прямую иностранцам.

Возьмите в руки любую тысяча рублевую купюру. Рассмотрите ее внимательно с двух сторон. Вы не находите ничего необычного в этой купюре? Ничего? Хорошо, отложите в сторону банкноту. Постарайтесь абстрагироваться от мысли, что это — деньги, к которым вы привыкли и, тратя которые, думаете не о деньгах, а об их номинале. Абстрагировались? Ну вот и хорошо.

Посмотрите с этой стороны
А теперь с другой

Начнем совершать для вас важные открытия. Во-первых, на банкноте любого достоинства вы не найдете указания страны, где она напечатана. Надпись «Билет Банка России» никак не указывает на страну, где эта бумажка была выпущена. Например, на американском долларе ясно написано «The United States of America”. Это говорит о том, что банкнота напечатана в США. Конечно, и на «зеленом поганце» есть указание, что это — «Federal Reserve Note”, т. е. билет Федеральной резервной системы, как и у нас — «Билет Банка России». Почему же у нас не указана страна, ведь должно быть написано, как в Конституции РФ — «Российская Федерация — Россия», ну хотя бы просто «Российская Федерация», «Билет Банка России». Повторяю, недостаточно на купюре указать, кто ее выпустил, надо указывать еще и где (в какой стране) она выпущена. Иначе получается, что наша Родина носит название «Банк России». Однако и это не так. Не указав страну, в которой была напечатана купюра, Банк России показал, что он к этой стране не имеет никакого отношения!
А вот и он! Сравните!
Даже Федеральная Резервная Система США (ФРС) указывает на своей купюре название Родины, а мы — нет.

Во-вторых, является ли денежная купюра «Банка России» государственным денежным знаком? Конечно! — ответят большинство наших читателей. Но, увы, это не так. На любой денежной купюре «Банка России» следы такого государства, как «Российская Федерация — Россия» отсутствуют. Даже двуглавый орел, имитирующий Герб РФ, никакого отношения к Государственному Гербу не имеет. Сравнив два герба, вы легко найдете десять отличий.
Найдите десять отличий
На любой советской купюре был изображен герб СССР, на любой российской его — нет, хотя согласно закону о ЦБ РФ, Банк России является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Однако, да! Банк не государственный, но имеет печать с изображением Государственного герба РФ! Удивительная метаморфоза!

Так вот, отсутствие Государственного герба РФ на банкноте Банка России — является доказательством того, что эти банкноты не являются государственными денежными знаками, а Банк России не является — государственным.

В-третьих, на всех советских купюрах (и, кстати, на всех купюрах ФРС США!) есть на первый взгляд «совершенно лишнее» указание, а именно: Данная банкнота обязана к приему на всей территории СССР или относительно доллара — This note is legal tender for all debts, public and private. На «Билете Банка России» такого указания нет. Вы думаете, это пустяк, что подобное предусмотрено по умолчанию? Представьте себе, что вы захотели купить какой-то товар за рубли, а вам говорят, что рубли принимать не обязаны, платите за товар в долларах, юанях, евро, и т.д. Конечно, можно сослаться на закон, но на «Билете Банка России» нет даже такой ссылки. Пока вы будете бегать и искать закон, обязующий продавца принять у вас «Билет Банка России», вожделенный вами товар уже могут продать тому, кто не стал задумываться над тонкостями денежного обращения в стране, выложил валюту и ушел в хорошем расположении духа! Мелочь, а неприятно.
Вот скажите, на что намекает ФРС США, разместив на купюре нового образца эту золотую чушку?

Раз нет такого указания, как и названия страны, где «Банк России» купюру выпустил, такой рубль никак нельзя назвать национальной валютой. Вывод: «Билет Банка России» является собственностью «Банка России». На эту собственность «Банк России» имеет исключительное монопольное право.

Но и это еще не все. Доллар, эмитированный ФРС США, как сегодня принято считать, ничем не обеспеченная «зеленая бумажка». Однако на этой «бумажке» есть кое-что, что делает ее обеспеченной хоть чем-то. Речь идет о подписях казначеев ФРС. В каком-то смысле доллар — бумажка авторская. У нас рубль — банкнота анонимная, не обеспеченная даже подписью федерального казначейства. Вы вновь скажете, что это — мелочь и я вновь с вами не соглашусь. Деньги это документ? Еще какой документ! — скажете вы. Так почему же этот документ без подписи, ведь эта подпись гарантирует самое главное — подлинность купюры и ответственность лица, удостоверившего эту подлинность.

Внимательно прочитайте, чем был обеспечен советский рубль
На советском рубле была еще одна очень важная надпись: «Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза ССР…». Американские доллары, как мы уже поняли, обеспечиваются подписями казначеев, а вот спросите, чем обеспечен «Билет Банка России»?

Я долго и упорно вращал в руках этот «билет», но ни слова, ни буковки, ни подписи на нем не обнаружил. Конечно, «Билеты Банка России» обеспечены активами Банка России, как об этом сообщает сайт самого банка, но на самой купюре о таком обеспечении нет и упоминания. Если вы скажете, что и это мелочь, что это ясно по умолчанию, я с вами не соглашусь. «Билет Банка России» — бумага хоть и частная, но официальная, стало быть, на ней должны быть и подписи, и соответствующая информация, о которой было сказано выше.

Кстати, о подписях. Историю с ними рассказал бывший глава ЦБ Виктор Геращенко, а ему, рассказал кто-то еще. Когда начали печатать новый советский рубль, спросили у Сталина, стоит ли ставить на этих купюрах подписи, официальных лиц Госбанка СССР. Сталин, якобы ответил, что это может вызвать некоторые трудности, ведь сегодня этот товарищ поставил свою подпись, а завтра его расстреляли, что же перепечатывать деньги? Так и было решено подписи советских банкиров на купюрах не ставить.

Если учесть, что у нас с 1998 года сменилось четыре главы ЦБ (Дубинин, Геращенко, Игнатьев (два срока подряд), Набиуллина), то станет понятным, почему у нас нет подписей на банкнотах. Хотя это и не является оправданием. На долларе США, кстати, стоят подписи секретаря казначейства и казначея США, если переводить дословно.

На многих купюрах бывших союзных республик подписи имеются, а вот на российской, казахской, белорусской валютах подписей нет. Но это так, для справки.

Однако и это еще не все. На «Билете Банка России» написано, что подделка «Билетов Банка России» преследуется по закону. Государство, не имеющее никакого отношения к «Банку России», как к частному банку, сурово карает такие деяния. Подделывать билеты частного банка не стоит, за это могут дать от пяти до пятнадцати лет, правда, государственное обвинение в суде будет выступать на стороне именно частной организации и будет выступать очень сурово. Если во времена СССР фальшивомонетничество считалось преступлением против государства, то в РФ сегодня это деяние квалифицируется, как преступление в сфере экономической деятельности. Смягчение на лицо, но от этого суровость наказания не снизилась. В царской России за подобного рода деяния лишали всех прав состояния и отправляли на каторгу. В СССР могли расстрелять, в РФ дают максимум 15 лет.

Итак, анализ купюры «Банка России» показал, что правом выпуска денежных знаков обладает монополист ЦБ РФ. Государство к выпуску банкнот не имеет никакого отношения. ЦБ РФ государству не подчиняется, а, стало быть, является частной организацией. У ЦБ РФ есть председатель. Сегодня это Эльвира Набиуллина, а также совет директоров, состоящий из 11 человек. В него, наряду с остальными входит и бывший глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.

Центральный банк это не ООО, не ЗАО, не ОАО. Тем не менее, он строится, как частная компания. 11 топ-менеджеров банка работают под руководством председателя.
Коротко остановимся на противоречиях.
Противоречие первое.
Уставный Фонд и имущество ЦБ РФ – составляют федеральную собственность. Центробанк осуществляет оперативное управление этой собственностью. Однако, по обязательствам государства – ЦБ не отвечает и, наоборот: по обязательствам Центробанка — не отвечает государство.
Противоречие второе.
ЦБ РФ – не финансируется из бюджета государства и сам зарабатывает деньги, покрывая свои расходы за счет полученных доходов. Однако, по закону, получение прибыли – не является целью деятельности Банка России. Его главная задача – защита и поддержание стабильности российского рубля.
Противоречие третье.
Поскольку ЦБ РФ не является органом государственной власти, заработную плату своим сотрудникам он устанавливает самостоятельно, как любой коммерческий банк. Сколько Совет директоров банка пожелает, столько и назначит.
Противоречие четвертое.
Сотрудники ЦБ РФ не являются госслужащими, ведь банк у нас не подчиняется государству, стало быть, они не обязаны подавать декларации о доходах.
Противоречие пятое.
Нормативные документы ЦБ РФ, который не является государственным органом власти, обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридических и физических лиц. Кстати, согласно Конституции РФ правом издания законов в РФ обязательных для исполнения является исключительно Государственная Дума РФ. Однако это не распространяется на ЦБ РФ.
Противоречие шестое.
ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, но это не распространяется на Сбербанк. ЦБ РФ является держателем 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция Сбербанка. Поэтому Сбербанк у нас считается банком с государственным участием, хотя ЦБ РФ, как мы уже знаем, не является органом государственной власти.
Противоречие седьмое.

В рамках валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ, экспортеры обязаны часть валютной выручки обменивать у ЦБ на рубли. Есть и другие ограничения, но это самое главное.

Экспортер обязан продать ЦБ РФ 50% валютной выручки, по курсу, установленному ЦБ.
ЦБ РФ сегодня – это и не Госбанк СССР – правительству он не подчиняется, и не ФРС – потому, что он, какими-то окольными путями, но все-таки связан с государством. Например, у нас главу ЦБ РФ представляет Президент РФ, а утверждает Государственная Дума. Вопрос: кому же выгоден именно такой квазигосударственный статус Банка России?

Вероятно, тому самому хозяину, имя которого мы не знаем. Но мы можем выйти хотя бы на его след, если проанализируем, как работает финансовая система в России, которую и олицетворяет ее Центральный Банк.

Граждане РФ должны раз и навсегда понять, что деньги, которые они используют, как платежное средство, государство «Российская Федерация – Россия» — не печатает, что эти деньги ничего общего с государственными деньгами не имеют. Печатный станок и исключительное право на эмиссию денег находятся в полном распоряжении ЦБ РФ.

На любой денежной купюре, напечатанной Центральным Банком, нет надписи о том, чем она обеспечена. Складывается впечатление, что рубль – это бумажка, благодаря которой, каким-то умом непостижимым образом можно что-то купить.

Но, согласитесь, так ведь не бывает. А как на самом деле? А на самом деле, сколько долларов ЦБ РФ может купить у ФРС, столько и рублей он может напечатать. Поэтому, если вдруг завтра доллар войдет в крутое пике и упадет, расплющившись о землю, на какое-то время раньше его упадет и рубль.

В самом начале 90-х годов, когда в России менялся государственный строй, мы очень сильно подружились с США. Американцы подарили нам самое дорогое, что у них было. Нет, не доллар, а демократию. Правда, не такую, какую бы мы хотели, и какая бы нам подошла, а именно свою – американскую. К этой демократии прилагалось, как минимум два «бонуса» — конституция, скопированная с конституции США и слегка подредактированная, и проект Центрального Банка – уродливая копия ФРС. Во втором случае «наши добрые друзья» руководствовались принципом, авторство которого ошибочно приписывают Майеру Амшелю Ротшильду: «Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела, кто будет устанавливать там законы».

Эта фраза очень точно характеризует деятельность ЦБ РФ. В том, что это так, читатели могли убедиться, прочитав первую часть расследования.

О том, что у истоков Банка России стояла ФРС США говорит не только наша «крепкая дружба» в начале 90-х, а сам факт независимости данного учреждения от государства. Это чисто американское изобретение. Для России – такое себе трудно представить. Созданный еще в императорской России Госбанк, плавно перекочевал в Советскую Россию, получив в ней название – Госбанк СССР. Для России характерна централизация управления, когда государство сосредотачивает в своих руках не только армию, но и печатный станок. Однако дело даже не в том, что Центральный Банк должен обязательно подчиняться государству. Во многих развитых странах мира центральный банк не является государственным. Гораздо важнее, какую политику в конкретном государстве проводит центральный банк и кому он служит.

Вот, например, как сегодня работает ФРС США. В 1913 году группа банкиров добилось от правительства США исключительного права на печатание доллара. Добилась, надо сказать, с большим трудом. Произошло это при президенте США Вудро Вильсоне. Вероятно, в знак глубокой благодарности к этому государственному деятелю ФРС выпустила купюру, достоинством в 100 000 долларов. Интересно, что купюра такого достоинства выпускалась в 1934-1935 годы, никогда не появлялась в свободном обращении и использовалась исключительно для внутренних расчетов между банками ФРС.

Как и в современной РФ, в США доллары печатает не государство, а ФРС. Напечатав доллары, ФРС выдает их в долг правительству США. Не просто так. Правительство вносит в ФРС залог в виде низкопроцентных, но надежных, казначейских обязательств. ФРС, в свою очередь, торгует ими направо и налево. В ходу также и корпоративные акции и облигации. На июнь 2008-го года стоимость ценных бумаг США в руках у иностранцев составляла $10,3 трлн, как в государственных облигациях США ($3,6 трлн), так и корпоративных акциях ($3 трлн) и облигациях ($2,8 трлн).

ФРС и правительство США действуют, как два «сообщающихся сосуда». Выдавая правительству доллары, ФРС наращивает свою прибыль, а правительство – долги, в том числе и внешние.

Сегодня этот долг уже достиг астрономической суммы и продолжает расти. Такой огромный долг правительство не в силах погасить сразу, поэтому оно гасит лишь проценты, но для этого снова берет в долг у ФРС. Правда, есть и удобство: отдавать долг можно в той же валюте, в которой он был взят.

Те американские президенты, которые успели понять всю пагубность подобной системы, и попытавшиеся было ее изменить, дорого за это заплатили. Джон Кеннеди – жизнью, Ричард Никсон – должностью президента. С тех пор ни один американский президент не смел покушаться на право ФРС «печатать зеленые бумажки».

Когда-то давно доллар США был обеспечен золотом, но банкиры из ФРС смогли «преодолеть» и это досадное препятствие, добившись отмены золотого стандарта. С тех пор «зеленый поганец» — это, по сути, обыкновенная резаная бумага, себестоимость каждой купюрпы – несколько центов.

Отказ от золотого обеспечения позволил «хозяевам денег» печатать доллары в любом количестве.

Разумеется, получив такое право, ФРС через международные финансовые институты (например, МВФ) и центробанки других государств, активно распространяют «резаную бумагу» по всему миру. За эту бумагу весь мир продает США самое ценное, что у него есть: ресурсы, товары, мозги и т.д.

Созданные по образу и подобию ФРС центральные банки в других государствах стараются вести себя так, как их хозяева. Но есть и некоторые нюансы.

Наш центральный банк, как мы знаем, наделен исключительным правом печатать рубли, но в отличии от ФРС, не выдает их правительству РФ даже под проценты. Для того, чтобы эти рубли попали в нашу экономику, необходимо продать на мировой рынке какой-либо товар. Разумеется, этот товар можно продать только за доллары. Эти доллары попадают на мировую валютную биржу. Здесь их и покупает Банк России. Но и после этого он не спешит направлять их в национальную экономику. Он их старательно складывает в так называемые золото-валютные резервы (ЗВР) и только под количество этих резервов печатает рубли. Например, продали товар на 100 долларов, и если курс будет 50 рублей за доллар, напечатали 5 000 рублей.

Кстати, курс доллара Центральный банк устанавливает самостоятельно, но не в интересах своей страны, а в интересах «хозяев денег». Этот «интерес» нетрудно понять. Захотят эти «хозяева» обрушить экономику какой-либо страны, устранить лидера, изменить политику какого-либо государства, им не надо далеко ходить: для этого есть послушные и верные центробанки во всех, зависимых от доллара странах.

Как-то однажды бывшего председателя ЦБ РФ Сергея Игнатьева пригласили в Совет Федерации и стали задавать ему элементарные вопросы. Если вы хотите посмеяться над тем, как на эти вопросы отвечал главный банкир Родины, посмотрите видео по этой ссылке:

. Быть может, именно поэтому, как ни звали депутаты ГД Эльвиру Набиуллину к себе на Охотный ряд, она так и не пришла.

Он так и не смог ответить на вопрос почему, неустанно борясь с инфляцией, ЦБ не может обеспечить экономический рост?

А мы вернемся к тайнам. Главной своей задачей Центральный банк считает борьбу с инфляцией. Он будет бороться с ней до последнего камня, который останется после российской экономики. Борьба с инфляцией, на первый взгляд кажется благородным делом. Как же, скажут рядовые граждане, рубль же не должен обесцениваться. И лишь немногие знают, что Центральный банк борется с инфляцией исключительно ради того, чтобы рублей в стране не было больше, чем долларов. Все! Никаких других целей такая борьба с инфляцией не преследует.

Особенно заскорузлые «либералы» считают, что печатание рублей, непременно приведет к инфляции, поэтому, дескать, мы не можем увеличивать рублевую массу. Но эта истина усвоена ими исключительно из комиксов по экономике. Одно дело напечатать рубли и выбросить их на рынок, другое – дать производству в виде кредита, исключительно на производственные цели и под контролем банка.

Вся производящая экономика России стонет от того, что рублей на Родине нет. Почему же их нет? Потому, что они связаны долларом и их не может быть больше, чем долларов. Кому это выгодно? Это выгодно хозяевам денег. Они не заинтересованы в том, чтобы страна развивалась. Привязав национальную валюту к доллару, они и так получат все, что захотят: ресурсы, изобретения, мозги, а то и правительства.

В таких условиях именно данная форма организации Центрального Банка – идеальна для хозяев денег, ибо правительству РФ банк не подконтролен и неподотчетен, зато он подконтролен и подотчетен – хозяевам денег.

В России не будет переворота или революции до тех пор, пока существует данная система, пока балом правит доллар. Но она – неизбежна, если национальное правительство решит отказаться от услуг «зеленого поганца».

В первый раз ФРС подорвала национальные экономики и национальные валюты в результате Первой мировой войны. В странах, которые потерпели поражение (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Россия) обрушились национальные валюты. Падение империй потянуло на дно и золотой российский рубль, и золотую имперскую марку Германии, и твердый шиллинг Австро-Венгрии, и оттоманскую лиру. Национальные денежные системы были уничтожены. Вспомните о гиперинфляции, которую можно было наблюдать как в Германии, так и в России в самом начале 20-х годов.

По итогам Первой мировой войны на арене появились две резервные мировые валюты – доллар и английский фунт. Но уже в 1944 году было заключено Бреттон-Вудское соглашение, когда на арене появился только доллар.

Между СССР и США шла холодная война, но то была не война идеологий, то была война денег. К сожалению, рубль проиграл эту войну. В начале 90-х годов «зеленый поганец» окончательно прорвал наши границы и через реформу Центрального Банка, подчинил себе экономику бывшего СССР, превратив ее в экономику колонии.

Повторим: статус, который позволяет ЦБ РФ не нести ответственности перед государством, выгоден исключительно хозяевам денег.

Кто-то из великих пошутил, сказав, что в каждой стране есть «свой Ватикан». Таким государством в государстве и является Центральный Банк. И дело не в том, что его обязательно нужно сделать зависимым или подчиненным перед правительством. Его нужно так переформатировать, чтобы он перестал служить хозяевам денег и начал служить своему народу.

ЦБ РФ: кто и когда его учредил?

Говорят, что в регистрационных выписках 1990г стоит, а учредитель минфин РФ которого тогда не было.
Даже не знаю, экономистам ли этот вопрос надо обращать, или юристам (то ли генпрокурору?)
с сайта цб:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.

КЕМ учреждён?
Был СССР, действовала Конституция СССР, и законы наверняка запрещали республиканскому филиалу Госбанка переименовываться, принимать свои правила — менять подчинение с Госбанка Союза на ВС одной республики.

Фантастическая махинация. Это преступление не имеет срока давности, и правопреемница СССР должна расследовать. Республиканский Совет взял и ограбил Союзный Госбанк — вывел из подчинения региональный филиал.
Госизмена, которых тогда было множество
тут

демонстрируются фотографии из двух выписок (полученных в разных регионах) — в обеих минфин РФ, 1990г
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 года в результате преобразования Российского республиканского банка Госбанка СССР. Был подотчётным Верховному Совету РСФСР.
тоже умалчивает — Кем же при СССР он был учрежден и переведен в подчинение Республики?
Первоначальное название: Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России в соответствии с которым Банк России стал юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР.

итак с июля по декабрь 90-го кто был учредителем?

По итогам анализа :
1. ЦБ есть юридическое лицо (ст.1 действующего Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
2. ЦБ не имеет организационно-правовой формы вообще никакой! (с точки зрения юриспруденции – данное явление есть «правовой нонсенс», т.к. по теории права – всякое юридическое лицо должно иметь свою организационно-правовую форму – но не в случае ЦБ! Повторяю, ни в одном нормативно-правовом акте не указана его организационно-правовая форма, что с точки зрения права должно квалифицироваться как сознательный «правой пробел» допущенный законодателем)
3. «Получение прибыли не является целью деятельности Банка России» (ст.3 Федерального закона) – данное положение намекает, что ЦБ имеет признаки некоммерческой организации, к которым, например, относятся фонды, некоммерческие партнёрства или учреждения.
4. Функции Банк России «осуществляет независимо от органов власти!Тогда если ЦБ является федеральным органом государственной власти, то к какой ветви власти относится ЦБ?

Организационная структура Банка России

Центральный банк Российской Федерации является бщенациональным общественным денежно-кредитным институтом, основной целью которого является эмиссия денежных средств и проведение денежно-кредитной политики. Это порождает определенные принципы построения его организационной структуры, обуславливающие, в свою очередь, структуру звеньев управления.

Принципы построения организационной структуры банка России

  • принцип централизации деятельности;
  • принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления;
  • функциональный принцип;
  • принцип согласования с интересами других экономических субъектов.

В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:

1.Национальный банковский совет

2.Совет директоров;

3. Центральный аппарат;

4. Территориальные учреждения;

5. Расчетно-кассовые центры (РКЦ);

6. Полевые учреждения;

7. Предприятия инфраструктуры.

Подробнее структуру банка России можно представить на схеме.

Функции Совета директоров Банка России

Высший орган власти Банка России – Совет директоров, решающий наиболее значимые вопросы, отражающие его целевую ориентацию. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. В части денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:

  • выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег;
  • установления обязательных нормативов для кредитных учреждений;
  • величины резервных требований в процентах к обязательствам кредитных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России;
  • списка векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечиваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;
  • изменения процентных ставок Банка России;
  • пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов;
  • лимитов операций на открытом рынке;
  • участия в международных организациях;
  • участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
  • купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка России и его служащих;
  • прямых количественных ограничений;
  • организации формирования резервов кредитных организаций.

В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:

  • принимает решение о создании для Банка России органа банковского надзора;
  • устанавливает порядок проведения проверок кредитных организаций;
  • определяет перечень сведений о деятельности коммерческих банков;
  • принимает решения по проведению мероприятий в целях финансового оздоровления кредитных учреждений;
  • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;
  • разрешает создание по экономическим регионам территориальных учреждений;
  • дает разрешения территориальным банкам на выдачу гарантий и поручительств, вексельных и других обязательств от имени Банка России.

Реализацию возложенных на Центральный банк РФ полномочий обеспечивает Председатель Банка России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Председатель является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность.

Центральный аппарат включает департаменты, каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Именно они анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно-кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений Совета директоров и Председателя Банка России.

Территориальные учреждения

Ко второму уровню организационной структуры Центрального банка Российской Федерации относятся территориальные учреждения – главные территориальные управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки.

Территориальные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограничены. В частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России.

Главные территориальные управления без согласования с Банком России также не имеют права продавать и отчуждать здания и сооружения. Баланс главного территориального управления является составной частью баланса Банка России. Отношения главных управлений с коммерческими банками строятся на базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответственность по данным договорам несет его центральный аппарат.

Учреждения второго уровня Банка России выполняют часть его функций на соответствующих территориях. Их главной задачей является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков.

Расчетно-кассовые центры

В состав территориальных учреждений входят расчетно-кассовые центры (головные, межрайонные и районные). Они проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства, Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, а также некоторых иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Взаимоотношения РКЦ с клиентами строятся на договорной основе.

Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ).

Каждый РКЦ имеет:

а) наименование, включающее названия того населенного пункта, где он территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит;

б) идентификационный код (номер по МФО);

в) печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.

Полевые учреждения

Полевые учреждения – третий уровень организационной структуры Банка России. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в отличие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются военнослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Министерства обороны. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием и некоторыми другими банковскими операциями.

Организационная структура Банка России

Организационная структура Банка России – единая вертикальная система управления ЦБ РФ. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, подразделения безопасности, Российское объединение инкассации и другие организации, которые необходимы для осуществления деятельности Центробанка.

Центральный аппарат ЦБ состоит из 27 подразделений, управлений и департаментов.

Территориальные учреждения — обособленные подразделения Банка России, выполняющие часть его функций на территории субъекта Российской Федерации.

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) — структурные подразделения, действующие в составе территориального учреждения ЦБ РФ и осуществляющие банковские операции с денежными средствами.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также положением о полевых учреждениях ЦБ, утверждаемым совместно Центробанком и Министерством обороны РФ.

Вычислительные центры ЦБ занимаются информационно-вычислительным обслуживанием управлений Банка России.

Российское объединение инкассации – крупнейшая в России инкассаторская организация, созданная согласно закону о ЦБ как самостоятельное юридическое лицо. Осуществляет инкассацию для подразделений Банка России, но также оказывает услуги на коммерческой основе для организаций.

Всего в структуре Центрального банка России работает около 70 тыс. человек. Для сравнения: общая численность сотрудников АвтоВАЗа в 2011 году составила 65 тыс.