Тарифная преференция

Международно-правовое регулирование определения страны происхождения товаров в таможенных целях и таможенные преференции в международном таможенном праве

В результате изучения главы 10 студент должен:

знать понятие и значение определения страны происхождения товара; понятие таможенных льгот и преференций; общую характеристику международно-правового регулирования определения страны происхождения товаров; основные международные правила определения страны происхождения товаров;

уметь применять международные правила определения страны происхождения товаров; различать формы таможенных преференций;

владеть навыками оперирования основными понятиями в сфере международно-правового регулирования определения страны происхождения товаров.

Понятие таможенных преференций. Страна происхождения товаров: понятие, значение

Одной из важнейших характеристик современных международных торговых и таможенных отношений является закрепление в нормах международного таможенного права и нормах международного торгового права определенной системы таможенных преференций.

Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.

Таможенные преференции представляют собой льготы в таможенном обложении при ввозе определенных видов товаров из определенных стран.

Применение таможенных преференций не означает освобождения от прохождения таможенного контроля (например, таможенного осмотра) и неосуществление таможенных формальностей и процедур в отношении товаров. Все таможенные формальности и необходимые формы таможенного контроля проводятся независимо от того, применяются таможенные преференции или нет. Это объясняется тем, что таможенные формальности, таможенный контроль являются той формой, содержанием которой выступает реализация тех или иных мер внешнеторговой политики государств. Система таможенных преференций относится к мерам, используемым государствами и таможенными союзами во внешнеторговой политике.

Предоставление таможенных преференций при осуществлении торгово-политических отношений предполагает применение следующих основных форм таможенных преференций:

  • 1) освобождение от уплаты таможенных пошлин по действующему в стране или таможенном союзе импортному таможенному тарифу;
  • 2) снижение ставок таможенных пошлин;
  • 3) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.

Тарифная квота – это сниженная ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин по действующему тарифу, применяемая на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию государства или таможенном союзе в течение определенного периода.

Тарифные квоты на преференциальный ввоз (вывоз) товаров могут предоставляться для товаров, происходящих из государств, образующих между собой таможенный союз либо зону свободной торговли; либо для товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся принятой в отношении них всеобщей системой преференций.

Все таможенные преференции можно классифицировать на две большие группы.

  • 1. Таможенные преференции, предоставляемые на взаимной основе – таможенные преференции, предоставляемые в рамках зон свободной торговли, таможенных союзов государств.
  • 2. Таможенные преференции, предоставляемые на невзаимной основе – таможенные преференции, предоставляемые в одностороннем, невзаимном порядке в рамках так называемой общей системы преференций.

Таможенными преференциями второй группы пользуются развивающиеся государства в торговле с промышленно развитыми странами при ввозе товаров на их таможенную территорию. Именно для них они и были установлены мировым сообществом.

Такие таможенные преференции представляют собой определенные исключения из РНБ в торговле в виде сниженных ставок таможенного тарифа на невзаимной основе и не распространяющихся на третьи страны.

Суть таможенных преференций изложена в Принципах Женевской конференции ЮНКТАД 1964 г. в Принципе № 8. В нем говорится, что международная торговля должна быть взаимовыгодной и проводиться на основе РНБ. В рамках этой торговли не должны предприниматься действия, наносящие ущерб торговым интересам других стран. Однако развитые страны должны предоставлять уступки всем развивающимся странам и распространять на них все те уступки, которые предоставляют друг другу; при этом они не должны требовать взамен от развивающихся стран каких бы то ни было уступок.

Эти рекомендации ЮНКТАД были восприняты развитыми государствами в качестве мер по созданию благоприятных торгово-политических условий для экономического подъема развивающихся стран.

Перечень развивающихся стран формируется с учетом рекомендаций ООН. В настоящее время в рамках применения названных принципов ЮНКТАД разработана система так называемых обобщенных преференций, или общая система преференций – система тарифных льгот для развивающихся стран, предоставляемых на невзаимной основе развитыми странами.

Согласно общей системе преференций промышленно развитые страны должны предоставлять недискриминационные и невзаимные тарифные льготы развивающимся странам.

Эта система называется общей, поскольку каждое государство самостоятельно на двусторонней основе устанавливает преференциальные режимы для отдельных развивающихся стран, которые различаются по спискам товаров, на которые распространяется преференциальный режим, по размерам преференциальных ставок (устанавливается избирательный подход каждой развитой страны к защите своего внутреннего рынка от импорта товаров, ввозимых из развивающихся стран).

Цель общей системы преференций – предоставить развивающимся странам более благоприятные (предпочтительные) условия доступа на рынки развитых государств для увеличения их доходов от экспорта и, соответственно, возрастания благосостояния этих государств, развития их экономик.

Для предоставления таможенных преференций необходимо правильно определить страну происхождения товаров, в зависимости от которой находится судьба применяемых к товарам таможенных преференций.

Таким образом, создание общей системы преференций обусловило большую значимость правильного определения страны происхождения товаров для применения необходимых таможенных преференций.

Что же такое страна происхождения товаров? В соответствии с общепринятым в международной практике определением, страна происхождения товара – это страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с определенными критериями.

В широком смысле слова страна происхождения товара – это место происхождения товаров. В этом смысле страной происхождения товаров могут выступать группа государств, таможенный союз, регион или часть государства. Наиболее часто встречаемый пример использования в практике внешнеторгового регулирования понятия «страна происхождения», под которым имеется в виду таможенный союз государств – Европейский союз.

Информация о стране происхождения товаров может содержаться в различных документах: сертификате происхождения, в документах по маркировке груза, коммерческом счете, внешнеторговой документации и т.д.

Предоставление ТС в рамках ЕврАзЭС и другими объединениями и государствами большой группе стран преференциальных льгот при ввозе их товаров на территорию этих стран делает необходимым и важным правильно, точно определить страну происхождения товара. Однако страна происхождения товаров имеет более широкое применение и использование во внешнеторговой сфере деятельности государств, чем просто фактор, влияющий на пользование таможенными преференциями.

В частности, можно выделить следующие положения, касающиеся значения определения страны происхождения товаров:

  • 1. Страна происхождения товаров определяется для применения тарифных преференций.
  • 2. Определение страны происхождения товаров может применяться для реализации преференциальных инструментов торговой политики, таких как: режим наибольшего благоприятствования (ст. I, II, III, XI и XIII ГАТТ 1994 г.); антидемпинговые и компенсационные пошлины (ст. VI ГАТТ 1994 г.); защитные меры (ст. XIX ГАТТ 1994 г .); требования к маркировке происхождения (согласно ст. IX ГАТТ 1994 г.; определение любых дискриминационных количественных ограничений или тарифных квот.
  • 3. Страна происхождения товаров используется государствами для ведения внешнеторговой статистики. Данные статистики внешней торговли по стране происхождения товаров позволяют проводить анализ торговых партнеров государств и таможенных союзов и на основе этого планировать и создавать программы торгово-экономического сотрудничества, составлять прогнозы социально-экономического развития, выстраивать адекватную внешнюю политику с учетом имеющихся зависимостей от различных государств и таможенных союзов.

Все вышесказанное, таким образом, обусловливает большую значимость правильного определения страны происхождения товаров и необходимость разработки и применения единых международных правил, закрепленных в правовых актах по этому вопросу.

Впервые унифицированные правила, определяющие страну происхождения товара были разработаны и приняты на II и IV сессиях ЮНКТАД в 1968 г. и в 1976 г. Эти правила были созданы для развивающихся стран при предоставлении им тарифных преференций.

Данные правила установлены с целью обеспечения ввоза товаров на льготных условиях, во-первых, только из тех стран, которым предоставляется преференциальный режим; во-вторых, только для тех товаров, на которые этот режим распространяется национальным законодательством страны или правовыми актами таможенного союза.

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза. (п.1 ст. 36 ФЗ РФ «О таможенном тарифе»).

Таким образом, тарифные преференции — это определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Применение тарифных преференций.

В соответствии с п. 2 ст. 35 ФЗ РФ «О таможенном тарифе» Все тарифные льготы могут предоставляться только по решению Правительства Российской Федерации в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:

1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Также Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС утвержден «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и менее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

В соответствии с разделом VI Соглашения о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» (далее Соглашение), тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств Сторон.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Документы, необходимые для применения тарифной преференции.

В соответствии с разделом VII Соглашения в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее — сертификат) по форме «А», принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А».

Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.

Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.

При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.

Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5 процентов.

В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия).

В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.

Спорные вопросы применения тарифных преференций.

На практике, возникают вопросы, связанные с отказом таможенных органов в предоставлении декларантам таможенных преференций, по причине возникновения у таможенного органа сомнений в подлинности сертификата. Как правило, такие сомнения возникают в связи с не соответствием, по мнению таможенного органа подписи или печати в сертификате имеющимся в таможне образцам. Как результат, принятие решения об отказе в предоставлении таможенной преференции.

Однако в соответствии с п.5 ст. 61 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случаях, если у таможенного органа возникли какие либо сомнения по поводу подлинности представленных Сертификатов, то он при проведении таможенного контроля вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

В таких случаях, имеет смысл декларанту самостоятельно, в период проведения таможенным органом проверки, сделать запрос в уполномоченный орган страны, выдавший сертификат с просьбой подтвердить подлинность сертификата. После получения официального ответа, его следует предоставить в таможенный орган.

В случае отказа в предоставлении тарифной преференции, декларант имеет право обжаловать действия таможенного органа в арбитражный суд, при этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Адвокат, магистр права Д.В. Шашкин

Страна происхождения и таможенные преференции – как это работает

Страна происхождения товара – параметр, влияющий на весь процесс декларирования. От него зависит применение различных ставок таможенных пошлин, квот на импорт определенного объема продукции, запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров и так далее. Поэтому, согласно ст.29 ТК ЕАЭС, в большинстве случаев происхождение товаров требует подтверждения в определенной форме. Под исключение попадают грузы, следующие транзитом через территорию ЕАЭС или ввозимые физ.лицами для личного пользования. Естественно, речь не идет и о товарах, которые строго запрещены к перемещению через границу.
Подтверждение страны происхождения товаров проходит в соответствии с правилами, утвержденными на законодательном уровне. При этом отдельно выделяют правила для:
— товаров, к которым не применяются тарифные преференции;
— товаров, произведенных на территории стран, подписавших с ЕАЭС соглашение о зоне свободной торговли (например, страны СНГ, Вьетнам, Сербия);
— товаров, произведенных в развивающихся и наименее развитых странах (перечень указан в решении №130 комиссии ТС 27.11.2009).
Несмотря на различия в некоторых моментах, можно выделить общие критерии, при соблюдении которых товар признается происходящим с территории той или иной страны.
Продукция полностью произведена или получена на территории данной страны
Сюда относятся добытые из недр металлы, минеральное сырье, нефтепродукты и другие полезные ископаемые, продукция растительного и животного происхождения и товары, изготовленные на ее основе, и даже отходы, пригодные для переработки. При этом не учитывается страна происхождения используемых в технологическом процессе электроэнергии, инструментов, спецодежды и так далее.
Следует отметить, что для стран Содружества Независимых Государств действует так называемый «кумулятивный метод», при котором в производственном процессе может использоваться сырье из нескольких стран СНГ или сырье может последовательно обрабатываться в нескольких странах СНГ. В итоге, страной происхождения товара будет признано то государство Содружества, в котором был произведен конечный продукт (пункт 2.3 Соглашения стран СНГ от 20.11.2009).
Критерий достаточной переработки
Данный критерий используется в случае, если при изготовлении товара используется сырье, происходящее с территории третьих стран (например, пошив одежды в Китае из тканей, произведенных в Индии). Главным параметром выполнения этого критерия является изменение кода ТН ВЭД изделия в процессе производства на уровне хотя бы одной из первых четырех цифр. В нашем примере хлопчатобумажная ткань товарной позиции 5209 превращается в женскую юбку товарной позиции 6204.
В качестве дополнительных условий могут быть обозначены отдельные технологические операции, использование которых в процессе производства гарантирует признание товара происходящим из этого государства, а также предельно допустимый процент содержания в конечном продукте иностранного сырья (Приложение 1 Соглашения стран СНГ от 20.11.2009). Например, при изготовлении растворимого кофе в обязательном порядке должен быть соблюден комплекс технологических операций, таких как обжарка, измельчение, экстрагирование и концентрирование. При этом стоимость иностранного сырья не должна превышать 50% в стоимости готового продукта.
В качестве документального подтверждения факта изготовления продукции на территории определенной страны используется либо декларация о происхождении, либо сертификат.
Декларация о происхождении товара
В качестве декларации о происхождении товара может быть использован один из товаросопроводительных документов, в котором страна-производитель заявляется в определенной форме (например, Приложение 5 к соглашению о «Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ» от 20.11.2009). Однако в большинстве случаев требования к достоверности данной информации крайне высоки, поскольку связаны с соблюдением мер, обеспечивающих безопасность страны, в том числе и экономическую. Да и формат декларации не позволяет четко определить, были ли соблюдены все описанные ранее критерии происхождения. Поэтому сотрудники таможни просят предоставить в качестве подтверждающего документа сертификат.
Сертификат о происхождении товара
Данный документ имеет законодательно закрепленную форму, бланк, список требований к его заполнению, а также перечень критериев, при соблюдении которых возможно его получение. В случае, если эти параметры будут нарушены, сотрудники таможни вправе отказать в приеме сертификата и признать его недействительным.
Сертификат выдается уполномоченным органом государства, которое признано производителем конкретного изделия. В РФ такой организацией является Торгово-Промышленная Палата и ее региональные органы.
Различают следующие формы документа:
— сертификат происхождения товара общей формы – для продукции, ввоз которой не предполагает использование преференций при таможенном оформлении;
— сертификат происхождения товара формы СТ-1 – для продукции, произведенной в странах СНГ (напомним, что в настоящее время действие данного договора приостановлено с Украиной);
— сертификат происхождения товара формы СТ-2 – для продукции, произведенной на территории Сербии и Черногории;
— сертификат происхождения товара формы EAV – для продукции, происходящей с территории Социалистической Республикой Вьетнам;
— сертификат происхождения товара формы А – для продукции, произведенной в развивающихся и наименее развитых странах.
Наличие сертификата наряду с выполнением ряда других условий, о которых мы расскажем в следующей статье, позволяет импортеру претендовать на предоставление тарифных преференций – полного освобождения или снижения уровня ввозных таможенных пошлин. Для представителей СНГ, Сербии и Черногории действующие договора предполагают полное освобождение от уплаты пошлины, для развивающихся стран – уплата 75% процентов пошлины, для наименее развитых – 0%, на перечень продукции, определенный решением ЕЭК №8 от 13.01.2017. Договор о свободной торговле с Вьетнамом предполагает снижение пошлин и выделение квот на преференциальный ввоз ограниченного перечня товаров.
С учетом действующих санкций в отношении товаров стран Евросоюза и США, использование преференций является существенным стимулом для переориентации импортеров на рынки стран Латинской Америки и Азии. Однако для использования данного преимущества требуется правильно и грамотно подготовить поставку, в том числе со стороны таможенного брокера. Специалисты нашей компании имеют большой опыт в работе с преференциальными грузами и помогут пройти таможенное оформление с минимальными временными затратами.

Понятие и виды тарифных преференций. Порядок предоставления тарифных преференций

В системе международной торговой системе тарифные преференции занимают особое место, которое характеризуется возросшим распространением. Тарифные преференции относятся к начальной стадии, способствуют созданию интеграционных группировок, реализации экономических и политических задач. Поэтому одним из приоритетных направлений в развитии международной торговли является система предоставления разного рода преференций, связанных в основном со страной происхождения товара.

Под тарифными преференциями понимаются такие тарифные льготы по уплате ввозных и вывозных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу.

Основанием для их применения является предоставление государству, которое является страной происхождения товара, преференциального режима — особой разновидности торгово-политических режимов.

Одной из основных функций преференций является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран мировой торговли.

Преференциальный режим имеет солидную международно-правовую базу. Вопрос о введении преференций в международной торговле был внесен на обсуждение J сессии ЮНКТАД в 1964 г. Установление и применение преференциального режима предусмотрены ГАТТ.

Идея разработки Всеобщей системы преференций (Generalized System of Preferences) была впервые рассмотрена в 1964 г. на первой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1966 г. на второй Конференции в Нью-Дели концепция Всеобщей системы преференций была официально принята членами ООН. На этой же конференции были установлены первые основополагающие принципы современной системы преференций, в частности принципы необоюдности уступок и отказ от внутренней дискриминации.

Из членов клуба развитых государств первыми начали применять (с 1971 г.) индивидуальные схемы в рамках Всеобщей системы преференций Европейский экономический союз и Япония. В 1972 г. к ним присоединились Австрия, Норвегия, Швеция, Швейцария и Финляндия, в 1974 г. — Канада, а начиная с 1976 г. индивидуальная схема таможенных льгот в отношении товаров из развивающихся стран была введена в США.

Введение тарифных преференций предусмотрено ГАТТ (Agreement on Rules of). Оно обязывает страны-участницы унифицировать и сделать ясными правила, касающиеся PH Б, защитных мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин, требований к маркировке страны происхождения товара.

Всеобщая система преференций — совокупность торговых льгот, предоставляемых развивающимся государствам. На товары, импортируемые из этих стран, устанавливаются нулевые или пониженные ставки ввозных таможенных пошлин. Основной фактор концепции Всеобщей системы преференций — правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяются эти правила только на товары, определяемые национальным законодательством страны.

Всеобщая система преференций стала самостоятельным инструментом торговой политики развитых стран, предоставляющих развивающимся странам преимущества по доступу их товаров на свои рынки. Система стала общей потому, что тарифные преференции практикуются в отношении развивающихся стран всеми развитыми странами как односторонняя уступка, а не результат торгово-политических переговоров. Кроме того, концепция Всеобщей системы преференций предусматривает заинтересованность страны в развитии внешнеэкономических связей, формировании благоприятной внешнеторговой деятельности, выполнении принятых международных обязательств. Преференции широко используются для диверсификации и совершенствования экономики, формирования инфраструктуры для эффективной хозяйственной деятельности, усиления обороноспособности страны, снижения социальной напряженности и борьбы с инфляцией.

Система действует в отношении торговли практически всеми промышленными и отдельными сельскохозяйственными товарами. В то же время системой предусмотрено введение тарифных квот; отказ от импорта отдельных товаров из стран, успешно конкурирующих на внешнем рынке; отказ в преференциях странам, у которых уровень экономического развития повысился либо не соблюдающим права человека.

Необходимо отметить, что бенефициарами преференций является большинство развивающихся стран, а также ряд государств с переходной экономикой. В рамках данной системы преференции могут применяться но индивидуальной схеме — в виде полной отмены пошлин или значительного снижения последних.

Тарифная преференция в рамках ЕАЭС — освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

Тарифными преференциями пользуются наименее развитые страны, пользующиеся единой системой тарифных преференций Союза.

В целях содействия углублению экономической интеграции, экономическому развитию и осуществлению добросовестной конкуренции, руководствуясь общепризнанными нормами и правилами международной торговли, ЕАЭС может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза. Предоставление тарифных льгот осуществляется согласно Приложению № 6 к Договору о ЕАЭС. Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран товаров, перечисленных в разд. II указанного Приложения. Протоколом устанавливается порядок формирования и утверждения ЕЭК перечней товаров и стран — пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС.

На единой таможенной территории ЕАЭС в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г.

Решением Межгосударственного совета экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены следующие перечни:

  • — Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС. В отношении этих стран применяются ставки таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
  • — Перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Примечательным является тот факт, что в Перечень развивающихся стран входят 103 страны, из которых основными бенефициарами преференций являются Бразилия, Китай, Турция, Парагвай, Аргентина, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран. В перечень наименее развитых стран входят 49 стран, имеющих статус наименее развитых по классификации ООН. Из них основными бенефициарами являются Бангладеш, Мьянма и Эфиопия, Малави, Афганистан и Камбоджа.

В соответствии с Правилами в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, предоставляются тарифные преференции только при выполнении следующих условий:

  • • происхождение товара из развивающихся и наименее развитых стран (товар полностью произведен в данной стране либо подвергался в данной стране достаточной обработке или переработке);
  • • непосредственной закупки товаров из развивающихся и наименее развитых стран, а также прямой поставки их на таможенную территорию ЕАЭС;
  • • представление в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны сертификата о происхождении товара по форме «А», который должен быть заполнен в соответствии с требованиями к оформлению.

Одним из условий предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, является представление в удостоверение происхождения товара из таких стран сертификата о происхождении товара по форме «А», который должен быть заполнен в соответствии с требованиями к его оформлению.

Кроме того, тарифные преференции в ЕАЭС предоставляются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли.

Перечни соответствуют российским преференциальным перечням в целях минимизации негативной реакции со стороны третьих стран.

В перечни включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода. Страна, не классифицируемая Всемирным байком как страна с высоким уровнем дохода, может быть не включена в указанный перечень либо исключена из него в следующих случаях:

  • • достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;
  • • объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС за два предшествующих года равен или превышает 75% общего объема ввоза этих товаров из стран — пользователей системы преференций;
  • • недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств либо физических и юридических лиц государств, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим или юридическим лицам государств доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и юридических лиц государств ЕАЭС;
  • • серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • • несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.

В перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается ЕЭК. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20% общего количества подсубпозиций Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС.

При необходимости ЕЭК утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5% общего количества подсубпозиций Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС.

Необходимо отметить, что наступило время, когда нужно пересмотреть Единую систему тарифных преференций ЕАЭС. Дело в том, что некоторые развивающиеся страны, хотя и имеют низкие среднедушевые показатели дохода, обладают высокой конкурентоспособностью в отдельных секторах. Например, из 103 стран, входящих в перечень развивающихся стран, 22 страны достигли высокого уровня дохода. Поэтому эти страны должны быть исключены из перечня стран, пользующихся преференциями, и предоставить их другим странам. Характерной чертой Системы является то, что всем странам, входящим в ЕАЭС, кроме России, предоставляются преференции другими странами. Только Россия рассматривается Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода.

При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств ЕАЭС могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Отличительными особенностями тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуальный характер и согласно ст. 43 Договора о ЕАЭС применяются независимо от страны происхождения товаров. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

  • • ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
  • • ввозимых в рамках международного сотрудничества государств ЕАЭС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.

О предоставлении тарифных льгот в иных случаях, об их унификации либо применении в одностороннем порядке страны — участницы Таможенного союза договорятся дополнительно.

Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается ЕЭК.

Для Российской Федерации были установлены следующие принципиально новые тарифные льготы: в отношении двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских, пассажирских самолетов иностранного производства. В отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства — участника ЕАЭС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности исходя из законодательства этого государства-участника.

Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о ЕАЭС, международными договорами с третьей стороной и решениями ЕЭК.

  • Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе-
  • Катушенок В. К. Правовое регулирование предоставления тарифных преференцийна таможенной территории Евразийского экономического союза // URL: https://www.yandex.ru.