Теократизм

Теократия

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.
В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Формы правления, политические режимы и системы

  • Анархия
  • Аристократия
  • Бюрократия
  • Геронтократия
  • Демархия
  • Деспотизм
  • Джамахирия
  • Диархия
  • Идеократия
  • Изократия
  • Клептократия
  • Коммуна
  • Коммунизм
  • Корпоратократия
  • Критархия
  • Критократия
  • Марионеточное государство
  • Матриархат
  • Меритократия
  • Милитократия
  • Ноократия
  • Однопартийная система
  • Олигархия
  • Охлократия
  • Плутократия
  • Социализм
  • Талассократия
  • Теллурократия
  • Теократия
  • Технократия
  • Тимократия
  • Тирания
  • Тоталитаризм
  • Хунта
  • Этнократия

Портал:Политика · править

Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) —

  • политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение).
  • форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства (юридическое определение).
  • система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам (теологическое определение).

  • 1 История
  • 2 Исторические государства с элементами теократии
    • 2.1 Древность
    • 2.2 Правление Отрёкшихся Императоров
    • 2.3 Реформация
    • 2.4 Мормонизм
    • 2.5 Ислам
  • 3 Ныне существующие страны с элементами теократии
    • 3.1 Исламские государства
    • 3.2 Святейший Престол (Ватикан)
    • 3.3 Афон
  • 4 Теократия в христианстве
  • 5 Теократия в иудаизме
  • 6 См. также

История

Как описывает Геродот (История 2:52), понятие «Бог» (θεος) было сформулировано у протогреческих племён пеласгов: «В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же „боги“ (θεοi) пеласги дали им потому, что боги установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

Таким образом, теократия, согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами, и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила — в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет».

Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис 17:2-8).

Примеры из Библии отражают лишь исторически обусловленное и довольно ограниченное понимание теократии авторами этой книги.

Теократия была основой правления всех развитых государств древности (другие просто сгинули, и мы о них ничего не знаем). Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями — жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а также на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Такой же теократией была и древняя римская республика, в которой высшие должностные лица (консулы и другие) одновременно были жрецами и имели обязанность совершать жертвы, выясняя по ним лучший способ действий. Элементы теократии имелись и в более поздние времена — в Средние века и в новое время, когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, напрмер, в кости или карты), или же просто бросание жребия — считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Исторические государства с элементами теократии

См. также: Имперский культ

Наиболее крупные и известные теократии в истории были халифат Омейядов и в ранний халифат Аббасидов, и в Папской области. И как с любым другим государством или империей, прагматизм был частью политики этих теократий.

Древность

Имперские культы в Древнем Египте и других странах обожествляли правящего монарха, так что государственная религия была посвящена поклонению правителю как божеству или воплощению божества.

В древнем и средневековом христианстве существовала доктрина Цезаропапизм — учение о том, что глава государства является в то же время и главой церкви.

Правление Отрёкшихся Императоров

Основная статья: Инсэй

В Средневековой Японии существовал феномен, при котором фактическим правителем являлся отрёкшийся от престола Император принявший постриг в буддийские монахи.

Реформация

Женева в период наибольшего влияния Жана Кальвина и колонии Массачусетского залива «Пуритане» обладали многими характеристиками протестантской теократии.

Во время короткого правления (1494—1498) Джироламо Савонарола, доминиканского священника, Флоренцию можно было бы считать теократией. Во время его правления нехристианские книги, статуи, стихотворения и другие предметы были сожжены, за содомию полагалась смертная казнь; христианские практики обрели силу закона.

Мормонизм

Другим примером была администрация недолго существовавшего государства Дезерет.

Ислам

Период, когда Медина находилась под властью исламского пророка Мухаммеда, иногда классифицируется как теократия.

Ныне существующие страны с элементами теократии

Исламские государства

Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).

Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

Святейший Престол (Ватикан)

После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путём заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, которая называется конклавом, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».

Афон

Афон — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).

Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

Теократия в христианстве

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

Резонной основой теократии является вера в то, что Бог устраивает мир ко благу, и поэтому действия соответствующие промыслу Бога являются наиболее благоприятными и благоразумными, и наоборот: противоречащие им — погибельными. Поэтому в древние времена люди полагали, что благоразумнее поступать не по своему уму, а согласовывать свои поступки с волей Бога. В наше же время люди поступают по своему разуму, опыту и духовному развитию, не согласуя свои поступки с волей Бога. Теперь мы ежедневно встречаемся с последствиями человеческих решений.

Однако, как показывает история, достигнув таким образом некоторого благополучия люди развращались и, движимые своими плотскими инстинктами (или же, по другим взглядам — подпадая под власть сатаны), отходили от такой теократической системы, подменяя её различными шарлатанскими действами, служащими прикрытием для осуществления их алчных вожделений. Священники, как это, например, описано в Библии, требовали, чтобы жертвы приносились только под их контролем и в их храмах, где они могли придавать жертвенным действиям угодные им толкования и получать за это мзду; большой спрос на выяснение воли Бога порождал многочисленных ворожеев и колдунов, использующих различные мошеннические приёмы для своего обогащения; лица при власти начинали применять аналогичные приёмы для утверждения и усиления своего положения. Всё это достигалось с помощью действий, имитирующих гадание, но по сути своей таковым не являющихся. Так, иезуиты изобрели, например, такой способ выяснения принадлежности к ведьмам: женщину, которую они держали под подозрением, связывали и бросали в воду, говоря при этом, что если она выплывет, значит Бог указывает, что она ведьма, а если не выплывет — не ведьма. В таком «методе» воля Бога никак не может проявиться, так как она проявляется лишь там, где для её проявления имеется соответствующая свобода выражения (как, например, при гадании с уримом и тумимом). Используя такие приёмы некоторые добивались себе кажущихся преимуществ и осуществления своих вожделений, и как результат, теократическое правление подменялось эгоистическим волюнтаризмом отдельных лиц. Теократия вырождалась в олигархию или клирикархию (примеры каковой можно найти в древнееврейском Синедрионе и современных Ватикане и Иране), которые неизбежно переходили в монархию (примерами являются египетские фараоны и древнееврейские цари, правители ацтеков и инков, и многие другие случаи, в том числе и Римская Империя). Движимая внутренними противоречиями и несоответствием промыслу Бога, монархия неизбежно разлагалась, и через крайности охлократии на её обломках возникала демократия — как одна из форм теократии, при которой воля Бога проявляется в согласованном мнении народа (о чём говорит пословица «глас народа — глас Бога»), в виде республики или президентского правления, в которых воля Бога выясняется не явно через знамения и гадания, а опосредованно через общественное мнение граждан, выраженное в высказываниях таких блестящих и известных общественных деятелей. Всё возвращалось на свои круги, и продолжалось далее по кругу.

Теократия в иудаизме

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

В иудаизме теократическая монархия — единоличное управление царём, выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари. Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек получил от Бога первые заповеди — то есть более 5700 лет тому назад (см. заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании еврейских племён, потомков Израиля у горы Синай в 1312 году до р. Х. через Моисея, учившего евреев следовать Божественным заповедям, в том числе посредством книг Торы (в виде Идеи). Ярким примером теократичекого правления является период Судей, которые сами были пророками и первосвященниками (как Самуил). Это продолжалось вплоть до воцарения царя Саула, о котором Бог сказал пророку Самуилу: «Внемли гласу народа во всем, что скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними» (1 Самуила 8:7). Показав таким образом никчемность самонадеянности, Бог покарал нечестивого царя Саула со всем его потомством, и поставил царём евреев благочестивого Давида, который был пророком. Так в Иудее установилась теократическая монархия. Главным принципом и достоинством теократической монархии является то, что ни народ непосредственно, ни какие-либо его представители или единовластный представитель народа перед Высшей Силой не придумывают законы своей жизни, а лишь беспрекословно следуют указаниям Бога.

См. также

  • Божиею милостью
  • Цезаропапизм
  • Исламская республика
  • Инсэй — формально отречённый император, принявший постриг в монахи с целью нейтрализации регента малолетнего императора
  • Бог-Император

Ссылки

  • — книга Пророка Самуила
  • Жильбер Дагрон. ВОСТОЧНЫЙ ЦЕЗАРОПАПИЗМ.
  • Словарная статья «Теократия».
  • Святилище Аполлона в дельфах.

Политика и государство

Научные дисциплины и теории

Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора

Общие принципы и понятия

Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет

государства по политической
силе и влиянию

Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава

Виды политики

Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика

Форма государственного устройства

Конфедерация • Унитарное государство • Федерация

Социально-политические
институты и ветви власти

Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть

Государственный аппарат
и органы власти

Глава государства • Парламент • Правительство

Политический режим

Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм

Форма государственного правления
и политическая система

Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие •

Политическая философия,
идеология и доктрина

Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм

Избирательная система

Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная

Политологи и
политические мыслители

Платон • Аристотель • Макиавелли • Монтескье • Руссо • Бенито Муссолини • Гоббс • Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер

Учебники и известные
труды о политике

«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги»

См. также

Основные понятия политики

Категория • Портал • Проект

Употребление термина «теократия» впервые встречается в сочинении Иосифа Флавия «Против Апиона» (94г.н.э.). По мнению историка, теократический характер еврейского государства, заключался в том, что высший правитель в нем — Бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником.

В истории можно наблюдать многообразие политического лидерства духовных лиц, поэтому историки видят необходимость конкретизировать определение теократии. Например, Густав Меншинга понимает теократию как «законодательно установленное священное господство представителя власти Бога» и теократическое государство отличается «особым духовным отношением священного регента с Богом».

А социолог Макс Вебер теократическую власть понимает как проявление иерократии, где священники обожествляют светскую власть и считает, что положение влиятельного духовенства закрепляется формально.

Если взять истоки теократического правления, то теократия принимала и негосударственные формы правления. Это мы видим в истории Израильского народа. Ведь на то время, когда Моисей выводил людей из Египта, выводимый народ не являлся конкретным государством, а был скорее протогосударством, т. е. союзом племен в стадии их перехода от родового строя к государственному. Иудейское государство возникает позднее, в период царствования Саула.

Главным признаком теократии, который отличает ее от иных политико-религиозных структур, считается специфическое положение главы теократической власти, священнослужителя.

Что касается, например, конфуцианской цивилизации, то ни о наличии церкви ни о наличии как такового духовенства там нельзя говорить. Отсутствуют церковная иерархия и класс священников в суннитской и хариджитской ветвях ислама, а сословие духовенства появляется в мусульманской цивилизации позже возникновения теократического государства – Арабского халифата. Из этого следует, что правление священников, духовенства, церковной иерархии – признак, который не может быть использован в определении теократии, поскольку выражает не общее в теократиях, а единичное, обусловленное особенностями отдельных религий, в основном иудейской и христианской.

Густав Меншинг писал: “Если под теократией понимать господство духовенства, то ислам не теократия, так как он не знает священников. Не имеет ислам и развитой церкви, из которой могла бы исходить власть. Тем не менее, теократическая форма власти представлена и в исламе, и в тибетском буддизме, и в средневековом христианстве”. В таком случае, лиц, обладающих глубоким знанием догматов веры, осуществляющих в некоторых религиях культовые обязанности и посреднические функции между богом и человеком, стоит именовать религиозными лидерами и употреблять в дефинициях теократии.

Традиционное определение теократии в методологическом плане выводится через диалектическую категорию “форма” и ориентирует таким образом на анализ внешних, видимых сторон боговластия, не учитывая его внутренние, сущностные аспекты. Познавательные возможности категории “форма” ограничиваются также характеристикой способа выражения, существования “содержания”, что сужает изучение определяемого как “форма” явления рассмотрением одной доминирующей взаимозависимости и не способствует исследованию иных внешних и внутренних связей явления. В результате распространенного формального понимания теократии в ее состав автоматически включаются, например, государства, где главой религиозной власти выступает монарх, а церковь является частью государственного аппарата, т.е. современные Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания и др.

Наиболее глубокому и всестороннему исследованию феномена теократии способствует системный метод, позволяющий анализировать теократию как целостность, образованную взаимодействиями различных элементов. При таком подходе внимание в процессе познания акцентируется на многочисленных способах связи между элементами целостности, так как качественная специфика отношений внутри системы конституирует элементный состав и определяет ее главные свойства. Рассмотрение теократии как системы приводит к тому, что государство или родоплеменной союз считаются теократическими не столько вследствие того, что власть в них осуществляется религиозными лидерами или церковью, сколько в результате того, что внутри данных сообществ происходят теократические взаимодействия.

Суммируя вышесказанное, мы можем выделить три определения теократии. Среди них общепринято выделять политологическое, юридическое и теологическое определение.

Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) — это политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

Теократия (от др.-греч. Θεός — Бог и κράτος — управлять) — это форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства.

Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) — это система правления, при которой важные общественные дела решаются по Божественным указаниям, откровениям или законам.

Рассмотрим теократию как систему религиозно-политических властеотношений

Теократичность социальных взаимодействий определяется, в первую очередь, их властным характером, так поведение одних членов теократического сообщества подчинено руководящей воле других его членов. Властный компонент теократии уже прослеживается в самом названии (корень kratos обозначает власть). Теократическая власть, в отличие от других видов власти, носит политический характер. Теократия — это политическое боговластие. Она является той областью общественной жизни, которая связана с реализацией целей отдельных социальных групп и осуществлением функций, затрагивающих интересы всей социальной целостности. Политическая природа теократии определяется также и тем, что власть в ней институализируется в устойчивые структуры, напоминающие государственные учреждения, а в некоторых случаях — в само государство.

Одним из самых существенных политических свойств теократического сообщества, отличающих его от иных религиозных объединений и их союзов, является возможность законно принуждать подвластных людей. Суд в теократии может не только выносить решения по рассматриваемому делу, но и применять принудительные меры социального, имущественного и, что важно, физического характера. Описывая жизнь общины Мухаммеда в мединский период, О.Г.Большаков отмечает, что виновных в совершении проступков наказывали обычно бичеванием.

Качественная определенность теократических взаимодействий определяется также их религиозным содержанием. Теократия — это система религиозно-политических властеотношений. Характер теократической власти обусловлен тем, что в ее отправлении участвуют религиозные лидеры. В соответствии же с системным подходом, религиозность теократической власти определяется религиозными нормами, которые и придают содержательную специфику теократическим взаимодействиям. Религиозные властеотношения могут складываться лишь тогда, когда имеются религиозные нормы, устанавливающие модели должного и запрещающие образцы греховного поведения. Без религиозно-нормативного регулирования теократия существовать не может. Политическое лидерство духовенства в таком случае выступает уже как производный от религиозного регулирования признак.

Особенностью теократии является то, что религия в ней представлена одним вероучением, монопольно претендующим на абсолютную истинность божественных откровений. Иная интерпретация божественной воли не допускается: теократия монорелигиозна.

Религиозным нормам в теократии придается формальная определенность и общеобязательность. А в нормах религии, в конечном итоге, и выражена божественная воля. Для теократического государства, в принципе, не обязательны не только абсолютная бесконтрольность и непогрешимость власти, но и выполнение высшими политическими лидерами религиозных функций. Религиозно-политические властеотношения могут существовать без верховного политического руководства священнослужителей. Для этого достаточно наличие религиозно-правовых норм, которые будут претворяться в жизни общества публичной властью. Теократическим государство или родоплеменной союз могут быть и, условно говоря, при светском правительстве. Например, такие теократические государства, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Оман, характеризуются отсутствием в руках мусульманских религиозных лидеров функций высшего политического руководства. Обязанности по воплощению в действительность норм господствующего вероучения, в которых содержится божественное волеизъявление, а также выполнение функций, связанных с защитой и распространением религии возложены на глав данных теократических государств. Таким образом, если в государстве основные сферы жизнедеятельности регулируются нормами религии, а государство преследует цель — реализацию религиозно-правовых предписаний и на ее достижение ориентирована работа властных структур, то вне зависимости от особенностей взаимоотношений в таком государстве духовной и политической власти оно будет теократическим.

В теократических государствах религиозно-политические отношения присутствуют во всех сферах жизни. Политические функции теократической власти неразрывно связаны с интересами религии.

Конкретным результатом взаимопроникновения религии и политики в теократическом государстве является распространение и охрана светской властью божественных норм. Весь комплекс институтов и организаций, выполняющих в теократии политические функции, пропитан религиозным духом. Религиозная идеология пронизывает все. Она монополизирует суд, образование, проникает в общественно-политическую и частную жизнь. Отдельные постулаты вероучения, которые, казалось бы, по своей природе носят сугубо религиозный характер, приобретают в теократии политическую окраску, укрепляя ткань религиозно- политических отношений.

В таких религиозных направлениях как шиизм, католицизм предусматривается также религиозная непогрешимость духовного лидера. Центральное место религиозного учения и религиозных лидеров в теократии определяется, таким образом, не только политическими и правовыми факторами, но и имеет под собой прочное идеологическое основание.

Особенности теократического правления

Носитель полноты государственной власти – Бог. Получение власти от Бога (а именно это обстоятельство выступает основанием легитимности теократической власти) не может быть подтверждено прямо никем, кроме самого божественного преемника.

Суверенитет Бога — существенный элемент теократической государственности, который получил свое закрепление в Основных законах многих теократических государств. Конституция Ирана определяет, что управление делами государства и всей мусульманской общины вечно и постоянно находится в руках двенадцатого имама. В Саудовской Аравии суверенитет Бога проявляется в том, что Основным законом здесь является книга божественных откровений — Коран. Также производна от божественной власть главы Ватикана.

В теократическом государстве функции законодательства, суда, а иногда и верховного руководства осуществляют религиозные лидеры. Как правило, они входят в состав совещательного органа при главе государства (Консультативный Совет при монархе в Саудовской Аравии, Совет экспертов при Руководителе в Иране и т. д.), а в некоторых случаях глава государства одновременно является лидером духовенства (Иран, Ватикан, государство Тибет и т. д.).

Противоречия теократической идеи

Теократические формы правления, реально существующие в своих основных чертах очень сильно отличаются от идеала теократических стремлений — Царства Божьего. Исторические теократии всегда являются попытками воплощения в действительность религиозных представлений о Царстве Божьем, причем всегда неудачными. По-другому не может быть, так как в теократической идее и в практике ее реализации содержатся непреодолимые противоречия, обусловливающие их несбыточность. Теократическая идеология представляет собой отклонение религиозного сознания от стандартов религиозного мышления. Которая заключается в логическом несоответствии теократической идеи и попыток ее воплощения в реальности религиозным взглядам как таковым и в ценностном несоответствии теократии и религиозного учения.

Е.Трубецкой, критикуя проект вселенской теократии В.Соловьева, очень верно отметил: «Теократического идеала цельности и предельности жизни нельзя достичь не только в пределах государства, но и в пределах всего вообще греховного, несовершенного, а потому — становящегося мира». Теократический идеал осуществить нереально. Союза небесного града и града земного без изменения их сущностных свойств не может быть.

Ценностное несоответствие теократической идеи и практики религиозным взглядам связано с решением в теократии вопроса о соотношении цели и средств социальной политики. Ограниченность и отчужденность человеческого существования преодолевается в теократии не на основе свободного духовного выбора личности, а при помощи принудительной силы религиозно-политического сообщества.

Н.Бердяев писал: «Теократия, во всех своих формах, восточных и западных была изменой христианству, изменой и ложью. И теократии были обречены на гибель. То, что они осуществляли, было противоположно царству Божьему, царству свободы и любви… Они сакрализовали земную силу, совершавшую земные насилия над человеком, они прикрепляли христианские символы к реальностям, ничего общего с христианством не имеющим… Национальный мессианизм и теократия отменены не только Евангелием, но и пророками».

Божественный идеал имеет в теократии наивысшую ценность. По сравнению с ним, иные жизненные ориентиры стоят на порядок ниже, поэтому любая деятельность, направленная на достижение конечной цели, может быть этой целью оправдана. Извечный вопрос о цели и средствах решается в теократии практически всегда однозначно — в пользу цели.

Краткий вывод. В ходе исторического развития теократия принимала различные формы — от родоплеменных образований до теополитических сообществ и государств; теократия характеризуется политико-властными взаимодействиями, складывающимися по поводу осуществления религиозно- правовых норм и в результате осуществления высшей политической власти религиозными лидерами. Теократия — это система религиозно-политических властеотношений, складывающихся в родоплеменных союзах на стадии их перехода к государству, в государствах и в теополитических сообществах в процессе реализации религиозно-правовых предписаний, а в некоторых случаях также и в ходе осуществления верховной политической власти религиозными лидерами.

Ныне существующие страны с элементами теократии:

Исламские государства

Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).

Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

Святейший Престол (Ватикан)

После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путем заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, которая называется конклавом, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».

Афон

Афон — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).

Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом Императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

«И не найти, наверное, в культурном наследии человечества идеи более возвышенной и предельной, чем идея Бога, а в политико-правовой истории — идеи более дерзкой и самонадеянной, чем идея теократии». Салыгин Е.Н.

Используемые источники:

***

Бакалаврант богословия Даниил Чаглей

Иллюстрация

Большаков О.Г. История халифата. Ч.1. Ислам в Аравии (570–633). М., 1989. С.130.

Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. М., 1909. Т.1. С.568.

Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С.262.

Теократия — это одна из форм правления государством. Простыми словами теократия — это когда глава государства является одновременно и главой религиозного характера. В такой форме правления власть над государством осуществляется духовными ценностями, то есть глава духовной власти обладает высшей степенью правления.

История теократии

Элементы теократии, по мнению учёных, были замечены уже в Древней Греции. Во время ее процветания люди поклонялись множеству Богов, которые, как думали люди, решали их проблемы.

В Древнем Египте императоры управляли государством, следуя своим религиозным убеждениям, а некоторые даже убеждали, что они и есть Боги. Например, один из фараонов Древнего Египта — Тутанхамон провозгласил себя Богом, а своих сыновей — Божьими детьми.

Поэтому Древний Египет и Древняя Греция считается основателями такой формы правления государством, как теократия. Но впервые термин “теократия” использовал Иосиф Флавий, европейский историк и военачальник, который упомянул теократию в своих сочинениях “Против Апиона”.

Однако теократия могла принимать и негосударственные формы правления. Например, Израиль. Этот город упоминается в Библии, ведь если следовать ее написанию, то Моисей, человек, который выводил людей из Израиля, считает себя жрецом Божьим и за ним идут люди, но Израиль нельзя назвать государством, это всего лишь небольшое поселение людей.

Многие ошибаются, что ислам тоже имеет теократическую форму правления, но Густав Меншинг утверждает, что ислам не знает священников, не имеет развитой церковной жизни, с которой могла бы распространяться какая-то власть.

В современном мире к странам с элементами теократической формы правления относятся: Швеция, Норвегия, частично Великобритания. Но многие исследователи считают, что в каждой стране присутствуют фрагменты теократии.

Теократия также имела свои стадии развития, изначально, она развивалась в племенных обществах, потом в сообществах, а сейчас охватила даже государства. Одной из главных характеристик теократии является взаимодействия между религией и политикой.

Свойства политики теократии

Теократия имеет одно существенное политическое отличие от иных форм религиозного правления — это методы наказания за преступление. В большинстве теократических стран законно разрешается не только социальное или имущественное наказание, но и телесное, например, бичевание. Такой вид наказания обычно применяют в мусульманских странах.

Также, теократия имеет свойство быть моно религиозной, то есть в управление не допускается иная форма вероучения.

В теократии самое главное — это непрерывная связь между политической жизнью и религиозной. Чаще всего в теократических странах религия пронизывает все, даже в заведениях приобретения знаний все строится на религиозных убеждениях. Суд, образование, управление, медицина, частная жизнь в таких странах буквально «кишит» религиозным духом.

Особенности теократической формы правления

Конечно же, главной особенностью теократии является то, что высшим государственным деятелем является Бог. Такая возможность обладания властью дается только священным приемником Бога, но все должны понимать, что этих приемников выбирает точно не Бог.

Другая особенность теократической формы правления государством — это узаконенный суверенитет Бога. Например, в Иране и Саудовской Аравии главным и основным законом является не конституция, как принято в других странах, а Коран – священное писание мусульманского народа.

Не менее важная особенность теократии — это то, что верховным руководством и судом заведуют религиозно — политические лидеры. Например, в Иране, Ватикане и в государстве Тибет глава государства также является главой духовенства. А в Саудовской Аравии религиозно — политические лидеры состоят в составе совещаний при главе государства.

Противоречия теократии

Евгений Николаевич Трубецкой, критикуя проект о теократии Владимира Соловьева, отметил, что теократической цельности невозможно достигнуть даже в рамках одного государства, речь даже не идет о заполнении теократии всего мира, так как мир несовершенен и далеко не придерживается всех правил и заповедей Божьих.

Многие историки и социологи также не могут согласиться с такой формой правления, так как она противоречит некоторым неписаным законам социальности и политики. Например, если теократия имеет только одну сторону вероучения, а в странах принят закон о свободном вероисповедании, то какая речь может идти о теократическом идеальном государстве.

В своих работах Николай Александрович Бердяев утверждает, что теократия — полная измена христианству. Он убежден, что все страны, которые имеют такую форму правления, обречены на гибель. Николай Бердяев пишет, что теократия перевернула все христианские правила жизни, перевернула и выкинула все святое, теократия отменена даже Евангелием и пророками.

Примеры стран, которые имеют элементы теократии в правлении государством:

• Ватикан. Государство Ватикан официально признано независимым в 1929 году. Главой государства является Папа, он выбирается конклавом, на сборах высших каталитических священнослужителей. Доказательством теократии является то, что Папа имеет полную власть над судебными организациями и законодательством.

• Иран. Государство Иран даже официально признано теократической республикой. Верховный лидер Ирана — исламский клирик. Клирик выбирается Советом экспертов, который имеет право влиять на избирательный процесс верховных лидеров Ирана.

• Саудовская Аравия. В Саудовской Аравии только одна форма вероисповедования — это ислам. Именно эта страна полностью поддерживает все нормы и правила религиозного судебного процесса, даже в саудовской полиции придерживаются религиозных убеждений.

• Индия. Индия — это страна, которая полностью признана мусульманской и полностью построена на законах шариата, поэтому и считается теократической.

Достижение Божественного идеала — в теократии это главная задача правления государством.