Целеполагание в педагогике

РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ;

1. Сущность функции целеполагания. Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом.

Целеполагание — формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

По своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя.

Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам:

— определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным, функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новых целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей.

— специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено во весь процесс организационного функционирования.

Цель — системообразующий фактор организаций.

Это означает, что именно цель определяет общую направленность деятельности школы, ее состав (как подразделений, так и персонала) и структуру, регулирует характер существующих в организации взаимосвязей между ее компонентами, а также интегрирует их в согласованную систему. Кроме того, она выступает и основой для критериев выработки наиболее важных, стратегических решений в образовательном учреждении, определяет содержание планирования.

Цель значимо влияет: на общий имидж, на деятельность школы, поскольку определяет главные приоритеты ее функционирования.

Зависимость практически всех иных управленческих функций от конструктивности целей очень выражена. Любые дефекты целеполагания немедленно и негативно сказываются на каждой из функций, на общем процессе организационного функционирования. Нечеткость и неопределенность целей — одна из основных причин низкой эффективности организаций и их нестабильности. Как отмечал М. Монтень, «кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра».

В организациях образования проявляются три основные типа целей: цели-задания, исходящие от вышестоящих органов и отражающие внешнюю функцию учреждения (государственная программа, поручения); цели-системы, отражающие объективную необходимость поддержания целостности организации, цели-ориентации, выражающие потребности членов организации. Эти системы целей не иерархичны, они могут образовывать противоречивые сочетания, особенно в условиях нововведений.

Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели организации, выступающей основой для всей ее деятельности. Для определения этой наиболее общей цели используются понятия философия компании, политика фирмы и чаще всего миссия организации.

Миссия детализирует статус организации, декларирует ее главные задачи и определяет общие направления ее деятельности и руководства ею.

В науке управления отсутствуют однозначные рецепты определения миссии организации, хотя выполнение одного, наиболее общего правила считается обязательным. Миссия должна включать формулировку общих и широких, социально значимых целей. Поскольку любая организация образования является социальной и открытой системой, она сможет выжить, если будет удовлетворять какую-либо потребность, находящуюся вне ее.

В этой лаконичной формулировке содержатся все необходимые черты правильно сформулированной миссии: ориентация на потребителя, определение сферы деятельности, направленность на широкие социальные цели.

Кроме того, миссия не должна зависеть от текущего состояния дел в школе, форм и методов ее работы; наоборот, они сами должны определяться миссией.

Итак, миссия образовательного учреждения является своеобразным фундаментом для последующей реализации функции целеполагания — для формулировки основных целей и задач организации.

Пример: Миссия «IT-школы — школы будущего!» заключается информатизации образования как условия получения качественного образования, развития личности, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию.

Примечание: IT — информационные технологии.

2. Типология целей организации образования. Существует несколько основных способов классификации целей, различающихся по использующимся в них критериям.

1.Одним из главных параметров системы целей организации является их иерархичность.

Общие цели должны быть конкретизированы в целях основных ее структурных подразделений. Поскольку эти подразделения также включают в себя различные структуры (например, методические объединения, кафедры, ученическое самоуправление, классы и пр.), то возникает еще один уровень целей. Подобное «дробление» целей имеет место вплоть до уровня отдельного члена организации – исполнителя (педагога, учащегося), деятельность которого также должна иметь четкую цель,

Цели индивидуальной деятельности каждого исполнителя должны быть согласованы с целями более высоких уровней и иерархически им соподчинены.

Таким образом, цели классифицируются по их иерархическому статусу на четыре основных типа: цели руководства высшего, среднего и низшего уровней управления, а также индивидуальные цели исполнителей.

2. По критерию временной перспективы выделяют долгосрочные (перспективные), среднесрочные и краткосрочные цели. Долгосрочные цели, согласно Д. Стейнеру, имеют «временной горизонт» равный пяти годам; среднесрочные — от 1 до 5 лет; краткосрочные — до 1 года. Между этими группами целей существуют иерархические отношения соподчинения.
Долгосрочные цели (1-й уровень) определяют среднесрочные цели (2-й уровень), которые, в свою очередь, определяют краткосрочные цели (3-й уровень).

3. По критерию значимости выделяются три основных типа целей — стратегические, тактические и оперативные.

4. Цели подразделяются также на две обобщающие группы — внешние и внутренние цели организации. Типичным примером первых являются цели, поставленные в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы; вторых, например, — «использование ресурсов информатизации как действенного инструмента совершенствования качества образования, повышения эффективности управления образовательным процессом на всех уровнях, обеспечение информационной открытости гимназической образовательной системы».

5. По признаку очередности их реализации, приоритетности различают три группы целей: особо приоритетные (неотложные), первоочередные (так называемые «горячие»), приоритетные и отсроченные.

Наряду с рассмотренными — общеорганизационными критериями классификации целей существует также три основных психологических критерия их классификации.

Во-первых, разделение целей на три группы, в зависимости от числа лиц, к которым они относятся. Это — глобальные (общеорганизационные), локальные (групповые) и индивидуальные цели.

Во-вторых, различение целей по четкости и определенности их постановки на структурированные, четкие — так называемые хорошо определенные цели, и «размытые», неструктурированные цели.

В-третьих, полезно различать формальные и реальные цели индивидов и групп, включенных в организацию. Данное разделение фиксирует тот факт, что формальное декларирование руководством целей еще не гарантирует, что они будут приняты подчиненными и реальными мотиваторами исполнительской деятельности.

Управление как целостная система ориентирована на достижение всех целей и задач организации. Это может быть достигнуто, если руководитель каждого из уровней иерархии управления будет иметь четко определенную систему собственных целей, а содержанием его деятельности будет их реализация в пределах выделенных ему должностных полномочий, прав, обязанностей и временного ресурса. Цели каждого уровня должны при этом не только «спускаться на него сверху» путем директивно-нормативных предписаний, но и согласовываться с ними, в том числе – и в процессе совместного обсуждения.

Все рассмотренные типы целей организации и руководителя тесно взаимосвязаны. Эти связи интегрируют всю совокупность целей организации в определенную систему, которая обозначается понятием «сети целей организации» может быть схематически представлена в виде так называемого «дерева целей».

Рис. 3 — Схема «дерева» целей

3. Требования к реализации функции целеполагания. Главной характеристикой хорошо поставленной цели является ееопределенность. Она имеет два аспекта — объективный и субъективный.

Объективно определенность означает:

— четкость и однозначность формулировки цели, содержащей полное описание всех параметров будущего результата, который ей предписывается;

— конкретность в способах задания целей и ее содержания, включая допустимые временные ограничения для ее достижения;

— измеримость цели.

В субъективном плане определенность цели означает полное и точное ее восприятие исполнителями именно в том смысле и в том аспекте, в каком она была изначально сформулирована. Цель должна быть, поэтому формулирована «на языке» ее исполнителей.

Другой важной характеристикой целей является их реалистичность, т.е. высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях (другое название этой характеристики — «достижимость»).

Цели должны быть доступны проверке – контролю. В связи с этим к целям предъявляется требованиеверифицируемости (т.е. дословно — проверяемости). Это требование является комплексным и включает ряд более частных характеристик.

К ним относятся:

— четкость,

— конкретность и определенность постановки заданий: по возможности — количественное их выражение,

— возможность измерения (шире — диагностики) реально получаемого результата и его сравнения с целью;

— наличие возможностей контроля за процессом и достигнутым результатом.

Однако обеспечение свойства верифицируемости — это в целом достаточно трудная задача, поскольку очень многие цели в образовании не поддаются строгому количественному выражению и являются качественными. Кроме того, существует и сильное сопротивление этому со стороны подчиненных, поскольку размытый характер целей (их неверифицируемость) является одним из путей, помогающих избежать ответственности в случае не достижения целей’.

4. Общеорганизационные правила выработки целей системы управления:

— наиболее общая цель организации должна содержать, возможно, более детальное и специфицированное описание конечного результата ее функционирования;

— реализация подцелей каждого нижележащего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей вышележащего уровня;

— при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

— подцели каждого уровня должны быть, хотя и согласованы в общем виде, но конкретно, по содержанию, независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;

— фундамент «дерева целей» (низший уровень иерархии целей) должны составлять задачи, представляющие формулировку чисто исполнительских работ, которые могут быть выполнены определенным способом в заранее установленные сроки.

5. Функция целеполагания была положена в основу одного из наиболее известных подходов к организации всей управленческой деятельности — метода «управления по целям» (УПЦ). Его суть состоит в следующем:

Сам процесс УПЦ может осуществляться двумя основными вариантами.

Первый вариант предусматривает следующие этапы:

1) выработка кратких, четких формулировок целей;

2) разработка реалистичных планов их достижения;

3) систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов;

4) корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

Второй вариант:

1) определяется круг полномочий и обязанностей всех руководителей предприятия;

2) осуществляется разработка целей менеджмента в рамках установленных обязанностей;

3) составляются реальные планы достижения сформулированных целей;

4) производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем результатов.

Таким образом, суть УПЦ — доведенная до логического и стройного завершения децентрализация всех управленческих функций по основным уровням иерархии организации.

Достоинства метода УПЦ:

— повышает мотивацию и пробуждает личную заинтересованность как руководителей средних и низших уровней, так и непосредственных исполнителей;

— децентрализует управление и придает ему большую гибкость;

— расширяет и повышает обоснованность базы планирования деятельности организации;

— более четко определяет роли исполнителей в структуре управления и придает большую четкость самой этой структуре;

— способствует выработке эффективных мероприятий по контролю исполнения.

Ограничения метода УПЦ:

— сравнительно большая трудоемкость,

— частая неспособность руководителей низшего звена к грамотной самостоятельной постановке целей;

— увеличение объема координационных задач по увязке деятельности разных уровней управления,

— объективные трудности постановки многих целей, в основном качественных.

В последнее время все большее распространение получает еще один, связанный с УПЦ подход к организации управления — менеджмент-аудит. Он уже не ограничивается спецификацией функции целеполагания, а представляет собой исследование всех аспектов работы организации и ее подразделений с целью разработки рекомендаций по изменению практики менеджмента и выявлению сфер деятельности, в которых имеются наибольшие возможности сокращения расходов и издержек производства.

Педагогическая деятельность имеет целесообразный характер и направлена на достижение поставленных целей, решение задач. Цель – это системообразующий фактор педагогического процесса. Она приводит к иным компонентам обучающей системы. Цель определяет выбор средств, формы организации обучения.

Подходы к определению педагогической цели

В общем понятии под термином «цель» рассматривается идеальное предвидение результатов педагогической работы, опережающие воспроизведение событий в сознании личности. Это осуществление нужд человека в качестве образа желаемого результата деятельности.

Определение 1

Цель обучения – это определение популярно в педагогике. Означает совокупность представлений о результатах взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса. Они определяют характер, формы этой деятельности, способность субъектов предугадать взаимодействия после совместной работы.

Цель формирует как учитель, так и ученики. Педагог ставит цель, как заранее планируемый результат. На его достижение направлены обучающие воздействия выбранными приемами и средствами обучения. Для учителя цель – это идеальное видение результатов обучающей деятельности, для учеников – это результат учебы. Если цели обеих сторон совпадают, то работа проделана эффективно и успешно.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Подходы и классификация целей обучения

Выделяют несколько подходов и систематизаций педагогической цели. Определяют 3 основных типа целей обучения. Это:

  • Нормативные государственные.
  • Общественные.
  • Социальные.

Первый тип имеет общие формулировки, зафиксированные в государственных стандартах образования. Общественные цели зависят от потребностей, интересов и требований людей по отношению к профессиональной подготовке.

Инициативные цели создаются субъектами образовательно-воспитательного процесса, опираясь на особенности учебного заведения, профиля дисциплины, уровня подготовки учеников и т.д.

Создавая структуру цели, учитель прописывает такие моменты:

  • Предмет – это то, на что направлена мысль, качества, которые изменяются при обучении.
  • Объект – конкретный ученик или группа, поддающееся педагогическому воздействию.

На основе обозначенного предмета выделяют несколько групп результатов педагогических воздействий. Цели могут формировать сознание, мировоззрение, поведение. Цели социализации предусматривают отношение в обществе, к труду, профессии, семье, искусству и т.д. Еще из предмета можно выставить цели воспитания творческой деятельности, способностей, задатков ученика.

У педагога выделяют организационные цели, позволяющие применять самоуправление при планировании и воспроизведении работы, расширении функций учеников, оказании помощи на занятиях.

Определение 2

Методические цели учителя – это перестройка технологий, методики обучающей и внеучебной деятельности, имплементация новых форм, методов и приёмов в воспитательно-образовательном процессе.

Этапы целеполагания в педагогике

Целеполагание – это поэтапный логико-конструктивный процесс с несколькими процессами:

  • Сравнения и обобщение информации;
  • Отбор актуальных данных;
  • Нахождение объекта, предмета цели и ее выражение;
  • Реализация работы для достижения результатов и целей.

Вывод

Цели обучения в педагогике – это системообразующий фактор педагогического процесса. Обуславливается выбором форм, средств, приемов организации учебной работы.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Целеполагание – прямой путь к достижению любых целей

Целеполагание – основа вашей жизни. И этот процесс затрагивает абсолютно все поставленные цели. Не важно, что это: изучение иностранного языка или борьба с фобиями, о которых рассказывается на https://lifemotivation.ru/. А может, вы решили построить дом. В любом случае для достижения успеха вам придется придерживаться ряда правил. Каких? И как целеполагание поможет получить желаемое?

Что такое целеполагание

Неоспоримый факт – все люди живут по-разному. Но в глобальном смысле их модели поведения условно можно разделить на 2 группы: приспособленческая и целеориентированная. В первом случае люди плывут по течению, подстраиваются под обстоятельства, общественное мнение. Во втором ставят перед собой цели и уверенно идут в их направлении.

Люди из первой группы привыкли к тому, как они живут, не хотят ничего менять, даже если ситуация не устраивает. Они будут переживать, впадать в депрессию, но не покинут зону комфорта.

Жизнь целеустремленных людей прямо противоположна. Они не плывут по течению, а поворачивают его в нужную сторону. Их главные характеристики – успех, продвижение по карьерной лестнице, признание обществом.

При чем тут целеполагание, спросите вы? Целеполагание – это процесс постановки целей в жизни людей, относящихся ко второй группе. Человек ставит одну большую цель, разрабатывает план по ее достижению, разбивает его на несколько этапов. Также он рассматривает возможные проблемы и пути их решения.

Целеполагание – это упорная деятельность, которая в итоге приведет к желаемому результату. Человек корректирует все свои действия ради получения того, чего он хочет. Главное – поставить четкую, ясную цель. В этом состоит одна из главных ошибок. К примеру, можно запланировать построить дом. Желание хорошее, но размытое. Правильнее будет составить проект, определиться с местом, разработать дизайн, подсчитать расходы. И так в отношении абсолютно всех целей.

Процесс целеполагания

Целеполагание подчиняется 10 принципам:

  1. Любая деятельность – это неосознанная потребность. Иногда необходимость в ней заложена изначально. Наглядный пример – дыхание или прием пищи. Это базовые потребности, без удовлетворения которых человек не сможет жить.
  2. Каждая цель имеет мотив. В его роли выступают осознанные потребности. В какой-то момент мотивы начинают соперничать между собой. В такие моменты человеку нужно выбрать один, самый главный. Или же выстроить их в порядке важности. Тот, что будет на первом месте, и называется целью.
  3. Цель появляется после того, как желание приобретает четкие очертания. Возможно, поначалу они не будут иметь ничего общего с реальностью.
  4. Для выбора цели человек использует внутренние механизмы прогнозирования.
  5. Спрогнозированный результат часто отличается от достигнутого.
  6. Целеполагание требует составления плана по достижению цели. Но здесь также сложно что-то предсказать со 100% точностью. Поэтому не удивляйтесь, если появятся трудности и препятствия.
  7. В процессе достижения целей могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Поэтому составить идеальный план невозможно.
  8. Четкие цели имеют большую мотивацию.
  9. Чем сильнее мотивация вначале, тем больше исказится субъективная вероятность цели позже. Многим кажется, что если сильно захотеть, можно достичь любой цели. Однако на самом деле это утверждение работает только для краткосрочных желаний. С долгосрочными ситуация обстоит гораздо сложнее. Процесс достижения может вызвать усталость и разочарование.
  10. Чем ближе цель, тем сильнее мотивация, тем больше усилий прикладывает человек. В психологии это явление называется градиентом цели.

Итак, целеполагание – комплексный процесс. Он начинается с превращения желаний в четко очерченные цели. А после начинается их реализация.

Взаимосвязь целей и целеполагания

Как связаны между собой цели целеполагание? Первое – это конечный результат. Второе – это совокупность действий, которые в итоге помогут получить желаемое.

Условно цели делятся на 3 вида:

  1. Оперативные. Это сиюминутные, обыденные желания, удовлетворение которых не требует тактики и стратегии.
  2. Тактические. Цели второго уровня. Реализуются путем достижения оперативных. Определяются ценностями и взглядами человека.
  3. Стратегические. Самые значимые цели в жизни. Показывают путь, по которому будет идти отдельный человек или группа лиц. Определяют направление любой деятельности. Достигаются, благодаря постепенной реализации оперативных и тактических целей.

Примечательно, что со временем ваши цели, как оперативные, так и стратегические, могут измениться. В психологии это явление называется пластичностью. Оно связано с пересмотром ценностей, сменой жизненных ориентиров и приоритетов, изменением обстоятельств. В какой-то момент вы, возможно, захотите скорректировать план действий или даже полностью изменить его.

Связь между целеполаганием и целями заключается в следующем: вы учитесь четко формулировать свои желания на основании ценностей и предпочтений. А после, найдя мотивацию и внутреннюю энергию, разрабатываете стратегию и уверенно идете вперед. Если что-то не получается, значит в процессе целеполагания есть ошибка. Возможно, вы поставили не ту цель, которая вам нужна на самом деле.

Планирование и целеполагание

Эти 2 понятия дополняют друг друга. Постановка целей, независимо от их уровня, требует составления плана действий. Только в таком случае вы достигнете успеха. Но помните, что планирование условно. Вы не сможете защитить себя от непредвиденных обстоятельств.

Человек, освоивший навыки планирования, получает массу бонусов:

  1. Может концентрировать внимание на том, что по-настоящему важно.
  2. Точно знает, что нужно сделать для достижения тех или иных целей.
  3. Умеет избавляться от страхов, неуверенности, сомнений.
  4. Обладает достаточной мотивацией для движения.
  5. Понимает, какие решения помогут добиться желаемого.
  6. Эффективно пользуется ресурсами и умениями.
  7. Обретает уверенность в правильности действий.

Чтобы получить эти бонусы, нужно разобраться с оперативными целями. Только после удовлетворения физиологических и инстинктивных потребностей у вас появится время для планирования более глобальных задач. Вы сможете сосредоточиться на саморазвитии, продвижении по карьерной лестнице или достижении материальных благ.

Технологии целеполагания

Цель, в отличие от мечтаний, – не что-то абстрактное. Это вполне осуществимое желание. Достичь ее не так уж и сложно. На помощь придут особые технологии процесса целеполагания.

SMART

Расшифровка этого метода постановки целей выглядит так:

  1. Specific. Желание должно быть конкретным. Максимально точно описывать конечный результат.
  2. Результат должен быть осязаемым или измеримым. Вам нужно указать в плане действий, чего вы хотите. Напишите сумму, которую планируете заработать за определенный промежуток времени, выберите марку автомобиля, который хотите купить. Или же приведите пример для наглядности.
  3. Не ставьте нереальные цели. Они должны быть видимыми, достижимыми. В противном случае вы столкнетесь с депрессией.
  4. Важно, чтобы цель оставалась актуальной и на момент ее достижения.
  5. Time-bound. Давайте на достижение целей конкретные сроки.

Следуя этой технологии, вы сможете избежать разочарования. Ваши желания будут максимально реалистичными и достижимыми. А значит, вас в любом случае ждет успех.

Метод Брайана Трейси

По-другому называется упражнением Брайана Трейси. Возьмите чистый лист бумаги. Запишите на нем 10 целей так, будто вы их уже достигли. Каждый пункт начинайте со слова «Я». Также уточняйте дату. Например, напишите, что вы заработали свой первый миллион к 31 декабря 2020 года.

Такие записи станут своеобразным приказом для подсознания действовать в нужном направлении. Пересмотрите цели еще раз. Представьте, что у вас есть возможность достигнуть одну из них прямо сейчас. Что вы выберите? Какая из целей изменит вашу жизнь и поможет реализовать остальные желания?

Теперь вам нужно составить план действий. Не забудьте упомянуть возможные препятствия и непредвиденные обстоятельства. Выстройте действия в порядке важности. Приступайте к их выполнению.

Каждый день думайте о своей цели, визуализируйте ее. По словам Брайана Трейси, если что-то делать 7 дней в неделю, жизнь точно изменится. Так почему не начать уже сегодня?

Технология целеполагания Глеба Архангельского

Вышеописанные методы эффективны, когда цели уже определены. Но ведь бывает, цель еще н найдена, а условия для ее реализации меняются со скоростью звука. Как быть в такой ситуации?

  1. Чтобы поставить цель, нужно определиться с жизненными ценностями, рассмотреть, на какие сферы они оказывают влияние, выяснить характер этого влияния.
  2. Поставленная цель не должна противоречить ценностям и приоритетам.
  3. Процесс достижения целей делится на несколько уровней. Текущие задачи и потребности всегда сравниваются с ценностями.
  4. Каждой цели отводится определенный временной промежуток.
  5. Дела разделяются на жесткие и мягкие. Первые имеют привязку ко времени или дате. Вторые планируются с учетом внешних обстоятельств.

И еще одна важная деталь. Дела и задачи группируются на стратегические, оперативные, тактические. Каждому из них отводится ограниченный период времени.

5 ошибок при постановке целей

Целеполагание, планирование, достижение целей – трудоемкие процессы. Если все сделано правильно, вы сможете добиться желаемого, испытать от этого удовлетворение. Но иногда человек старается, прикладывает массу усилий, но у него ничего не получается. Проблема в неправильной постановке целей. Выделяют 5 главных ошибок:

  1. Большее внимание уделяется оперативным и тактическим целям. Стратегические же отодвигаются на задний план. Но ведь именно он определяют направление движения.
  2. Цели сформулированы в негативном ключе. Наверное, самая распространенная ошибка. Человек уходит от проблемы, а не ищет способ ее разрешения. Представьте предприятие, сотрудники которого постоянно опаздывают. Одна из целей руководителя – снизить количество опозданий. Это неправильная формулировка. В идеале она должна выглядеть так: позаботиться о транспорте для доставки людей на работу.
  3. Цель обозначена неясно. Помните пример со строительством дома, о котором говорилось в начале? Вы должны максимально конкретизировать свои желания, определить время для их достижения, необходимые ресурсы.
  4. Вы поставили слишком много целей. Больше 24 часов в сутки у вас, к сожалению, не будет. Поэтому попытка сфокусироваться сразу на нескольких целях ни к чему хорошему не приведет. Вас ждет стресс, прокрастинация, депрессия. Поставьте перед собой, например, 3 цели. Уверенно двигайтесь в их направлении.
  5. Не проверяете процесс. Даже промежуточные цели требуют времени на их реализацию. Если вы не контролируете этот процесс, то скоро утратите мотивацию. Каждый день отмечайте даже маленькие успехи. Это даст вам заряд положительных эмоций, силы для дальнейшего движения.

Помните, вы – не камень. С течением времени ценности и приоритеты меняются. То же самое происходит и с целями. Не бойтесь корректировать или даже полностью менять их.

Вам не нравится то, что происходит в вашей жизни, и вы жаждете изменений? Целеполагание поможет вам их получить. Конкретизируйте ваши желания, составьте план действий, учитывая риски и препятствия. А после смело идите вперед. Помните, только в таком случае вы сможете стать лучше, чем вчера и сегодня.

Урок 2. Целеполагание

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.
Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?». Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком. Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.

Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).

Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в статье в нашем блоге.

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Брайан Трейси, автор книги «Управляй своим временем и удвой результаты», предлагает очень похожий на SMART алгоритм постановки целей, а затем предлагает выполнить с помощью него следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём:
    — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей);
    — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;
    — выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:

Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Целеполагание

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.

Термин «целеполагание» применяется для именования краткосрочных обучающих курсов — тренингов, — популярных в бизнес-среде, изучающих системы планирования, методики управления временем, в результате которых должны достигаться:

  • умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;
  • способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;
  • умение правильно устанавливать цели и достигать их.

Результатом целеполагания в производстве и сервисе является увеличение производительности труда и снижение совокупной стоимости владения решением.

Энциклопедичный YouTube