Централизованные государства

Централизация

Смотреть что такое «Централизация» в других словарях:

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — (лат., от centrum центр). Сосредоточение действий или власти в одном общем месте; сосредоточение управления в одних руках и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ лат. centralisatio, от … Словарь иностранных слов русского языка

  • централизация — и, ж. centralisation f., нем. Zentralisation <гр.. Сосредоточение распорядительных действий и власти в одном определенном месте или в руках одного лица. Павленков 1911. Наполеон подвел меня <о Сперанском > к окну, и спросил, каким… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ, централизации. мн. нет, жен. Действие по гл. централизовать и состояние по гл. централизоваться. Централизация власти. Централизация управления. Централизация капитала. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • централизация — концентрирование, соединение, сплочение, концентрация, объединение, группирование, сигнализация, скопление, слияние, сливание, единение, сводка, совмещение, сосредоточение Словарь русских синонимов. централизация сущ., кол во синонимов: 19 • … Словарь синонимов

  • централизация — ЕНТРАЛИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный; сов. и несов., что. Сосредоточить ( чивать) что н. в одном центре, подчинить ( нять) одному центру (в 3 и 5 знач.). . работу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — англ. centralization; нем. Zentralisierung. Сосредоточение ч. л. в одних руках, в одном центре. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

  • централизация — 1. Сосредоточение чего либо в одном месте, в одних руках, в одном центре. 2. Условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления. Тематики бухгалтерский… … Справочник технического переводчика

  • централизация — Тенденция сосредоточения экономической активности вокруг относительно небольшого количества городских центров … Словарь по географии

  • Централизация — в иерархической системе такая реорганизация протекающих внутри системы процессов, при которой часть процессов переводится на более высокий (ближе к корню) уровень иерархии; соответственно, при децентрализации на более низкий (дальше от корня)… … Википедия

  • Централизация — (биологическая) объединение в процессе эволюции отдельных клеток, тканей или органов, выполняющих сходные функции, в единый орган или систему органов. Например, Ц. диффузно расположенных нервных клеток в нервные стволы у ресничных червей; … Большая советская энциклопедия

Централизованное государство — это единая держава, в которой все управленческие и контрольные функции государства сосредоточены в условном «политическом центре». Сильная централизованная власть, объединяет ранее разделенные территории, устанавливает обязательное для всех законодательство, создает единый беспошлинный рынок и устраивает общую столицу.

В период формирования большинства централизованных государств, прослеживается тенденция к установлению неограниченной монархической власти, приобретающей форму абсолютизма. Например, в России конце XV века Великий князь Иван III начал активный процесс сосредоточения абсолютной власти в своих руках. В его время, главным городом России – столицей стала Москва. В столице пребывал сам глава централизованного государства, в ней был собран высший слой законодательной власти и аппарата управления. Здесь же располагались идеологический, культурный и духовный очаги централизованного государства. Российский процесс централизации растянулся больше чем на два столетия и завершился установлением Петром I абсолютизма в начале XVIII века.

Образование централизованных государств обусловлено несколькими обязательными факторами:

  1. Стремление широких народных масс к национальному единству.

  2. Государство (монарх) берет на себя функцию отстаивания интересов всего народа (нации, как политической общности), а не отдельных элитарных групп.

  3. Сплочение нации происходит благодаря усилению власти центра, в противовес ослаблению региональных, этнических и элитарных групп – противников централизации.

  4. Стремлением к упрочению позиций государства на международной арене (внешнеполитический фактор).

Все территориально-административные единицы централизованного государства объединены вокруг сильного центра. Он обеспечивает им реально действующие общее законодательство, единые экономические условия, систему государственной власти, гражданство, суд, налоги, бюджет и определенные социальные гарантии.

Для централизованного государства характерны признаки:

  • унификация вертикали органов государственного управления. Центр предоставляет гражданам единый режим предоставления публичных услуг;

  • обеспечение государством возможности свободно передвигаться в пределах границ страны;

  • позитивное влияние на экономическое развитие страны;

  • создается режим относительного равенства граждан внутри своих социальных слоев, выстроенных в определенной иерархии;

  • автономия местной власти существенно ограничена авторитарным режимом власти;

  • центральная власть берет на себя полномочия по обеспечению граждан гарантированными благами: правами, свободами и безопасностью;

  • государство принуждает всех подданных к исполнению всех обязательств перед центральной властью, соблюдению существующих в рамках централизованного государства законности и правопорядка.

Централизованное государство не является высшей формой в теории развития государства. Многие страны, прошедшие в средневековье стадию централизации территориально-государственного устройства стали федерациями. Авторитарные централизованные государства продолжают существовать в основном в странах, где сильны этно-конфессиональные традиции (Саудовская Аравия, Бруней и т. п.). В настоящее время в государственном строительстве наметилась устойчивая тенденция к децентрализации в целом. Однако по целому ряду позиций централизованное государство, по некоторым показателям эффективна, как система организации общества и сегодня.

Русское централизованное государство

РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО — феодальное многонациональное государство, объединившее к концу 15 — началу 16 веков вокруг Московского великого княжества территории земель и княжеств Северо-Восточной Руси. Государственно-политическим строем Русского централизованного государства, оформившимся к середине 16 века, была феодальная монархия с сословным представительством.

Некоторые социально-экономические предпосылки преодоления феодальной раздробленности начали складываться в Юго-Западной и Северо-Восточной Руси в конце 12 — начале 13 веков. Но этот процесс был прерван нашествием монголо-татар и установлением монголо-татарского ига. Предпосылки централизации в Северо-Восточной Руси вновь возникают в 14 веке, когда здесь начался новый экономический подъем. Происходило восстановление запустевших земель и освоение новых (колонизация в 14-15 веках охватила Север, Северо-Восток и Восток страны). В большинстве государственных образований Севеверо-Восточной Руси постепенно сложился устойчивый комплекс культивируемых старопахотных земель (село и «тянущие» к нему деревни и починки) — постоянных центров сельскохозяйственного производства с относительно стабильным составом рабочего населения. Увеличился объем производимого общественного продукта, сложилась известная общность условий аграрного производства. На этой основе происходил рост феодального землевладения. В землях и княжествах Северо-Восточной Руси сложились стабильные системы всех видов феодальной земельной собственности. Шел процесс концентрации и мобилизации земель, ускоренный увеличением товарно-денежного обращения. В результате этого процесса нарушалась система сложившихся политических границ. Рост феодального землевладения требовал унификации условий функционирования феодальной земельной собственности в масштабах всей страны. Возникала заинтересованность подавляющей части феодалов в успехах централизации. Обострение классовой борьбы крестьян в ответ на наступление феодалов на экономические и юридические интересы крестьянства также увеличивало заинтересованность феодальных собственников в усилении государственного аппарата принуждения и насилия и создании иных его форм.

Особенно интенсивно росло церковное землевладение, что объяснялось привилегированным положением духовных корпораций. Церковное землевладение развивалось прежде всего за счет «черных» крестьянских земель, в колонизуемых районах и частично за счет светской вотчины. Духовные корпорации (митрополичьи и епископские кафедры, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Симонов и другие монастыри) превратились в собственников в масштабе всей Северо-Восточной Руси, в экономически мощную и политически влиятельную часть класса феодалов. Отсюда та поддержка, которую на определенном этапе оказывала великокняжеская власть земельным притязаниям церкви, и сильная заинтересованность духовных феодалов в успехах объединения. На основе освоения новых и заброшенных земель развивалось и светское вотчинное землевладение. По мере роста крупновотчинной собственности вследствие концентрации и мобилизации земель владения части феодалов нарушали границы политических образований. Менялся юридическим статус вотчины, она постепенно приобретала служилый характер. В 14-15 веках произошло резкое увеличение слоя средних и мелких феодалов, владевших землей на условном праве и непосредственно заинтересованных в укреплении центральной государственной власти. Развитие различных видов условного землевладения объяснялось его особой мобильностью. Оно распространялось на «черных» и дворцовых землях, а также на землях церковных и светских феодалов. В конце 15 века возникла поместная система — разновидность условного землевладения, приспособленного к экономическим и политическим потребностям Русского централизованного государства. Объективная заинтересованность подавляющей части феодалов Северо-Восточной Руси в объединении страны реализовалась в противоречивой борьбе различных групп господствующего класса за конкретные пути и методы централизации, за обеспечение своих экономических и политических целей.

Материальные предпосылки объединения в сфере ремесла и торговли складывались по мере восстановления разрушенных и возникновения новых городов. Дифференциация ремесленного производства, начавшийся переход ряда его отраслей в мелкотоварное производство привели к расширению товарного обращения в стране. Происходило складывание местных рынков; постепенно возникали общерусские рыночные связи. Развитие последних происходило на основе естественно-географическое разделения труда и стимулировалось расширением внешней торговли и концентрацией ремесленного производства в крупных городах (Москва, Тверь, Новгород и др.). В результате большая часть торгово-ремесленного населения Северо-Восточной Руси становилась заинтересованной в создании Русского централизованного государства. Однако его позиция была противоречивой, так как образование Русского централизованного государства происходило в значительной мере за счет экономического ограбления и политического подчинения городов. Отдельные слои торгово-ремесленного населения некоторых городов (Тверь, Галич и др.) поддерживали сепаратистские устремления своих князей или, как в Новгороде, церковной и боярской верхушки.

Сохранение ига Золотой Орды, экспансионистская политика Великого княжества Литовского, Ливонского ордена и Швеции стимулировали заинтересованность населения Северо-Восточной Руси, прежде всего господствующего класса, в ускорении централизации. Образование Русского централизованного государства было неразрывно связано с успехами национально-освободительной борьбы. Но постоянное отвлечение значительных средств на внешнеполитические цели тормозило темпы объединения страны.

В итоге острой борьбы двух сильнейших княжеств — Тверского и Московского — победило последнее и Москва стала центром складывающегося Русского централизованного государства (со 2-й половины 14 века). При Дмитрии Донском (1359-1389) она стала во главе освободительной борьбы Северо-Восточной Руси против монголо-татарского ига. При Василии I Дмитриевиче (1389-1425) было присоединено Нижегородское княжество и укрепилось внешнеполитическое положение северо-восточных русских земель: В годы княжения Василия II Васильевича (1425-1462) борьба за централизацию развернулась внутри самого Московского великого княжества и вылилась в феодальную войну 2-й четверти 15 века. На последнем этапе она охватила все государственные образования Северо-Восточной Руси. Разгром галицких князей московского дома и их союзников привел к резкому изменению соотношения сил в пользу великокняжеской власти. В правление Ивана III (1462-1505) образование единой территории Русского централизованного государства фактически было завершено. В его состав были включены Тверское, Ярославское, Ростовское и другие княжества, а также Новгородская земля. Права удельных князей московского дома были ограничены. В 1480 году было свергнуто монголо-татарское иго, а в результате русско-литовской войны конца 15 — начале 16 веков присоединены Вязьма, Брянск, уделы «верховских» князей, Новгород-Северское и Стародубское княжества. В 1-й половине 16 века завершилось складывание территории Русского централизованного государства: ликвидирована независимость Пскова (1510), присоединено Рязанское княжество (1521) и в результате войны с Польско-Литовским государством возвращен Смоленск (1514). В 1552-1556 годы, с присоединением Казанского и Астраханского ханств, начался быстрый рост территории Русского централизованного государства на востоке. В период правления Василия III (1505-1533) и регентства Елены Глинской (1533-1538) были ликвидированы уделы князей московского дома (позднее был реставрирован лишь удел князей Старицких, частично сохранились также уделы служебных князей Воротынских, Одоевских, Мстиславских и др.).

Завершение оформления социальной и государственно-политических структур Русского централизованного государства произошло к середине 16 века. На смену многоступенчатым вассальным отношениям внутри класса феодалов пришли отношения подданства великому князю (с 1547 года — царю). Класс феодалов превратился в значительной мере в замкнутое сословие. Выработалась система чинов господствующего класса. Все светские феодалы делились на чины «думные», «московские» и «городовые» (см. Служилые люди). В соответствии с чином определялись служебные назначения феодалов, устанавливалось их денежное и земельное жалованье («поместные оклады»). Родовой состав первых двух чинов был закреплен в «Государевом родословце» (около 1555 года). Взаимоотношения феодалов внутри этих групп, их служебное продвижение определялось нормами местничества. Этим фамилиям принадлежала большая часть светского вотчинного землевладения. «Городовые» чины, подразделявшиеся на ряд статей, составляли рядовую массу класса феодалов и делились на территориальные корпорации, численный и фамильный состав которых фиксировался в «десятнях». Особенности положения каждой корпорации в конечном счете определялись историческими условиями развития той или иной области. Для этой группы было характерным среднее и мелкое поместное и вотчинное землевладение. «Уложение о службе» (около 1556 года) определило виды и размеры воен. службы всех светских феодалов. Влиятельную часть господствующего класса составляли церковные корпорации. Была закреплена общая юридическая привилегированность класса феодалов. Промежуточным слоем Русского централизованного государства, оформление которого связано с военными реформами середины 16 века и правительственной колонизацией южных областей, были служилые люди «по прибору». В их состав входили стрельцы, пушкари и затинщики (рядовой состав походной и крепостной артиллерии), воротники, сторожа, «кормовые», «городовые» и «поместные» казаки. Они были лично свободными людьми, обязанными государству определенным видом службы, за которую они получали жалованье.

Вырабатывается статус торгово-ремесленных слоев городского населения. Вся земля в городах, за исключением «белых» слобод и дворов, считалась государевой, а посадские люди были тяглым населением, обязанным нести повинности и платить налоги. Привилегированную часть посадского сословия составляли гости и суконники. Население «белых» слобод и дворов, а также частновладельческих городов эксплуатировалось своими феодальными владельцами.

Наиболее угнетенным сословием Русского централизованного государства было крестьянство. Образование Русского централизованного государства не только закрепило развивавшиеся ранее крепостнические тенденции, но в значительной мере предопределило постоянное усиление крепостничества. Крестьянство в зависимости от юридического статуса земли, к которой оно было прикреплено, делилось на черносошное, дворцовое и частновладельческое. Происходили изживание различных форм «обельного» холопства, быстрый рост кабального холопства, сближение реального экономического положения крестьянства и подавляющей части холопов.

Главой Русского централизованного государства был великий князь (с 1547 года — царь), обладавший формально всей полнотой высшей законодательной, судебной и исполнительной власти. Законосовещательным, судебным и исполнительным институтом была Боярская дума, сословно-представительный орган всей светской части феодального класса и прежде всего его аристократической верхушки. Боярская дума в значительной степени ограничивала власть монарха. К середине 16 века возник Земский собор, высший законосовещательный орган, состоявший из Боярской думы, «Освященного собора» (высшие иерархи русской церкви), представителей «московского» и «городового» чинов, а также посадского населения. На рассмотрение Земских соборов, созывавшихся по инициативе правительства, выносились важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. В конце 15 — 1-й половине 16 веков центральными органами исполнительной и судебной власти были великокняжеская Казна, Дворец (Большой и областные) и постоянные комиссии при Боярской думе. К 50-м годам 16 века возникли приказы. Появление и укрепление приказной системы означало рождение бюрократической машины Русского централизованного государства. На смену наместничьей системе местных органов власти, сыгравшей положительную роль в период образования Русского централизованного государства, пришли сословно-представительные институты местного самоуправления (губные и земские избы), находившиеся под контролем центральных органов власти. Во главе их стали представители местного дворянства, зажиточной части посадского населения и черносошного крестьянства. Часть функций местного управления была передана в руки непосредственных агентов правительства (городовые приказчики и т. д.). Реформы 50-х годов 16 века унифицировали финансово-податную систему Русского централизованного государства и закрепили единое общегосударственное право (Судебники 1497 и 1550 годов).

Территория Русского централизованного государства в 50-е годы 16 века (без районов Среднего и Нижнего Поволжья) составляла около 3 млн. км2. На Севере она простиралась до Баренцева и Белого морей, захватывая на Северо-Востоке область Северного Урала. На Северо-Западе Русское централизованное государство граничило с Норвегией, Швецией и Ливонским орденом. Западным и юго-западным соседом Русского централизованного государства было Великое княжество Литовское. Южная граница была неопределенной. К середине 16 века русская колонизация распространилась на районы верховьев рек Оскола, Дона, Воронежа. Восточная граница шла по предгорьям Среднего Урала. На Юго-Востоке находилась территории кочевой Большой Ногайской орды, постепенно попадавшей в вассальную зависимость от Русского централизованного государства. Численность населения Русского централизованного государства в середине 16 века — примерно 7-9 млн. человек. Этническую основу составила великорусская (русская) народность *. Кроме того, в его состав вошли лопари, ханты, манси, коми, удмурты, татары, мари, чуваши, мордва, карелы и др. народы и племена. Включение этих народов в Русское централизованное государство было прогрессивным фактором их дальнейшего историческое развития, но осуществлялось оно прежде всего в интересах господствующего класса и проводилось с помощью методов насильственной христианизации и русификации.

Образование Русского централизованного государства — важнейший этап в историческом развитии нашей страны. Несмотря на всю противоречивость и сложность, процесс объединения русского и других народов в единое государство имел в целом прогрессивное значение. Его завершение и привело к созданию новых, более благоприятных условий для развития экономики страны, культуры ее народов и для решения внутриполитических и внешнеполитических задач.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ — СЛАВЯНЕ. 1969.