Учитель унижает ребенка при классе

Содержание

Если ученик оскорбил учителя в присутствии других учеников, что делать?

Для меня вопрос звучит несколько странно. Ученик оскорбил учителя в присутствии класса. А если он оскорбил учителя с глазу на глаз, то, выходит, что ничего делать не нужно, что ли?

Нужно понимать, что ученик перешёл границу. В этом случае он должен понести наказание, как всякий человек, перешедший границу.

Во-первых, нужно обратиться к классному руководителю, который имеет некоторые рычаги давления, как-то, вызов родителей в школу, объяснение перспектив такого поведения их чада и т.д.

Если это не поможет, то далее следует обратиться или к завучу, или к директору школы.

В любом случае учитель должен добиться того, чтобы перед ним извинились.

Лично мне, когда я только пришла работать в школу, очень помог в подобной ситуации учитель физкультуры, который пользовался большим авторитетом у старшеклассников. После разговора с ним десятиклассник, позволивший себе такую вольность в отношении меня, был вынужден извиниться. С учителем физкультуры приятельствуем до сих пор, а тот ученик спокойно себе закончил школу, имея по моему предмету законную четвёрку (на большее не тянул:-)

Цены на услуги адвоката по уголовным делам

Что делать родителям ученика, которого оскорбляет учитель?

Разбираясь с проблемами ребенка в школе, нужно учитывать, прежде всего, его интересы и выбирать пути решения разногласий с учителем, которые не нанесут ученику вреда. Выстраивать отношения с преподавателями и другими сотрудниками школы следует, руководствуясь нормами закона «Об образовании в РФ», внутренними нормативными документами учреждения и другими законами и локальными актами, регулирующими сложившуюся ситуацию.

Решение проблемы с учителем внутри образовательного учреждения

Суд, полиция, прокуратура – это крайние меры, прежде чем воспользоваться которыми всегда следует попытаться решить вопрос внутри школы. Регулирование преподавательской деятельности и защита прав учеников обеспечиваются законом «Об образовании в РФ» и прочими нормативными документами.

В статье 34 закона указано, что учащийся имеет право на соблюдение в образовательном учреждении по отношению к нему гарантий по уважению чести и достоинства, защиту от оскорблений, унижения, насилия. Согласно 45 статье родитель ученика может защищать его интересы, направляя жалобы:

  1. руководству учреждения;
  2. комиссии по рассмотрению споров, созданной в нем;
  3. контролирующим органам в Министерстве образования.

Если учитель на уроке или в любое другое время оскорбляет ученика, унижает, угрожает, повышает голос, то тем самым он нарушает права ребенка.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу-консультанту в онлайн чате снизу справа

02

Горячая линия
8 800 350 33 86 (регионы РФ)
(Москва и МО)

03

Заказать обратный звонок (кнопка снизу слева), вам перезвонит юрист через 10 минут

Бесплатная консультация адвоката по уголовным делам
Цены на услуги адвоката по уголовным делам

Для начала следует поговорить с ребенком, выяснить ситуацию, спросить, ведет ли себя учитель подобным образом в отношении других учащихся, оскорбляет ли еще кого-нибудь. В случае положительного ответа, лучше связаться с родителями этих детей, чтобы решать вопрос коллективно. Затем нужно спокойно поговорить с учителем, сообщить о том, что его поведение неприемлемо. Если он не отреагирует на просьбу или откажется изменить свое отношение и не прекратит оскорблять ученика, то можно жаловаться директору, инициировать создание комиссии для рассмотрения проблемы.

Есть вероятность, что учительница или учитель не захотят портить свою характеристику, в которую могут быть внесены сведения о дисциплинарных взысканиях, вынесенных в результате разбирательства. Поэтому жаловаться на действия преподавателей руководству школы нужно в любом случае. Это может помочь избежать необходимости обращения в суд или прокуратуру, после чего отношения с администрацией учреждения могут быть испорчены.

Подтверждение факта противоправных действий учителя

Чтобы иметь возможность доказать тот факт, что преподаватель оскорбляет ученика, необходимо как можно подробнее разобраться в ситуации:

  1. расспросить ребенка, несколько раз разными вопросами проверить его рассказ – если он сбивается, путается, сообщает противоречивые сведения, то, возможно, он не говорит всей правды;
  2. поговорить с одноклассниками, родителями других учащихся – свидетельства очевидцев помогут подтвердить утверждение ученика о том, что его оскорбляли;

Если ситуация повторяется неоднократно, можно попросить ребенка сделать запись на телефон или диктофон, но ни в коем случае не провоцировать учителя на агрессию.

Также можно сохранить копии письменных обращений администрации учебного учреждения для подтверждения попыток урегулировать вопрос до суда.

Обращение в суд или другие органы по факту оскорблений

В зависимости от серьезности ситуации, действия учителя могут попадать под ст. 5.61. об оскорблении личности в Кодексе об административных правонарушениях, статей УК №№ 119 (угрозы причинения вреда здоровью, если учитель угрожал насилием или физическим наказанием), 156 (жестокое обращение с несовершеннолетними). По какой именно из них будет проводиться следствие, зависит от того, какие конкретно действия совершал преподаватель. Административным правонарушением считается оскорбление ученика, которое было выражено в неприличной форме, то есть, если преподаватель ругался матом, использовал нецензурную лексику, оскорблял личность и достоинство учащегося, то это может быть расценено как оскорбление в рамках данной статьи.

Что делать родителям ученика, которого оскорбляют, если в школе ситуацию решить не удалось? В этом случае можно обратиться с жалобой или заявлением:

  1. в полицию;
  2. в суд;
  3. в прокуратуру.

Для этого в заявлении или иске нужно указать ответчика (это может быть учитель, а также учебное учреждение), кратко описать ситуацию, выразив суть претензий. Куда именно обращаться, следует решать в зависимости от ситуации. В конечном итоге дело будет рассмотрено в суде, если предварительное следствие подтвердит факт нарушения прав несовершеннолетнего. Подробное разбирательство будет проведено по факту получения заявления. Прокуратура и полиция передают документы в суд, произведя расследование. В суде могут вызвать свидетелей для восстановления деталей произошедшего. От лица учащегося выступают его официальные представители.

Чтобы не усугублять ситуацию стоит научить ученика правильно и спокойно отвечать, когда его оскорбляют или нарушают его права. Нужно помнить, что учитель также защищен от оскорблений и унижений. Поэтому следует спокойно сообщить о том, что нарушение этических норм и прав личности недопустимо и в случае, если противоправные действия не прекратятся, то родители будут вынуждены принять меры. Последние также должны корректно и не агрессивно общаться с представителями учебного учреждения, чтобы не давать повод для ответных обвинений.

Дальнейшее обучение может быть омрачено после окончания процесса. Поэтому прежде чем обращаться в органы, расследующие правонарушения, следует подумать о последствиях для несовершеннолетнего. Возможно, проблему легче будет решить переводом к другому преподавателю или в другое заведение. В подобных случаях многое зависит от человеческого фактора, готовности администрации и сотрудников школы идти на контакт, разбираться в проблеме.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Полезная информация по уголовным делам

  • Привлечение к уголовной ответственности за клевету
  • Статья за клевету в интернете
  • Ложный донос об изнасиловании
  • Защита против клеветы
  • Обвинение в клевете
  • Обвинение в краже без доказательств
  • Подать в суд за оскорбление личности
  • Жалоба на оскорбление личности
  • Штраф за клевету
  • Ответственность за клевету на должностное лицо
  • Насильственные действия — статья 132 УК РФ
  • Если начальник орет и унижает: куда жаловаться?
  • Оскорбление несовершеннолетнего ребенка: статья
  • Сосед угрожает расправой: что делать
  • Ответственность за нарушение тайны переписки
  • Иск за клевету
  • Наказание за публичное оскорбление личности
  • Имеет ли право учитель оскорблять ученика
  • Ущемление прав несовершеннолетних детей
  • Покушение на изнасилование
  • Шантаж в интернете — статья УК РФ 163
  • Обвинение в изнасиловании
  • Ответственность за невыплату заработной платы
  • Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни
  • Что делать, если угрожают по телефону
  • Наказание за заведомо ложные показания
  • Образец заявления об угрозе жизни
  • Оскорбление сотрудника полиции при исполнении

Ответственность учителя за оскорбление ученика

09.06.2017 Преступления против чести и достоинства 0 комментарии

Преподаватель — это сложная профессия. Она требует от человека большого профессионализма, а главное выдержки. У некоторых не хватает терпения, и они срываются на учениках, оскорбляя их, унижая достоинство. Если вы столкнулись с ситуацией, когда учитель в школе или в каком-либо другом учебном заведении систематически оскорбляет вашего ребенка, прилюдно критикует, высмеивает, демонстрируя, таким образом, предвзятое отношение, вы, как любящий родитель, просто обязаны отреагировать.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с оскорблением ученика, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с оскорблением ученика, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Права и обязанности участников учебного процесса

Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.

В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.

Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.

Какими должны быть действия родителя, чьего ребенка оскорбили?

Одним из главных способов защиты интересов собственных детей является направление родителями официального обращения в органы, контролирующие работу образовательного учреждения, это также может быть комиссия по урегулированию споров. Родители имеют право потребовать провести подробное дисциплинарное разбирательство, направленное на педагога. По его результатам работник учебного заведения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже уволен. Предусматривается возможность обращения пострадавшей стороны в суд с требованием возместить моральный ущерб, в этом случае не лишним будет обратиться к адвокату.

Любой родитель имеет право на требование прекратить действия со стороны педагога, нарушающие права ребенка. Какие именно меры будут предприняты, зависит от личных особенностей преподавателя, директора и общей ситуации в учебном заведении. Немаловажное значение имеет, насколько удастся доказать факт осуществления унижающих действий, высказываний, оскорбляющих личность ученика.

Что можно предпринять?

  1. Не оставляйте без внимания жалобы своего ребенка на то, что его обижает преподаватель. Если обидчик готов к диалогу, можно попытаться решить проблему мирным путем, ограничившись личным разговором. Постарайтесь донести до работника образовательного учреждения, что ваш ребенок не привык к подобному обращению. Нужно акцентировать внимание на том, что подобные действия со стороны педагога просто недопустимы.
  2. Если же личная беседа не дала результатов, можно переходить ко второму способу воздействия на ситуацию — написать заявление на имя директора. Оно может быть составлено в индивидуальном порядке или коллективно. В своем обращении обязательно перечислите факты, обстоятельства, которые, по вашему мнению, нарушают законные права ребенка на уважении его чести, достоинства. Не забудьте попросить о принятии соответствующих мер воздействия, в некоторых ситуациях уместно привлечение к дисциплинарной ответственности учителя за оскорбление ученика.
  3. Вы можете направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов между участниками учебного процесса. Инициаторами обращения могут быть как родители, так и сами ученики. Но! В составе комиссии обязательно должны быть родители. Чтобы жалоба не была воспринята как наговор, по возможности привлеките других родителей с вашего класса — такое заявление директор просто не сможет проигнорировать.
  4. Самой крайней мерой является обращение с иском в суд, правоохранительные органы, прокуратуру или инспекцию, осуществляющую контроль процесса образования. Здесь не помешает помощь опытного юриста.

Важно! Если никаким из описанных выше способов исправить ситуацию не удалось, тогда стоит задуматься о переводе ученика в другой класс или школу. Руководствоваться нужно Уставом общеобразовательного учреждения, там четко описан порядок перевода ребенка в другую школу.

Последствия нарушения для учителя

При условии того, что факты непрофессионального и неэтичного поведения все же установлены, учитель привлекается к дисциплинарной ответственности, а в некоторых ситуациях даже увольняется. Если грамотно подойти к решению данной проблемы, а именно обратиться к профессиональному адвокату, то можно добиться привлечения обидчика не только к административной, но и уголовной ответственности. Нарушение прав ребенка для учителя может обернуться наложением административного штрафа в размере в пределах 1-3 тысяч рублей. При обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба.

Если вы столкнулись с тем, что вашего ребенка обижают в школе, да еще и учитель, умалчивать об этом не нужно. Не устранив проблему сразу, могут пострадать и другие дети. При обращении в прокуратуру, что делается в самом крайнем случае, пишется заявление, в котором указывается максимально подробная информация о правонарушении, будьте готовы к тому, что вас будут опрашивать по делу. По результатам предварительной проверки может быть вынесено решение об открытии административного дела. Следующим этапом является осуществление более детального расследования прокуратурой, это может длиться около года (крайний срок). Когда доказательная база собрана, дело направляется в суд, чтобы не было допущено никаких ошибок, рекомендуется обратиться к адвокату. Если все сделать правильно, дело будет рассмотрено в одном заседании, а приговор удовлетворит вас как истца.

Оскорбившая детей учительница объяснила, что имела в виду

Новый учебный год подобен новому сезону сериала. Тема вечная, посильнее Санта-Барбары. Очередная серия снята в школе №695 в Пушкине. Учительница ругает учеников. Произошедшее снято по-репортерски скрытно, даром, что снимал шестиклассник, да еще обитатель задней парты, которую в 80-е называли «камчаткой».

Учительница кричит на учеников. Сейчас эта тема информационно выверенная, надежная. За нею обычно следует праведный родительский гнев: да как смеют учителя так разговаривать с моим ребенком! Особенно задевает слово «бедные». Это как личный выпад для родителей даже со средним уровнем дохода.

И началось то самое общественное осуждение. Неважно, что выложен только отрывок, неважно, что он вырван из контекста. Подумаешь, у учителя 33 года рабочего стажа в школе, сейчас модно считать учителей извергами. Хотя педагоги сейчас бесправны как никогда, а дети, которые не всегда осознают последствия своих действий, находят удовольствие в том, чтобы вывести училку из себя и выложить видео в Facebook.

Наконец-то появились факты. Происходило все на уроке музыки. Кто учился в школе, тот поймет: дисциплиной уроки музыки редко отличаются. Как выяснил корреспондент НТВ Илья Федосов, у педагога не хватило нервов, учитывая, что, по ее словам, дети проявили неуважение к теме Великой Отечественной войны. И речь шла о бедности духовной. С учетом этих фактов слова учительницы воспринимаются иначе.

«Тупые» — явно оскорбительное слово, и, по мнению руководства школы, педагог даже в стрессовой ситуации не должен себе позволять себе такие высказывания. Прокуратура Петербурга не могла проигнорировать общественный резонанс и занялась изучением обстоятельств этого дела.

В школе прошло родительское собрание. На нем учитель уже принесла извинения детям и родителям. Кто-то их принял, кто-то нет. Учитель на больничном. Детям весело, это же не русский язык, не математика. ЕГЭ по музыке им не грозит. А взрослые рассуждают о том, как тонка грань между учителем-абьюзером и женщиной, доведенной до нервного срыва.

«Хорошего учителя никто никогда не оскорбит». Директор школы, юристы и психолог — о штрафах за оскорбление педагогов

Профсоюз учителей подготовил законопроект, в котором предлагает ужесточить ответственность за оскорбления и издевательство над учителями — например, ввести штраф до 5 000 рублей за хамство, а за ненадлежащее воспитание ребёнка увеличить сумму наказания до 3 000 рублей. В особо тяжёлых случаях, когда школьник нападает на учителя и наносит ему травмы, предлагают ввести уголовную ответственность. Мы попытались разобраться, что такой закон будет значить для школ, детей и родителей.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

«Если тебя оскорбляют ученики, значит, ты это оскорбление спровоцировал»

Ефим Рачевский, директор школы № 548

Знаете, на что это похоже? На ситуацию: «Я полюбил женщину, а она не отвечает мне взаимностью. Я обращаюсь в районный отдел полиции. Не можете ли вы её оштрафовать?»

В основе этого законопроекта лежит непонимание одной глубинной вещи. Учитель и ученик по определению не могут быть равными правовыми субъектами. Ученик не обладает всей правовой полнотой, потому что он ещё несовершеннолетний. А учитель — взрослый, наделённый знаниями основ педагогики, особенностей возрастной психологии, жизненным опытом.

Есть такая латинская поговорка: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». А я её переверну: что позволено ребёнку, то взрослому не позволено. Такие инициативы, как правило, исходят от учителей, которые отличаются достаточно высоким уровнем непрофессионализма.

Хорошего учителя никто никогда не оскорбит. А плохому учителю нечего делать в школе

Если к нему подойти и сказать: «Ты козёл, или…»? Тогда мы уже попадаем под статью какого-либо кодекса — вот тебе и штраф. Зачем же выделять учителей в отдельную категорию оскорбляемых? Это попытка кальки с закона об оскорблении власти. Но если представитель, к примеру, муниципальной или региональной власти ведёт себя как нехороший человек? А потом мы узнаем, что он ещё и взяточник?

В российском законодательстве всё уже есть. Если какой-нибудь нетрезвый папа придёт к классному руководителю проблемного сына и оскорбит — он, как гражданин, может написать заявление в полицию и закон будет на его стороне. Чего ещё выделять-то?

Давно пора перестать считать, что учитель — это эксклюзивная профессия. Она не эксклюзивная, а массовая. В России сегодня больше миллиона учителей. Есть такое классическое поздравление с Днём учителя: «Желаем вам успехов в вашем нелёгком, но благородном деле». Тот, кто это писал, по всей видимости, не спускался в шахты Норильска. Учитель — это прекрасная профессия. И профессионал получает удовольствие от своей работы. Плюс к этому у него ещё есть двухмесячный отпуск и льготная пенсия по выслуге лет.

Учитель имеет дело не с потоком неудовлетворённых дольщиков жилья, а с благодарнейшей частью человечества — с детьми. Это кайф

Если они тебя оскорбляют, значит, ты это оскорбление спровоцировал. Бывают, конечно, случаи, когда ты не провоцируешь, а становишься жертвой. Но они единичны и с ними нужно разбираться индивидуально и профессионально. А педагог это сделает лучше любого стража закона.

В стране 16 миллионов школьников. Случаев, когда обижают учителя, — немного, но каждый из них, попадая в сеть, создает ощущение массовости. Даже если кто-то кого-то оскорбил, нужно разбираться с каждым конкретным случаем, и совсем необязательно использовать для этого репрессивно-правовые методы воздействия. Здесь нужны педагогические методы взаимодействия.

Представьте себе школьника, которого отвергла девочка из параллельного класса. У него мир переворачивается и жизнь рушится, а ему говорят, что он неправильно написал слово «корова». Конечно, он может отреагировать непредсказуемо. Звать полицию? Или поговорить?

«Профсоюз учителей хочет полностью снять с себя обязанности по воспитанию детей»

Юрист «Правозащиты Открытки» Эльза Нисанбекова

Действующее законодательство направлено на логичную структуру: взрослые люди — учителя, родителя, воспитатели — должны воспитывать ребёнка. Профсоюз учителей, похоже, полностью хочет снять с себя обязанность по воспитанию детей и перекинуть её на правоохранительные органы. Например, в законопроекте предлагают сообщать в комиссию по делам несовершеннолетних о детях, оскорбивших учителя. То есть вместо того, чтобы объяснить ребёнку, что плохо, а что хорошо, предполагается, что это сделает сотрудник ПДН.

Также в новом законопроекте требуют выделить педагогических работников в отдельную социальную группу и наказывать особо за совершение противоправных действий в их отношении. Об этом, в частности, говорят предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс и КоАП РФ. Это, на мой взгляд, излишне, ведь административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения 16 лет. Примерно в этом возрасте дети уже оканчивают школу. А более молодых школьников будет невозможно привлечь к административной ответственности. Если говорить о привлечении к уголовной ответственности — там тоже по общему правилу возраст уголовной ответственности наступает в 16. За особо тяжкие преступления — в 14.

Я безусловно согласна, что наносить побои педагогическим работникам недопустимо, но Уголовный Кодекс уже содержит аналогичные статьи

Например, об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (статья 111) или об умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (статья 112). Выделение отдельного наказания за причинение вреда педагогическому работнику не обосновано. Что касается какой-то дополнительной ответственности для родителей нерадивых учеников, то её законом не предусмотрено.

А ещё законом никак не прописана дополнительная процедура какого-то расследования, в случае, если неправомерные действия ученика стали следствием неправомерного поведения учителя. Но у нас есть действующее законодательство, которое предусматривает возможность расследования всех обстоятельств дела и право на самозащиту.

«Задача педагога — видеть в ребёнке человека, даже если он пытается тебя обидеть»

Психолог Анна Боева

В российском современном образовании, к сожалению, очень сильна конкуренция между учителями и родителями. Последние стараются много ответственности переложить на школу, а школа — на родителей, и, самое неприятное, школа боится родителей. Сейчас государственная система устроена так: если ты написал жалобу, тебе в руки попадает очень много власти. Школа в некотором смысле находится в заложниках: и постоять за себя не может, и сделать так, как считает нужным, тоже не может, потому что боится, что родители возмутятся. Кажется, что такой законопроект — это попытка школы «огрызнуться» на тему того, что происходит. А происходит вседозволенность.

Рамки для детей и родителей очень расширены. В воздухе витает идея, что родитель — всегда заказчик, что клиент всегда прав. Но это не так

Школа — это место, где должны прививаться ценности, где дети должны справляться с трудностями. Это не значит, что нужно бить или жестоко их наказывать, но значит, что в школе есть ситуации, где нужно прикладывать усилия — и родителям, и детям.

Я думаю, такой закон будет неэффективен. Современные исследования показывают, что позитивные подкрепления работают лучше, чем наказания. Они, в большинстве своём, неэффективны. Идея про штрафы даже как-то нелепо звучит. Учитель должен воспитать ребёнка и, в частности, научить его разговаривать, корректно выражать своё отношение и прочее. Но я думаю, что школы очень связаны по рукам и ногам.

Задача педагога — видеть в ребёнке человека, даже если он пытается тебя обидеть. Надо понять: что сейчас происходит, почему он так реагирует? Живые реакции — это хороший опыт для ребёнка его возраста: так он понимает, к чему приводит тот или иной формат общения. Важно давать обратную связь.

Подростки — это правда очень сложная категория людей. С ними сложно работать любому человеку, потому что это много драйва, но и одновременно много трудностей — они очень неустойчивые создания и находятся в состоянии «перерождения». Это вызывает очень много чувств, с которыми надо справляться.

Подросткам границы важнее, чем многим другим. Если ребёнок может так себя вести, значит, ему не хватает каких-то правил. И учителя, и родители должны ставить рамки. Все находятся в одной лодке — все хотят вырастить счастливого человека. И если мы все будем биться между собой — психологи — с учителями, учителя — с родителями, а родители — с психологами, этой цели никто не достигнет.

«Я не вижу никакой логики этих поправок в принципе»

Алёна Попова, юрист, правозащитник, сооснователь «Вместе против травли»

Поскольку в России никак не профилактируется насилие, все нормы, ужесточающие ответственность за насилие или оскорбление в отношении педагога, кусочные и ни к чему не приведут. В законе об образовании и так отмечен особый статус педагогов по отношению к ученикам. Они и так должны соблюдать дисциплину и нормы учебного заведения. Родители и так (в соответствии с законами РФ) несут полную ответственность за деяния не полностью деликтоспособного несовершеннолетнего, то есть ребёнок не несёт полной ответственности за свои действия или бездействия в соответствии с законом.

Моя бабушка была завучем в советской сибирской сельской школе. И меня родители воспитали так, что учителя казались богами, несущими мне знания. Это моё отношение сложилось в том числе и потому, что учителя уважали нас и никогда не позволяли себе травлю, буллинг, оскорбления или унижение нашего человеческого достоинства.

Давайте зададимся вопросом, а почему не проводят профилактику буллинга в школе?

В том числе со стороны учителей. Мы знаем массу случаев, когда педагоги, например, называют детей «тупой/тупая», «скелет», «косоглазая», тем самым поддерживая и создавая дикую травлю детей. Часто учителя потакают ей.

Поэтому не вижу никакой логики в этих поправках в принципе. Это односторонняя идея, которая приведёт не к решению проблемы неуважения к учителям (а она и правда огромная), а к росту буллинга и молчания о нём, если учитель травит ученика. Все меры должны быть логичными, системными и профилактическими. С насилием и неуважением надо бороться не такими же методами, а профилактикой. Об этом мы много лет говорим.

В течение недели «Мел» пытался связаться с заместителем председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовью Духаниной, которая, как сообщалось, поддерживала данную инициативу. Ответа на запрос о комментарии мы пока не получили. В интервью «Комсомольской правде» от 29 февраля она говорила: «Я к этим законопроектам отношения не имею. Ставить свою подпись под документом коллег-депутатов я отказалась. И профсоюз со своими штрафами не вовремя объявился».